takya.ru страница 1
скачать файл
АЛФАВИТ

Интегрированный урок русского языка в 5 классе.

Багавиева Резеда Шамилевна,

учитель русского языка и литературы




высшей квалификационной категории
Цели урока:

  1. Повторить сведения об алфавите, полученные учащимися в начальных классах, углубить и систематизировать эти знания.

  2. Провести сравнительно-сопоставительную работу, опираясь на знания учащихся, полученные ими на других, в том числе и языковых предметах.

  3. Пробудить в детях интерес к исследовательской работе, прививать уважение к различным культурам, воспитывать толерантность.


ТСО:

  1. Видеофильм с экранизацией произведения М. Горького «Детство» (по возможности)

  2. Аудиозапись мелодии к песенке про алфавит на английском языке.



Наглядность (на каждой парте по 1 экземпляру):

  1. Учебники по русскому (автор – Разумовская), татарскому и английскому языку, раскрытые на теме «Алфавит»)

  2. Кириллическая азбука

  3. Татарская дореволюционная азбука (арабская графика)

  4. Листы с отпечатанными заданиями.


Записи на 1 боковой доске:

Азбука у мудрости ступенька.

От а до я

Азбучная истина

На 2 боковой доске: таблица «Английский алфавит»

На центральной доске - таблица «Алфавит»

Ход урока:
I этап: русский алфавит.

Учитель:



  • Отгадайте, какое русское слово состоит из 3 слогов, а содержит все 33 буквы?

(Выслушать ответы учащихся)
Алфавит.

На странице букваря

33 богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.


  • Мы начинаем изучение темы «Алфавит», а буквально на днях эту же тему вы будете проходить на уроках татарского языка (открыть соответствующие страницы). Многое вам уже известно из начальных классов. Давайте вместе кое-что вспомним.




  • Что такое алфавит?

(Выслушать ответы учащихся)

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит

И называется …


  • Можно ли изменять порядок букв? Для чего он нужен?


Ответ: для удобства, в целях экономии времени.

Слова в словаре расположены по алфавиту, чтобы их можно было быстрее найти, книги в библиотеке стоят в алфавитном порядке, в поликлинике карточки располагаются также в определённом порядке, фамилии в записной книжке, в мобильном телефоне тоже расположены по алфавиту.


Задание №1: (на листке заданий)

В списке учащихся фамилии расположены по алфавиту, найти ошибки в распределении фамилий и объяснить, чем они вызваны.



    1. Абдуллин

    2. Гимранов

    3. Залалдинова

    4. Залаединов

    5. Замалиева

    6. Исмагилов

    7. Ибениев

    8. Камалютдинов

    9. Мустафин

    10. Мухаметзянова

    11. Мухаметзянов

    12. Мухаметшин

    13. Сайфутдинова

    14. Сибгатуллин Р.

    15. Сибгатуллин А.

    16. Тимуршина

    17. Хамидуллин

    18. Хузин

    19. Хамидуллина

    20. Шайхуллин


Вывод: знание алфавита облегчает жизнь.









Учитель:

  • Каждая буква в алфавите имеет своё определённое название. Вспомните их.

Ученик читает наизусть стихотворение Б. Заходера «Песенка-азбука».


Песенка-азбука.

33родных сестрицы

Писаных красавицы

На одной живут странице,

А повсюду славятся.

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться!

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ –

Прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь. эМ, эН, О –

Дружно вылезли в окно.

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –

Оседлали петуха.

Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –

Все теперь мои друзья!

Пять сестрёнок опоздали –

Заигрались в прятки.

А теперь все буквы встали

В азбучном порядке.

Познакомьтесь с ними, дети:

Вот они стоят рядком,

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними незнаком.


  • О каких 5 сёстрах идёт речь? Какие буквы не назвал Раиль? (ё, й, ы, ъ, ь)

  • Для чего нужно знать названия букв?


Ответ: чтобы правильно читать сложносокращённые слова.
Задание №2: правильно прочитать слова, объяснить их значение.

СССР, СНГ, РФ, РТ.


Вывод: без знания алфавита нельзя быть грамотным человеком.
Учитель:

  • Всегда ли буквы так назывались?

Один ученик читает наизусть стихотворение «Как церковный грамотей в старину учил детей», два других – инсценируют отрывок из рассказа М. Горького «Детство» (лучше по возможности показать отрывок из одноименного фильма).
«Как церковный грамотей в старину учил детей»
В старину учились дети - Этот нож не без причины

Их учил церковный дьяк Назывался «перочинным»:

Приходили на рассвете Очиняли им перо,

И твердили буквы так: Если не было остро.

А да Б – как Аз да Буки, Трудно грамота давалась

В как Веди, Г – глаголь. Нашим предкам в старину,

И учитель для науки А девицам полагалось

По субботам их порол. Не учиться ничему.

Вот такой чудной вначале Обучались лишь мальчишки.

Наша грамота была! Дьяк с указкою в руке

Вот каким пером писали Нараспев читал им книжки

Из гусиного крыла! На славянском языке.




  • Что это за алфавит?

У каждого ученика на столе кириллическая азбука.

  • Почему называется азбукой? (по начальным буквам кириллицы)

  • Что значит кириллическая?

Рассказ ученика о Кирилле и Мефодии.




  • Работа со сравнительной таблицей.




      • Какие выводы можно сделать из этой таблицы? (Ответы)

      • Более подробно эту тему мы изучим в 9 классе.



Задание №3:

Перевести на современный русский отрывок из книги XVI века «Домострой»:





  • Иногда мы употребляем выражение «от а до я», что означает «всё на свете», «от начала до конца». Как звучала эта фраза до реформы русской азбуки? ( От аза до ижицы)


Задание №4:

А теперь попробуем прочитать такие слова: БДИ, КДУ, ТР. Что они означают?



  • Как получилось, что мы сумели прочитать татарские сложносокращённые слова при помощи русского алфавита? (Основа для татарского алфавита – русский алфавит)


Задание №5:

Вставить недостаюшие буквы в русский алфавит так, чтобы получился татарский. (Ученики прикрепляют при помощи магнитов 6 татарских букв в соответствующие места)


II этап: татарский алфавит.

Учитель:


  • Напомните мне, пожалуйста, песню про татарский алфавит, которую вы изучали на уроке музыки.

Дети исполняют 1 куплет песни до слов: «А, Б, В, Г, Д – бу бит алфавит».



  • Рауф нам рассказал, как создавалась русская азбука. Сегодня у нас в гостях ученица 10 класса Мухаметзянова Лилия, сестра нашей Зульфии. Только что на уроках татарского языка они закончили изучение истории родного языка и нашего алфавита. Она поделится с нами полученными знаниями, а мы с вами увидим, как много ещё предстоит нам узнать.


Рассказ консультанта об истории татарского алфавита.

Борынгы бабаларыбызның язуы безнең эрага кадәр 200-150 елларда барлыкка килә. Ул туран язуы дип атала. Бу графикны кайчак һун язуы дип тә йөртәләр. Тарихчы галим, профессор Әзһәр Мөхәммәдиев фикеренчә VI- X гасырларга караган рун язуы да нәкъ менә шушы туран язуына нигезләнгән. Борынгы төрки руник әлифбасы, нигездә, һәрберсе аерым язылучы 60лап тамгадан гыйбарәт.(төп хәрефләре-36)

Рун язуы белән беррәттән инде VI гасырда уйгур әлифбасы килә. Гомумән, борынгы уйгурлар кытайлардан кала, кәгазь куллану һәм җитештерү буенча икенче урында тора. Уйгур әлифбасы истәлекләре кәгазъдә сакланган, ул гарәп графикасы кебек сүзнең башында, уртасында һәм ахырында төрлечә укылучы тамгалар белән дә үзенчәлекле; язу юнәлеше уңнан сулга.

Гарәп язуына килгәндә, X йөздә ислам дине рәсми рәвештә кабул ителгәч, Болгар илендә гарәп язуы активлаша һәм ул бездә 1927 нче елда латин язуына күчкәнчегә кадәр, 1000 елдан артык кулланыла. Гарәп әлифбасында 28 хәреф бар.

1927 нче елның 3 нче июлендә гарәп язуына алмашка латин алфавиты Яңалиф килә, ә 1940 нчы елда рус графикасына нигезләнгән кириллица язуы кертелә.


  • Работа с таблицей «Татарский алфавит»:

- Как назывались первые две буквы татарского алфавита? (әлиф, би)

- Какое слово они образовали? (әлифба, то же, что азбука и алфавит)



  • Именно таким образом 120 лет тому назад Габдулла Тукай написал своё стихотворение «Туган тел». Посмотрите, как оно выглядело:

  • Напомните, пожалуйста, его. (Лучше хором)

  • Как нам только что рассказала Лиля, с 1927 года татарский язык был переведён на латинскую графику. Давайте попробуем прочитать стихотворение Хади Такташа на латинице.



  • Каким образом вы смогли его прочитать? (Помогло знание английского алфавита, основой которого является латиница.)

  • В начальных классах вы неоднократно ездили с классом в Казань. Обратили внимание на названия улиц? Посмотрите на доску:



ул. ТУКАЯ

TUKAI ur.




  • Почему 2 написания? (2 государственных языка). Почему татарский вариант названия улицы написан на латинице, ведь сейчас не 1927 год?

  • Это говорит о стремлении татарского народа вернуться к латинской графике, которая в большей степени, чем кириллица, соответствует фонетическому составу нашего языка. Приведу пример.

В названии некоторых гор присутствует вторая часть тау, что в переводе с тюркских языков, к которым относится и татарский, означает гора, например: Алатау.

- Сколько гласных в части тау?

- 2.

- Сколько слогов?



- 2.

- Сколько гласных в татарском слове тау?

- 2.

- Сколько слогов?



- 1.

Но ведь и в татарском языке количество гласных соответствует количеству слогов. Всё дело в том, что на месте у мы произносим w (taw), который, как вам известно из уроков английского языка, является согласным. И подобных примеров множество. В настоящее время идёт огромная работа по переводу татарского алфавита на латиницу. Пока это дело будущего. Надеюсь, не очень далёкого. А с латинским алфавитом вы уже познакомились на уроках математики. Познакомитесь и с греческим на уроках физики, где вам расскажут про альфа-лучи, бета - частицы и гамма- излучение. Узнаете вы и многое другое. А пока давайте вспомним английский алфавит.



III этап: английский алфавит.

Девочки класса исполняют песенку про английский алфавит. Мальчики с мест подпевают.


Задание - игра «Кто быстрее?»

Даётся 3 группам (можно работать по рядам) по 5 одинаковых картинок с изображением конкретных предметов (стол, ручка, дверь, окно, классная доска). Их нужно разложить по алфавиту.

1 группа – в соответствии с русским алфавитом.

2 группа – с татарским;

3 группа – с английским.
Итоги урока:

В русском языке есть такое выражение азбучная истина. Оно означает что-то очень простое, всем известное. Но сегодня на уроке мы сумели убедиться, что азбука не так-то уж проста. Вы выучили буквы уже в первом классе, в пятом мы говорим о роли алфавита в жизни человека, в старших классах вы познакомитесь с его историей.


Домашнее задание:

Напишите рассказ из 33 слов, где каждое слово начиналось бы с очередной буквы алфавита.




скачать файл



Смотрите также:
Алфавит интегрированный урок русского языка в 5 классе. Багавиева Резеда Шамилевна, учитель русского языка и литературы
84.66kb.
Конспект урока русского языка в 5 классе «Омонимы». Учитель русского языка и литературы Климанова Е. А. 2008-2009 уч год
65.5kb.
Составил: учитель русского языка и литературы Бережная Е. Н
106.96kb.
Рабочая программа Факультативного курса «Вокруг тебя мир»
127.26kb.
Урок литературы в 8 классе по теме «Цветы в литературе»
107.56kb.
Шевченко Ольга Григорьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории Блочно-модульная образовательная технология при изучении русского языка в восьмом классе
65.11kb.
Конкурс рисунка почтовой марки «Я рисую алфавит»
59.71kb.
История и диалектология русского языка. Вопросы методологии изучения и методики преподавания русского языка и литературы
65.97kb.
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Имя существительное» (обобщающий урок) Романенко Марина Николаевна, учитель начальных классов 217 473 344
48kb.
Руководитель проекта Денисова И. Н., учитель русского языка и литературы мбоу «сош №10» Участники проекта: учащиеся 10 «А» класса МБОУ сош №10» Артемьева Екатерина Мишин Илья Киршта Мария Зырянов Михаил Деревова Ксения Узяркина Анастасия
382.03kb.
Донцова Ольга Валерьевна Учитель русского языка и литературы моу «Вейделевская сош» Как подготовить девятиклассника к сдаче государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в новой форме
122.09kb.
Которая была предложена на уроке изо, «Кем хочу быть, чем хочу заниматься», а на уроке русского языка дети размышляли над тем, чем данная специальность их привлекает
39.96kb.