takya.ru страница 1
скачать файл
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

Л.М. Волосникова /Ф.И.О./

__________ _____________ 2011г.
МОРФОМЕТРИЯ, ЦИТОХИМИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА В ОЦЕНКЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.68 Биология; Профиль «Экология человека»; форма обучения – очная
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы______________ /Фролова О.В./

«______»___________2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («12» апреля 2011 протокол № 9) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 12 стр.

Зав. кафедрой ___________________/Соловьев В.С./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК биологического отделения ИМЕНиИТ (30 мая 2011 протокол № 2 )

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК________________________/ Фролова О.В./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ ________________________Федорова С.А.

«______»_____________2011 г.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра анатомии и физиологии человека и животных


Фролова О.В.

МОРФОМЕТРИЯ, ЦИТОХИМИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА В ОЦЕНКЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.68 «Биология», профиль «Экология человека», форма обучения – очная

Тюменский государственный университет

2011

Фролова О.В. Морфометрия, цитохимия и функциональная диагностика в оценке адаптационного потенциала человека

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020400 направления «Биология», профиль «Экология человека», форма обучения - очная.

Тюмень, 2011, 12 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Морфометрия, цитохимия и функциональная диагностика в оценке адаптационного потенциала человека [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.



ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев Владимир Сергеевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Фролова О.В., 2011.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:



  1. Пояснительная записка, которая содержит:

    1. Цели и задачи дисциплины:

Целью курса является формирование у студентов представлений о механизмах адаптационных реакций организма человека, возникающих вследствие воздействия стрессорных фактор различной природы, и методах их оценки ирегистрации.

Задачи:


Изучение схемы адаптационных изменений, особенностей индивидуальной адаптации.

Ознакомление с методиками морфометрических и цитохимических исследований адаптационного потенциала человека и интерпритацией их результатов.

Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Цикл М2, математический и естественнонаучный цикл (вариативная часть)

Содержание дисциплины: Адаптация человека к условиям внешней среды. Общий адаптационный синдром. Морфометрические методы исследования адаптационного потенциала человека. Цитохимические методы исследования адаптационного потенциала человека. Интерпретация результатов лабораторных исследований адаптационного потенциала.

Содержание данной дисциплины необходимо для освоения следующих дисциплин – современные проблемы биологии, аффективные механизмы адаптации человека, донозологическая диагностика.


    1. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК – 1, ОК – 3, ПК – 3, ПК - 10, ПК - 11, ПК - 12, ПК - 13.

способен к творчеству (креативность) и системному мышлению (ОК – 1);

способен к адаптации и повышению своего научного и культурного уровня (ОК – 3);

самостоятельно анализирует имеющуюся информацию, выявляет фундаментальные проблемы, ставит задачу и выполняет полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач по специализации с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, демонстрирует ответственность за качество работ и научную достоверность результатов (ПК – 3);

глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы (ПК – 10);

умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы (ПК-11);

применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения (ПК – 12);

самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации (ПК – 13).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


  • Знать:

Общую физиологическую характеристику адаптации;

Фазы и критерии адаптации;

Механизмы развития адаптационных реакций;

Критерии оценки адаптационных возможностей организма к воздействию факторов среды;

Методы морфометрических и цитохимических исследований адаптационного потенциала человека.


  • Уметь:

Интерпретировать результаты морфометрических и цитохимических исследований человека;

Проводить анализ научной литературы;

Приобретать новые знания, используя информационные технологии;

Использовать полученные знания для оценки функциональных показателей организма человека при различных его состояниях;

Выбирать адекватные методики исследования функциональных показателей организма человека при различных его состояниях.


  • Владеть:

Навыками подготовки и использования презентационного материала;

Навыками научной дискуссии;

Использовать полученные знания для понимания деятельности человека в различных условиях окружающей среды;

Применять полученные знания для решения проблем в экологии человека, физиологии труда.



  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 2. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица или 36 часов

  1. Тематический план.

Таблица 1.

Тематический план



Тема


недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интеактивной форме

Формы контроля

Семинарские (практические) занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Адаптация человека к условиям внешней среды. Общий адаптационный синдром.

1,2,3

3

4

7




Конспект

2

Морфометрические методы исследования адаптационного потенциала человека.

4,5,6

3

4

7




Письменный экспресс-ответ на контрольный вопрос

3

Морфометрические методы исследования адаптационного потенциала человека и их интерпритация

7,8,9

3

4

7

2

доклад

4

Цитохимические методы исследования адаптационного потенциала человека.

10,

11,


12

3

4

7




Проверочный тест по предыдущему модулю

5.

Цитохимические методы исследования адаптационного потенциала человека.

13,

14,


15

3

5

8

4

Реферат, зачет




Итого часов:




15

21

36

6







Из них в интерактивной форме




2

4




6





Таблица 2.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

Адаптация человека к условиям внешней среды. Общий адаптационный синдром.

конспект

Оценка адаптационных возможностей организма по предложенным преподавателем методикам и составление заключений



Работа с обязательной и дополнительной литературой, источниками

1,2,3


4

2

Морфометрические методы исследования адаптационного потенциала человека.

Письменный экспресс-ответ на контрольный вопрос

Работа с обязательной и дополнительной литературой, источниками

4,5,6

4

.3.

Морфометрические методы исследования адаптационного потенциала человека и их интерпретация

Доклад

Решение ситуационных задач



Работа с обязательной и дополнительной литературой, источниками

7, 8, 9

4

4.

Цитохимические методы исследования адаптационного потенциала человека

Проверочный тест по предыдущему модулю

Работа с обязательной и дополнительной литературой, источниками

Составление презентации (по выбору)



10, 11, 12

4

5

Цитохимические методы исследования адаптационного потенциала человека и их интерпретация

реферат

Работа с обязательной и дополнительной литературой, источниками

13, 14, 15

5




ИТОГО:

21

  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

1.

Современные проблемы биологии


+










+

2.

Аффективные механизмы адаптации человека,

+

+

+

+

+

3.

Донозологическая диагностика.


+

+

+

+

+



  1. Планы семинарских занятий.

Тема 1 Адаптация человека к условиям внешней среды. Общий адаптационный синдром.

Организм как открытая термодинамическая система осуществляет обмен веществ, энергии и информации со средой, обеспечивая поддержание гомеостаза. В действительности под влиянием факторов среды гомеостаз непрерывно нарушается и восстанавливается. Нарушение и восстановление имеют ритмический колебательный характер и обозначаются термином «гомеокинез». Помимо качественной специфики факторов (влияние на те или иные процессы в организме), зависящей от его физико-химической природы, характер воздействия и реакция на него со стороны организма человека во многом определяются и интенсивностью фактора, его «дозировкой». Количественное влияние условий среды определяется тем, что такие факторы, как температура, осадки, влажность среды, наличие кислорода и других жизненно важных элементов, в той или иной дозе необходимы для нормального функционирования организма, тогда как недостаток или избыток того же фактора тормозит жизнедеятельность. Количественное выражение, (или «доза») фактора, соответствующее потребностям организма и обеспечивающее наиболее благоприятные условия для его жизни, рассматривают как оптимальное (благороднейший, лучший). Специфические адаптивные механизмы, свойственные человеку, дают ему возможность переносить определенный размах отклонений фактора от оптимальных значений без нарушения нормальных функций организма. Зоны количественного выражения фактора, отклоняющегося от оптимума, но не нарушающего жизнедеятельности, определяются как зоны нормы. Таких зон две, соответственно отклонению от оптимума в сторону недостатка дозировки фактора и в сторону ее избытка.



Тема 2 Морфометрические методы исследования адаптационного потенциала человека.Подсчет количества эритроцитов. Фотометрическое определение числа эритроцитов. Фотометрическое определение концентрации гемоглобина. Определение общего объема эритроцитов (гематокритной величины). Подсчет количества ретикулоцитов. Расчет индексов эритроцитов.Формулы для расчета индексов эритроцитов: цветовой показатель, среднее содержание гемоглобина в эритроците, средняя концентрация гемоглобина в эритроците, средний объем эритроцитов.Подсчет числа лейкоцитов.

Тема 3. Морфометрические методы исследования адаптационного потенциала человека и их интерпретация Дифференциальный подсчет лейкоцитарной формулы. Объект исследования периферическая кровь человека. Подсчет диаметров эритроцитов и расчет морфоцитометрических параметров красных клеток крови: толщины, индекса сферичности и объема.Формулы для расчета толщины, индекса сферичности и объема одиночных эритроцитов.

Тема 4. Цитохимические методы исследования адаптационного потенциала человека. Построение эритроцитометричесских кривых Прайс-Джонса. Работа на гематологическом анализаторе Unicell.

Тема 5. Цитохимические методы исследования адаптационного потенциала человека и их интерпретация. Определение лейкоцитарного профиля. Оценка неспецифической резистентности организма по Л.Х. Гаркави. Формула для расчета индекса ядерного сдвига нейтрофилов.

  1. Планы семинарских занятий.

Тема 2,3. Исследование клеточного состава красной крови. Физиология и морфология красных кровяных телец.

  1. Эритропоэз. Возрастные особенности.

  2. Гемолиз эритроцитов при действии экстремальных факторов: некоторые механизмы, диагностические тесты.

  3. Реологические свойства крови и их значение в клинической практике.

  4. Нарушения в системе эритрона.

  5. Классификация анемий.

  6. Общие проявления анемий.

  7. Газотранспортная функция эритроцитов в онтогенезе.

Тема 4, 5. Исследование клеточного состава белой крови. Физиология и морфология белых кровяных телец.

  1. Лимфоциты: количественные характеристики, секреторная активность и другие функциональные свойства в норме и патологии.

  2. Моноциты, мононуклеарные фагоциты: структура и функции.

  3. Гранулоциты: структура и функции.

  4. Лейкоциты при различных заболеваниях: лейкоцитоз, лейкопения, лейкемоидные реакции.

  5. Современные методы анализа клеток системы крови.

  6. Неспецифическая резистентность организма. Характеристика стадий по Л.Х. Гаркави. Характеристика стресса по Г. Селье.

  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Таблица 3



Осуществляемые студентами виды самостоятельных работ при изучении дисциплины и контроль за их выполнением


№ п/п

Вид самостоятельной работы

Деятельность студентов в ходе выполнения данного вида самостоятельной работы

Способ оценки

1

Подготовка к промежуточному тестированию по теме

По основным темам дисциплины предполагается проводить промежуточное тестирование, к которому студенты готовятся самостоятельно с использованием основной и дополнительной литературы, а также конспектов лекций. Примеры тестовых заданий приведены далее в рабочей программе

тест

2

Подготовка к семинару

В ходе освоения дисциплины осуществляется контроль х знаний студентов по определенным темам дисциплины, представленным в разделе тематическое планирование. Студенты самостоятельно готовятся к собеседованию с использованием материалов лекций, основной и дополнительной литературы.

Семинар


3

Подготовка

электронных слайдов по теме рефератов



Студенты самостоятельно готовят при помощи соответствующего программного обеспечения слайды для более полного освещения выбранной темы рефератов

Реферат

Мультимедийное сопровождение




4

Подготовка

электронных слайдов по теме докладов



Студенты самостоятельно готовят при помощи соответствующего программного обеспечения слайды для более полного освещения выбранной темы рефератов

Доклад

Мультимедийное сопровождение




5.

Изучение глоссария

Студент должен запомнить ряд определение и терминов, связанных с изучаемой дисциплиной

ответ на семинаре

6.

Решение ситуационных задач

Студентам предлагаются ситуационные задачи, которые они должны решить

Ответ на семинаре





Дидактические материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:

Тестовые задания

1. Выберите правильный ответ: /лейкоцитарная формула в норме/

А) базофилы- 0-1, эозинофилы - 1-5, нейтрофилы - 45-75, лимфоциты - 20-40, моноциты - 2-10;

Б) базофилы - 8-10, эозинофилы - 0-1, нейтрофилы - 20-40, лимфоциты - 45-75, моноциты- 1-5;

В) базофилы- 0-1, эозинофилы - 20-40, нейтрофилы - 45-75, лимфоциты - 2-10, моноциты - 0-1.

2. Каково общее количество крови в организме взрослого человека в норме по отношению к массе тела?

А) 6-8%;

Б) 2-4%;


В) 10-12%

Г) 14-16%.



  1. Регуляторный комплекс, активирующий и координирующий все изменения в организме, составляющие адаптивную реакцию на стрессоры, называется ...

Ответ: стресс-реализующей системой

  1. Генотипическая адаптация осуществляется на основе:

  1. Мутации

  2. Наследственности

  3. Естественного отбора

  4. В процессе взаимодействия организма со средой

Ответ: 1, 2, 3.

  1. По времени развития различают адаптацию:

1. Срочную, или кратковременную

2. Долговременную

3. Пассивную, или толерантность

4. Активную, или резистентность

Ответ: 1, 2.

Темы рефератов


  1. Патологические структурные изменения в клетках крови.

  2. Метод оценки диаметров эритроцитов. Кривые Прайс-Джонса и их оценка.

  3. Метод автоматического подсчета гемограммы (основы работы на гематологическом анализаторе. Принципы методов и подготовка к работе анализатора Unicell).

  4. Картина периферической крови при некоторых патологиях (воспалительных, гнойных, аутоиммунных, паразитарных, токсических и т.д.).

  5. Методы суправитальной окраски крови.

  6. Морфология эритроцитов периферической крови: норма и патология.

  7. Морфология и физиология клеток неспецифической системы резистентности. Патологические изменения в клетках.

  8. Эритропоэз. Ретикулоциты: их физиологическая роль, строение и функции.

  9. Неспецифические реакции организма по Г. Селье, Л.Х. Гаркави: их характеристика и оценка.

  10. Физиология и морфология клеток специфической защиты организма.

  11. Система крови при различных изменениях факторов среды.

  12. Гемоглобин. Определение аномальных форм.

  13. Цитохимические методы определения в клетках крови: гликогена, липидов, ферментов, нуклеиновых кислот, сидеробластов и сидероцитов.

  14. Дизадаптация и десинхронозы.

  15. Способы уменьшения дизадаптаций и десинхронозов.

  16. Влияние гипоксии на организм человека.

  17. Влияние фотопериодичности и геомагнитных факторов на организм человека.

  18. Изменение метаболизма в условиях Севера.

  19. Состояние гемодинамических показателей жителей Севера

  20. Этапы комплексной оценки здоровья различных возрастных групп (Э.М.Казин Э.М., 2000.)

Темы докладов

  1. Состояние гемодинамических показателей жителей Севера

  2. Стресс-реализующая система.

  3. Стресс-лимитирующие системы

  4. Системные механизмы развития стресс-синдрома.

  5. Клеточные механизмы реализации стресс – синдрома

Вопросы к зачету
  1. Понятие «адаптации». Современные представления об адаптации.

  2. Общая характеристика долговременной адаптации. Механизмы образования структурно следа.

  3. Роль биоритмов в адаптации организма.

  4. Механизмы формирования околосуточных биоритмов.


6. Гуморальный нейрогуморальный механизмы адаптации.

7. Адаптационные реакции.

8. Стресс теории. Общий адаптационный синдром (стресс-синдром, Г.Селье).

9. Стадии стресса по Г.Селье.

10.Основные стадии адаптации к гипоксии.

11. Основные стадии адаптации к холоду.

13. Адаптация системы крови под воздействием стресс-фактров.

14. Методы оценки адаптационных возможностей организмаю

15. Методы окраски мазков крови для цитоморфологических исследований.

16. Кровь как ткань. Гематокрит (практическое определение гематокрита).

17. Эритроциты. Строение, функции. Цитоморфологические виды эритроцитов.

18. Специфическая защита организма, обеспечиваемая кровью.

19. Лейкоциты, классификация. Строение, функции.

20. Методика определения диаметров эритроцитов и построения кривых Прайс-Джонса.

21. Ретикулоциты. Морфология, физиология, методы окраски мазков крови и нативной крови для подсчета ретикулоцитов.

22. Ферментные системы нейтрофилов.

23. Ферментные системы эозинофилов.

24.Принцип оценки неспецифической резистентности организма по Л.Х. Гаркави (практическая оценка неспецифической резистентности).

25. Ферментные системы базофилов.

26. Цитоморфологическая оценка кривых Прайс-Джонса.



  1. Образовательные технологии.

При реализации различных видов учебной работы в ходе освоения дисциплины используются:

- мультимедийные средства обучения;

- диагностическая система «Валента» - компьютерная система комплексной функциональной диагностики сердечно – сосудистой, респираторной и нейро – регуляторной систем организма;

- автоматический спирометр «Спиро С – 100»;

- модульно-рейтинговые технологии организации учебного процесса.

Таблица 4


Виды образовательных технологий, применяемых в ходе освоения дисциплины

№ п/п

Вид образовательной технологии

Вид учебной работы, в ходе которой используется образовательная технология

Краткое описание использования образовательных технология

1.

Мультимедийные средства обучения

самостоятельная работа,

семинарские занятия



В лекционном курсе студентам демонстрируются анимированные слайды, видео ролики для более полного освещения материала с использованием программ пакета Microsoft Office ("МО PowerPoint, Windows Media Player, Internet Explorer"). Указанное ПО используют студенты в ходе самостоятельной работы при подготовке к семинарским занятиям для более полного освещения излагаемого материала.

2.

Специализированные программы

Семинарские занятия, самостоятельная работа,


В ходе проведения семинарских занятий используется диагностическая система «Валента» - компьютерная система комплексной функциональной диагностики сердечно – сосудистой, респираторной и нейро – регуляторной систем организма; автоматический спирометр «Спиро С – 100».




  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

9.1. Основная литература:

1. Лепунова, О.Н. Методы исследования морфофункциональных показателей системы крови /О.Н. Лепунова, О.Л. Ковязина. – Тюмень.: Издательство Тюменского госуниверситета, 1999. - 26 с.

2. Турбасова, Н.В. Физиология системы крови /Н.В. Турбасова, А.Б. Загайнова, Н.Н. Гребнева. - Тюмень.: Издательство Тюменского госуниверситета, 2000. - 41 с.

3. Афанасьев, Б.Ф. Родоначальные кроветворные клетки человека /Б.Ф. Афанасьев, В.А. Алмазов. - Л.: Наука, 1985. - 202 с.

4. Гематология детского возраста. /Под ред. Н.А. Алексеева. - С-Пб.: «Гиппократ», 1998. – 544 с.

5. Исследование системы крови в клинической практике /Под ред. Г.И. Козинца и В.А. Макарова. – М.: Триада-Х, 1998. – 480 с.

6. Гематология /Под ред. Проф. О.А. Рукавицына. – С-Пб.: ООО «Д.П.», 2007. – 912 с.

7. Физиология системы крови. Физиология эритропоэза /Под ред. И.Я. Ашкенази [и др.] //Серия «Руководство по физиологии». – Л.: «Наука», 1979. – 360 с.

9.2. Дополнительная литература:

1. Дуглас, С.Д. Исследование фагоцитоза в клинической практике /С.Д. Дуглас, П.Г. Куи. - М.: Медицина, 1983. - 109 с.

2 Бахов, Н.И. Механизмы защиты организма от вирусных инфекций: нейтрофильные лейкоциты /Н.И. Бахов, Ю.Ф. Майчук, А.В. Корнев //Успехи современной биологии. - 2000. - Т. 120, № 1. - С. 23-35.

3. Абрамов, М.Г. Гематологический атлас. /М.Г. Абрамов. - М.: Медицина, 1979. - 280 с.

4. Физиология лейкоцитов человека. /В.А. Алмазов [и др.]. – Л.: Наука,
1979. - 232 с.

5. Развитие системы кроветворения у плода человека /И.В. Алексеев [и др.] //Гематология и трансфузиология. - Т. 40, № 5. – 1995. - С. 25-29.

6. Анализ крови и мочи. Как его интерпретировать /Под ред. Г.И.
Козинца, Л.М. Голдмана. - М.: Мир, 1992. – 79 с.

7. Атлас клеток крови и костного мозга /Под ред. Г.И. Козинца. - М.:


Триада-X, 1998. - 150 с.

8. Гаркави, Л.X. Диапазоны адаптационных реакций


организма /Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакина //В Кн: Математическое моделирование биологических процессов. - М.: Наука, 1979. - С. 27-33.

9. Исследование системы крови в клинической практике /Под ред.


Г.И. Козинца, В.А. Макарова. -. М.: Триада -X, 1998. - 480 с.

10. Лабораторные методы исследования в клинике: справочник /Под


ред. В.В. Меньшикова. - М.: Медицина, 1987. - 368 с.

11. Леонова, В.Г. Анализ эритроцитарных популяций в онтогенезе человека /В.Г. Леонова. – Новосибирск.: Наука, 1987. - 242 с.

12. Пигаревский, В.Е. Зернистые лейкоциты и их свойства /В.Е. Пигаревский. - М.: Медицина, 1978. - 128 с.

13. Трансфузионная гематология /Под ред. В. Серафимова-Димитрова. – София.: Медицина и физкультура, 1974. - 400 с.

14. Норма в медицинской практике: справочное пособие /Под ред. А.В. Литвинова. – М.: МЕДпресс, 1999. – 144 с.

15. О чем говорят анализы? /Е.Н. Панкова [и др.]. – Ростов на Дону.: Феникс, 2006. – 252 с.

16. McDonald, G.A. Atlas of haematology /G.A. McDonald, T.C. Dodds, B. Cruickshank. – Edinburgh, London, New York.: Churchill Livingstone, 1978. – 309 p.

9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

1. www.pubmed.com

2. www.medline.ru



3. www.elibrary.ru

  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Учебный процесс по дисциплине «Морфометрия, цитохимия и функциональная диагностика в оценке адаптационного потенциала человека» проходит в аудиториях биологического отделения ИМЕНИТ Тюменского госуниверситета. Аудитория № 204 оснащена мультимедийным комплексом, позволяющим воспроизводить слайды, видеоролики и др.

Плакаты, таблицы, стенды находятся в специализированных аудиториях: лаборатории антропометрических и морфологических исследований (аудитория № 107); лаборатории физиологии кислородтранспортных механизмов кровообращения и дыхания (ауд. 103) биологического отделения.
скачать файл



Смотрите также:
2011г. Морфометрия, цитохимия и функциональная диагностика в оценке адаптационного потенциала человека учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль «Экология человека»
233.56kb.
Биологический факультет
213.98kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа по факультативу для студентов направления 020200
151.03kb.
2011 г. Статистическая физика. Физическая кинетика учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 011200. 62 "Физика" профиль «Фундаментальная физика» очная форма обучения
376.69kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031001. 65 Филология. Форма обучения заочная
396.21kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 011000. 62 Механика
74.53kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 035700. 68 «Теория преподавания иностранных языков и культур»
388.93kb.
Российская федерация
322.03kb.
Рабочая программа для студентов направления 01010062 «Математика» профиль подготовки «Вещественный, комплексный и функциональный анализ»
248.14kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование, профиль – Логопедия, форма обучения – очная
576.06kb.
Рабочая программа для студентов направления 233200. 62 «Техническая физика»
290.08kb.
Рабочая учебная программа для студентов направления «Механика. Прикладная математика»
126.98kb.