takya.ru страница 1
скачать файл


I. Пояснительная записка

Актуальность и направленность программы


В системе дополнительного образования детей образовательная программа юношеской школы «Основы астрономии» относится к научно-исследовательскому направлению.
Астрономия – это наука о Вселенной. Она изучает расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем. Астрономия связана с общественными, гуманитарными и естественно-математическими науками, а также с изобразительным искусством и поэзией, являясь неотъемлемой частью формирования мировоззрения. Результаты исследований космоса важны для практики: если в XX веке люди сумели проникнуть в космос, высадиться на Луну, осуществить полёты к далёким телам Солнечной системы, то в XXI веке нас ждут не менее увлекательные события. Результатами исследований являются также и общедоступные космические системы связи, перенос технологий с космической на бытовую технику и т.п. В настоящее время в мире происходит бурное развитие астрономии и исследований космоса. При этом астрономия – одна из тех наук, в которой всегда большую роль играли любители. Сейчас в таких направлениях как наблюдения метеоров, серебристых облаков, поиск комет и астероидов, исследования переменных звезд любители приносят большую пользу науке.

Данные обстоятельства указывают на важность астрономического образования, популяризации достижений наук о Вселенной, ближнем космосе и Земле, обобщении знаний, полученных при изучении основ естественных наук. В связи с этим необходим курс по основам астрономии для учащихся 5-11 классов общеобразовательных школ.


В рамках юношеской школы «Основы астрономии» учащиеся, приобретают не только теоретические знания по астрономии, но и практические навыки астрономов-наблюдателей с последующим представлением полученных результатов в печатных изданиях различного уровня.

Актуальность данной образовательной программы определяется двумя составляющими:

  • во-первых, развитие творческих способностей воспитанников, приобщение их к исследовательской работе и, в конечном результате, воспитание активной творческой личности – всё это является важным аспектом образовательной и воспитательной деятельности образовательных учреждений различных уровней в нашей стране. Завтрашний научный потенциал России зависит от наших сегодняшних учеников. Крайне важно, как можно раньше раскрыть в ребёнке качества будущего исследователя, привить ему навыки научной работы, так как астрономия является одной из немногих наук, при изучении которой учащиеся могут сами делать открытия, заниматься научными исследованиями;

  • во-вторых, школьная программа по физике в настоящее время не даёт возможности в полной мере уделять внимание астрономическому образованию учащихся, необходимому для правильного формирования умозаключений о наблюдаемых явлениях, целостного представления о мире, Вселенной, звёздах, Солнце и т.д., для создания научной картины мира и формирования научного мировоззрения.
  • Цели программы


  1. Развитие познавательных интересов воспитанников, привлечение школьников к научно-исследовательской деятельности (теоретической и практической) в области астрономии.

  2. Изучение современного состояния и перспектив развития астрономии.

  3. Изучение методов астрономических исследований.

  4. Приобретение практических навыков работы на астрономическом оборудовании.

  5. Профессиональное самоопределение воспитанников.



    • Задачи программы


Образовательные задачи:

  • совершенствование знаний воспитанников в области наук (физика, география, математика, химия, информатика), расширение научного кругозора;

  • приобретение знаний и умений творческой, научно-исследовательской деятельности;

  • приобретение навыков теоретических и экспериментальных исследований от постановки задачи до её реализации;

  • оформление полученных результатов в виде публикаций и представление полученных результатов на конференциях различного уровня.

Воспитательные задачи:

  • просвещение подрастающего поколения в области астрономии, формирование научного мировоззрения;

  • приобщение воспитанников к научно-исследовательской работе;

  • воспитание трудолюбия и упорства в достижении цели;

  • формирование навыков представления себя и своих результатов научному сообществу;

  • формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе;

  • формирование правил работы в коллективе.

Развивающие задачи:

  • развитие у воспитанников интереса к творческой и научно-исследовательской работе;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников;

  • развитие и формирование представлений о полном цикле научных исследований от корректной постановки задачи до ее реализации и анализа полученных результатов;

  • развитие навыков представления себя и результатов научно-исследовательской деятельности, отстаивания своей точки зрения при публичной защите своих тезисов.



    • Организация образовательного процесса


Школа «Основы астрономии» для учащихся создана на базе кабинета астрономии и обсерватории кафедры физики физико-математического факультета Орловского государственного университета.
Программа юношеской школы «Основы астрономии» включает в себя учебные блоки:

  • «Теоретический курс по основам астрономии»

  • «Практический курс. Экспериментальные исследования»

  • «Анализ полученных результатов. Написание научных трудов».

Большое внимание уделяется как формам самостоятельной работы (подготовка рефератов, сообщений по интересующей проблематике), так и коллективной (обсуждение поставленной задачи, процесса ее реализации, анализа полученных результатов).

Реализация программы эффективна при сочетании групповых и индивидуальных форм занятий.

  • Принципы реализации программы


Данная образовательная программа опирается на следующие научные принципы:

1. Принцип гуманизации (целью образовательной и воспитательной деятельности объединения является всестороннее развитие ребенка).

2. Принцип дифференциации и индивидуализации (в процессе реализации программы развитие личности ребенка должно происходить в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями).

3. Принцип связи теории с практикой (в ходе реализации программы раскрываются возможности применения полученных знаний, умений, навыков в различных областях, стимулируется стремление к самообразованию, осуществляется профориентация воспитанников).


  • Условия реализации программы


1. Материально-техническое обеспечение: помещения для проведения занятий, астрономическое оборудование, мультимедиа системы.

2. Психолого-педагогические условия.

Для осуществления данной программы педагог должен иметь высшее профессиональное образование, широкий кругозор (особенно в области физико-математического цикла и методики преподавания), разносторонние интересы; должен уметь работать с детьми, владеть навыками научно-исследовательской работы; быть способным проводить занятия по всем темам данной программы на высоком профессиональном уровне.

3. Пространственно-временные условия:



    • выполнение программы рассчитано на 1 год;

    • возраст воспитанников 10–17 лет;

    • общее количество часов: 1 год обучения – 288 часа.


II. Учебно-тематический план

      • Год обучения


Теоретический курс

№ п/п

Учебные блоки

Темы (разделы)

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего, ч

1

Теоретический курс по основам астрономии


Предмет астрономии

Звёздное небо

Солнечная система

Кометы


Метеоры

140

40

180







Итого

140

40

180


Практический курс

№ п/п

Учебные блоки

Темы (разделы)

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего, ч

1

Практический курс. Экспериментальные исследования

Астрономические наблюдения, обучение работе на астрономическом оборудовании.

-

68

68

Экспериментальные исследования в рамках поставленных задач

2

Анализ полученных результатов. Написание научных трудов


Анализ полученных результатов и его изложение в виде научной печатной работы

-

40

40







Итого

0

108

108



III. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Блок 1. Теоретический курс по основам астрономии

Темы

Основные знания,
умения, навыки.
Формы работы

Предмет астрономии

Звёздное небо

Солнечная система

Кометы


Метеоры

Предмет астрономии. Звёздное небо, созвездия. Изменение вида звёздного неба в течение суток и в течение звёздного года. Развитие представлений о Солнечной системе. Солнечная система. Планеты и их характеристика. Планета Земля, её внутренне строение, гидросфера, атмосфера, магнитное поле. Луна, её физические характеристики, лунный рельеф. Малые тела Солнечной системы. Пояс астероидов между орбитами Марса и Юпитера. Кометы, их строение. Метеоры, метеорные потоки и их радианты.

Формы работы: лекции, семинары.




Блок 2. Практический курс. Экспериментальные исследования

Темы

Основные знания,
умения, навыки.
Формы работы

Астрономические наблюдения, обучение работе на астрономическом оборудовании

Приобретение навыков экспериментальных исследований. Изучение принципов работы астрономического оборудования. Постановка задачи. Проведение исследований.

Постановка задачи, экспериментальные исследования


Блок 3. Анализ полученных результатов. Написание научных трудов.

Темы

Основные знания,
умения, навыки.
Формы работы

Анализ полученных результатов. Написание научных трудов.

Анализ полученных результатов. Методика написания тезисов конференций, научных статей.



IV. Методическое обеспечение программы

  • Особенности методики обучения


Особенности данной программы состоят в том, что учащиеся открывают для себя новые знания; могут почувствовать себя настоящими учеными-исследователями; на практической части школьники непосредственно знакомятся с астрономическим оборудованием и методами астрономических исследований, решают актуальные научно-практические задачи.

  • Основные формы занятий


При изучении учебных блоков «Теоретический курс по основам астрономии», «Практический курс. Экспериментальные исследования», «Анализ полученных результатов. Написание научных трудов»:

  1. теоретические: лекции, семинары, вебинары, беседы и консультации (встречи с учеными), работа с литературными источниками;

  2. практические: постановка задачи, астрономические наблюдения, самостоятельная работа с научной литературой (работа в библиотеках, с электронными ресурсами), подготовка воспитанниками докладов, написание научных трудов (рефератов, тезисов конференций, статей).

Работа учащихся по данному курсу оценивается после проведения семинаров, на которых учащиеся делают доклады по выбранным темам с их учётом активности в течение всего курса (выступление с докладом на научных конференциях, защита результатов работы).
  • Дидактические методы обучения


В процессе реализации данной программы используются следующие методы обучения:

  1. словесные методы (лекции, беседы, семинары, консультации);

  2. наглядные методы (работа с астрономической картой, фотографиями, кинофильмами; экскурсии);

  3. работа с книгой (научной литературой) (чтение, реферирование, цитирование, составление библиографии);

  4. исследовательские методы (методы эмпирического и теоретического исследования);

  5. методы практической работы (эксперимент, его описание);

  6. методы проблемного обучения (решение проблем, связанных с постановкой эксперимента и обработкой данных, самостоятельная подготовка воспитанников);

  7. использование на занятиях мультимедиа систем (аудиовизуальные средства обучения).
    • Дидактические материалы к программе:


    • методические пособия;

    • специализированная литература;

    • тестовые образцы для экспериментальных исследований;

    • показательные мастер-классы;

    • тестовые задания по итоговой аттестации воспитанников;

    • технические и аудиовизуальные средства обучения.



V. Прогнозируемый результат обучения


Воспитанники должны знать: понятия «наука», «научное творчество», «научная работа», «теоретические исследования», «экспериментальные исследования», основные определения и теминологию, применяемую в астрономии.

Воспитанники должны уметь: работать с астрономическим оборудованием и научной литературой, грамотно ставить задачи и решать их. Способы контроля: тестирование, выступления с сообщениями на семинарах и с докладами на научных конференциях, написание статей.

Результатом обучения в юношеской школе «Основы астрономии» являются получение теоретических знаний, практических результатов научных исследований, выступления воспитанников на научно-практических конференциях (представление докладов, защита результатов работы).
Литература для преподавателя и учащихся
1. Воронцов-Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. – М.: Наука, 1980 г.

2. Гурштейн А.А. Извечные тайны неба. – М.: Просвещение, 1984 г.

3. Зигель Ф.Ю. Сокровища звёздного неба. Путеводитель по созвездиям и Луне. – М.: Наука, 1986 г.

4. Перельман Я.И. Занимательная астрономия. – М.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1954 г.

5. Томилин А.Н. Небо Земли. – Л.: Детская литература, 1974 г.

6. Цесевич В.П. Что и как наблюдать на небе. – М.: Наука, 1984 г.

7. Щеглов П.В. Отраженные в небе мифы Земли. – М.: Наука, 1986 г.

8. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. Классы 7-11. Составители: В. А. Коровин, В. А. Орлов. М.: Дрофа, 2010 г., 3-е изд.

9. Солнечная система. Астрономия. Атлас. Авторы К.Б. Шингарева, Б.В. Краснопевцева. – М.: Дрофа и Издательство Дик, 2008 г.

10. Энциклопедия для детей. Т. 8. Астрономия. Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1997г.

11. Энциклопедия окружающего мира. Астрономия. Стюарт Аткинсон. Перевод с английского И. И. Викторовой. – М.: Росмэн, 1997 г.

Интернет-сайты
1. http://www.astronet.ru/

2. http://www.astronomy.ru/

3. http://www.astrogalaxy.ru

4. http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/

5. http://www.starlab.ru/

6. http://www.znaniya-sila.narod.ru/

7. http://www.federalspace.ru/

8. http://www.sai.msu.ru/

9. http://nevski.belastro.net/

10. http://epizodsspace.no-ip.org/



11. http://www.prao.ru/
скачать файл



Смотрите также:
Актуальность и направленность программы
106.44kb.
Направленность программы «Киноклуб» художественно эстетическая
346.48kb.
Председатель
258.83kb.
Рослякова Татьяна Владимировна Направленность: туристско-краеведческая Возраст: 11-18 лет Срок реализации: 5 лет Третья редакция, переработанная и дополненная. Москва 2009 Настоящая программа
804.07kb.
I. Теоретические Основы Дебатов Актуальность темы
286.72kb.
Профессиональная направленность и междисциплинарные связи кафедры начертательной геометрии и машчерчения углту черемных Н. Н., Тимофеева Л. Г., Арефьева О. Ю
28.18kb.
Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов Тема: Показания к переводу больного на ивл. Дисциплина: детская хирургия
80.52kb.
Гражданско патриотическая направленность воспитательной работы школы в рамках новых образовательных стандартов
38.58kb.
Химия Профильная направленность
27.22kb.
"Наркомания"
20.67kb.
Повышение устойчивости человека к различным неблаго­приятным факторам окружающей среды основная задача современной медицины. В этом именно и заключается её про­филактическая направленность
66.84kb.
Е. Г. Голина Актуальность
46.61kb.