takya.ru страница 1
скачать файл


Приложение

к Указу Губернатора Омской области

от___________________ №_______

КОНЦЕПЦИЯ

развития отношений в сфере труда и занятости населения

Омской области до 2020 года


I. Общие положения
1. Актуальность принятия Концепции развития отношений в сфере труда и занятости населения Омской области до 2020 года (далее – Концепция) обусловлена необходимостью комплексного развития отношений в сфере труда и занятости населения Омской области, которое, в свою очередь, способствует устойчивому социально-экономическому развитию региона и вхождению Омской области в число конкурентоспособных регионов, привлекательных для проживания граждан.

2. Основные принципы Концепции:

1) стратегическая целенаправленность. Политика в сфере труда и занятости населения Омской области должна иметь долгосрочный стратегический характер и четкие целевые ориентиры на развитие;

2) правовая обоснованность и системность. Политика в сфере труда и занятости населения Омской области должна представлять целостную систему, основанную на федеральном и региональном законодательстве, скоординированную с учетом государственной политики в экономической, социальной и образовательной сферах;

3) сочетание социальной свободы, ответственности и гарантий. Политика в сфере труда и занятости населения Омской области должна быть направлена на защиту конституционных прав и свобод человека, запрещение любых форм ограничения свободы человека на труд, содействие развитию личности человека, его инициатив, способностей и профессиональных навыков, обеспечение гармоничного сочетания интересов человека, государства и общества;

4) научность и реалистичность. Политика в сфере труда и занятости населения Омской области должна строиться на современных научных подходах к развитию трудовых ресурсов, максимально ориентироваться на потребности общества в кадрах и предусматривать механизмы их удовлетворения в перспективе.

3. Концепция служит основой для организации работы по решению вопросов, связанных с реализацией государственной политики в сфере труда и занятости населения Омской области. Координация реализации мероприятий Концепции осуществляется Министерством труда и социального развития Омской области (далее – Министерство труда) и Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области (далее – Главное управление занятости).
II. Анализ состояния сферы труда и занятости населения
Омской области
4. Анализ демографической ситуации.

Демографические показатели являются одной из основных характеристик воспроизводства трудовых ресурсов области. Демографические процессы, происходящие в Омской области, в целом отражают общероссийские тенденции сокращения трудового потенциала. Главными из них являются сокращение численности и старение населения, рост демографической нагрузки на трудоспособное население, развитие миграционных процессов. Последнее пятилетие можно охарактеризовать как период снижения численности лиц трудоспособного возраста. В среднем за 2008 – 2012 годы ежегодные потери этой части населения составляют около 18 тыс. человек. По прогнозу на 2013 – 2020 годы, численность населения Омской области в трудоспособном возрасте сократится почти


на 100 тыс. человек (на 8 процентов), численность населения старше трудоспособного возраста увеличится на 80 тыс. человек (на 18 процентов).

Возрос коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население: если по состоянию на 1 января 2008 года на 1 тыс. человек трудоспособного возраста приходилось 304 гражданина старше трудоспособного возраста, то на 1 января 2013 года данное соотношение составляло 379 граждан. По прогнозным оценкам, к 2020 году в Омской области коэффициент демографической нагрузки будет составлять


484 гражданина старше трудоспособного возраста в расчете на 1 тыс. человек трудоспособного возраста.

Негативные демографические тенденции и в дальнейшем будут оказывать влияние на снижение численности трудовых ресурсов региона, а также скажутся на их качественном ухудшении: старении экономически активной части населения.

Таким образом, основные демографические тенденции формирования трудовых ресурсов области свидетельствуют о том, что их воспроизводство сегодня проходит в условиях, когда выбытие населения трудоспособного возраста не компенсируется вхождением в эту возрастную группу молодежи. В этой связи актуальным становится повышение эффективности использования уже сформированного трудового потенциала Омской области, усиливается роль мер сохранения и развития трудовых ресурсов.

В связи с тем что миграционная ситуация (объемы и направления миграционных потоков как в пределах России, так и зарубежных стран) оказывает решающее влияние на динамику численности населения и трудовых ресурсов региона, привлечение в Омскую область граждан из числа соотечественников, проживающих за рубежом (далее – соотечественники), а также жителей иных субъектов Российской Федерации приобретает особую значимость для восполнения населения, рабочей силы и развития трудового потенциала Омской области.

Миграционная ситуация в Омской области характеризуется миграционным оттоком населения. За 2012 год численность жителей Омской области уменьшилась за счет отрицательного сальдо миграции
на 3,1 тыс. человек. Всего за последние 5 лет миграционная убыль населения Омской области составила 7,9 тыс. человек. Преимущественно отток формируется за счет выезда мигрантов из села в город, другие регионы Российской Федерации.

Исходя из прогнозов демографической динамики, в том числе численности населения в трудоспособном возрасте, приоритетная задача в области миграции состоит в сдерживании миграционного оттока населения.

5. Анализ спроса и предложения рабочей силы.

Основные показатели, характеризующие ситуацию на рынке труда Омской области за последнее пятилетие, имеют положительную динамику. Так, в 2012 году по сравнению с 2007 годом:

1) численность занятого населения увеличилась на 14,5 тыс. человек
и составила 976,8 тыс. человек;

2) общая численность безработных граждан снизилась на 11,3 тыс. человек и составила 72,0 тыс. человек;

3) уровень общей безработицы снизился на 1,1 процентного пункта и составил 6,9 процента от численности экономически активного населения. Среди регионов Сибирского федерального округа Омская область по данному показателю улучшила рейтинговую позицию, переместившись
с 6 рейтингового места в 2007 году на 4 рейтинговое место в 2012 году (первое место соответствует наименьшему значению показателя).

Необходимо отметить, что уровень общей безработицы в Омской области за период с 2008 по 2012 годы варьировался от 8,5 процента (максимальное значение) в 2009 году до 6,9 процента (минимальное значение) в 2012 году.

В то же время в Омской области, как и в других субъектах Российской Федерации, сохраняется значительная разница между показателями общей и зарегистрированной безработицы. В 2012 году разрыв между данными показателями составил 5,7 процентных пункта (в 2007 году – 6,4 процентных пункта).

Показатели регистрируемой безработицы в период 2007 – 2012 годов также характеризовались положительной динамикой: численность зарегистрированных безработных в Омской области по состоянию на 1 января 2013 года составила 12,8 тыс. человек (уменьшилась на 10,4 тыс. человек по сравнению с данными на 1 января 2007 года), уровень зарегистрированной безработицы на 1 января 2013 года составил 1,2 процента от численности экономически активного населения (на 1 января 2007 года – 2,3 процента). Коэффициент напряженности на рынке труда Омской области на 1 января 2013 года составил 0,8 человека из числа незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в центрах занятости, в расчете на одну вакансию


(на 1 января 2007 года – 3,0 человека на вакансию).

Однако наряду с положительными тенденциями на рынке труда Омской области сохраняется дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, который обусловлен несоответствием потребностей работодателей в кадрах и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, представленной на рынке труда Омской области, в том числе по уровням профессионального образования работников.

В течение 2012 года в казенные учреждения службы занятости населения Омской области (далее – центры занятости) поступили заявки работодателей, осуществляющих деятельность на территории Омской области (далее – работодатели), на укомплектование более 113,2 тыс. рабочих мест, из которых около 80 процентов – для замещения рабочих профессий. В условиях модернизации экономики Омской области и внедрения новых технологий усиливается дефицит кадров в отдельных отраслях экономики. Потребность работодателей в высококвалифицированных рабочих остается неудовлетворенной. Одновременно на рынке труда Омской области повышается спрос на инженерно-технических работников, специалистов сферы администрирования (менеджеры, товароведы, администраторы, специалисты по делопроизводству, и др.), владеющих навыками, применимыми в реальном секторе экономики и сфере услуг. В то же время среди граждан, состоящих на регистрационном учете в центрах занятости, преобладают лица, имеющие опыт работы по профессиям, не требующим профессионального образования, или длительно не работавшие и потерявшие квалификацию.

В 2012 году численность граждан, обратившихся в центры занятости за содействием в поиске подходящей работы, составила 54,6 тыс. человек, что


на 25,4 процента меньше в сравнении с 2007 годом (73,2 тыс. человек). Каждый третий из числа обратившихся относится к гражданам, испытывающим трудности в поиске работы.

В сравнении с 2007 годом в 2012 году выросла доля обращений граждан пенсионного и предпенсионного (за два года до наступления пенсионного возраста) – с 6,1 процента до 8,1 процента и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, –


с 0,4 процента до 0,5 процента.

Доля инвалидов среди граждан, ищущих работу, остается незначительной и при этом постепенно снижается (с 4,6 процента в 2007 году до 2,5 процента в 2012 году), в том числе в результате увеличения приема инвалидов на квотируемые рабочие места.

Таким образом, основными перспективными направлениями в сфере формирования и развития трудовых ресурсов региона является прежде всего создание условий для роста обеспеченности экономики Омской области квалифицированными кадрами на основе механизмов формирования и развития кадрового потенциала.

6. Анализ ситуации в области оплаты труда.

Основным источником доходов большинства трудоспособного населения области является заработная плата, поэтому ситуация, складывающаяся в сфере оплаты труда, оказывает доминирующее влияние на уровень жизни населения, а следовательно, и на состояние трудовой сферы Омской области.

Среднемесячная заработная плата за последние пять лет в Омской области выросла в 1,6 раза и составила за 2012 год 22003,8 руб. Наблюдается устойчивая тенденция роста уровня оплаты труда в одной из проблемных отраслей – сельском хозяйстве. Заработная плата в этой отрасли выросла с 7137,7 руб. в 2008 году до 12392,7 руб. в 2012 году, или в 1,7 раза.

В посткризисном периоде рост заработной платы в реальном выражении, т.е. скорректированный на индекс потребительских цен (далее – реальная заработная плата), в регионе опережал значение соответствующего показателя в целом по стране. Так, уровень реальной заработной платы по России и в Омской области в 2011 году увеличился на 2,8 и 8,4 процента
(по предварительным данным) соответственно, в 2012 году – на 6,2 и
9,6 процента.

За последние пять лет в Омской области значительно снизился объем просроченной задолженности по выплате заработной платы (с 9,9 млн. руб.


по состоянию на 1 января 2009 года до 6,0 млн. руб. по состоянию
на 1 января 2013 года). По показателю объема просроченной задолженности по заработной плате Омская область среди регионов Сибирского федерального округа занимала по состоянию на 1 января 2013 года
2 рейтинговое место (первое место соответствует наименьшему значению показателя).

Вместе с тем основными проблемами в сфере оплаты труда и обеспечения защиты трудовых прав работников остаются:

1) сохранение высокой межотраслевой дифференциации размеров заработной платы: ее высокий уровень в организациях, осуществляющих добычу полезных ископаемых (45,5 тыс. руб.) и финансовую деятельность (38,0 тыс. руб.), и низкий – в организациях сельского хозяйства
(12,4 тыс. руб.), здравоохранения и в сфере предоставления социальных услуг
(15,4 тыс. руб.); сфере гостиничного и ресторанного бизнеса (15,7 тыс. руб.),
в образовании (17,0 тыс. руб.);

2) отставание уровня заработной платы работников бюджетной сферы


от уровня заработной платы работников внебюджетного сектора экономики;

3) применение непрозрачных схем выплаты заработной платы, несвоевременная и не в полном объеме выплата заработной платы работникам.

7. Анализ состояния условий и охраны труда.

Условия труда как составляющая качества рабочих мест играют важную роль для характеристики ситуации в трудовой сфере Омской области.

В последние годы в сфере охраны труда наметилась тенденция к снижению производственного травматизма. В 2007 году коэффициент частоты производственного травматизма в Омской области составлял 2,8, а в 2012 году – 1,4. В целом показатели производственного травматизма в Омской области ниже показателей по Сибирскому федеральному округу, но выше показателей по Российской Федерации.

Если динамика производственного травматизма имеет тенденцию к стабилизации, то состояние условий труда по-прежнему нельзя считать удовлетворительным. В 2012 году, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, увеличился и составил 26 процента от общего количества работающих, охваченных статистическим наблюдением в отраслях промышленности, строительства, транспорта и связи. В 2011 году этот показатель составлял


24,4 процента. Неудовлетворительное состояние рабочих мест делает их малопривлекательными для работников, в частности, молодежи.

Следствием неудовлетворительных условий труда у работодателей является высокий уровень профессиональной заболеваемости, приводящей к трудовой инвалидности. Показатель первичной инвалидности среди пострадавших вследствие трудового увечья и профессиональных заболеваний из расчета на 10 тыс. человек работающего населения по Омской области в 2011 году вырос на 7 процентов.

Указанная ситуация влечет за собой и целый ряд экономических проблем, связанных с нагрузкой на системы социального и пенсионного страхования. Экономические потери, обусловленные неблагоприятными условиями труда, составляют около 5628,6 млн. руб. (1,5 процента валового регионального продукта). В этой связи необходимо реализовать комплекс мер, направленных на повышение безопасности рабочих мест и снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Таким образом, актуальным механизмом совершенствования отношений в сфере труда и занятости населения Омской области является формирование трудовых ресурсов и эффективного рынка труда, обеспечивающих работодателя рабочей силой необходимой квалификации, а сотрудника – работой, достойной заработной платой и условиями труда, отвечающими требованиям безопасности и гигиены.


III. Цели, задачи и основные направления реализации Концепции
8. Основными целями Концепции являются определение направлений и способов формирования, рационального распределения и эффективного использования трудовых ресурсов Омской области, создание условий эффективной занятости, улучшение уровня жизни населения и сохранение жизни и здоровья населения в процессе их трудовой деятельности.

9. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

1) обеспечение экономики Омской области трудовыми ресурсами на основе формирования, сохранения и развития кадрового потенциала Омской области;

2) реализация прав граждан на защиту от безработицы в Омской области;

3) обеспечение прав граждан в области охраны и оплаты труда.

10. Основными направлениями реализации Концепции являются:

1) обеспечение экономики Омской области кадрами в необходимом количестве и требуемой профессионально-квалификационной структуры;

2) создание условий для привлечения квалифицированных трудовых ресурсов в Омскую область;

3) создание целостной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области, способствующей повышению мотивации молодежи к трудовой деятельности по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда Омской области;

4) содействие занятости населения в Омской области;

5) улучшение условий труда, повышение заработной платы, содействие обеспечению защиты трудовых прав работников;

6) повышение качества рабочих мест на основе управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте, снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний.


IV. Обеспечение экономики Омской области кадрами в необходимом

количестве и требуемой профессионально-квалификационной структуры


Создание эффективной системы наполнения рынка труда Омской области необходимыми кадровыми ресурсами, соответствующими потребностям экономики Омской области, предусматривает формирование прогнозной потребности экономики в квалифицированных кадрах, регулирование направлений подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Омской области, с учетом прогноза потребности рынка труда Омской области, а также изменение содержания профессионального образования и образовательных технологий.

11. Создание Министерством труда во взаимодействии с иными органами исполнительной власти Омской области системы мониторинга, анализа, прогнозирования и управления рынком труда Омской области:

1) проведение на постоянной основе мониторинга рынка труда Омской области;

2) формирование ежегодных балансов трудовых ресурсов Омской области и разработка прогноза его показателей на 3-летнюю перспективу;

3) повышение качества прогноза и анализа потребности экономики Омской области в специалистах и рабочих на среднесрочную и долгосрочную перспективу посредством увеличения охвата работодателей, участвующих в формировании прогнозной потребности в кадрах;

4) проведение на регулярной основе мониторинга текущей и перспективной потребности работодателей в специалистах и рабочих на 5-летнюю перспективу, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем;

5) обеспечение посредством деятельности областной комиссии по кадровой политике согласованных действий органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Омской области, объединений работодателей в решении вопросов формирования и использования трудовых ресурсов, развития кадрового потенциала Омской области;

6) проведение в 2013 – 2020 годах Министерством экономики Омской области во взаимодействии с Министерством труда и отраслевыми органами исполнительной власти Омской области оценки обеспеченности кадрами инвестиционных проектов, планируемых к реализации в Омской области;

7) развитие отраслевого и территориального подходов в управлении кадровым потенциалом Омской области с учетом реализуемых на территории Омской области инвестиционных проектов:

- содействие формированию муниципальных программ занятости населения с учетом мероприятий по развитию кадрового потенциала


на территориях муниципальных районов Омской области,
внесение изменений в распоряжение Министерства труда и Главного управления от 31 мая 2010 года № 261-р/110-р "Об утверждении методических рекомендаций по разработке долгосрочных целевых программ занятости населения муниципальных районов Омской области и программ занятости населения административных округов города Омска" –
до 1 сентября 2013 года;

- разработка до 1 января 2015 года Министерством здравоохранения Омской области, Министерством культуры Омской области, Министерством образования Омской области, Министерством по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, Министерством промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области, Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерством труда, Министерством экономики Омской области отраслевых программ обеспечения кадрами.

12. Повышение эффективности функционирования системы профессионального образования Омской области на основании текущей и перспективной потребности работодателей в специалистах и рабочих:

1) разработка до 1 января 2015 года Министерством образования Омской области (далее – Министерство образования) регионального плана мероприятий по оптимизации сети профессиональных образовательных организаций (далее – план оптимизации). Реализация плана оптимизации


в 2015 – 2018 годах;

2) разработка и реализация Министерством образования Государственной программы Омской области на 2015 – 2018 годы, предусматривающей модернизацию профессионального образования Омской области;

3) создание в 2014 – 2015 годах Министерством образования двух многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда Омской области;

4) распространение в 2013 – 2020 годах Министерством труда на регулярной основе результатов проводимых мониторинговых исследований состояния и тенденций развития трудовых ресурсов, а также перспективной потребности работодателей в специалистах и рабочих:

- направление в Министерство образования и другие заинтересованные органы исполнительной власти Омской области;

- размещение на официальном сайте Министерства труда для информирования работодателей и их объединений, образовательных организаций, иных заинтересованных лиц;

5) использование в 2013 – 2020 годах Министерством образования результатов проводимых Министерством труда мониторинговых исследований состояния и тенденций развития трудовых ресурсов, а также перспективной потребности работодателей в специалистах и рабочих в целях оптимизации направлений подготовки, реализуемых профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, расположенными на территории Омской области;

6) разработка и утверждение в 2013 – 2014 годах Министерством образования во взаимодействии с Министерством труда порядка установления организациям профессионального образования контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований областного бюджета, формирования на их основе государственного задания с учетом потребности Омской области в подготовке работников необходимых профессий (специальностей), уровня безработицы в Омской области, прогноза баланса трудовых ресурсов Омской области;

7) развитие в течение 2013 – 2020 годов Главным организационно-кадровым управлением Омской области во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти Омской области, органами местного самоуправления Омской области целевой контрактной подготовки специалистов высшего и среднего профессионального образования с учетом потребности рынка труда и перспектив развития экономики Омской области:

- формирование областного заказа на целевую подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием за счет средств областного бюджета;

- содействие работодателям в заключении договора на осуществление целевой подготовки специалистов высшего и среднего профессионального образования;

8) формирование до 1 сентября 2014 года Министерством образования во взаимодействии с Министерством труда, Региональным объединением работодателей Омской области "пилотного" проекта, предусматривающего взаимодействие профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования с работодателями в вопросах профессиональной подготовки кадров на основе государственно-частного партнерства в рамках создаваемых отраслевых образовательных кластеров;

9) совершенствование в течение 2013 – 2020 годов Министерством образования во взаимодействии с работодателями и их объединениями содержания образовательных программ, реализуемых профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, расположенными на территории Омской области (внедрение современных образовательных технологий, увеличение практических занятый по отношению к традиционным лекционным курсам),
в том числе посредством:

- включения работодателей в состав учебно-методических объединений профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;

- включения работодателей в состав попечительских советов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;

- проведения работодателями профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования.

13. Содействие в разработке и внедрении работодателями программ развития кадрового потенциала:

1) методическое обеспечение Министерством труда в течение 2013 – 2020 годов разработки работодателями программ развития кадрового потенциала, системы планирования потребности в кадрах на перспективу;

2) реализация Министерством труда во взаимодействии с Региональным объединением работодателей Омской области в 2013 – 2016 годах мероприятий по применению профессиональных стандартов:

- информирование работодателей по вопросам применения профессиональных стандартов;

- проведение для работников кадровых служб работодателей семинаров-практикумов по технологии оценки профессиональной компетентности работников в соответствии с профессиональными стандартами;

3) изучение и распространение в течение 2013 – 2020 годов Министерством труда, Главным управлением занятости передового опыта работы работодателей в сфере развития кадрового потенциала (проведение дней труда, конференций, совещаний, "круглых столов");

4) ежегодное проведение Министерством труда совместно
с Главным управлением занятости областного конкурса "Лучший работодатель года Омской области" в соответствии с Указом Губернатора Омской области "Об областном конкурсе "Лучший работодатель года Омской области";

5) реализация Министерством труда во взаимодействии с иными органами исполнительной власти Омской области, работодателями мероприятий, способствующих повышению престижа рабочих профессий, включая использование возможностей социальной рекламы, проведение областных и территориальных конкурсов профессионального мастерства.


V. Cоздание условий для привлечения квалифицированных трудовых

ресурсов в Омскую область


В условиях сложившегося дефицита трудовых ресурсов организованное привлечение соотечественников, а также жителей иных субъектов Российской Федерации в Омскую область по востребованным в регионе профессиям (специальностям) является одним из источников пополнения трудовых ресурсов и обеспечения экономики Омской области квалифицированными кадрами.

14. Проведение Министерством труда ежеквартального мониторинга миграционной ситуации в Омской области.

15. Реализация на территории Омской области Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября
2012 года № 1289 (далее – Государственная программа переселения соотечественников):

1) формирование до 1 августа 2013 года Министерством труда нормативной правовой базы, регулирующей вопросы реализации Государственной программы переселения соотечественников на территории Омской области;

2) реализация в течение 2013 – 2017 годов Министерством труда во взаимодействии с иными ответственными исполнителями мероприятий, предусмотренных Государственной программой переселения соотечественников на территории Омской области:

- информационное сопровождение реализации Государственной программы переселения соотечественников на территории Омской области:

размещение информации об условиях и особенностях переселения в Омскую область в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на соответствующих информационных ресурсах, в том числе на официальных сайтах органов исполнительной власти Омской области, Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, а также портале автоматизированной информационной системе "Соотечественники";

трансляция информации посредством печатных средств массовой информации, а также телевидения, о положительном опыте реализации Государственной программы переселения соотечественников на территории Омской области;

усиление связей с общественными объединениями соотечественников
за рубежом в целях распространения официального информационного пакета о реализации Государственной программы переселения соотечественников на территории Омской области и совместной организации выездных презентаций и видеопрезентаций Государственной программы переселения соотечественников на территории Омской области;

- разработка до 1 ноября 2013 года инструмента подбора соотечественников с востребованными в Омской области профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками;

- содействие адаптации и интеграции соотечественников, переселившихся в Омскую область:

предоставление дополнительных мер социальной поддержки участников Государственной программы переселения соотечественников на территории Омской области и членов их семей за счет средств областного бюджета;

усовершенствование системы сопровождения соотечественников;

проведение мониторинга проблем адаптации соотечественников, выделение целевых групп соотечественников, объединенных проблемой, и ежеквартальная реализация мероприятий по устранению выявленных проблем при участии указанных целевых групп соотечественников и ведомств, к компетенции которых относится решение выявленных проблем;

3) обеспечение Главным управлением занятости в течение 2013 –
2017 годов трудоустройства не менее 91,0 процента участников Государственной программы переселения соотечественников на территории Омской области, обратившихся в центры занятости за содействием в поиске подходящей работы:

- оказание государственных услуг в области содействия занятости населения;

- реализация дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения:

компенсация работодателям части затрат по выплате заработной платы при трудоустройстве участников Государственной программы переселения соотечественников на территории Омской области;

организация профессионального обучения;

предоставление выплат на открытие собственного дела.

16. Разработка и реализация Главным управлением занятости мероприятий, направленных на привлечение трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации:

1) совершенствование региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях и условиях трудоустройства и проживания в Омской области:

- проведение ежегодного (во втором – третьем кварталах) социологического опроса работодателей в целях формирования перечня работодателей, имеющих потребность и возможность проведения презентаций в субъектах Российской Федерации;

- внедрение начиная с 2013 года технологии адресного взаимодействия с работодателями по замещению вакантных рабочих мест безработными гражданами из других субъектов Российской Федерации;

- участие в течение 2013 – 2020 годов в формировании общероссийского банка вакансий на официальном портале "Работа в России";

2) проведение в течение 2013 – 2020 годов совместно с Министерством промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области, Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области и работодателями организованного набора безработных граждан из других субъектов Российской Федерации для реализации крупных инвестиционных проектов в Омской области.

17. Разработка до 1 декабря 2013 года Министерством образования совместно с Министерством труда мер по привлечению иностранных граждан и граждан Российской Федерации, проживающих в других субъектах Российской Федерации, для обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Омской области.

18. Сокращение оттока сельского населения из муниципальных районов Омской области на основе повышения уровня жизни и создания благоприятных условий для проживания населения на территории Омской области. Оптимизация процессов внутриобластной миграции в целях эффективного использования трудовых ресурсов:

1) создание социально-экономических условий для закрепления населения в сельской местности за счет реализации органами исполнительной власти Омской области долгосрочных целевых программ Омской области:

- "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области


(2010 – 2014 годы)";

- "Развитие системы здравоохранения Омской области" на 2010 –


2014 годы";

- "Развитие жилищного строительства на территории Омской области


(2011 – 2015 годы)";

- "Развитие системы образования Омской области (2010 –2014 годы)";

- "Модернизация и развитие автомобильных дорог Омской области
(2010 - 2025 годы)";

- "Развитие физической культуры и спорта в Омской области


(2010 - 2015 годы)" и иных программ;

2) обеспечение занятости населения в муниципальных районах Омской области, в том числе:

- предоставление мер социальной поддержки при трудоустройстве молодежи на территории муниципальных районов Омской области, в том числе привлечение в муниципальные районы медицинских работников и педагогов;

- стимулирование самозанятости сельского населения посредством предоставления мер поддержки предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории муниципальных районов Омской области, в рамках реализации:

постановления Правительства Омской области от 28 декабря 2011 года
№ 270-п "Об утверждении Положения о предоставлении в 2012 – 2014 годах из областного бюджета субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства";

комплекса мероприятий "Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность" в рамках реализации долгосрочной целевой программы Омской области "Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области (2009 – 2013 годы)" путем содействия начинающим предпринимателям, незанятым гражданам, студентам старших курсов и выпускникам образовательных организаций высшего образования, желающим заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе организация обучения основам бизнес-планирования;

мероприятия Главного управления занятости по содействию самозанятости безработных граждан и стимулирования создания ими дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, по участию в конкурсах на получение грантовой поддержки из средств областного бюджета;

3) разработка Главным управлением по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Омской области во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти Омской области при непосредственном участии органов местного самоуправления Омской области:

до 1 сентября 2013 года медиаплана о развитии социальной инфраструктуры муниципальных районов Омской области;

до 1 сентября 2013 года презентационного фильма об Омской области;

до 1 мая 2014 года социальной рекламы, направленной на стимулирование социальной ответственности бизнеса региона по активному вовлечению работодателей в формирование социальной инфраструктуры региона и формирование имиджа региона как миграционно-привлекательной территории.

19. Снижение объемов и оптимизация профессионально-квалификационной структуры привлекаемой иностранной рабочей силы:

1) формирование Министерством труда предложений Омской области по объемам квот на привлечение иностранной рабочей силы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря
2006 года № 783;

2) сокращение объемов привлечения иностранной рабочей силы за счет использования эффективных механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и рынка труда Омской области, в том числе:

- осуществление ежегодно, в срок до 15 июля, Министерством труда оценки эффективности использования иностранной рабочей силы за прошедший год;

- проведение отраслевыми органами исполнительной власти Омской области мониторинга хозяйственной деятельности работодателей, планирующих привлекать иностранных работников, и уровня заработной платы иностранных работников в целях предотвращения демпинга уровня заработной платы на рынке труда Омской области, содействия в реализации приоритетного права на трудоустройство граждан Российской Федерации;

3) реализация отраслевыми органами исполнительной власти Омской области мер по заключению соглашений с работодателями и профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования Омской области о подготовке кадров по профессиям (специальностям), по которым планируется привлечение иностранных работников в целях их замещения гражданами Российской Федерации;

4) осуществление Главным управлением занятости деятельности, направленной на замещение иностранной рабочей силы за счет трудоустройства:

- безработных граждан Омской области;

- граждан из других субъектов Российской Федерации;

- участников региональной программы переселения соотечественников;

- выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Омской области;

- лиц, завершивших обучение и переобучение по профессиям (специальностям) по направлению центров занятости;

5) противодействие незаконной трудовой миграции и создание условий для адаптации и интеграции иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельности на территории Омской области:

- разработка до 1 января 2014 года и ежегодная актуализация Министерством труда во взаимодействии с иными органами исполнительной власти Омской области типовой памятки для работодателей о порядке привлечения иностранных работников;

- ежегодное проведение Министерством труда информационно-разъяснительной работы о порядке привлечения и использования иностранных работников по квоте и без участия в квоте (в форме индивидуальных и групповых консультаций, семинаров, размещения информации на сайтах органов исполнительной власти Омской области и в иных средствах массовой информации, распространение печатных материалов);

- формирование до 1 мая 2014 года Министерством экономики во взаимодействии с иными органами исполнительной власти Омской области перечня стран, из которых целесообразно привлечение иностранных работников в соответствии с перспективами экономического сотрудничества региона и в целях нивелирования криминогенной составляющей;

- создание до 1 января 2015 года Министерством труда во взаимодействии с иными органами исполнительной власти Омской области, работодателями, национально-культурными и религиозными объединениями инфраструктуры для информирования и консультирования иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельности на территории Омской области.


VI. Создание целостной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области,

способствующей повышению мотивации молодежи

к трудовой деятельности по профессиям

(специальностям), востребованным

на рынке труда Омской области


Создание в регионе целостной системы профориентации и психологической поддержки населения, основанной на принципах тесного межведомственного взаимодействия и адресном профориентационном сопровождении различных социальных и возрастных категорий населения Омской области, направлено на укрепление взаимосвязи рынка труда с рынком образовательных услуг и удовлетворение потребностей работодателей в квалифицированных кадрах. Данная система профориентации позволит активизировать процессы профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций, развития профессиональной компетентности обучающихся профессиональных образовательных организаций Омской области, образовательных организаций высшего образования Омской области и успешной профессионально-трудовой адаптации граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда Омской области.

20. Разработка и реализация Министерством труда мер, направленных на создание в Омской области целостной системы профориентации:

1) формирование нормативной правовой базы региональной системы профориентации и развитие межведомственного взаимодействия в сфере профориентации населения:

- подготовка до 1 сентября 2013 года Министерством труда совместно с Министерством образования, Главным управлением занятости проекта постановления Правительства Омской области "Об организации профессиональной ориентации и психологической поддержки населения на территории Омской области";

- разработка и заключение до 1 июля 2013 года межведомственного соглашения между Министерством труда, Министерством образования, Главным управлением занятости, Региональным объединением работодателей Омской области по вопросам реализации проекта "Экономика региона – в руках молодого поколения", направленного на привлечение молодежи Омской области в приоритетные секторы экономики Омской области;

2) формирование единой инфраструктуры региональной системы профориентации на базе бюджетного образовательного учреждения Омской области дополнительного профессионального образования "Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения" (далее – БОУ "Омский центр профориентации"):

- создание до 1 ноября 2013 года регионального информационно-методического кабинета профориентации;

- создание до 1 января 2014 года единого информационно-методического банка, включающего сведения о динамике профессиональных намерений молодежи, конъюнктуре рынка образовательных услуг и рынка труда Омской области, технологии выбора профессии (специальности), профессиографический материал;

- создание совместно с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, расположенными на территории Омской области, ежегодного информационного справочника "Где получить современное образование" о возможностях получения в Омской области профессионального образования и дополнительного профессионального образования;

- создание до 1 сентября 2013 года профинформационного справочника профессий (специальностей) для инвалидов, учитывающего показания по здоровью;

- создание до 1 января 2014 года во взаимодействии с работодателями информационных видеороликов о востребованных на рынке труда Омской области профессиях (специальностях);

- организация и проведение на регулярной основе семинаров-практикумов по актуальным проблемам профессиональной ориентации и адаптации на рынке труда Омской области для специалистов общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, центров занятости населения и учреждений социальной защиты населения семинаров по вопросам развития персонала для работодателей;

- проведение в течение 2013 – 2020 годов Министерством труда совместно с Главным управлением занятости конференций и конкурсов по вопросам развития кадрового потенциала Омской области, профессионального самоопределения молодежи, незанятого населения, граждан с ограниченными возможностями.

21. Расширение БОУ "Омский центр профориентации" форм и методов профориентации населения Омской области и формирование системы профориентационного сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций города Омска и муниципальных районов Омской области:

1) разработка и внедрение до 1 января 2014 года новых форм и видов профориентационных услуг, занятий, акций, форумов, Дней карьеры и инновационных проектов для молодежи и незанятого населения;

2) реализация долгосрочного профориентационного проекта "Экономика региона в руках молодого поколения", направленного на повышение мотивации обучающейся молодежи к трудовой деятельности по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда Омской области, и адресное профориентационное сопровождение до рабочего места;

3) организация и проведение на регулярной основе акции "Профориентационные марафоны" и других выездных мероприятий, включающих предоставление комплекса психолого-профориентационных услуг различным социальным и возрастным категориям населения муниципальных районов Омской области;

4) организация и проведение на регулярной основе совместно с общеобразовательными организациями профконсультационных занятий с применением профдиагностики по определению профессиональной направленности обучающихся;

5) организация и проведение на регулярной основе совместно с общеобразовательными организациями занятий, мотивирующих обучающихся, их родителей или законных представителей на выбор профессий (специальностей), соответствующих способностям ребенка и потребностями рынка труда Омской области;

6) организация и проведение на регулярной основе совместно с общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования экскурсий обучающихся общеобразовательных организаций с профессиональными пробами на базе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

22. Построение механизма участия работодателей в процессе профессиональной ориентации молодежи Омской области:

1) разработка и проведение на регулярной основе работодателями совместно с БОУ "Омский центр профориентации" и общеобразовательными организациями экскурсий с профессиональными пробами на базе работодателей для обучающихся общеобразовательных организаций;

2) организация и проведение на регулярной основе работодателями совместно с БОУ "Омский центр профориентации", профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, расположенными на территории Омской области, занятий, направленных на оценку и развитие деловых, личностных и профессиональных компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;

3) организация и ежегодное проведение БОУ "Омский центр профориентации" для работодателей занятий и семинаров-практикумов по вопросам социально-психологической адаптации молодых специалистов, оценки профессиональной компетентности и мотивации работников.

23. Совершенствование БОУ "Омский центр профориентации" методов профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов:

1) проведение с 1 сентября по 31 декабря ежегодного мониторинга профессиональных намерений детей-инвалидов в целях прогноза потребностей в создании дополнительных учебных мест, адаптированных на их обучение;

2) формирование совместно с Министерством образования до 1 февраля (начиная с 2014 года) ежегодных предложений по созданию в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Омской области, дополнительных учебных мест, адаптированных на обучение инвалидов;

3) реализация в течение учебного года психолого-профориентационных программ для молодежи с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, с выездом в специальные (коррекционные) школы-интернаты;

4) проведение совместно с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, общественными организациями инвалидов и работодателями ежегодной ярмарки учебных мест для молодежи с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, их родителей или законных представителей;

5) разработка до 1 августа 2013 года и проведение для инвалидов групповых психолого-профориентационных занятий, направленных на повышение мотивации к труду, развитие навыков успешной интеграции на рынке труда Омской области и формирование уверенности в себе.


VII. Содействие занятости населения в Омской области
Сохранение стабильности на рынке труда Омской области связано с решением задач по повышению качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, предоставляемых гражданам и работодателям, имеющим право на их получение, расширению доступа граждан к мероприятиям активной политики занятости.

24. Реализация Главным управлением занятости в течение 2013 – 2020 годов мер, направленных на увеличение охвата работодателей и граждан мероприятиями в области содействия занятости населения:

1) обеспечение перехода начиная с 2013 года на предоставление государственных услуг в области содействия занятости населения в электронном формате;

2) разработка и внедрение до 1 января 2014 года новых направлений использования мобильных офисов центров занятости по оказанию государственных услуг в области содействия занятости населения жителям отдаленных сельских поселений и работникам в условиях массовых высвобождений;

3) внедрение начиная с 2013 года ежегодно не менее трех новых дистанционных или гибких образовательных программ для профессионального обучения, переобучения и переподготовки безработных граждан.

25. Реализация Главным управлением занятости в течение 2013 – 2020 годов мероприятий, направленных на расширение возможностей трудоустройства отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы:

1) обеспечение реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, предусмотренных федеральным законодательством, включая оказание содействия в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;

2) реализация дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения за счет средств областного бюджета (в рамках Закона Омской области "Об отдельных вопросах осуществления полномочий в области содействия занятости населения и о внесении изменений в статью


5 Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области"), в том числе:

- компенсация затрат работодателей по организации содействия в трудоустройстве (затраты на оплату труда в течение трех месяцев в размере не более одного установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) граждан из числа лиц, испытывающих трудности в поиске работы (граждане, освободившиеся из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, лица предпенсионного и пенсионного возраста, участники и члены семей участников Региональной программы переселения соотечественников, многодетные родители, родители, воспитывающие детей-инвалидов, и др.);

- реализация мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

- организация профессионального обучения студентов рабочим профессиям (специальностям) для работы в студенческих отрядах;

- расширение практики стажировки молодых специалистов в целях их последующего трудоустройства на постоянные рабочие места;

- реализация мер по сохранению занятости работников, находящихся под риском увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), а также работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и (или) модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами;

- осуществление выплат на открытие собственного дела безработным гражданам в качестве субъекта малого предпринимательства и создание дополнительных постоянных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

- ежегодная актуализация перечня категорий граждан, в отношении которых реализуются дополнительные мероприятия в области содействия занятости населения.

26. Реализация Главным управлением занятости в течение 2013 –
2020 годов мер, направленных на исполнение работодателями квоты для трудоустройства инвалидов:

1) осуществление мониторинга соблюдения работодателями квоты по трудоустройству инвалидов в целях обеспечения роста процента выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодателями, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, от общего количества квотируемых рабочих мест для приема на работу инвалидов


до уровня не менее 95 процентов к концу 2020 года;

2) распространение центрами занятости практики заключения работодателями, у которых доля рабочих мест, связанных с выполнением тяжелых работ, работ с вредными и опасными и иными особыми условиями труда, выявленных по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда, составляет 50 и более процентов и на которые нельзя принимать инвалидов, с другими работодателями соглашений об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

27. Реализация альтернативных квотированию рабочих мест методов государственной поддержки занятости инвалидов:

1) разработка Министерством труда до 1 сентября 2013 года постановления Правительства Омской области "О порядке предоставления субсидий из бюджета Омской области юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Омской области деятельность в сфере социальной политики";

2) стимулирование начиная с 2013 года Главным управлением занятости работодателей к созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе специальных:

- привлечение общественных объединений инвалидов к разработке и реализации региональных целевых программ, направленных на трудоустройство инвалидов (по мере разработки данных программ);

- осуществление совместно с Министерством экономики Омской области содействия предпринимательской деятельности инвалидов (постоянно);

- оказание работодателям услуг по подбору персонала из числа инвалидов, оборудованию их рабочих мест.

28. Реализация Главным управлением занятости в течение 2013 –
2020 годов мер, направленных на повышение качества и эффективности предоставления центрами занятости государственных услуг в области содействия занятости населения:

1) проведение ежегодно в течение второго – третьего кварталов социологических обследований удовлетворенности граждан и работодателей качеством предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения с привлечением начиная с 2014 года независимых специалистов;

2) совершенствование механизмов взаимодействия с работодателями:

- формирование модели и внедрение начиная с 2014 года системы интерактивного взаимодействия центров занятости с работодателями при организации работы по подбору работников;

- создание в 2014 году технических и организационных возможностей для корректировки работодателями банка вакансий в on-line режиме и использования программного обеспечения "Электронный работодатель" (на базе программного комплекса "Катарсис"), а также совершенствование работы Информационного центра службы занятости населения Омской области (отдел информационных услуг казенного учреждения Омской области "Центр занятости населения Центрального административного округа города Омска");

- разработка и реализация мер, направленных на предотвращение массовых увольнений работников и обеспечение занятости высвобождаемых работников (возможность перераспределения работников на другие рабочие места или трудоустройства у другого работодателя).

29. Осуществление Главным управлением занятости в течение 2013 –
2020 годов социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
IIX. Улучшение условий труда, повышение заработной платы,

обеспечение защиты трудовых прав работников
Реализация мероприятий данного раздела Концепции направлена на достижение устойчивого роста трудовых доходов граждан как основного источника повышения уровня жизни населения и распространение принципов социального партнерства в сфере труда.

30. Реализация Министерством труда совместно с Министерством образования, Министерством культуры Омской области, Министерством здравоохранения Омской области, Министерством по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области и Министерством финансов Омской области в 2013 – 2018 годах Плана поэтапного совершенствования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений Омской области на 2013 – 2018 годы, утвержденного распоряжением Правительства Омской области от 27 февраля 2013 года


№ 18-рп.

31. Ежегодная разработка Министерством труда совместно с Территориальным общественным объединением "Федерация омских профсоюзов" и Региональным объединением работодателей Омской области и вынесение на рассмотрение областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – областная трехсторонняя комиссия) проекта соглашения о минимальной заработной плате в Омской области.

32. Рассмотрение вопросов уровня и своевременности выплаты заработной платы работодателями на заседаниях областной межведомственной комиссии по координации деятельности органов исполнительной власти Омской области в сфере защиты трудовых прав работников, отраслевых и районных межведомственных комиссий и рабочих групп по защите трудовых прав работников.

33. Разработка и заключение Правительством Омской области совместно с Территориальным общественным объединением "Федерация омских профсоюзов" и Региональным объединением работодателей Омской области регионального соглашения о социальном партнерстве. Ежегодное подведение итогов реализации соглашения о социальном партнерстве на заседании областной трехсторонней комиссии.

34. Содействие Министерством труда совместно с Территориальным общественным объединением "Федерация омских профсоюзов" и Региональным объединением работодателей Омской области заключению территориальных и отраслевых соглашений, коллективных договоров, включению в них обязательств, направленных на формирование и эффективное использование трудовых ресурсов Омской области, повышение заработной платы работников, улучшение условий и охраны труда.

35. Создание в 2014 году Министерством труда совместно с Территориальным общественным объединением "Федерация омских профсоюзов" и Региональным объединением работодателей Омской области при областной трехсторонней комиссии постоянно действующего трудового арбитража для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров.

36. Проведение Министерством труда совместно со сторонами социального партнерства информационных кампаний, совещаний-семинаров и "круглых столов" по вопросам:

1) развития системы социального партнерства, сохранения и расширения представительства сторон на всех уровнях социального партнерства;

2) заключения и реализации региональных, территориальных и отраслевых соглашений и коллективных договоров;

3) обеспечения защиты трудовых прав работников.

IX. Повышение качества рабочих мест на основе управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте,

снижение уровня производственного травматизма

и профессиональных заболеваний
Реализация мероприятий данного раздела Концепции направлена на снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повышение качества рабочих мест и условий труда и улучшение здоровья работающего населения.

Создание здоровых и безопасных условий труда следует рассматривать как форму сохранения трудового потенциала и репродуктивного здоровья работающего населения Омской области.

37. Совершенствование организации охраны труда, создание системы управления профессиональными рисками:

1) реализация долгосрочной целевой программы Омской области "Улучшение условий и охраны труда на 2013 – 2017 годы", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 26 сентября 2012 года № 197-п, и разработка долгосрочной целевой программы Омской области на последующий период;

2) реализация обязательств по обеспечению выполнения государственных нормативных требований охраны труда, организации работы служб охраны труда, внедрение и совершенствование системы управления охраной труда у работодателей в соответствии с Соглашением о социальном партнерстве на 2013 – 2015 годы между Правительством Омской области, Территориальным общественным объединением "Федерация омских профсоюзов", Региональным объединением работодателей Омской области;

3) внедрение в 2013 году Министерством труда автоматизированной системы мониторинга состояния условий и охраны труда у работодателей;

4) создание до 1 января 2014 года в казенном учреждении Омской области "Социальная защита" исследовательской лаборатории для осуществления государственной экспертизы условий труда;

5) проведение стопроцентной аттестации рабочих мест по условиям труда в государственных учреждениях Омской области и увеличение охвата аттестацией рабочих мест по условиям труда у других работодателей до 74 процентов к 2017 году.

38. Построение эффективной сети обучения, информирования, консультирования работодателей и работников по вопросам охраны труда и здоровья на основе принципов управления профессиональными рисками:

1) создание в 2013 – 2015 годах на базе автономного учреждения Омской области "Центр охраны труда" комплекса многофункциональных учебных аудиторий по охране труда;

2) разработка и внедрение до 1 января 2014 года Министерством труда экспериментальной программы обучения руководителей малого и среднего бизнеса по охране труда;

3) разработка до 1 декабря 2013 года Министерством труда методических рекомендаций по вопросам управления профессиональными рисками для включения в учебные программы организаций, оказывающих услуги по обучению в сфере охраны труда;

4) расширение форм информирования и консультирования работодателей и работников в обеспечении безопасных условий труда Министерством труда (увеличение числа размещаемой информации в средствах массовой информации; организация постоянно действующих консультаций по телефонам "Горячих линий"; создание мобильного консультационного пункта).

39. Пропаганда здорового и безопасного труда:

1) проведение Министерством труда мероприятий по распространению передового опыта улучшения условий труда и профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (Дни охраны труда, конференции, совещания, круглые столы);

2) информационная поддержка Министерством труда передового опыта организации работы по охране труда в средствах массовой информации, в том числе выпуск и распространение средств наглядной агитации по охране труда (буклеты, плакаты и другие материалы).


X. Механизм реализации Концепции

40. Реализация Концепции рассчитана на период с 2013 по 2020 годы. Приоритетные направления реализации Концепции планируется осуществлять в рамках государственных программ, долгосрочных и ведомственных целевых программ посредством исполнения областных нормативных правовых актов при условии внесения в них изменений и дополнений в соответствии с целями, задачами и приоритетными направлениями реализации Концепции.


XI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
41. В результате реализации мероприятий по обеспечению экономики Омской области трудовыми ресурсами на основе формирования, сохранения и развития кадрового потенциала Омской области предполагается:

1) снижение уровня общей безработицы (по методологии Международной организации труда) к 2020 году по сравнению с 2012 годом на 1,9 процентных пункта, что составит в 2020 году 5,0 процента от численности экономически активного населения;

2) сокращение разрыва между уровнями общей и регистрируемой безработицы с 5,7 процентных пункта в 2012 году до 3,8 процентных пункта
в 2020 году;

3) снижение уровня дисбаланса между структурой подготовки кадров и требованиями рынка труда Омской области, улучшение профессионально-квалификационной структуры занятого населения;

4) формирование эффективной системы подготовки и переподготовки кадров посредством модернизации системы профессионального образования Омской области;

5) переселение в Омскую область в рамках региональной программы переселения соотечественников не менее 6 800 соотечественников;

6) увеличение в профессионально-квалификационной структуре мигрантов доли квалифицированных работников;

7) создание механизма взаимодействия и координации профориентационной деятельности всех органов исполнительной власти Омской области, ведомств, работодателей, призванного решать проблемы профессионального самоопределения, становления и непрерывного профессионального продвижения личности.

42. В результате реализации направлений по обеспечению реализации прав граждан на защиту от безработицы в Омской области предполагается:

1) повышение уровня удовлетворенности получателей государственных услуг в области содействия занятости населения качеством предоставляемых услуг с 97,8 процента по итогам 2012 года до 98,3 процента по итогам


2020 года;

2) снижение коэффициента напряженности на рынке труда Омской области с 0,85 незанятых гражданина в расчете на одну вакансию по итогам 2012 года до 0,6 незанятых гражданина в расчете на одну вакансию по итогам 2020 года;

3) повышение доли трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в центры занятости в целях поиска подходящей работы, с 70,5 процента по итогам 2012 года до 73,0 процента по итогам 2020 года;

4) снижение средней продолжительности периода зарегистрированной безработицы с 4,0 месяца в 2012 году до 3,5 месяца в 2020 году;

5) ежегодное обеспечение удельного веса безработных граждан, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в центрах занятости, на уровне не более 3,0 процента;

6) повышение показателей трудоустройства молодежи, инвалидов, граждан с ограниченными возможностями, граждан, воспитывающих малолетних детей, многодетных и одиноких родителей, лиц предпенсионного и пенсионного возраста и иных граждан, испытывающих трудности с трудоустройством или обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда Омской области.

43. В результате реализации мероприятий по созданию благоприятных условий труда для занятого населения Омской области предполагается:

1) увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы


в 1,4 – 1,5 раза;

2) рост заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений Омской области в соответствии со значениями целевых индикаторов Плана поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений Омской области на 2013 – 2018 годы;

3) развитие механизмов социального партнерства, заключение региональных соглашений о минимальной заработной плате, региональных, отраслевых и территориальных соглашений о социальном партнерстве, увеличение числа коллективных договоров, содержащих реальные обязательства перед работниками работодателей по выполнению установленных законодательством и принятых дополнительно гарантий.

4) повышение правовой грамотности работников и работодателей, недопущение социальной напряженности в социально-трудовой сфере;

5) снижение удельного веса работников, занятых в условиях,
не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, к 2020 году по сравнению с 2012 годом на 8 процентов, что составит в 2020 году
22,8 процента;

6) снижение уровня производственного травматизма к 2020 году


по сравнению с 2012 годом на 12 процентов, что составит в 2020 году
2,04 чел. в расчете на 1 000 работающих;

7) снижение уровня профессиональной заболеваемости к 2020 году


по сравнению с 2012 годом на 16 процентов, что составит в 2020 году
1,4 чел. в расчете на 10 000 работающих.

_________________________



скачать файл



Смотрите также:
2. Основные принципы Концепции: 1 стратегическая целенаправленность. Политика в сфере труда и занятости населения Омской области должна иметь долгосрочный стратегический характер и четкие целевые ориентиры на развитие
437.33kb.
Доклад Министра здравоохранения Омской области А. Е
73.72kb.
Кадровая политика в рт: спрос и предложение на рынке труда
16.35kb.
Задание по курсу «Работа с информацией», блок 2-й: «Поиск и обработка информации» (сентябрь-октябрь 2009 г.) Итоговое задание
66.47kb.
Записка Исполнительного секретаря*2
213.26kb.
«О ходе выполнения основных показателей занятости населения Феодосийского региона»
69.84kb.
Расчет результативности деятельности Региональной энергетической комиссии Омской области и уровня финансового обеспечения достижения результатов деятельности Региональной энергетической комиссии Омской области
66.5kb.
Центр занятости населения Железнодорожного района города Орла
39.08kb.
Политика в сфере труда
125.68kb.
Состояние самотрансценденции
65.45kb.
1. Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
942.42kb.
Для единовременного охвата территории Камчатского края данным мероприятием, телефонный маркетинг всеми центрами занятости населения края проводился в сентябре 2012 года
29.52kb.