takya.ru страница 1
скачать файл
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет истории

История искусства и литературы
для направления 030600.62 «История»

подготовки бакалавра

Автор программы:
Вдовин Алексей Владимирович, PhD, доцент, avdovin@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой

Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель

Утверждена УС факультета «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________

Москва, 2013



1 Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», изучающих дисциплину «История искусства и литературы».
Программа разработана в соответствии с:

подготовки 030600.62 «История»

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 «История», утвержденном в 2013 г.

2 Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «История искусства и литературы» является формирование у студентов представлений об истории и теории литературы во взаимосвязи с социальной историей (в том числе историей культуры), а также о специфике литературных памятников как исторических источников.



3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



знать основы традиционной риторической и филологической терминологии и основные тексты европейского классического канона; иметь общее представление о различных концепциях периодизации истории словесности и традиционно определяемых чертах т.н. «больших стилей»;

уметь искать качественные источники и научную литературу по истории вопроса как в книгах, так и в электронных базах, иметь общее представление о поиске в библиотеках и архивах;

овладеть первичными навыками анализа художественного произведения, а также критического чтения и реферирования филологических текстов.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность работать с информацией из различных типов и видов источников


ИК-7

Студент имеет представления о литературном произведении как историческом источнике, специфике отражения социальной истории в художественной литературе, умеет применять полученные знания в своей исследовательской деятельности

Интерактивные лекции

Дискуссии на семинарских занятиях

Подготовка эссе (домашняя письменная работа)


Способность ориентироваться в культурно-историческом наследии прошлого

СЛК-1

Студент знает различные концепции периодизации истории отечественной и зарубежной словесности, имеет представление о понятии «большого стиля» и жанра в литературе, классических текстах мировой литературы, взаимосвязи истории общества и истории литературы

Интерактивные лекции

Дискуссии на семинарских занятиях




Способность понимать, критически анализировать и использовать историческую

информацию



ПК-6

Студент владеет основами филологической терминологии,

навыками критического анализа и реферирования художественного произведения как исторического источника



Самостоятельная работа (подготовка к семинарам, подготовка контрольной работы)

Способность к работе в архивах, музеях и, библиотеках, владение навыками поиска

необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах



ПК-11

Студент имеет представление о различных способах поиска информации, особенностях работы с электронными каталогами и базами данных, сетевыми ресурсами


Самостоятельная работа (подготовка к семинарам, подготовка контрольной работы и эссе)


4 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Курс «История искусства и литературы» относится к базовой части цикла «История идей и история культуры» учебного плана подготовки бакалавров по направлению 030600.62 «История».

Изучение курса базируется на следующих дисциплинах: иностранный язык, антиковедение, ведение в историю человечества, специальные исторические дисциплины, общая и историческая география. Основные положения и навыки, полученные в результате освоения истории искусства и литературы, могут быть использованы в дальнейшем при изучении истории правовых и политических учений, философии истории, истории Европы, истории России.


5 Тематический план учебной дисциплины







Темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары




1

Введение. Понятие литературы как вида искусства. Жанр «истории литературы» как историко-культурный феномен.

14

4

2

8

2

Ключевые проблемы и тексты античной литературы

22

6

6

10


3

Ключевые проблемы и тексты литературы средневековой Европы

12

2

2

8

4.

Ключевые проблемы и тексты литературы Ренессанса

18

4

4

10

5.

Ключевые проблемы и тексты литератур эпохи «классицизма»: придворное общество

12

2

2

8


6

Ключевые проблемы и тексты литератур эпохи Просвещения: протестантский роман

12

2

2

8

7.

Складывание представлений о классике и литературном каноне в Европе конца 18- нач. 19 века. Механизмы формирования национальных литературных канонов.

12

2

2

8


8

Ключевые проблемы и тексты европейских литератур эпохи романтизма

18

4

4

10

9

Ключевые проблемы и тексты литературы эпохи «реализма»

22

6

6

10

10

Ключевые тексты литературы модернизма

10




2

8

11

Ключевые тексты литературы постмодернизма

10




2

8

Итого




162

32

34

96



6 Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4




Текущий


Контрольная работа







*




Письменная работа (60 минут)

Эссе










*

Домашняя письменная работа

10-20 тыс. знаков



Итоговый

Экзамен










*

Устный экзамен

Помимо указанных форм текущего контроля, на многих семинарских занятиях предусмотрены блиц-контрольные (5-8-минутные) работы в форме письменных тестов, проверяющих знание классических текстов.



7 Содержание дисциплины
Курс строится как последовательное обсуждение наиболее дискуссионных проблем истории европейских литератур на протяжении всех периодов их развития – от античности до середины XX в. На лекциях речь идет о «трендах» каждой из эпох, а на семинаре эти тренды иллюстрируются на примере ключевого текста, который входит в так называемый «западный канон» - исторически сложившийся список текстов, именуемый «классикой». Само это понятие нуждается в рефлексии, чему посвящена отдельная лекция, на которой студенты знакомятся с самыми последними теориями literary canon formation.

В течение курса имеющиеся у аудитории базовые представления об устройстве и техниках интерпретации литературных текстов проверяются и уточняются. На семинарских занятиях в качестве иллюстративного материала выступают некоторые из важнейших текстов, образующих европейский классический канон (от Библии до романа XIX в.).


Раздел 1. Введение. Понятие литературы как вида искусства. Жанр «истории литературы» как историко-культурный феномен. (лекция – 4 часа, семинаров – 2 часа)
Лекция 1: Введение. Понятие литературы как вида искусства. Чем художественный текст отличается от нехудожественного? Понятие «литературность» и ее типы.

Лекция 2: Литература vs. Не-литература. «История литературы» как исторический феномен. Появление, расцвет и упадок «историй литературы».


Семинар 1: Возникновение теории литературы как науки. Ключевые понятия при разборе текстов. Род, жанр, система тропов (метафора / метонимия, эпитет), мотив, сюжет, повествование, точка зрения. Основные поэтические термины (система стихосложения, метр, ритм, семантический ореол). Базовые термины в драматургии. Навыки интернет-эвристики.
Раздел 2. Ключевые проблемы и тексты античной литературы (лекции – 6 часов, семинаров – 6 часов)
Лекция 3: А был ли Гомер? Oral theory Пэрри-Лорда и дебаты вокруг нее. Бытование эпоса на протяжении веков (VII в до н.э. - XX вв.). Национализация и переписывание эпосов в новое время («германская мифология», эстонский “Kalevipoeg”, советские «новины»)
Семинар 2: «Поэтика» Аристотеля как ключевой текст европейской культуры. (80 стр.)
Вопросы для обсуждения

  1. Текстология, история переводов и изучения «Поэтики» Аристотеля.

  2. Контекст создания: полемика с концепцией Платона. Выявите, с какими положениями «Государства» Платона (роль поэта и поэзии в государстве) полемизирует Аристотель.

  3. Содержание «Поэтики». Основные понятия и категории (трагедия, мимесис, катарсис, ошибка и др.) их различные интерпретации (Лосев, Миллер, Рабинович и др.). Причины поляризации толкований. Различие поэзии и истории.

  4. *Значение трактата в истории европейской культуры и литературы.


Источники:

  1. Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений в 3-х тт.
    Т.3 (1). М., 1971 г. (http://philosophy.ru/library/plato/01/0.html )

    1. Из книги 2: [Два вида словесности: истинный и ложный. Роль мифов в воспитании стражей].

    2. Из Книги 3: [Способы выражения, или стили поэтического искусства].

    3. Из книги 10: [Еще раз о месте поэзии в идеальном государстве]; [Искусство как подражание подражанию идее (эйдосу)]; [Критика эпоса и трагедии]; [Поэт творит призраки, а не подлинное бытие]; [Подражательная поэзия портит нравы и подлежит изгнанию из государства]

  2. Поэтика / Пер. М. Л. Гаспарова // Аристотель. Сочинения: В 4-х т.  М.: Мысль, 1983.  Т. 4. Или перевод Аппельрота: http://philologos.narod.ru/classics/aristotel_poe.htm


Исследования:

Обязательные:

  1. Миллер Т. А. Основные этапы изучения «Поэтики» Аристотеля // Аристотель и античная литература. М.. 1978. С. 5—24. (либо в библиотеке, либо тут: http://www.twirpx.com/file/340961/ )

  2. Миллер Т.А. Поэтика Аристотеля [разделы 1-3] // Аристотель и античная литература. М.. 1978. С. 65-89.

  3. Лосев А.Ф. Часть 1. Основные проблемы эстетики Аристотеля. Раздел «Эстетические категории»: § 4. Доструктурные категории (очищение в эстетическом смысле) // История античной эстетики. М., 1975. Т. 4. (http://www.odinblago.ru/filosofiya/losev/aflosev_istoriya_antichn/4_dostrukturnie_kategor/ )

  4. Лосев А.Ф. Часть 3. Учение Аристотеля об искусстве. Раздел «Поэзия» // История античной эстетики. М., 1975. Т. 4:

    1. § 3. Композиция «Поэтики». http://www.odinblago.ru/filosofiya/losev/aflosev_istoriya_antichn/3_kompoziciya_poetiki/

    2. § 5. Общая характеристика «Поэтики» (http://www.odinblago.ru/filosofiya/losev/aflosev_istoriya_antichn/5_obshaya_kharakteristika_/ )

  5. Рабинович Е.Г. «Безвредная радость»: О трагическом катарсисе у Аристотеля // Mathesis. Из истории античной науки и философии. М., 1991. С. 103-113. http://www.sno.pro1.ru/lib/mathesis/index.htm


Дополнительные


  1. Брагинская Н.В. Из комментария к «Поэтике» Аристотеля»: мимесис и др. // Mathesis. Из истории античной науки и философии. М., 1991. С. 85-102. http://www.sno.pro1.ru/lib/mathesis/index.htm

Компаньон А. Денатурализация мимесиса // Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл / Пер. с фран. С. Зенкина. М.: Изд-во Сабашниковых, 2001. С. 120-124. http://www.fedy-diary.ru/html/072009/demon.html



Лекция 4: «Рождение трагедии из духа музыки»: возникновение жанра в Древней Греции. Судьба жанра в европейской литературе (рецепция в классицизме, роль Ф. Ницше, Серебряный век, экзистенциалисты)
Семинар 3: «Эдипов комплекс» всемирной литературы. Трагедия Софокла «Царь Эдип»: поэтика и интерпретация. (40 стр.)
Вопросы для обсуждения:

  1. История текста трагедии.

  2. Специфика структуры. Из каких разделов состоит трагедия? Сохранились ли они в современной драматургии и почему?

  3. Сюжет и коллизия.

    1. Какой миф лежит в основе сюжета? Трансформирован ли он у Софокла?

    2. Определите завязку, кульминацию и развязку. Как отражаются в сюжете «Эдипа» термины Аристотеля «перипетия», «узнавание», «ошибка», «страдание и страх», «катарсис»?

    3. В чем состоит преступление и вина Эдипа исходя из событий трагедии?

    4. Почему самые страшные и кровавые события происходят ЗА сценой?

  4. Символика сюжета и мировоззрение греков:

    1. Каковы отношения Эдипа с богами на протяжении действия? Каковы отношения Хора с богами?

    2. Как соотносится между собой власть Эдипа и ситуация инцеста? (версия С. Аверинцева)

    3. Как можно трактовать финал трагедии – самоослепление Эдипа? Как раскрывается в трагедии мотив слепоты / зрячести? Каков символический смысл ослепления?

  5. Почему, с точки зрения З. Фрейда, трагедия актуальна и поныне и заставляет зрителя сопереживать Эдипу?


Текст:

  1. Софокл. Царь Эдип [40 стр.]. Перевод Ф.Ф. Зелинского, под. Ред. М.Л. Гаспарова) // Софокл. Драмы. М.: Наука, 1990. (Серия «Литературные памятники») http://www.lib.ru/POEEAST/SOFOKL/sofokl3_1.txt ) + обязательно текстологические комментарии там же.

Исследования:

  1.  АВЕРИНЦЕВ С.С. К ИСТОЛКОВАНИЮ СИМВОЛИКИ МИФА О ЭДИПЕ // Античность и современность. М., 1972. С. 90-102. http://ec-dejavu.ru/m/Mif_o_Edipe.html

  2. Боннар Андре. Софокл и Эдип – ответ Року (главки I-II) // Боннар А. Греческая цивилизация: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Bonn2/04.php

  3. Фрейд З. Толкование сновидений. V. Материал и источники сновидений. Б). Сновидения о смерти близких людей (трактовка трагедии Софокла) http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Freid/_TolkSnov_08.php


Лекция 5: Статус литературы в древнем Риме. Литература как идеология: «Энеида» Вергилия как ключевой текст римской цивилизации.
Семинар 4: Понятие литературного топоса и «вечной темы»: анализ XXX оды Горация «Exegi monumentum…” и ее русских реплик (Державин, Пушкин, Ахматова «Ржавеет золото…»).
Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое «топос» в литературе и как он функционирует? (приведите примеры).

  2. Каково место оды Горация в композиции его книги? Каков у Горация смысл прославления своей поэзии? На каких греческих и римских поэтов опирается Гораций?

  3. Насколько точным является перевод оды Горация Державиным? Какие мотивы и идеи появляются в русском стихотворении? Что чему противопоставляется у Державина? Каковы отношения образа поэта с Богом, с народом и с монархом?

  4. Пушкинская версия темы Exegi monumentum…

    1. История создания стихотворения (по М.П. Алексееву). Что Пушкин знал о тексте Горация?

    2. Покажите, как Пушкин отталкивается от текста Державина. В чем Пушкин наследует Державину, а в чем – далеко уходит от него и даже полемизирует.

    3. Что чему противопоставлено в пушкинском тексте? Что значит «Александрийский столп»? Александрия?

    4. Какова семантика эпитета «нерукотворный»?.

    5. Что значит «не зарастет народная тропа»?

    6. Что означает выражение «милость к павшим»?

    7. Что Пушкин противопоставляет святости имперской власти?

    8. В чем заключается новаторское для русской традиции решение темы памятника у Пушкина?

Обязательные тексты:




  1. Гораций. Ода XXX. Exegi monumentum… ; http://la.wikisource.org/wiki/Carmina_(Horatius)/Liber_III/Carmen_XXX (на всякий случай оригинал)

  2. Гораций. Ода XXX. Рус. перевод С. Шервинского с комментарием: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/pustovit-istoriya-kultury/goracij-melpomene.htm

  3. Г. Державин «Памятник»: http://rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/069.htm ; комментарий - http://rvb.ru/18vek/derzhavin/02comm/069.htm

  4. Пушкин «Я памятник себе воздвиг…»: текст с черновыми вариантами: http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AF_%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D1%81%D0%B5%D0%B1%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3_%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_(%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD)

  5. Полный свод переводов 30-й оды Горация (для ознакомления) : http://www.horatius.ru/index.xps?2.3.330.1

  6. Ахматова А.А. Кого когда-то называли люди… http://soulibre.ru/%D0%9A%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0-%D1%82%D0%BE_%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8_%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8_(%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D0%90%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0)


Исследовательская литература:

  1. О понятии «топос» в литературоведении:

    1. http://wiki.kspu.karelia.ru/index.php/%D0%A2%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%81

    2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE

  2. Морева-Вулих Н. В. Ода 30 Горация // Морева-Вулих Н.В. Римский классицизм: творчество Вергилия, лирика Горация. СПб., Изд-во Гуманитарное Агентство «Академический Проект», 2000. Стр. 262—267. http://www.horatius.ru/index.xps?13.1.32

  3. Алексеев М. П. Пушкин и мировая литература. Л., 1987. С. 9-11 (История текста стихотворения Пушкина «Я памятник…»). Книга доступна тут: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10358 (в алфавитном списке: Алексеев М.П.)

  4. Проскурин О.А. Империя и свобода: Памятник // Проскурин. О.А. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. М.: Новое литературное обозрение, 1999. С. 275-300. http://ruthenia.ru/document/547033.html#5.4



Раздел 3. Ключевые проблемы и тексты литературы средневековой Европы (лекции – 2 часа; семинары – 2 часа).
Лекция 6: Статус литературы в «Средние века». Возрождение института авторства (Данте). Петрарка и статус первого поэта. «Декамерон» Боккаччо и начало Возрождения.
Семинар 5: «Божественная комедия» Данте («Ад»): специфика картины мира и художественного пространства. (100 стр.).
Вопросы для обсуждения:


  1. История создания «Божественной комедии». Биографический контекст; Данте и Флоренция; другие сочинения Данте.

  2. Жанр БК: почему произведение называется «комедия»? Структура и композиция Комедии в целом: принцип симметрии и его реализация. В чем заключается магистральный сюжет всех трех кантик? Особенности стиха поэмы.

  3. Дантовский ад: словесная визуализация загробного мира:

    1. Данте и традиция изображения Страшного суда (фрески Джотто; учения отцов церкви, Августин и другие; средневековые видения и аллегории)

    2. Новации Данте в изображении загробного мира

    3. Классификация грехов, ее источники и специфика у Данте (принцип contrapasso; 3 типа греха

    4. структура и «население» 9 кругов ада; Известные люди и их биографии (Фарината, Франческа да Римини, Брунетто Латини; Улисс, граф Уголино, Иуда, Брут, Кассий и другие.

    5. По какому принципу помещены грешники в дантовском аду?

  4. Кто и почему является проводником Данте по загробному миру?

  5. Зачем Данте понадобилось описывать страдания в загробном мире, и почему он попал в него? В чем заключается аллегорический смысл поэмы (об аллегории – статья Холландера).


Визуальные контексты:


  1. Рисунки Сандро Ботичелли к «Аду»: http://www.umanista.net/ru/botticelli2.html

  2. Джотто. Страшный суд: фрески капеллы Скровеньи в Падуе (1303-1305): http://av-seliverstov.livejournal.com/206677.html


Обязательная литература:


  1. История создания, история рукописей и первой публикации Комедии http://en.wikipedia.org/wiki/Divine_Comedy (Eng).

  2. Структура и «население» дантовского ада: подробная схема на википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4_(%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F)
  3. Hollander R. Allegory in Dante http://etcweb.princeton.edu/dante/pdp/allegory.html

  4. Barolini T. Hell // The Dante Encyclopedia. Routledge: London and NY, 2010.


  5. Лотман Ю. Путешествие Улисса в «Божественной комедии» Данте // Лотман Ю.М. Семиосфера. Внутри мыслящих миров. СПб.: 2000: http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman_semiosphera.htm#_Toc17488789

  6. Андреев М.Л. Данте [раздел 7 – Божественная комедия] // История литературы Италии 2000. С. 351-366.



Раздел 4. Ключевые проблемы и тексты литературы Ренессанса (лекции – 4 часов; семинары – 4 часов).

Лекция 7. Складывание новой литературной системы в эпоху Ренессанса: рождение современного романа («Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле и «Дон-Кихот» Сервантеса).
Семинар 6: «Гамлет» Шекспира: Спектр интерпретаций (130 стр).
Вопросы для обсуждения


  1. Текстология и история переводов на русский язык:

    1. Каковы источники текста драмы? В чем особенность каждого и какова традиция их использования при установлении дефинитивного текста «Гамлета»?

    2. Как оценивается точность и адекватность русских переводов? (Переводы 19 в., перевод М. Лозинского, Б. Пастернака)

  2. Каковы сюжетные источники драмы? Откуда Шекспир взял сюжет о датском принце?

  3. Проанализируйте композицию драмы: определите ее завязку, кульминацию и развязку.

  4. Как менялась трактовка заглавного образа Гамлета от 17 века к 20-му? (основные вехи интерпретации).

  5. «Туманность», двусмысленность, многоплановость пьесы – преднамеренный умысел автора или следствие некачественного исполнения своей работы?

  6. Неоднозначные и наиболее дискуссионные места / коллизии в тексте:

    1. Вопрос о сумасшествии Гамлета. Что каждый из героев думает на сей счет? (докажите цитатами или пересказом) Что говорит о себе сам Гамлет? (цитаты).

    2. Проследите мотив вероломного убийства на протяжении всей пьесы. Какие эпизоды, цитаты, отсылки подсвечивает основной сюжет?

    3. Проследите, как реализуется мотивный комплекс «гниения / распада» от 1 акта к 5-му? Кто из героев чаще всего размышляет об этом и почему?

    4. Зачем автору понадобился спектакль внутри спектакля («Убийство Гонзаго»)?

    5. Почему Гамлет не убивает Клавдия в самый подходящий для этого момент? И при этом так легко убивает Полония в следующей сцене?

    6. Какую роль играет в развитии сюжета Фортинбрас?

    7. Лаэрт и Гамлет: что общего в их характере и в чем различие?

    8. Гамлет и Офелия: развитие отношений. Объясните реакцию Гамлета на похоронах Офелии.

    9. Гамлет и Гертруда: эволюция отношений.

    10. Как узнать, сколько точно лет Гамлету? (этот и другие зашифрованные в тексте детали).

    11. Откуда в 5 акте у Гамлета берется такая решимость и отвага? В чем она проявляется?

    12. Каков смысл предсмертных слов Гамлета Горацио? Какова роль Горацио в развитии сюжета?

  7. Каковы основные интерпретации образа «Гамлета» в современном литературоведении?

  8. Как основные идейные тренды и контексты конца 16-нач. 17 в. отражаются в пьесе? (протестантизм, проблема безумия, рационализм и рост рефлексивности и субъективизма; героика; культ античности).



Источник текста:


  1. Шекспир. Гамлет [130 стр.]: В поисках подлинника. / Перевод, подготовка текста оригинала, комментарии и вводная статья И.В.Пешкова. Перевод под ред. Г.Н.Шелогуровой. М.: Лабиринт, 2003. http://lib.ru/SHAKESPEARE/shks_hamlet16.txt


Обязательная справочная и научная литература:


  1. Источники «Гамлета»: http://en.wikipedia.org/wiki/Sources_of_Hamlet (Eng)

  2. Пешков И.В. В поисках подлинника: вступительная статья к новому перводу «Гамлета» // http://lib.ru/SHAKESPEARE/shks_hamlet16.txt

  3. Справочная статья в википедии, где обзорно представлена основная актуальная информация о драме: http://en.wikipedia.org/wiki/Hamlet (Eng)

  4. Основные направления интерпретации образа Гамлета: http://en.wikipedia.org/wiki/Critical_approaches_to_Hamlet (Eng)

  5. **** (доп. книга) Cantor, Paul. 1989. Hamlet. UK: Cambridge University Press, 2004. P. 1-70. ( можно читать не все, а главки по выбору).

  6. ***Roland Frye, The Renaissance Hamlet: Issues and Responses in 1600. Princeton: Princeton UP, 1984.


Лекция 8: Существовал ли Шекспир на самом деле? Шекспировский канон и шекспировский вопрос.

Раздел 5. Ключевые проблемы и тексты литератур эпохи «классицизма»: придворное общество (лекции – 2 часов; семинары – 2 часов).

Лекция 9: Поэзия при дворе короля: литература и придворное общество в эпоху классицизма XVII-XVIII в. Случай Франции. Поэтика тождества и принцип imitatio как основы эстетики классицизма.
Семинар 8: Поэтика и политика в «Тартюфе» Ж.-Б. Мольера: придворный контекст и секрет репертуарности.
Вопросы для обсуждения

  1. Какова история создания пьесы и придворные обстоятельства (чтение перед Людовиком, запреты, постановка). Как Мольер описывает все эти мытарства в «Предисловиях» к «Тартюфу»?

  2. Какова, согласно предисловию автора, целью комедии вообще и «Тартюфа» в частности?

  3. Что и кто является объектом сатиры в «Тартюфе»? каков социально-политический контекст этой сатиры?

  4. Поэтика комедии:

    1. Определите завязку, кульминацию и развязку

    2. Сколько сюжетных линий в комедии? Как они связаны между собой?

    3. Как реализуется принцип «трех единств»? (единство времени, места и сюжета). Докажите примерами из текста.

    4. В чем заключается конфликт(ы) пьесы?

    5. Образы протагониста и антагониста (ипостаси, характер и соц. положение Тартюфа и Оргона).

    6. Роль второстепенных персонажей (Дорина, Эльмира и Клеант)

    7. Проследите за репликами Клеанта и Эльмиры. Какая позиция в них выражается?

    8. Как интерпретировать неожиданный финал комедии? Как объясняется «вторжение» короля и какой эффект оно производит?

  5. Какими средствами Мольер добивается комического эффекта? (приведите примеры). Обратите внимание на ситуации подслушивания, типаж пронырливой служанки/слуги.

  6. Почему, несмотря на укорененность в политическом контексте, комедия до сих остается одной из самых репертуарных в мире?


Обязательные источники:

  1. Мольер. Тартюф (перевод М. Лозинского). http://www.lib.ru/MOLIER/tartuf2.txt

  2. Мольер. Предисловия к «Тартюфу» (пер. В. Лихачева) . http://az.lib.ru/m/molxer_z/text_0150.shtml

Обязательная научная литература

  1. Calder, Andrew. Le Tartuffe // Calder, A. Moliere. The Theory and Practice of Comedy. The Athlone press, London, 1996. P. 153-179.



Раздел 6. Ключевые проблемы и тексты литератур эпохи Просвещения: протестантский роман (лекции – 2 часа, семинары – 2 часа).
Лекция 10: Литература эпохи Просвещения и сентиментализма. Открытие сферы чувств. Нарративные приемы изображения психологии человека. Роль Ж.-Ж. Руссо в эстетизации психологизма.

Семинар 9: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо как протестантский роман (200 стр.).
Вопросы для обсуждения:


  1. История создания романа и возможные источники сюжета. (статья в англ. википедии: http://en.wikipedia.org/wiki/Robinson_Crusoe )

  2. Обратите внимание на полное название книги (англ). На какие размышления о жанре книги оно наводит?

  3. Как построено повествование в романе? Какие приемы используется Дефо? В форме чего ведется рассказ об «островных» годах жизни Робинсона? Почему?

  4. Идеология романа Дефо и ее основные темы:

    1. Тема труда и ее интерпретация:

      1. Что советует отец герою? Какая идеология и философия стоит за советами отца?

      2. Как раскрывается тема труда в плену у корсаров, в Бразилии и на острове? Какие стадии развития труда, производства и потребления проходит на острове Крузо?

      3. В чем состоит аллегорический смысл трудового пути Робинзона?

    2. Тема религии и ее интерпретация:

      1. Что происходит с верой Робинсона до попадания на остров и после? Что становится причиной приобщения к Богу? Как постепенно Робинсон приходит к вере? Через какие состояния религиозного сознания проходит герой?

      2. С какими библейскими персонажами герой себя сравнивает? (найдите все параллели).

      3. Какой баланс добра и зла подводит Крузо? Какой становится его моральная и жизненная философия?

      4. Счастлив ли Крузо на острове? Докажите примерами из текста.

      5. Какие знаки судьбы и провиденциальные совпадения замечает Робинсон? (в том числе интерпретируйте 2 сна героя).

      6. Почему по возвращении в Англию герой не отказывается от накопления денег? Как можно интерпретировать такую трудовую этику?

    3. Колониальная тема и ее интерпретация:

      1. Как герой относится к туземцам? Как он размышляет о каннибалах и их привычках?

      2. Как сам себя называет герой на острове, какие статусы и самоназвания он к себе прилагает? (особенно в конце пребывания). Как герой называет построенные им на острове объекты?

      3. Как герой относится к Пятнице. Почему он так его называет? Как он просит Пятницу именовать себя? Как это можно интерпретировать?

      4. Как герой относится к испанцам и их колониальной политике? И как можно охарактеризовать политику самого Робинсона?

  5. Рецепция романа. Подражания и жанр «робинзонады». Почему книга перешла в разряд «детского чтения»? Последствия этого.



Источники текста:


  1. Робинсон Крузо, пер. Корсакова, 1842 г. Часть 1.


http://books.google.ru/books?id=U2AOAAAAQAAJ&printsec=frontcover&dq=%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B7%D0%BE%D0%BD+%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE&hl=ru&sa=X&ei=9iQ-UevYNYGL4ATcloDoBA&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false 
Справочные материалы:


  1. Экономический парадокс Робинсона Крузо: http://ru.eduarea.com/course/edu1a02g/view/05._%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%81%D1%8B_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%81_%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE

  2. Экономика Робинзона Крузо: http://freakonomics.ru/text/Glava29 (для тех, кто разбирается и кому интересно).



Раздел 7. Складывание представлений о классике и литературном каноне в Европе конца 18- нач. 19 века. Механизмы формирования национальных литературных канонов (лекции – 2 часов; семинары – 2 часа).
Лекция 11. Понятие «классика» и «литературный канон». Механизмы и каналы формирования национальных литературных канонов. Школьная программа и ее функции.
Семинар 10: «Бедная Лиза» Карамзина как парадигмальный текст русской прозы (начало сентиментальной психологической повести в России, 20 стр.)
Вопросы для обсуждения:


  1. История создания текста. На каком фоне появилась повесть Карамзина?

  2. Что и как описывается во вступлении? Зачем? Какова функция вступления и его основные мотивы?

  3. Восстановите хронологию событий в повести? Какие детали позволяют датировать события? Прокомментируйте реалии в тексте (С-в монастырь и пр).

  4. В чем специфика сюжета повести?

    1. Какова история семьи Лизы? Каково ее социальное положение и достаток?

    2. Как обрисованы характеры главных героев – Лизы, Эраста и Лизиной матери?

    3. Как развивается любовная линия? (тщательно проследите все стадии). Как подаются рассказчиком разные стадии развития чувства?

    4. Как развивается тема денег?

    5. Почему Лиза топится? Как можно трактовать этот поступок?

  5. Отсылки к философии Просвещения, их функции.

  6. Кто является рассказчиком повести? Как, когда и зачем рассказчик вмешивается в течение событий? Соотнесите начало повести и ее конец. Как следует трактовать финал? Зачем Карамзин вводит фигуру рассказчика?

  7. Рецепция повести. Восприятие в массовом сознании. Какие известнейшие тексты русской литературы отсылают к повести Карамзина? Приведите примеры.


Источник текста:
Карамзин Н.М. Бедная Лиза. http://rvb.ru/18vek/karamzin/2hudlit_/01text/vol1/02stories/02.htm
Исследования (обязательные)


  1. Шёнле А. Между «древней» и «новой» Россией: руины у раннего Карамзина как место modernity // Новое литературное обозрение. 2003. №59. Электр. версия: http://magazines.russ.ru/nlo/2003/59/she.html

  2. Клейн И. Бедная Лиза // Клейн И. Русская литература в XVIII в. М., 2010. С. 382-388..




  1. (доп.) Лотман Ю.М, Об одном читательском восприятии повести Карамзина 18 века: http://www.lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6566



Раздел 8. Ключевые проблемы и тексты европейских литератур эпохи романтизма (лекции – 4 часа, семинары – 4 часа).
Лекция 12. Романтизм как главный эстетический тренд 1790-1830-х гг. и его рецепция в России 1820-30-х годов.
Семинар 11: Трагедия Гете «Фауст» (Ч. 1 – 250 стр.) как ключевой текст, отражающий сознание эпохи “modernity”. Поэтика и интерпретация.
Вопросы для обсуждения:

  1. Какова сложная история создания «Фауста». Основные вехи и варианты текста

  2. Доктор Фауст как прототип героя Гете: в чем отличие сюжета народной книги о Докторе Фаусте от сюжета трагедии Гете? http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%83%D1%81%D1%82,_%D0%98%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD


Проблематика и поэтика Фауста:

  1. Каковы основные сюжетные линии первой части?

  2. Каков конфликт трагедии?

  3. Почему Гете выбрал жанр трагедии? Можно ли назвать Ф. трагедией? Соответствует ли текст нормам трагедии?

  4. В чем смысл «Посвящения»? какие темы он задает?

  5. В чем смысл спора Директора, Поэта и Комика?

  6. Определите завязку конфликта в Прологе на небесах? Сравните ее с библейской книгой Иова. В чем разница? В чем смысл договора между Богом и Мефистофелем?

  7. Каким предстает Фауст в первых сценах первой части? (чем занят, в чем его мучения? Почему ему надоела жизнь? Почему Ф. хочет покончить с жизнью и как? Почему Ф. не делает этого в итоге?)

  8. Если учитывать, что многие сцены трагедии имеют дополнительный, аллегорический смысл, то каков смысл деятельности Фауста и его разговора с Духом земли? С народом?

  9. В чем смысл противопоставления Фауста и Вагнера?

  10. Какой контракт заключают Фауст и Мефистофель? В чем его буквальный и философско-аллегорический смысл?

  11. В чем буквальный и скрытый смысл сцены «Кухня ведьмы»? что видит Фауст в зеркале?

  12. Как развиваются отношения Фауста с Маргариты? Что привлекло Ф. в ней? Каков ее характер и образ?

  13. Почему связь Фауста и Маргариты оканчивается так трагически? Почему Ф., бросив ее, вдруг вспоминает о ней?

  14. Почему Маргарита оказывается «спасена»?


Обязательные источники текста:

  1. Гете И.В. Фауст. Часть 1. [250 стр.] Перевод Н. Холодковского. http://lib.ru/POEZIQ/GETE/faust_holod.txt

  2. комментарии Н. Вильмонта к Посвящению, Прологам и первой части http://www.gete.velchel.ru/index.php?cnt=14&sub=5 (слева на боковой панели – дерево каталога: «посвящение», «первая часть»)

Исследования и вспомогательные материалы:

  1. Сведения о реальном докторе Фаусте и его рецепции в европейской культуре: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%83%D1%81%D1%82,_%D0%98%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD

  2. Brown K. Faust // Cambridge companion to Goethe. P. 84-97.


Лекция 13. Вальтер Скотт как основатель жанра исторического романа и его рецепция в России. Русский исторический роман.
Семинар 12: Проблема репрезентации исторических событий в литературе. «Капитанская дочка» А. Пушкина как социально-политическая утопия (100 стр)

Вопросы для обсуждения

  1. Каковы общие черты всех исторических романов Вальтера Скотта?

  2. Что общего в развитии сюжетов «Роб Роя» и «Капитанской дочки»? Есть ли общее в идейной концепции?

  3. Какова интерпретация центрального конфликта КД в работах Ю.М. Лотмана и Г. Лукача (по статье Долинина)?

  4. Как строится сюжет КД? Что значит принцип «странного сцепления обстоятельств» и как раскрывается в сюжете «провиденциализм»?

  5. Какова этическая концепция КД? Как она раскрывается в сюжете?

  6. В чем заключатся кардинальные отличия Пушкинской концепции истории и места человека в ней от вальтер-скоттовских?

  7. Какое место исторический роман КД занимает в историософии Пушкина 1830-х годов? Как Пушкин работает с фактами в КД и в «Истории пугачевского бунта?»


Обязательные тексты к прочтению


  1. Пушкин А. С. Капитанская дочка // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. Т. 6. Художественная проза. — 1978. — С. 258—370. Текст доступен на портале feb-web: http://www.feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push10/v06/d06-258.htm?cmd=0

  2. Вальтер Скотт. Роб Рой (по кратким содержаниям).


Обязательная исследовательская литература:


  1. Долинин. Вальтер-скоттовский историзм и «Капитанская дочка» // Долинин АА. Пушкин и Англия. М., 2007. С. 237-258.

  2. Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» (1962) // http://www.philology.ru/literature2/lotman-95.htm




Раздел 9. Ключевые проблемы и тексты литературы эпохи «реализма (лекции – 6 часов, семинары – 6).
Лекция 14. Существовал ли на самом деле реализм? История понятия и основные черты поэтики «реалистической» прозы в европейском контексте

Семинар 13. Из чего и как сделана «Шинель» Гоголя? Был ли Гоголь реалистом? (35 стр.).
Вопросы для обсуждения


  1. История создания повести. Сюжетные источники (по комментариям к ПСС)

  2. Как устроено повествование в Шинели? Что такое «сказ»? (по статье Эйхенбаума)

  3. Как трактует генезис повествовательной манеры Гоголя Эйхенбаум?

  4. В чем, по его мнению, смысл «гуманного места»?

  5. Анализ текст повести – по М.Я. Вайскопфу:

    1. Семантика имени Акакий

    2. Обстоятельства рождения героя

    3. Функция и смысл шинели

    4. Ситуация переписывания бумаг

    5. Портной Петрович

    6. Гоголь и Сковорода

    7. Трактовка финала повести (срывание шинели и фантастика)


Источник текста:


  1. Гоголь Н.В. Шинель [40 стр.] http://www.feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps3/ps3-139-.htm

Обязательные исследования:


  1. Историко-литературный комментарий к повести в Полном собрании соч.: (по желанию) http://www.feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps3/ps3-633-.htm?cmd=0&hash=%D8%C8%CD%C5%CB%DC

  2. Эйхенбаум Б.М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Поэтика. – Пг., 1919. – С. 151-165. http://philologos.narod.ru/eichenbaum/eichen_shinel.htm

  3. Вайскопф М.Я.Облачение в слово (глава 7) // Вайскопф М.Я. Сюжет Гоголя. М., 2002. С. 408- 489. Нужные страницы: (желающие могут прочесть главу целиком)

    1. С. 408-411

    2. 427-434

    3. 455-459

    4. 461-468.

    5. 471-482.

    6. 487-489.


Лекция 15: «Новый гений явился»: прижизненная репутация и посмертная слава Ф.М. Достоевского в России (1845-1900-е)
Семинар 14: «Записки из подполья» Ф. Достоевского: полемика, философия, поэтика (100 стр.)
Вопросы для обсуждения:


  1. Импульсы создания повести в культурном контексте 1850-60-х годов.

  2. В какой форме написана повесть? Кто ведет повествование? В чем заключается сюжет? Как он построен? В чем смысл разделения на 2 части?

  3. Как устроена первая часть?

    1. Какова биография героя? Как герой именуется в тексте повести?

    2. В какой ситуации находится герой в момент повествования? Что его мучает?

    3. Кому или чему уподобляет себя герой? Как вы истолкуете ключевую метафору повести – «подполье»?

    4. С кем и с какими идеями спорит герой повести? Зачем он все время говорит об арифметике, «разумности», «выгоде»? и что он хочет сказать?

    5. Что, на самом деле, движет всеми людьми, по мнению героя?

    6. Как устроен человек на глубинном уровне, согласно герою?

    7. Почему человек так любит разрушение, хаос, страдание?

    8. Что значит «хрустальный дворец» (как реалия и метафора)?

    9. Как сам герой оценивает свои записки и свою исповедь?

  4. Часть 2:

    1. В чем смысл эпиграфа? Как стихотворение Некрасова «Когда из мрака заблуждения» соотносится с повестью?

    2. Каков сюжет второй части и как он связан с предшествующей русской литературой? (прецеденты)

    3. Какой эксперимент ставит над собой герой в начале второй части?

    4. Зачем герой идет к Симонову, зачем участвует в прощальном ужине Зверкову? Зачем едет, куда едет вся компания после ужина?

    5. Какова биография Лизы?

    6. Каким образом и зачем герой доводит Лизу до истерики?

    7. О каком будущем с Лизой герой мечтает?

    8. Как и зачем герой конфликтует с Аполлоном?

    9. Как герой объясняет Лизе, зачем он говорил ей «сентиментальные вещи»? Что происходит в кульминационный момент их второй встречи? Как его интерпретировать?

    10. Может ли герой любить?

  5. Можно ли вычленить в повести позицию самого Достоевского и какова она?

  6. Как трактует М. Бахтин специфику изображения героя и его идеологии у Достоевского? (монологичный заствший тверды образ vs. диалогическое сознание и слово; блокирование авторского кругозора о герое – герой сам себя сознает и описывает; неопределенное и текучее сознание, не сводимое и невыводимое из социальной характерологии; дурная бесконечность повторения и самоопровержения, слово с лазейкой; герой-идеолог).


Источники:


  1. Достоевский Ф.М. Записки из подполья // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Т.4. Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1989.http://rvb.ru/dostoevski/01text/vol4/24.htm

  2. Некрасов Н.А. Когда из мрака заблуждения… (1846): http://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/013.htm


Обязательная исследовательская литература:


  1. Комментарии к повести в 5 томе полн. собр. соч. (1972). С. 375-386. http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=3460 (pdf. Файл всего тома).

  2. Бахтин М.М. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского

    1. Часть 1. Глава 2. Герой у Достоевского //: http://www.vehi.net/dostoevsky/bahtin/02.html

    2. Часть 2. Глава 2. монологическое слово героя и слово рассказа в повестях Достоевского: http://www.vehi.net/dostoevsky/bahtin/06.html (нужный фрагмент о Записках из подполья начинается во второй половине прокрутки, ближе к концу).

  3. Matich, Olga. Typology of Fallen Women in Russian Literature // American Contributions to the Congress of Slavists. Columbus, Ohio, 1983..



Лекция 16: Лев Толстой. Лабиринт сцеплений: почему погибла Анна Каренина?
Семинар 15: Повесть Л. Толстого «Крейцерова соната»: проблемы брака и повествования (100 стр).
Вопросы для обсуждения


  1. История создания и напечатания повести. Почему она подверглась таким суровым цензурным гонениям? Сколько было редакций и чем они отличаются?

  2. Как устроено повествование в повести? Кто его ведет? Какова роль Позднышева?

  3. Какие точки зрения на брак, семью и роль женщины представлены в вагонном разговоре? Охарактеризуйте их.

  4. Каков взгляд Позднышева на институт брака, роль любви, «половую страсть», общественные конвенции, роль медицины, права женщин и мужчин, проституцию, детей и продолжение рода?

  5. Какова биография героя до и после женитьбы? Какими предстают жена и Трухачевский в описании Позднышева? Каким он сам?

  6. Что привело героя к убийству? Как он сам объясняет причины и как вы объясните их? Здоров ли психически герой?

  7. Система лейтмотивов: звуки, музыка, поезд. Их функции.

  8. Почему повесть называется Крейцерова соната? Какую ошибку Толстой допускает в описании игры жены и Трухачевского? Какое объяснение этому предлагает Б.А. Кац?

  9. Какие еще несоответствия в рассказе Позднышева обнаруживает Кац и на что они указывают?


Обязательные тексты

  1. Толстой Л.Н. Крейцерова соната [65 стр.] // Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22 т. http://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_12/01text/0284.htm

  2. Толстой Л.Н. Послесловие к «Крейцеровой сонате» // Там же: http://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_12/01text/0285.htm

  3. Бетховен. Скрипичная соната № 9 (посв. Крейцеру): http://youtu.be/COGcCBJAC6I

Обязательные исследования:

  1. Кац Б.А. О понятии лейтмотива в литературе и музыке (из наблюдений над «Крейцеровой сонатой» Л. Толстого) // I Эткиндовские чтения. СПб, 2006.

  2. Кац, Б. Кто первым начал "Крейцерову сонату" Бетховена? : К особенностям нарратива в одноименной повести Льва Толстого // Natales grate numeras? : Сб. ст. к 60-летию Г.А. Левинтона. - СПб., 2008. - С. 241-251..



Раздел 10. Ключевые тексты литературы модернизма (семинаров – 2 часа)
Семинар 16: Модернистские тенденции в прозе начала XX века: анатомия и физиология «Легкого дыхания» И.А. Бунина (4 стр.) и его интерпретация в статьях Л. Выготского (20 стр.) и А.К. Жолковского.
Вопросы для обсуждения

  1. О чем и зачем написан этот рассказ? Почему он называется «легкое дыхание»?

  2. В чем заключается концепция Выготского? В чем смысл противопоставления «фабулы» и «сюжета»? Каков, по Выготскому, смысл рассказа?

  3. В чем Жолковский продолжает рассуждения Выготского, а в чем спорит с ним?

  4. Интертектуальный фон рассказа: подумайте, зачем героям даны фамилии Мещерская, Малютин, Шеншин? Какие скрытые цитаты из русской поэзии можно найти в рассказе?

  5. Почему Малютин вспоминает «Фауста» в разговоре с Олей?


Источник текста:

  1. Бунин И.А. Легкое дыхание [4 стр.] http://lib.ru/BUNIN/dyhanie.txt


Обязательные исследования:

  1. Выготский Л.С. Легкое дыхание Бунина // Выготский Л.С. Психология искусства http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Vugotsk/_PsIskus_05.php

  2. Жолковский А.К. Легкое дыхание Бунина – Выготского 70 лет спустя // Жолковский А. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма. М., 1994. С. 130–152. (скачать книгу можно тут: http://elar.usu.ru/handle/10995/60_ или на торрентах ).


Раздел 11. Ключевые тексты литературы постмодернизма (семинаров – 2 часа).
Семинар 17: Игра в классики / с классикой: пьеса Т. Стоппарда «Роценкранц и Гильдернстерн мертвы» как интерпретация «Гамлета» (обсуждение экранизации).
Вопросы для обсуждения (и для перечтения пьесы «Гамлет»):

  1. Найдите соответствие или несоответствие каждого сюжетного эпизода фильма определенному эпизоду в пьесе Шекспира.

  2. Разветвленная лейтмотивная структура фильма:

    1. Проследите, как реализуются мотивы, связанные с темой судьбы (бросание монеты; какие еще?). Что они значат?

    2. Лейтмотив физических открытий (какие?), их функция.

    3. Мотив путаницы имен заглавных героев (понятно ли, кто из них Розенкранц, а кто Гильденстерн?). В чем его смысл?

    4. Как проявляется мотив смерти / предчувствия смерти героев?

    5. Чем на протяжении всего фильма занимаются главные герои и как это интерпретировать?

    6. Какова основная тема бесед двух заглавных героев?

  3. Являются ли Розенкранц и Гильденстерн хозяевами своей судьбы? Делают ли они свой выбор на протяжении пьесы?

  4. В чем в пьесе заключается проблема противопоставления театра и жизни? Как спектакли актеров отражают сюжетную линию «Гамлета» и основную идею пьесы Стоппарда?

  5. Какова роль абсурда в пьесе? Приведите примеры.

  6. Как интерпретировать финальные кадры фильма?


Фильм (на торрентах, например):

http://en.wikipedia.org/wiki/Rosencrantz_%26_Guildenstern_Are_Dead_(film)
Справочная литература:

Сведения о пьесе, ее краткий разбор: http://en.wikipedia.org/wiki/Rosencrantz_and_Guildenstern_Are_Dead (ENG).



8 Образовательные технологии


План и все необходимые материалы курса доступны в системе LMS.

9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1 Тематика заданий текущего контроля



Примерные темы для подготовки эссе:
Требования:

  • текст должен быть написан хорошим научным языком и стилем (или научно-популярным).

  • Обязательны ссылки на источники и научные исследования по теме, а также список использованной (а не «вообще») литературы. Работы без научного аппарата не принимаются.

  • Больше всего будет цениться всесторонний анализ текста.

  • Оформление работы – свободное. Главное – грамотно оформленные сноски и ссылки на источники.



I тип заданий: трансформация исторического факта в художественной литературе
Задание: проанализируйте, как исторические факты трансформируются в выбранном Вами стихотворении. Почему и зачем? Проинтерпретируйте логику поэта и специфику его исторического воображения.
Тексты на выбор (стихотворения):

  1. А.К. Толстой. Василий Шибанов.

  2. А.К. Толстой. Князь Михайло Репнин.

  3. Рылеев К.Ф. Иван Сусанин.

  4. Рылеев К.Ф. Борис Годунов.

  5. Рылеев К.Ф. Волынский.


II тип заданий: история понятий в России
Задание: пользуясь нац. Корпусом русского языка (http://www.ruscorpora.ru/ ) и ресурсами google.books (и любыми иными источниками) проведите собственное микро-исследование циркуляции, контекстов и смысла одного из предложенных понятий (все словоформы и близкие однокоренные слова входят):


  1. семантика и контексты понятия «социализм / социальный» в России 1840-60-х гг. (1840-1860).

  2. Историческая семантика понятий: семантика и контексты понятия «народ / народный» в России 1840-х гг. (1840-1850)

  3. Историческая семантика понятий: семантика и контексты понятия «нация / национальный» в России 1840-х гг. (1840-1860).

9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


(Итоговый контроль, 4 модуль)
На экзамене студентам предлагается 2 задания. Первое заключается в том, что дома каждый готовит ответ на какой-либо вопрос, который остался недораскрытым, недоосвещенным на лекциях (но обязательно упоминался!). В результате устный ответ представляет собой узконаправленную беседу. Второе задание – анализ стихотворения, которое каким-то образом связано с тем материалом, который разбирался на лекциях или семинарах.

10 Порядок формирования оценок по дисциплине

Результирующая оценка по дисциплине «История искусства и литературы» формируется в соответствии с «Положением об организации контроля знаний», утвержденным УС НИУ ВШЭ 29.06.2012 г. (протокол №38).

Учитывается не только степень усвоения проблематики лекций, но и текстуальное знание минимума классических произведений, знакомство с рекомендованной научной литературой, продемонстрированные на семинарах способности к анализу конкретного материала.

Необходимой частью освоения курса и условием допуска к экзамену является выполнение домашней письменной работы на одну из предложенных тем (10-20 тыс. знаков). Темы имеют разный характер, и в зависимости от решения студента работа может иметь библиографический, реферативный (что, однако, потребует от автора индивидуального труда, в т.ч. и аналитической деятельности), так и вполне творческий характер (эссе). В любом случае такая работа предполагает развитие навыков академического письма, самостоятельного поиска научной литературы и библиографической корректности. При обнаружении следов плагиата задание не считается выполненным; в этом случае студенту будет предложено представить новый вариант работы, но не позднее, чем за 2 дня до экзамена.

Экзамен представляет собой устный ответ на два вопроса из заранее сообщенного студентам списка, содержащиеся в традиционном билете; характер вопросов определен тематикой лекций; третье задание, содержащееся в билете, носит практический характер и проверяет знание текстов классических произведений, обсуждавшихся на семинарах.

Активная работа на семинарах положительно влияет на результирующую оценку; в случае неудачного ответа на вопросы билета право на дополнительный вопрос получают студенты, работавшие на семинарах и сдавшие самостоятельную домашнюю работу.

В целях проверки степени самостоятельности работы преподаватель также оставляет за собой право задать связанный с ней вопрос студенту в ходе экзамена.
Таким образом, преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. Оцениваются правильность выполнения предлагаемых на занятии заданий (понимание письменного текста, проверочная работа – блиц-контрольная - на знание текста и т.п.), активность участия в дискуссиях. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов. Оцениваются полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления на занятии-дискуссии. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Оценка за текущий контроль (3-4 модули 2 курса обучения) складывается:
Отекущий = n1·Ок/р + n2·Оэссе

При этом:

n1·= 0,5

n2·= 0,5


Накопленная оценка за 3-4 модули 2 года обучения учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная2 = k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа

При этом:

k1 = 0,4


k2 = 0,3

k3 = 0,3
Онакопленная Итоговая= Опромежуточная 1 + Онакопленная 2


В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине (промежуточная оценка за Ч.1 (1 курс) и итоговая оценка за Ч.2 (2 курс)), которая формируется по следующей формуле:

Орезульт итог = q1·Оитог.контроль(экз.) + q2·Онакопленная Итоговая
q1 = 0,5

q2 = 0,5


Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине – арифметический.

ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовые учебники


Зенкин С.Н. Введение в литературоведение. Теория литературы. М., 2000.


11.2 Основная литература





  1. Художественные тексты для обязательного прочтения в третьем модуле (по мере изучения)

  1. Аристотель. Поэтика [70 стр.]. Платон. Государство (отрывки).

  2. Софокл. Царь Эдип [40 стр.]. Перевод Ф.Ф. Зелинского, под. Ред. М.Л. Гаспарова) // Софокл. Драмы. М.: Наука, 1990. (Серия «Литературные памятники») http://www.lib.ru/POEEAST/SOFOKL/sofokl3_1.txt )

  3. Гораций. Ода XXX. Exegi monumentum… ; Г. Державин «Памятник»; Пушкин «Я памятник себе воздвиг…»; А. Ахматова «Ржавеет золото…».

  4. Петрарка Ф. Сонеты из циклов «На жизнь Мадонны Лауры»; «На смерть Мадонны Лауры» (I. "В собранье песен, верных юной страсти..." Перевод Е. Солоновича; V. " Когда возжаждав отличиться много..." Перевод Е. Витковского; XXXV. "Задумчивый, медлительный, шагаю..." Перевод Ю. Верховского; XVI. "Пустился в путь седой как лунь старик..." Перевод Е. Солоновича; CXXXIV. "Мне мира нет, - и брани не подъемлю..." Перевод Вяч. Иванова; LXI. "Благословен день, месяц, лето, час..." Перевод Вяч. Иванова; «На смерть Лауры» Перевод К. Батюшкова. + 1 канцона CXXVI. "Прохладных волн кристалл..." Перевод Е. Солоновича). http://lib.ru/POEZIQ/PETRRKA/petrarka1_1.txt

  5. Д. Боккаччо. 3 новеллы из «Декамерона» (Новелла о горшке с базиликом; 4ая Новелла 5-го дня: «Риччьярдо Манарди захвачен мессером Лицио да Вальбона у его дочери, на которой женится, помирившись с ее отцом; Новелла о соколе – 9ая новелла 5 дня). http://lib.ru/INOOLD/BOKKACHO/dekameron.txt

  6. Данте Алигьери. Божественная комедия: Ад [100 стр.]. Перевод М.Лозинского. Издание подготовил И.Н.Голенищев-Кутузов. М.: Наука, 1967. (Литературные памятники). http://publ.lib.ru/publib.html (в поиске ввести – Данте).

  7. Шекспир. Сонеты: 18, 66, 73, 90, 102, 116, http://www.stihi-rus.ru/World/Shekspir/ - читать на этом сайте по-английски и сверять с русскими переводами С. Маршака (там же).

  8. Шекспир. Гамлет [130 стр.]: В поисках подлинника. / Перевод, подготовка текста оригинала, комментарии и вводная статья И.В.Пешкова. Перевод под ред. Г.Н.Шелогуровой. М.: Лабиринт, 2003. http://lib.ru/SHAKESPEARE/shks_hamlet16.txt

  9. Ж.Б. Мольер. Тартюф, или Обманщик [90 стр]. http://az.lib.ru/m/molxer_z/text_0150.shtml

  10. Дефо Д. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (т. 1. 250 стр.). http://az.lib.ru/d/defo_d/text_0012.shtml

  11. Карамзин Н.М. Бедная Лиза [20 стр.]: http://rvb.ru/18vek/karamzin/2hudlit_/01text/vol1/02stories/02.htm

  12. Гете И.В. Фауст. Часть 1. [250 стр.] Перевод Н. Холодковского. http://lib.ru/POEZIQ/GETE/faust_holod.txt

  13. Жуковский В.А. Сельское кладбище (элегия); Вечер; Ленора; Светлана; Людмила (баллады).

  14. Пушкин А. Капитанская дочка [100 стр.]: http://www.feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push10/v06/d06-258.htm

  15. Гоголь Н.В. Шинель [40 стр.] http://www.feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps3/ps3-139-.htm

  16. Достоевский Ф.М. Записки из подполья [100 стр.] http://rvb.ru/dostoevski/01text/vol4/24.htm

  17. Толстой Л.Н. Крейцерова соната [65 стр.] // Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22 т. http://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_12/01text/0284.htm

  18. Бунин И.А. Легкое дыхание [4 стр.] http://lib.ru/BUNIN/dyhanie.txt


Дополнительные тексты (не обязательные):

  1. Ф. Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль.

  2. Сервантес. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

  3. Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы [80 стр.]. Пер. с англ. И. Бродского. http://lib.ru/PXESY/STOPPARD/r_g.txt

  4. Пушкин А. Пиковая дама.

  5. Гоголь Н. Портрет.

  6. Достоевский Ф. Двойник; Вечный муж; Записки из Мертвого дома.

  7. Тургенев И. Фауст; Клара Милич.

  8. Толстой Л. Три смерти; Отец Сергий; Хаджи Мурат

  9. Чехов А. Скучная история; Архиерей; Дядя Ваня.


Исследовательская литература

См. списки исследований к каждому семинару



11.3 Дополнительная литература


Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. М.: «Наука», 1986.

История всемирной литературы: В 8 тт. М.: Наука, 1983-1994 (см. также: http://feb-web.ru/feb/ivl/default.asp)

Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. СПб.: «Алетейя», 1997.

Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М.: «Наука», 1990.

Михайлов А.В. Избранное. Историческая поэтика и герменевтика. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2006.
Справочники, словари, энциклопедии

Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966 (см. также: http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/)

Литературная энциклопедия: В 2 тт. М.; Л.: Изд-во Л.Д.Френкель, 1925 (см. также: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/)

Литературная энциклопедия: В 11 тт. М., 1929-39 (см. также: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/)


12 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения занятий по дисциплине используется компьютер с проектором и выходом в интернет (презентации на платформе www.prezi.com. )
скачать файл



Смотрите также:
1. Цели и задачи дисциплины, её место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
202.04kb.
1. цели и задачи освоения дисциплины
291.71kb.
Рабочая программа дисциплины
94.78kb.
Б в история древнего мира (семестр История Античности) общие сведения цели освоения дисциплины
857.48kb.
Философия цели освоения дисциплины
5470.06kb.
Рабочей программы дисциплины Развитие профессионализма менеджера в сфере физической культуры и спорта Цель и задачи освоения учебной дисциплины
159.19kb.
Дисциплины 6719 Культура Японии Цель и задачи дисциплины
43.51kb.
1. Цели и задачи дисциплины: Целями освоения дисциплины является изучение студентами физико-химических свойств пав как основы для их дальнейшего применения, технологии производства пав различного класса и назначения, в т
121.61kb.
2 Цели освоения дисциплины
399.96kb.
Карта компетенций дисциплины
78.56kb.
Карта компетенций дисциплины 100700
83.83kb.
1. Цели освоения дисциплины
194.21kb.