takya.ru страница 1
скачать файл
Тема: Актуальность коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Ламуева Л.Н.

Учитель-логопед

МБДОУ общеразвивающего вида

Детский сад «Соболёнок»

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Причины их весьма разнообразны. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими. Согласно ФГ Т коррекция речевого развития одно из стандартов нового поколения.

Практика показывает, что при систематической работе с ребенком нарушение его речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности.

В настоящее время в нашем дошкольном учреждении организован логопедический пункт.



Цель деятельности логопедического пункта: раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

- осуществление диагностики речевого развития детей

- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально личностных особенностей детей;

- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;

- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.

Направление деятельности:

- диагностическое;

- Коррекционно-развивающее ( создание условий для эффективной коррекции и компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего вида деятельности);

- информационно-методическое:

- оказание консультативной помощи педагогам и родителям;

- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса;

- организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в соответствии с требованиями к его оснащению;

- сбор информации о деятельности логопедического пункта и её анализ.



Принципы логопедической работы

Под принципами логопедической работы подразумеваются исходные положения, определяющие совместную работу логопеда и ребенка при коррекции речи.

Мы используем специальные логопедические принципы

-этиологические принципы, которые являются причинами появления различных нарушений. Это внутренние, внешние, биологические и социально-психологические факторы.

При различных нарушениях речи предполагается работать в сотрудничестве с медицинскими работниками. Это может быть медикаментозное, психотерапевтическое и другое воздействие. Например: неправильный прикус предрасполагает к различным нарушениям произношения и здесь дополнительно нужна помощь ортодонта; если ребенок растет в неблагоприятных условиях, у него существует недостаток в общении, т.е. затронут социальный фактор, в результате этого могут возникнуть различные виды речевого нарушения – от дислалии до заикания. Этиология подразделяет учет не только причины речевых нарушений, но и их механизмов, поэтому при одних и тех же симптомах возможны различные механизмы нарушений. Например: нарушения звукопроизношения могут возникать вследствие неправильной артикуляции или недоразвитости слуха. Работа по устранению недостатков речи должна вестись с учетом ведущего нарушения.

Принцип систематичности учитывает структуры различных дефектов, определяет ведущее нарушение и соотносит первичные и вторичные дефекты. Речь это сложный психический процесс, поэтому даже при нарушении отдельных ее звеньев, как правило, нарушается вся речевая деятельность в целом. Это и определяет системный подход при устранении речевых расстройств.

Принцип дифференцированного подхода осуществляется с учетом этиологии нарушения, симптоматики, структуры речевых дефектов, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. В процесс логопедической работы важно учитывать уровень развития речи, особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности.

Принцип поэтапности представляет собой сложный процесс логопедического воздействия, т.е. исправление недостатков происходит в несколько этапов. Каждому этапу соответствуют свои задачи, методы и приемы исправления. Происходит постепенный переход от одного этапа к следующему – от более простого к более сложному.

Онтогенетический принцип, т.е мы должны учитывать развитие речи в онтогенезе, от простого к сложному. Исправлять звуки в речи ребенка нужно в той же последовательности, в какой они появились в процессе его развития.

Принцип естественного речевого общения предполагает различные ситуации, в которых оказывается ребенок. Окружение ребенка должно быть информировано о виде дефекта, о задачах, методах работы и тесно взаимодействовать с логопедом.

Согласно положению о логопедическом пункте для коррекции речи на логопункт зачисляются дети в возрасте от 5-7 лет с фонетическим недоразвитием речи (ФНР) и фонетико- фонематическом недоразвитием речи (ФФНР) а также ОНР. По данным начального логопедического обследования 80% детей имеют нарушения всех компонентов речи.

Деятельность логопункта предлагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.

Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.



Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из двух детей со сложными по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап автоматизации его в слогах, словах, фразах, предложениях. Продолжительность постановки звука зависит от сложности нарушения.

По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. логопедом и воспитателем отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.



По целенаправленному оснащению кабинет можно разделить на несколько рабочих зон:

  1. Зона подгрупповых занятий. Оборудовано магнитной доской, учебными планшетами, рабочим столом, двумя стульчиками.

  2. Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагается большое прямоугольное зеркало; над ним – изображения основных артикуляционных упражнений.

  3. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлен, который содержит следующие разделы:

- справочная литература по логопедии и детской психологии;

- материалы по обследованию речи детей;

- методическая литература по обследованию звукопроизношения;

- пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах);

- оборудование, способствующее формированию речевого дыхания

4. Информационная зона для педагогов и родителей. Расположена на планшетах: в коридоре, в приемной группы, содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.

Перечень пособий логопункта с указанием их назначения:


  1. Для обследования и развития слуха:

- набор звучащих предметов (погремушка, бубен, дудочка, барабан);

- поющие игрушки (петушок, птичка);



2. Для обследования развития интеллекта:

- пирамидки;

- разрезные предметные картинки разной конфигурации и сложности, поделенные на 2,3,4,6 частей;

3. Для обследования и развития фонематических процессов:

- «Что услышал, что увидел»: картинки-слова, близкие по звуковому составу: рак-лак; мак-бак;



- схема слова для определения позиции звука в слове – бумажная полоска, разделенная на три части, обозначающие начало, середину и конец слова.

4. Для развития словаря:

- «Большие и маленькие» - набор картинок, игрушек, изображающих животных и их детенышей;

- «Что забыл нарисовать художник?» - набор картинок, изображающие предметы и части предметов;

- «Чудесный мешочек» - набор мелких предметов, игрушек для закрепления лексики, собранных в яркий матерчатый мешочек;



5. Для развития грамматического строя речи:

- «Кто у кого?» - картинки с изображением животных и их детенышей; и т. д.



6. Для развития связной речи:

- Серии последовательных картинок от простых до более сложных;

- Сюжетные картинки, представляющие определенные лексические темы;

- Схемы для составления описательных рассказов;



7. Для развития дыхания и голоса:

- «Волшебная свеча»;

- «Вертушка»;

- «Бабочки на ленте»;



8. Для развития мелкой моторики:

- Кнопочная мозаика;

- Трафареты различной сложности;

- Пирамидки

Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от рациональной организации логопедической работы, грамотного оформления и ведения документации.

С учетом современных подходов и требований к организации логокоррекционной работы с дошкольниками учителем – логопедом оформляются следующие документы:

1. Карта логопедического обследования детей – в ней обязательно отражаются сведения о ребенке, результаты обследования;

2. Перспективный план фронтальной работы по развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи у детей старшей и подготовительной групп;

3. Индивидуальные тетради детей;

4. Журнал посещения ребенком логопедических занятий;

5. Диагностическая карта обследования речи детей подготовительной группы;

6. Паспорт кабинета;

7. Портфолио педагога.

Развитие речи, закрепление поставленных звуков предполагает активное взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей. Одним из условий развития правильной речи выступает правильная образная речь взрослых, которая должна быть значимой, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Начиная работу с родителями, я объясняю им, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым, оно должно быть систематизированным. Если родители не выполняют данных мной рекомендаций, то нарушается целостность педагогического процесса, вследствие чего страдает ребенок. При взаимодействии с родителями мы пытаемся объединить усилия для успешного речевого развития каждого воспитанника подгруппы, сформировать у них желание помогать своему ребенку общаться с ним, уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) малыша.



Вывод:

Из всего вышесказанного, видно, что углубленная коррекционная логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с использованием игровых методов и приемов, при содействии родителей и воспитателей очень актуальна и позволяет повысить уровень речевого развития детей и качество подготовки их к школе.



И хочу закончить словами Е.И.Тихеевой:

«Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественным орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества».

Список использованной литературы

  1. Выявление  и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод. пособие / Сост. И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрис-пресс, 2005.

  2. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007.

  3. Дошкольная логопедическая служба: Из опыта работы /Под ред. О.А. Степановой. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

  4. Дошкольная логопедическая служба. Книга 2  /Под ред. О.А. Степановой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

  5. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2000.

  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. – М.: Медицина, 1993.

  7. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

  8. Основы логопедической работы с детьми; Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общей редакцией д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., испр. – М: Аркти, 2005.

  9. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. М., «Просвещение», 1967.

  10. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

  11. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном об­разовательном учреждении. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 112 с.

скачать файл



Смотрите также:
Актуальность коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста
92.43kb.
Особенности освоения элементов композиции детьми дошкольного возраста
61.75kb.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Приятного аппетита»
67.89kb.
«Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту»
75.93kb.
Программа формирования гражданской принадлежности и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста «Семейный очаг»
359.79kb.
Программа «Азбука общения»
11.41kb.
Проблемные вопросы по педагогике (4 курс заочное отделение)
28.1kb.
Уч г. Пояснительная записка данная программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста
66.65kb.
Комплексный подход к логопедическому обследованию детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения
72.93kb.
«Музыка как средство социализации детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
40.83kb.
Методическая разработка раздела образовательной программы на тему: "Влияние речевого развития детей раннего и дошкольного возраста (с 2 лет до 4 лет), на коммуникативную активность"
891.88kb.
Программа направлена на развитие детского музыкального слуха и голоса. Программа по дополнительному музыкальному образованию детей дошкольного возраста создана по запросу родителей
299.28kb.