takya.ru страница 1
скачать файл

на базе среднего профессионального и

высшего профессионального образования


Международная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная ассоциация развития науки, образования и культуры России (Италия) НОУ ВПО «Институт управления»
(г. Архангельск)


----------------------------------------------------ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ
Учебно-методические материалы

дисциплины «Экономика общественного сектора»

для студентов направления
080100.62 Экономика,

профиль подготовки – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
ЯРОСЛАВЛЬ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

2012
СОДЕРЖАНИЕ:



1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 2

2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 2

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 9

4.1. Основная литература 9



4.2 Дополнительная литература 9



1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1

Цель изучения дисциплины состоит в

формировании прочной теоретической базы для понимания механизма экономики общественного сектора, обучении работе с нормативными и правовыми документами, а также привитии практических навыков в расчете доходной базы и направления средств в общественный сектор экономики.

1.2

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1.2.1

ознакомление студентов с закономерностями функционирования экономики общественного сектора;

1.2.2

привитие навыков работы с нормативными правовыми документами в сфере экономики общественного сектора

1.2.3

изучение основных терминов, понятий и показателей общественного сектора экономики

1.2.4

ознакомление с основными моделями общественного сектора

1.2.5

обоснование выбора метода анализа и полученных результатов по расходам в общественном секторе

1.2.6

овладение способами построения, расчета и анализа систем показателей в общественном секторе экономики



2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


ОК-3 способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса: события и процессы экономической истории, МЕСТО И РОЛЬ СВОЕЙ СТРАНЫ в истории человечества и в современном мире

Знать

определение основных экономических категорий в экономике общественного сектора

Уметь

воспроизводить накопленные знания по экономическим дисциплинам и использовать их с целью формирования логических размышлений в экономике общественного сектора

Владеть

методами теоретического анализа существующей ситуации в системе общественного сектора, в оптимизации государственной экономической политики

ОК-4 способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе и прогнозировать возможное их развитие в будущем

Знать

содержание основных нормативных правовых документов в сфере экономики общественного сектора

Уметь

использовать нормативные и правовые документы по экономике общественного сектора и в своей профессиональной деятельности

Владеть

навыками анализа тенденций развития экономической системы страны

ОК-5 умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.

Знать

содержание основных нормативных правовых документов и типовые методики расчета показателей в сфере общественного сектора

Уметь

ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу общественного сектора и выбирать нужный порядок расчета показателей

Владеть

методами (методиками) расчета различных коэффициентов, применяемых в сфере общественного сектора.

ОК-6 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

Знать

место показателей общественного сектора в экономике России

Уметь

проводить расчеты в целях определения источников формирования и объема финансовых ресурсов для общественного сектора на плановый период

Владеть

навыками выражения устной и письменной речи с использованием экономических категорий в профессиональной деятельности

ПК-8 Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально экономических процессах и явлениях, выявить тенденции изменения социально-экономических показателей

Знать

отечественный и зарубежный опыт экономики общественного сектора

Уметь

анализировать и интерпретировать информацию, содержащуюся в общественном секторе

Владеть

способами анализа бюджета общественного сектора

ПК-9 Способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и аналитический отчет

Знать

источники статистической информации, содержащие сведения о динамике изменения показателей общественного сектора с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов

Уметь

анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей

Владеть

навыками осуществления методик сбора, обработки и анализа данных по общественному сектору, необходимых для решения статистических задач

ПК-15 способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин

Знать

отечественные и зарубежные источники информации, содержащие сведения об экономике общественного сектора, а также методики сбора, обработки и анализа финансовых данных

Уметь

собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет в отношении основных показателей экономики общественного сектора

Владеть

навыками сбора, обработки, анализа показателей и предоставления требуемой для информационного обзора /или аналитического отчета формы


В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

2.1

Знать:

2.1.1

сущность экономики общественного сектора;

законы Российской Федерации, Указы Президента РФ, постановления органов власти и управления различных уровней и другие руководящие документы, регламентирующие функционирование общественного сектора;

порядок формирования общественного сектора и его основные модели

организационную структуру общественного сектора.



2.2

Уметь:

2.2.1

определять объект общественного сектора; использовать основные формулы управления и модели для проведения расчетов и решения задач;

проводить классификацию, выбирать главное, сравнивать;

анализировать, систематизировать и обобщать статистическую информацию.


2.3

Владеть:

2.3.1

навыками работы с законодательными актами общественного сектора;

приемами применения теоретических знаний при практической деятельности в отдельных элементах общественного сектора;

навыками сбора, обработки, анализа показателей и коэффициентов и предоставления в требуемой для целей профессиональной деятельности форме.



3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


занятия

Наименования разделов и тем

Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению

Вид занятия

Трудоёмкость(час)

Раскрываемые компетенции

Литература

Раздел1. Общественный сектор и государство

1-1


Тема№1
Современные тенденции в развитии экономики общественного сектора.

1.Понятие общественного сектора и его сущность

2.Принципы и функции общественного сектора

3.Структура общественного сектора и его доля в национальном доходе

4.Институциональные формы организации общественного сектора



Лекция

2

ОК-3,4,6; ПК-15

Л1.1,Л1.3,

Л1.6,Л2.1, Л2.3



1-2

1Масштабы общественного сектора.

2 Понятие приватизации государственного и муниципального имущества.

3. «Третий» сектор, негосударственные, некоммерческие организации.

4.Цели и методы финансирования государством негосударственных некоммерческих организаций.

5.Обеспечение функционирования субъекта общественного сектора экономики.


Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (СРС)

6

Л1.3,Л1.2,Л1.5,

Л2.2,Л2.4,Л3.3



Раздел 2. Общественные блага и общественный выбор

2-1


Тема№2. Общественные блага и их свойства

1.Государство как поставщик общественных благ.

2.Свойства общественных благ.

3.Чистые и смешанные общественные блага.

4.Спрос на общественные блага.



Лекция


1

ОК-3,4,6

Л1.2,Л1.3,

Л1.7,Л2.1,Л2.4,Л3.4



2-2

1.Расчитать издержки перераспределения.

2.Описать процедуру Кларка- Гроувса.



Практическое

1

Л1.1, Л1.2, Л1.6, Л2.2

2-3

1 Оптиум по Парето и основные теоремы экономики благосостояния.

2.Парето - улучшения.

3.Критерии Калдора-Хикса.

4.Общественное благосостояние в переходной экономике.



СРС

2

Л1.1,Л1.2, Л1.6,Л1.7, Л2.2

3-1

Тема№3.

Общественный сектор в финансовой системе




1.Государственная финансовая система.

2.Источники формирования бюджета для общественного сектора.



Лекция

2

ОК-3,4,5,6; ПК-8

Л1.3,Л1.4,

Л3.1,Л3.4



3-2


1.Расчет доходной базы общественного сектора.

2.Расчет расходной базы общественного сектора.



Практическое

1

Л1.3,Л1.4,Л3.1,Л3.3


3-3

1.Утилитаристская,бантамианская, роулзианская и либертаристская трактовка общественного благосостояния.

2.Бюджетное устройство и бюджетная система..

3.Структура бюджета и направления расходования средств.

4.Бюджетный процесс.



СРС

2

Л1.3,Л2.1,Л.2.3

4-1

Тема№4

Общественный выбор.



1.Механизм рационального коллективного выбора.

2.общественный сектор: потребители и поставщики.

3.Аппарат исполнительных органов.

4.Бюрократия и неэффективность.



Лекция

1

ОК-3,4,5,6

Л1.3,Л2.2,Л3.5

4-2

1.Определить группы факторов, препятствующих принятию и реализации эффективных решений государства в сфере общественного выбора.

2.Определить приоритетные направления устранения изъянов государства в направлении рационализации общественного выбора.



Практическое

1

Л1.3,Л2.2,Л3.6

4-3

1.Концепция изъянов государства.

2.Сочетания изъянов рынка и изъянов государства.

3.Равновесие Линдона.

4.Мировые модели устранения изъянов государства.



СРС

5

Л1.3,Л1.6,Л2.3,Л3.5

4-4

1 Нерыночное согласование предпочтений и механизм рационального коллективного выбора.

2.Механизм голосования. Парадокс Кондорсе.



СРС

5

Л1.3,Л2.4

Раздел 3.Финансовые показатели общественного сектора

5-1

Тема№5

Доходы и общественные расходы.



1.Источники доходов общественного сектора.

2.Сферы действия налогов и общее равновесие.

3.Формы общественных расходов.

4.Направления общественных расходов.



Лекция

2

ОК-3,4; ПК-8,9


Л1.2,Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л2.3, Л2.4

5-2

1.Определить поддержание баланса между экономической эффективностью и перераспределением.

2.Определить эффективность общественных расходов и оценить затраты и результаты в частном и общественном секторах.



Практическое

1

Л1.2,Л1.3,Л2.4

5-3

  1. Факторы снижения налогового бремени по прямым и косвенным налогам.

2.Стабильность действия правовых налоговых норм

СРС

4

Л1.2,Л1.3,Л2.1

5-4

1.Связь налогов с бюджетной системой, хозяйственной и социальной ситуацией.

2.Справедливый налоговый режим.

3.Стимулирование притока капитала.

4.Избыточное налоговое бремя.

5.Оптимизация ставок налогов.


СРС

3

Л1.2,Л1.3,Л3.2

5-5

1.Сферы действия программ общественных расходов.

2.Взаимозависимые предпочтения и общественные расходы.

3.Системаналогообложенияввидеединогоналоганавмененныйдоход.

4.Расходы по обеспечению макроэкономического равновесия.



СРС

3

Л1.2,Л1.3,Л.3.2,Л3.3





ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

108

АУДИТОРНЫХ ЧАСОВ:

12

в т.ч. Лекции

8

Практические занятия

4

Семинарские занятия




Лабораторные работы

0

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

92

в т.ч. подготовка к лекциям и другим видам занятий

30

подготовка реферата

0

выполнение домашней контрольной работы

30

выполнение курсовой работы (проекта)

0

подготовка к зачету

32

другие виды самостоятельной работы

0

составление проекта

0

подготовка доклада

0

подготовка сообщения

0

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ - ЗАЧЕТ

4



4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)



Код источника


Библиографическое описание источника

Количество (для источников на бумажных носителях)

4.1. Основная литература


Л 1.1

Аткинсон Э.Б., Стриглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. М.: Аспект Пресс, 2008.




Л 1.2

Безденежных М.М. Экономика общественного сектора. Новосибирск: Изд – во НГТУ, 2008.




Л 1.3

Егоров Е.В. Экономика общественного сектора: курс лекций. М.: экономический факультет, ТЕИС,2008.




Л1.4

Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федер. закон № 145-ФЗ: принят Гос.Думой 31 июл. 1998 г.].




Л 1.5

Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период.




Л 1.6

Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: изд – во МГУ,2007.




Л 1.7

Стриглиц Дж.Э. Экономика государственного сектора, М.: изд – во МГУ: ИНФРА – М,2007.



4.2 Дополнительная литература


Л 2.1

Афанасьев М.П. Бюджетная политика и бюджетный процесс М.: Юнити – Дана,2008.




Л 2.2

Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы,Юнити,2009.




Л 2.3

Брызгалова И.В., Огородников В.И. Государственный сектор в современной экономике. Новосибирск: НИЭПиП,2008.




Л 2.4

Засухин А.Т. Доходы и налоги. М.: ОАО НПО изд –во «Экономика»,2008.




4.3 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Л 3.1

www.expert.ru (Эксперт)




Л 3.2

Департамент финансов Ярославской области. Мониторинг и анализ показателей финансовой сферы Ярославской области / [Electronic resource]. – Mode of access: World Wide Web. URL: http://http://www.yar.ifinmon.ru/Index.aspx.




Л 3.3

Министерство финансов РФ. Официальный сайт / [Electronic resource]. - Mode of access: Word Wide Web. URL: http://http://www1.minfin.ru, http://info.minfin.ru/.




Л 3.4

www.akm.ru (Информационное агентство АК&М)




5. МАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу отводится 85,2 % учебного времени.

Самостоятельная работа студентов представляет собой осознанную познавательную деятельность студентов, направленную на решение задач, определенных преподавателем.

В ходе самостоятельной работы студент решает следующие задачи:

– самостоятельно применяет в процессе самообразования учебно-методические материалы, разработанные профессорско-преподавательским составом филиала (Института) в помощь студенту;

– изучает учебную и научную литературу, углубляет и расширяет знания, полученные на аудиторных занятиях;

– осуществляет поиск ответов на поставленные преподавателем вопросы и решает задачи;

– самостоятельно изучает отдельные темы (разделы) дисциплины;

– самостоятельно планирует процесс освоения материала в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса;

– совершенствует умение анализировать и обобщать полученную информацию;

– развивает навыки научно-исследовательской работы.

Самостоятельная работа студента включает виды занятий и перечень вопросов для самостоятельного изучения, отраженные в пункте 4 «Структура и объем дисциплины по видам учебной работы» рабочей программы дисциплины.:


В качестве видов самостоятельной внеаудиторной работы студентов предусмотрены:

подготовка к лекциям и другим видам занятий;

выполнение домашней контрольной работы.

подготовка к зачету.


5.1. Примерная тематика контрольных работ:

1. Общественный сектор экономики в рыночной системе России.

2.Теория общественного благосостояния и место в ней экономики общественного сектора.

3.Роль государства в формировании и развитии экономики общественного сектора.

4.Роль и значение экономики общественного сектора в зарубежных странах.

5.Структура экономики общественного сектора в России.

6.Механизм управления экономики общественного сектора.

7.Муниципальная экономика общественного сектора.

8.Роль естественных монополий в функционировании экономики общественного сектора.

9.Труд в экономике общественного сектора.

10.Экономика общественного сектора и проблемы бедности.
Тему контрольной работы студент выбирает в соответствии с последней цифрой шифра зачетной книжки.
6. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1 Программные вопросы для подготовки к зачету:

1. Экономика общественного сектора, ее зарождение. Цели, задачи, предмет исследования экономики общественного сектора.

2. Изъяны рынка и перераспределение. Парето-эффективность.

3. Общественный сектор и теория прав собственности. Государственные финансы.

4. Общественный сектор в условиях перехода к рынку и его масштабы.

5. Свойства общественных благ. Чистые и смешанные общественные блага. Совокупный спрос на чисто общественное и чисто частное благо.

6. Общенациональные, локальные и социально значимые общественные блага.

7. Спрос на общественные блага. Равновесие в сфере производства общественных благ.

8. Перераспределительные процессы и эффективность. Издержки перераспределения.

9. Принцип компенсации. Эффективность и справедливость.

10. Общественное благосостояние. Функции общественного благосостояния.

11. Теория общественного выбора. Механизм голосования. Коллективный выбор.

12. Политический процесс. Политико-экономический кругооборот. Современные политические системы.

13. Альтернативные правила принятия коллективных решений.

14. Общественный выбор в условиях прямой и представительной демократии.

15. Бюрократия и неэффективность.

16. Источники государственных доходов. Объекты и цели налогообложения.

17. Виды налогов. Налоговые системы.

18. Критерии оценки систем. Взаимосвязь и противоречия критериев.

19. Распределение налогового бремени на конкурентных рынках.

20. Перемещение налогового бремени в условиях монополии.

21. Сфера действия налога и общее равновесие. Эквивалентные налоги.

22. Распределение налогового бремени на рынке труда.

23. Налогообложение и излишек потребителя. Факторы, влияющие на величину налогового бремени.

24. Избыточное бремя налогообложения товара на монополизированном рынке.

25. Избыточное бремя налогообложения доходов, накоплений.

26. Цели и ограничения налоговой политики.

27. Формы общественных расходов. Государственные расходы в Российской Федерации.

28. Перемещение выгод и искажающее действие общественных расходов. Взаимозависимые предпочтения и общественные расходы.

29. Общественное страхование. Структура государственных расходов на социальную сферу. Взаимосвязь социальной помощи, общественного и частного страхования.

30. Общественные расходы и производство в государственном секторе.

31.Виды контрактов. Типы организаций.

32.Оценки затрат и результатов в частном и общественном секторах. Критерии оценки.

33.Анализ издержек и результативности. Анализ издержек и выгод.

34.Альтернативные варианты и корректировка рыночных цен.

35.Содержание и принципы бюджетного федерализма. Федерализм и функции государственных финансов.

36.Численность населения и масштабы производства локальных общественных благ.

37.Функции и расходы территориальных бюджетов. Доходы территориальных бюджетов.

38.Бюджетные гранты.

39.Особенности российского бюджетного федерализма.

40.Межбюджетные отношения и механизмы регулирования бюджетов.


6.2 Примерные варианты тестов по дисциплине



ВАРИАНТ 1.

  1. Для каждого из следующих политических изменений, является или не является каждое конкретное изменение улучшением по Парето:

1) разбивка парка, финансируемая за счет увеличения ставки местного имущественного налога;

2) разбивка парка, финансируемая за счет благотворительности богатого бизнесмена;

3) дополнительное медицинское оборудование для лечения рака легких, финансируемое за счет общих доходов;

4) дополнительное медицинское оборудование для лечения рака легких, финансируемое за счет увеличения налога на табачные изделия;

2. Социальные общественные издержки представляют собой:

1) ТSС + ТРС;

2) МЕС+МРС;

3) ТРС+ТЕС;

4) МSС + МЕС.

3. Администрация региона решила закрыть химическое предприятие. О фактическом использовании какого правомочия это свидетельствует:

1) права владения;

2) права распоряжения;

3) права на естественный характер правомочий;

4) права на запрещение вредного использования.

4. Какие из перечисленных ниже благ являются чисто общественными:

1) кабельное телевидение;

2) пенсионное обеспечение;

3) поддержание чистоты в г. Ярославле;

4) национальная оборона.

5. Благо, потребление которого неизбирательно только до определенного уровня потребления, называется:

1) чисто частное благо;

2) чисто общественное благо;

3) перегружаемое общественное благо;

4) исключаемое общественное благо.

6. Определите тип такого блага, как знание:

1) чисто общественное благо;

2) исключаемое общественное благо;

3) перегружаемое общественное благо;

4) чисто частное благо.

7. Эффективный объем выпуска чистого общественного блага соответствует объему, при котором:

1) социальные выгоды равны социальным издержкам;

2) предельные общественные выгоды равны предельным общественным издержкам;

3) общественная полезность равна общественным издержкам;

4) правильного ответа нет.

8. Объектами перераспределения являются:

1) денежный капитал

2) ресурсы;

3) доходы;

4) верны все ответы.

9. Критерием общественного благосостояния не являются:

1) эгалитарный;

2) Калдора-Хикса;

3) кардиналистский;

4) Ситовски.

10. Как соотносится эффективность и справедливость распределения благ:

1) критерий справедливости всегда противоречит критерию эффективности;

2) критерий справедливости совпадает с критерием эффективности;

3) эффективное распределение благ может быть справедливым;

4) эффективность распределения благ, как и справедливость нельзя измерить.

11. Критерий общественного благосостояния, согласно которому общественное благосостояние зависит от благосостояния наименее обеспеченных лиц называется:

1) утилитаристским;

2) критерием Калдора-Хикса;

3) критерием Роулса;

4) критерием Парето-эффективности.

12. В городе Рыбинске издержки на содержание муниципального транспорта де-лятся равномерно, а выгоды нет. Теория общественного выбора утверждает, что в таком случае расходы будут:

1) больше эффективной величины;

2) меньше эффективной величины;

3) равны эффективной величине;

4) оценить соотношение оптимальных и реальных расходов на основе данной информации невозможно.

13. Парадокс голосования впервые сформулировал:

1) Кеннет Эрроу;

2) Джеймс Бьюкенен;

3) Жан Кондорсэ;

4) Оливер Уильямсон.

14. Парадокс голосования - это:

1) частный случай теоремы Эрроу, смысл которой состоит в том, что нельзя построит единую функцию предпочтений, удовлетворяющую всем без исключения аксиомы коллективного выбора.

2) противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявление действенных предпочтений общества относительно экономических благ.

3) комбинация политических интересов, исключающая принятие единого политического решения и построение целевой функции.

4) все ответы правильные.

15. Медианный избиратель – это избиратель, который:

1) в одинаковой степени симпатизирует всем политическим партиям;

2) характеризуется средней степенью заинтересованности в решении стоящих перед обществом проблем;

3) голосует только за депутатов партии центра;

4) обладает средним для данного общества уровнем интеллекта.

16. Какая процедура голосования не поддается манипулированию?

1) правило простого большинства;

2) правило исключения проигравших по Борда;

3) выбор по максимальному значению;

4) процедура, при которой коллективное решение всегда будет совпадать с мнением одного избирателя (диктатора).

17. Представительная демократия по отношению к прямой демократии обладает следующими преимуществами:

1) более простым процессом голосования;

2) более простым правилом принятия решений;

3) отсутствием возможности принятия решений, выгодных узким группам лиц;

4) более низкими издержками процесса разработки и принятия законов.

18. Неучастие в выборном процессе называется «рациональным невидением», если:

1) избиратель не был информирован о проведении голосования;

2) избиратель не голосовал, поскольку не видел в этом личной выгоды;

3) избиратель не голосовал, поскольку был в отъезде;

4) все вышеперечисленные.

19. Лоббизм – это:

1) процесс влияния групп с «особыми интересами» на принятие решений законодателями и чиновниками;

2) взаимная поддержка депутатов путем обмена голосами при принятии законодательных решений;

3) процесс регулирования рынка государственными структурами;

4) все ответы неверны.

20. Логроллинг – это:

1) принцип проведения парламентских слушаний по вопросам национальной безопасности;

2) принцип, ограничивающий деятельность депутатов по разработке оп-ределенных законов;

3) практика взаимной поддержки депутатов путем «торговли голосами»;

4) все ответы верны.

21. Бюрократический аппарат необходим для:

1) более эффективного распределения экономических ресурсов;

2) управления процессами, эффективность которых трудно определить рыночными методами;

3) оба предыдущих ответа правильные;

4) оба предыдущих ответа неправильные.

22. К государственным доходам относятся:

1) государственное обеспечение военных;

2) социальное обеспечение;

3) налог на добавленную стоимость;

4) нет правильного ответа ;

23. Какие из перечисленных критериев не соответствуют подоходному налогу:

1) гибкость;

2) нейтральность;

3) относительное равенство;

4) соответствует всем критериям.

24. Исключительно за счет федерального бюджета осуществляются расходы на финансирование:

1) деятельности Счетной палаты РФ;

2) федеральной судебной системы;

3) обороны;

4) все ответы верны;

25. Юридическое (или физическое) лицо, осуществляющее страховой взнос, называется:

1) страховщиком;

2) перестраховщиком;

3) страхователем;

4) перестрахователем.



ВАРИАНТ №2

1. Какие из перечисленных ниже благ являются чисто общественными:

1) кабельное телевидение;

2) пенсионное обеспечение;

3) поддержание чистоты в городе;

4) национальная оборона.

2. Благо, потребление которого неизбирательно только до определенного уровня потребления, называется:

1) чисто частное благо;

2) чисто общественное благо;

3) перегружаемое общественное благо;

4) исключаемое общественное благо.

3. Эффективный объем выпуска чистого общественного блага соответствует объему, при котором:

1) социальные выгоды равны социальным издержкам;

2) предельные общественные выгоды равны предельным общественным издержкам;

3) общественная полезность равна общественным издержкам;

4) правильного ответа нет.

4. Критерий общественного благосостояния, согласно которому общественное благосостояние зависит от благосостояния наименее обеспеченных лиц называется:

1) утилитаристским;

2) критерием Калдора-Хикса;

3) критерием Роулса;

4) критерием Парето-эффективности.

5. В городе Ярославле издержки на содержание муниципального транспорта делятся равномерно, а выгоды нет. Теория общественного выбора утверждает, что в таком случае расходы будут:

1) больше эффективной величины;

2) меньше эффективной величины;

3) равны эффективной величине;

4) оценить соотношение оптимальных и реальных расходов на основе данной информации невозможно.

6. Парадокс голосования впервые сформулировал:

1) Кеннет Эрроу;

2) Джеймс Бьюкенен;

3) Жан Кондорсэ;

4) Оливер Уильямсон.

7. Парадокс голосования - это:

1) частный случай теоремы Эрроу, смысл которой состоит в том, что нельзя построит единую функцию предпочтений, удовлетворяющую всем без исключения аксиомы коллективного выбора.

2) противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявление действенных предпочте-ний общества относительно экономических благ.

3) комбинация политических интересов, исключающая принятие единого политического решения и построение целевой функции.

4) все ответы правильные.

8. Медианный избиратель – это избиратель, который:

1) в одинаковой степени симпатизирует всем политическим партиям;

2) характеризуется средней степенью заинтересованности в решении стоящих перед обществом проблем;

3) голосует только за депутатов партии центра;

4) обладает средним для данного общества уровнем интеллекта.

9. Какая процедура голосования не поддается манипулированию?

1) правило простого большинства;

2) правило исключения проигравших по Борда;

3) выбор по максимальному значению;

4) процедура, при которой коллективное решение всегда будет совпадать с мнением одного избирателя (диктатора).

10. Представительная демократия по отношению к прямой демократии обладает следующими преимуществами:

1) более простым процессом голосования;

2) более простым правилом принятия решений;

3) отсутствием возможности принятия решений, выгодных узким группам лиц;

4) более низкими издержками процесса разработки и принятия законов.

11. Неучастие в выборном процессе называется «рациональным невидением», если:

1) избиратель не был информирован о проведении голосования;

2) избиратель не голосовал, поскольку не видел в этом личной выгоды;

3) избиратель не голосовал, поскольку был в отъезде;

4) все вышеперечисленные.

12. При абсолютно эластичном предложении налоговое бремя при введении налога на производителя ложится на:

1) производителя и потребителя в равных долях;

2) потребителя;

3) производителя;

4) потребителя в большей доли, чем на производителя.

13. Стоимостной налог при наличии монополии:

1) влечет большее сокращение объема продаж и на монополиста ложится относительно меньшая доля налогового бремени;

2) влечет меньшее сокращение объема продаж и на монополиста ложится относительно большая доля налогового бремени;

3) не влияет на объем продаж и на потребителя ложится относительно большая доля налогового бремени;

4) влечет сокращение объема продаж и доля налогового бремени в равных долях ложится и на монополиста и на потребителя.

14. При абсолютно неэластичном предложении налоговое бремя при введении налога на производителя ложится на:

1) производителя и потребителя в равных долях;

2) потребителя;

3) производителя;

4) на потребителя в большей доли, чем на производителя.

15. Исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются функциональные виды расходов на:

1) проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

2) оказание финансовой помощи местным бюджетам;

3) обеспечение реализации региональных целевых программ;

4) все ответы верны;

16. Исключительно за счет федерального бюджета осуществляются расходы на финансирование:

1) деятельности Счетной палаты РФ;

2) федеральной судебной системы;

3) обороны;

4) все ответы верны;

17. Страховой случай – это:

1) возможность неблагоприятного события;

2) комбинация опасностей;

3) непредсказуемость результатов;

4) неопределенность потерь;

18. Юридическое (или физическое) лицо, осуществляющее страховой взнос, называется:

1) страховщиком;

2) перестраховщиком;

3) страхователем;

4) перестрахователем.

19. К какому типу контрактов относится контракт, который предусматривает фиксированную величину оплаты независимо от объема фактически оказанных услуг.

1) контракт с разделением затрат;

2) «контракт типа "издержки и объем";

3) блочный контракт;

4) контракт с фиксированной ценой.

20. К какому типу относятся организации, создающиеся по инициативе лиц, готовых затрачивать силы и средства на деятельность, отвечающую миссии организации без расчета на прибыль:

1) частные предприятия;

2) государственные некоммерческие организации;

3) государственные предприятия;

4) частные некоммерческие организации.

21. К критериям оценивания общественных расходов относят:

1) результативность затрат;

2) производительность;

3) экономичность;

4) все ответы правильные.

22. Какую из функций государственных финансов эффективнее осуществлять децентрализовано:

1) распределительную;

2) аллокационную;

3) стабилизационную;

4) все выше перечисленные.

23. Для каждого из следующих политических изменений , является или не является каждое конкретное изменение улучшением по Парето:

1) разбивка парка, финансируемая за счет увеличения ставки местного имущественного налога;

2) разбивка парка, финансируемая за счет благотворительности богатого бизнесмена;

3) дополнительное медицинское оборудование для лечения рака легких, финансируемое за счет общих доходов;

4) дополнительное медицинское оборудование для лечения рака легких, финансируемое за счет увеличения налога на табачные изделия;

24. Вблизи поселка расположен аэропорт. Ежесуточно выполняется 10 рейсов. Руководство собирается ввести 11-й рейс в сутки, который может осуществляться только поздно вечером. Введение дополнительного рейса принесет валовой доход аэропорту в размере 1500 долл. в день, при этом издержки на его организацию составят для аэропорта 1000 долл. в день.

Однако вечерний рейс принесет существенные неудобства обитателям поселка, негативно сказываясь на их отдыхе и, следовательно, на их производительности. Уменьшение производительности обитателей поселка на своих рабочих местах приведет к снижению их совокупного дохода на 800 долл. в день. Данное состояние:

1) Является эффективным.

2) Есть необходимость корректирующих налогов и субсидий.

3) Будет организован 11-й рейс в сутки, если учесть, что: жители обладают правом на запрещение полетом над поселком, аэропорт обладает правом на беспрепятственную организацию полетов.

4. нет правильного ответа

25. Для каждого из следующих политических изменений объясните, является или не является каждое конкретное изменение улучшением по Парето:

1) разбивка парка, финансируемая за счет увеличения ставки местного имущественного налога;

2) разбивка парка, финансируемая за счет благотворительности богатого бизнесмена;

3) дополнительное медицинское оборудование для лечения рака легких, финансируемое за счет общих доходов;



4) защита автомобилестроения от дешевого импорта за счет введения квот на ввоз иностранных машин;
Критерии выставления оценки по результатам тестирования определяет преподаватель.


скачать файл



Смотрите также:
1. Цели и задачи дисциплины, её место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
202.04kb.
1. цели и задачи освоения дисциплины
291.71kb.
Рабочей программы дисциплины Развитие профессионализма менеджера в сфере физической культуры и спорта Цель и задачи освоения учебной дисциплины
159.19kb.
Дисциплины 6719 Культура Японии Цель и задачи дисциплины
43.51kb.
Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч. 3) Цели и задачи дисциплины
202.02kb.
1. Цели и задачи дисциплины: Целями освоения дисциплины является изучение студентами физико-химических свойств пав как основы для их дальнейшего применения, технологии производства пав различного класса и назначения, в т
121.61kb.
Рабочая программадисциплин ы уголовная политика ооп 030900 направления Юриспруденция
440.1kb.
Цели и задачи дисциплины
590.34kb.
Цели и задачи дисциплины
121.82kb.
Рабочая программа дисциплины
94.78kb.
1. Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины дать студентам основы теоретических и технологических знаний в области металлургии благородных металлов, необходимые для формирования металлурга широкого профиля
133.86kb.
I. Цели и задачи дисциплины
370.11kb.