takya.ru страница 1
скачать файл
МОУ «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»

АЛГОРИТМ

учебной деятельности школьников

по составлению уравнений реакций,

характеризующих химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей.

Выполнил: Кузнецов А. Н.,

учитель химии


с. Дмитриевка 2009



Алгоритм учебной деятельности школьников

При изучении химии в 8 классе трудно обойтись без алгоритмов, так как это:

- последовательность описания химических элементов;

- порядок составления химических формул, названий веществ и уравнений реакций;

- рациональный способ решения задач.

Алгоритмы можно использовать как раздаточный материал на уроках при изучении нового материала, отработке умений и навыков, повторении, а учащиеся дома – при подготовке к контролю знаний и выполнении домашних заданий.

Свойствами алгоритмов являются:

• Дискретность (прерывность, раздельность) – алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение простых (или ранее определенных) шагов. Каждое действие, предусмотренное алгоритмом, исполняется только после того, как закончилось исполнение предыдущего.

• Определенность – каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным и не оставлять места для произвола. Благодаря этому свойству выполнение алгоритма носит механический характер и не требует никаких дополнительных указаний или сведений о решаемой задаче.

• Результативность (конечность) – алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов.

• Массовость – алгоритм решения задачи разрабатывается в общем виде, то есть, он должен быть применим для некоторого класса задач, различающихся только исходными данными. При этом исходные данные могут выбираться из некоторой области, которая называется областью применимости алгоритма.

На основании этих свойств можно дать определение алгоритма. “Алгоритм – это последовательность логических операций, отличающихся детерменированностью, массовостью, направленностью и приводящая к решению всех задач данного класса за конечное число шагов”.


Алгоритм составления уравнений реакций, характеризующих химические свойства неорганических веществ
1. Определите, к какому классу соединений относятся вещества, вступающие в реакцию, с помощью условных обозначений (I).

2. Используя таблицу (II), установите, взаимодействуют ли данные вещества друг с другом.

3. Если вещества взаимодействуют, запишите продукты реакции согласно приведённой схеме. В том случае, когда реакции идут не всегда, используйте приведённые справки (III)

4. Составьте формулы полученных веществ, используя схемы (IV).



5. Расставьте коэффициенты.

I. Условные обозначения:
Ме – металл
нМе – неметалл
МеО – основный оксид

нМеО – кислотный оксид
НЭ - бескислородная кислота
НЭО – кислородсодержащая кислота
МеОНр. – растворимое основание ( щёлочь)
МеОНн. – нерастворимое основание
МеЭ – соль бескислородной кислоты
МеЭО – соль кислородсодержащей кислоты

II. Химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей


Вещества

Ме

нМе

Э

Н2О

МеО

НЭ

НЭО

МеОНр

МеОНн

МеЭ

МеЭО

Ме

-

МеЭ

МеОН+Н2

МеО+Н2

Не всегда

(1)

-

МеЭ+ Н2

Не всегда

(2)

МеЭО+ Н2

Не всегда

(2)

-

-

МеЭ+Ме

Не всегда

(3)

МеЭО+Ме

Не всегда

(3)


МеО

-

-

МеОН

Не всегда

(4)

-

МеЭ+ Н2О


МеЭО+ Н2О


-

-

-

-

нМеО

ЭО

-

-

НЭО

МеЭО

-

-

МеЭО+ Н2О

-

-

-

НЭ

МеЭ+ Н2

Не всегда

(2)

-

-

МеЭ+ Н2О


-

-

МеЭ+ Н2О


МеЭ+ Н2О


МеЭ +НЭ

Не всегда

(5)

МеЭО+ НЭ

Не всегда

(5)

НЭО

МеЭО+ Н2О

Не всегда

(2)

-

-

МеЭО+ Н2О


-

-

МеЭО+ Н2О


МеЭО+ Н2О


МеЭО+ НЭ

Не всегда

(5)

МеЭО+ НЭО

Не всегда

(5)

МеОНр

-

-

-

-

МеЭ+ Н2О


МеЭО+ Н2О


-

-

МеЭ+МеОН

Не всегда

(6)

МеЭО+МеОН

Не всегда

(6)

МеОНн

-

-

-

-

МеЭ+ Н2О


МеЭО+ Н2О


-

-

-

-

МеЭ

МеЭ+Ме

Не всегда

(3)

-

-

-

МеЭ+НЭ

Не всегда

(5)

МеЭО+НЭ

Не всегда

(5)

МеЭ+МеОН

Не всегда

(6)

-

МеЭ+МеЭ

Не всегда

(7)

МеЭ+МеЭО

Не всегда

(7)

МеЭО

Ме+МеЭО

Не всегда

(3)

-

-

-

МеЭО+ НЭ

Не всегда

(5)

МеЭО+ НЭО

Не всегда

(5)

МеЭО+МеОН

Не всегда

(6)

-

МеЭ+МеЭО

Не всегда

(7)

МеЭО+МеЭО

Не всегда

(7)



III. Справки
1.Взаимодействие металлов с водой
Активные металлы взаимодействуют с водой с образованием гидроксидов и водорода, металлы средней активности взаимодействуют с водой при нагревании и при этом образуются оксиды и водород, малоактивные металлы с водой не реагируют.

Li, K, Ca, Na, Mg, Al Zn, Fe, Ni, Sn, Pb ( H) Cu, Hg, Ag, Pt, Au

Активные металлы металлы средней активности малоактивные металлы

2. Взаимодействие металлов с кислотами.
Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими до водорода в электрохимическом ряду напряжений.( кроме НNО3)

K, Na, Mg, Al, Zn, Fe, Ni, Sn, Pb ( H) Cu, Hg, Ag, Pt, Au

Вытесняют водород из кислот водород из кислот не вытесняют
3. Взаимодействие металлов с солями.
Металлы взаимодействуют с растворами солей согласно положению в электрохимическом ряду напряжений. Металл, стоящий в ряду напряжений левее, вытесняет металл, входящий в состав соли, находящийся правее.

K, Na, Mg, Al, Zn, Fe, Ni, Sn, Pb ( H) Cu, Hg, Ag, Pt, Au


4. Взаимодействие основных оксидов с водой.
Оксиды активных металлов ( Li,K, Na, Са, Ва ) взаимодействуют с водой с образованием щелочей.
5.Взаимодействие кислот с солями.
Кислоты взаимодействуют с солями в соответствии с рядом кислот. Каждая предыдущая кислота может вытеснить из соли последующую.

H2SO4, HNO3, HCl, H3PO4, H2SO3, H2CO3, H2S, H2SiO3


6.Взаимодействие щелочей с солями
Щёлочи взаимодействуют с теми солями, в состав которых входит металл, способный образовать нерастворимое основание.

Это металлы, кроме щелочных и щелочноземельных ( Li,K, Na, Са, Ва ).


7. Взаимодействие солей с солями.
Соли взаимодействуют с солями в растворах и реакции протекают в том случае, если образуется другая соль, практически нерастворимая в воде.
IV. Составление формул оксидов, оснований, кислот и солей


  1. Составление формул оксидов

n II

МеО Ме n О2

n II

нМеО нМе n О2 (Если n делится на 2, то оба индекса разделить на 2)

  1. Составление формул кислот

I n

НЭ Н n Э

I n

НЭОm Н n ЭОm

  1. Составление формул оснований

m I

МеОН Ме(ОН) m

  1. Составление формул солей

m n

МеЭ Ме m Э n

m n

МеЭО Ме m (ЭО) n (Если n и m делятся на 2, то оба индекса разделить на 2)
Пример использования алгоритма
Составить уравнение реакции Cu Cl2 + NaOH
1. Определяем, к каким классам относятся данные вещества

Cu Cl2 МеЭ – соль бескислородной кислоты



NaOH МеОНр. – растворимое основание ( щёлочь)

2. По таблице (II) определяем, что при взаимодействии этих веществ образуется другая соль и другое основание



МеЭ + МеОНр = МеЭ+МеОН

Cu Cl2 + NaOH = Na Cl + CuOH

3. Составляем формулы полученных веществ, используя схемы(IV)

I I


Na Cl Na Cl

II I


CuOH Cu (OH)2

4. Записываем уравнение реакции

Cu Cl2 + NaOH = Na Cl + Cu (OH)2

5. Расставляем коэффициенты

Cu Cl2 + 2NaOH = 2 Na Cl + Cu (OH)2

6. Определяем, есть ли среди продуктов реакции нерастворимое основание

Cu (OH)2 – нерастворимое основание

7. Вывод: реакция происходит. Окончательная запись



Cu Cl2 + 2NaOH = 2 Na Cl + Cu (OH)2
скачать файл



Смотрите также:
Алгоритм учебной деятельности школьников
98.66kb.
Перечень объектов и средств организации учебной деятельности младших школьников моу «сош №1 г. Ртищево Саратовской обл.»
164.53kb.
Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету “Математика”
45.68kb.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание
54.73kb.
Тезисы выступления заместителя директора по учебной работе Гнилицкой Е. Б
48.38kb.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников
59.32kb.
О тьюторском сопровождении дистанционных элективных курсов
64.29kb.
«Новые теории познания. Сетевая педагогика»
58.25kb.
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
165.53kb.
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
107.08kb.
Тематический контроль 7 класс самостоятельная работа тексты вариантов самостоятельной работы по алгоритмизации
21.89kb.
Программа внеурочной деятельности должна: во-первых, быть направленной на обеспечение индивидуальных потребностей школьников; во-вторых, способствовать воспитанию школьников
32.01kb.