takya.ru страница 1
скачать файл

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины «Компьютерный рисунок»

для направления 072500.62 «Дизайн» подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Отделение дизайна


Программа дисциплины «Компьютерный рисунок»


для направления 072500.62 «Дизайн»

подготовки бакалавра

Автор программы:

Московкин В.В., ассистент,

vmoskovkin@hse.ru


Утверждена УС МИЭМ НИУ ВШЭ «16» октября 2012 г.

Ученый секретарь ________________________

Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями

университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 072500.62 "Дизайн”, изучающих дисциплину «Компьютерный рисунок ».

Программа разработана в соответствии с:

072500.62 "Дизайн"

Образовательных программ для направления 072500.62 "Дизайн"

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки для направления 072500.62 "Дизайн", утвержденным в 2012 г.

1.Цели освоения дисциплины


Основные цели изучения данной дисциплины - овладение навыками создания гармоничных композиционных решений в виде изображений или сменяющих друг друга во времени графических рядом. Изучения основных законов композиции и их применения в компьютерной графике и драматургии протяженных во времени произведений дизайна.

2. Компитенции, изучаемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать


- основы композиции в дизайне;

- основные понятия о композиции и компоновке объектов;

- принципы анализа композиции существующих объектов дизайна;

- приемы создания различных видов композиции;

- существующие программные решения для производства компьютерной графики, их принципиальные отличия и сферы применения;

- основы трёхмерной графики, базовые понятия и принципы;

- способы создания объемной композиции;

- типологию композиционных средств и их взаимодействие;



  • Уметь

- ориентироваться в различных видах композиции, создавать различные композиции в соответствии с конкретными проектными задачами;

- использовать средства гармонизации общего композиционного решения;

- последовательно выполнять творческую работу

- использовать основной инструментарий Autodesk 3D Studio Max;

- использовать инструментарий полигонального моделирования Autodesk 3D Studio Max;

- использовать и настраивать программный продукт Adobe Illustrator;

- создавать иллюстрации с помощью базовых объектов и инструментов рисования;

Иметь навыки (приобрести опыт)

- создания гармоничной композиции по заданной теме;

- анализа композиционного устройства объекта;

- создания композиции с использованием различных графических приемов;

- создания объемной композиции.

- работы с помощью графического планшета (дигитайзера);

- полигонального моделирования и редактирования полигональной геометрии;

- создания растровых изображений на основе построенных трехмерных сцен (производственная визуализация).
В процессе освоения дисциплины студент изучает следующие дидактические единицы:

Базовые понятия композиции, ее типологию; Роль проектной графики в деятельности дизайнеры; Создания композиций посредством векторных компьютерных графических редакторов; Управление трехмерными сценами и визуализация изображений. Работа с редактором материалов. Теория света и методы постановки виртуального освещения.


3.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к вариативной части общепрофессионального цикла и является дисциплиной по выбору.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Рисунок


Скульптура и пластическое моделирование

Цветоведение и колористика

Начертательная геометрия и технический рисунок

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- знать основы работы на компьютере;

- уметь работать с научной и учебной литературой;

- знать значение композиции в создании объектов дизайна;

- знать основы изображения предметов окружающей среды;

- уметь выполнять работы в различном масштабе.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

с новыми технологиями

Компьютерные технологии.




4.Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

Раздел 1. Принципы построения композиции

1

Композиция в известных произведениях классического и современного искусства

17







7

10

2

Основные графические элементы композиции и принципы ее организации

17







7

10

Раздел 2. Векторная графика как средство создания композиции. Adobe Illustrator

3

Векторная графика как средство создания композиции.

17







7

10

4

Рисование сложных объектов. Использование разметки для планирования изображения.

18







7

11

5

Роль текста в композиции, роль цвета в композиции

18







7

11

Раздел 3. Трехмерная композиция

6

Общие сведения, знакомство с интерфейсом, базовые настройки Autodesk 3DS Max

18







7

11

7

Базовые примитивы и основные операции с ними. Модификаторы - основные понятия

17







6

11

8

Создание и редактирование кривых. Способы и инструменты построения поверхностей на базе кривых

17







6

11

9

Булевские операции. Создание Loft-объектов

17







6

11

10

Полигональное моделирование. Модификаторы EditPoly, TurboSmooth

17







6

11

11

NURBS-кривые. Редактирование NURBS-кривых, получение поверхностей.

17







6

11




Итого:

180







72

6



5.Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

4 курс

Параметры **

1

2

Текущий

(неделя)


Контрольная

работа




















Эссе










Реферат










Коллоквиум










Домашнее задание

7

7

Выполнение заданий по темам занятий

Промежуточный

Зачет










Экзамен










Итоговый

Экзамен

*




Просмотр выполненных работ по всем темам



5.1. Критерии оценки знаний, навыков


При выполнении текущего контроля на 7-ой неделе семестра необходимо выполненные задания по темам практических занятий, в формате соответствующем разделу изучения дисциплины.
Домашнее задание. При выполнении домашнего задания студент должен продемонстрировать знания и умения по решению композиционных задач различной практической направленности. Формат представляемых работ: набор изображений, демонстрирующих абстрактную или предметную композицию на заданную тему.

Экзамен. На экзамене студент должен продемонстрировать знание специальных понятий данной дисциплины и ее взаимосвязь с проектной деятельностью по профилю обучения, основных методов решения различных композиционных задач, создания статичных и динамических композиций посредством различных видов компьютерной графики. Зачет проходит в форме демонстрации цифровых изображений и анимационных роликов.
В процессе оценивания рассматриваются знания и умения студента об основных понятиях композиции и компоновки объектов, приемах создания различных видов композиции, умение использовать различные приемы компьютерной графики, навыки создания объемной композиции, навыки создания динамической, навыки применения средств гармонизации общего композиционного решения, навык создания гармоничной композиции по заданной теме.
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

5.2. Порядок формирования оценок по дисциплине


Итоговая оценка по дисциплине формируется из оценки за зачет.




6. Содержание дисциплины



Раздел 1. Принципы построения композиции
Тема 1. Композиция в известных произведениях классического и современного искусства

Изучение композиции в известных живописных работах классических мастеров и в работах современных художников и дизайнеров. Выявление внутренних композиционных ритмов в этих работах, установление базовых форм и объемов, распределение элементов в композиции.


Задание 1. Изучение внутреннего строения работ классической живописи

Задание 2. Изучение внутреннего строения композиции объектов по профилю обучения студентов
Задание для самостоятельной работы: отрисовка композиций, используемых в живописных полотнах и дизайнерских работах. Формат работ А5, количество 15 – 20 шт.

Форма отчетности: графические работы.

Тема 2. Основные графические элементы композиции и принципы ее организации

Основные элементы композиции. Доминанта, акценты, фон, направляющие, принципы гармонизации композиции. Нюанс, контраст, тождество. Статика, динамика, Метр, ритм. Масштаб, пропорции в неформальной композиции. Приемы создания композиции с использованием ассоциативных рядов.


Задание 1. Создание серии композиционных работ с использованием основных средств гармонизации художественной формы.
Задание для самостоятельной работы:

Отрисовка серии работ на основные приемы гармонизации формы: нюанс, контраст, статика, динамика, метр, ритм. Формат работ А5, количество – 12 – 18 шт.



Форма отчетности: графические работы, формат А5


Литература по разделу:

Базовый учебник
1. Устин В.Б. Учебник Дизайна: учебное пособие - М.: Астрель , 2009

Основная литература

2. Брызгов Н. Творческая лаборатория дизайна. Проектная графика. - М.: Изд-во «В. Шевчук», 2010

3. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно – художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. – 2-е изд., уточненное и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

Дополнительная литература

4. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. – Минск.: Харвест, 1999

5. Михайлов С., Кулеева Л. «Основы дизайна», Учеб. для вузов. – М.: «Союз дизайнеров», 2002. – 240 с., илл.

6. Михайлов С. «История дизайна», Краткий курс. Учеб.для вузов. – М.: «Союз дизайнеров России», 2004.

7. Вакс И.А., Катонин Л.С., Кудин П.А. Курс «Основы композиции». – Техническая эстетика, 1996, № 12.

8. Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция: Учебник для вузов. – М.: Стройиздат, 1993

Основные учебные технологии, используемые при изучении раздела: изучение теоретического материала, выполнение практических работ по заданным темам, решение и рассмотрение задач, разбор домашних заданий.


Раздел 2. Векторная графика как средство создания композиции. Adobe Illustrator
Тема 1. Векторная графика как средство создания композиции.

Применение компьютерной графики, графические редакторы, векторная и растровая графика. Программный пакет Adobe Illustrator: состав, особенности, применение векторной графики в дизайне костюма. Настройка интерфейса программы, создание и редактирование рабочего пространства. Рисование стандартных объектов. Выделение и преобразование объектов. Перемещение объектов в стопке, перемещение, выравнивание и выделение. Размещение объектов на слоях, настройка параметров слоя, блокирование слоев. Перемещение объектов между слоями, слияние слоев, шаблонные слои. Рисование и редактирование объектов произвольной формы. Кривые Безье. Редактирование формы объектов по точкам.




Практическое задание.

Серия графических композиций из объектов разной величины с комбинированием объектов стандартной формы и объектов созданных или отредактированных при помощи кривых Безье.


Задание для самостоятельной работы: работы над композицией.

Форма отчетности: Практическая работа. Файл Illustrator.

Тема 2. Рисование сложных объектов. Использование разметки для планирования изображения.

Использование логических операций для рисования объектов сложной формы. Соединение и разъединение объектов, фигурная обрезка. Применение искажающих фильтров к элементам рисунка. Перспективные, свободные и пропорциональные искажения. Использование разметки документа, линейки, направляющие, сетка. Интеллектуальные направляющие, создание направляющих из объекта.


Практическое задание.

Создание абстрактной композиции на заданную тему («Настроение» ,»Танец»)


Задание для самостоятельной работы: работы над композицией.
Форма отчетности: Практическая работа. Файл Illustrator.


Тема 3. Роль текста в композиции, роль цвета в композиции

Цветовые модели. Способы окрашивания объектов, редактирование цвета. Создание, применение и редактирование градиентов и узоров. Копирование цвета, способы выделения объектов с одинаковыми атрибутами. Использование генератора узоров. Применение к объекту градиентной сетки. Способы ввода текста, инструменты и палитры для работы с текстом. Управление параметрами единичной буквы. Ввод, редактирование и форматирование текста. Размещение текста вдоль кривой. Создание текстовых блоков, связанные блоки, настройка параметров обтекание объекта текстом. Импорт текста из других приложений, перевод текста в контуры.



Задание 1. Выполнение композиций с активным использованием цвета – как доминанты, акцента и фона

Задание 2. Шрифтовая композиция
Задание для самостоятельной работы: работы над композицией.
Форма отчетности: Практическая работа. Файл Illustrator.


Литература по разделу:

Базовый учебник





  1. Устин В.Б. Учебник Дизайна: учебное пособие. – М.: Астрель , 2009 г.

Основная литература

1. Пташинский В. С. Adobe Illustrator CS4. – М.: «Эксмо» , 2009

2. Макклелланд Д. Adobe Illustrator CS5. Практическое руководство. – Питер, 2012.

Дополнительная литература





  1. Симонович С.В. и др. Информатика: Базовый курс/– СПб.: Питер, 2008

  2. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

Основные учебные технологии, используемые при изучении раздела: изучение теоретического материала, выполнение практических работ по заданным темам, решение и рассмотрение задач, разбор домашних заданий.


Раздел 3. Трехмерная композиция
Тема 1. Общие сведения, знакомство с интерфейсом, базовые настройки Autodesk 3DS Max

История развития Autodesk 3DS Max и примеры его использования. Системные требования программы. Дополнительные модули, плагины и другие сопутствующие программы. Устройство интерфейса, базовые настройки программы. Горячие клавиши. Настройка единиц измерения. Навигация в рабочей области. Понятие «Проект», определение базовых папок проекта.


Задание 1. Настройка программы Autodesk 3DS Max под индивидуальный стиль работы.
Задание для самостоятельной работы:-

Форма отчетности: конфигурационный файл, содержащий индивидуальные настройки программы.

Тема 2. Базовые примитивы и основные операции с ними.

Модификаторы - основные понятия

Создание и редактирование простых геометрических объектов. Параметры объектов, изменение свойств объектов после создания. Привязки. Выравнивание объектов. Дублирование объектов. Создание массивов и зеркальных копий объектов. Управление опорной точкой объекта. Создание групп. Работа с окном Scene Explorer. Модификаторы объекта. Стек модификаторов. Настройка модификаторов в стеке.


Задание 1. Рассмотрение набора объектов и их свойств.

Задание 2. Работа с модификаторами и стеком.
Задание для самостоятельной работы:-

Форма отчетности: файл сцены Autodesk 3DS Max или скриншоты, демонстрирующие выполненное задание.

Тема 3. Создание и редактирование кривых. Способы и инструменты построения поверхностей на базе кривых

Основы создания и редактирования кривых. Примитивы. Модификатор Edit Spline. Типы подобъектов: точка, сегмент, кривая. Типы точек: Smooth, Corner, Bezier, Bezier Corner.Основные инструменты для работы с точками: Weld, Refine, Fillet, Chamfer, Fuse, Connect. Основные инструменты для работы с сегментами: Divide, Attach, Detach. Основные инструменты для работы с кривыми: Outline, Mirror, Boolean, Reverse, Attach, Detach. Подходы оптимизации построения кривых. Обзор основных модификатор для построения поверхностей на базе кривых. Extrude – выдавливание. Lathe – поворот вокруг оси (фигуры вращения). Bevel – выдавливание с фаской. Bevel Profile – выдавливание, с определенным профилем. Sweep – выдавливание профиля вдоль пути. Построение поверхностей с применением модификаторов Cross Section и Surface.



Задание 1. Построение кривых различной степени сложности для отработки навыков их создания и редактирования.

Задание 2. Построение объектов различной степени сложности для закрепления знаний по созданию поверхностей на базе кривых.
Задание для самостоятельной работы: -

Создание абстрактной трехмерной композиции под условным названием «Морской бой».


Форма отчетности: файл сцены Autodesk 3DS Max или скриншоты, демонстрирующие выполненное задание.

Тема 4. Булевские операции. Создание Loft – объектов

Инструмент Boolean – вычитание и сложение объектов. Инструмент ProBoolean – специфика работы и отличие от Boolean. Практическое применение булевских операций.. Loft - построение поверхностей с использованием пути и сечения. Правильная подготовка сечений для Loft. Редактирование сечения при работе с Loft. Оптимизация объектов полученных с помощью инструмента Loft. Практические примеры применения инструмента Loft.


Задание 1. Построение стилизованного трехмерного персонажа на основе изученных тем.
Задание для самостоятельной работы:

Построение стилизованного трехмерного персонажа с использованием тел вращения и булевых операций.



Форма отчетности: файл сцены Autodesk 3DS Max или скриншоты, демонстрирующие выполненное задание.

Тема 5. Полигональное моделирование. Модификаторы EditPoly, TurboSmooth

Структура полигональных объектов. Правильная топология полигональной сетки. Подобъекты: точки, ребра, полигоны. Модификатор EditPoly, основные инструменты и принципы работы. Способы выделения подобъектов: Loop, Ring. Конвертирования выделения подобъектов. Инструменты для работы с точками: Weld, Break, Extrude, Chamfer, Target Weld, Connect. Инструменты для работы с ребрами: Remove, Split, Extrude, Chamfer, Bridge, Connect, Create Shape. Инструменты для работы с полигонами: Extrude, Outline, Bevel, Insert, Bridge, Flip, Extrude Along Spline, Polygon Smoothing Group. Сглаживание полигональных объектов - TurboSmooth. Контроль над степенью сглаживания, работа с опорными ребрами. Комбинированное моделирование объектов с помощью модификатора Surface и EditPoly.


Задание 1 Построение объектов различной степени сложности для отработки навыков создания и работы с полигональными объектами.
Задание для самостоятельной работы: -

Форма отчетности: файл сцены Autodesk 3DS Max или скриншоты, демонстрирующие выполненное задание.

Тема 6. NURBS-кривые. Редактирование NURBS-кривых, получение поверхностей.

Специальная технология моделирования сложных поверхностей – достоинства и недостакти NURBS. Типы NURBS-кривых – CV-curve и Point Curve. Построение наиболее часто используемых NURBS-поверхностей: Ruled, U-loft, UV-loft, Cap, Blend, Rail. Вырезание отверстий в поверхностях, проецирование кривых на поверхности.


Задание 1 Построение объектов на основе технологии NURBS.
Задание для самостоятельной работы: -

Форма отчетности: файл сцены Autodesk 3DS Max или скриншоты, демонстрирующие выполненное задание.


Литература по разделу:

Базовый учебник


  1. Келли Мэрдок 3ds Max 2012. Библия пользователя: Диалектика, Вильямс, 2012

Основная литература

  1. Келли Мэрдок 3ds Max 2012. Библия пользователя: Диалектика, Вильямс, 2012

  2. Миловская О. Дизайн архитектуры и интерьеров в 3ds Max Design 2012: БХВ-Петербург, 2012

Дополнительная литература

  1. Joep van der Steen “Rendering with Mental Ray and 3ds Max” – Focal Press, 2007, Elsevier Inc

  2. Arnold Gallardo "3D Lighting: History, Concepts, and Techniques" - Charles River media, inc.

  3. Билл Флеминг "Фотореализм. Профессиональные приемы работы" - ДМК, Москва, 2000

Основные учебные технологии, используемые при изучении раздела: изучение теоретического материала, выполнение практических работ по заданным темам, решение и рассмотрение задач, разбор домашних заданий.


7.7. Образовательные технологии


При реализации учебной работы предусмотрены следующие формы проведения занятий: изучение теоретического материала по дисциплине (знакомство с основными терминами и понятиями); выполнение практических заданий по разделам дисциплины; разбор практических задач.

8.8. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1 Тематика заданий текущего контроля


Текущий контроль осуществляется в виде просмотров выполненных работ по темам дисциплины. В ходе данного контроля оценивается качество и количество работ, выполненных студентом.

Темы заданий соответствуют темам практических занятий:

1. Композиция в работах известных мастеров

2. Принципы создания гармоничной композиции: нюанс, контраст, тождество, статика, динамика, метр, ритм и пр.

3. Принципы и понятия компьютерной графики


  1. Основные термины и понятия векторной графики

  2. Рисующие инструменты и средства редактирования

  3. Управление файлами Illustrator. Слои, свойства слоев

  4. Настройка Autodesk 3DS Max под индивидуальный стиль работы

  5. Создание и настройка базовых объектов

  6. Инструменты для построения и редактирования кривых

  7. Инструменты для построения объектов на базе кривых

  8. Полигональное моделирование – методы и инструменты

8.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Самопроверка студентов может быть осуществлена по следующим вопросам:

1. Что такое композиция?

2. Какие средства гармонизации композиции Вы знаете?

3. Какие техники графики Вы знаете?

4. Какие способы создания объема в композиции простейших объектов Вы знаете?

5. Что такое нюанс, контраст и тождество?

6. Как создать статичную и динамичную композицию?

7. Что такое метр и ритм?

8. Что такое композиционный центр?

9. Как задать гармоничные пропорции в композиции?

10. Основные элементы интерфейса Autodesk 3DS Max и способы его настройки ?

11. Создание и настройка базовых объектов.



12. Перечислить основные инструменты для работы с кривыми


9.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовый учебник





  1. Келли Мэрдок 3ds Max 2012. Библия пользователя: Диалектика, Вильямс, 2012

  2. Устин В.Б. Учебник Дизайна: учебное пособие. – М.: Астрель , 2009 г.


Основная литература





  1. Келли Мэрдок 3ds Max 2012. Библия пользователя: Диалектика, Вильямс, 2012

  2. Миловская О. Дизайн архитектуры и интерьеров в 3ds Max Design 2012: БХВ-Петербург, 2012

  3. Брызгов Н. Творческая лаборатория дизайна. Проектная графика. - М.: Изд-во «В. Шевчук», 2010

  4. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно – художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. – 2-е изд., уточненное и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

  5. Пташинский В. С. Adobe Illustrator CS4. – М.: «Эксмо» , 2009

  6. Макклелланд Д. Adobe Illustrator CS5. Практическое руководство. – Питер, 2012.

Дополнительная литература


  1. Joep van der Steen “Rendering with Mental Ray and 3ds Max” – Focal Press, 2007, Elsevier Inc

  2. Arnold Gallardo "3D Lighting: History, Concepts, and Techniques" - Charles River media, inc.

  3. Билл Флеминг "Фотореализм. Профессиональные приемы работы" - ДМК, Москва, 2000

  4. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. – Минск.: Харвест, 1999

  5. Михайлов С., Кулеева Л. «Основы дизайна», Учеб. для вузов. – М.: «Союз дизайнеров», 2002. – 240 с., илл.

  6. Михайлов С. «История дизайна», Краткий курс. Учеб.для вузов. – М.: «Союз дизайнеров России», 2004.

  7. Вакс И.А., Катонин Л.С., Кудин П.А. Курс «Основы композиции». – Техническая эстетика, 1996, № 12.

  8. Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция: Учебник для вузов. – М.: Стройиздат, 1993

  9. Симонович С.В. и др. Информатика: Базовый курс/– СПб.: Питер, 2008

  10. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.



10.Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения дисциплины необходима стандартно оборудованная аудитория для проектных и макетных работ, а также для демонстрации образцов работ, компьютер РС, видеопроектор и экран настенный. Для изучения дисциплины необходимо индивидуальное аппаратное и системное программное обеспечение.
скачать файл



Смотрите также:
1. Цели и задачи дисциплины, её место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
202.04kb.
1. цели и задачи освоения дисциплины
291.71kb.
Рабочая программа дисциплины
94.78kb.
Б в история древнего мира (семестр История Античности) общие сведения цели освоения дисциплины
857.48kb.
Философия цели освоения дисциплины
5470.06kb.
Рабочей программы дисциплины Развитие профессионализма менеджера в сфере физической культуры и спорта Цель и задачи освоения учебной дисциплины
159.19kb.
Дисциплины 6719 Культура Японии Цель и задачи дисциплины
43.51kb.
1. Цели и задачи дисциплины: Целями освоения дисциплины является изучение студентами физико-химических свойств пав как основы для их дальнейшего применения, технологии производства пав различного класса и назначения, в т
121.61kb.
2 Цели освоения дисциплины
399.96kb.
Карта компетенций дисциплины
78.56kb.
Карта компетенций дисциплины 100700
83.83kb.
1. Цели освоения дисциплины
194.21kb.