takya.ru страница 1
скачать файл




Аннотация
В статье отражена актуальная проблематика в области методологии научных исследований в сфере психического здоровья, существующая в настоящее время. Проводится анализ основных направлений профильной научной активности в последние годы на территории постсоветского пространства. Анализируются перспективные подходы в формировании стратегии научных исследований в сфере психического здоровья. Приводятся конкретные примеры реализации такого рода стратегии в Республике Казахстан.

Ключевые слова: психическое здоровье, научные исследования, методология и стратегия планирования и реализации научных программ.

Анализ общих и частных методологических проблем в сфере научных исследований по профилю психического и психологического здоровья в Республике Казахстан
А. Л. Катков г. Павлодар
1. Ведение

В настоящее время в Республике Казахстан и на всей территории постсоветского пространства складывается принципиально новая ситуация в отношение перспектив развития научно-практических направлений, представляющих сферу психического здоровья: психиатрии, наркологии, психотерапии, клинической и консультативной психологии, профильной социальной работы и других.

Речь, во-первых, идет о том, что рассматриваемые направления профессиональной деятельности стремительно меняются как в структурно-технологическом (содержательном), так и в программно-целевом плане. Деятельность профессионалов ментального профиля направлена теперь не только на эффективную редукцию психопатологических проявлений, но и на достижение высокого качества жизни и соответствующих уровней социальной адаптации у лиц с психическими и поведенческими расстройствами. В данной связи, в функциональном поле даже и таких традиционных клинических дисциплин как психиатрия и наркология все более актуальными и востребуемыми становятся услуги специалистов в сфере развивающих технологий – психотерапевтов, психологов, специалистов по социальной работе, социальных работников и пр. Соответственно, ведомственные приказы и штатное расписание психиатрических и наркологических учреждений пересматривается с расширением представительства упомянутых профессионалов.

Другой отчетливой тенденцией является все более возрастающий, открытый спрос на услуги в сфере профессиональной психотерапии, психологического консультирования, развивающих тренингов среди населения в целом. При этом услугами специалистов в данных областях пользуются не только лица с медицинскими или психологическими проблемами, но и представители вполне здоровой части населения, желающие повысить свои адаптационные кондиции и уровень психологического здоровья.

Следующая, заслуживающая самого пристального внимания, тенденция, заключается в стремительном распространении социальных эпидемий – наиболее впечатляющего по своим деструктивным последствиям социального феномена конца ХХ, начала XXI века. К последним мы относим: наркозависимость, терроризм, религиозный и национальный экстремизм, вовлечение населения в преступные сообщества и деструктивные секты, рукотворные (техногенные) экологические угрозы и катастрофы, и, с некоторыми оговорками, бедность. К настоящему времени накоплено уже достаточное количество научно-обоснованных данных, свидетельствующих о тесной взаимосвязи высоких рисков и фактов вовлечения в упомянутые деструктивные социальные процессы с дефицитом такого специфического качества, которое мы обозначаем как феномен психологического здоровья – устойчивости к вовлечению в социальные эпидемии (1, 2, 3). Такого рода «Флаги социальных катастроф» мы рассматриваем как скрытый запрос на метатехнологии эффективной социальной психотерапии, еще только разрабатываемые инициативными группами в исследовательских центрах (4).

Наконец, новые возможности в развитии профессий, представляющих сферу психического здоровья в Казахстане, связаны с открытием двух республиканских научных центров (2001 и 2003 г.г.) с основным профилем деятельности в области психиатрии, психотерапии и наркологии.

Таким образом, в последние годы в Республике появились реальные возможности и ресурсы для выполнения масштабных исследовательских проектов в сфере психического здоровья. А также – перспективы для формирования долговременной стратегии развития соответствующих научных направлений.

Все вышесказанное, с нашей точки зрения, является серьезным аргументом для критической оценки ситуации, сложившейся в сфере профильных научных исследований. В частности – в области основных стратегических и методологических установок в общем поле научных дисциплин, представляющих сферу психического здоровья.

Публикуемые в следующих разделах статьи, материалы подготовлены без чрезмерных претензий на всестороннее и глубокое освещение затрагиваемых проблем. Тем не менее, и такой первичный анализ показывает перспективную панораму развития научной мысли в заданном направлении, дает «пищу» и стимулирует активность профессионалов ментального профиля в плане старта тематической научной дискуссии, что и является основной целью настоящего сообщения.
2. Основные методологические проблемы

По крайней мере, две общеметодологические проблемы на сегодняшний день являются наиболее актуальными в сфере развития науки о психическом здоровье. Первая из них заключается в неоднородности и неоднозначности основополагающего термина «психическое здоровье». Неоднородность рассматриваемого понятия состоит в том, что данную категорию образуют, как минимум, два разнонаправленных вектора: патологический (полюс психических и поведенческих расстройств); и нормативный (полюс собственно психического здоровья). Неоднозначность категории психического здоровья заключается в том, что знаковые системы и методологический инструментарий, используемые для репрезентации сущностного содержания рассматриваемых дифференциалов отстоят друг от друга достаточно далеко.

Вышеназванная ситуация проиллюстрирована на схеме 1, где показаны основополагающие различия нормативного и патологического вектора науки о психическом здоровье в общей системе классификации знаний.

На схеме 1 топография патологического вектора общего поля науки о психическом здоровье обозначена символом ( ). Данный вектор представлен, прежде всего, классическими медицинскими дисциплинами – психиатрией, наркологией. В меньшей степени сюда могут быть отнесены патопсихология и клиническая психология, занимающие промежуточное положение между патологическим и нормативным вектором. Нормативный вектор представлен, в первую очередь, такими дисциплинами как психотерапия, психологическое консультирование, и, в меньшей степени, другими развивающими практиками. Топография данного вектора обозначена символом ( ).

Как видно из данных, представленных на схеме 1, местоположение рассматриваемых векторов существенно различается по всем обозначенным системным признакам:

- по признаку идентификации принадлежности к собственно корпусу науки существует полный консенсус в отношении того, что все научно-практические дисциплины, представляющие патологический вектор, с полным правом можно отнести к естественнонаучным, однако этого нельзя сказать о психотерапии, психологическом консультировании и других развивающих практиках, в отношении которых такого консенсуса нет;

- патологический и нормативный векторы разводятся по разным ветвям науки: нормативный вектор определяется как гуманистика, а патологический – как натуралистика;

- в отношении принадлежности к основным дифференциалам корпуса науки: существует консенсус относительно принадлежности традиционных медицинских дисциплин к твердому ядру естествознания; феноменология психического здоровья, являющаяся, по определению, передовым рубежом науки, на сегодняшний день этого места не занимает;

- классические медицинские дисциплины относительно дальше продвинулись и по стадиям развития науки (о чем можно судить по более объемному и осмысленному теоретическому багажу, накопленному к настоящему времени);

-  феноменология психического здоровья, претендующая на место неклассического авангарда, занимает пока что размытую область (ареал) протонауки, в то время как традиционные медицинские дисциплины занимают ареал классики;

- далее, понятно, что более традиционные и оформленные системы знаний в медицинских дисциплинах тяготеют к полюсу знаний – предметов, таким определениям, как «рациональное», «эссенциальное», «теоретическое», в отличие от научно-практических направлений, представляющих полюс здоровья. Для последних характерны такие определения систем знаний как «эмоциональное (интуитивное)», «феноменалистское», «эмпирическое». Понятно также и то, что дисциплины представляющие и патологический и нормативный полюс являются в большей степени прикладными, чем фундаментальными, вероятными, чем достоверными, аналитическими, чем синтетическими.

Схема 1


Топография нормативного и патологического векторов науки о психическом здоровье


Обозначение системного признака

Топография патологического и нормативного вектора

Идентификация принадлежности к собственно науке

Ненаука (культура, искусство, ремесло)





Наука

Основные ветви науки

Гуманистика (гуманитарные науки)




Натуралистика (математика; естествознание)

Основные дифференциалы корпуса науки

Наука переднего края




Твердое ядро науки

Стадии развития науки

Стадия наивного реализма (эмпирика)




Стадия критической рефлексии (теория)

Ареалы науки

Ареал протонауки,

архаики







Ареал классики

неклассики

Стадии трансформации общей структуры знаний

Знания – персоналии

Знания - проблемы



Знания - предметы

Основные дихотомические векторы развития сферы психотерапевтических знаний

Эмоциональное (интуитивное) Феноменолисткое

Эмпирическое

Прикладное

Вероятное

Синтетическое (произвольный синтез)





Рациональное
Эссенциальное

Теоретическое

Фундаментальное

Достоверное

Аналитическое


Соответственно, вторая и наиболее сложная методологическая проблема состоит в том, что до последнего времени эти, более чем существенные различия нормативного и патологического вектора в общем поле тематических научных исследований или не учитывались вовсе или учитывались лишь в минимальной степени. На что существуют вполне объективные причины: адекватная концептуальная база и соответствующий методологически инструментарий для репрезентации сущностного содержания вектора собственно психического здоровья в последние десятилетия разрабатывались недостаточно интенсивно. А общая стратегия тематических исследований, выстраиваемая, вначале, на территории Советского Союза, а затем – в бывших союзных республиках, формировались по стереотипам, доминирующим с середины прошлого века. И лишь в последние 5-7 лет данная тенденция несколько изменилась в сторону общей активизации исследовательской деятельности в поле нормативного вектора категории психического здоровья. Справедливость последних утверждений мы проиллюстрируем анализом содержания основной тематики научных исследований, проводимых в рассматриваемом направлении, в бывшем Советском Союзе и Российской Федерации (период с 1962 по 2004 г.г.; общее количество – 1505). А также - содержания аналогичной тематики научных исследований по Республики Казахстан (период 1994 – 2007 г.г. всего – 38 исследований). Полученные нами данные по первому блоку отражены в схеме 2.


Схема 2
Основные направления научных исследований в сфере психического здоровья (бывший Советский Союз и Российская Федерация

1962-2004 г.г.; n = 1505)


1. Клиническое

– 1084 (72%)

2. Терапевтическое

– 61 (4,02%)

3. Психотерапевтическое

– 60 (4,0%)

4. Эпидемиологическое

– 52 (3,45%)

5. Клинико-психологическое

– 51 (3,4%)

6. Организационное

– 41 (2,7%)

7. Нейрохимическое

– 30 (2,0%)

8. Реабилитационное

– 29 (1,9%)

9. Нейрофизиологическое

– 25 (1,66%)

10. Мультисекторальное (клиника, патогенез, лечение)

– 21 (1,4%)

11. Иммунологическое

– 20 (1,33%)

12. Историческое

– 9 (0,6%)

13. Генетическое

– 7 (0,46)

14. Цитологическое

– 4 (0,26%)

15. Психогигиеническое

– 3 (0,2%)

Как видно из данных, представленных на схеме 2, по объему научных исследований с большим отрывом лидирует клиническое направление (патологический вектор) – 1084 исследований (72%). Психотерапевтическое, клинико-психологическое и консультативно-психологическое направления составляют, соответственно, 4,0% и 3,4% от общего количества исследований, и занимают по рейтингу 3 и 5 места. Прочие направления занимают до 20% общего объема исследований. При этом лишь в 9 из всех рассматриваемых исследовательских проектов прослеживаются тенденции к анализу как патогенетических, так и саногенетических тенденций с более или менее отчетливой попыткой использования обособленной системы индикаторов, характеризующих динамику нормативного вектора психического здоровья в общем континууме исследовательских целей. Сам по себе термин «психическое здоровье» встречается в обозначении 14 научных проектов. Однако речь здесь идет не о собственно полюсе психического здоровья, а об эпидемиологии психических и поведенческих расстройств среди определенных групп населения.

Сходные тенденции (существенно менее достоверные) прослеживаются и при анализе исследований в сфере психического здоровья, проводимых в Республике Казахстан. Эти данные отражены на схеме 3.
Схема 3
Основные направления научных исследований в сфере психического здоровья (Республика Казахстан, 1994-2007 г.г., n = 38)


  1. Клиническое

– 26 (68,42%)

  1. Психотерапевтическое

– 5 (13,16%)

  1. Терапевтическое

– 2 (5,26%)

  1. Организационное

– 1 (2,63%)

  1. Эпидемиологическое

– 1 (2,63%)

  1. Иммунологическое

– 1 (2,63%)

  1. Генетическое

– 1 (2,63%)

  1. Биохимическое

– 1 (2,63%)

Следует сразу же оговорится, что приведенный список тематических исследований не в полной мере соответствует общему объему профильной научной активности, имеющей место в Республике Казахстан. Существенная часть авторов исследовательских проектов, реализуемых в Республике (от 10 до 17% в разные годы), проходит апробацию и защиту на соискание ученой степени в Российской Федерации. Основное содержание данных работ соответствует клиническому и эпидемиологическому направлениям, и лишь усиливает характерные тенденции в распределении тематических объемов профильной научной активности, выводимые из схемы 3. В данной схеме, отражающей традиционные клинические приоритеты (патологический вектор общего поля наук о психическом здоровье), обращает на себя внимание отсутствие направления клинической и консультативной психологии, социальной работы, психогигиены и психопрофилактики, реабилитации. То есть тех направлений, которые в большей степени ориентированы на саногенез и проблематику собственно полюса психического и психологического здоровья. Не в последнюю очередь данное обстоятельство связано с отсутствием в Республике диссертационных советов по специальности «клиническая и консультативная психология», «социальная работа». Но, конечно же, в первую очередь – с отсутствием, до последнего времени, стратегии форсированного развития исследовательской деятельности по данным направлениям. Следует отметить и тот факт, что психотерапия в Республике Казахстан (так же как и в Российской Федерации) не состоялась как самостоятельная научная дисциплина. Поэтому, научные исследования, проводимые в данном направлении, в большей степени опираются на традиционный методологический инструментарий, учитывающий динамику индикаторов патологического, а не нормативного вектора категории психического здоровья.

Особым образом следует оценить сектор исследовательской деятельности, проводимой в Республике Казахстан по наркологическому (в современном понимании мультидисциплинарного характера данной специальности) направлению в самые последние годы. Соответствующие исследовательские проекты, в равной степени учитывающие как патологический, так и нормативные векторы в поиске и оформлении научных результатов, представляют современную тенденцию развития наук о психическом и психологическом здоровья. Поэтому программно-целевое содержание данных проектов, как и содержание долговременных стратегий научных исследований в сфере психического и психологического здоровья, разрабатываемых в последние годы в Республике, мы будем рассматривать в следующем разделе настоящего сообщения. Данный раздел будет посвящен обсуждению возможных инновационных подходов в рассматриваемой сфере. Необходимость такого рода обсуждения подчеркивается тем, что ни в Российской Федерации, ни в Республике Казахстан за долги годы не появилось ни одного масштабного научного исследования по профилю специальной эпистемологии и методологии исследовательской деятельности в сфере психического здоровья (нормативный вектор). Последнее обстоятельство косвенно свидетельствует о том, что долговременные стратегии научных исследований в рассматриваемом направлении или не разрабатываются, или разрабатываются с учетом традиционных и, в значительной степени, устаревших стереотипов. Что собственно и не требует какого-либо научного поиска.
3. Инновационные подходы в формировании стратегии научных исследований в сфере психического здоровья

Наш собственный опыт в планировании, разработке и реализации среднесрочных научно-исследовательских программ в системе Министерства здравоохранения Республики Казахстан (2002-2004 г.г., 2005-2007 г.г.), с ориентацией на наркологическую проблематику, позволяет утверждать, что их успешность и эффективность прямо связана с необходимостью реализации следующих принципов:



Общеметодологические принципы:

- современные среднесрочные и долгосрочные научно-исследовательские программы в сфере психического здоровья должны учитывать и опираться не только на патогенетический, но и на саногенетический (нормативный) полюс сущностного содержания категории «психическое здоровье»; соответственно, в контексте данных программ должен быть предусмотрен специальный сектор по углубленному изучению и разработке соответствующего концептуального и методологического инструментария, максимально учитывающего специфику нормативного вектора категории психического здоровья;

- вышеназванные методологические изыскания и разработки должны охватывать все структурированные уровни научно-практических дисциплин (дисциплинарную матрицу), представляющих сферу психического здоровья: уровень фундаментальных допущений, уровень общенаучных архетипов и подходов, уровень базисных теорий и концепций, уровень прикладных теорий и концепций, уровень собственно дисциплинарных теорий и концепций, уровень актуального профессионального поля; уровень профессиональных стандартов – только в этом случае возможна глубинная трансформация существующих научных и практических стереотипов, препятствующих повышению эффективности профессиональной деятельности в сфере психического здоровья; кроме того, использование инструмента дисциплинарной матрицы в стратегическом планировании профильных научных исследований дает четкий критерий эффективности и результативности данных исследований – возможность проекции полученных результатов на соседние или множественные уровни дисциплинарной матрицы (положительная эвристичность), либо отсутствие такой возможности (отрицательная эвристичность и общий неблагоприятный результат).

Структурные принципы:

- необходимо наличие соответствующей клинической (полевой) базы; наличие лабораторного оснащения (экспериментально-психологического, нейрофизиологического, клинико-биохимического, иммунологического); наличие информационно-технологической базы с возможностью статистической обработки и хранения больших массивов информации (базисных исследовательских карт); наличие банка информации по всем дисциплинам, представляющим сферу психического здоровья; наличие подготовленного технического персонала; наличие соответствующей программы финансирования и рефинансирования научных исследований; наличие группы квалифицированных экспертов, в чьи обязанности входит предварительная, промежуточная, конечная оценка и коррекция исследовательской программы.



Технологические принципы:

- необходимо наличие долгосрочной и многовекторной (проблемные узлы, теоретический синтез, генерация профессиональных стандартов) стратегии научных исследований в сфере психического и психологического здоровья; наличие отработанной (на основании принципов GCP – долженствующей клинической практики) методологии научных исследований, максимально учитывающей специфику развивающих технологий; наличие возможностей трансинституционального, транснационального и транскультурального информационного обмена и мониторинга; тесная координация (синхронизация и кооперация в научных проектах) с исследовательскими центрами, действующими в смежных областях науки.

Следование данным принципам в той степени, в которой это было возможно на момент организации первого из двух научных центров ментального профиля, действующих в Республике Казахстан – Республиканского научно-практического центра медико-социальных проблем наркомании – позволило к настоящему времени достичь следующих результатов, излагаемых в самой краткой, тезисной форме:

уровни фундаментальных допущений, общенаучных архетипов и подходов – на основании стержневых положений разработанного нами кольцевого научного архетипа (новая идея рациональности, максимально учитывающая специфику основного предмета познания – сферу психического) была создана единая теория фундаментальных допущений, преодолевающая ограничения как узко-рациональной, так и иррациональной систем координат; новый тип рациональности и единая теория фундаментальных допущений, теперь уже с использованием «легальных» мыслительных механизмов, позволили репрезентировать парадоксальную феноменологию психических процессов в полном объеме, в том числе – прояснить функциональную активность неструктурируемых стандартным временем суперресурсных инстанций психического, чаще всего обозначаемых, как «внесознательное» или (в обывательском лексиконе) «душа», «дух»;

уровни базисных и прикладных теорий и концепций – на основании обновленной рациональности и найденных способов репрезентации неструктурируемой стандартным временем психической активности индивида была разработана функциональная концепция психического (функциональная психология), а также – концепция психологического здоровья – устойчивости к агрессивным влияниям среды (в частности – к вовлечению в упомянутые социальные эпидемии), убедительно демонстрирующая какого рода функциональная психическая активность препятствует или, наоборот, способствует вовлечению в деструктивные социальные процессы; обширная доказательная база по вышеприведенным концептуальным построениям (5, 6, 7) позволила сформулировать главные положения теории современных социальных эпидемий (4), а также – обосновать инновационные социальные подходы по эффективному блокированию данных деструктивных социальных явлений (8); кроме того, на данном уровне дисциплинарной матрицы, на основе длительного эксперимента, была сформулирована концепция двухуровневой развивающей коммуникации - адекватной теоретической основы для континуума развивающих практик, используемых в сфере психического здоровья, а также – базисного основания для метамодели социальной психотерапии;

уровни собственно дисциплинарных теорий и концепций, и актуального профессионального поля – на основании солидного исследовательского массива (7 самостоятельных исследовательских проектов – фрагментов 2-х научных программ центра) была выведена оригинальная концепция и модель реабилитации – неоабилитации, учитывающая необходимость и возможность (за счет инновационных психотерапевтических подходов) форсированного развития свойств психологического здоровья – устойчивости к повторному вовлечению в химическую зависимость у резидентов соответствующих программ; концепция и модель эффективной первичной профилактики вовлечения в основные социальные эпидемии, предусматривающая необходимость и возможность использования современных диагностических и развивающих технологий, способных в короткое время минимизировать эти риски; было разработано свыше 50 оригинальных диагностических, лечебно-реабилитационных (основанных на психотерапевтических, консультативно-психологических и тренинговых инновационных технологиях) методов, которые были утверждены в системе профессиональных стандартов наркологической помощи в Республике Казахстан;

уровень профессиональных стандартов наркологической помощи – во-первых, была разработана системная модель развивающих стандартов, включающая все группы тематических профессиональных стандартов и демонстрирующая их неразрывную связь (схема 4); далее, были проведены масштабные исследования по выявлению потребностей населений в специализированной помощи и определению степени удовлетворения этих потребностей реально-существующим сектором услуг (9); в соответствие с полученными результатами была разработана поэтапная стратегия совершенствования стандартов специализированной помощи; разработан и утвержден первый вариант системы профессиональных стандартов.
Схема 4

Система профессиональных стандартов в современной наркологической помощи

Как видно на схеме 4 потребности населения в специализированной помощи в Республике Казахстан определяются программой многоуровневого мониторинга, показывающего, в том числе, масштабы как открытого, так и скрытого спроса на какой-либо вид услуг. Таким образом, проясняется вопрос о необходимом ассортименте, качестве и условиях оказания специализированной помощи (стандарт услуг). Далее, по мере того как стандарт услуг приводится в соответствие с потребностями населения, их ассортимент, объем и качество обуславливают квалификационные требования и номинацию (спецификацию) профессионалов, реализующих необходимые объемы специализированной помощи (стандарт квалификации). В свою очередь, образовательный стандарт и специфика соответствующих программ додипломной и последипломной профессиональной подготовки целиком и полностью зависят от исходных квалификационный требований к специалистам, сформированных всем предшествующим циклом. Точно также формируется организационный стандарт, регламентирующий необходимую структуру, ресурсное, в том числе, кадровое обеспечение специализированных служб. Система нормативных актов (Закон, правительственная программа, межведомственные и ведомственные приказы и положения), утверждающая настоящий организационный стандарт, одновременно устанавливает сферу приоритетов в распределении социальных ресурсов, изменить которую можно только с помощью новых аргументов, выявляемых стандартом многоуровневого мониторинга психического и психологического здоровья населения. Таким образом, круг замыкается, обеспечивая функционирование целостного и самодостаточного механизма развития соответствующих служб психического здоровья (10).

Вышеприведенные результаты реализации среднесрочной стратегии научных исследований в сфере психического здоровья (наркологический аспект), в Республике Казахстан, в той или иной степени оказали влияние на развитие всех специальностей, представляющих современный наркологический кластер: собственно клиническую наркологию, психотерапию, клиническую и консультативную психологию, профильную социальную работу (включая консультантов по зависимостям, инструкторов по реабилитации), социальную педагогику и другие. Однако, наиболее интенсивный развивающий эффект был получен в отношение психотерапии, в полной мере иллюстрирующей весь комплекс непростых методологических, профессиональных и организационных проблем, присущих становлению нормативного вектора в сфере психического здоровья (схема 5).

Схема 5


Структурные основания интегративной психотерапии
Дисциплинарная матрица психотерапевтической науки и практики


Основные структурные уровни

Основные концепты дезинтегрирующие специальность

Основные концепты интегрирующие специальность

1. Уровень фундаментальных допущений

Конфронтационная система фундаментальных допущений (рациональная иррациональная система координат)

Единая система фундаментальных допущений, модель «объемной» реальности, совмещающая базисные системы координат

2. Уровень общенаучных архетипов и подходов

Доминирование элементаристского научного архетипа, узкодисциплинарных и дисциплинарных подходов

Кольцевой научный архетип, континуальные внедисциплинарные научные подходы

3. Уровень базисных теорий и концепций

Концепции психического, выстраиваемые в контексте элементаристского научного архетипа и дисциплинарных подходов

Функциональная концепция психического с адекватной репрезентацией ресурсных инстанций на основе идей кольцевого научного архетипа и континуального внедисциплинарного подхода

4. Уровень прикладных теорий и концепций

Концепции личности, выстраиваемые с использованием традиционных научных подходов; произвольные концепции личности

Концепция психологического здоровья – устойчивости к агрессивным влияниям среды

5. Уровень собственно дисциплинарных теорий и концепций

Доминирование идеологии «школьной» психотерапии, подкрепляемой несостоятельностью методологической базы центростремительных тенденций

Функциональная концепция психотерапии, опирающаяся на идентифицированные принципиальные основания интегративной идеологии

6. Уровень актуального профессионального поля

Правила технического синтеза с акцентом на структурно-технологические аспекты психотерапевтических методов и методик

Правила технического синтеза с максимальным вовлечением универсальных механизмов глубинного уровня психотерапевтической коммуникации

7. Уровень профессиональных стандартов

Несовместимые профессиональные стандарты, выстраиваемые на основе «школьной» идеологии в психотерапии

Единый (достаточно гибкий) профессиональный стандарт, выстраиваемый на основе интегративной идеологии в психотерапии

На схеме 5 продемонстрировано то, каким образом обновленная концептуально-методологическая база (правый портал схемы), распределенная по структурным уровням дисциплинарной матрицы психотерапии (левый портал схемы), интегрирует доселе разрозненные, невнятные и бездоказательные концепты, препятствующие формированию самостоятельной научно-практической дисциплины (центральный портал схемы) - психотерапии, являющейся, по нашему глубокому убеждению, творческой лабораторией и «сердцем» всех развивающих практик. В том числе и тех, которые представляют нормативную основу современной наркологии. Основное достоинство и сущностное ядро рассматриваемой схемы состоит в том, что за счет основополагающих концептов верхних уровней рассматриваемой дисциплинарной матрицы становится возможным выведение универсальных феноменов психотерапевтической коммуникации, отнюдь не конфронтирующих, но, усиливающих эффективность многообразных технических приемов и подходов, используемых в различных направлениях, моделях и методах. Таким образом, эффективную психотерапевтическую коммуникацию, в соответствие с обновленным концептуальным базисом, можно представить в виде процесса целенаправленной двухуровневой психической активности всех её участников.

Основные характеристики глубинного (универсального) уровня рассматриваемой коммуникативной активности представлены на схеме 6. В центральном портале данной схемы перечислены общие психотерапевтические механизмы, обеспечивающие, в конечном итоге, уникальной психотерапевтический эффект – достижение значительных конструктивных изменений за ограниченный период времени (основное «чудо» психотерапии). В левом портале обозначены универсальные цели (мишени) профессиональной психотерапии, выведение которых стало возможным в результате разработки экспериментально обоснованной методологической базы (верхний уровень правого портала). В нижнем уровне правого портала приведен краткий перечень требований к обновленному квалификационному стандарту профессионального психотерапевта, реализация которого будет способствовать манифестации глубинного уровня терапевтической коммуникации с достижением соответствующих эффектов.

Схема 6
Функциональные характеристики глубинного уровня психотерапевтической коммуникации




Иерархия целей

Неструктурированные универсальные механизмы

Содержание профессионального

образования

1. Формирование устойчивого ресурсного состояния с достижением синергетической метапозиции и целостности основных инстанций психического у пациента - клиента

1. Устойчивый ресурсный статус (привлекательная целостность основных инстанций психического, синергетическая метапозиция) фасилитатора – Я-техника первичного стимулирования терапевтической активности клиента

Теория – концепция кольцевого научного архетипа; интегративная модель фундаментальных допущений; функциональная концепция пси­хи­ческого; мо­дель двухуровневой психотерапевтической коммуникации; континуум универсальные меха­низмы развивающей коммуникации.

2. Перевод охранно-конфронтационной базисной стратегии адаптации кли­ента в синерге­тическую

2.Форсированное развитие свойств психологического здоровья – устойчивости к агрессивному влиянию среды за счет активности внесознательных инстанций психического


3. Манифестация глубинного уровня психотерапевтической коммуникации

Практика – углубленная практика самопознания, роста и личной терапии в режиме двухуровневой развивающей коммуникации; практика многоуровневого технологического синтеза; достижение высоких уровней психологического здоровья и устойчивого ресурсного состояния; практика интервизии, супервизии по профилю интегративной психотерапии; участие и проведение балинтовских групп.

4. Форсированное развитие гиперпластической феноменологии психотерапевтического пространства

5. Идентификация клиента с лично­стью психотерапевта с ассимиляцией необходимых ресурсных характеристик

6. Гиперпротекция структурированных технических действий

На схеме 7 приведены функциональные характеристики структурно-технологического (поверхностного) уровня психотерапевтической коммуникации, который, в принципе, может включать весь «безразмерный» технологический репертуар используемых методов и моделей. В данном случае, однако, данные методологические особенности лишаются статуса основных идентификационных признаков профессиональной психотерапии, и эффективно дополняются вышеприведенной системой универсальных психотерапевтических факторов. Таким образом, открывается возможность подлинной профессиональной интеграции с конструктивным решением противоречий, существующих между отдельными психотерапевтическими методами. Кроме того, рассмотренная модель универсальной двухуровневой психотерапевтической коммуникации может использоваться для повышения эффективности и других развивающих практик (четвертый и пятый горизонтальные уровни в схеме 7).


Схема 7
Функциональные характеристики структурно-технологического уровня психотерапевтической коммуникации


Иерархия целей

Структурированные универсальные механизмы

Содержание профессионального

образования

1. Решение поверхностной проблемы, заявляемой клиентом

1. Утилизация (дезактуализация) неконструктивных, дезадаптирующих психических связей (штампов, моделей, стереотипов);

Теория – классические, психологические теории; идеологизированные модели психотерапии (общая методология и структурированные техники психотерапии).

2. Решение глубинных проблем – инсайты I-III уровня

3. Решение унифицированных проблем развития – инсайты IV-V уровня

2. Развитие (актуализация) конструктивной, облегчающей адаптацию активности психического за счет:

- преимущественной коррекции эмоционального опыта;

- преимущественного расшире­ния когнитивного репертуара;

- преимущественной модификации поведения



Практика – классические тренинги самопознания и личностного роста; традиционная практика личной терапии; собственно психотерапевтическая практика в методологии идеологизированной психотерапии; тематическая интервизорская и супервизорская практика.

Конструктивная социализация

Структурированная практика воспитания

Теория и практика воспитания

Адекватная общая и профессиональная информированность

Структурированные образовательные технологии

Теория и практика образования

Что же касается расширения возможностей доказательной эффективности профессиональной психотерапии, то рассмотренная схема предполагает использование следующей системы индикаторов оценки эффективности психотерапевтического процесса:



Система промежуточных индикаторов (эффективность процесса):

  • система индикаторов, оценивающих вовлечение пациента-клиента в глубинный уровень развивающей коммуникации;

  • система индикаторов, оценивающих динамику достижения универсальных целей психотерапевтической коммуникации;

  • система индикаторов, оценивающих динамику достижения структурированных целей психотерапевтической коммуникации;

  • система экспертных оценок (супервизия), оценивающих адекватность технических средств, используемых для достижения универсальных и структурированных целей психотерапевтической коммуникации.

Система конечных индикаторов (эффективность результата):

    • отсроченная динамика индикаторов психологического здоровья (потенциал самоорганизации);

    • социальная динамика;

    • динамика показателей качества жизни.

Вышеприведенная иллюстрация, с нашей точки зрения, демонстрирует преимущества инновационно-стратегического планирования профильных научных исследований, проводимого с учетом требований сегодняшнего дня.
4. Подготовка научно-педагогических кадров

Представленный краткий обзор основных тенденций в сфере развития науки о психическом здоровье в Республике Казахстан мы хотели бы завершить краткой репликой по поводу состояния подготовки научно-педагогических кадров.

Без сомнения, затрачиваемая область – наиболее слабое звено в общем поле самоорганизующей активности всего института профильной науки. В то время, когда оно должно быть самым сильным. Существующая практика подготовки научно-педагогических кадров, действующих в сфере психического здоровья, лишь в последние 5-7 лет стала включать более или менее продолжительные курсы по изучению принципов надлежащей клинической практики (GCP), или доказательной медицины. Однако, доказательная медицина – это всего лишь прикладная статистика, без которой вообще не бывает доказательной науки. В то же время, как уже было отмечено, в качестве все более заметного белого пятна в соответствующих программах последипломного образования профильных научно-педагогических кадров выступает общая и частная методология научных исследований в полюсе собственно психического здоровья, репрезентирующих крайне сложную и не укладывающуюся в привычные стереотипы динамику саногенеза в данной сфере.

В связи со всем сказанным в стандарты последипломной подготовки научно-педагогических кадров, действующих в сфере психического здоровья, нами были дополнительно введены следующие разделы:



Общая и специальная научная методология:

- Философия (гносеология, эпистемология, когнитология), структура и корпус науки;

- Динамика развития науки;

- Общая методология науки;

- Структура знаний и методологические особенности исследовательской деятельности в гуманитарной науке;

- Топология и топография науки о психическом и психологическом здоровье в корпусе гуманитарных наук;

- Идентификационные признаки и основная проблематика науки о психическом и психологическом здоровье;

- Частная методология научных исследований в области психического и психологического здоровья (патологический и нормативный векторы);

- Понятие о научно-технических программах, способах организации и реализации научного исследования в сфере психического и психологического здоровья населения;

- Документирование исследовательского процесса и оформление результата;

- Национальное законодательство и другие нормативные акты в области науки.

Специальная дидактика:

- Профессиональные стандарты в гуманитарной сфере;

- Профессиональные стандарты в избранной дисциплине;

- Когнитология и дидактика в избранной дисциплине;

- Основные способы навигации в избранной дисциплине;

- Профессиональная экология;

- Организация, документальное оформление образовательного процесса в избранной дисциплине.

При этом мы исходили из того, что существует задача принципиальной сопоставимости результатов научных исследований в такой нестандартной сфере, как собственно полюс психического здоровья, с неоформленными правилами касательно того, что же считать подлинными критериями и индикаторами эффективности в данной сфере. И что многоплановая и методически выверенная подготовка научно-педагогических кадров отчасти решает эту проблему. Следовательно, существуют дополнительные основания для проработки общего консенсуса в отношение стандарта подготовки профильных научно-педагогических кадров.

А значит – дополнительный повод для дискуссии по всему проблемному полю развития наук о психическом здоровье.

В заключение, позволим себе выразить уверенность в том, что такого рода дискуссия, пусть даже и без внятных перспектив научного сотрудничества сторон на ее начальных этапах, позволит продвинуться каждому участнику так далеко, как это позволит солидарный научный и креативный потенциал авторов журнала.


Литература:

1. Катков А.Л., Россинский Ю.А. Концепция психологического здоровья – антинаркотической устойчивости // Вопросы наркологии Казахстана. – Павлодар. – Т. 4, специальный выпуск, посвященный II съезду психиатров, наркологов, психотерапевтов Республики Казахстан, 2004. – С. 26-41

2. Нургазина А.З. Особенности групповой психотерапии подростков с повышенным риском вовлечения в зависимость от ПАВ // Дисс… канд. мед. наук. – Алматы, 2006, 153 с.

3. Марашева А.А. Особенности формирования свойств антинаркотической устойчивости у детей младшего школьного возраста // Дисс… канд. мед. наук. – Алматы, 2004, 147 с.

4. Катков А.Л. Метамодель социальной психотерапии // Материалы гуманитарного форума «Психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора» / Сборник статей под ред. проф. М.М.Решетникова. – СПб, 2004. – С. 238-248

5. Россинский Ю.А. Обоснование концепции и стратегии сокращения спроса на наркотики в Республике Казахстан и Центрально-Азиатском регионе // Наркология. – М.: Издательство «Литера-2000». - № 12, 2003. – С. 2-16

6. Пак Т.В. Особенности групповой психотерапии больных наркоманией // Дисс… канд. мед. наук. – Алматы, 2003, 195 с.

7. Катков А.Л., Пак Т.В., Россинский Ю.А., Титова В.В. Интегративно-развивающая групповая психотерапия зависимых от психоактивных веществ. – Павлодар, 2003. – 267 с.

8. Катков А.Л., Космухаметова Ж., Россинский Ю.А. Ранняя профилактика и неоабилитация больных опийной наркоманией (региональный, клинико-психологический аспекты) // Дисс… док. мед. наук. – Томск, 2005, 395 с.

9. Алтынбеков С.А. Исследование эффективности основных механизмов противодействия распространению наркозависимости в Республике Казахстан. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук, Алматы, 2004 г.



10. Катков А.Л., Айбасова Г.Х. Системная организация стандартов деятельности служб психического здоровья // Вопросы ментальной медицины и экологии. – Москва-Павлодар. – Т. 10, специальный выпуск, посвященный десятилетию журнала «Вопросы ментальной медицины и экологии», 2004. – С. 6-36
скачать файл



Смотрите также:
Анализ общих и частных методологических проблем в сфере научных исследований по профилю психического и психологического здоровья в Республике Казахстан
326.42kb.
«Об обеспечении единства измерений»
237.23kb.
Правила выдачи виз Республики Казахстан, а также продления и сокращения сроков их действия
954.97kb.
В настоящее время влияние городских и сельских условий проживания детей на онтогенез в целом выступает актуальным не только в сфере соматического здоровья, но и психического развития
43.41kb.
1. Оптимизация социальной среды для создания условий сохранения и повышения уровня психологического здоровья учащихся
188.83kb.
Проблема психического здоровья детей в последние годы становится особенно актуальной
2816.83kb.
История развития автоматизации сээс
151.82kb.
Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы
736.81kb.
Развитие двигательного воображения в формировании психологического здоровья дошкольников Москвина Н. В. Кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Белгу чернышева И
56.93kb.
Анализ выявленных случаев вич-инфекции по Республике Казахстан за период с 2010 по 2011 года
51.9kb.
Психологические факторы, определяющие уровни психологического здоровья – антинаркотической устойчивости в подростковом возрасте
147.93kb.
1. Основные этапы развития психологической науки
141.7kb.