takya.ru страница 1
скачать файл
1.Приемы педагогической техники на уроках

биологии, химии, географии


Повышение интереса к учебному материалу

1).Привлекательная цель.

Маленький ребенок не хочет идти купаться в ванне. Мама не его силой, а предлагает: пойдем купать рыбку! Такая цель ребенка понятна и привлекательна – и вот он уже с удовольствием плещется вместе с рыбкой. А мама ненавязчиво достигла своей цели: «отстирывает» малыша – грязнульку.

Умная мама использовала простой педагогический прием, который применим в школе вне зависимости от возраста и предмета обучения.

Формула: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей- неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Мотивацией может служить даже необычное название урока, как бы его девиз, который позволяет создать особый климат, выйти за рамки отдельных тем учебника.



Пример. География.6, 7 классы

Темы: «Океан, твой час настал!»

«Планета в твоих руках»

« Морской биолог и нефтяной танкер»

« Неубитая земля»

«Капелька- путешественница»

«Знакомьтесь, Канада»

«Мексика – такая древняя и новая страна» и др.

2).Удивляй!

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное.



Формула. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Пример. Природоведение. Тема: «Вода». И я сразу заставляю ребят удивиться.

- Однажды, говорю я,- в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! ( у некоторых ребят при этом «глаза на лоб лезут»)А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? ( Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто не знаем ее удивительных свойств.

Пример. Биология.

- Вам известно, что сова- неясыть питается мышами – зерноедами.

Весит сова около 250 г. Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь? (Ученики высказывают свои догадки: обычно от 10 до 100 кг.) Так вот, одна сова за жизнь сохраняет 50 тонн зерна! Сова в среднем живет 50 лет, съедает в год тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год 1 кг зерна.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание « здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого помогает следующий прием.


3). Отсроченная отгадка.

Формула 1: в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт) отгадка к которой (ключик для понимания) будет на уроке при работе над новым материалом.

Формула 2: загадку (удивительный факт) дается в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Пример.

Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! – таким словами я начинаю изучение новой темы.- В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател…. К концу сегодняшнего занятия попробуете догадаться – что же все - таки произошло? (Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и поджег дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно еще и выиграл несколько денежных пари у скептиков.)

Такой вход в тему оказался эффективнее, чем традиционно-школьное вступление: «А теперь мы будем изучать новую важную тему «Горение и управление его интенсивностью?».



Пример. Биология.

- На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном,- говорю я. - как вы думаете – о каком? ( Дети отвечают: тигр, акула, волк…) Нет, - продолжаю я, - это животное не хищник. Но поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей. Это животное - …Впрочем, не будем торопиться - продолжение следует….

На очередном уроке я открою секрет, это животное – кролик. Да-да, вы не ослышались – кролик! ( Далее речь идет об экологической катастрофе в Австралии, грызунах, их роли в биогеоценозе.)
4). Фантастическая добавка

Можно переносить учебную ситуацию на фантастическую планету, изменить значение любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет вполне определенное значение; придумать фантастическое растение/ животное и рассмотреть его в реальном биогеоценозе; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека…



Пример. Биология

Предположим, среднегодовая ( или минимальная) температура Антарктиды понизится на 10 градусов. Что еще могут « придумать» пингвины, чтобы выжить в таких условиях? (Я, задавая такой вопрос, преследую дидактическую цель: изучить реальные механизмы защиты животных в экстремальных температурных условиях.)
5).Лови ошибку.

Формула 1:объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, им можно подсказывать « опасные места» интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Приучайте детей мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание и готовность вмешаться!

В развитие этого приема можно предложить такую форму работы: учитель доказывает заведомо неверную мысль, гипотезу. Задача учеников – найти контраргументы.

Пример. География

Гипотеза: моря становятся со временем все более пресными. Обоснование: во – первых, свои пресные воды приносят в моря впадающие реки; во – вторых, дожди тоже добавляют пресной воды; в- третьих, морская соль постепенно выпадает на дно. Именно этим объясняется, что моря и озера сегодня имеют разную соленость. Когда- то соленость всех водоемов была одинакова, но разное количество и величина впадающих рек, разные погодные условия внесли свои поправки. Поэтому сегодня встречаются как очень соленые водоемы, так и пресные. Попробуйте подтвердить или опровергнуть эту гипотезу. Каким научным экспериментом это можно сделать? (Гипотеза выдвинута с единственной целью - тренировать ум учеников. При этом специально «забыто» то, что испаряется тоже только чистая вода, что способствует увеличению солености водоемов.)

6).Практичность теории.

Формула: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

Пример. Химия.

Вход в тему «Испарение жидкости». Прохладительные напитки всегда должны быть холодными. Хорошо, если рядом холодильник…. А если в походе? Да еще в пустыне? Фирма «Фил Канн Индастри» (США) разработала самоохлаждающиеся банки для прохладительных напитков. В банку вмонтирован отсек с легкокипящей жидкостью. Если в жаркий день раздавить капсулу, жидкость начнет бурно кипеть, отнимая тепло у содержимого банки. За 90 секунд температура напитка понижается на 20-25 градусов.
7).Пресс- конференция

Формула: учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.

Попутно или в конце урока обсудите с ребятами, насколько удачными были их вопросы и полностью ли раскрыта тема. Противопоказано только одно- ругать за неудачный вопрос.

Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его.

Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного.

Расширяющие вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение усложнение знания.

Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.



Пример:

Я рассказываю учащимся о терморегуляции животных.

«Африканский слон имеет огромные уши. Удивительная величина их не случайна: это своеобразный холодильник животного. Уши слона пронизаны густой сетью кровеносных сосудов. Горячая кровь отдает свое тепло воздуху и возвращается в тело слона на несколько градусов холоднее. Чтобы увеличить поток отходящего от ушей воздуха, слон ими все время отмахивается….»

Репродуктивные вопросы: Зачем африканскому слону большие уши?

Почему слон все время машет ушами? Почему уши слона пронизаны большим количеством кровеносных сосудов?

Расширяющие вопросы: Какова площадь ушей слона? На сколько градусов остывает кровь в ушах? Какова нормальная температура крови слона?

Развивающие вопросы: У каких еще животных температура регулируется с помощью ушей? Каких другие способы остывания есть у животных? Почему бы слону просто не сидеть в воде, пока жарко? Что делает с ушами слон, когда ему холодно?
Повторение пройденного на уроке

Самый непродуктивный, утомительный и – увы! – распространенный способ повторения - традиционно- репродуктивный. Когда высшей учебной доблестью становится дословное повторение вслед за учителем или книгой.

Я буду говорить о другом повторении - активном и развивающем. Главный принцип такого повторения – переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученного знания.

1) Своя опора



Формула: ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.

Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене).

Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.

Вариант: ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по опорному конспекту соседа. (Можно переименовать опорные конспекты в шпаргалки. И провести урок « Виды шпаргалок и приемы их составления», а под этим «соусом» рассказать, как использовать опорные конспекты.)


2) Повторяем с контролем

Формула: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.

Затем одни ученики задают свои вопросы, другие по вызову учителя или спрашивающего одноклассника на них отвечают. Постепенно приучайте учеников к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала учебный материал.

Вариант: ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.

3) Повторяем с расширением.



Формула: ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.

При этом совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал! Пусть некоторые из них (или даже все они) останутся как открытые проблемы данной темы.

4) Свои примеры

Формула: ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.

Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др.



Пример: География

Тема урока: « Экологические проблемы». Класс разбит на три группы. Ученики каждой группы получают свое задание:

А) Перечислите экологические проблемы нашего села.

Б) Предложите идеи, как сделать село экологически более чистым.

В) Перечислите известные вам экологические проблемы, о которых мы не говорили на этом уроке.
Повторение изученных ранее тем

Любой опытный преподаватель знает: глубокое усвоение материала требует неоднократного возвращения к нему и рассмотрение и рассмотрения в разных связках и контекстах.

Приемы повторения тем частично совпадают с приемами повторения на уроках. Но есть и некоторая специфика.

1) Своя опора



Формула: ученик составляет авторский опорный конспект всей ранее изученной темы.

Часто это имеет смысл делать на листе большого формата.

Не обязательно всем классом повторять таким образом одну тему. Пусть, например, половина учеников повторяет одну тему, а половина – другую, после чего они попарно раскрывают друг другу свои опоры.

Или такая форма работы: несколько учеников развешивают свои авторские опоры- плакаты на стене, остальные собираются в малые группы и обсуждают их.

В качестве педприема можно предложить ученикам создать « универсальную шпаргалку» по данной теме.

2) Повторяем с контролем



Формула: ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме.

Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков и т.п.



3) Повторяем с расширением

Формула: ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяет дополнить знания по всей ранее изученной теме.

На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем не обязательно на все.
скачать файл



Смотрите также:
1. Привлекательная цель
83.09kb.
«Веселый девичник» шоу-программа ко дню 8 Марта
66.53kb.
Смык Александр Юрьевич Цель
45.16kb.
Тема: Домашняя ферма Цель
59.27kb.
«Любознайка. Сказочный калейдоскоп» Цель
55.13kb.
Тема: «О самом сокровенном. Репродуктивное здоровье девушки». Цель
77.85kb.
Тема: Вместе с Президентом за сильный Казахстан! Цель
59.25kb.
Урок по чтению в 1 классе. Тема: А. Аким «мама», Э. Успенский «Всё в порядке» Цель
75.06kb.
Сценарий праздника «Посиделки» Цель
57.93kb.
Мировоззрение: единство с миром и противостояние ему Цель
66.16kb.
1. Цель и задачи дисциплины
146.86kb.
Анализ Методической работы с педагогами – психологами за 2009-2010 учебный год Цель
64.08kb.