takya.ru страница 1
скачать файл


МОУ «Томторская средняя общеобразовательная школа

им. Н.М.Заболоцкого- Чысхаана»

Оймяконский улус (район)


ПОРТФОЛИО
КОРЯКИНОЙ НАТАЛЬИ ВАСИЛЬЕВНЫ
Учителя биологии высшей категории


Томтор, 2009 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:

Резюме……………………………………………………………………3-4



1. Эссе «С чего начинается учитель?»…………………………………….5-8

2. Педагогические технологии……………………………………………..9

2.1 Методические принципы обучения биологии……………………. …9-10

2.2 Технология проектной деятельности………………………………….10-11

2.3 Метод проектов…………………………………………………………11-14

2.4 Метод Шаталова……………………………………………………. …14-15

3. Материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной технологии………………………………………………………………….15

3.1 Летняя экспедиция « Оймякон – полюс Холода»……………………15-18

3.2 Опорные конспекты на уроках биологии…………………………….18-19

4. Заключение…………………………………………………………….. 20

4.1 Динамика успеваемости и качества знаний учащихся……………....20

4.2 Наличие медалистов………………………………………………… ..21

4.3 Результаты ЕГЭ по биологии……………………………………… …21-22

4.4 Поступление выпускников в ВУЗы и ССУЗы…………………….. ...23-24

4.5 Научно-исследовательская работа с учащимися………………… …24-25

4.6 Ведение кружка «Комнатное цветоводство»……………………… ...26

4.7 Результаты внеурочной деятельности учащихся…………………… .26

4.8 Достижения (первые и призовые места в олимпиадах)………….. …27

5. Распространение, обобщение опыта (мастер классы)…………………28

6. Характеристика. Рекомендации ……………………………………......29

7. Награды (дипломы, сертификаты, грамоты)…………………………...30-31

РЕЗЮМЕ

КОРЯКИНА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

Родилась 14 августа 1962 году

в г. Якутске Якутской АССР

Учитель биологии.

С 1994 г. заведующая кабинетом

биологии в Томторской СОШ.

Руководитель МО естественных

наук с 1996 по 2007 год.






Образование – высшее, Якутский государственный университет, Биолого-географический факультет, 1986 г. Специальность – Биология. Квалификация - Биолог. Преподаватель биологии и химии.

С 1986 года началась моя педагогическая деятельность: первый год - в школе №20 г. Якутска, два следующих – в Верхоянском улусе. Начиная, с 1989 года работаю в Оймяконском районе.



Семейное положение: замужем, трое детей: сын Егор – студент ЯГУ, дочери: Елизавета – ученица 9 класса и Галина – ученица 4 класса.

Сроки аттестации: 2005 г. высшая квалификационная категория, 2010 г.- подтверждение высшей квалификационной категории.

Общий трудовой стаж - 29 лет

Педагогический стаж - 23 года. Стаж в данной школе - 19 лет

Тема самообразования: «Применение опорных конспектов на уроках биологии»

Награды: грамоты, от УООУ (2004, 2007), сертификаты:

Сертификат о распространении педагогического опыта по теме: «Система подготовки к ЕГЭ на уроках биологии» ИПКРО, 1 марта 2005 г.

Сертификат о распространении педагогического опыта в номинации «Золотой урок» I слёта Арктики, ИПКРО, 23 февраля 2007год,

Сертификат участника 3 тура 2008-2009 учебного года

Команда Эндемик МОУ «Томторская СОШ им.Н.М.Заболоцкого» п.Томтор, Республика Саха (Якутия),руководитель команды Корякина Н.В. Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании. Дистанционная эколого - биологическая викторина.



Сертификат ГУ «ЦСППМ РС (Я), семинар на тему: «Экстренная групповая психологическая помощь в ситуации завершенного суицида. Психологический дебрифинг», Центр «Сайдам», июнь 2009г

Сертификат о распространении педагогического опыта по теме: «Применение опорных конспектов на уроках биологии», 10-12сентября, 2009 г. Республиканский общественно-педагогический форум «Оймякон- полюс холода» (ИПКПО)

Прохождение курсов повышения квалификации

-п. Усть- Нера, 28 февраля 2005 год, «Модернизация содержания естественно - научного образования в условиях перехода на профильное обучение» (ИПКРО)

-п. Оймякон, 3 апреля 2006 год, «Психолого – педагогическое сопровождение обучения и воспитания» (ИПКРО)

-п.Томтор, 11-14 января 2007г., «Психолого-педагогическое сопровождение развития личности учащегося» (ИПКРО)

-п.Томтор, 22-30 июня 2007г., «Современные информационные технологии в преподавании предмета с использованием учебных проектов «Microsoft»» (ИПКРО)

-п.Томтор, 7-14 апреля 2009г., «Интеграция предметов» (ИПКРО)

-п.Томтор, 7-14 апреля 2009г., «Психология менеджмента» (ИПКРО)

-п.Томтор, Центр «Сайдам», июнь 2009г. ГУ «ЦСППМ РС (Я), семинар на тему: «Экстренная групповая психологическая помощь в ситуации завершенного суицида. Психологический дебрифинг»



1. ЭССЕ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ УЧИТЕЛЬ?»

Вы задумывались над тем, почему грамотный, знающий предмет учитель иной раз не может хорошо учить детей? Что же ему мешает? Может быть, он ведёт урок для «себя», отрабатывая свои часы, не вкладывая в урок свою душу. А ведь дети очень чувствительны, если учитель живо, интересно, эмоционально рассказывает, то и урок они запомнят. На уроке, как и в жизни, нужно быть искренним, живым и естественным.

Многие, считают, что главное для учителя – любовь к детям.

Учитель начинается не с любви к детям, а с любви к Родине. Учитель представитель своего народа, ответственный за будущее детей - будущее нации. Когда любовь к детям вырастает на основе гражданственности, когда суть любви к ребёнку – забота о будущем Родины, духовное возвышение человеческой сущности ученика, только тогда мы можем сказать: перед нами педагог.

Это не красивые слова. Это ключ к нашему делу, исток таланта учителя. Мы говорим: жизнь – борьба. Педагог вводит ребёнка в жизнь, т.е. в борьбу. В борьбу, с чем и против кого? Если нет у него ясного об этом представления, его не спасут ни живость, не естественность. Дать интересный урок, когда «лес» рук, - всего лишь минимум. Глубоко, даже блестяще знать свой предмет еще не значит быть педагогом. Это тоже минимум. Без знаний и мастерства в школу не ходить. Но хорошо вести уроки и быть в стороне от жизни, от борьбы за человека, - значит, плохо делать свое главное учительское дело - ваяние личности ученика.

Ты мой ученик. Я твой учитель. Давай подумаем, зачем мы с тобой родились, зачем живём на этой земле. Зачем встретились: ты и я? Не просто убедительно и ярко ответить самому себе и детям на это «зачем?».

Будем же чутки к природе и друг другу как частице вечности. Учитель, помни напутствие Гёте:
Вы должны при изучении природы

Всегда воспринимать единичное как всеобщее.

Ничего нет внутри, ничего нет снаружи,

Ибо то, что внутри, то и снаружи.

Так схватывайте же без промедления

Святую открытую тайну…

Отвечая на главный вопрос «зачем я?», мы найдем ответы на тысячи других, поймем, что человек – звено в цепи поколений, соединяющее прошлое, настоящее и будущее.

С осознания смысла жизни начинается воспитание личности, чувства сопричастности с делами своего народа, убежденности в том, что «моё» и «наше» неразрывны. Постижение сущности бытия рано или поздно приводят к раздумьям о сущности человека. Осознание своей сущности открывает путь к реализации своего «я».

Кто задумывался над смыслом жизни, кто не устает задавать себе вопросы «зачем я?», «для чего я?», тот рано или поздно начинает понимать: эгоист, живущий для себя, убивает свое «я». Его психику поражает страх, озлобленность, что необратимо губит физическое, умственное, душевное здоровье. Только тот, кто живет для людей, кто отдает им лучшее в себе, кто стремится утверждать в жизни добро и красоту, познает истинное человеческое счастье.

Многие сходятся во мнении: в школе должен работать «просто хороший учитель». Хороший учитель. Что мы вкладываем в это понятие? Прежде всего, видимо, профессиональное исполнение своих обязанностей.

Показателем качества педагогического труда должен быть уровень сформированности, развитости и воспитанности личности, который достигнут в результате педагогического воздействия на учеников.

Ориентиром в работе учителя является главная цель школы – воспитание всесторонне развитой личности, способной к труду, утверждающей нормы нравственности и морали.

Наш идеал – многогранная личность. Не должен, не имеет права выпускник школы мямлить: «Не могу». Вот почему сегодня мы вправе предъявить самые высокие требования к уровню воспитания и образования.

Может ли при таких требованиях к школе быть хорошим учителем тот, кто «звезд с неба не хватает», делает только «отсель и досель»? Не может! Ибо не в состоянии вести за собой топчущийся на месте и не видящий дороги.

Познание – это, прежде всего общение учителя и учащихся и самих учеников друг с другом. «Стремление к общению… занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности…Удовлетворение этой потребности связано с возникновением чувства радости»

О каком продуктивном общении может идти речь, если для учителя хороший ученик тот, кто «помалкивает»? Насильственно вбитые знания – мертвый груз, они никогда не станут живительным источником мудрости.

«Для внешнего порядка, внешне хороших манер, дрессировки напоказ нужны лишь твердая рука и многочисленные запреты, - писал Януш Корчак.- Чем скуднее духовный уровень, чем бесцветнее нравственный облик, тем больше забота о собственном покое и удобствах, тем больше запретов и приказаний, продиктованных мнимой заботой о ребёнке.

В учительской среде иногда неверно понимается сама сущность учения. Признавая, что главный труд школьника – учеба, мы не учим их этому труду, а заботимся только о том, чтобы дать определенную сумму знаний по основам наук. Приобретение знаний не самоцель, а одно из важных средств образования и развития личности наряду с физическим и эстетическим воспитанием.

Специалист- предметник, не умеющий или, того хуже, не желающий быть организатором активности ученика, не помогающий школьникам строить свою жизнь на основах ученического самоуправления на современном этапе развития народного образования не годится.

Учитель, что бы он ни преподавал, должен учить главному предмету – постижению смысла жизни и подлинного человеческого счастья.

Педагогу вызубрить нельзя, сотворить раз и навсегда тоже. Суть деятельности педагога – творчество, исследование. Успешная работа сегодня не даёт никакой гарантии, что завтра она будет такой же. Ибо завтра- новое испытание.

Какими же качествами необходимо обладать учителю? Одним из основных можно назвать честность. «Жить честно,- говорил Л.Н.Толстой,- это рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и метаться». Да, «вечно бороться и метаться»- наша учительская судьба. Нам противопоказано благодушие и самодовольство.

Если в основании пирамиды из всех наших построений мы положим заботу о ребёнке, развитии его духовных и физических задатков; если, веря в ученика, при любых, пусть даже самых «безнадежных» обстоятельствах, будем вести его к успеху; если будем честны перед своим народом; если каждый шаг, слово, действие, взгляд, улыбку будем соотносить с целью воспитания и руководствоваться ею в нашей совместной с учеником деятельности, - наш педагогический талант не иссякнет, а будет крепнуть и совершенствоваться. И однажды нас осенит удивительно простая, но очень важная мысль: чтобы вести за собой, надо и себя вести, не останавливаясь в этом движении к себе - лучшему, ни на один день.

Какой же вывод? Вывод, в том, что дети – наши соратники в работе над каждым человеческим «я», включая и самого педагога. Они не воспитанники, - они наши сподвижники.


2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

2.1 Методические принципы обучения биологии

В обучении биологии ведущую роль играют следующие принципы:



1.Наглядность.

К обучению биологии в начальной и в средней школе в полной мере применим принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому одним из основных методических приемов при изучении природоведения, естествознания, зоологии и ботаники должна стать демонстрация таблиц и рисунков, экспонатов коллекций, живых объектов, опытов и др. В старших классах особое значение имеет демонстрация наглядных схем и моделей.



2. Деятельностный характер обучения.

В обучении биологии используются различные формы мыслительной, речевой, познавательной активности учеников (устные ответы и дискуссии, ролевые игры, решение творческих задач, различные формы работы с текстом – составление вопросов к тексту, подготовка докладов и рефератов и др.)

Специфика биологии как естественнонаучного предмета заключается в том, что в ходе обучения и воспитания особую роль приобретают следующие формы активности:

А) наблюдение и различные формы фиксации его результатов – запись, фотография, рисунок. Рисунок в школе используется почти исключительно на уроках биологии, где он играет важнейшую роль. Следует особо подчеркнуть роль этой формы деятельности в развитии таких качеств, как глазомер, пространственное воображение, тонкая моторика.

Б) самостоятельное планирование и постановка экспериментов

В) уход за растениями

Г) конструирование моделей

3. Актуализация обучения.

Хотя этот принцип можно было бы отнести к принципам отбора содержания, необходимо выделить его, как имеющий ведущий характер. Сюда входят не только приоритеты знаний, которые могут найти применение, но и связь обучения с жизненным опытом учеников, их профессиональными и возрастными интересами, с окружающими явлениями. При этом важная задача учителя - показать «удивительное в обычном и обычное в удивительном», помочь школьникам по- новому взглянуть на мир.



4. Использование задач заданий творческого характера.

Этот общий принцип приходится подчеркнуть, поскольку биология в школе - традиционно «нетворческий» предмет. Большинства вопросов в стандартных учебниках носит чисто репродуктивный характер, а задачи (на применение алгоритма) используются при изучении генетике.



5. Демонстрация незавершенности познания и неполноты научного знания.

Один из важнейших методических приемов в обучении биологии, использование которого особенно целесообразно при работе с сильными учениками - поиски объяснения «первого уровня», затем показ его недостаточности или неполноты ( «на самом деле все не так»), разбор более сложного и полного объяснения, затем показ его неполноты ( «науке это неизвестно»).

Сочетание принципов 4 и 5позволяет придать преподаванию биологии проблемный характер, наиболее полно отвечающий задачам профильного обучения.

2.2 Технология проектной деятельности

Проектная деятельность учащихся – одна из важнейших составляющих образовательного процесса. Она, как элемент учебного процесса, предоставляет учащимся максимум свобод в реализации задачи, что повышает у ребят интерес к предмету, способствует творческому развитию личности.

Одним из видов такой деятельности являются наблюдения и исследования в природных условиях. Походы в природу не только способствуют формированию исследовательских умений, они способствуют становлению экологической культуры учащихся.

Так в течение нескольких месяцев, начиная с мая по сентябрь, мои ученицы, сейчас уже, 11класса Ефимова Майя и Винокурова Нарыйя наблюдали за ростом и развитием княженики арктической, записывали морфометрические данные в разные сроки вегетации на пяти учетных площадках, различающихся по экологии произрастания. Собрали материал, готовим доклад на тему: «Биология и экология княженики арктической»



2.3 Метод проектов

Метод проектов находит все большее распространение в системе образования разных стран мира. Причин тому несколько и корни их не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом в сфере социальной:



  • Необходимость не столько передать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить, приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

  • Актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли.

  • Актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему

  • Значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, уметь анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.

Основные требования к использованию метода проектов.

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)

  5. Использование исследовательских методов:

-определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

-выдвижения гипотезы их решения;

-обсуждения методов исследования;

-оформления конечных результатов;

-анализ полученных данных;

-подведение итогов;

-формулирование выводов.

Проекты могут быть по своей типологии различными:

Исследовательские.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.




Творческие.

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, экспедиции и т.п.)



Приключенческие, игровые.

В таких проектах структура также намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все- таки является ролево - игровая, приключенческая.



Информационные.

Этот тип проекта изначально направлен на сбор информации о каком- то объекте, ознакомление участков проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также (как и исследовательские) требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над ним.

Структура такого проекта может быть представлена следующим образом:

-предмет информационного поиска;

-цель проекта - результат (доклад, реферат, статья, видеофильм и т.п.)

-основные этапы поиска с обозначением промежуточных результатов: аналитическая работа над собранными фактами - выводы – корректировка

первоначального направления (если требуется)- дальнейший поиск информации по уточненным направлениям – анализ новых фактов- обобщение – выводы и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта – заключение – оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка)

2.4 Метод В.Ф. Шаталова

Метод В.Ф.Шаталова давно известен, но сейчас он является частью контрольно-корректирующей технологии обучения (ККТО).

Внедрение ККТО начинается с информационного ввода учащихся в данную тему, которую осуществляет учитель. Информационный ввод может представлять обзорную лекцию, объяснение опорной схемы или конспекта по теме и т.д. Учитель обращает внимание учащихся на узловые моменты темы, наиболее сложные вопросы и понятия. При этом он использует все необходимые методы и методические приемы, демонстрирует необходимые средства обучения, реализуя принципы наглядности и доступности обучения.

Затем осуществляется организационный ввод учащихся, т.е. нацеливание их на конечные результаты. Лишь после этого начинается самостоятельная деятельность учащихся по усвоению приложенных учебных элементов. Этот этап включает изучение темы по источникам, которые предлагает учитель, работу с опорными схемами, конспектами. Этап самостоятельной работы предполагает проведения тестового контроля, проверочных работ, коррекцию и помощь учащимся, не полностью усвоившим тему. Текущая проверка на этом этапе имеет не контролирующий, диагностический характер, ее назначение – выявить необходимость коррекционной работы. Заканчивается этап внедрения итоговым контролем по индивидуальному графику.

Метод В.Ф. Шаталова актуален на современном этапе развития педагогики. Не секрет, что дети на уроках мало говорят и являются пассивными слушателями. Этот метод позволяет развить монологическую

речь, дает навыки выступления перед аудиторией. Ведь школьник не только сам составит опорный конспект, но и защитит его перед классом.

И ещё у детей раскрываются творческие, интеллектуальные возможности.
3. Материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной технологии.

Метод проектной деятельности предполагает сбор материала для будущей исследовательской работы. Где же, как ни на природе, масса материала для исследования живых объектов. Полевая практика, экспедиции, летние лагеря – вот где можно провести наблюдения, экскурсии, эксперименты, собрать гербарий. Узнать что- то новое, увидеть то, на что раньше не обращали внимание. Задача педагога, обратить внимание детей на выбор объекта исследования. Научить учащихся правилам поведения на природе, к бережному отношению ко всему живому.


3.1 Летняя экспедиция «Оймякон – полюс холода»

Учебный год


Место

Организация

Количество учащихся


Примечание

2006-2007

(14-18 августа)



Оймякон, местность Мэнэ

Комплексная экспедиция молодых

ученых


«Оймякон-
Полюс холода»

6

Оформлен отчет.

Благодарность за активное участие от начальника МУ «УО МО Оймяконский улуса» Морозовой Н.Ю.

Заметка Эттувги Айты

в «Северной Заре» Собран гербарий растений и лишайников




2007-2008

(6-10 июня)

(15-21 июля)


Оймякон, местность Мэнэ
Кюбемя


«Академия юных»

Экологический научно- исследовательский лагерь, молодые ученые


Экологический лагерь

13

8


Отчёт о научно-исследоват.

Лагере собран гербарий растений

Благодарность

Администрации

Школы. Собран гербарий растений.

Участие учащихся в олимпиаде по биологии, провели преподаватели ЯГУ




Отчёт руководителя - Корякиной Н.В., учителя биологии высшей категории. Научно- исследовательский лагерь в местности «Мэнэ», п. Оймякон (с 6 июня по 10 июня).

Лагерь организован общественной организацией «Сайдам» совместно с ассоциацией молодых учёных. Из нашей школы поехали учащиеся, окончившие 7-8 классы в количестве 13 человек.

Выехали 6 июня в 11 часов в п. Оймякон. Нас ждали молодые учёные и ученики других школ. На торжественной линейке глава п. Оймякон и руководитель экспедиции молодых учёных Мартынов А.А. сказали нам напутственные слова. В течение пяти дней ученики школ сельского куста слушали лекции молодых учёных по лингвистике, зоологии, археологии, по мегапроектам. Ходили в походы на озеро Кыыс-Кюель и на горы Кыллах, Дьултус. Собрали гербарий, научились брать интервью и составлять тексты для телевидения. Не только учились, но и активно отдыхали: беседы у костра, интересные соревнования между командами. Из учащихся 6-7-8 классов из разных школ были организованы несколько отрядов по направлениям:

БОТАНИКИ, ИСТОРИКИ – Отряд «Стремительный»

-вожатая Кривошапкина Анна Дмитриевна (ЮСОШ;

-учитель биологии – Корякина Наталья Васильевна (ТСОШ;

-вожатая Атласова Надежда Николаевна;

Алексеева Александра Алексеевна –аспирантка исторического факультета ЯГУ, музеология;

ЗООЛОГИ - Отряд «Дети природы»;

Афанасьев Василий Владимирович- зоолог ФИЛОЛОГИ, ХУДОЖНИКИ – Отряд «- 71,20С»;

Воспитатель Винокурова Анна Гаврильевна (ООСШ); Семёнова Лена Николаевна – преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы, теории культуры и риторики;

Свободный художник Яроев Вячеслав Васильевич.

Кроме этого был оператор НВК Саха Лазарев Андрей Иванович, который всё фиксировал на видеокамеру. Отряды придумали своё название, девиз, речёвку, песню. Каждый день был наполнен различными событиями, что отразилось в стенгазетах.

В итоге наши дети ТОСШ, которые были в разных отрядах, привезли домой грамоты и призы за активное участие в мероприятиях в научно- исследовательском лагере. Это Саввинов Слава, Попова Люда, Слепцова Ульяна, Заболоцкий Вася. А самое главное то, что Мартынов А.А. и молодые учёные дали ценные консультации по выбору тем по НПК «Шаг в будущее». Надеемся, что всё прошло не зря и осенью по собранным материалам будет показан фильм о научно- исследовательском лагере «Академия юных» по НВК «Саха».



3.2 Опорные конспекты на уроках биологии

Одной из основных образовательных задач на уроках биологии считается усвоение новых знаний. Одно из условий успешного усвоения нового материала – это применение опорных конспектов, которые позволяют доступно и просто объяснить даже самые трудные темы. Исходя из своего опыта, можно утверждать, что опорные конспекты являются одной из форм творческого подхода к обучению в средних и старших классах.

Когда не только учитель предлагает опорный конспект, но и сами ученики составляют хорошие конспекты, при этом раскрываются их интеллектуальные возможности. В течение двух последних лет, использую опорные конспекты не только на открытых уроках, что позволяет показать уровень подготовки учащихся. Как следствие можно с уверенностью сказать, что данный метод позволил повысить интерес к предмету.

Приведем пример использования логических цепочек в опорных конспектах (9,10 классы):
ДНК==ХРОМАТИДА==ХРОМОСОМА==ЯДРО== ==КЛЕТКА==ТКАНЬ==ОРГАНИЗМ
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ по теме: «Внешнее строение паука»

(7 класс)


Подобные конспекты позволяют комплексно подойти к науке биологии, не разбивая на отдельные разделы: ботанику, зоологию, анатомию человека и общую биологию. Это даёт возможность проследить общебиологические закономерности для всех живых организмов.

Ещё всем известный В.Ф. Шаталов утверждал, что опорные конспекты и их защита учеником перед одноклассниками, позволяет выработать навыки ораторского искусства. Учащийся более уверенно себя чувствует, когда сам создает опорный конспект, проявляя свои знания и творчество. При этом развивается логическое мышление, формируются знания биологических терминов, особенностей, функций и т.п.



Считаю, что даже самого слабого ученика можно научить составлять простые опорные конспекты, которые требуют, чтобы ученик внимательно слушал учителя и работал с учебником. Конечно, опорные конспекты не являются панацеей, но имеют право на «жизнь». Они позволяют активизировать, развить мыслительные процессы у учащихся и проявить их как можно ярко, широко, образно. Развивается память, улучшается запоминание новой информации, раскрываются интеллектуальные возможности.


4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4.1 Динамика успеваемости и качества знаний учащихся



2006-2007 г.

2007-2008 г.

2008-2009 г.





успеваем.

кач -во

успеваем.

кач-во

успеваем.

Качество


100%

64%

100%

59%

100%

61%



4.2 Наличие медалистов


Фамилия, имя

Год выпуска

1.Балаева Елена

2004

1.Шпнева Полина

2005

1.Винокурова Любовь

2006

2.Сивцева Лия

2006

3.Сосновская Валентина

2006

1.Заболоцкая Тапталаана

2008

1.Артемьева Наталья

2009

2.Егорова Любовь

2009

4.3 Результаты ЕГЭ по биологии



Учебный год

9 класс

11класс

успеваемость

в %

качество

в %

успеваемость

в %

качество

в %

2005-2006







100

91

2006-2007

100

33

100

93

2007-2008

100

53

93

36

2008-2009

100

33

100

75








4.4 Поступление в ВУЗы и ССУЗы

Традиционно каждый год выпускники выбирают те учебные заведения, где нужны знания по биологии. Приведу таблицу, отражающую это.



Фамилия, имя

Учебные заведения

Год поступления

1.Винокурова Любовь

2.Местникова Индилена

3.Охлопкова Анна

4.Сосновская Валентина

5.Дягилева Анна

6.Готовцев Дьулуус

7.Аммосов Николай

8.Семейщиков Александр

9.Оконешников Иван


Мединститут

Мединститут

Мединститут

Иркутский мединститут

Иркутский мединститут

ЯГСХА


ЯГСХА

Пединститут, ФО

Институт Физкультуры (Чурапча)


2006

2006


2006

2006


2006

2006


2006

2006


2006


1.Сивцев Василий

2.Харитонова Татьяна

3.Константинова

Надежда


ЯГСХА

ЯГУ, БГФ
Мединститут



2007

2007
2007



1.Дмитриева Айталина

2.Тихомирова Антонина

3.Жирков Дмитрий


ЯГСХА

ЯГСХА


Пединститут, ФО

2008

2008


2008

1.Кучутов Семён

2.Старков Валера

3.Рустамов Сулейман
4.Шараборин Денис


ЯГСХА

ЯГСХА


Института Физкультуры

( Чурапча)

ЯГУ, БГФ


2009

2009


2009
2009



Поступление в ССУЗы.



Фамилия, имя

Учебные заведения

Год поступления

Винокуров Сергей
Суздалова Олеся

Сивцева Евдокия



Медколледж (Якутск)
Медколледж (Алдан)

Сельхозтехникум



2006
2006

2006



Громова Ирина

Медколледж (Якутск)

2007


Шмидт Елена

Винокурова Светлана

Ефимов Николай


Медколледж (Якутск)

Медколледж (Алдан)

Сельхозтехникум


2008

2008


2008


Иванова Айта

Медколледж (Якутск)

2009


4.5 Научно- исследовательская работа с учащимися

С 2000 года работаю в этом направлении. Мои ученики первые в нашей школе и улусе стали дипломантами НПК «Шаг в будущее»



  • Это Сивцев Иннокентий - Диплом II степени, доклад «Экологические проблемы Оймяконья (на примере падения вторых ступеней ракет)», 2001г.; Диплом I степени, доклад «Школа как фактор ухудшения здоровья учащихся», 2002 г.;

  • Балаева Елена- Диплом II степени, доклад «Фактор встречаемости близнецов (на примере Томторской средней школы)», 2003 г.

Приведу таблицу, отражающую участие в НПК разного уровня:



Фамилия Имя

Класс

Название работы

Уч. год

НПК

Сивцева Лия

11

«Феномен близнецов на полюсе холода»

2005-2006

Школьная

Заочный этап НПК «Шаг в будущее»




Килецкая Галина,Эттувги Айталина

10

10


«Физическое развитие подростков в условиях Севера»

2007-2008

Школьная (2место), Улусная (2 место)


Иванова Айта

Эттувги Айта



11

«Основные антропометричес- кие показатели как оценка физического развития подростков»

2008-

2009

Республиканская

Диплом III степени




Учащиеся не только участвуют в НПК, но и активно принимают участие в летних научно-исследовательских лагерях, где они получают навыки исследовательской работы. В 2007, 2008 г. совместно с молодыми учеными во главе с Мартыновым А.А. наши ученики выезжали в п. Оймякон, местность Мэнэ и в Кюбему -в природоохранную зону.

В результате был собран гербарий более 50 видов высших сосудистых растений, проведена большая работа по их определению, сейчас ведется работа по систематизации растений и оформлению гербария.

В этом учебном году также мои ученики будут активно участвовать в исследовательской работе. Нас курирует научный руководитель из Института биологии Сабарайкина Светлана Михайловна, специалист по ягодным культурам.


4.6 Ведение кружка «Комнатное цветоводство»

Веду кружок «Комнатное цветоводство» для учащихся 6-7 классов. Цель кружка - научить ухаживать за комнатными растениями, узнать биологические особенности их выращивания, привить детям чувство прекрасного. Составлена программа, занятия проводятся 1 раз в две недели.

На основе кружка проводятся различные внеурочные мероприятия: устные журналы, викторины, познавательные игры и т.п.

Занятия проводятся в школьной медиатеке, где собрана богатая коллекция комнатных растений силами библиотекаря Томской М.Г., родителями и учащимися. Все растения паспортизированы, сделаны этикетки. Ведется работа по созданию электронного каталога комнатных растений, для этого сфотографированы красивоцветущие растения, далее с помощью детей будем собирать данные о каждом комнатном растении (почему так назвали?, происхождение, уход и т.п.)

Не только в медиатеке собрана коллекция комнатных растений, но и в кабинете биологии, где постоянно обновляются комнатные растения.
4.7 Результаты внеурочной деятельности учащихся

В прошлом учебном году мои ученики приняли участие в Дистанционной эколого-биологической викторине, наша команда «Эндемик» награждена сертификатом участника, а руководитель – Благодарственным письмом.

Участие в НПК «Шаг в будущее», январь, 2009 г. Диплом III степени с докладом «Основные антропометрические показатели как оценка физического развития подростков», ученицы 11класса Иванова Айталина, Эттувги Айталина.

4.8 Достижения (Участие в олимпиадах)


  • Улусный уровень






Предмет

Год

Фамилия, имя

Класс

Место

1

Экология

2005-2006

Неустроев Сергей

Егоров Алексей




11

10


2

2


2

Биология

2005-2006

Винокурова Любовь

Аммосова Татьяна

Васильченко Елена


11

10

10



4-5

6

5



2

Биология

2007-2008

Заболоцкая Тапталаана


11

1

2

Биология

2008-

2009

Колодезникова

Валерия


Заболоцкий

Василий


Савинов Слава

Эттувги Софья



7
8
9

11


2
3
2

2





  • Республиканский уровень

Олимпиада «Абитуриент – 2009» по биологии - % выполнения

Иванова Айта (11 «в» 22,2

Слепцова Айта (11 «б») 42,2

Шараборин Денис (11 «в») 57,8

Эттувги Софья (11 «в») 36,7


5.РАСПРОСТРАНЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТОМ

Мастер классы

Конечно, учитель не только учит детей, но и всю свою жизнь учится у своих коллег и в этом помогают мастер- классы. Делиться своим опытом всегда нужно, потом вернётся сторицей. Особенно ценны такие мастер-классы для учителей сельских школ. Ведь в городе больше возможности для повышения мастерства педагога.

Мне как опытному, ведущему учителю не раз приходилось вести мастер- классы по различным методическим темам. Это и «Подготовка к ЕГЭ на уроках биологии», « НИР с учащимися», «Применение опорных конспектов на уроках биологии» и др.

Мой опыт обобщался на улусном и республиканском уровне, который подтверждается сертификатами.





  1. ХАРАКТЕРИСТИКА. РЕКОМЕНДАЦИИ





  1. НАГРАДЫ (ГРАМОТЫ, СЕРТИФИКАТЫ)

Грамоты, от УООУ (2004, 2007) «Почетная грамота» в честь 100 летнего юбилея школы; Благодарность от начальника МУ «УО МО Оймяконский улус» Морозовой Н.Ю. за активное участие в экспедиции «Полюс холода», октябрь 2007год. Сертификаты:

Сертификат о распространении педагогического опыта по теме: «Система подготовки к ЕГЭ на уроках биологии» ИПКРО, 1 марта 2005 г.

Сертификат о распространении педагогического опыта в номинации «Золотой урок» I слёта Арктики, ИПКРО, 23 февраля 2007год,

Сертификат участника 3 тура 2008-2009 учебного года

Команда Эндемик МОУ «Томторская СОШ им.Н.М.Заболоцкого» п.Томтор, Республика Саха (Якутия),руководитель команды Корякина Н.В. Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании. Дистанционная эколого - биологическая викторина.



Сертификат ГУ «ЦСППМ РС (Я), семинар на тему: «Экстренная групповая психологическая помощь в ситуации завершенного суицида. Психологический дебрифинг», Центр «Сайдам», июнь 2009г

Сертификат о распространении педагогического опыта по теме: «Применение опорных конспектов на уроках биологии», 10-12сентября, 2009 г. Республиканский общественно-педагогический форум «Оймякон- полюс холода» (ИПКПО)

Прохождение курсов повышения квалификации

-п. Усть- Нера, 28 февраля 2005 год, «Модернизация содержания естественно - научного образования в условиях перехода на профильное обучение» (ИПКРО);

-п. Оймякон, 3 апреля 2006 год, «Психолого – педагогическое сопровождение обучения и воспитания» (ИПКРО);

-п.Томтор, 11-14 января 2007г., «Психолого-педагогическое сопровождение развития личности учащегося» (ИПКРО);

-п.Томтор, 22-30 июня 2007г., «Современные информационные технологии в преподавании предмета с использованием учебных проектов «Microsoft»» (ИПКРО);

-п.Томтор, 7-14 апреля 2009г., «Интеграция предметов» (ИПКРО);

-п.Томтор, 7-14 апреля 2009г., «Психология менеджмента» (ИПКРО);

-п.Томтор, Центр «Сайдам», июнь 2009г. ГУ «ЦСППМ РС (Я), семинар на тему: «Экстренная групповая психологическая помощь в ситуации завершенного суицида. Психологический дебрифинг».



скачать файл



Смотрите также:
1. Эссе «С чего начинается учитель?»
321.37kb.
«C чего начинается Родина?»
74.26kb.
Методическая разработка урока литературы по теме «С чего начинается Родина?»
31.89kb.
Сказка «Древо Семьи»
2057.52kb.
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь. Василий Ключевский
13.82kb.
Конкурса эссе «Символика России 2012» в номинации «Лучшее эссе о гербе республики, края, области, округа»
46.13kb.
Номинация: история семьи Название работы: и никогда не оборвется веков связующая нить Курзанцева Екатерина Евгеньевна, студентка Российского государственного торгово-экономический университета, экономический факультет, г. Кемерово
169.53kb.
Г. Ю. Самигуллина, ведущий учитель, гимназия №122
151.89kb.
Образовательная система нашего общества в последнее десятилетие кардинально изменилась. Она учитывает интересы государства, общества и семьи. Я, одна из тех, кто работает в этой системе, преобразует и формирует её
34.99kb.
Книга первая забег в разные стороны
1544.79kb.
Джон Грей Практическое пособие по исполнению желаний
3179.8kb.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель
44.54kb.