takya.ru страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
скачать файл
Административное право - экзамен

1. Административное право в системе права Украины.

2. Понятие, черты и задачи административного права.

3. Предмет административного права.

4. Метод административного права.

5. Система административного права. Подотрасли и правовые институты административного права.

6. Источники админ.права Украины и их хар-ка. Осн. законопроектные работы в области админ.права.

7. Административно-правовые нормы: понятие, виды и особенности структуры.

8. Действие административной нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц. Порядок действия в Украине законодательства СССР и международных договоров.

9. Понятие и основные тенденции систематизации административного законодательства.

10. Понятие, состав и виды административно-правовых отношений.

11. Понятие, черты и уровни государственного управления.

12. Функции государственного управления: понятие, виды и их характеристика.

13. Принципы государственного управления: понятие, виды и их характеристика.

14. Понятие и виды методов государственного управления.

15. Понятие и виды актов государственного управления. Требования, предъявляемые к актам государственного управления.

16. Понятие и виды методов государственного управления.

17. Административные услуги: понятие, правовое регулирование, классификация.

18. Понятие и виды субъектов административного права, их общая характеристика.

19. Административно-правовой статус граждан Украины.

20. Административно-правовой статус иностранцев, лиц без гражданства и беженцев.

21. Министерство как субъект государственного управления.

22. Служба как субъект государственного управления.

23. Агентство как субъект государственного управления.

24. Инспекция как субъект государственного управления.

25. Центральные органы исполнительной власти со специальным статусом как субъекты гос.управления.

26. Местные органы исполнительной власти как субъекты административного права.

27. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.

28. Предприятия и учреждения как субъекты административного права.

29. Объединение граждан как субъекты административного права.

30. Правовые основы государственной службы.

31. Понятие и виды государственной службы.

32. Понятие и виды государственных служащих. Их обязанности и права.

33. Право граждан на государственную службу и механизм его реализации.

34. Понятие и черты административной ответственности.

35. Основания административной ответственности их характеристика.

36. Признаки и состав административного проступка.

37. Коллективные субъекты (юридические лица) как субъекты административной ответственности.

38. Особенности административной ответственности несовершеннолетних.

39. Понятие и особенности административного принуждения. Соотношение административного принуждения и принуждения, предусмотренного нормами административного права.

40. Характеристика мер административного предупреждения.

41. Характеристика мер административного пресечения.

42. Система административных взысканий и их характеристика.

43. Порядок наложения административных взысканий.

44. Обстоятельства, исключающие административную ответственность, и их характеристика.

45. Характеристика мероприятий административно-процессуального обеспечения.

46. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении и их характеристика.

47. Понятие, сущность и виды государственного контроля. Отличие контроля от надзора.

48. Понятие, сущность и виды админ.надзора, отличие админ.надзора от прокурорского надзора.

49. Обращения граждан как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

50. Право граждан на обращение и механизм его реализации. Понятие и виды обращений граждан. Производство по рассмотрению обращений граждан.

51. Понятие и правовая природа административной юстиции.

52. Понятие, задачи и правовое регулирование административного судопроизводства.

53. Принципы административного судопроизводства.

54. Публично-правовой спор как предмет административного судопроизводства.

55. Основные направления реформирования института административной ответственности.

56. Основные направления реформирования института государственной службы.

57. Основные направления реформирования иов как субъектов гос. управления.

58. Кодификация административного права в условиях реформирования.

59. Административное право и административное процессуальное право: проблемы соотношения.

60. Организационно-правовые основы гос. управления в сфере экономического развития и торговли.

61. Организационно-правовые основы гос. управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

62. Организационно-правовые основы гос. управления в области регионального развития и строительства.

63. Организационно-правовые основы гос. управления в области экологии и при-родных ресурсов.

64. Организационно-правовые основы гос. управления таможенным делом.

65. Организационно-правовые основы гос. управления в области финансов.

66. Организационно-правовые основы гос. управления банковским делом.

67. Организационно-правовые основы гос. управления в области агропромышленного комплекса и продовольствия.

68. Организационно-правовые основы гос. управления в области транспорта.

69. Организационно-правовые основы гос. управления в области связи.

70. Организационно-правовые основы гос. управления топливно-энергетическим комплексом.

71. Организационно-правовые основы гос. управления в области защиты экономической конкуренции.

72. Организационно-правовые основы гос. управления в области образования.

73. Организационно-правовые основы гос. управления в области науки.

74. Организационно-правовые основы гос. управления в области здравоохранения.

75. Организационно-правовые основы гос. управления в области культуры.

76. Организационно-правовые основы гос. управления средствами массовой информации.

77. Организационно-правовые основы гос. управления телевидением и радиовещанием.

78. Организационно-правовые основы гос. управления в области физической культуры и спорта.

79. Организационно-правовые основы гос. управления в области социальной защиты населения.

80. Организационно-правовые основы гос. управления в области молодежной политики.

81. Организационно-правовые основы гос. управления в области внешнеполитической деятельности.

82. Организационно-правовые основы гос. управления в области обороны.

83. Организационно-правовые основы гос. управления в области национальной безопасности.

84. Организационно-правовые основы гос. управления в области внутренних дел.

85. Организационно-правовые основы гос. управления в области юстиции.

86. Организационно-правовые основы гос. управления в сфере зарубежных дел.

87. Организационно-правовые основы гос. управления в области гражданской обороны.

88. Организационно-правовые основы гос. управления в области государственной безопасности.

89. Организационно-правовые основы гос. управления государственной службой.

90. Организационно-правовые основы охраны государственной границы.
1 Административное право в системе права Украины.

Система админ. права - это совокупность админ-правовых норм и институтов, объединенных единым предметом и методом, принципами и целями и расположенных в определенной логической последовательности.

Тесно административное право взаимодействует с конституционным правом. Конституционное право закрепляет основы организации и функционирования субъектов публичной власти, их место в государственном механизме, права и свободы человека. Конституция Украины является важнейшим источником административного права.

Административное право тесно взаимодействует с гражданским правом. Как и гражданское, административное право регулирует определенную долю отношений имущественного характера (например, изъятие товаров из обращения, изъятие по таможенным правилам).

Взаимосвязь между административным и трудовым правом наблюдается в сфере регулирования служебных отношений. Нормы трудового права определяют статус служащих как участников трудового процесса (условия труда, охрану труда, рассмотрение трудовых споров). Нормы же административного права регулируют государственно-служебные отношения: условия поступления на службу, порядок ее прохождения, правила пользования служебными документами, полномочия должностных лиц по организации трудового процесса.

Административное право тесно связано с финансовым правом. Собственное финансовое право своим рождением обязано государственном, административном и частично - гражданскому праву. Таким образом, когда речь идет о распределении финансов - это финансовое право; когда об организации работы финансовых органов - это административное право.

Очевидна связь административного права с земельным правом, предметом которого являются земельные отношения, но в значительной мере использует административно-правовые средства регулирования. Государство в лице уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления решает основные вопросы организации землепользования, распоряжается землей как объектом право собственности народа, охраняет ее, преимущественно, административно-правовыми средствами. 

Административное право связано и с уголовным правом. Так, административное право объединяет многочисленные запреты, нарушение которых, в определенных случаях, влечет за собой уголовную ответственность. Связь уголовного права с административным проявляется и в том, что уголовное право предусматривает ответственность за совершение должностных преступлений.
2 Понятие, черты и задачи административного права.

Административное право понимают в двух смысла:

1)в широком смысле- совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, которые формируются во время обеспечения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления реализации защиты прав и свобод физических и юридических лиц, а также в процессе государственного управления в сфере социально-экономического и административно-политического развития и охраны общественного порядка

2)в узком смысле- совокупность правовых норм ,которые регулируют общественные отношения в сфере государственного управления

Административное право как наука- это система знаний о совокупности правовых норм, регулирующих отношения управленческого характера в названных сферах общества.

Административное право как отрасль права- является одной из ведущих отраслей права Украины и принадлежит к фундаментальным отраслям права, регулирующая отдельную сферу общественных отношений

Административное право как отрасль законодательства- совокупность нормативно-правовых актов ,которые регулируют сферу государственного управления.

Административное право как учебная дисциплина- обязательный план для изучения будущих юристов



Задания:

1. Создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти.

2. Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти.

3. Защита граждан и общества от административного произвола.



Основная задача административного права - это правовое регулирование организационных, управленческих отношений в обществе (административная деятельность) и правоохранительная деятельность государства

Черты:


1. Это отрасль публичного права. Публичное право устанавливает обязательные предписания, предоставляя одним участникам властные полномочия, за другими закрепляя обязанность повиновения.

2.  Административное право регулирует главным образом управленческую деятельность



3 Предмет административного права.

Предмет административного права - совокупность общественных отношений возникающих в процессе организации и функционирования органов государственного управления, осуществления государственного управления, сфера общественной жизни, функционирования административной юстиций и привлечения к административной ответственности. Предмет админ. права составляют общественные отношения, возникающие с целью реализации и защиты прав граждан, образования нормальных условий для функционирования общества и государства. Такие отношения связаны с: 1) деятельностью ОИВ (органов исполнительной власти), 2) внутри организационной деятельностью других гос. органов, предприятий, учреждений, организаций, 3) управленческой деятельностью ОМС 4) осуществлением негосударственными субъектами. делегированных полномочий ОИВ 5) рассмотрением судами дел о админ. правонарушения.

Предмет административного права составляет широкий комплекс общественных отношений, возникающих в связи с реализацией функций исполнительной власти, содержанием которой является управление обществом.

В первую очередь, к предмету административного права принадлежат так называемые «классические управленческие отношения», то есть общественные отношения, возникающие во время осуществления государственного управления в сфере экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности.

Важно отметить, что к предмету административного права, кроме внешних, принадлежат и внутриорганизационные управленческие отношения, складывающиеся в процессе внутренней организации и деятельности аппарата иных государственных органов (аппарата прокуратуры, аппарата суда, Секретариата Верховной Рады Украины, Администрации Президента Украины и др.), а также в администрациях государственных предприятий, учреждений и организаций.

К предмету административного права относятся также общественные отношения, возникающие в связи с организацией и деятельностью административных судов, то есть в сфере административной юстиции.

И, наконец, к предмету административного права относятся общественные отношения, которые возникают в связи с применением мер административного принуждения и административной ответственности к физическим и юридическим лицам.

Особенностью предмета административного права выступает то, что им является не само государственное управление, а общественные отношения, в связи с управлением возникают. Именно это позволяет отнести к предмету административного права и негосударственные виды управленческого воздействия (например, в сфере коммерческой, предпринимательской деятельности).
4 Метод административного права.

Методы административного права- совокупность способов, средств, приемов которые используются для достижения определенных целей и урегулирования общественных отношений.

К приемам, которые используются в административно-правовом регулировании, принадлежат предписания, запреты и разрешения. Они содержатся в административно-правовых нормах.(через них реализуются административные методы)

Предписания - это возложение прямой юридической обязательства оказывать те или иные действия в условиях, предусмотренных нормой.

Запреты - это также фактически предписания, но другого характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать тех или иных действий в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Разрешения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных нормой, те или иные действия, или воздержаться от их совершения по своему желанию.

Общие методы:

1)императивный- метод прямого предписания

2)диспозитивный- право выбора

Специальные методы:

1)субординации- носит императивный характер (подчинения). Устанавливает что в отношениях между управляемым объектом и руководящим субъектом закрепляются положения подчинения

2)координации- помощь в определенной работе.

3)реординации- состоит в том, что управляемому объекту предоставляется право требовать от руководящего субъекта создания необходимых условий для своей деятельности

4)административный договор- имеет место тогда когда органы исполнительной власти делигируют ряд своих полномочий органам местного самоуправления.


5 Система административного права. Подотрасли и правовые институты административного права.

Система административного права - это внутреннее строение отрасли, отражает последовательное размещение элементов - институтов и норм, образующих ее единство и структурную взаимосвязь.

Из курса «Теории государства и права" известно, что вся правовая система делится на области, которые классифицируются по трем главным группам:

- Профилирующие (первичные, фундаментальные, самостоятельные) - государственное, административное, гражданское, уголовное право и их процессуальные аналоги;

- Специальные - земельное, финансовое, трудовое, семейное, исправительно-трудовое право;

- Комплексные - хозяйственное, сельскохозяйственное, природоохранное, жилищное, морское и т.п..

Административное право относится к категории фундаментальных и, будучи частью правовой системы Украины, имеет свою внутреннюю устройство, собственную систему, связанную с административно-правовыми нормами, институтами, подотраслями. Необходимо различать систему административного права, т.е. совокупность подотраслей, институтов и норм административного права, и систему административного законодательства, которая представляет собой совокупность действующих законодательных и других нормативных актов, которые связаны между собой и регулируют соответствующие отношения в сфере государственного (публичного) управления.

Общая часть административного права объединяет нормы, закрепляющие принципы государственного управления; правовое положение субъектов административного права (органов исполнительной власти, государственных служащих, граждан и др.).: формы и методы исполнительной и распорядительной деятельности: административный процесс, средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении

Особенная часть административного права содержит нормы, регулирующие управления промышленностью, агропромышленным комплексом, социально-культурной сферой (образованием, наукой и др.)., административно-политической деятельностью (управление внутренними делами, управления юстицией), а также межотраслевое государственное управление в сферах статистики, стандартизации, ценообразования и т.д..

Специальная часть объединяет нормы, регулирующие административно-правовую деятельность субъектов управления конкретными сферами. Например, административная деятельность органов внутренних дел.

Содержание общей и особенной частей административного права является взаимозависимым и составляет единое целое. Нормы общей части применяются ко всем институтам особенной части.

Наряду с разделением на две основные части (общую и особенную), система административного права состоит из административно-правовых институтов - групп норм, регулирующих тесно связаны, однородные общественные отношения (например, государственной службы, административной ответственности, местного самоуправления)

Вместе с тем в теории административного права существует разделение административного права и на подотрасли, такие как:

- Законодательство в области организации и функционирования органов исполнительной власти;

- Законодательство о государственной службе;

- Законодательство в области управленческого процесса (управленческих

процедур);

- Законодательство об административных правонарушениях и производство по ним;

- Законодательство в области защиты прав и свобод граждан;

- Законодательство о милиции, налоговой милиции и таможенную службу (в сфере деятельности правоохранительных органов);

- Законодательство в области образования (образовательное право);

- Законодательство о местном самоуправлении (муниципальное право).

Институт - это совокупность норм, по объему действия сравнительно меньших, чем отрасль права. Они могут быть: отраслевыми (например, институт правового акта управления) и межотраслевыми (например, институт административной ответственности); материальными (например, институт административно-правовых форм управления) и процессуальными (институт прохождения государственной службы, производства дел об административных правонарушениях); регулятивными (институт государственной службы); охранными (институт административного принуждения) простыми (институт аттестации государственных служащих); сложными (институт государственной службы, юридической ответственности должностных лиц).


6 Источники административного права Украины и их характеристика. Основные законопроектные работы в области административного права.

Источниками административнго права являются принятые уполномоченными органами акты правотворчества, целиком состоящие из административно-правовых норм или содержат хотя бы одну из следующих норм.

Особенности админ. права является разнообразие и значительное количество его источников. Это обусловлено тем, что нормами данной отрасли регламентируется широким круг матсуспильних отношений. Вместе с тем источники админ. права составляют систему логически и последовательно размещенных актов. Так, во-первых, все они основываются на нормах Конституции и законов Украины, которые имеют высшую юридическую силу. Во-вторых, нормативные акты органов исполнительной власти всех звеньев служат базой для нормативных актов, принимающих низкие органы исполнительной власти. В-третьих, акты высших органов исполнительной власти характеризуются большим масштабом действия, чем аналогичные акты низших органов. И, в-четвертых, нормативные акты отраслевого характера основываются на источниках общего характера.

Источники:

- Конституция Украины

- Междунар. договоры, согласие на обязательность кот. предоставлено ВРУ

- Законы

- Постановления ВРУ

- Указы ПУ

- Постановления КМУ

- Нормативные приказы цоив

- Нормативно-правовые акты ВР и Совета министров АРК

- Распоряжения глав местных государственных администраций

- Решение органов местного самоуправления, содержащие административно-правовые нормы

Практическая реализация мер административной реформы должна быть подчинена выработанным мировой практикой основополагающим принципам функционирования исполнительной власти в демократических государствах.

К источникам админ. права могут быть отнесены решения КСУ, поскольку в результате деятельности этого органа могут толковаться или признаваться не соответствуют КУ, отдельные административно-правовые нормы.

В системе источников админ. права Конституция и ЗУ играют ведущую роль, поскольку, имея высшую юридическую силу, они являются базой для появления новых источников данной отрасли права.

7 Админ.-правовые нормы: понятие, виды и особенности структуры.

Административно-правовые нормы - установленные, ратифицированные или санкционированные гос., обеспеченные при необходимости ее при принудительном силой, общеобязательные, формально определ. правила поведения, кот. предоставляют участникам обществ. отношений, кот. устанавливают предмет админ. права, обяз-ти и предоставляют им права. Этим нормам присущи черты, присущие нормам др. отраслей права. Да, их устанавливает, ратифицирует или санкционирует гос., они определяют и закрепляют пр. и обяз. суб. права; явл. общеобязат. и формально определенными правилами поведения; могут быть обеспечены принудительной силой гос.; закрепл. в актах, кот. выдают компетентные гос. органы.

Вместе с тем, админ.-правовые нормы хар-тся определ. особенностями, которые позволяют выделить их среди норм других отраслей права.



Во-первых, предмет их регулирования - общественные отношения, связанные с функционированием органов исполнительной власти (дальше оив), местного самоуправления (дальше мс), др. суб., уполномоченных на осущ. функций публичного управления. Причем указ. отношения нуждаются в такой регламентации, кот., с одной стороны, обеспечит эффективность деят. суб. управления, а с др. - создаст условия для реализации об. управл. своих прав и даст возможность последним противостоять злоупотреблениям со стороны властных структур.

Во-вторых, в админ.-правовых нормах отражается метод админ. права, поэтому в большинстве случаев такие нормы имеют императивный характер. Они опред., какие действия могут совершать участники регламентированных ними отношений (содержат разрешения), от кот. следует воздержаться (устанавливают запреты), кот. необходимо совершать (фиксируют предписания). Правила поведения, устан. админ.-правовыми нормами, должны выполнять как представители власти, так и подвластные физ. и юр. лица. Ведь невыполнение правовых предписаний может вызвать применение к любой из сторон принудительных мер со стороны государства.

В-третьих, админ.-правовые нормы нередко устан. в пр-ссе реализации исполн. власти и непосредственно ее суб.. Наличие приведенной черты обусловлено тем, что исполн. власть осущ. с целью воплощения в жизнь правил, зафиксированных, прежде всего, в КУ и ЗУ. Органы, представляющие указанную ветвь власти, уполномочен принимать акты, в кот. детализируются и конкретизируются законод. положения, формулируются общеобяз. правила поведения, пригодные для регламентации отношений, составляющих предмет админ. права.

В-четвертых, характер отношений, урегулированных админ.-правовыми нормами, определяет их структуру.

Админ.-правовые нормы делятся на виды по различным критериям.



По содержанию можно выделить группы админ.-правовых норм, которые: 1) фиксируют права и обязанности граждан как суб. админ. права, 2) закрепляют порядок образования и правовое положение властных суб. данной отрасли права, 3) устан. порядок прохождения гос. службы, права и обяз. гос. служащих, 4) опред. формы и методы управленческой деят., 5) устан. способы и порядок обеспечения законности и дисциплины в гос. управлении; 6) опред. админ.-правовые основы организации матер-го производства, соц.-культурного и админ.- политического строительства.

По целевому назначению среди админ.-правовых норм выделяют регулятивные, фиксирующих права и обяз. суб. админ. права, и охранные, направленных на регламентацию мер принуждения, применяемые к нарушителям общеобязательных правил.

По методу воздействия на суб. админ. права разл.: обязывающие (устан. обяз. осущ. позит. действия) запрещающие (фиксируют обяз. воздержаться от определ. действий); управомочивающие (дают право на осущ. тех или иных положит. действий) рекомендательные (содержат советы по рациональных действий) и стимулирующие (содержат инфу о поощрении деят., кот. считают полезной).

По отраслевой принадлежности админ.-правовые нормы дел. на материальные (опред. права и обяз. суб. админ.-правовых отношений) и процесс-ные (фиксируют порядок, процедуры реализации прав и исп-ия обяз.).

По пределами действия разл. общеобяз. админ.-правовые нормы, действующие на всей терр. У. или на определ. ее терр., и такие, кот. действуют в сист. орг. гос. управл. (общие, ведомственные, межведомственные, локальные).

По порядку действия во времени можно выделить срочные админ.-правовые нормы (время действия определен) и такие, время действия кот. не определен.

По кругу физических лиц админ.-правовые нормы делятся на те, кот. устан. правила для всех граждан, или такие, кот. адресуются отдельным группам лиц.
8 Действие административной нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц. Порядок действия в Украине законодательства СССР и международных договоров.

Действие административно-правовых норм связана с наличием определенных пределов их способности осуществлять то или иное воздействие на регулируемые общественные отношения. Эти границы действуют во времени и пространстве, а также: различаются по кругу лиц.


Действие административно-правовых норм во времени, как правило, не ограничено определенными сроками. Это означает, что они действуют до их официальной изменения или отмены. Однако могут предусматриваться временные границы действия, например, на период действия чрезвычайного положения на определенной территории, т.е. на определенный срок.
Для действия административно-правовых норм существуют общие правила:
а) административно-правовые нормы вступают в силу с момента их доведения до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, определенный в нормативном акте;
б) нормат. акт обратной силы не имеет, а исключения из этого оговариваемых в самом акте.
Вопрос о действии административно-правовой нормы во времени имеет большое практическое значение, поэтому не удивительно, что оно является предметом отдельного исследования ученых. От его правильного решения часто зависит, какой именно законодательный или нормативный акт - новый или старый - будет применяться к конкретным отношениям, императивные предписания осуществляться.
Вопрос о вступлении административно-правовой нормы в силу зависит от двух обстоятельств:
1) даты вступления нормы в юридическую силу;
2) границ действия нормы при поступлении в силу.
Вопрос о границах действия новой нормы предусматривает три варианта действия:
- Перспективная - действие по фактам, правоотношениям, возникшим после вступления нормы в силу;
- Немедленная - действие по правоотношениям, возникшим снова или раньше, но с даты вступления нормы в силу;
- С обратной силой - действие по правоотношениям, вновь возникли, и правоотношениям, возникшим до вступления нормы в силу, но более ранней даты. Об установлении границ приостановлении действия нормы, существовавшей ранее, возможны три варианта действия:
Норма переживает себя, если продолжает регулировать отношения, которые возникли на ее основе после даты вступления в силу новой нормы, норма немедленно останавливает действие относительно отношений, которые ранее регулировались ней, с даты утраты нормой юридической силы, норма досрочно приостанавливает действие и таким образом влияет на правоотношения, которые раньше регулировались этой нормы, а затем стали регулироваться новой нормой с обратной силой. Как правило, следует руководствоваться следующим принципом: немедленное действие нормы - это общее правило, а допущение переживания старой нормы, придание обратной силы новой должно быть защищены актом уполномоченного органа.
Порядок действия в Украине законодательства СССР регулируется Постановлением Верховной Рады Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» установлено, что до принятия соответствующих актов законодательства Украины на территории республики применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины , при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины.
Действие административно-правовых норм в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. Такой территорией действия норм могут быть отдельные экономические зоны. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними и многосторонними соглашениями. Возможен «выход» таких норм за пределы государственной границы, когда они регламентируют деятельность украинских организаций и граждан за рубежом. В пределах Украины действие административно-правовых норм распространяется также на иностранцев.
Действие административно-правовых норм в пространстве связано со статусом органа, издавшего акт. Исходя из этого, различают:
- Нормы, действующие на всей территории Украины или в пределах отдельных административно-территориальных единиц;
- Нормы общего и отраслевого характера;
- Нормы актов локального (внутриорганизационного) характера.
Действие административно-правовых норм по кругу лиц различается в зависимости от их распространения на всех граждан или на отдельные их группы (военнослужащих, беженцев, пассажиров, работников отдельных министерств), то есть на так называемых специальных субъектов административного права.
Международные соглашения (договоры) Украины и международно-правовые акты, действующие, если они ратифицированы Верховной Радой Украины. В соответствии со ст. 9 Конституции Украины они являются частью национального законодательства. Международно-правовые акты регулируют и вопросы, которые отнесены к административно-правовой сферы: защита прав и свобод человека и гражданина; правовой статус иностранцев, порядок пересечения государственной границы; взаимодействие пограничных войск и таможенных служб соседних государств, международное транспортное сообщение, сотрудничество в различных отраслях народного хозяйства, борьба с преступностью. Такова, например, Соглашение между Украиной и Республикой Польша «О правовом режиме украинского-польской границы, сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам», ратифицированная Верховной Радой Украины 14 июля 1993
По своей юридической силе нормы международных соглашений и международно-правовых актов занимают место между нормами Конституции и обычных законов.

9 Понятие и основные тенденции систематизации административного законодательства.

Систематизация законодательства является объективно необходимым элементом правовой политики государства, средством укрепления правовой основы государственной и общественной жизни. Систематизация админ. права осуществляется в двух формах: в виде инкорпорации и кодификации.

Инкорпорация предусматривает собрание отдельных нормативных актов, выписок из них и размещения их в определенной последовательности. Основанием инкорпорации явл. определ. направление деят., отдельный вопрос или круг родственных вопросов. Н:, приватизация имущества, земельная реформа. Инкорп. может проводиться любыми орг. и имеет неофиц. хар-р. Она призвана облегчить польз. нормат. базой различными категориями граждан.

Кодификация озн. не только собрание нормативно-правового материала и его размещение в определенном порядке, но и пересмотр нормативных актов с целью устранения противоречий между ними, внесение изменений в существующие, создания новых и ликвидации устаревших правовых норм, а значит - предполагает изменение нормативного материала актов.

Кодификация законодательства - это сложная и совершенная форма систематизации, которая предусматривает переосмысление, творческую переработку и качественное улучшение существующего законодательства. Результатом выступает новый сводный акт кодификационного типа (кодекс, устав, положение), комплексно регулирует отдельную отрасль общественных отношений, отмечается логической последовательностью, четкостью структуры.

Кодификация имеет только официальный характер. Кодексы - это комплексные законы, которые принимаются Верховной Радой Украины.

В связи с тем, что нормы административного права регулируют очень широкую и многогранную сферу общественных управленческих отношений, их количество превосходит все другие отрасли права. Это обстоятельство вызывает необходимость систематизации: инкорпорации, а где возможно, - и кодификации административно-правовых норм. 

Админ. зак-во может быть кодифицировано как в своих общих принципов (общая кодификация), так и в пределах отдельных подотраслей и институтов права или сфер и отраслей управления (специальная и отраслевая кодификация). Во всех случаях кодиф. выступать как обобщающее объединения большого числа существующего нормативного массива действующего админ. права.
В теории права выделяют еще одну форму систематизации законодательства – консолидацию.

Консолидация имеет схожие черты как с инкорпорацией, так и с кодификацией. Однако в теории права еще недостаточно основательно освещены самостоятельное значение этой формы систематизации закон-ва.



10 Понятие, состав и виды административно-правовых отношений.

Админ. правоотношения - это общественные отношения в сфере гос. управления, участники которых выступают носителями прав и обязанностей, урегулированных нормами админ. права.

Особенности административно-правовых отношений:


1) они возникают в сфере исполнит. есть властно-организационной деят.;
2) эти отношения возникают в связи с деятельностью органов исполнительной власти;
3) для них характерно наличие обязат. субъекта - органа исполнительной власти;
4) этот обязат. субъект действует всегда властно, => отношения явл. публ.-властными;
Составными частями административно-правовых отношений являются: субъекты, объекты и юридические факты.

К субъектам административно-правовых отношений можно отнести: государственные органы (органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, администрации государственных предприятий и учреждений) структурные подразделения органов государства, должностных лиц государственных органов; владельца ( представителя, менеджера, уполномоченного собственника) объединения граждан, кооперативы, органы самоуправления, самодеятельные организации; граждан Украины, иностранных граждан, лиц без гражданства.



Объект - это то, ради чего возникают правоотношения. Объектом административно-правовых отношений является поведение участников управленческих отношений (действия, воздержание от действий). Действия участников управленческих отношений могут осуществляться ради разнообразных правовых интересов. Это могут быть вещи, материальные ценности, продукты духовного творчества, личные нематериальные блага, а именно: здоровье, достоинство человека, нравственность и т.п.. Так, если объектом правоотношений является поведение участников (например, передача государственного имущества от одного органа управления - другому), то предметом административных правоотношений будут объекты материального характера, то есть имущество, вещи. В управлении культурой и искусством, здравоохранением, делами молодежи и спорта предметом этих отношений выступает культурные и духовные ценности, здоровье, нравственность, т. е. факторы нематериальные.

Основанием возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты. Это действия и события.

Во действиями понимают факты, которые возникают по воле людей. Они могут быть как правомерными, так и неправомерными.

Правомерны действия соответствуют требованиям административно-правовых норм. К правомерным действиям, которые порождают административно-правовые отношения, относятся акты управления - указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Кабинета Министров и т.д.

Неправомерные действия - это правонарушения, проступки, влекущие за собой применение мер принудительного воздействия.

События - это явления, не зависящие от воли людей, но вызывают определенные правовые последствия. Например, к событиям относятся стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, пожары, эпидемии, эпизоотии и т.п.).

11 Понятие, черты и уровни государственного управления.

Понятие государственного управления в административном праве следует определять как нормотворческую и распорядительную деятельность органов исполнительной власти с целью властно организующего влияния на соответствующие общественные отношения и процессы в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах, а также внутриорганизационную деятельность аппарата всех государственных органов по обеспечению надлежащего выполнения возложенных на них задач, функций и полномочий.


Как самостоятельной форме государственной деятельности государственному управлению присущи характерные черты, вытекающие из его природы - осуществление исполнительных и распорядительных полномочий:
а) общегосударственный характер, поскольку оно охватывает важнейшие стороны жизни государства и общества;
б) направленность на выполнение Конституции и законов Украины (подзаконная деятельность);
в) юридически властный, распорядительный характер;
г) организационный содержание, с помощью которого достигают регулирования и координации совместной работы людей;
г) активность и целеустремленность, имеет непосредственными объектами своего влияния области экономического, социального и административно-политического строительства;
д) непрерывное и постоянное осуществление.
Базовой основой выступает иерархическая организация системы органов, которая обусловливает необходимость существования так называемой управленческой вертикали.
Иерархическое вертикаль исполнительной власти образуют органы уже упоминавшихся ранее трех организационно-правовых уровней. Каждый из этих уровней представлен следующими органами:
1) уровень высшего органа в системе органов исполнительной власти - Кабинетом Министров Украины (правительством);
2) уровень центральных органов исполнительной власти - министерствами, государственными комитетами, центральными органами исполнительной власти со специальным статусом;
3) уровень местных органов исполнительной власти - а) местными органами общей компетенции: Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские, районные государственные администрации б) местными органами специальной (отраслевой, функциональной, смешанной) компетенции, которые как непосредственно подчинены соответствующим центральным органам исполнительной власти, так и находящихся в подчинении местным государственным администрациям.
Между органами этих уровней взаимосвязи строятся на принципах субординации, которая означает соподчиненность между: органами высшего и низшего уровней, например: Кабинет Министров и министерства или местные государственные администрации; областная и районная администрации и т.д..

12 Функции государственного управления: понятие, виды и их характеристика.

Содержанием государственного управления является комплекс функций, называемых функциями управления. Через их реализацию субъекты исполнительной власти осуществляют управленческие процессы, достигают поставленной цели. Функция управления связывает в одно целое запланированный результат, практическую деятельность по выполнению намеченных задач и полученный результат. Планируемый результат может быть достигнут лишь в случае, когда правильно, с учетом реальных возможностей определено управленческие задачи. Ф-ии гос. упр. явл. самостоятельными элементами исполн. гос. деят., осущ-ой на основе закона или иного правового акта спец. системой ОИВ присущими им методами. Целью функции управления имеют выполнение задач государства и общества путем властно организующей деятельности в разных процессуальных формах.

Функции гос. управления дел. на общие, спец. и вспомогательные

Общие ф-ии оказывают объективно необходимое влияние на определ. пр-ссы, кот. происходят в хоз-ой, полит., соц.-культурной и др. сферах. Эти ф-ции явл. основными, принадлежащие любому управлению, независимо от того, на каком уровне и в каких отраслях они осущ-ся. Общие ф-ии гос. управления явл. прогнозирование, планирование, организация, регулирования, координация, учет, контроль. Эта классификация построение на основании внутренней технологии управленческой деят..

Ф-ия прогнозирования. Необходимость в прогнозировании вытекает из самой природы гос. управления. Гос. управление призвано решать долгосрочные, перспективные задачи, решение которых будет происходить в условиях некоторой неопределенности, если органы власти не будут иметь прогнозов.

Ф-ия планирования присутствует на всех уровнях иерархии управления. Она закл. в определении целей, направлений, задач, способов реализации тех или иных процессов (соц., экономических, политических, культурных и др.)., Разработке программ, с помощью которых должна быть достигнута цель.

Ф-ия организации связана с созданием организационного механизма. Благодаря ф-ии регулирования достигается необх. состояние состыковки и устойчивости сист. управл.

Координация как функция обеспечивает согласование деят. систем управления.

Благодаря ф-ии регулирования достигают требуемого состояния благоустройства и устойчивости системы управления. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по любым отклонениям от задач и заданных программ. С помощью регулировки осущ-ся непосредственное руководство, поведение управляемых объектов.



Функцию учета связано со сбором, передачей, хранением и обработкой данных, регистрацией и группировкой сведений о деятельности системы управления, наличие и затраты ресурсов и т.п.. Учет является предпосылкой контроля.

Ф-ия контроля призвана постоянно предоставлять инфу о действит. состоянии дел по выполнению задач. Контроль начинается с получения инфы о действит. состоянии объекта и заканчивается принятием решений, кот. предусм. соответствующую коррекцию в системе управления для достижения намеченной цели. Контроль основывается на принципе обратных связей, кот. сущ. при любом взаимод. суб. и об. в системе управления.

К основным специальным функциям государственного управления, которые осуществляются на высшем уровне высшим органом (Кабинетом Министров Украины), в системе органов исполнительной власти, относятся:


- Обеспечение государственного суверенитета и экономической самостоятельности Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства;

- Разработка проекта Закона о Гос. бюджете и обеспечения его выполнения;

- Разработка и осуществление общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и культурного развития государства;

- Обеспечение государственного суверенитета и экономической самостоятельности Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства;

- Разработка проекта Закона о Государственном бюджете и обеспечения его выполнения;

- Разработка и осуществление общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и культурного развития государства.


13 Принципы государственного управления: понятие, виды и их характеристика.

Принято выделять следующие группы принципов государственного управления:

1) социально-политические - демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства (народность) равноправие лиц разных национальностей, равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность;

Социально-политические принципы - это общие принципы государственно-управленческой сферы. Они распространяются на все виды исполнительно-распорядительной деятельности и все функционирующие в государстве управленческие структуры. Одним из важнейших социально-политических принципов является демократизм. Уже в ст. 1 Конституции Украины указано, что Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство. ст. 5 Конституции Украины фиксирует положение о том, что народ Украины, являясь единственным источником власти в государстве, осуществляет ее как непосредственно, так и через систему органов государственной власти и местного самоуправления. 2) принципы построения аппарата государственного управления - отраслевой, функциональный, территориальный;

Отраслевой принцип реализуется в такой структурному построению, где однородные по характеру деятельности объекты закреплены за соответствующим органом управления и образуют сферу его управленческой деятельности. Субъектов, которые осуществляют управление по отраслевому принципу, принято называть отраслевыми органами государственного управления.

Территориальный принцип получает выражение в такой структурному построению, при которой государственные органы осуществляют комплексное управление на определенных, четко очерченных территориях.

3) принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления - нормативность деятельности, единоначалия, коллегиальности, разделение управленческого труда, ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность.

Принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления применяются для определения содержания деятельности конкретных управленческих структур. Соблюдение этих принципов позволяет наиболее эффективно использовать потенциал государственных служащих, персонала научно-исследовательских учреждений, технических работников. С помощью этих принципов обеспечивается принятия правильных управленческих решений, организация и применение рациональных управленческих процедур, действенный контроль и исполнительская дисциплина. Они фиксируются в соответствующих нормативных актах.

Принцип нормативности используется для правового регулирования деятельности аппарата государственного управления.
14 Понятие и виды методов государственного управления.

Методы государственного управления - это совокупность средств осуществления управленческих функций государства, влияния субъектов государственного управления на объекты.

общие методы управления.

1) Контроль и надзор:

Контроль - это активное вмешательство субъекта управления в деятельность

подконтрольного объекта.


Надзор - пассивный метод управления, заключающийся в сборе необходимых знаний о деятельности объекта управления и их оценки, это юридический анализ дел соблюдение законности и дисциплины относительно объекта управления, осуществляется субъектом управления с применением соответствующих, предоставленных ему законодательством форм, но без непосредственного вмешательства в оперативную и иную деятельность подконтрольного объекта.

2) Метод прямого и косвенного (опосредованного) воздействия. Органы государственного управления могут воздействовать на объекты управления путем прямого или косвенного воздействия.

Прямое влияние - непосредственное воздействие субъекта управления на объект через приказ, выражает волю соответствующего субъекта управления.

Косвенный (опосредованный) воздействие - создание заинтересованности у объектов управления, воздействие через функции, интересы, стимулирование, предоставление возможности выбора варианта поведения.

3) Административные и экономические методы:

Административные методы - это воздействие на объект управления путем установления их прав, обязанностей, через систему приказов, опирающиеся на систему подчинения, властные полномочия. Экономические методы государственного управления - это система приемов и средств прямого воздействия на субъектов хозяйствования путем внедрения финансово-экономических законов, создание денежно-кредитных отношений с целью создания оптимальных условий, обеспечивающих достижение высоких экономических результатов.

К экономическим методам государственного управления относятся: индикативное планирование, государственное регулирование; денежно-кредитная и финансовая политика; конкурентная политика.

4) Регулирование, руководство, управление:

Регулирования - определение общей политики и принципов ее реализации через различные направления гос. финансирования, льготы и т.п..

Руководство - практическое проведение в жизнь общей политики и принципов в соответствующей области управления, контроль и разработка направлений деятельности подконтрольных объектов.

Управление - прямой систематическое воздействие субъекта управления на объект повседневного оперативного характера.
15 Понятие и виды актов государственного управления. Требования, предъявляемые к актам государственного управления.

Акты государственного управления - это властные, принятые в соответствии с требованиями законов, предписания органов исполнительной власти по вопросам компетенции всех органов

(Должностных лиц), порождающих юридические последствия. Акты государственного управления является средством практической реализации задач исполнительной власти.

Особенности актов государственного управления:

принимаются при осуществлении функций исполнительной власти;

подзаконный характер;

официальный характер; властный характер;

принятые в установленном законом порядке, должным образом оформлены.

Требования, предъявляемые к актам государственного управления:

1) оптимальность, целесообразность, эффективность, справедливость. Акты управления должны обслуживать сферу социальных, духовных, политических и экономических потребностей.

2) соответствие юридическим требованиям (законность).

3) соответствие организационно-техническим требованиям:

- По языку акта (четкость, лаконичность, доступность, грамотность, конкретность, понятность для исполнителей);

- Относительно формы акта (письменный или устный); обязательно наличие реквизитов: наименование органа, выдавшего, дата и место его принятия; территория, на которую распространяется действие акта, перечень установленных обязательств, данные об ответственности за невыполнение документа, перечень государственных органов, осуществляющих контроль за выполнением акта; санкция; срок вступления в силу; подписи лиц от органа, принявшего акт;

- Своевременность доведения до заинтересованных лиц;

- Регистрация (если требуется) в Министерстве юстиции Украины, другие требования.

Виды:

По юридическим свойствам акты государственного управления разделяются на: нормативные (устанавливают общие правила поведения, нормы права, регламентируют однотипные общественные отношения в определенных областях, предназначены на долгосрочное и многократное применение), индивидуальные (решают конкретные вопросы управления и не содержат в себе норм права, направленные на одноразовое применение относительно конкретных случаев, ситуаций, обстоятельств, осуществляют непрерывное оперативное решение органами исполнительной власти многочисленных дел) и смешанные (содержат и нормы права, и решения относительно конкретных управленческих дел и ненормативные предписания).



В зависимости от субъектов принятия нормативных актов управления выделяют: Указы и распоряжения Президента Украины; постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины; приказы, инструкции, распоряжения министров, решения местных государственных администраций; положения, правила, инструкции, приказы, распоряжения, издаваемые руководителями государственных предприятий и учреждений.

16 Понятие и виды методов государственного управления.

Методы государственного управления - это совокупность средств осуществления управленческих функций государства, влияния субъектов государственного управления на объекты. Общие - методы управления, применяемые на важнейших стадиях управленческого процесса;

специальные - методы управления, используемые при выполнении отдельных функций или на отдельных стадиях процесса управления.

Общие методы управления.

1) Контроль и надзор:

Контроль - это активное вмешательство субъекта управления в деятельность подконтрольного объекта. Надзор - пассивный метод управления, заключающийся в сборе необходимых знаний о деятельности объекта управления и их оценки, это юридический анализ дел соблюдение законности и дисциплины относительно объекта управления, осуществляется субъектом управления с применением соответствующих, предоставленных ему законодательством форм, но без непосредственного вмешательства в оперативную и иную деятельность подконтрольного объекта.

2) Метод прямого и косвенного (опосредованного) воздействия. Органы государственного управления могут воздействовать на объекты управления путем прямого или косвенного воздействия.

Прямое влияние - непосредственное воздействие субъекта управления на объект через приказ, выражает волю соответствующего субъекта управления.

Косвенный (опосредованный) воздействие - создание заинтересованности у объектов управления, воздействие через функции, интересы, стимулирование, предоставление возможности выбора варианта поведения.

3) Административные и экономические методы:

Административные методы - это воздействие на объект управления путем установления их прав, обязанностей, через систему приказов, опирающиеся на систему подчинения, властные полномочия. Экономические методы государственного управления - это система приемов и средств прямого воздействия на субъектов хозяйствования путем внедрения финансово-экономических законов, создание денежно-кредитных отношений с целью создания оптимальных условий, обеспечивающих достижение высоких экономических результатов.

К экономическим методам государственного управления относятся: индикативное планирование, государственное регулирование; денежно-кредитная и финансовая политика; конкурентная политика.

4) Регулирование, руководство, управление:

Регулирования - определение общей политики и принципов ее реализации через различные направления государственного финансирования, льготы и т.п..

Руководство - практическое проведение в жизнь общей политики и принципов в соответствующей области управления, контроль и разработка направлений деятельности подконтрольных объектов.

Управление - прямой систематическое воздействие субъекта управления на объект повседневного оперативного характера.


17 Админ. услуги: понятие, правовое регулирование, классификация.

Согл. ЗУ «Про админ. услуги», админ. услуга – это результат осущ. властных полномочий субъектом предоставления админ. услуг по заявлению физ. или юр. лица, направленный на установление, изменение или прекращение прав и / или обязанностей такого лица в соответствии с законом.

Админ. услуги предоставл. субъектами предоставления админ. услуг непосредственно, через центры предоставления админ. услуг и / или через Единый гос. портал админ. услуг. Физ. лицо, в том числе физ. лицо - предприниматель, имеет право на получ. гос. услуги независимо от регистрации его места жительства или места пребывания, кроме случаев, установл. законом. Юр. лицо имеет право на получение гос. услуги по местонахождению такого лица или в сл., предусм. законом, - по месту осущ. деятельности или местонахождению соотв. объекта.

Заявление на получение гос. услуги подается в письм. или устной форме.

Предельный срок предост. админ. услуги опред. законом. В сл. если законом не определен предельный срок предоставления гос. услуги, этот срок не может превышать 30 календарных дней со дня представления субъектом обращения заявления и документов, необходимых для получения услуги.

При предост. админ. усл. в случаях, предусм. законом, взимается плата-админ. сбор. Предост. админ. усл. в сф. соц. обеспеч. гр-н осущ. на безвозмездной основе.




Классификация админ. услуг:

1. По уровню установления полномочий по предоставлению админ. услуг видом правового регулирования процедуры их предоставления:




- Админ. услуги с централизованным регулированием (законы, акты Кабинета Министров);

- Админ. услуги с локальным регулированием (акты органов местного самоуправления);



- Админ. услуги по "смешанным" регулирования (когда имеет место одновременно и централизованное и локальное регулирование).


2. По критерию платности: Платные услуги; Бесплатные услуги.

3. По содержанию публично-служебной деят. по предоставлению админ. услуг:


- Регистрация;

- Предост. разрешения (лицензии);

- Сертификация;

- Аттестация;

- Верификация;

- Нострификация;

- Легализация;

- Установление статуса и т.д..

4. По предмету (хар-ру) вопр., по решению которых обращаются частные лица:

- Предпринимательские (хозяйственные) услуги;

- Социальные услуги;

- Земельные услуги;

- Строительно-коммунальные услуги и т.д..



18 Понятие и виды субъектов административного права, их общая характеристика.

Субъекты административного права - это участники правовых отношений, имеющие субъективные права и выполняют юридические обязанности. Для того, чтобы быть субъектом административного права, граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства (апатриды), юридические организации обладают правосубъектностью. В органах исполнительной власти, органах местного самоуправления правосубъектность находит свое выражение в нормативно закрепленной за ними компетенции, то есть в совокупности их прав и обязанностей, предоставляемых им законодательством для выполнения соответствующих функций.

То же самое касается других юридических лиц, предприятий, учреждений, организаций, работающих в системе административно-правовых отношений, используя предоставленные им законодательством права и обязательства выполнять возложенные законодательством на них обязанности.

субъектами административного права могут выступать граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, объединения граждан, администрация перечисленных юридических лиц.

На круг субъектов влияют такие обстоятельства, как: политические, экономические, идеологические.

(лекция)


Субъекты в админ праве- обязательный элемент правоотношений.

Можно классифицировать:

1)индивидуальные- граждане Украины, иностранцы, апатриды, беженцы.

2)коллективные- органы исполнительной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения независимо от формы собственности

Субъекты админ права понятие шире нежели субъекты админ правоотношений

Административная правосубъектность:

1)админ правоспособность (права и обязанности в сфере админ пр)

2)админ дееспособность- способность своими действиями самостоятельно реализовать свои права. Дееспособность бывает полная (с 18 лет), частичная (до 15), не полная (с15-18).

3)админ деликтоспособность- способность нести ответственность.(с 16 лет)
19 Административно-правовой статус граждан Украины.

Каждый гражданин Украины обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Украины.

Эти конституционные положения являются исходными для административно-правового статуса граждан, который определяется нормами конституционного, административного и других отраслей права путем предоставления гражданам прав, свобод и возложения на них обязанностей в сфере управления, а также установление ответственности граждан перед государством.

Объем и содержание административной правоспособности определяется законами и принятыми на их основе актами управления, в которых содержатся соответствующие нормы административного права.

Конкретный объем прав, свобод и обязанностей граждан в сфере управления определяется рядом обстоятельств: возраст, состояние здоровья, наличие образования и тому подобное. Например, семейные отношения могут служить основанием для ограничения права на занятие должности в государственном органе.

Права граждан делятся по степени возможности их реализации на абсолютные и относительные.

Абсолютными, считаются такие права, реализация которых зависит только от волеизъявления гражданина. К ним, например, относится право граждан:

- Участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

- На вступление в общеобразовательную школу;

- На личную неприкосновенность;

Относительными есть такие права, реализация которых зависит не только от волеизъявления граждан, но также от наличия фактических возможностей для их реализации в данном месте и в данное время. К ним, например, относится право граждан на вступление в высшее учебное заведение (его реализация зависит от результатов сдачи вступительных экзаменов, наличия конкурса); на вождение транспортного средства (зависит от состояния здоровья, сдачи экзаменов).

Обязанности граждан различают по такому же принципу:

Абсолютные обязанности - это те обязанности, которые возложены на гражданина в сфере государственного управления и выполнение которых не зависит от каких-либо обстоятельств, поскольку обусловлено нормами действующего законодательства.

К таким обязанностям можно отнести: общий долг соблюдать закон, платить налоги.

Относительные обязанности - это обязанности граждан в сфере государственного управления, выполнение которых зависит от ряда факторов, которые могут касаться или волеизъявление гражданина (поступление в ВУЗ - обязанности абитуриента; поступление на государственную службу - обязанности, определенные Законом Украины о государственной службе).

Нормативно-правовая основа которая регулирует этот вопрос:

-ку

-зу о государственной службе



-зу о гражданстве украины

-зу об обращении граждан


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Административное право экзамен Административное право в системе права Украины
2014.34kb.
Административное право Украины Под ред проф. Бытяка Ю. П
7839.38kb.
I. Административное право как отрасль правовой системы РФ. Понятие административного права. Предмет и метод административного права
24.44kb.
I. Гражданское право Понятие гражданского права как отрасли российского права: предмет, метод, основные начала (принципы), система
44.34kb.
Тема №1. Гражданское право как отрасль права
760.34kb.
Ответственность работодателя (представителей администрации) за нарушение трудового законодательства
61.03kb.
Занятие Понятие права. Принципы и функции права. Право в системе социально-нормативного регулирования
60.01kb.
Вопросы к комплексному экзамену к итоговой государственной аттестации магистрантов по направлению подготовки 030900 «Юриспруденции», профиль подготовки: «Конституционное право, муниципальное право, юрист публичного права»
46.7kb.
Специальность 12. 00. 03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
2033.18kb.
Рабочей программы дисциплиныучебного плана подготовки аспирантов
70.75kb.
Право и его роль в жизни общества. Право
49.23kb.
К вопросу о месте и роли национального банка азербайджанской республики в системе государственных органов
225kb.