takya.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Международно-правовые источники консульского права……………………………………………………………………………6-29

1.1. Венская конвенция о консульских сношениях как основной источник международного консульского права……………………………………6

1.2. Правовой статус консульских должностных лиц в соответствии с Венской Конвенцией о консульских сношениях……………………….9

1.3. Деятельность консула по консульскому уставу……………………….20



2. Национальные источники нормативно-правового обеспечения консульского права………………………………..30-56

2.1. Правовое регулирование статуса консульских учреждений по законодательству Республики Казахстан………………………………30

2.2. Функции консульского корпуса в нормативно-правовых источниках о консульской службе……………………………………………………..42

3. Источники международного права о регулировании деятельности учреждений Министерства иностранных дел за рубежом………………………………………………………….……….57-72

3.1. Правовое регулирование правовой помощи консула за рубежом…….57

3.2. Регулирование правовой деятельности консулов в сфере выдачи преступников и пресечения правонарушений…………………………68

Заключение……………………………………………………………………..73




Список использованной литературы………………………………..79

Введение
Актуальность. Республика Казахстан после обретения ею независи­мости и государственного суверенитета стала активным членом Международного Сообщества. Она признана 117 государствами мира, вступила и стала равноправным членом ООН1.

Это, в частности, нашло свое выражение в первом вы­ступлении Президента Республики Казахстан в ООН. В своей речи Президент высказался в пользу поэтапного движения к евроазиатской структуре коллективной безопасности. Войдя в ООН, республика стала членом Ге­неральной Ассамблеи.

Президент Н.А. Назарбаев активно и с большим достоинством представляет нашу республику на международной арене. Он является самым активным членом Содружества Независимых Государств- СНГ. Казахстан является членом региональных союзов: России, Бело­руссии, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, экономи­ческого союза среднеазиатских республик и Турции, принят в ЕЭС. Решены проблемы о границах с Китаем. Заключены союзы о совместной обороне и военном сотрудничестве с Россией, Киргизией и другими стра­нами Средней Азии. Налажено военное сотрудничество с США. Заключены договоры о сотрудничестве с Интерполом, не говоря уже о сотрудничестве по борьбе с преступностью с Россией и другими странами СНГ.

За­ключено и ратифицировано огромное количество договоров об экономическом, политическом и культурном сотрудничестве со многими странами нашей планеты. Стремясь к достижению эффективности сотрудничества и основываясь на международной практике заключения международных договоров, республика в ходе диалога с той или иной страной стремится к принятию целого пакета документов, охватывающего все основные области сотруд­ничества.

Таким образом, что Республику Казах­стан на сегодняшний день признали 117 государств мира, со 105 из них установлены дипломатические отношения. За рубежом открыто 26 посольств Казахстана. В Алматы функционируют 40 иностранных посольств и миссий 16 учреждении международных и национальных органи­заций. Заключено 800 межгосударственных и межправи­тельственных договоров и соглашений. И это все является свидетельством того, что Республика Казахстан уже со­стоялась как полноправный член международного сообщества.

Венская Конвенция о консульских сношениях является важнейшим источником международного консульского права, которое стало в полной мере развиваться в нашей стране после присоединения к ней РК2.

Далее среди источников консульского права можно выделить и такие нормативные акты как Международные договоры, Законы РК, Постановления Правительства РК,

Таким образом, консульское право наряду с дипломатическим правом стало важной составляющей выхода Казахстана на мировую политическую арену. Для того чтобы достой представлять нашу страну за рубежом. Необходимо обратить особе внимание на развитие консульской службы РК, статус, классы и персонал консульских учреждений и представительств.

В данном аспекте выбранная тема является актуальной, т.к. консульские корпуса являются основными проводниками международной политики Республики Казахстан за рубежом и субъектами дипломатической службы МИД РК.

Это подтверждается тем, что консульская служба в лице учреждений МИД Республики Казахстан защищают за границей права и интересы Республики Казахстан, юридических лиц и граждан Республики Казахстан, в пределах допускаемых международным правом. Консульские корпуса содействуют развитию дружественных отношений Республики Казахстан с другими государствами, расширению экономических, торговых, научно-технических, культурных связей и туризма1.

Научной новизной работы явилось привлечение современных публикаций по теме, выявление интересных фактов и сведений, их обобщение, анализ введение в содержание работы, а также дан совершенно новый взгляд на рассмотрение данной проблемы.

Актуальность базируется на том, что политика является важной сферой общественной жизни РК2 как на микро, так и на марко уровне и потому является источником политических форм сотрудничества и конфликтов, в связи с этим изучать степень влияния консульской службы на международные отношения является актуальным и интересным направлением исследования.

Актуальность темы работы основывается на том что данная работа рассматривает данную проблему с точки зрения принципов международного права теорию роли консульской службы РК МО в развитии международного мирного разрешения споров и конфликтов.

Источниковой базой являются документы и соглашения, Венская Конвенция 1963 года, устав дипломатической службы РК и нормативные акты РК.

Историографией для исследования стали труды видных советских, зарубежных, российских и казахстанских авторов. Среди них особенно можно выделить роль исследования этого направления таких авторов как Гливаковский А. Рассматривавший проблемы глобализации консульской службы в системе МО, Линдерт П. X., рассматривавший проблемы международных связей и их субъектов, Пугачев Е. Ф., политолог, рассматривающий проблемы взаимодействия политики и дипломатии, Лунц Л.А., основывающий свои взгляды на МПО с точки зрения консульской службы.

В данной работе были использованы данные из советской и зарубежной литературы, где освещены отдельные вопросы правового регулирования деятельности консульских учреждений. Это теоретические разработки таких видных ученых в области международного права отношений как: Н.И.Валенцевой, О.Е. Зайцева, А.Е. Нестеренко, В.С. Серащенко, В.А.Зайденварга, В.С.Захарова, Ю.И.Кашина, Л.И.Колычева, Р.В.Корнеевой, Г.Г.Коробовой, М.А.Косого, Л.Н.Красавиной, О.И.Лаврушяна, И.В.Левчука, Н.С.Лисициан, И.Д.Мамоновой, Д.С.Тункина, В.М.Усоскина, А.А.Хандруева, Г.А.Шварца, Ю.Е.Шенгера, З.Г.Ширинской, М.М.Ямпольского и других авторов. В числе зарубежных исследователей особо значимы груды Бутрос-Бутрос Гали, Э.Гилла, Дж.К.Гэлбрейта, П.О. Нейла, Р.Смита, М. Фридмена, Л. Харриса.



Методы исследования: методами исследования стали историко-сравнительный, эмпирический и научный.

Методологическим ориентиром: для исследования стали труды Назарбаева Н.А., Токаева К.К. и др. Они представляют большую ценность в рамках исследования казахстанских ученых, политиков и политологов по вопросам государства в международных отношения, таких как Н.А. Назарбаев, К. Токаев, Е. Абиров, И. Тасмаганбетов и пр.

В этой связи целью данной работы является – провести анализ основных источников консульского права.



Задачами работы являются:

  1. Провести анализ деятельности консульских учреждений в системе Венской Конвенции 1963 года.

  2. Изучить основные аспекты деятельности консульских учреждений РК в рамках национального законодательства РК.

Основными источниками работы являются международные документы, учебные пособия и монографии юристов – международников, а также издания периодической печати.

Структура работы. Структурно данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

1. Международно-правовые источники консульского

права
1.1. Венская конвенция о консульских сношениях как основной источник международного консульского права
Государства, являющиеся сторонами Венской Конвенции были убеждены, что заключение международной Конвенции о консульских сношениях, привилегиях и иммунитетах будет способствовать развитию дружественных отношений между государствами, независимо от различий в их государственном и общественном строе1.

Кроме того подписание этого нормативного акта имеет значение для того, что нормы международного обычного права продолжают регулировать вопросы, прямо не предусмотренные положениями Конвенции.

Таким образом, можно сказать, что Венская Конвенция о консульских сношения 1963 года явилась кодификационным актом, так как отразила сложившуюся общепризнанную практику большинства государств.

Республика Казахстан присоединилась к Венской Конвенции о консульских сношениях в 1993 году.

Установление консульских отношений РК с другими государствами осуществляется путем подписания двусторонних соглашений - консульских конвенций. Конвенции РК с разными государствами, как правило, охватывают сходные вопросы: учреждение консульств, назначение и допущение консулов, персонал консульств, права, привилегии консулов, функции консулов.

В Венской Конвенции о консульских отношениях рассматривается комплекс привилегий и иммунитетов штатных консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений. Государство пребывания в первую очередь должно относиться к ним с уважением и принимать все необходимые меры с целью предупреждения любых посягательств на их личность, достоинство и свободу.

В соответствии с нормами Венской Конвенции 1963 года Установление консульских сношении между государствами осуществляется по взаимному согласию. Согласие, данное на установление дипломатических отношений между двумя государствами, означает, если не оговорено, согласие на установление консульских сношении. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой ipso facto2 разрыва консульских сношений.

Консульские функции выполняются консульскими учреждениями. Они выполняются также дипломатическими представительствами в соответствии с положениями настоящей Конвенции.

Консульское учреждение может быть открыто на терри­тории государства пребывания только с согласия этого государ­ства. Местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ определяются представляемым государст­вом и подлежат одобрению государства пребывания.

Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса или консульского округа могут осущест­вляться представляемым государством только с согласия госу­дарства пребывания Согласие государства пребывания также требуется, если какое-либо генеральное консульство или консульство желает открыть вице-консульство или консульское агентство не в том населенном пункте, где они сами находятся. Предварительное определенно выраженное согласие государства пребывания необходимо также для открытия кан­целярии, составляющей часть существующего консульского учреждения, вне местонахождения последнего.



Консульскими функциями являются1:

  • защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом;

  • содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними иными путями в соответствии с положениями настоящей Конвенции,

  • выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и представление сведений заинтересованным лицам;

  • выдача паспортов и проездных документов, гражданам представляемого государства и виз или соответствующих доку­ментов лицам, желающим поехать в представляемое государ­ство,

  • оказание помощи и содействия гражданам (физическим и юридическим лицам) представляемого государства,

  • исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера, при условии что в этом случае ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания,

  • охрана интересов граждан (физических и юридических лиц) представляемого государства в случае преемства "mortis causa"2 на территории государства пребывания в соответствии с законами и правилами государства пребывания;

  • охрана в рамках, установленных законами и правила” государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особен­ности когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;

  • с соблюдением практики и порядка, принятых в госу­дарстве пребывания, представительство или обеспечение над­лежащего представительства граждан представляемого госу­дарства в судебных и иных учреждениях государства пребыва­ния с целью получения, в соответствии с законами и правилам государства пребывания, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если, в связи с отсутствием или по другим причинам, такие граждане не могут своевременно осуществить защиту своих прав и интере­сов;

  • передача судебных и несудебных документов или по­полнение судебных поручений или же поручений по снятию по­казаний для судов представляемого государства в соответствия с действующими международными соглашениями или, при от­сутствии таких соглашений, в любом ином порядке, не противо­речащем законам и правилам государства пребывания;

  • осуществление предусматриваемых законами и прави­лами представляемого государства прав надзора и инспекции” отношении судов, имеющих национальность представляемого государства, и самолетов, зарегистрированных в этом государ­стве, а также в отношении их экипажа;

  • оказание помощи судам и самолетам, упомянутым в пункте к настоящей статьи, и их экипажу, принятие заявлен” относительно плавания судов, осмотр и оформление судовых документов и, без ущерба для прав властей государства пре­бывания, расследование любых происшествий, имевших месте в пути, и разрешение всякого рода споров между капитанов командным составом и матросами, поскольку это предусматри­вается законами и правилами представляемого государства;

  • выполнение других функций, возложенных на консульское учреждение представляемым государством, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания или против выполнения которых государство пребывания не имеет возражений, или же которые предусмотрены международными договорами, действующими между представляемым государством и государством пребывания.

Главы консульских учреждений делятся на четыре класса, а именно1:

  • генеральных консулов;

  • консулов;

  • ви­це-консулов;

  • консульских агентов.

Консульское должностное лицо может при особых об­стоятельствах, с согласия государства пребывания, выполнять свои функции за пределами своего консульского округа2.

Представляемое государство может, после уведомления соответствующих государств, поручить консульскому учреждению, открытому в одном государстве, выполнение кон­сульских функций в другом государстве, если не имеется опре­деленно выраженного возражения со стороны какого-либо из этих государств1.

После соответствующего уведомления государства пре­бывания консульское учреждение представляемого государства может, если государство пребывания не возражает, выполнять консульские функции в государстве пребывания от имени третьего государства.
1.2. Правовой статус консульских должностных лиц в соответствии с Венской Конвенцией о консульских сношениях
Государство пребывания обязано относиться к консуль­ским должностным лицам с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу или достоинство.

Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании по­становлений компетентных судебных властей в случае совер­шения тяжких преступлений; консульские должностные лица не могут быть за­ключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничений личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлении, вступивших в законную силу.

Если против консульского должностного лица возбуж­дается уголовное дело, это лицо должно явиться в компетент­ные органы. Тем не менее при производстве дела ему должно оказываться уважение ввиду его официального положения и, кроме случаев, предусмотренных в пункте 1 статьи 41 должно ставиться как можно меньше препятствий выполнению им консульских функций. Когда возникает необходимость за­держания консульскою должностного лица в соответствии с пунктом 1 статьи 41, судебное преследование должно быть начато против нею в возможно короткий срок2.

В случае ареста или предварительного заключения како­го-либо работника консульского персонала, или возбуждения против нею уголовного дела государство пребывания незамед­лительно уведомляет об этом главу консульского учреждения. Если последний сам подвергается таким мерам, государство пребывания уведомляет об этом представляемое государство через дипломатические каналы.

Консульские должностные лица и консульские служа­щие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, со­вершаемых ими при выполнении консульских функций.

Однако положения пункта 1 статьи 41 не при­меняются в отношении гражданского иска:

а) вытекающего из договора, заключенного консульским должностным лицом или консульским служащим, по которому они прямо или косвенно не приняли на себя обязательств в качестве агента представляемого государства; либо

b) третьей стороны за вред, причиненный несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным дорожным транспортным средством, судном или самолетом.

Работники консульского учреждения могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или админи­стративных дел. Консульский служащий или работник обслужи­вающего персонала, за исключением случаев, упомянутых в Конвенции, не может отказываться давать пока­зания. Если консульское должностное лицо отказывается да­вать показания, к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания1.

Орган, которому требуется показание консульского дол­жностного лица, должен избегать причинения помех выполне­нию этим лицом своих функций. Он может, когда это возможно, выслушивать такие показания на дому у этого лица или в кон­сульском учреждении или же принимать от него письменные показания.

Работники консульского учреждения не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям офи­циальную корреспонденцию и документы. Они также не обяза­ны давать показания, разъясняющие законодательство представляемого государства.

Представляемое государство может отказаться от лю­бых привилегий и иммунитетов работников консульского учреждения, предусмотренных в статьях 41, 43 и 44.

За исключением случая, предусмотренного в пункте 3 настоящей статьи, такой отказ всегда должен быть определен­но выраженным, и о нем должно быть сообщено государству пребывания в письменной форме.

Возбуждение консульским должностным лицом или консульским служащим дела в том случае, когда он мог бы вос­пользоваться иммунитетом от юрисдикции, согласно статье 43, лишает его права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в от­ношении какого бы то ни было встречного иска, непосредствен­но связанного с основным иском2.

Отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении граж­данского или административного дела не означает отказа от иммунитета от исполнительных действий, являющихся резуль­татом судебного решения; в отношении таких действий необхо­дим отдельный отказ.

Консульские должностные лица, консульские служа­щие и члены их семей, проживающие вместе с ними, освобож­даются от всех обязанностей, предусмотренных законами и правилами государства пребывания в отношении регистрации иностранцев, и от получения разрешения на жительство. К любому консульскому служащему, который не яв­ляется постоянным служащим представляемого государства или который занимается частной деятельностью с целью по­лучения доходов в государстве пребывания, а также к любому члену семьи такого служащего данное правило не применяется .

Работники консульского учреждения в том, что касается выполнения работы для представляемого государства, освобо­ждаются от любых обязанностей, связанных с получением раз­решения на работу, установленных законами и правилами госу­дарства пребывания о найме на работу иностранцев.

Частные домашние работники консульских должност­ных лиц и консульских служащих, если они не занимаются в государстве пребывания никакой другой частной деятельностью с целью получения доходов.

Консульские должностные лица и консульские служа­щие, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, ос­вобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, личных и иму­щественных, государственных, районных, и муниципальных, за исключением:

a) косвенных налогов, которые обычно включаются в стоимость товаров или обслуживания;

b) сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, с изъя­тиями, предусмотренными в положениях статьи 32;

c) налогов на наследственное имущество или пошлин на наследование, или налогов на переход имущества, взимаемых государством пребывания, с изъятиями, предусмотренными в положениях пункта Ь статьи 51;

d) налогов и сборов на частный доход, включая доходы с капитала, источник которого находится в государстве пребыва­ния, и налогов на капиталовложения в коммерческие или фи­нансовые предприятия в государстве пребывания;

e) сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания:

f) регистрационных, судебных и реестровых пошлин, ипо­течных сборов, гербовых сборов, с изъятиями, предусмотрен­ными в положениях статьями Венской конвенций1.

Работники обслуживающего персонала освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработную плату, получаемую ими за свою работу.

Работники консульского учреждения, нанимающие лиц, заработная плата которых не освобождена от подоходного на­лога в государстве пребывания, выполняют обязательства, на­лагаемые законами и правилами этого государства на нанима­телей в том, что касается взимания подоходного налога2.

Государство пребывания, в соответствии с принятыми в нем законами и правилами, разрешает ввоз и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного ро­да услуги:

a) предметы, предназначенные для официального поль­зования консульским учреждением;

b) предметы, предназначенные для личного пользования консульским должностным лицом или членами его семьи, про­живающими вместе с ним, включая предметы, предна­значенные для его обзаведения. Количество потребительских товаров не должно превышать количества, необходимого для непосредственного потребления соответствующими лицами.

Личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, проживающих вместе с ними, который следует вме­сте с этими лицами, освобождается от досмотра. Он может быть досмотрен лишь в случае, если есть серьезные основания предполагать, что в нем содержатся предметы иные, чем это указано в подпункте b пункта 1 статьи 45, или же пред­меты, ввоз и вывоз которых запрещены законами и правилами государства пребывания или которые подпадают под его карантинные законы и правила. Такой досмотр должен производиться в присутствии соответствующего консульского должностного лица или члена его семьи1.

В случае смерти работника консульского учреждения или члена его семьи, проживающего вместе с ним, государство пребывания

a) разрешает вывоз движимого имущества умершего, за исключением имущества, которое было приобретено в государ­стве пребывания и вывоз которого был запрещен в момент его смерти;

b) не взимает никаких государственных, районных или муниципальных налогов на наследство или пошлин на насле­дование с движимого имущества, которое находится в государ­стве пребывания исключительно в связи с пребыванием в этом государстве умершего лица в качестве работника консульского учреждения или члена его семьи.

Государство пребывания обязано освобождать работни­ков консульского учреждения и членов их семей, проживающих вместе с ними, от всех трудовых и государственных повинно­стей, независимо от их характера, а также от воинских повинно­стей, таких как реквизиция, контрибуция и военный постой.

Каждый работник консульского учреждения пользуется привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в настоя­щей Конвенции, с момента его вступления на территорию госу­дарства пребывания при следовании к месту своего назначения или, если он уже находится на этой территории, с момента, когда он приступил к выполнению своих обязанностей в консуль­ском учреждении.

Члены семьи работника консульского учреждения, про­живающие вместе с ним, и его частные домашние работники пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в настоящей Конвенции, с момента предоставления ему приви­легий и иммунитетов в соответствии с пунктом 1 ста­тьи 46 или с момента вступления их на территорию государства пребывания, или же с того момента, когда они стали членами его семьи или его частными домашними работниками, в зави­симости от того, что имело место позднее2.

Когда функции работника консульского учреждения прекращаются, его привилегии и иммунитеты, а также привиле­гии и иммунитеты члена его семьи, проживающего вместе с ним, или его частною домашнего работника обычно прекраща­ются в момент, когда данное лицо оставляет государство пре­бывания, или по истечении разумного срока, чтобы это сделать, в зависимости от того, какой из этих моментов наступит раньше, но до этого времени они продолжают существовать, даже в случае вооруженного конфликта. Что касается лиц, упомянутых в пункте 2 статьи 46, их привилегии и иммунитеты пре­кращаются, когда они перестают быть членами семьи работни­ка консульского учреждения или оставляют свою службу у него, однако с оговоркой, что если такие лица намереваются поки­нуть государство пребывания в течение разумного срока, то их привилегии и иммунитеты сохраняются до момента их отъезда.

Однако в отношении действий, совершаемых консуль­ским должностным лицом или консульским служащим при вы­полнении своих функций, иммунитет от юрисдикции продолжает существовать без ограничения сроком.

В случае смерти работника консульского учреждения члены его семьи, проживающие вместе с ним, продолжают пользоваться предоставленными им привилегиями и иммуните­тами до момента оставления ими государства пребывания или до истечения разумного срока на оставление государства пре­бывания, в зависимости от того, какой из этих моментов насту­пит раньше.

В соответствии с Венской Конвенции о кон­сульских отношениях, признается принцип неприкос­новенности консульских помещений1. Отличие заключенного в Венской Конвенции о консульских отношениях принципа непри­косновенности от подобного принципа неприкосновенности по­мещений дипломатического представительства, закрепленного в Конвенции о дипломатических отношениях от 1961 года, со­стоит в том, что объем понятия "неприкосновенность консуль­ского помещения" несколько уже, нежели понятие "непри­косновенность помещений дипломатического представительст­ва". Мы утверждаем так потому, что в случае стихийных бедст­вий, пожара предполагается согласие главы консульского учреждения на вхождение в консульские помещения. Неприкос­новенность же помещений дипломатического представительст­ва является практически абсолютной.

Но государства в своих двусторонних консульских согла­шениях и конвенциях обычно закрепляют принцип неприкосно­венности консульских помещений без оговорок.

В консульском праве сформулирован другой принцип -принцип неприкосновенности консульских архивов, документов и официальной переписки консульства 2.

Под архивными понимают практически все бумаги, кор­респонденция и официальная переписка, которую ведет кон­сульское учреждение с заинтересованными организациями2.

Все бумаги консульского учреждения считаются непри­косновенными независимо от того, где они находятся, даже ес­ли они находятся за пределами помещений консульского учреждения.

Свобода сношений консульства как принцип означает, что данное консульское учреждение может свободно сноситься с правительством, с ведомством иностранных дел своей страны, с юридическими и физическими лицами не только своей стра­ны, но и других стран для разрешения тех или иных проблем. Для осуществления этих целей консульство может использо­вать различные средства связи.

Переписка консульских учреждений в служебном порядке и опечатанные вализы с видимыми внешними знаками также являются неприкосновенными. Они не могут быть подвергнуты контролю. "Консульская вализа, - говорится в статье 35 (п.3) Конвенции о консульских отношениях, - не подлежит ни вскры­тию, ни задержанию". Вместе с тем, в этой статье есть некото­рые оговорки: "Однако в тех случаях, когда компетентные вла­сти государства пребывания имеют серьезные основания пола­гать, что в вализе содержится что-то другое, кроме корреспон­денции, документов или предметов, перечисленных в пункте 4 настоящей статьи, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства". Кроме того, в этой же статье дополнительно оговаривается: "В том случае, если власти представляемого государства откажутся выполнить это требо­вание, вализа возвращается в место отправления"1.

Консульские учреждения держат связь с помощью раз­личных средств. Одним из таких средств является использова­ние консульских курьеров. Консульские курьеры при выполне­нии своих официальных функций при себе имеют подписанный главой консульского учреждения официальный документ, в ко­тором обычно указывается статус этих курьеров, а также число мест, которые в совокупности составляют консульскую вализу. Консульским курьерам гарантируется личная неприкосновен­ность, они не могут быть арестованы или задержаны в какой бы то ни было форме. Впервые в Конвенции о консульских отно­шениях было закреплено право дипломатического, консульско­го представительства по назначению временных консульских курьеров (ad hoc); специальные консульские курьеры пользуют­ся иммунитетом, который действует в период доставки консуль­ской вализы до места назначения. Это предусмотрено статьей 35 рассматриваемой Конвенции. Но в данной Конвенции не предусмотрено изъятие консульского курьера из уголовной, гражданской, административной юрисдикции государства пре­бывания.

Венская Конвенция о консульских отношениях, двусто­ронние консульские конвенции фиксируют положение о том, что командир морского или воздушного судна может выполнять функции по доставке консульской вализы в соответствующий порт назначения.

Консульские конвенции предусматривают освобождение от налогообложения и других поборов1. Говоря другими слова­ми, консульские работники пользуются фискальным иммуните­том. Иммунитет такого рода распространяется на автомобили, иные средства передвижения, предназначенные для служебно­го пользования консульского учреждения, а также на те предме­ты, которые предназначены для пользования в консульстве.

Право консульства пользоваться гербом и флагом пред­ставляемого государства также относится к числу привилегий в консульском праве. Положения о таком праве стали составной частью консульских конвенций Казахстана, которые он за­ключает с другими государствами.

Отдельную группу составляют привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц и сотрудников консульств. Меж­дународное право предоставляет привилегии и иммунитеты для того, чтобы официальное консульское должностное лицо могло выполнить свои обязанности на должном уровне. Объем при­вилегий и иммунитетов консульского персонала различен и за­висит от того, является ли должностное лицо консульским должностным лицом или относится к сотрудникам консульского учреждения, а также зависит от того, гражданином какого госу­дарства является этот работник консульского учреждения. Сле­дует отметить, что те члены консульского персонала, которые не являются гражданами представляемого государства, поль­зуются привилегиями и иммунитетами в меньшем объеме, чем если бы они были гражданами представляемого государства.

В отличие от персонала дипломатического представи­тельства консульские работники пользуются меньшим объемом привилегий и иммунитетов. В частности, они не полностью ос­вобождаются от юрисдикции государства пребывания в отно­шении тех действий, которые входили в пределы полномочий члена консульского персонала. Объем привилегий и иммуните­тов зависит также и от того, находится ли консул в штате официального консульского учреждения или нет. В Венской Конвенции о консульских отношениях 1963 года закреплено пра­вила, согласно которому консульские должностные лица, нахо­дящиеся на штатных должностях, заниматься профессиональ­ной или коммерческой деятельностью с целью извлечения до­ходов не имеют права2.

В случае ареста члена консульского персонала в извест­ность ставят главу консульского учреждения; если аресту под­вергнут сам глава консульства, то информация об этом переда­ется пославшему его государству по дипломатическим каналам.

В чем смысл фискального иммунитета? "Фиск" - означает "казна"3. Отсюда следует, что под фискальным иммунитетом, которым пользуются сотрудники консульского учреждения, по­нимают освобождение не только сотрудников, но и членов их семей от уплаты всех налогов, пошлин и сборов практически любого уровня и видов: государственных, районных и муници­пальных, а также имущественных и личных. Норма об освобож­дении консулов от налогов впервые была официально зафик­сирована в статье 13 Регламента о консульских привилегиях 1896 года и в статье 20 Гаванской Конвенции о консульских чиновниках 1928 года1. Кроме того, эта же норма получила за­крепление в статье 49 Венской Конвенции о консульских отно­шениях 1963 года, согласно которому освобождение от налогов, поборов и пошлин как льготу получили не только сотрудники консульских учреждений, но и члены их семей.

В консульском праве есть оговорка о том, что освобождение от уплаты налогов не может быть распространено на коммерческую, торговую, иную деятельность, которая не связана с официальной деятельно­стью консульского работника. В статье 49 Венской конвенции 1963 года сделаны изъятия в отношении следующих видов на­логов и пошлин:



  1. косвенные налоги, как правило, включены в стоимость товаров и обслуживания;

  2. сборы и налоги в отно­шении частного недвижимого имущества, расположенного на территории государства пребывания;

  3. налоги, связанные с на­следованием, пошлины на наследование, а также налоги, свя­занные с переходом имущества, которые взимаются государст­вом пребывания;

  4. налоги и сборы, которыми облагается частный доход, в том числе и доходы с капитала, если источник находится в государстве пребывания;

  5. сборы, которые взи­маются за те или иные виды обслуживания;

  6. пошлины регист­рационные, судебные, реестровые;

  7. гербовые сборы, ипо­течные сборы.

Нужно иметь в виду, что работники обслужи­вающего персонала консульского учреждения освобождаются от уплаты налогов на заработную плату, которую они получают за свою повседневную работу.

Консул в соответствующих случаях обязан руководствоваться нормами международного частного права – помимо инструкции своего правительства. Развитые международные экономические отношения являются предпосылками приложения этой обязанности к тем правоотношениям, которые возникли и существуют на территории государства пребывания, установились в отношениях и сделках между гражданами разных государств2.

Круг полномочий консулов довольно обширен в плане административной (консультативной) деятельности. Консул ведет учет постоянно проживающих и временно находящихся в его круге граждан своего государства. Консул также правомочен в пределах консульского округа регистрировать акты гражданского состояния. Граждане Республики Казахстан по служебным делам или в качестве туристов, вправе рассчитывать на получение всех видов правовой помощи, предусмотренной законом.

Исследуя природу административных функций консула, необходимо подчеркнуть особое значение паспортно-визовой работы, деятельности по вопросам, связанным с приемом в гражданство представляемого консулом государства.

В связи с вышеизложенным заслуживает внимания точка зрения А.П.Вейнера, подразделяющего административную деятельность консулов на две большие группы:


  1. действия, совершаемые по требованию отдельных лиц, удостоверение личности;

  2. действия, совершение которых вменяется в обязанность назначающим их правительством и которые не зависят от воли и желаний частных лиц; санитарная деятельность.

Не следует упускать из виду и то обстоятельство, что консул достаточно востребован по вопросам, исходящим от граждан, проживающих на территории консульского округа, и касающимися трудовых, имущественных и иных отношений.

В обязанность консула входит не только тщательно вникать в вопросы и просьбы, с которыми обращаются к нему сограждане, но и в пределах предоставленных ему полномочий выступать в защиту его законных требований, будь то трудовые конфликты или долговые обязательства к истребованию денежных сумм1. Вместе с тем не следует отождествлять роль консула с ролью адвоката. Консул занимается административными и судебными делами только в тех случаях, когда требуется его вмешательство для защиты нарушенных прав. Следует добавить, что помимо указанных действий консулы нередко прибегают к помощи адвокатов и юрисконсультов для более квалифицированного ведения дел. Стало правилом, что консул обязан являться по приглашению суда в качестве свидетеля при производстве дел в суде и административных органах. Причем практика государств предоставляет в этом случае консулу так называемые привилегии вежливости: приглашение о явке в суд доводится до сведения консула особым письмом суда, без указания в нем на какую-либо санкцию в случае неявки. В случае, если консул, как правило, по уважительным причинам не может явиться в суд, он уведомляет об этом судебные власти, может просить об отсрочке явки в суд, либо снятии с него показаний по месту работы, в домашних условиях или дает письменные показания, если это допускается законодательством государства пребывания. Конвенциями также установлено, что государство пребывания должно обеспечивать всем работникам консульского учреждения свободу передвижений по его территории (статья 34 Венской конвенции). Консулы, кроме того, не подчиняются местной юрисдикции по действиям официального характера, совершенным в пределах их компетенции (статья 15 Гаванской конвенции, статья 338 Кодекса международного частного права)1.

Основные функции консульских представительств регулируются нормами международного права и внутригосударственного законодательства, составляющими основу межгосударственных соглашений и направленными на обеспечение интересов всех стран в сфере консульских отношений в соответствии с принципом мирного сосуществования. Если обратиться к наиболее ранним источникам, то можно выделить общую тенденцию определения консульских функций в соответствии с нормами международного и национального права теми государствами, которые их назначают.

Эта тенденция четко прослеживается в Гаванской конвенции о консульских агентах 1928 года, Венской конвенции 1963 года. В докладе Комиссии международного права о работе ее двенадцатой сессии функции должностных лиц консульских представительств подразделяются на пять категорий2:



  • функции, относящиеся к торговле и судоходству;

  • функции, относящиеся к защите граждан представляемого государства;

  • административные функции;

  • нотариальные функции;

  • прочие функции.

Более подробно перечислены функции консулов в нормативно-правовых актах, принимаемых государствами. Согласно своему предназначению консул должен следить за тем, чтобы представляемое государство и его граждане действительно пользовались теми правами, которые принадлежат им по законам государств пребывания, а также “принимать надлежащие меры для получения удовлетворения, когда эти права нарушаются”.

В соответствии со статьей 17 Венской конвенции 1963 года консул наделен правом при определенных обстоятельствах выполнять дипломатические акты. Уместно остановится также на вопросе об информационной функции консульств, осуществляемой в целях содействия развитию не только политических, но и экономических, торговых, культурных и научных связей между государствами. При этом во многих государствах практикуется публикация консульской информации в средствах массовой информации.

В соответствии с Венской Конвенцией о консульских сношениях (19 марта 1967 г.) каждое государство может свободно решать, будет ли оно назначать или принимать почетных консульских должностных лиц, поскольку данный институт имеет факультативный характер.

Принцип освобождения сотрудников консульского учреждения и членов их семей от уплаты тех или иных видов налогов, пошлин и сборов нашел свое отражение в ряде подписанных Казахстаном консульских конвенций с другими государ­ствами (Монголией, Россией, Украиной, Венгрией)1.

Каковы обязанности консульского учреждения в отноше­нии государств пребывания? Консульские учреждения обязаны содействовать развитию дружественных отношений своего го­сударства с другими странами, углублению торговых, эконо­мических, научно-технических, культурных, туристических свя­зей. Способствуя укреплению таких связей, консульское учреждение не вправе вмешиваться во внутренние дела госу­дарства пребывания. Сотрудники консульского учреждения не должны использовать привилегии и иммунитеты в ущерб стране пребывания. Консульские учреждения в пределах территории своего консульского округа могут сноситься с любым граждани­ном государства пребывания, принимать в случае необходимо­сти меры по оказанию ему правовой защиты. Неприкосновен­ность консульских помещений не означает, что работники кон­сульских учреждений могут в своих консульствах предостав­лять кому-либо убежище в этих помещениях. Причем предос­тавлять убежище нельзя ни уголовным, ни политическим пре­ступникам; при этом гражданство преступника и характер со­вершенного преступления значения не имеют2.

В свою очередь, государство пребывания также имеет обязанности перед консульским учреждением иностранного го­сударства. Государство пребывания обязано создать условия для нормального функционирования консульского учреждения зарубежной страны3. Обеспечение неприкосновенности консуль­ских помещений, почты, переписки, вализы является еще одной обязанностью государства пребывания перед консульским учреждением другой страны.

Еще одной привилегией является свобода передвижений и сношений сотрудников консульских учреждений с гражданами представляемого государства. В том, что консул имеет право передвигаться в пределах своего консульского округа, нет со­мнений. Они возникают тогда, когда возникает вопрос о том, могут ли консульские должностные лица и сотрудники консуль­ских учреждений передвигаться по территории всей страны. Хотя в консульских конвенциях нет прямого закрепления этого права, на практике государства такое право за консулами при­знают. Они (консулы) могут передвигаться во всех районах (регионах) страны, за исключением специально оговоренных мест, куда въезд и выезд может быть запрещен или ограничен по соображениям государственной безопасности. Согласно ста­тье 34 Венской Конвенции государство пребывания должно принять все меры по обеспечению передвижения консульского должностного лица по его территории в рамках дозволенного законом этого государства. Если государство не присоединилось к Венской Конвен­ции о консульских отношениях, оно обеспечивает достаточно свободное продвижение по территории своей страны консулам других государств на основе принципа взаимности.

Государство пребывания обязано относиться с должным уважением к личности консула и принимать все меры к тому, чтобы предупредить возможные посягательства на личность консула, на его достоинство, свободу. К примеру, в марте 1970 года в Сан-Паулу (Бразилия) были похищены консулы Парагвая в Аргентине и Японии. В мае 1971 года был похищен и убит консул Ирана в Стамбуле (Турция). Нештатный консул Бельгии в Сан-Франциско (США) исчез при загадочных обстоятельствах.1

Хотя в Венских Конвенциях о дипломатических отноше­ниях и консульских отношениях не предусматривается ответст­венность государства пребывания за нарушение привилегий и иммунитетов дипломатических и консульских представителей, тем не менее международная практика выработала нормы по­литической и материальной ответственности государства пре­бывания за упомянутые нарушения. Не исключены осложнения и разрыв дипломатических и консульских отношений в случае несоблюдения консульских и дипломатических привилегий и иммунитетов.
1.3. Деятельность консула по консульскому уставу

Консульские учреждения защищают за границей права и интересы государства, юридических лиц и граждан, в пределах допускаемых международным правом. Консульские учреждения содействуют развитию дружественных отношений страны с другими государствами, расширению экономических, торговых, научно-технических, культурных связей и туризма.

Консульские учреждения действуют на основании Консульского устава. В соответствии с консульским уставом консульскими учреждениями являются: консульские отделы дипломатических представительств Республики Казахстан, генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства.

Консульские учреждения в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан "О дипломатической службе Республики Казахстан", иными нормативно-правовыми актами, международными договорами, международными обычаями, а также Консульским Уставом2.

Консульские учреждения подчинены Министерству иностранных дел Республики Казахстан и действуют под руководством главы дипломатического учреждения Республики Казахстан в стране пребывания.

Консульские отделы дипломатических учреждений Республики Казахстан возглавляются заведующими консульскими отделами, которые именуются консулами. Генеральные консульства, консульства, вицеконсульства и консульские агентства возглавляются соответственно генеральными консулами, консулами, вице-консулами и консульскими агентами.

Консул в основном выполняет функции, предусмотренные настоящим уставом, но вместе с тем консул может выполнять иные, не предусмотренные Консульским уставом функции, если они не противоречат законодательству Республики Казахстан, законодательству государства пребывания и международным договорам.

В государствах, где нет дипломатических учреждении Республики Казахстан, с согласия государства пребывания на консула могут быть возложены также и дипломатические функции1.

Местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ определяются по соглашению с государством пребывания.

Консульское учреждение имеет печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и с наименованием консульского учреждения на государственном языке и на языке государства пребывания.

Консульское учреждение имеет право укреплять на здании, занимаемом им, щит с Государственным гербом Республики Казахстан и наименованием консульского учреждения на государственном языке и на языке государства пребывания.

Консульское учреждение имеет право вывешивать Государственный флаг Республики Казахстан на здании консульского учреждения. Консул имеет право вывешивать Государственный флаг Республики Казахстан на своей резиденции и, когда это связано с исполнением служебных обязанностей на своих средствах передвижения2.

Консул обязан принимать меры к тому, чтобы юридические лица и граждане Республики Казахстан пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания и международными договорами, участниками которых являются Республика Казахстан и государство пребывания, а также международными обычаями. Консул обязан принимать как письменные, так и устные заявления.

Консул обязан принимать меры для восстановления нарушенных прав юридических лиц и граждан Республики Казахстан.

Консул ведет учет постоянно проживающих и временно находящихся в его консульском округе граждан Республики Казахстан.

Консул оказывает содействие в выполнении служебных обязанностей находящимся в пределах консульского округа представителям государственных органов Республики Казахстан, а также другим командированным за границу гражданам Республики Казахстан.

Консул информирует временно находящихся в его консульском округе граждан Республики Казахстан о действующем законодательстве государства пребывания, а также о местных обычаях. Распоряжения консула по вопросам, касающимся пребывания граждан Республики Казахстан за границей, имеют для них обязательную силу.

Консул содействует проведению культурно-просветительных мероприятий для находящихся в консульском округе граждан Республики Казахстан.

Консул имеет право без доверенности представлять в учреждениях государства пребывания граждан Республики Казахстан, если они отсутствуют или не могут сами приехать по причинам материального, финансового характера или болезни и не поручили ведение дела какому-либо лицу или не в состоянии защищать свои интересы по другим причинам. Это представительство продолжается до тех пор, пока представляемые не назначат своих уполномоченных или не возьмут на себя защиту своих прав и интересов.

Консул в соответствии с законодательством Республики Казахстан ведет воинский учет граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих или временно находящихся в его консульском округе и обеспечивает прибытие граждан Республики Казахстан (мужского пола), достигших 18-летнего возраста, в военные комиссариаты по месту их постоянного жительства в Республике Казахстан для призыва на военную службу.

Консул выполняет поручения государственных органов и должностных лиц, осуществляющих функции уголовного преследования и судов Республики Казахстан в отношении граждан Республики Казахстан, если это не запрещено законами государства пребывания. Указанные поручения выполняются в соответствии с законодательством Республики Казахстан1.

Консул регистрирует усыновление (удочерение) ребенка, являющегося гражданином Республики Казахстан и проживающего вне пределов Республики Казахстан, по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан. Консул в пределах консульского округа осуществляет контроль за детьми, переданными на усыновление (удочерение) иностранным гражданам2.

Консул принимает меры к установлению опеки и попечительства над находящимися в его консульском округе несовершеннолетними гражданами Республики Казахстан, которые остались без родительского попечения. Консул принимает меры к установлению опеки и попечительства также над совершеннолетними гражданами Республики Казахстан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

Консул принимает меры к охране имущества, оставшегося после смерти гражданина Республики Казахстан. Если оставшееся имущество полностью или частично состоит из предметов, подверженных порче, а равно при чрезвычайной дороговизне хранения его, консул имеет право продать без причинения ущерба это имущество и направить вырученные деньги по принадлежности.

Консул имеет право принимать наследственное имущество для передачи находящимся в Республике Казахстан наследникам.

Консул может принимать на хранение деньги, ценности, ценные бумаги и документы, принадлежащие гражданам Республики Казахстан. В случае смерти лица, которому принадлежало имущество, сданное на хранение, к такому имуществу.

Консул обязан следить, чтобы в отношении гражданина Республики Казахстан, заключенного под стражу (арестованного), или задержанного по подозрению в совершении преступления, или подвергнутого иным мерам, ограничивающим свободу гражданина Республики Казахстан, или отбывающего наказание в виде лишения свободы, а равно подвергаемого иным мерам судебного или административного воздействия, соблюдались законодательство государства пребывания и международные договоры1. Консул обязан по просьбе заинтересованных лиц и по своей инициативе посещать граждан Республики Казахстан, находящихся в местах заключения, и выяснять условия их содержания. Консул обязан следить, чтобы такие граждане содержались в условиях, отвечающих требованиям санитарии и гигиены, и не подвергались жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению.

Консул производит выдачу, замену паспортов гражданам Республики Казахстан и вносит в их паспорта необходимые отметки.

Консул выдает, продлевает, аннулирует визы на въезд в Республику Казахстан, выезд из Республики Казахстан и транзитный проезд через территорию Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан2.

Консул принимает заявления проживающих в его консульском округе лиц по вопросам гражданства Республики Казахстан.

Консул регистрирует утрату гражданства Республики Казахстан лицами, постоянно проживающими вне пределов Республики Казахстан.

В соответствии с законодательством Республики Казахстан консул регистрирует акты гражданского состояния граждан Республики Казахстан. Консул принимает заявления о внесении изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния от граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих или временно находящихся в государстве пребывания, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, зарегистрировавших акты гражданского состояния в органах записи актов гражданского состояния Республики Казахстан. Консул принимает заявления о восстановлении утраченных записей актов гражданского состояния и аннулирования актов гражданского состояния от граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих или временно находящихся в государстве пребывания, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, зарегистрировавших акты гражданского состояния в органах записи актов гражданского состояния Республики Казахстан.

Консул совершает нотариальные действия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

При совершении нотариальных действий в соответствии с законодательством Республики Казахстан, международными договорами, в которых участвуют Республика Казахстан и государство пребывания применяются нормы права государства пребывания. Консул принимает документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров, в которых участвует Республика Казахстан и государство пребывания, а также совершает удостоверительные надписи в форме, установленной законодательством государством пребывания, если это не предусмотрено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Консул легализует документы и акты, составленные при участии властей консульского округа или исходящие от этих властей1. Государственные органы Республики Казахстан принимают такие документы и акты к рассмотрению лишь при наличии консульской легализации, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан или международным договором, участниками которого являются Республика Казахстан и государство пребывания. Консульская легализация заключается в проверке соответствия документов действующим законодательству государства пребывания и представляет собой установление и засвидетельствование подлинности подписи должностного лица и печати на таких документах с целью использования их в другом государстве. Порядок консульской легализации устанавливается Министерством иностранных дел Республики Казахстан.

Легализации не подлежат документы и акты, которые противоречат законодательству Республики Казахстан, или могут по своему содержанию нанести вред интересам Республики Казахстан, или содержат сведения, порочащие честь и достоинство граждан.

За консульские действия, выполняемые за границей и на территории Республики Казахстан, взимаются консульские сборы. Возмещению подлежат также фактические расходы, связанные с выполнением указанных действий.

Ставки, порядок уплаты и зачисления консульских сборов устанавливается Тарифом консульских сборов Республики Казахстан, принимаемых Министерством иностранных дел Республики Казахстан по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан. Консульские сборы взимаются: за границей - в валюте страны пребывания, в Республике Казахстан - в национальной валюте2.

Тариф консульских сборов устанавливается Министерством иностранных дел Республики Казахстан по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан.

Консульские сборы зачисляются в республиканский бюджет Республики Казахстан.

Консульские сборы не взимаются: а) при наличии международного договора об отказе от взимания консульских сборов, ратифицированного Республикой Казахстан; б) за визирование иностранных дипломатических паспортов на основе взаимности; в) с лиц, имеющих льготы, предусмотренные Законом Республики Казахстан "О государственной пошлине" от 31 декабря 1996 года и другими законодательными актами Республики Казахстан.

Консул обязан всемерно содействовать военным кораблям и военно-вспомогательным судам Республики Казахстан, находящимся в портах, территориальных и внутренних водах государства пребывания в пределах его консульского округа, в вопросах связи с берегом, взаимоотношений с местными властями, материально-технического обеспечения и в других вопросах. При временном отсутствии или отсутствии в штатном расписании военно-морских (военных) атташе консул принимает участие в решении всех вопросов, связанных с прибытием кораблей.

При получении сведений о предстоящем прибытии кораблей в порт, находящийся в пределах консульского округа, для входа в который необходим лоцман, консул принимает меры к тому, чтобы лоцман своевременно прибыл на корабль.

По прибытии корабля консул незамедлительно сообщает командиру корабля сведения, необходимые при сношениях с местными властями, в частности, о санитарном состоянии местности, правилах порта, местных законах и обычаях, исполнение которых обязательно или которыми необходимо руководствоваться командиру корабля и членам экипажа.

Консул обязан при первой возможности лично посетить прибывший корабль или отряд кораблей. В необходимых случаях консул сопровождает командира корабля (отряда кораблей) при нанесении визитов должностным лицам государства пребывания.

В случае оставления тяжело больного члена экипажа корабля на излечение в государстве пребывания консул должен следить за ходом лечения и обеспечить его отправку в Республику Казахстан. В случае смерти члена экипажа корабля консул принимает меры к погребению с должными почестями или отправке тела умершего в Республику Казахстан. Документы и личное имущество умершего направляются в Республику Казахстан.

В случае аварий, столкновений кораблей и других морских происшествий консул принимает все зависящие от него меры к оказанию необходимой помощи кораблям и к надлежащему юридическому оформлению имевшего место происшествия.

Консул оказывает помощь командиру корабля (отряда кораблей) в установлении связи с вышестоящим командованием, а также оказывает содействие в отправлении корабельной служебной почты.

Консул предоставляет сведения, которые могут способствовать качественному и быстрому пополнению запасов кораблем, а также визирует все счета и документы, представляемые ему командиром корабля.

Консул следит за тем, чтобы в портах, территориальных и внутренних водах государства пребывания в пределах его консульского округа судам Республики Казахстан предоставлялись в полном объеме права и иммунитеты в соответствии с законодательством государства пребывания и международными договорами, участниками которых являются Республика Казахстан и государство пребывания1.

Консул оказывает содействие и необходимую помощь капитанам судов в портах, территориальных и внутренних водах государства пребывания. Все распоряжения консула в рамках его полномочий обязательны для капитана суда.

Консул должен следить за тем, чтобы капитан судна извещал его о прибытии судна в порт государства пребывания и сообщал ему сведения о судне и об обстоятельствах плавания. Консул вправе требовать явки капитана в консульское учреждение и предъявления доклада об обстоятельствах плавания. Консул имеет право в любое время посетить судно. Консул обязан отмечать в судовой роли изменения в составе судового экипажа, происшедшие во время плавания судна и пребывания его в порту.

Консул имеет право: а) способствовать входу судна в порт, выходу из него и пребыванию судна в порту; б) выяснять обстоятельства происшествий, имевших место на судне, опрашивать капитана и членов экипажа судна; в) содействовать разрешению трудовых споров, которые могут возникнуть между капитаном и членами экипажа судна.

Консул должен оказывать всемерное содействие в укреплении трудовой дисциплины членов экипажа. В случае приобретения судна за границей консул выдает временное свидетельство на право плавания под Государственным флагом Республики Казахстан. Консул имеет право получать, составлять или заверять любую декларацию или другой документ в отношении судов Республики Казахстан, предусмотренные законодательством Республики Казахстан или международными договорами, участником которых является Республика Казахстан.2

По договоренности Министерства иностранных дел Республики Казахстан с судоходными компаниями Республики Казахстан, Консул имеет право отправлять бесплатно дипломатическую почту и дипломатические грузы на казахстанских судах, направляющихся в порты Республики Казахстан. В случае объявления чрезвычайного положения в стране пребывания по различным причинам или из-за природных катаклизмов, Консул имеет право бесплатно отправлять граждан Республики Казахстан на казахстанских судах, направляющихся в порты Республики Казахстан.

Консул выдает капитану судна свидетельство, если в этом возникнет необходимость, в котором указываются время прибытия и ухода судна, день явки капитана в консульское учреждение, порт назначения, число пассажиров, а также количество, род и место назначения груза.

Если по имеющимся у консула сведениям прибытие судна в какой-либо порт представляется небезопасным, нежелательным или невозможным, консул обязан предупредить об этом капитана отходящего судна.

В случае крайней необходимости консул вправе задержать готовое к выходу в море судно или потребовать отплытия его ранее намеченного капитаном срока, даже до окончания погрузочно-разгрузочных операций. При этом делается соответствующая отметка в судовом журнале с указанием причин задержания или требования немедленного ухода судна.

В случае кораблекрушения или аварии судна консул обязан принимать меры к спасению и охране пассажиров, экипажа, судна и груза, и надлежащему юридическому оформлению имевшего место происшествия. Консул принимает от капитана заявление о гибели или повреждении судна или груза либо о предполагаемом повреждении судна или груза, а также составляет по просьбе капитана судна акт о морском протесте. Акт о морском протесте составляется на основании заявления капитана, данных судового журнала, а также опроса самого капитана и, по возможности, не менее двух свидетелей из числа лиц командного состава судна и двух свидетелей из судовой команды. Консул заверяет акт о морском протесте своей подписью и гербовой печатью. Капитану, по его просьбе, выдаются удостоверение о сделанном им морском протесте и акт о морском протесте.

Консул обязан оказывать содействие пассажирам и членам экипажа судна, потерпевшего кораблекрушение или другую аварию, в том числе в необходимых случаях и в возвращении их в Республику Казахстан.

В случае болезни кого-либо из членов экипажа судна в период плавания или нахождения в иностранном порту консул обязан оказать содействие в помещении больного члена экипажа в лечебное учреждение государства пребывания. В случае оставления тяжело больного члена экипажа судна на излечение в государстве пребывания консул должен следить за ходом лечения и обеспечить его отправку в Республику Казахстан. В случае смерти члена экипажа судна консул принимает меры к погребению с должными почестями или отправке тела умершего в Республику Казахстан. Документы и личное имущество умершего направляются в Республику Казахстан1.

Консул должен оказывать содействие командиру, экипажу и пассажирам гражданского воздушного судна Республики Казахстан (далее именуемого "воздушное судно") в сношениях с властями государства пребывания, а также принимать все меры к возвращению в случае необходимости воздушного судна, его экипажа и пассажиров в Республику Казахстан или же к продолжению полета1.

Консул имеет право:

а) способствовать посадке воздушного судна в аэропорту, вылету из него и пребыванию воздушного судна в аэропорту,

б) выяснять обстоятельства происшествий, имевших место на воздушном судне, опрашивать командира судна и членов экипажа;

в) в случае необходимости принимать меры к обеспечению лечения и отправки в Республику Казахстан членов экипажа и пассажиров воздушного судна;

г) получать, составлять или заверять любую декларацию или другой документ в отношении воздушных судов, предусмотренный законодательством Республики Казахстан или международными договорами, участником которых является Республика Казахстан.

В случае аварии, вынужденной посадки или другого происшествия с воздушным судном в пределах консульского округа консул. оказывает необходимую помощь экипажу и пассажирам. Консул также принимает меры к охране потерпевшего аварию или сделавшего вынужденную посадку воздушного судна, грузов и вещественных доказательств, свидетельствующих о характере происшествия, и оказывает содействие специалистам Республики Казахстан в расследовании летного происшествия.

В случае совершения преступлений на борту воздушного судна консул оказывает командиру воздушного судна содействие в выполнении обязанностей, вытекающих из законодательства Республики Казахстан и международных договоров, участником которых является Республика Казахстан.2

По договоренности Министерства иностранных дел Республики Казахстан с авиакомпаниями Республики Казахстан, Консул имеет право бесплатно отправлять дипломатическую почту и дипломатические грузы на воздушных судах Республики Казахстан, следующих в аэропорты Республики Казахстан. В случае объявления чрезвычайного положения в стране пребывания по различным причинам или из-за природных катаклизмов, консул имеет право бесплатно отправлять граждан Республики Казахстан на воздушных судах Республики Казахстан, следующих в аэропорты Республики Казахстан.

Консульским Уставом регламентируются и те функции, когда при появлении карантинных заболеваний на территории консульского округа консул оперативно информирует уполномоченные и заинтересованные органы Республики Казахстан с указанием названия и границы зараженного района, числа случаев заболеваний и противоэпидемических мер, принятых местными властями. Консул информирует граждан, получивших разрешение на въезд в Республику Казахстан, о необходимости представления при въезде в Республику Казахстан международных сертификатов о прививках.

При появлении в пределах консульского округа опасных болезней или вредителей сельскохозяйственных растений, а также в случаях массового заболевания скота и птицы или угрозы распространения болезней, общих для человека и животных, консул немедленно сообщает об этом в уполномоченные органы Республики Казахстан.

Консул информирует граждан, получивших разрешение на въезд в Республику Казахстан, о необходимости представления при въезде в Республику Казахстан ветеринарных сертификатов на животных, сырье и продукты животного происхождения и о правилах ввоза в Республику Казахстан семян, живых растений, посадочного материала, свежих плодов и овощей.1


2. Национальные источники нормативно-правового обеспечения консульского права
2.1. Правовое регулирование статуса консульских учреждений по законодательству Республики Казахстан
В соответствии с Законом "О Правительстве Республики Казахстан" говорится о том, что члены Правительства, являющиеся руководителями министерств:


  • осуществляют руководство соответствующими государственными органами;

  • самостоятельны в принятии решений в пределах своей компетенции;

  • несут персональную ответственность перед Премьер-министром республики за работу подчиненных;

  • ответственны за состояние дел в отраслях (сферах) государственного управления, находящихся в ведении соответствующих государственных органов, и за обеспечение исполнения законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан;

  • определяют структуру и штатную численность возглавляемых ими государственных органов и их территориальных подразделений.

На основании этого нормативного акта, Министерство иностранных дел Республики Казахстан входит в систему государственной власти, что и находит соответствующее законодательное закрепление соответствующего статуса1.

Министерство является наиболее устойчивой организационной формой управления в системе государственных органов. Правовой статус министерства закрепляется в законодательных актах и актах, утверждаемых постановлением Правительства.

Деятельность данного, как и иных министерств, осуществляется через первых руководителей и их заместителей. Министерство включает в себя определенное количество и соответствующие виды направлений деятельности. Деятельность Министерства иностранных дел связана с обеспечением устойчивого политического демократического процесса, но и она требует юридической фиксации.

Необходимо подчеркнуть, что демократия строится на принципах конкуренции и сотрудничества, конфликта и консенсуса - борьбы за реализацию определенных (политических, экономических, юридических, иных) интересов и согласия по поводу путей и средств их достижения.

Но для обеспечения соответствующих контактов и развития сотрудничества необходимы:

- право - политическая воля - организация в лице государственных органов МИДа за рубежом.

Согласно основной миссии Министерство иностранных дел - государственный орган, содействующий укреплению позиции Казахстана в мировом сообществе, обеспечение его безопасности и защиты национальных интересов. При этом, как показывает анализ правового положения, Министерство иностранных дел Республики Казахстан придает значение следующим направлениям, которые можно классифицировать в зависимости от следующих оснований1:

- в зависимости от ориентации внешнеполитической стратегии - разрабатывает для Президента Казахстана предложения в сфере внешнеполитической деятельности и обеспечивает реализацию внешнеполитического курса Республики Казахстан;



  • в зависимости от механизма обеспечения внешнеполитического курса Казахстана - координирует деятельность центральных исполнительных органов и проводит указанный курс в отношениях с иностранными государственными и международными организациями.

  • в зависимости от характера надзора (контроля) - наблюдение и контроль за исполнением международных договоров, участником которых является Казахстан и контроль за соблюдением дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов2.

В целях обеспечения поставленных задач (разработка концепций и основных направлений внешней политики: обеспечение защиты суверенитета безопасности территориальной целостности) Министерство иностранных дел:

  • представительствует в сношениях с иностранными государствами и международными организациями;

  • обеспечивает участие Казахстана в укреплении мира, глобальной и региональной безопасности;

  • участвует в разработке нормативно-правовых актов Республики Казахстан по вопросам своей компетенции;

  • осуществляет функции депозитария международных договоров, заключенных Республикой Казахстан;

  • выполняет иные функции и направления деятельности, которые более подробно будут рассмотрены по теме исследования.

При этом необходимо подчеркнуть, что Министерство иностранных дел правомочно представлять предложения об учреждении посольств, генеральных консульств, а также представительств Республики Казахстан при международных организациях и принимать в установленном порядке в пределах своей компетенции нормативные правовые акты3.

Кроме обозначенных полномочий в ведении Министерства иностранных дел находятся и другие, закрепленные в Положении о Министерстве иностранных дел Республики Казахстан от 21 октября 1999 года №1578. Динамику развития полномочий Министерства иностранных дел можно представить схематически в сопоставлении с содержанием Положения о Министерстве от 12 ноября 1997 года1.


Таблица 1.

Сравнительная характеристика правового статуса Министерства

иностранных дел2




Положение от 12 ноября 1997 г.

Положение от 21 октября 1999г. №1578

I. Функции


1) представляет Республику Казах стан в сношениях с иностранными государствами;

1) представляет Республику Казахстан в сношениях с иностранными государствами и международными организациями;

2)реализует дипломатическими средствами и методами усилия Респу­блики Казахстан по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности;

2) реализует дипломатическими средствами и методами усилия Республики Казахстан по обеспечению международного мира, глобальной региональной безопасности;

3)принимает участие и разрабаты­вает нормативные правовые акты Республики Казахстана;

3)участвует в разработке нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам своей компетенции;

4)организует проведение перегово­ров и подписания международных договоров Республики Казахстан с иностранными государствами и международными организациями;

4)организует проведение переговоров и подписания международных договоров Республики Казахстан иностранными государствами и международными организациями;

5)обеспечивает участие Республики Казахстан в деятельности ООН, дру­гих международных организаций, конференций, совещаний, форумов, содействует повышению роли Рес­публики Казахстан как члена меж­дународного сообщества в решении глобальных и региональных про­блем;

5)обеспечивает участие Республики Казахстан в деятельности ООН, других международных организаций конференций, совещаний, форумов содействует повышению роли Ре публики Казахстан, как члена международного сообщества, в решении глобальных и региональных проблем;

6)обеспечивает интересы Республи-

ки Казахстан в области междуна­родной охраны и рационального ис­пользования окружающей среды, освоения ресурсов Мирового океана, изучения космического про­странства, а также участие в разра­ботке мероприятий по обеспечению прав и свобод граждан Республики Казахстан, ее обороны и националь­ной безопасности, охраны правопо­рядка, развитию и расширению торгово-экономических и финансовых связей, научно-технических, куль­турных и иных обменов Республики Казахстан с иностранными госу­дарствами и международными орга­низациями;



6)содействует деятельности цент -

ральных и местных исполнительных органов в вопросах привлечения прямых иностранных инвестиций и финансовых ресурсов для реализа­ции государственных программ и приоритетных инвестиционных про­ектов в Республике Казахстан;



7)организует протокольное обеспе­чение международных обменов на высшем и правительственном уров­нях;

7)обеспечивает интересы Республи­ки Казахстан в области междуна­родной охраны и рационального ис­пользования окружающей среды, освоения ресурсов Мирового океана, изучение космического пространства;

8)обеспечивает функционирование единой государственной системы регистрации, учета и хранения меж­дународных договоров Республики Казахстан и осуществление функции депозитория международных дого­воров, заключенных Республикой Казахстан;

8) участвует в разработке мероприя­тий по обеспечению прав и свобод граждан Республики Казахстан, ее обороны и национальной безопас­ности; охраны правопорядка, разви­тию ее, расширению торгово-экономических и финансовых свя­зей, научно-технических, культур­ных и иных обменов Республики Казахстан с иностранными госу­дарствами и международными орга­низациями;

9) осуществляет кадровое обеспече­ние центрального аппара-та Мини­стерства иностранных дел и представи-тельств Республики Казахстан зарубежом, подведом-ственных ор­ганизаций, организует подготовку, переподготовку и повышение ква­лификации кадров дипломатической службы;

9)координирует совместную работу государственных органов и других организаций Республики Казахстан по подготовке и проведению заседа­ний межправительственных комис­сий по торгово-экономическому и

научно-техническому сотрудни­честву, а также по вопросам инвестиционной политики Республики Казахстан; ведет работу по реализации мер, направленных на улучшение инвестиционного климата Республики Казахстан, в том числе совершенствованию законодательства Республики Казахстан, а также по развитию международного инвестиционного сотрудничества.





10) организует протокольное обес­печение международных обменов на высшем и правительственном уров­нях;



11) обеспечивает функционирование единой государственной системы регистрации, учета и хранения меж­дународных договоров и осу­ществляет функции депозитария международных договоров Респу­блики Казахстан;



12)осуществляет кадровое обеспе­чение центрального аппарата Мини­стерства и его представительств как за рубежом, так и на территории Республики Казахстан, организует подготовку, переподготовку и по­вышение квалификации кадров ди­пломатической службы;


II. Имеет право:

1) запрашивать и получать в устано­вленном законодательством порядке от центральных и местных испол­нительных органов Республики Ка­захстан, а также организаций, неза­висимо от их форм собственности и организационной подчиненности, документы, справочные и иные ма­териалы, необходимые для осущест­вления функций;

1) запрашивать и получать от цент­ральных и местных исполнитель­ных органов Республики Казахстан, иных организаций документы, спра­вочные и иные материалы, необхо­димые для осуществления функций, возложенных на Министерство, а также передавать с учетом требований законодательства информацию указанным организациям;

2) осуществлять контроль за соот­ветствием проектов международных договоров Республики Казахстан Конституции Республики Казахстан и международно-правовых норм;

2)осуществлять контроль за соот­ветствием проектов международных договоров Республики Казахстан законодательству Республики Казахстан и международно-правовым нормам;

3) вносить в установленном законо­дательством порядке на рассмотре­ние Президента и Правительства Республики Казахстан предложения о разработке проектов законодательных

3) участвовать в осуществлении конт­роля за реализацией поступающих из дипломатических представи­тельств, консульских учреждений Казахстана за рубежом,

законода­тельных и иных нормативных пра­вовых актов по вопросам внешней политики и дипломатической служ­бы;

представительств Республики Ка­захстан при международных органи­зациях инвестиционных проектов, заявок, других предложений, способ­ствующих улучшению торгово-экономических связей Республики Казахстан с зарубежными странами;

4)представлять в установленном за­конодательством порядке предло­жения об учреждении посольств, ге­неральных консульств, консульств Рес­публики Казахстан, а также предста­вительств Республики Казахстан при международных организациях;

4)вносить на рассмотрение Президента и Правительства предложения о разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам внешней полити­ки и дипломатической службы;

5) представлять в пределах своей компетенции нормативные право­вые акты, обязательные для испол­нения центральными и местными исполнительными органами, а также организациями, независимо от их форм собственности и организаци­онной подчиненности, при осущест­влении международных контактов;

5)вносить предложения об учрежде­нии загранучреждений;

6) решать вопросы создания, реор­ганизации и ликвидации подведом­ственных организаций, назначать на должность и освобождать от долж­ности их руководителей, проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности со­вместно с Министерством финансов и КНБ;

6) вносить инициативные предложе­ния по улучшению инвестиционного климата в Казахстане и формирова­нию положительного имиджа стра­ны за рубежом;

7) в соответствии с законодатель­ством и делегированными правами владеть, пользоваться и управлять на территории Республики Казахстан и за рубежом земельными участками, зданиями, сооружениями, капиталь­ным и иным оборудованием и иму­ществом Республики Казахстан.

7) принимать в пределах компетен­ции нормативные правовые акты;



8) вносить предложения по вопросам создания, реорганизации и ликвида­ции подведомственных организа­ций;



9) участвовать в проведении ревизий и проверок фи­нансово-хозяйственной деятельности загранучреждений совместно с Министерством финансов и КНБ (по согласованию) Республики Казахстан



10) в соответствии с делегирован­ными правами владеть, пользоваться и управлять на территории Республики Ка­захстан и за рубежом земельными участками, зданиями, сооружениями и иным имуществом Республики Казахстан.
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
1 Правовой статус консульских должностных лиц в соответствии с Венской Конвенцией о консульских сношениях
1466.77kb.
Об утверждении положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории союза советских социалистических республик
91.88kb.
Объем правовой работы в соответствии с тарифным планом «минимальный»
71.31kb.
Российская федерация федеральный закон о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов
234.47kb.
«Порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможни, таможенных постов и их должностных лиц в сфере таможенного дела», состоявшегося 09. 06. 2010 в г. Кызыле
30.63kb.
Разработать план мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков с определением сроков их устранения и ответственных должностных лиц
9.12kb.
Организационная структура суп это сов-ть взаимосвязанных подразделений суп и должностных лиц
35.61kb.
I. Административное право как отрасль правовой системы РФ. Понятие административного права. Предмет и метод административного права
24.44kb.
В настоящее время все более актуальными становятся реализация и законодательное обеспечение государственных гарантий прав лиц, относящихся к национальным, этническим и языковым меньшинствам
26.17kb.
Обязанности должностных лиц при возникновении угрозы террористического акта
72.01kb.
Положение о единоличном исполнительном органе открытого акционерного московского общества
192.68kb.
1. Пояснительная записка Статус документа
845.03kb.