takya.ru страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать файл
Б.3.В.7. История древнего мира

(семестр 2. История Античности)
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Цели освоения дисциплины:

усвоение студентами базовых процессов, закономерностей и феноменов становления и эволюции первых социально-стратифицированных систем и истории цивилизаций Древнего Востока, Древней Греции, Эллинизма и Древнего Рима.


Место дисциплины в структуре ООП ВПО:

Дисциплина «История Древнего мира» изучается в первом семестре. Для ее освоения необходимы:



  • знание истории (в пределах школьного курса в соответствии с требованиями ГОС);

  • владение первичными навыками самостоятельной учебной деятельности;

  • общее понимание хода и направленности истории человечества.

Материал дисциплины «История Древнего мира» изучается во взаимодействии со следующими дисциплинами учебного плана:

  • «Археология»

  • «Первобытное общество»

  • «История России (до ХХ в.)»

  • «Источниковедение»

  • «Этнология»

  • «Вспомогательные исторические дисциплины».


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины :

ОК-3: способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

ОК-14: готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать:

  • основные процессы, закономерности и феномены становления и эволюции первых социально-стратифицированных систем в истории человечества;

  • отражение этих процессов в исторических источниках;

  • содержание основных этапов истории цивилизаций Древнего Востока, Древней Греции, Эллинизма и Древнего Рима;

  • основные этапы истории и современное состояние ориенталистики и антиковедения .

2) Уметь:

  • самостоятельно осмысливать и профессионально транслировать полученные знания;

  • самостоятельно определять и реализовывать индивидуальный маршрут освоения материала дисциплины.

3) Владеть:

  • навыками самостоятельного поиска источников информации;

  • основными методами и практиками профессионального анализа и научной критики исторических источников.

Объем дисциплины и виды учебной работы.

№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ



Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часы на СРС

(для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)




1

050100.62 Педагогическое образование (профиль «История, право»)

1

1

180/5

114

26

26

38



30/36



2

22

28



экзамен


8. Содержание дисциплины.

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:






наименование раздела/темы

количество часов

всего ауд. часов/ в интеракт. форме

ЛК

СМ

СР

История Древнего Востока.

44/12

20

24

10

1

Раздел 1. Ближний Восток в древности.

26/12

12

14

6

2

Раздел 2. Древние цивилизации Среднего и Дальнего Востока.

20

8

10

4

История Античности.

70/14

28

42

20

3

Раздел 3. История Древней Греции.

26/8

10

16

8

4

Раздел 4. История Эллинизма.

12/2

6

6

4

5

Раздел 5. История Древнего Рима.

32/4

12

20

8




ИТОГО:

114/26

48

66

30


2. Методические рекомендации по изучению дисциплины
1. Семинарские занятия
Подготовка к семинарскому занятию
Семинар (лат. seminarium – рассадник) – это вид групповых занятий по какой-либо научной или учебной проблеме. Семинарские занятия являются одной из важнейших форм аудиторной учебной работы студента вуза. Главная цель семинара – подготовка и обсуждение студентами в группе определенной темы по заранее предложенному плану. Поэтому подготовка к семинару должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить готовность студента к освещению любого из вопросов предложенного плана.

Этапы подготовки к семинарскому занятию:



  • Необходимо заранее ознакомиться с темой, планом очередного семинарского занятия, списком источников и литературы к нему.

  • Освоение темы, вынесенной на семинар, следует начинать с изучения соответствующих глав (или параграфов) в основной литературе, а также лекционного материала, соответствующего данной теме.

  • Следующим этапом подготовки к семинару является изучение указанных в списке источников по теме. Как правило, источники сгруппированы в практикумах, хрестоматиях, сборниках документов. Работа над источником – важнейшая задача студента при подготовке к семинару.

  • После изучения источников следует обратиться к монографической литературе по вынесенной на семинар теме. В ходе знакомства с ней студент должен уяснить основные аспекты изучаемой темы, ее трактовку в научной литературе, степень изученности данной темы в исторической науке, дискуссионные вопросы и т.д.

В ходе подготовки к семинару рекомендуется составлять конспекты к каждому занятию. В них должны содержаться выписки из источников и специальной литературы, отражающие готовность студента к обсуждению вопросов предложенного плана. Поэтому целесообразно организовывать конспекты таким образом, чтобы материал в них размещался не сплошным текстом, но точно соответствовал бы вопросам плана.

Семинарские занятия проходят в форме обсуждения в группе вопросов плана заявленной темы. Как правило, по каждому из вопросов выступает основной докладчик, который должен осветить все основные аспекты данного вопроса (подпункта) плана; затем студенты в свободной форме дополняют или, по необходимости, исправляют основное сообщение. Иногда студентам предлагается заранее подготовить сообщения по тем или иным проблемным аспектам темы. Сообщения студентов должны отражать их знакомство с источниками и основной литературой по теме. Выступления студентов по учебнику не допускаются. Обсуждение вопросов плана происходит в соответствии с правилами научной дискуссии и полемической этики.


2. Письменные работы
2.1. Аннотирование текста исторического источника
Аннотация – это вид вторичного текста, содержащего краткую, но достаточную информацию о теме первичного текста. Одна из основных задач аннотации – краткая оценка текста, его содержания, исторического значения и места в истории культуры.

Объем аннотации – не менее 5 страниц формата А-4 рукописного текста.



2.2. Конспектирование монографии
Конспект – это вид вторичного текста, содержащий краткое, но емкое изложение содержания первичного текста. Объем конспекта – не менее 20 страниц рукописного текста.
2.3. Составление первичной библиографии по теме
Библиографическая работа – это выявление, отбор и систематизация опубликованных источников и научной литературы по темам; составление библиографических указателей. Библиографический указатель составляется по избранной студентом научной проблеме. Количество указанных в библиографическом списке изданий должно составлять не менее 50 позиций.

Последовательность изучения библиографических ресурсов:



1.1. Общие библиографические издания:

  • Книжная летопись. Государственный библиографический указатель (последние 10 лет).

  • Книги Российской Федерации: Ежегодник (последние 10 лет).

  • Летопись авторефератов диссертаций (последние 5 лет).

[указанные издания доступны в электронной форме на сайте Российской Книжной палаты:

www.bookchamber.ru ].

  • Библиографические, реферативно-аналитические издания и тематические базы данных Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) [см. эти издания на сайте ИНИОН: www.inion.ru ].

1.2. Электронно-библиотечные системы.

1.2.1. Полный список электронно-библиотечных систем см. на сайтах

Российской Государственной библиотеки (www.rsl.ru/ru/networkresources );

Российской Национальной библиотеки (www.nlr.ru/res/inv/ic_www/bd_ex.php )

1.2.2. Особое внимание следует уделить таким ЭБС как:


  • www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека

  • www.elibrary.rsi.ru – Электронная библиотека РГБ

  • www.cyberleninka.ru – научная электронная библиотека «Киберленинка»

  • www.prlib.ru/Pages/links_history.aspx – примерный перечень общих полнотекстовых баз данных по истории

а также тематическим электронным библиотекам крупнейших учебных и научных центров РФ:



  • www.worldhist.ru – Институт всеобщей истории РАН

  • www.centant.pu.ru – Центр антиковедения СПбГУ

  • http://www.sno.pro1.ru/lib/index.htm – Электронная библиотека Студенческого научного общества СПбГУ

  • www.humanities.edu.ru – портал «Гуманитарное образование»

  • www.hist.msu.ru – электронная библиотека МГУ

и Интернет-ресурсам, например:



  • www.hrono.ru – Хронос. Всемирная история

  • www.ancient.gerodot.ru – Древний мир

  • www.Xlegio.ru – военно-исторический портал античности и средних веков

  • www.ancientrome.ru – История Древнего Рима

  • www.roman-glory.com – Римская слава

  • www.ellada.spb.ru – Древняя Греция


1.3. Библиографические указатели:

  • Воронков А.И. Древняя Греция и древний Рим. Библиографический указатель изданий, вышедших в СССР (1895 – 1959 гг.). – М., 1961.

  • Книги и статьи по древней истории, опубликованные в СССР в 1956 – 1960 гг. Указатель./ Сост. М.И. Фурсова // Вестник древней истории (ВДИ). – 1962. – № 1.

  • Советская наука об античных авторах (1960 – 1975). Издание и исследование. Справочник./ Сост. И.Е. Борщ. – М., 1980.

  • Указатель литературы по истории античного мира, опубликованной в СССР в 1962 – 1965 гг.//ВДИ. – 1967. – № 1, 3; 1966 – 1967 гг.//ВДИ. – 1969. № 4; 1968 г.//ВДИ. – 1970. № 4; 1969 г.//ВДИ. – 1971. – № 4; 1970 г.//ВДИ. – 1972. – № 4; 1971 г.//ВДИ. – 1973. – № 4; 1974. – № 1; 1972 г.//ВДИ. – 1974. – № 4; 1973 г.//ВДИ. – 1975. – № 4; 1974 г.//ВДИ. – 1976. – № 4; 1975 г.//ВДИ. – 1977. – № 4; 1978. – № 1; 1976 г.//ВДИ. – 1978. – № 4; 1977 г.//ВДИ. – 1979. – № 4; 1978 г.//ВДИ. – 1980. – № 4; 1979 г.//ВДИ. – 1981. – № 4; 1980 г.//ВДИ. – 1982. – № 4; 1981 г.//ВДИ. – 1984. – № 1; 1982 г.//ВДИ. – 1984. – № 4; 1983 г.//ВДИ. – 1985. – № 4; 1984 г.// ВДИ. – 1986. – № 4; 1985 г.//ВДИ. – 1987. – № 4; 1986 г.//ВДИ. – 1989. – № 4; 1990. – № 1.

1.4. Библиографические списки в учебниках.

1.5. Журнал «Вестник древней истории» за последние 20 лет (последние номера).

См. содержание всех номеров журнала «Вестник древней истории» по ссылке: http://annales.info/sbo/contens/vdi.htm .

Некоторые номера журнала с 1937 года доступны для полнотекстового скачивания в электронной библиотеке СНО Центра антиковедения СПбГУ (http://www.sno.pro1.ru/lib/index-vdi.htm )
Библиографический список оформляется в печатном виде в соответствии с действующим ГОСТ 7.1 – 2003. Примеры оформления библиографического списка см. на странице кафедры истории на сайте МГГУ в следующих документах:

Требования к оформлению дипломных работ;



Методические рекомендации по курсовым работам.
2.4. Коллоквиум
Коллоквиум (лат. colloquium – разговор, беседа) – одна из форм учебных занятий, которая предполагает беседу преподавателя со студентами для выяснения знаний по разделу дисциплины.

ГРАФИК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


вид работы

сроки

семинарские занятия

по расписанию

аннотация

01 марта

конспект

01 апреля

библиография

12 мая

Коллоквиум по материалу Раздела 3

первая декада апреля


3. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Семинарское занятие 1

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ ПО ДАННЫМ ГОМЕРОВСКИХ ПОЭМ


  1. Характеристика источников.

  2. Социально-экономический строй Древней Греции в «темные века» по данным поэм Гомера.

  3. Социально-политические структуры гомеровского общества.
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Б в история древнего мира (семестр История Античности) общие сведения цели освоения дисциплины
857.48kb.
1. Цели освоения дисциплины «Источниковедение отечественной истории XI –xx вв.»
298.15kb.
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс на 2012-2013 уч год
385.58kb.
2 Цели освоения дисциплины
399.96kb.
История древнего мира программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65
829.66kb.
Рабочая программа по Всеобщей истории. История древнего мира
414.4kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля)
143kb.
Учебник «История древнего мира» А. А. Вигасина. «Методическое пособие по истории Древнего мира» Г. И. Годер М., «Просвещение» 2000г
69.84kb.
Е. А. Приходовская творческие задания в курсе «история зарубежной музыки (от античности до XIX века)» Учебное пособие
315.7kb.
Программа составлена для преподавания предмета «История Древнего мира» в 5 общеобразовательных классах
121.93kb.
Тематика курсовых работ для студентов
118.56kb.
Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч. 3) Цели и задачи дисциплины
202.02kb.