takya.ru страница 1
скачать файл
МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М. Р. Абросимова»


РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

протокол № _10__

от 16 июня 2011 г


УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

____________Билецкая Т. Д.

Приказ №__271__

от 12 августа 2011г




ПОЛОЖЕНИЕ о Портфеле достижений

ученика начальной школы

 

1. Общие положения

1.1. «Портфель достижений» - обязательный компонент определения итоговой оценки в основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт.

1.2. Цель создания Портфеля:

• собрать работы и результаты ученика, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.),

• мотивировать ученика на самоанализ своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

1.3. Задачи создания Портфеля:

• сохранять результаты ВСЕХ достижений ученика − учебных и внеучебных − за все четыре года начальной школы. В течение года схожую задачу решают Таблицы результатов и Дневник школьника, а «Портфель достижений» может собирать и накапливать её;

• сохранить информацию о процессе решения задач учеником, о динамике его достижений и ошибок, которые не в состоянии отобразить таблицы результатов и тем более официальный журнал, где отметки сохраняют информацию только о конечном результате решения;

• развивать у ученика умение учиться: самостоятельно обдумывать мотивы своих действий, ставить цель, планировать и организовывать её достижение, самостоятельно оценивать результат; • подтверждать эффективность труда учителя при его аттестации, когда материалы «Портфеля достижений» могут пройти внешнюю оценку, фиксирующую прогресс ученика через сравнение исходных и конечных результатов.

1.4. Задачи участников образовательного процесса:

учащихся:

• научиться пополнять и оценивать материалы своего портфолио,



учителя:

• обучать ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно» (приложение №1),

• использовать таблицы результатов после проведения итоговых контрольных работы по предметам (один раз в триместр) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год),

• вести «Рабочий журнал учителя».



родителей:

• помочь ребёнку в сборе и оформлении материалов портфолио,

• помочь ребёнку в анализе и самооценке своих достижений,

• помочь ребёнку в обдумывании мотивов своих действий, учить ставить цель, планировать и организовывать её достижение, самостоятельно оценивать результат.

1.5. Содержание «Портфеля достижений»:

• показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);

• показатели метапредметных результатов;

• показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).



2. Содержание Портфеля достижений и его наполнение

2.1. Названия разделов портфолио:

1) «Кто я и чего хочу».

Этот раздел содержит личностную рефлексию ученика, в том числе и по материалам самого «Портфеля», это часть его личностных результатов.

2) «Чему я научился на ВСЕХ предметах»: работа с информацией, общение с людьми, организация своих дел, выбор и оценка поступков.

Этот раздел отражает личностные метапредметные и результаты – универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

3) «Чему я научился на РАЗНЫХ предметах».

Этот раздел представляет предметные результаты ученика (приложение №3)

4) «Достижения ВНЕ учёбы».

Этот раздел отражает личностные результаты ученика.

5) «Правила ведения Портфеля достижений и оценки его материалов».

Этот раздел нужен для определения итоговой оценки.

2.2. Форма представления «Портфеля достижений» - папка с файлами, хранящая материалы на бумаге и на электронных носителях (диски, флешки).

Одновременно «Портфель достижений» может существовать и в электронном виде. В него автоматически могут поступать данные из электронных Таблиц результатов и из Электронного дневника. Его свободно может пополнять ученик и время от времени (не реже раза в год) его материалы могут копироваться и переноситься в папку – «официальный» «Портфель достижений»

2.3. Порядок и сроки пополнения портфолио.

• Ученик в любой момент может поместить в любой раздел любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п.

• Начиная со 2-го класса ученик (обученный учителем) проводит самооценку материалов портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно». Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное время: одновременно с размещением материала (например, рисунка) в портфеле; в конце триместра или учебного года – сразу все материалы или некоторые. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.

• Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в триместр помещает в папку ученика предметные контрольные работы и напоминает ему поместить туда копию страницы Дневника с Таблицей результатов.

• В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов) и их систематизированные данные – копию из Таблицы результатов.

2.4. Порядок определения комплексной оценки по материалам «Портфеля достижений»

Обязательные материалы (пополняются педагогом): предметные контрольные, диагностические метапредметные работы попадают в «Портфель достижений» уже с готовыми качественными оценками по шкале уровней успешности.

Таблицы результатов систематизируют эти оценки в виде выводов.

Материалы, которые пополняются учеником, оцениваются по той же шкале уровней успешности самим учеником.

Пример


Максимальный уровень

 

 

 

«Превосходно»

Решена новая, совершенно незнакомая задача

Повышенный (программный) уровень

 

 

«Отлично»

Решена необычная, в чём-то новая задача

Необходимый
уровень

 

«Хорошо»

Известная задача решена полностью самостоятельно

«Нормально»

Известная привычная задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью

 

Порядок определения комплексной накопленной оценки образовательных результатов Комплексная накопленная оценка – это вывод по всем материалам «Портфеля достижений», который должен содержать ответы на вопросы листа-опросника «Экспертная комплексная накопленная оценка достижений ученика»



Приложение №1

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПОРТФОЛИО

По признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:



  • либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);

  • либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.

 

Приложение №2



ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ

ВОЗМОЖНЫХ МАТЕРИАЛОВ «ПОРТФЕЛЯ ДОСТИЖЕНИЙ» ПО РАЗДЕЛАМ

1) «Кто я и чего хочу» (рефлексия по материалам «Портфеля» – часть личностных результатов)

• Краткая информация ученика о самом себе в начале 1-го класса (заполняется вместе с родителями).

Например: фото; меня зовут, мои родители, мои друзья …

Больше всего я люблю (дела, занятия)…

До школы у меня было много успехов, например: …

• В начале каждого учебного года ученик с помощью взрослых заполняет лист «Мои достижения, цели и планы».

Например: «Пролистав «Портфель достижений», могу сказать, что:

мои главные достижения сейчас – это …

мне хочется добиться …, стать …

мне нужно научиться делать лучше ….

в этом году я постараюсь научиться прежде всего: …

этого я смогу добиться, если буду делать так:

1. … 2. … 3. …».

• В конце учебного года на листе «Мои достижения, цели и планы» ученик (с помощью взрослых) оценивает, удалось ли добиться поставленных целей.

• Начиная с 3-го класса, может по решению педагогического коллектива и с согласия родителей появиться такой раздел:

Мои предки – это«Заполни только то, что можешь и хочешь рассказать другим: ________. Вспоминая о них, я испытываю чувства _________, потому что __________.

Мой народ - это _______. Ощущая свою связь с ним, я испытываю чувства ___________,

Япотому что__________ ________________________________________________. живу в России, и меня связывает с моей страной то, что _______________. Помня о том, что я из России, я испытываю чувства _______________, потому что____________________________________________ .

Со всеми людьми планеты Земля меня связывает то, что _____________________________________________.

2) «Чему я научился на ВСЕХ предметах».

Обязательная часть раздела (пополняется педагогами):

а) данные входной и выходной диагностики УУД в каждом классе (сами работы ученика и их систематизированные результаты – Таблицы результатов из Дневника);

б) возможные (но необязательные) материалы наблюдений педагогов за овладением УУД:

учитель начальных классов и педагог-воспитатель ГПД − все УУД по результатам каждодневных наблюдений (один раз в год по Таблицам результатов – копии страницы Дневника);

школьный психолог − личностно-мотивационная сфера, личностная самооценка (только положительные выводы по наблюдениям и тестированию);

любой педагог – наблюдение за участием в групповой работе (коммуникативные УУД – представляются только положительные результаты).

Пример листа «Наблюдение за участием в групповой работе»* (за один урок наблюдение ведётся за одним учеником, за неделю – всеми учениками одной группы, за месяц – за всеми учениками класса) Схема фиксирования результатов наблюдения:



Ученики

Число ответов (размышлений) ученика в ходе дискуссии
 («+/-» - логичные/ нет

Число вопросов ученика в ходе дискуссии
(«+ + +»)

Стиль поведения в обсуждении
(вежливость, грубость, внимание/невнимание к чужому мнению)

Действия в конфликтной ситуации столкновения мнений и интересов
(реакция на критику, форма критики чужого мнения, проявление способности к компромиссу, выработке и признанию общего решения и т.п.)

Петя М.

+ + - + -

++++

 

 

Лена С.

 

 

 

 

 

Оценка результатов наблюдения:



Максимальный уровень

 

 

 

«Настоящий лидер»

Может разрешить острый конфликт, успокоить и привлечь всех к работе, привести группу к результату

Программный уровень

 

 

«Отличный участник»

Длительно и устойчиво активен в процессе решения и представления результатов, постоянно корректен, считается с чужим мнением

Необходимый уровень

 

«Хороший участник»

Активен, логичен, вежлив в процессе решения (но не всегда при представлении результата); слушает других, но может не посчитаться с их мнением, может вспылить, обидеться, отказаться от работы

«Мне еще многому надо научиться»

Не очень активен, реагирует только на знакомый материал.
Высказывается сам, но не слышит других, нарушает нормы вежливости, пытается навязать свое мнение остальным

«Я в начале пути»

Почти не высказывается, соглашается с любым мнением или никак не реагирует

 

Часть, пополняемая учеником в разделе «Чему я научился на всех предметах».

а) самооценка учеником развития своих УУД – копии страниц Дневника:

избранные страницы недельных разворотов: «Мои успехи на этой неделе». Примеры – любые, самые разные: «научился чистить картошку»; «стало меньше ошибок в контрольной по математике», «выступила на концерте», «прошёл новый уровень в компьютерной игре», «сам починил табуретку», «мама похвалила, что вымыла посуду», «ни разу не подрался» и т.д., страница Дневника «Чему я научился на всех предметах в этом году»;

б) материалы ученических надпредметных проектов: исследований, поделок, мероприятий, решение реальной жизненной задачи или её модели (вся совокупность УУД).

Материалами могут быть: сами исследовательские работы; записи решения задачи, фото, видео, презентационные материалы поделок и осуществлённых мероприятий − всё, что ученик САМ посчитает нужным сюда включить. Но чтобы он делал, это нужно регулярно предлагать сделать и напоминать о такой возможности. Каждый материал или группа материалов может сопровождаться листом «Самооценка надпредметного проекта». О необходимости и полезности оценивать свои достижения также нужно время от времени напоминать ученикам: «Интересно взглянуть на свои достижения? Попробуйте сами оценить свои успехи».


Пример листа «Самооценка надпредметного проекта»

1.В начале этого проекта у меня была цель ….


2. Особенно хорошо мне удалось …

 

3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …



 

4. Свой результат могу оценить так (на выбор)

 

Максимальный уровень

 

 

 

«Превосходно»

Необыкновенный результат, его будет сложно повторить

Программный уровень

 

 

«Отлично»

Очень доволен, так как результат отличается от обычного

Необходимый
уровень

 

«Хорошо»

Доволен, похоже на то, что делаю обычно

«Нормально»

Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе

 

3) «Чему я научился на РАЗНЫХ предметах»

 

Показатели предметных результатов – это выборки детских работ (формализованных и творческих) по предметам и факультативам, а также систематизированные оценки за них (Таблицы предметных результатов из Дневника).



 

Обязательная часть, пополняется учителем: Показывает требуемый от всех уровень действий, помещается в «Портфель достижений»:

 

стартовая диагностика по предмету (первые контрольные работы по предмету в начале каждого года);



 

Таблицы предметных результатов из Дневников (копии – бумажные или электронные) с ответами ученика по опроснику самоанализа о своих текущих достижениях и недостатках;

 

итоговые стандартизированные работы по предмету (в конце 4-го класса).Часть, которая пополняется учеником: каждый материал сопровождает «Лист самооценки».



 

Пример «Листа самооценки предметных достижений»

 

1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….



 

2. Я с заданием справился / не справился.

 

3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …



 

4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…

 

5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка):



 

Максимальный уровень

 

 

 

«Превосходно»

Решена новая, совершенно незнакомая задача

Программный уровень

 

 

«Отлично»

Решена необычная, в чём-то новая задача

Необходимый
уровень


 

«Хорошо»

Знакомая задача решена полностью самостоятельно

«Нормально»

Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью


Примеры материалов по предметам:

• Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык: изложения, сочинения, диктанты, аудиозаписи монологов и диалогов, дневник читателя, письменные творческие работы детей и т.п.

• Математика: записи решения задач, созданные математические модели (рисунки, схемы), аудиозаписи математических рассуждений и доказательств, мини-исследования и т.п.

• Окружающий мир: выполненные задания рабочей тетради, аудиозаписи устных ответов, предметные мини-проекты, результаты мини-исследований, дневники наблюдений, творческие работы и т.п.

• ИЗО, Музыка и Технология: аудиовидеозаписи и фотографии, иллюстрации, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологов-описаний и т.д.

• Физкультура: фото, видео исполнительской деятельности, дневники самоконтроля физического развития, самостоятельно составленный режим дня и комплексы физических упражнений и т.п.

4) «Достижения ВНЕ учебы» (личностные результаты). Это могут быть:

любые творческие работы ученика, фото, видео его самых разных выступлений, поделок и т.п.;

каждая или большинство из них сопровождаются листом «Самооценка творческого дела».

Пример листа «Самооценка творческого дела»:

1. В начале этого дела у меня была цель ….

2. Особенно хорошо мне удалось …

3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …

4. Свой результат могу оценить так (на выбор):

 

Максимальный уровень

 

 

 

«Превосходно»

Очень высокий результат, его будет сложно повторить

Программный уровень

 

 

«Отлично»

Очень доволен, так как результат отличается от обычного

Необходимый
уровень

 

«Хорошо»

Доволен, похоже на то, что делаю обычно

«Нормально»

Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе


Приложение №3

ТАБЛИЦЫ РЕЗУЛЬТАТОВ И «ПОРТФЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ»

Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных работы по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу результатов (в «Рабочий журнал учителя»). В текущей работе при заполнении официального журнала учитель руководствуется привычными правилами. Отметки в таблицы результатов выставляются:



  • в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «+» (задача не решена, задание не выполнено),

  • в 2-4 классах отметки ставятся по той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например, традиционная 5-балльная). Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны). Только эти данные учитель переносит в «Портфель достижений ученика». Остальные материалы портфеля достижений ученик пополняет самостоятельно (консультируясь с учителем).

Благодаря этим усилиям, ученики приобретут умение самооценки, ряд качеств контрольно-оценочной самостоятельности; администрация, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика, получат необходимые данные для комплексной накопительной оценки. Однако, поскольку используется неполный набор правил оценивания, показатели комфортности и осознанного отношения учеников к учебной деятельности изменятся не столь значительно.

 

скачать файл



Смотрите также:
1 «Портфель достижений» обязательный компонент определения итоговой оценки в основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт
145.55kb.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования вводится в моу №78 с 1 сентября 2011 года в первых классах
60.32kb.
предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения
69.49kb.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования (фгос ноо)
71.45kb.
Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья
529.49kb.
Федеральный государственный образовательный стандарт
839.33kb.
Федеральный государственный образовательный стандарт
566.61kb.
Федеральный государственный образовательный стандарт
294.99kb.
Федеральный государственный образовательный стандарт
286.77kb.
Утвержден
869.59kb.
Основы безопасности жизнедеятельности
379.34kb.
Программа зональной методической конференции округа
111.89kb.