takya.ru страница 1страница 2
скачать файл
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Понятие образовательного процесса и основные требования к его организации

Образовательный процесс можно понимать в широком и узком смыслах слова. Широкая трактовка образовательного процесса предполагает включение в него таких элементов и стадий, кото­рые обеспечивают получение обучающимися образования опре­деленного уровня. При таком подходе организация образователь­ного процесса предполагает:

  • разработку и утверждение учебных и рабочих планов;

  • формирование программ учебных дисциплин и практик и их
    методическое обеспечение;

  • создание надлежащих условий для организации учебных за­
    нятий.

В сферу организации образовательного процесса в широком смысле попадают не только обучающиеся и педагогический пер­сонал, но и органы управления образованием, администрация образовательных учреждений и другие субъекты (например, орга­ны санитарно-эпидемиологического надзора). Образовательный процесс в узком смысле охватывает отношения, участниками ко­торых являются обучающиеся и преподаватели, т.е. собственно педагогические отношения.

Образовательный (учебно-воспитательный) процесс представ­ляет собой систему мер по организации и осуществлению дея­тельности педагогического и обучающегося персонала по дости­жению целей образования, направленных на освоение обучаю­щимися определенных образовательных цензов, приобретение и закрепление необходимых знаний и навыков, формирование внут­ренней культуры и развитие их личности.

Стадии образовательного процесса включают в себя основные этапы образовательного процесса, в рамках которых последова­тельно достигаются определенные цели образования, такие, как прием в образовательное учреждение, проведение текущих учеб­ных занятий, текущей и промежуточной аттестации обучающих­ся, а также государственной (итоговой) аттестации. Последний этап является обязательным лишь применительно к основному

общему и среднему (полному) общему образованию, а также для всех видов профессионального образования.

Организация образовательного процесса должна подчиняться определенным принципам, которые можно сформулировать, ос­новываясь на нормах образовательного законодательства. В ст. 15 Закона РФ «Об образовании» перечислены основные локальные документы, определяющие общие требования к организации об­разовательного процесса: учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий. При их формировании необходимо принимать за основу соответствующий государствен­ный образовательный стандарт и разработанные применительно к его содержанию образовательные программы.

Учебный план представляет собой разбивку содержания обра­зовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и го­дам обучения. В образовательных учреждениях, как правило, раз­рабатываются и утверждаются два вида учебных планов: пер­спективный (на весь период обучения) и рабочий (на учебный год). В учреждениях профессионального образования учебные пла­ны составляются по каждому направлению подготовки (специаль­ности).

Годовой календарный учебный график (график учебного процес­са на учебный год) распределяет отдельные виды учебной нагруз­ки и времени отдыха обучающихся по календарным неделям в течение учебного года. Учебный год во всех образовательных уч­реждениях начинается с 1 сентября. Его продолжительность опре­деляется для каждого уровня образования типовыми положения­ми об образовательных учреждениях. Так, на первой, второй и третьей ступенях общего образования учебный год продолжается 34 недели, без учета государственной итоговой аттестации, а в I классе — 33 недели. Продолжительность каникул в течение учеб­ного года составляет не менее 30 календарных дней, а в летний период — не менее восьми недель. Для первоклассников в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность учебного года в учреждениях профессио­нального образования определяется в соответствии с учебным планом по определенным направлениям подготовки или специ­альностям. Срок начала учебного года может переноситься в сред­них специальных учебных заведениях по очно-заочной (вечерней) форме обучения не более чем на один месяц, по заочной форме обучения — не более чем на три месяца, а в вузах — не более чем на два месяца (по решению ученого совета). Минимальная про­должительность каникул определяется в типовых положениях об образовательных учреждениях. Так, в учреждениях начального профессионального образования каникулярное время должно со­ставлять не менее 10 недель в год при сроке обучения более одно­го года. Студентам средних специальных учебных заведений кани кулы предоставляются не менее двух раз в течение полного учеб­ного года общей продолжительностью 8—11 недель в год, в том числе в зимний период — не менее двух недель. Для студентов вузов продолжительность каникул в течение учебного года со­ставляет не менее семи недель, из них не менее двух недель — в зимний период.



Расписание занятий на учебный год (в общеобразовательных учреждениях) или на определенный его период составляется на основании учебных планов и графика учебного процесса, напри­мер на семестр (в учреждениях профессионального образования). Основные виды учебных занятий определяются типовыми поло­жениями об образовательных учреждениях и локальными актами учреждений. Например, в средних специальных учебных заведе­ниях устанавливаются следующие основные виды учебных заня­тий: урок, лекция, семинар, практическое занятие, лаборатор­ное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятель­ная работа, производственная (профессиональная) практика, выполнение курсовой работы (курсовое проектирование), выпол­нение выпускной квалификационной работы (дипломного про­екта, дипломной работы), а также могут проводиться другие виды учебных занятий. Аналогичные виды учебных занятий проводятся и в вузах. Для всех видов аудиторных занятий устанавливается еди­ная продолжительность академического часа. В учреждениях сред­него профессионального образования она составляет 45 минут, а в вузах она может увеличиваться и до 50 минут.

Учебные планы, графики учебного процесса и расписания за­нятий разрабатываются и утверждаются образовательными учреж­дениями самостоятельно. Минобрнауки России разрабатывает при­мерные программы и учебные планы. Закон закрепляет принцип автономии образовательного учреждения в организации учебного процесса. Это выражается, в частности, в том, что органы госу­дарственной власти, органы управления образованием и местно­го самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения.

Обучающийся имеет право на информацию об организации учебного процесса. Если он является несовершеннолетним, то возможность получить такую информацию предоставляется его родителям или его законным представителям. Они вправе также знакомиться с оценками успеваемости обучающихся, включая беседу с педагогами.

Законодательством, локальными нормативными актами обра­зовательных учреждений, а также договорами об оказании обра­зовательных услуг определяются особенности организации обра­зовательного процесса при получении образования в различных формах (заочная, очно-заочная, самообразование и экстернат) Освоение образовательных программ требует от обучающихся значительных усилий, затрат времени. Поэтому условия организа­ции образовательного процесса должны соответствовать предъяв­ляемым медико-гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Одним из основных гигиенических требований яв­ляется установление максимальной нагрузки обучающихся. Они устанавливаются:



  • для системы профессионального образования;

  • для системы начального и среднего профессионального об­
    разования: для них максимальная недельная норма аудиторной
    нагрузки составляет 36 часов, в вузах суммарная недельная на­
    грузка составляет 54 часа, а соотношение аудиторной и внеауди­
    торной нагрузок определяется для каждого направления подго­
    товки и специальности;

  • для системы общего образования.

Соблюдение этих требований чрезвычайно важно, потому что, по оценкам специалистов, ухудшение состояния здоровья детей наблюдается уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицин­ских наук, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь около 10 процентов от контингента детей, поступающих в школу. Результаты разных ис­следований свидетельствуют о том, что современное состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста ха­рактеризуется следующими тенденциями: распространенность функциональных отклонений достигает более 70 процентов, хро­нических заболеваний — 50 процентов, физиологической незре­лости — 60 процентов. Более 20 процентов детей имеют дефицит массы тела. У детей с морфофункциональными отклонениями ве­дущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергиче­ские проявления. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной, нерв­ной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, а так­же аллергические заболевания кожи. У 60 — 70 процентов детей дошкольного и школьного возраста отмечается кариес зубов. Каж­дый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения.

Во многом это обусловлено переутомлением детей в дошколь­ных учреждениях за счет чрезмерного увеличения умственной и физической нагрузки и установления режима пребывания в дет­ских садах, который не соответствует их возрастным особенно­стям.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» максимальный объем учебной нагрузки обучающихся устанавливается государ ственным образовательным стандартом, который для дошколь­ного образования до сих пор не утвержден. Действуют Временные {примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, утвержденные приказом Минобразования РФ от 22 августа 1996 г. Поэтому в письме Минобразования России от 14 марта 2000 г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» еще раз рекомендуется образовательным учреждениям дошкольного об­разования придерживаться установленных правил.

В частности, при установлении учебной нагрузки необходимо руководствоваться следующими ориентирами. Максимально до­пустимое количество учебных занятий продолжительностью не более 10—15 минут в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подго­товительной группах можно проводить три занятия по 20 — 25 или 25 — 30 минут каждое. В середине занятий необходимо проводить физкультминутку и обеспечивать перерывы между ними не менее 10 минут. Во второй половине дня занятия детей старшего до­школьного возраста могут проводиться после дневного сна, но не чаще двух-трех раз в неделю, желательно в дни с наиболее высо­кой работоспособностью детей (вторник, среда). Занятия по до­полнительному образованию (студии, кружки, секции) недопус­тимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и днев­ной сон; их количество в неделю не должно превышать двух при продолжительности этих занятий не более 20 — 25 минут.



Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемио­логическом благополучии населения» в ст. 28 устанавливает основ­ные санитарно-эпидемиологические требования к условиям вос­питания и обучения. В дошкольных и других образовательных уч­реждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохра­нению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методи­ки и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизу­альные и иные средства обучения и воспитания, учебная ме­бель, а также учебники и иная издательская продукция допуска­ются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологи­ческих заключений о соответствии их санитарным правилам. Ука­занные санитарные правила утверждаются Главным государствен­ным санитарным врачом Российской Федерации и вводятся в действие приказом Минздравсоцразвития России. Условия орга­низации образовательного процесса регламентируются многими санитарными правилами — специально утверждаемыми правила­ми применительно к образовательным учреждениям и правилами

общего типа, касающимися отдельных аспектов организации учебно-воспитательного процесса. Наиболее показательным при­мером специальных правил, обязательных для отдельных видов образовательных учреждений, являются Гигиенические требова­ния к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, ут­вержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 25 ноября 2002 г. и введенные в действие с 1 сентября 2003 Г А Эти санитарно-эпидемиологические правила направлены на пре­дотвращение неблагоприятного воздействия на организм школь­ников вредных факторов и условий, сопровождающих их учеб­ную деятельность, они определяют следующие санитарно-гиги­енические требования:

  • к размещению общеобразовательного учреждения;

  • участку общеобразовательного учреждения;

  • зданию общеобразовательного учреждения;

  • оборудованию помещений общеобразовательного учрежде­
    ния;

  • воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреж­
    дения;

  • естественному и искусственному освещению;

  • водоснабжению и канализации;

  • помещениям и оборудованию общеобразовательных учреж­
    дений, размещенных в приспособленных зданиях;

  • режиму образовательного процесса;

  • организации медицинского обслуживания учащихся;

  • санитарному состоянию и содержанию общеобразовательно­
    го учреждения;

  • организации питания учащихся.

Требования к размещению общеобразовательных учреждений, в частности, предусматривают, что здания общеобразовательных учреждений должны быть расположены на внутриквартальных тер­риториях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние не менее 100 м. Устанавливаются условия пешеходной и транспортной доступно­сти школ. Для общеобразовательного учреждения предусматрива­ется самостоятельный земельный участок, огражденный забором, зелеными насаждениями, на котором организуются учебно-опыт­ная, физкультурно-спортивная, хозяйственная зоны и зона отды­ха. Требования к школьному зданию предусматривают соответ­ствие количества детей его вместимости, предусмотренной про­ектом; этажность — не более трех (в условиях плотной застройки городов — четырех) этажей; размещение гардеробов на первом этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса; устройство спортивного и актового залов, библиотеки, учебных

лабораторий, медицинского пункта, столовой, санитарных узлов. Учащиеся первой ступени в городских и сельских школах обуча­ются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок, а обучение учащихся второй — третьей ступеней осуществляется по классно-кабинетной системе. Устанавливаются определенные требования к помещениям и обо­рудованию общеобразовательных учреждений (ученическим сто­лам или партам и их размещению в кабинетах, техническим сред­ствам обучения, лабораторному оборудованию и т.д.). Особое вни­мание должно уделяться обеспечению оптимального воздушно-теплового режима. Так, температура воздуха в зависимости от кли­матических условий должна составлять в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях 18 — 20 °С при их обычном остек­лении. Учебные помещения школ должны иметь естественное ос­вещение. Здания общеобразовательных учреждений должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого, противопожар­ного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений, предусмотренными Градостроительным кодексом РФ.

Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса включают в себя показатели максимально допустимой недельной нагрузки (от 22 до 36 часов в зависимости от ступени обучения), продолжительности урока (не более 45 минут) и пере­мен (продолжительностью по 10 минут — обычная и до 50 минут — большая). Домашние задания даются учащимся с учетом возмож­ности их выполнения в определенных временных пределах в за­висимости от ступени обучения (от одного до четырех часов). Все общеобразовательные учреждения укомплектовываются квали­фицированными кадрами средних медицинских работников, вра­чей-педиатров, а при их отсутствии школа заключает с ближай­шей поликлиникой договор о медицинском обслуживании де­тей.

По аналогичной схеме сформулированы санитарно-эпидемио­логические нормы и правила для других видов образовательных учреждений. Так, Гигиенические требования к устройству, содержа­нию и организации режима в оздоровительных учреждениях с днев­ным пребыванием детей в период каникул, утвержденные приказом Минздрава РФ от 4 октября 2000 г. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских до­мах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были утверждены приказом Главного госу­дарственного санитарного врача от 1 ноября 2000 г А имеет не только медико-гигиеническое значение, но и позволяет обеспечить эффективность учебного процесса, хорошее усвоение материала, проведение текущего контроля знаний, организацию оптимального взаимодействия между обучающимися и педагогом при проведении занятий. Требования к предельной наполняемо­сти классов и групп устанавливаются в типовых положениях об образовательных учреждениях.



В частности, в дошкольном образовательном учреждении пре­дельная наполняемость групп определяется в зависимости от воз­раста детей. Группы, в которых обучаются дети в возрасте от двух месяцев до одного года, должно быть не более 10 детей, от од­ного года до трех лет — 15 детей, от трех до семи лет — 20 детей. В разновозрастных группах количество детей определяется диффе­ренцированно: если дети двух разных возрастов — от двух месяцев до трех лет, то предельная наполняемость группы составляет во­семь человек, если дети трех разных возрастов — от 3 до 7 лет, — то 10 детей. В учреждениях компенсирующего вида и коррекцион-ных учреждениях устанавливаются более жесткие требования к предельной наполняемости классов и групп.

  1. Наполняемость классов в общеобразовательном учреждении составляет в среднем 25 человек. При проведении занятий по ино­странному языку, трудовому обучению на второй и третьей сту­пенях, по физической культуре — на третьей ступени, по инфор­матике, физике и химии (во время практических занятий) допус­кается деление класса на две группы, если наполняемость класса составляет 25 и 20 человек (соответственно в городских и сельских школах). Количество обучающихся в учебных группах учреждений начального профессионального образования составляет не менее 25 человек, а в сельских профессиональных училищах — не менее 8—10 человек. Производственное обучение осуществляется в груп­пах по 12—15 человек, а по профессиям, связанным с выполне­нием опасных работ, — 8 — 10 человек. Численность студентов в учебной группе в учреждениях среднего профессионального обра­зования при очной форме обучения устанавливается 25 — 30 че­ловек, а при очно-заочной (вечерней) и заочной формах — 15 — 20 человек. При проведении лабораторных и практических заня­тий, при курсовом проектировании и производственном обуче­нии в мастерских, а также учебных занятий по физической куль­туре и другим дисциплинам, перечень которых определяется уч­реждением самостоятельно, учебная группа может делиться на подгруппы не менее восьми человек. Численность академической группы в вузе определяется его локальными актами и, как прави­ло, составляет 25 — 30 человек. Допускается также деление группы па подгруппы при проведении отдельных видов учебных занятий. Подводя итоги, можно сформулировать следующие основные принципы организации образовательного процесса автономия образовательного учреждения в этой сфере при
    безусловном соблюдении требований государственных образова­
    тельных стандартов;

  2. приоритет интересов обучающихся, сохранение их здоро­
    вья и обеспечение психологического комфорта в образовательном
    процессе;

  3. оптимальное соотношение разных видов учебной нагрузки,
    учебного времени и времени отдыха;

  4. преемственность различных стадий образовательного про­
    цесса.

2. Прием в образовательные учреждения

Порядок приема обучающихся в образовательные учреждения регулируется законодательством РФ и локальными нормативны­ми актами. Нормы, определяющие условия зачисления в учрежде­ния профессионального образования, льготы для отдельных кате­горий граждан при приеме в такие учреждения устанавливаются не только Законом РФ «Об образовании», но и другими законо­дательными актами. Это обусловлено тем, что порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (пол­ного) общего и начального профессионального образования оп­ределяется учредителем исходя из необходимости обеспечения доступности данного уровня образования для всех граждан, про­живающих на соответствующей территории и имеющих такое право. Доступность прочих уровней профессионального образования (среднего, высшего и послевузовского) обеспечивается соблюде­нием их прав при зачислении по результатам конкурса. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на об­разование и зачисление наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня граждан. Некоторые категории граждан при зачислении в учреж­дения профессионального образования пользуются льготами (на­пример, могут быть зачислены вне конкурса или воспользоваться преимущественным правом зачисления при равенстве баллов).

Порядок приема обучающихся в негосударственные образова­тельные учреждения определяется учредителем и доводится до сведения всех заинтересованных субъектов.

Основные требования к приему граждан в образовательные учреждения закреплены в типовых положениях об учреждениях образования. Так, комплектование дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Пра­вительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677, определяется учредителем.

При этом устанавливается право некоторых категорий детей на прием в такие учреждения в первую очередь. Это дети работаю­щих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов I и II групп; дети из многодетных семей; дети, находящиеся под опе­кой; дети, родители которых (или один из них) находятся на во­енной службе; дети безработных, беженцев, вынужденных пере­селенцев, студентов. Устанавливаются также возрастные крите­рии приема в дошкольные учреждения. В такие учреждения могут приниматься дети в возрасте от двух месяцев до семи лет. Обяза­тельным условием является медицинское заключение. Дети с от­клонениями в развитии принимаются в дошкольные образова­тельные учреждения любого вида только с согласия родителей и при наличии условий для коррекционной работы. Необходимо, кроме того, заключение психолого-педагогической и медико-пе­дагогической комиссий. Прием детей в дошкольные учреждения осуществляется по заявлению родителей (их законных предста­вителей), которые вправе выбрать конкретное учреждение с уче­том его расположения, особенностей реализуемых им образова­тельных программ и других имеющих значение обстоятельств. Дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить присмотр, уход, воспитание и обучение детей с учетом индиви­дуальных особенностей каждого ребенка. Отбор детей в такое уч­реждение и их исключение из него не допускаются. При этом дошкольное учреждение вправе осуществлять прием детей в пре­делах квоты, установленной в лицензии на право ведения обра­зовательной деятельности. Органы управления образованием на основе банка данных об очередности по устройству детей и на­личии свободных мест в дошкольных образовательных учрежде­ниях информируют родителей (их законных представителей) о формах, содержании и методах работы различных учреждений такого типа и максимально обеспечивают удовлетворение их об­разовательных потребностей исходя из имеющихся условий. Как правило, прием в государственные и муниципальные дошколь­ные образовательные учреждения осуществляется на основании путевок (направлений), выдаваемых соответствующими органа­ми управления образованием.

Возрастные цензы установлены и для приема в общеобразова­тельные учреждения. Причем они закреплены непосредственно в 5аконе РФ «Об образовании» (п. 2 ст. 19). Обучение детей в образо-нательных учреждениях, реализующих программы начального об­щего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоя­нию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. Необходимо подчеркнуть, что данные возрастные цензы сформу­лированы в качестве общего правила, из которого могут быть сде­ланы исключения. По заявлению родителей (их законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разре­шить прием детей для обучения в более раннем возрасте. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное по­становлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196, вос­производит приведенные выше положения Закона РФ «Об обра­зовании», касающиеся порядка приема граждан, проживающих на данной территории. Кроме того, в нем подчеркивается, что не проживающим на данной территории может быть отказано в при­еме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. Учредители общеобразовательных учреждений и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать прием в I класс всех де­тей, готовых к освоению общеобразовательных программ началь­ного общего образования и прежде всего живущих в непо­средственной близости от общеобразовательного учреждения, на закрепленном за ним участке или микрорайоне. Необходимо под­черкнуть, что школы с углубленным изучением отдельных пред­метов (к ним относятся такие, в которых углубленно изучается не менее двух предметов), лицеи, гимназии имеют право принимать обучающихся по результатам конкурсного отбора для обучения на третьей ступени, т. е. для получения среднего (полного) обще­го образования.

Несмотря на то что законодательство РФ провозглашает прин­цип гарантированности прав детей при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения, на практике они довольно ча­сто нарушаются. В письме Минобразования РФ от 7 июня 1994 г. «О реализации прав детей при приеме в дошкольные и общеобра­зовательные учреждения»1 отмечается, что дошкольные образо­вательные учреждения не в полной мере обеспечивают принцип равных возможностей выбора родителями (лицами, их заменяю­щими) дошкольного образовательного учреждения. Практикуется отбор детей из обеспеченных семей, нарастает тенденция зачис­ления их на основе тестирования. В отдельных случаях допускается отсев детей, не освоивших дошкольные образовательные програм­мы. В последнее время увеличилось количество письменных и уст­ных заявлений граждан о фактах грубых нарушений гарантиро­ванных законом прав личности на образование, связанных с при­емом в I и X классы общеобразовательных учреждений. В частно­сти, в нарушение закона при приеме детей в I класс во многих общеобразовательных учреждениях, прежде всего в школах с углуб­ленным изучением предметов, гимназиях, лицеях, проводится конкурсный отбор в различных формах (экзамены, собеседова­ния, тестирование).

Ограничения права граждан на прием в образовательные учреж­дения могут быть вызваны необходимостью обеспечения прав других участников образовательного процесса. Они устанавливаются законодательством РФ в тех случаях, когда гражданин страдает заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Например, постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 518 утвержден Перечень заболеваний, препятствующих содержа­нию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспита­тельных учреждениях закрытого типа органов управления образова­нием. В этот перечень включены некоторые инфекционные и пара­зитарные болезни (туберкулез, ВИЧ, лепра, сифилис), новооб­разования, болезни крови, эндокринной системы, психические расстройства, врожденные аномалии, деформации и хронические нарушения. В случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний в образовательных учреждениях мо­жет вводиться карантин. Такое решение может быть принято орга­ном исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления по представлению Главного государственного санитарного врача субъекта РФ.

В период карантина могут устанавливаться ограничения на прием 11 образовательные учреждения. Федеральный закон от 17 сентяб­ря 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болез­ней» устанавливает, что профилактические прививки проводятся лишь с согласия граждан (их законных представителей). Одним из иозможных последствий отказа от прививок может быть времен­ный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровитель­ные учреждения в случае возникновения массовых инфекцион­ных заболеваний или при угрозе эпидемий. Необходимо подчерк-путь, что такой отказ может иметь место только в случае, когда органами, уполномоченными на осуществление санитарно-эпи­демиологического надзора, приняты соответствующие решения о проведении ограничительных мероприятий и о введении каран­тина. По окончании срока действия таких мероприятий граждане должны быть приняты в образовательные учреждения на общих основаниях.

Прием в образовательные учреждения профессионального обра­зования осуществляется с соблюдением некоторых специальных правил. Например, для зачисления в такие учреждения граждане должны иметь определенный образовательный ценз. Порядок при­ема в государственные учреждения начального профессионального образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 30 июня 1995 г. № 3671 (официально опубликован не был), пред­усматривает, что в названные учреждения могут приниматься про­живающие на территории РФ лица, имеющие основное общее пли среднее (полное) общее образование. Порядок приема в госу­дарственные и муниципальные образовательные учреждения среднего

профессионального образования (средние специальные учебные за­ведения) Российской Федерации, утвержденный приказом Миноб­разования РФ от 9 декабря 2002 г. № 4304, предусматривает, что для поступления в названные учреждения необходимо иметь ос­новное общее, среднее (полное) или начальное профессиональ­ное образование. Согласно утвержденному приказом Минобразо­вания РФ от 14 января 2003 г. Порядку приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образова­ния (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежден­ные федеральными органами исполнительной власти, на первый курс принимаются лица, имеющие документ государственного образ­ца о среднем (полном) общем или среднем профессиональном образовании либо диплом о начальном профессиональном обра­зовании, в котором есть запись о получении среднего (полного) общего образования. На первый и последующие курсы принима­ются лица, имеющие диплом государственного образца о непол­ном высшем профессиональном образовании, академическую справку установленного образца о незаконченном высшем про­фессиональном образовании или диплом государственного образ­ца о завершенном высшем профессиональном образовании раз­личных ступеней.

Учреждения профессионального образования осуществляют прием граждан на обучение с финансированием за счет средств соответствующих бюджетов либо с оплатой стоимости обучения из иных источников. Количество мест для обучения за счет средств бюджетов определяется нормативами, которые доводятся до уч­реждений Минобрнауки России либо по согласованию с ним — иными органами исполнительной власти, в ведении которых на­ходятся соответствующие учреждения. Так, для учреждений на­чального профессионального образования это — расчетные пока­затели по подготовке, переподготовке и повышению квалифика­ции рабочих кадров и специалистов; для учреждений среднего и высшего профессионального образования — контрольные цифры приема. Порядок установления контрольных цифр приема в такие образовательные учреждения утверждается приказом Минобрнауки России.

Подготовка специалистов с высшим и средним профессиональ­ным образованием может осуществляться за счет средств феде­рального бюджета и бюджетов субъектов РФ на основе договоров, заключаемых между студентами и учебными заведениями, и дого­воров между студентами и организациями, которые нуждаются в кадрах соответствующего профиля. Положение о целевой контракт­ной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием было утверждено постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. № 942. Целевая контрактная подготовка при­звана удовлетворять потребности в высококвалифицированных

кадрах предприятий, организаций и учреждений, в первую оче­редь тех, финансирование которых осуществляется за счет средств указанных бюджетов. Объемы целевой контрактной подготовки устанавливаются федеральными органами исполнительной влас­ти, имеющими в своем ведении образовательные учреждения выс­шего и среднего профессионального образования, по согласова­нию с Минобрнауки России. При этом задания на такую подго­товку устанавливаются в пределах контрольных цифр приема сту­дентов на обучение за счет средств бюджетов названных уровней. Контингент обучающихся в рамках целевой контрактной подго­товки специалистов формируется на добровольной основе из чис­ла лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета, пу­тем заключения контрактов между студентом и учебным заведе­нием. Если места для студентов, обучающихся в рамках целевой подготовки, выделены на первых курсах образовательных учреж­дений, прием на такие места осуществляется вне общего конкур­са. Если количество желающих обучаться на целевой основе пре­вышает количество таких мест, между ними проводится отдель­ный конкурс, по результатам которого осуществляется зачисле­ние на основе заключенных между студентом и организацией-ра­ботодателем договоров.

По общему правилу граждане имеют право получить профес­сиональное образование в государственных и муниципальных уч­реждениях бесплатно, если образование данного уровня они по­лучают впервые. Исключение из этого правила установлены зако­нодательством для некоторых категорий граждан. Так, например, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе начальное профес­сиональное образование.

При приеме на обучение учреждения профессионального об­разования должны предоставить абитуриентам (их законным пред­ставителям) всю необходимую информацию. Образовательные уч­реждения обязаны ознакомить поступающих со своими устава­ми, лицензиями на право ведения образовательной деятельности по конкретным профессиям и специальностям, другими докумен­тами, регламентирующими организацию образовательного про­цесса, работу приемных комиссий, а также разъяснить порядок рассмотрения апелляций.

Прием в образовательные учреждения профессионального об­разования осуществляется на конкурсной основе. При этом учреж­дение начального профессионального образования обязано зачис­лить в пределах квоты приема всех желающих, которые прожива­ют на соответствующей территории. Конкурс проводится в том случае, если их количество превышает количество мест для при­ема. При наличии конкурса должно обеспечиваться зачисление наиболее способных и подготовленных поступающих. При приеме на обучение учреждения начального профессионального образо­вания должны руководствоваться принципами социальной защи­ты граждан, пользующихся преимуществами согласно законода­тельству РФ, а также испытывающих различные затруднения в реализации своих прав на получение начального профессиональ­ного образования. Они обеспечивают обязательный прием на обу­чение лиц из числа военнослужащих, граждан, уволенных с во­енной службы и направленных территориальными службами за­нятости и воинскими формированиями в целях их профессио­нальной подготовки, переподготовки и повышения квалифика­ции по профессиям (специальностям). При приеме обучающихся по профессиям, требующим от поступающих более глубоких зна­ний по тем или иным предметам, в учреждениях начального про­фессионального образования могут проводиться вступительные экзамены. Сроки приема заявлений, порядок проведения и систе­ма оценок вступительных экзаменов, условия конкурсного отбо­ра и зачисления в состав обучающихся, а также порядок подачи и рассмотрения апелляций определяются правилами приема, утверж­даемыми самим учреждением.

Порядок приема в учреждения среднего и высшего профессио­нального образования регулируется законодательством РФ более подробно и четко. Для организации приема создается приемная комиссия образовательного учреждения, председателем которой является его руководитель (ректор, директор, начальник). Для приема вступительных испытаний у поступающих организуются предметные экзаменационные комиссии, состав которых утверж­дается руководителем учреждения. Для приема вступительных ис­пытаний на последующие курсы в вузах в таком же порядке фор­мируются аттестационные комиссии. Полномочия приемной ко­миссии, предметных экзаменационных и аттестационных комис­сий, структурных подразделений образовательного учреждения в вопросах организации приема обучающихся определяются локаль­ными нормативными актами.

До начала приема документов приемная комиссия вуза и сред­него специального учебного заведения определяют и объявляют перечень специальностей, на которые объявляется прием доку­ментов с указанием количества мест для приема за счет бюджет­ных средств, перечня вступительных испытаний (наименование предметов и формы проведения), их программы и системы оце­нок. Кроме того, должны быть определены и доведены до сведе­ния заинтересованных субъектов: порядок организации конкурса на коммерческие места; правила подачи и рассмотрения апелля­ций по результатам вступительных испытаний; количество мест в общежитиях для иногородних студентов; правила приема заявле­ний от поступающих для обучения в филиалах образовательного учреждения и порядок зачисления.

Прием в образовательные учреждения высшего и среднего про­фессионального образования проводится по личному заявлению граждан на основе результатов вступительных испытаний, прово­димых в целях определения возможности поступающих осваивать соответствующие профессиональные образовательные программы. При подаче заявления абитуриент должен представить документ, удостоверяющий его личность и гражданство. К заявлению долж­ны быть приложены оригинал документа об образовании, необ­ходимое количество фотографий, медицинская справка, подтверж­дающая, что обучение по данной специальности ему не проти­вопоказано, а также документы, подтверждающие его право на льготы при поступлении. Устанавливаются сроки приема докумен­тов. Так, прием документов от поступающих на очную форму обу­чения заканчивается в вузах не ранее 15 июля, а в средних специ­альных учебных заведениях — не ранее 31 июля.

Количество, перечень и форма вступительных испытаний оп­ределяются правилами приема, которые разрабатываются и при­нимаются самим образовательным учреждением ежегодно. При формировании перечня вступительных испытаний образователь­ное учреждение должно руководствоваться установленными тре­бованиями и может выбирать общеобразовательные предметы, указанные Минобрнауки России (русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, география, история Рос­сии, обществознание, иностранные языки). Не допускается установление вступительных испытаний по отдельным разделам обществознания. Все вступительные испытания при приеме на I курс (за исключением испытаний по специальности при при­еме на подготовку специалистов в области искусства и физиче­ской культуры) проводятся на основе примерных программ, раз­работанных Минобрнауки России. Запрещается вводить в про­граммы вступительных испытаний вопросы, выходящие за рам­ки таких программ. Для поступающих на места, обучение на ко­торых будет финансироваться по договорам с физическими и юридическими лицами, проводятся такие же вступительные ис­пытания, как и для поступающих на места, финансируемые из

бюджета.


Образовательное учреждение может засчитывать в качестве ре­зультатов вступительных испытаний для участия в конкурсе ре­зультаты:

- централизованного тестирования выпускников общеобразо­


вательных учреждений, проводимого под руководством Минобр-

пауки России;



  • региональных олимпиад (для победителей), проводимых орга­
    нами управления образованием субъектов РФ;

  • вступительных испытаний в другое государственное образо­
    вательное учреждение аналогичного типа.

Вузы, кроме того, могут засчитывать в качестве результатов вступительных испытаний результаты выпускных экзаменов слу­шателей подготовительного отделения.

Абитуриенты, окончившие с медалями образовательные уч­реждения среднего (полного) общего или начального профессио­нального образования, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального обра­зования, принимаются в высшие учебные заведения по резуль­татам собеседования, за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности (профильных испытаний). Программа такого собеседования, а также перечень вступитель­ных испытаний, которые приемная комиссия вуза считает про­фильными направлениями подготовки специалистов и специаль­ностей, утверждаются его ректором. Профильные испытания могут проводиться только по общеобразовательным предметам, ука­занным выше. Исключения могут быть сделаны для вузов, кото­рые осуществляют подготовку специалистов в области искусства и физической культуры. Профильные испытания вводятся, если собеседование не позволяет выявить возможность указанных лиц осваивать соответствующую основную образовательную програм­му или если среди них складывается конкурс. При введении про­фильных испытаний вуз имеет право не предусматривать прави­лами приема осуществление собеседования. Не прошедшие со­беседование и (или) не сдавшие на отлично профильные испы­тания участвуют в конкурсе на общих основаниях. Приемным комиссиям вузов предоставляется право устанавливать для лиц, получивших среднее (полное) общее образование в образова­тельном учреждении начального профессионального образова­ния и закончивших его с дипломом с отличием, те же льготы, что и для лиц, окончивших его с дипломом с награждением золотой или серебряной медалью. Для вышеназванных категорий абитуриентов средние специальные учебные заведения могут уменьшать количество и изменять форму проведения вступитель­ных испытаний.

На вступительных испытаниях должна быть обеспечена спо­койная и доброжелательная обстановка. Абитуриентам должна быть предоставлена возможность наиболее полно продемонстрировать уровень своих знаний и умений. Если абитуриент не явился на вступительные испытания без уважительной причины, получил неудовлетворительную оценку или забрал документы в период проведения вступительных испытаний, он выбывает из конкурса. Повторная сдача вступительного испытания при получении не­удовлетворительной оценки и пересдача вступительного испыта­ния в целях улучшения оценки не допускаются. Лица, не явивши­еся на вступительные испытания по уважительной причине, ко­торая должна быть подтверждена документально, допускаются к

ним в параллельных группах или индивидуально в период до пол­ного завершения вступительных испытаний.



Зачисление в образовательные учреждения среднего и высшего про­фессионального образования осуществляется, как отмечалось выше, по результатам конкурса. Для некоторых категорий граждан уста­новлены льготы. Можно выделить два их вида: право на внекон­курсное зачисление (при условии сдачи вступительных экзаменов на положительную оценку независимо от балла) и преимуществен­ное право на зачисление при равенстве баллов, полученных на вступительных испытаниях. Для одной категории поступающих законодательство предусматривает льготу, освобождающую их от прохождения вступительных испытаний. Это — победители и при­зеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школь­ников и члены сборных команд РФ, участвовавших в междуна­родных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сфор­мированных в порядке, определяемом Правительством Россий­ской Федерации. Они принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учрежде­ния среднего и высшего профессионального образования для обу­чения по направлениям подготовки (специальностям), которые соответствуют профилю олимпиады.

Категории граждан, имеющих право на внеконкурсное зачисле­ние, установлены в Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образо­вании», а также другими законодательными актами. В соответствии со ст. 16 Закона РФ «Об образовании» такое право предоставлено:



  1. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родите­
    лей;

  2. детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, которым соглас­
    но заключению учреждения Государственной службы медико-со­
    циальной экспертизы не противопоказано обучение в соответству­
    ющих образовательных учреждениях;




  1. гражданам в возрасте до 20 лет, имеющим только одного
    родителя-инвалида 1 группы, если среднедушевой доход семьи
    ниже величины прожиточного минимума, установленного в со­
    ответствующем субъекте РФ;

  2. гражданам, уволенным с военной службы и поступающим
    is соответствующие образовательные учреждения на основании ре­
    комендаций командиров воинских частей, участникам и инвали­
    дам боевых действий.

Преимущественным правом на поступление в государственные И муниципальные образовательные учреждения высшего и сред­него профессионального образования пользуются граждане, уво­ленные с военной службы.

Федеральным законом от 6 января 2007 г. № 1 -ФЗ были внесе­ны изменения в Закон РФ «Об образовании», касающиеся введе-



ния льгот при зачислении в образовательные учреждения высше­го и среднего профессионального образования, а также на подго­товительные отделения федеральных вузов для военнослужащих, проходящих службу по контракту (кроме офицеров). Если непре­рывная продолжительность военной службы по контракту состав­ляет не менее трех лет, такие граждане зачисляются в образова­тельные учреждения вне конкурса при условии успешного про­хождения вступительных испытаний. Форма обучения для них — очно-заочная (вечерняя) или заочная. Аналогичная льгота пред­усмотрена также для военнослужащих, которые в течение указан­ного срока проходили военную службу по контракту и были уво­лены со службы в связи с истечением срока контракта либо дос­рочно при наличии уважительных причин:

  • по состоянию здоровья в связи с признанием их негодными
    или ограниченно годными к военной службе;

  • в связи с проведением организационно-штатных мероприя­
    тий;

  • в связи с существенным и (или) систематическим наруше­
    нием в отношении них условий контракта либо по семейным об­
    стоятельствам.

Такие граждане могут приниматься в государственные и муни­ципальные вузы для освоения образовательных программ незави­симо от формы обучения.

Правила обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в гражданских образова­тельных учреждениях высшего и среднего профессионального образо­вания и на подготовительных отделениях (курсах) указанных обра­зовательных учреждений утверждены постановлением Правитель­ства РФ от 7 февраля 2006 г. № 78. Данный нормативный акт опре­деляет основы процедуры направления военнослужащих-контракт­ников на обучение, устанавливает ряд льгот. Документом, под­тверждающим право на внеконкурсное зачисление, является на­правление на обучение, выдаваемое командиром воинских час­тей, в которых военнослужащие проходят службу. Такое направ­ление выдается только тем гражданам, которые получают образо­вание данного уровня впервые.

Эти льготы воспроизводятся также и в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» применительно к поступлению в вузы, а также в специальных нормативных актах, устанавливающих особенности правового ста­туса и социальной защиты названных категорий граждан.

Значительное число норм, регулирующих образовательные отношения, содержится в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Они регламентируют не только получение образования в военных образовательных учреж­дениях, но и права и льготы для военнослужащих при приеме и поступлении в гражданские вузы и средние специальные учебные заведения. Так, согласно ст. 19 указанного Федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подго­товительных отделениях (курсах) указанных образовательных уч­реждений с освоением образовательных программ по очно-заоч­ной (вечерней) или заочной формам обучения. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, обучение в таких обра­зовательных учреждениях не разрешается. В ряде случаев военно­служащим, проходящим службу по контракту, при общей ее про­должительности не менее пяти лет (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях) предоставляется право пройти профессиональную переподготовку по одной из граждан­ских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия. Такая пере­подготовка осуществляется в год увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, по ис­течении срока военной службы или по состоянию здоровья. Поря­док и условия сохранения денежного довольствия в таких случаях определяются Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. При уволь­нении со службы по названным выше причинам срок переподго­товки не может превышать трех месяцев, а при увольнении в свя­зи с организационно-штатными мероприятиями — шести меся­цев. В случае увольнения указанных военнослужащих в период обу­чения они имеют право на завершение учебы бесплатно.

Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1994 г. № 1330 «О создании системы профессиональной ориентации, переподготов­ки, трудоустройства и социальной адаптации военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы», в частности, преду­сматривается создание системы профессиональной ориентации на гражданские специальности военнослужащих, готовящихся к увольнению в запас, и лиц, уволенных с военной службы, про­ведение исследований сходства различных специальностей граж­данской и воинской деятельности, составление перечней сход­ных специальностей, трудоустройство по которым возможно без предварительной переподготовки. Необходимо создать специаль­ные условия для обучения военнослужащих, проходящих службу по контракту, без освобождения от исполнения воинских обя­занностей, лиц, уволенных с военной службы в силу указанных причин, в государственных образовательных учреждениях с вы­делением мест для целевого приема. Органам занятости предос­тавлено право направлять их на обучение за счет средств феде­рального бюджета. Лицам, уволенным по уважительным причинам с правом на пенсию, обеспечивается бесплатное получение профессионального образования без выплаты стипендии за пе­риод обучения (ст. 23).

Обеспечение занятости военнослужащих и лиц, уволенных со службы, и повышение их конкурентоспособности осуществляют­ся также в системе профессионального образования. Так, воен­ным образовательным учреждениям высшего и среднего профес­сионального образования разрешается одновременно со специ­альной образовательной программой реализовывать образователь­ные программы по подготовке специалистов в родственных (смеж­ных) гражданских отраслях и выдавать выпускникам соответству­ющие документы об образовании.

Граждане, уволенные с военной службы, пользуются преимуще­ственным правом на поступление в государственные образователь­ные учреждения высшего и среднего профессионального образо­вания и на подготовительные отделения образовательных учреж­дений высшего профессионального образования. Указанные кате­гории граждан, имеющие определенные образовательные цензы, могут поступать в образовательные учреждения профессиональ­ного образования без экзаменов. Так, на первый и последующие курсы государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования могут зачисляться лица, окон­чившие средние военные образовательные учреждения; на пер­вый курс государственных средних специальных учебных заведе­ний — с образованием не ниже основного общего; на первый и последующие курсы государственных вузов — имеющие незакон­ченное высшее или высшее военное профессиональное образова­ние. На подготовительные отделения вузов могут приниматься лица, окончившие общеобразовательные учреждения среднего (полного) общего образования или среднего профессионального образования. Прием указанных граждан в государственные обра­зовательные учреждения профессионального образования прово­дится в течение всего учебного года, в том числе дополнительно к установленным этим образовательным учреждениям планам при­ема. Аналогичные льготы предоставляются также проходящим во­енную службу по контракту и имеющим общую продолжитель­ность военной службы 15 лет и более.

Граждане, поступающие в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по рекомендациям командиров, пользуются правом внеконкурсно­го зачисления при условии получения ими положительных оце­нок на вступительных экзаменах. Порядок выдачи таких рекомен­даций утверждается федеральными органами исполнительной вла­сти, в которых законом предусматривается военная служба. Так, приказом Министра обороны РФ от 21 января 1999 г. № 20 была утверждена Инструкция о порядке выдачи военнослужащим, уволь няемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной служ­бы, рекомендаций на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионально­го образования. Военнослужащие, желающие получить рекоменда­цию, не позднее чем за месяц до увольнения подают рапорт сво­ему непосредственному начальнику. Решение о выдаче рекомен­дации принимается прямыми начальниками от командира роты и выше, которые затем ходатайствуют перед командиром воинской части. По его решению этот вопрос может рассматриваться на за­седании аттестационной комиссии воинской части, а в отноше­нии военнослужащего, проходящего службу по призыву, — вы­носиться на обсуждение собрания личного состава роты или ана­логичного подразделения. При принятии окончательного реше­ния командир (начальник) обязан учитывать мнение воинского коллектива. Рекомендация не выдается военнослужащим, имею­щим ко дню увольнения с военной службы неснятые дисципли­нарные взыскания, а также военнослужащим, проходящим воен­ную службу по контракту, увольняемым с военной службы по дисциплинарным основаниям (в связи с лишением воинского звания; в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свобо­ды и т.д.).

При увольнении с военной службы рекомендация вручается военнослужащему одновременно с другими документами (как правило, в торжественной обстановке — на построении, собра­нии личного состава и т.д.) либо высылается по его просьбе. Пра­во на получение рекомендации сохраняется за гражданами, уво­ленными с военной службы. Для этого они должны обратиться с письменным заявлением к командиру воинской части, в которой проходили военную службу до увольнения. Рекомендация выдает­ся только один раз, повторная ее выдача не производится. Если она была утрачена, дубликат может быть выдан только по пись­менному запросу образовательного учреждения, в которое посту­пает бывший военнослужащий.

Льготы в области образования предоставляются не только во­еннослужащим, но и членам их семей. В частности, при измене­нии места службы лиц, проходящих военную службу по контрак­ту, а также в случае их увольнения со службы по достижении ими предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с органи-цщионно-штатными мероприятиями члены семей таких военно­служащих, обучающиеся (воспитывающиеся) в государственных образовательных учреждениях, имеют право переводиться (при­ниматься) в образовательные учреждения, ближайшие к новому месту военной службы или месту жительства.



Детям военнослужащих по месту жительства их семей в перво­очередном порядке предоставляются места в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздо­ровительных лагерях независимо от форм собственности. Разница между стоимостью содержания детей в дошкольных учреждениях и платой, взимаемой с родителей, возмещается военнослужащим за счет средств соответствующего федерального органа исполни­тельной власти. Специальные льготы предусмотрены для детей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более; детей граждан, уволенных со службы по указанным выше уважительным причинам при соблюдении условия о продолжи­тельности военной службы не менее 20 лет, а также для детей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей воен­ной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, случившихся при исполнении та­ких обязанностей. Названные категории детей пользуются правом зачисления в суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса вне конкурса, а при поступлении в военные образовательные учреждения высшего и среднего про­фессионального образования — преимущественным правом при условии успешной сдачи экзаменов и соответствия другим уста­новленным для поступающих требованиям.

Нормы, предусматривающие льготы при поступлении в учреж­дения высшего и среднего профессионального образования, со­держатся и в других законодательных актах, регулирующих отно­шения по социальной защите определенных категорий населения. Так, Закон РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предо­ставляет право внеконкурсного зачисления во все виды учрежде­ний профессионального образования лицам, которые получили или перенесли лучевую болезнь, и инвалидам вследствие черно­быльской катастрофы. Эти льготы предоставляются также:



  • участникам работ по ликвидации последствий аварии;

  • гражданам, занятым на работах в зоне отчуждения;

  • гражданам, эвакуированным из указанной зоны и пересе­
    ленным из зоны отселения;

  • гражданам, постоянно проживающим или работающим в зоне
    отселения до переселения в другие местности;

  • преимущественное право зачисления гражданам, проживаю­
    щим и работающим на территории зоны проживания с правом на
    отселение.

Все перечисленные категории лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, должны приниматься на подготови­тельные отделения вузов независимо от наличия мест, с обяза­тельным предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем. Аналогичные льготы предоставляются гражданам, которые под­верглись воздействию радиации в связи с аварией в 1957 г. на про изводственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне'.

Зачисление на места, финансируемые из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, должно проводиться после завершения вступительных испытаний и заканчиваться не позднее чем за 10 дней до начала учебных занятий. Зачисление на прочие места осуществляется образовательным учреждением в сроки, определяемые им самостоятельно. Главное требование заключает­ся в том, чтобы все зачисленные в состав студентов имели воз­можность своевременно приступить к занятиям. Для этого необхо­димо организовать взаимодействие структурных подразделений образовательного учреждения с соответствующими службами (сту­денческим отделом кадров, отделом дополнительного образова­ния), а также с приемной комиссией. Зачисление осуществляется путем издания руководителем образовательного учреждения со­ответствующего приказа, который затем передается на факульте­ты и отделения для формирования учебных групп и начала обра­зовательного процесса.

3. Аттестация обучающихся



Как один из элементов образовательного процесса
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
1. Понятие образовательного процесса и основные требования к его организации Образовательный процесс
528.8kb.
Особенности организации образовательного процесса для детей от 1,5 до 3-х лет
2406.88kb.
Ббк 74. 202 П 76 Современные требования к организации образовательного процесса первоклассников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Методические рекомендации
899.39kb.
Маоу сош №84 г. Челябинска Г. А. Красюн Г. А
893.26kb.
Понятие валютной системы. Основные элементы мвс валютный курс и основные способы его представления
17.61kb.
Предназначение школы и средства его реализации
518.4kb.
Сведения о зданиях и помещениях, используемых для организации и ведения образовательного процесса
252kb.
Овательного процесса могут избираться представители педагогических работников, обучающихся I ступени, общественности, родителей
23.27kb.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени к системе дошкольного образования
89.38kb.
3 часа лекций Основные типы правопонимания. Понятие права и его определения. Правогенез и политогенез
363.54kb.
Компетентностный подход в современной образовательной парадигме рассматривается как совокупность общих принципов определения его целей, отбора содержания, организации образовательного процесса и оценки его результатов В
121.72kb.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования Русский язык
87.46kb.