takya.ru страница 1
скачать файл
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №10

Согласовано: Утверждаю:

заместитель директора по УВР и.о. директора

______________ И.В. Семенютина _________Н.А. Мазеина

«____» _________ 2013г. «______» ______ 2013г.

Рабочая программа


Предмет: история

Класс: 6

Учитель: Мазеина Наталия Александровна

2013-2014 учебный год

Количество часов: 70

В неделю 2 часа


Рассмотрено:

на ШМО гуманитарного цикла

МАОУ СОШ №10

Протокол №________ от ______

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений (сб. «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознаний 5-11/ М. «Просвещение 2008»).

федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей и задач:

- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в среднее века;

- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности;

- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей в средние века), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

- формирования ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в среднее века, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;

-развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории средних веков, культуре народов средневековой Европы.

УМК:


1. Учебник Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков», М., «Просвещение» 2012г.;
2. Рабочая тетрадь по истории средних веков Е.А. Крючкова, М., «Просвещение», 2013г.

3. Методические рекомендации к урокам по истории Средних веков под ред. Г.М.Донского М. Просвещение, 2009.

Планирование содержит вариативную часть, сформированную программе 28 часов в год, 2 часа в неделю.

Основная форма организации образовательного процесса классно-урочная.

Урок дает возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими в курсе истории Средних веков 6 класса являются следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, урок-игра, обобщающие уроки.

Вводный контроль обучающихся 6 класса - процедура, проводимая в начале учебного года с целью определения степени сохранения знаний, полученных на этапе начального образования, в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом.

Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка знаний учащихся, проводится на текущих занятиях в соответствии с рабочей учебной программой.

Текущий контроль знаний обучающихся в 6 классе осуществляется через опросы, самостоятельные работы, тематические зачеты и тесты в рамках урока.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

1.Хронологические знания и умения:


1.1 знать и называть хронологические рамки истории средневековья;
1.2 знать и называть этапы и даты основных событий Средневековья;
1.3оперировать историческими датами, выявлять синхронность событий и явлений.
2. Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):
2.1 излагать основные события политической истории Средневековья; характеризовать политических и государственных деятелей, деятелей культуры;
2.2 называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Средневековья;
2.3. излагать основные факты и события внешней политики государств Европы и Востока в средние века; характеризовать отношения народов (торговые и культурные связи);
2.4. уяснить характер этнических процессов средневековья;
2.5. проследить эволюцию хозяйственной деятельности человека в средневековом обществе, представлять сущность и своеобразие поземельных отношений в средневековых обществах; показывать роль городов в политической, религиозной, хозяйственной и культурной жизни средневекового общества;
2.6. представлять социальную структуру европейского и восточного средневековых обществ; ее изменение от раннего средневековья к началу нового времени; знать характерные черты различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт; наиболее значительные социальные движения и выступления, крестьянские и городские восстания в Западной Европе и на Востоке;
2.7.знать и описывать историю становления и развития крупнейших государств в Европе и других регионах, рассказывать о становлении ранней государственности, политической раздробленности, образовании централизованных государств в Европе;
2.8 представлять формы политической власти в средневековых государствах, динамику развития абсолютизма;
2.9. иметь представление и характеризовать религиозные верования народов мира, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма, православия, восточных религий на культурную и духовную жизнь людей в эпоху средневековья
2.10. знать и называть основные достижения культуры народов эпохи Средневековья; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов.
3. Работа с исторической картой и другими источниками:
3.1. читать историческую карту, определять местоположение историко – географических объектов (показывать на исторической карте территории, границы государств, города, места сражений, направления миграции народов Европы и Азии и др.); сопровождать показ словесным описанием.
3.2. уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации
3.3. учиться проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; высказывать суждение о назначении, ценности источника;
3.4. сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Анализ, сравнение, оценки:


4.1.выявлять общее и особенное в историческом развитии различных
регионов мира в эпоху средневековья, значение средневековых цивилизаций для последующей истории человечества;
4.2. выявлять общее и особенное в жизни различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство);
4.3. выявлять общее и особенное в исторических явлениях, процессах Средневековья (социальные движения – восстания, войны и пр.);
4.4. давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; спорить и отстаивать свои взгляды.


Тематическое планирование по курсу история средних веков 6 класс.



Название темы, раздела

Планируемая дата урока

Количество

часов

фактически


Элементы

содержания



1

 Введение.



03.09.2013

1




Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники.

Становление средневековой Европы (VI–XI века)

7

 





2

Образование варварских государств.



06.09.2013

 

1






Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны.

3

 Государство франков в VI – VIII веках.



10.09.2013

1




Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг.

4

Христианская церковь в раннее Средневековье.

13.09.2013

1




Христианская церковь. Монастыри.

5

Империя Карла Великого.

17.09.2013

1




Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад.

6

Феодальная раздробленность IX – XI веках.
 

20.09.2013

1




Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

7

 

 Англия в раннее Средневековье.


24.09.2013

1

 





Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание.

8

Повторение.

27.09.2013

1




Западная и Центральная Европа в V- XI вв.

Византийская империя и славяне в VI – XI веках, арабы в VI – XI веках

4

 





9

 Византия при Юстиниане.



01.10.013

1




Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана..

10

 Образование славянских государств.



04.10.2013

1




Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.

11

 Возникновение ислама. Арабский халифат.



08.10.2013

1




Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама.

12

Культура раннего Средневековья. Обобщающий урок.


11.10.2013

1




Культура. Тестирование: «Раннее Средневековье»


Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Католическая церковь в XI – XIII веках.

4

 





13

 Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня. Рыцарский замок.



15.10.2013

1




Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община. Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей.

14

Средневековый город. Ремесло. Торговля. Практическая работа.

18.10.2013

1




Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия. Городское управление.

15

 Средневековый город. Ремесло. Торговля. Горожане и их образ жизни.



22.10.2013

1




Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан.


16

Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы.



25.10.2013

1




Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков. Крестовые походы феодалов, последствия. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев.

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века). Славянские государства и Византия в XIV – XV веках.

7

 





17

 Объединение Англии и Франции.



29.10.2013

1




Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения. Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны.

18

 Столетняя война 1337-1453 г.г.. Крестьянские восстания.



31.10.2013

1




Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны. Положение крестьян во Франции и Англии. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

19

 Усиление королевской власти во Франции и Англии.



12.11.2013

1




Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.

20

 Государства Южной и Центральной Европы. Реконкиста.



15.11.2013

1




Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.

21

 Гуситское движение в Чехии.



18.11.2013

1




Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско.

22

 Завоевание турками-османами Балканского полуострова.



25.11.2013

1




Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

23

Повторение.

26.11.2013

1




Государства Европы в XII – XV вв.

Культура Западной Европы в XI – XV веках.

3

 





24, 25

 Культура Западной Европы в XI – XV веках.



29.11.2013

03.12.2013



2




Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения.

26

Повторение

06.12.2013

1




Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.

Народы Азии. Америки и Африки в Средние века.

1

 





27

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки.




10.12.2013
 

1




Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии. Государства и народы Африки.

Итоговый урок

1







28

 Итоговый урок по истории средних веков.



13.12.2013

1




Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.



Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.



Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.) Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.



Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
1. Комплект карт по истории Средних веков 1954 -1985 гг выпуска.

2. Электронный учебник «Всеобщая история 6 класс»

3. Комплект карт по истории Средних веков. Стандартные (не полный), на дисковом носителе.

4. Альбом с наглядными пособиями «История Средних веков»



ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА

ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА


Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории МО РФ, 2007г. и Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 – 11 классы - М., «Просвещение», 2007 год.

Программа по истории России с древнейших времён до конца XVI в направлена на достижение следующих целей и задач:



  • -ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразие форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом;

  • -выработка у школьников представления об основных источниках знаний о восприятии, отражения и объяснения событий истории и современности;

  • -развитие у учащихся способности рассматривать события и явления прошлого т настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно – следственных связей, целей и результатов деятельности людей и т.д.);

  • -формирования у школьников целостного представления об историческом пути России, судьбах, населяющего ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и выдающихся исторических деятелях отечественной истории;

  • -воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом;

  • -стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории Отечества, культуре, традициям своего народа.

УМК.

Используемый учебно - методический комплект:

1. Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, История России с древнейших времен до конца XVI в.: 6 класс – М., «Просвещение», 2006г.

2. Методические рекомендации к урокам по истории России с древнейших времен до конца XVI.

Под ред. Л.Г.Косулиной М., «Просвещение», 2008г.

Дополнительные пособия для учащихся

-Антонов А.Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.- М., Просвещение, 2005год

-Хрестоматия по истории России – М., Просвещение, 1998 г.

Планирование содержит вариативную часть, сформированную программе 42 часа в год, 2 часа в неделю.

Основная форма организации образовательного процесса классно-урочная.

Урок дает возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими в курсе истории России с древнейших времен до конца XVI 6 класса являются следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, урок-игра, обобщающие уроки.

Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка знаний учащихся, проводится на текущих занятиях в соответствии с рабочей учебной программой.

Текущий контроль знаний обучающихся в 6 классе осуществляется через опросы, самостоятельные работы, тематические зачеты и тесты в рамках урока.

Предусматриваются входное, рубежное и итоговое школьные административные тестирования.

Средства контроля.

1. Тестовые материалы по разделам программы.

2. Мультимедийный тестовый материал по истории России с древнейших времён до конца 20-го века.

3. Он-лайн тесты по истории России.

Особенность предлагаемой программы в том, что она является составной частью единой линии учебников по истории России для основной школы под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, включенных в Федеральный перечень и предусматривает здоровьесберегающие технологии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

В результате изучения истории России с древнейших времен до конца XVI в в 6 класс ученик должен:

знать/понимать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до конца XVI века, важнейшие достижения культура и системы ценностей, изученные виды исторических источников;

уметь: сравнивать исторические события и явления, объяснять смысл и значение важнейших исторический понятий, дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим событиям и явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, классифицировать(группировать) исторические события и явления по указанному признаку;

владеть компетенциями:

-коммуникативной

-информационно – поисковой

-смысловой и поисковой

-рефлексивной

-личностного саморазвития

-учебно – познавательной;

быть способным решать жизненно – прагматические задачи:

-высказывать собственные суждения об историческом наследии народов России;

-использовать полученные знания в общении с людьми;

-применять полученные из различных источников дополнительную информацию для более глубокого осмысления ключевых событий истории Отечества.

Календарно-тематическое планирование

по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.» (42 часа) 6 класс

п/п


Наименование тем и темы урока

Количество часов

Дата проведения урока

Знания, умения, навыки




План

Факт

29

Введение.



1


18.12.2013




Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.




Тема 1. Восточные славяне (2 ч.)

30

Восточные славяне

1

20.12.2013




Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; умение работать по карте, заполнять контурные карты. Блиц опрос, проверка карты.


31



Соседи восточных славян.

1

24.12.2013




Умения и навыки работать с исторической картой; правильно отвечать на поставленные вопросы; устанавливать причинно-следственные связи; родовая община → изменения в орудиях труда → соседская община → неравенство → государство;







Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в. (10 ч.)

32

Формирование Древнерусского государства.

1

27.12.2013




Выделять главное в тексте учебника; умение работать с картой; развивать умение составления схем.





33

Первые киевские князья.

1

14.01.2014




Продолжать развивать умение работать с исторической картой; учиться сравнивать, анализировать, делать выводы; составление таблицы «Первые русские князья»

34.

Владимир Святославич. Принятие христианства.

1

17.01.2014




Умение сравнивать (языческая религия и христианство); умение выделять причины, ход, значение исторического события (принятие христианства).

35

Повторение. Практическая работа с конкурной картой.

1

21.01.2014




Умение работать с картой.

36

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

24.01.2014




Уметь определять предпосылки расцвета государства; рассказывать об основных событиях правления Я. Мудрого; анализировать фрагмент исторического документа; проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы.

37

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого.

1

28.01.2014




Умение раскрыть причины княжеских междоусобиц – ослабление строя. Уметь определять роль личности в истории (Владимир Мономах).



38

Культура и быт Древней Руси.

1

31.01.2014




Уметь выделять главное (истоки и особенности древнерусской культуры).


39

Культура Древней Руси.

1

04.02.2014




Уметь описывать быт, образ жизни разных слоёв населения Древней Руси; выявлять особенности местной культуры.

40,41

Повторительно – обобщающий урок: «Русь в IX – XII в.»

2

07.02.2014

11.02.2014






Обобщение материала по теме. Тест «Русь в IX – XII в.»




Тема 3. Русь во второй половине XII – XIII в. (11 ч.)

42.

Раздробление Древнерусского государства.

1

14.02.2014




Уметь определять социально-экономические причины раздробленности. Выделять последствия раздробленности, развивать умение работать с картой, сводить знания в таблицы; излагать суждения о причинах положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности русских земель.




43

Владимиро-Суздальское княжество. Галицко - Волынская земля.

1

18.02.2014




Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель; уметь работать в паре; на основе доп. Литературы подготовить сообщения «Политический портрет русских князей»

44

Нашествие с Востока.

1

21.02.2014





Уметь показывать на ист. Карте территорию расселения и направления походов монголо- татар; описывать их образ жизни и военную организацию; выявлять особенности и цели монгольского государства,




45-46

Борьба Руси

с западными завоевателями.



2

25.02.2014

28.02.2014






Уметь работать с текстом учебника, выделять главное; причинно-следственные связи,

роль личности; раскрывать значение отпора для Руси немецко – шведской агрессии; высказывать суждения о деятельности и личности А. Невского.



47

Русь и Золотая Орда в XIII веке.

1

04.03.2014




Уметь определять сущность и последствия монголо-татарского ига, работать с документами.

48

Русь и Литва.

1

07.03.2014




Уметь работать с картой, фрагментами документов.

49

Культура русских земель. XII – XIII веках. Родной край в древности.

1

11.03.2014




Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества, учиться анализировать исторические истоки, делать выводы. Уметь выделять главное, участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзывы на ответы других учащихся.

50

Повторение. Практическая работа с контурной картой.

1

14.03.2014





Умение работать с картой. Анализ.

51,52

Урок обобщения и повторения знаний учащихся по теме «Удельная Русь XII – XIII вв. »

2

18.03.2014

21.03.2014



Тест «Удельная Русь»







Тема: «Образование единого Русского государства» (9 ч)




53

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIV в.

1

01.04.2014







Уметь анализировать историческую карту; определять территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью. Выделять предпосылки объединения русских земель, причины усиления Московского княжества.




54

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

1

04.04.2014




Уметь выделять главное, извлекать «уроки» из события, определять роль личности в истории.

55

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

1

08.04.2014




Раскрывать значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре; высказывать и аргументировать оценку исторических событий в данный период, анализировать учебный текст и фрагменты ист. документов.

56

Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV в.

1

11.04.2014




Уметь кратко излагать исторический материал; анализировать фрагменты исторических документов.

57

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1

15.04.2014







Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны; выделять исторические закономерности; систематизировать исторический материал в виде схем и таблицы; на основе доп. литературы составить политический портрет Ивана III; работать с ист. картой.




58

Российское государство во II половине XV – начале XVI века.

1

18.04.2014




Давать определение понятий. Систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Выявлять связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях.


59

Церковь и государство в конце XV – XVI века. Святое Белогорье.

1

22.04.2014




Уметь определять причины изменения в положении Русской Православной Церкви, раскрывать роль РПЦ в создании единого централизованного государства; определять причины противоречий церковной и светской властей; причины появления ереси.

60,61

Повторительно-обобщающий урок по теме «Образование единого Русского государства»

2

25.04.2014

29.04.2014





Тест «Образование единого Русского государства»









Тема 5. Московское государство в XVI в. (9 ч.)




62

Формирование централизованного государства в средине XVI века. Реформы «Избранной рады».

1

06.05.2014




Уметь устанавливать причинно-следственные связи; определять роль личности в истории;

давать краткие и развернутые ответы, оперировать понятиями; систематизировать ист. материал в виде схемы и таблицы; сравнивать систему правления при Иване III и Иване IV.






63,64

Внешняя политика российского государства в середине – II половине XVI века.

.


2

08.05.2014

13.05.2014






Устанавливать причинно – следственные связи. Уметь оперировать терминами и понятиями, работать с исторической картой, устно излагать материал о причинах, ходе и итогах Ливонской войны. Характеризовать причины успеха и неудач внешней политики.


65,66

Внутренняя политика Ивана IV во второй половине XVI века.

Опричнина.



2

16.05.2013

20.05.2014







Уметь выделять главное, выявлять причинно-следственные связи,

анализировать исторические источники. Давать оценки историческим явлениям и государственным деятелям.





67

Русская культура в XV –XVI веках.

1

22.05.2014




Изучать, сравнивать, анализировать, описывать памятники русской культуры; выявлять влияние событий 16 века на характер русской культуры; на основе разных исторических и литературных источников готовить сообщения и презентаций.

Групповая индивидуальная работа. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.



68

Быт XV – XVI веков. Наш край в XIV – XVI в.в.

1

23.05.2014




69

Повторительно-обобщающий урок «Московская Русь XIV – XVI в.в»

1

27.05.2014




Уметь обобщать и систематизировать исторический материал, использовать полученные знания при работе с тестовыми заданиями. Тест «Русь Московская»

70

Итоговое повторение и обобщение материала по истории России с древнейших времён до конца XVI века.

1

30.05.2014




Урок контроля, оценки, коррекции знаний. Урок – игра.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.

История России с древности до XV в.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.

Используемый учебно - методический комплект:

-А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, История России с древнейших времен до конца XVI в.: 6 класс – М., «Просвещение», 2009г.

-А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. Конец XVI – XVIIIвв.:7 класс – М., «Просвещение», 2008г.

Дополнительные пособия для учащихся

-Антонов А.Ф. Книга для чтения по истории России С древнейших времен до конца XVIII в.- М., Просвещение, 2005год

-Хрестоматия по истории России – М., Просвещение, 1998 г.

- Всемирная история: энциклопедия в 14 т. /под ред. А.О. Чубарьяна – М. Образование, 2007


Учебно-методическое оборудование



  • Компьютер;

  • Проектор + экран;

  • Документ-камера;

  • Учебные диски по данному материалу;

  • Комплект исторических карт по данному периоду;

  • Комплект презентаций к урокам по данному материалу;

Интернет-ресурсы (фильмы, документы, онлайн- тесты и т.д.)
скачать файл



Смотрите также:
2013г. 2013г. Рабочая программа Предмет: история Класс: 6 Учитель: Мазеина Наталия Александровна
351.95kb.
Первого полугодия: «Музыкальный образ»
257.32kb.
Рабочая программа учителя по географии класс 8г учитель Спиц кая Анна Александровна Санкт-Петербург
113.77kb.
Антуфьева Надежда Валериевна учитель истории, первая квалификационная категория д. Урусовская пояснительная записка рабочая программа
656.18kb.
Воронова Татьяна Петровна преподаватель высшей категории отделения фортепиано мбоу дод детской школы искусств №2 г. Димитровграда с 1 сентября 2013г начала реализовываться дополнительная предпрофессиональная программа
68.05kb.
Для обучающихся первых классов рекомендуются дополнительные каникулы в период с 18. 02. 2013г по 24. 02. 2013г
10.18kb.
Рабочая программа по истории 6 класс
255.64kb.
Анализ работы стационара гбуз «Городская больница №3» за 2013г. С 01. 01. 2013г произошло объединение гбуз «Городская больница №3»
180.29kb.
Весеннее настроение на курорте «Роза Хутор» c 29. 03. 2013г по 14. 04. 2013г
123.24kb.
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс на 2012-2013 уч год
385.58kb.
Рабочая программа образовательная область «Искусство» учебный предмет «Изобразительное искусство» 5 7 класс
1491.2kb.
Санкт-Петербург 02 марта 2014г
20.59kb.