takya.ru страница 1
скачать файл
Живая реальность русского слова.

(«Урок должен рождать особое состояние человеческой души…»)

…И верим, что пребудет речь,

И что не может мёртвой лечь

Душа, преобразившись в слово.

А. Е. Смирнов

В слове раскрываются исторические представления о прошлом своего народа и возможностях его языка. Слово – это выражение нравственного здоровья, состояние интеллекта, мысли, сознания, поведения, поступка, судьбы. Русское слово - предметное воплощение духовных ценностей народа, духовное достояние, без которого человек теряет свое лицо. Поэтому «мы, как зеницу ока, должны беречь родное слово, данное нам для стремления к истине». При этом важно, каково наше (моё) восприятие слова, чтобы «…неподкупный голос мой был эхом русского народа…» (А. С. Пушкин).

Родной язык станет интереснейшим предметом, приносящим чистое удовольствие, если показать его историю, его отношения с другими языками, стилистику, семантику и этимологию значений слова. Ведь это интересно любому человеку, потому что человек любит размышлять о словах. Для этого нужно научиться, говоря словами А. С. Пушкина, «следовать за мыслями великого человека», видеть чудо стройности повествования, пытаться узреть, как поэт «покупает неба звуки» (М. Ю. Лермонтов), как всё в тексте перекликается, как слово отвечает слову, звук звуку.

«Блаженство рода человеческого … много от слов зависит», - говорил в 1748 году М. Ломоносов. Звучит как заповедь. Между тем, никакой заповедью, мне кажется, нельзя создать убеждения. Это приобретение особого опыта, особого развития чувства и мысли. Обогатиться можно только испытав чувство – пожалев, полюбив, простив, осудив, возненавидев, потому что всё произрастает только из самих людей, из их внутреннего источника, глубина и ценность которого зависит от его чистоты. Нужны усилия в движении от себя к внешнему миру, к другим людям. И художественная литература учит этому. То будет являться сокровищем, которое будит собственное воображение ученика, направляет его собственные размышления, развивает собственные ценностные предпочтения.

Переориентировать подростков на ценности иного плана, - вот, на мой взгляд, одна из главных задач, которую ставит перед собой учитель-филолог, и решает её приемлемыми для него, не раз испытанными им же самим средствами и приёмами, ибо его воля свершается на уроке и он посылает пульс бытия человеку...

Я твёрдо убеждена в том, что урок должен рождать особое состояние человеческой души. Что же есть состояние души? Поэзия – состояние души. Музыка – состояние души. Счастье – состояние души. Любовь – состояние души. Всё – состояние души. И. С. Тургенев в статье, посвящённой поэзии Ф. И. Тютчева, писал, что, «для того чтобы вполне оценить Тютчева, надо самому читателю быть одарённым некоторою тонкостию понимания, некоторою гибкостию мысли… Фиалка своим запахом не разит на двадцать шагов кругом: надо приблизиться к ней, чтобы почувствовать её благовоние». Именно к этому состоянию должен стремиться мыслящий читатель, потому что только тогда он способен увидеть, что «книга…соната», а «знаки» в ней – «ноты» и лишь в его воле «осуществить или исказить…» (М. Цветаева).

Художественный текст – это, прежде всего, речь, слово.

Ярко, убедительно значение слова подчеркивается в рассказе А. И. Куприна «Вечерний гость»: «Вот скрипнула калитка… Вот прозвучали шаги под окнами… Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнем разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха и разгадывать, что они значат… и его мысли станут моими мыслями… О, как таинственны, как странны, как непонятны для нас самые простые жизненные явления!» (чувствуете, как автор упивается своим состоянием постижения тайны произнесённых гостем слов?)

Вот они – мистические свойства слова, метафорически переводящие предметы в образы. Но сначала – звук и скрытые в нём реалии (мысль, дыхание, голос, эмоции, чувства, вибрация, энергия, безмолвие, тишина, музыка, свет). Слово – единство скрытых моментов, о которых ведает творец художественного текста. В них – истина творца–писателя, верность своему идеалу, служение своей правде.

«Если в художественном произведении все ясно, оно утрачивает художественность. В художественном произведении что-то должно быть тайное» (Д.С. Лихачев). И это «что-то тайное» напрямую связано с художественной образностью, метафоричностью художественного слова.



Анализ текста – основной вид работы на уроке литературы. В наблюдении над словом и содержатся те эмоциональные знаки, которые характерны для раскрытия внутреннего мира героя. По большому счёту, необходимость такой работы состоит в том, чтобы ребёнок понял главное: зачем автор написал об этом? Вспомнить хотелось бы главу 25 из романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова... Казнив невинного человека Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат решает убить предателя, Иуду из Кириафа, хотя в глубине души знает, что настоящий предатель – он сам. Кто поможет в убийстве Иуды? Конечно, тот, кому Пилат доверяет свою жизнь. И пятый прокуратор Иудеи вызывает к себе Афрания - начальника тайной стражи. Между героями происходит довольно странный разговор. Напрямую договариваться о том, как совершить преступление, Пилат не может. И вот тут-то и начинается игра слов, погружающая в тайну авторского подтекста. Вспомним, при виде Афрания прокуратор «воскликнул». Любезно отвечает, когда усаживает начальника тайной стражи за стол и угощает его. Затем он говорит с ним то негромко, то с одобрением, то улыбаясь. А полунамёки, полувзгляды, полужесты?.. Ведь только лишь после того как Афраний посылает свой многозначительный «особенный взгляд в щеку прокуратора» (почему не в глаза?), когда Понтий Пилат слышит практически приговор себе («…в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость»), наконец, «треснувший» голос его звучит «глухо», «хрипло» (возмездие близко!). И это только в одной детали – целая характеристика героя. Тонкий и глубокий анализ художественных деталей по принципу «слово – вещь – мир» помогает «нащупать» главное, ради чего писался этот эпизод. Внимание к художественному слову порождает потребность в собственном точном и, я бы сказала, честном слове. А если ещё привлечь языковой материал (начало 25 главы), где мир образов создаётся при помощи «цветовых» слов («тьма», «бездна», «дымные потоки» и др.), предшествующий основному диалогу, то будет «прочитан» и разгадан основной «серый цвет», за пределы которого герой не может выбраться, он задыхается в нем. Так рождается новый смысл, слово-знак снимается словом-образом…

Ещё один пример. Несколько слов о Григории Мелехове – любимом мною шолоховском герое… Испытание войной не погасило его любви к Аксинье, не прервало его связи с землёй, с родной степью, с естественной жизнью… Об этом много говорится в лирических отступлениях, заполняющих собой всё художественное пространство романа.

После прочтения некоторых фрагментов важно расставить акценты на ключевых словах-образах, на ярких деталях, потому что только тогда раскроется тайна постижения истины, авторской правды, его видения и понимания описываемого: степь, колышущаяся серебром, его покоряла, властно принуждала жить первобытной, растительной жизнью; тут – приволье, трава да небо…мир; терпкий воздух; ветер полынен; земля, напитанная горечью и т. д. (книга 3, ч. 6, гл. 6, с. 52; гл. 3, с. 30; гл. 2, с. 28).

Отсюда вывод: во всём узнаётся, чувствуется Григорий: и корни его турецкие («султанистый ковыль»), крепкие, прочные («травы зеленели густо и тёмно»), жажда жить полнокровной жизнью («пырей жадно стремился к солнцу»), яростное отстаивание своей страстной, полной горечи полыни, жгучей, терпкой, любви, и однолюб он, как «чингиска – трава суровая, однолюбая, вытеснявшая с занятой площади все остальные травы». В этом и сила, и трагедия главного героя… Это о прозе.

Что может быть проникновеннее поэтического слова, живой музыки, пронзительнее волнующегося голоса?.. Литературный вечер в честь поэта А. С. Пушкина дал возможность каждому участнику пережить и перенести на себя мгновения знакомой и одновременно чужой жизни. Выбор такой формы не случаен. Её возможности позволяют объединить искусство слова, музыкального произведения, богатство человеческого голоса, сценической игры. На глазах разворачивалась и оживала лента исторического трагического времени жизни великого поэта. Не «затёртая до шаблона» форма подачи информации, накаляющееся эмоциональное напряжение на протяжении всего действия «задели за живое» каждого присутствующего. Именно здесь, на мой взгляд, состоялся немаловажный обмен ценностями и опытом… С другой стороны, вечер – это итог большой работы коллектива, всесторонняя проверка его качеств, смотр организованности ребят и ответственности каждого за свою долю в общем деле. Главное не только в проведении самого литературного вечера, а в той интересной коллективной работе по подготовке к нему, которой школьники живут некоторое время, в том, что вечер вызывает глубокие эмоции, оставляет яркие впечатления: удачно сыгранная роль, хорошо прочитанное стихотворение запоминаются надолго, иногда на всю жизнь…

Творческая, проектная деятельность способствует реализации личностных потребностей, даёт возможность не только применить и нарастить академические знания, но и использовать свой житейский опыт, заявить о себе как о неповторимой личности, продемонстрировать сильные стороны, помогает выстроить траекторию своей собственной жизни. «Имя - самый сладостный звук для человека на любом языке»,- писал Дейл Карнеги.

Каждый год мы отмечаем дни рождения, многие отмечают именины. Каждый из нас, получая имя при рождении, несет его через всю свою жизнь, оставляя память о нем в своих творениях. Но много ли известно людям о происхождении, значении, истории личных имен? Наверное, нет. Многие ученые до сих пор склонны называть значения имени «тайной». Ведь сколько бы ни писали о значениях и важности имен, все равно существует в них что-то непознанное, глубинное. Прислушайтесь к себе… Кто вы? Какая стихия свойственна вам?.. Ваше имя может звучать по-разному: шелест листвы, звонкая весенняя капель, разбивающиеся морские валы, наполняющий паруса ветер, раскаты далекого грома, звон столкнувшихся клинков… Позвольте себе стать собой, почувствуйте себя и перебирайте звучания, которые возникают в вас. Звуки катаются на языке, облекаясь в слова. Звуками можно передать почти все оттенки настроения, показать, кто вы и какие силы наполняют вас.

Конечно, такая работа требует много знаний, усердия и, наверное, желания быть просто счастливым. Всё сделанное ученицей 5 класса нашей школы Григорьевой Елизаветой по проблеме исследования своего имени, достойное выступление на конференции по защите проектных и исследовательских работ школьников Дмитровского района «Проект года - 2013», состоявшейся 13 апреля, и всё, что ещё можно сделать в дальнейшем, наверняка оставит след в её опыте изучать новое и познавать многие стороны мира. Её работа вызвала отклик у одноклассников: среди «мужественных» (Андрей), «защитников» (Александр), «величайших» (Максим), «владеющих славой» (Владислав) нашлось объяснение и моему арабскому по происхождению имени, означающему «волшебная, таящая в себе волшебство, чудесная, чудодейственная, гадающая на песке»…

Вспоминаются слова писателя (одного из героев) из рассказа А. И. Солженицына «Абрикосовое варенье»: «Вот, - переливал он (Писатель) из чайной ложки над малым стеклянным блюдечком густую влагу абрикосового варенья, - вот такая прозрачная янтарность, такой неожиданный цвет и свет должны быть и в литературном языке.

Да ведь в хрустальной вазе и каждый абрикосовый плод лежал как сгущенное солнце. У вишнёвого варенья был тоже свой загадочный цвет, неуловимо отличный от тёмно-бордового, - а не то, не сравнить с абрикосовым… А? Каково?..»

Восточная мудрость гласит: «Солнце, Луна, Звёзды – краса небес, леса и ягоды – краса гор, краса государства - человек». Человек должен состояться. Это определяет профессионализм учителя, от знаний, усилий, интеллекта, отношения к растущей душе которого зависит, останется ли жить хоть малая толика всеобъемлющей любви к человеку, людям, земле, иному миру. Каким вырастет человек – определяет система множества влияний: что любит, чем дышит, куда ходит, с кем дружит, что читает, что сочиняет, какие картины рисует, как общается, о чём мечтает и многое, многое другое.

Как сформировать положительную мотивацию к познанию, как сберечь любопытство ребёнка, как научить любить собственный мир и мир огромный, в котором живёшь, и трудиться на радость людям, близким и самому себе? Что же делать учителю? Требование времени о значимости универсальных знаний ученика, выстроенных на принципах интеграции в обязательном союзе с творчеством – однозначно. Полёт учительской фантазии непредсказуем, неповторим. Поэтому очевидно, что он должен думать, постоянно учиться, искать и не сдаваться.

Стихотворение Б. Ахмадулиной «Чужое ремесло» уж очень об учительской судьбе.
Чужое ремесло мной помыкает.

На грех наводит, за собой маня.

Моя работа мне не помогает

и мстительно сторонится меня.


Я ей вовеки соблюдаю верность,

пишу стихи у краешка стола,

и всё-таки меня снедает ревность,

когда творят иные мастера…


Так власть чужой работы надо мной

меня жестоко требует к ответу.

Но не прошу я участи иной.

Благодарю скупую радость эту.


Использованная литература:



  1. Булгаков М. А. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3: Мастер и Маргарита: Роман. – М.: Литература, Мир книги, 2003.

  2. Шолохов М. А. Собрание сочинений. В 8-ми т. Тихий Дон: Роман в 4-х кн. – М.: Худож. лит., 1985.

  3. Успенский Л. В. «Слово о словах». - Ленинград: Детская литература, 1971.

  4. Смирнов А. Е. Дыхание речи. Прочтение поэтического текста. – М.: Глобулус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
скачать файл



Смотрите также:
А. Е. Смирнов в слове раскрываются исторические представления о прошлом своего народа и возможностях его языка. Слово это выражение нравственного здоровья, состояние интеллекта, мысли, сознания, поведения, поступ
92.62kb.
«Образовательный центр» г. Сызрани, 11а класс в творчестве народа его история, быт, нравы, мысли и чувства, его поэтичность и музыкальность
18.57kb.
Просто примите то, что говорит Святой Дух вашем сердце, и тогда живите для Христа
58.41kb.
Н. В. Глущенко Язык любого народа историческая память, воплощённая в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо, отразилась в русском языке, в его устной и письменной фо
59.12kb.
Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
446.29kb.
Герман Гессе Сиддхартха Перевод: Б. Д. Прозоровская
1190.47kb.
Слово и жест, миф и ритуал: психологическая драма рождения человеческого сознания
196.95kb.
«Если это менструальная кровь, то она будет темного цвета, и ее можно будет узнать. Если это так, то воздержись от молитвы. А если другая, то соверши омовение и молись, поскольку она является венозной (кровью)»
210.23kb.
Субъективность интеллекта: нравственно-ценностный ракурс
68.84kb.
Слово «герб» пришло в русский язык в XVI xvii вв. В его основе лежит немецкое «ebre», что означает «наследство». Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба стабильность, постоянство в употреблении
50.75kb.
Программа выборочного наблюдения включает в себя восемь тематических блоков вопросов: общие сведения о респонденте, состояние здоровья, питание, социальное самочувствие, семейное положение, занятия физкультурой и спортом, привычки, которые считаются
12.64kb.
Учебный курс для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", состоит из модулей: «Основы православной культуры»
57.92kb.