takya.ru страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
скачать файл














Н.Ж. Булгакова

москва аст астрель 2002

© Булгакова Н.Ж., 2002

© 000 «Издательство Астрель», 2002
УДК 797 ББК 75.717.5 Б90

Булгакова Н.Ж.

Б90 Познакомьтесь — плавание/Н.Ж. Булгакова. —

М.: 000 «Издательство ACT»: 000 «Издательство Астрель», 2002. — 160с, ил. — (Первые шаги в спорте). ISBN 5-17-012503-8 (000 «Издательство ACT») ISBN 5-271-03879-3 (000 «Издательство Астрель») Умение плавать — жизненно важный для каждого че­ловека навык. Плаванием могут заниматься люди всех воз­растов, начиная с дошкольного.

В книге представлены — краткая история развития пла­вания как вида спорта,техника спортивных способов пла­вания, современные средства подготовки пловцов, прави-М^уенически-оздоровительных и закаливающих про-&Ш> описаны многочисленные игры на воде.



УДК 797 ББК75.717.5

АГодписано в печать с готовых диапозитивов 14.12.2001 г.

Формат 84ХЮ8'/з2. Печать высокая с ФПФ. Бумага

типографская. Усл. печ. л. 8,4. Тираж 5000 экз.

Заказ 2436.

Общероссийский классификатор продукции

ОК-005-93, том 2; 953004 — книги, брошюры.

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.11.953. П. 002870.10.01. от 25.10.2001.



ISBN 5-17-012503-8

(000 «Издательство ACT»)

ISBN 5-271-03879-3

(000 «Издательство Астрель»)

Введение

Плавание является уникальным видом физических упражне­ний и относится к наиболее массовым видам спорта как в нашей стране, так и за рубежом. Специфическая особенность плавания связана с двигательной активностью в водной среде, чем объяс­няется его гигиенически-оздоровительная, прикладная и спортив­ная ценность.

Плавание — единственно возможный вид физических упраж­нений, рекомендуемый людям, имеющим существенные ограни­чения для занятий физической культурой на суше (излишний вес, варикозное расширение вен, опущение внутренних органов, ос­теохондроз, гипертония и др.), а также при реабилитации ампу-тантов, слепых, больных церебральным параличом и др.

Умение плавать — жизненно важный прикладной навык.

Огромное количество несчастных случаев на воде ежегодно происходит из-за того, что люди не умели плавать. По данным ЮНЕСКО, ежегодно из каждого миллиона людей, населяющих нашу планету, тонет около 120 человек. Как правило, это дети и подро­стки, не обученные навыку плавания. Таким образом, каждый не умеющий плавать или держаться на поверхности воды, оказав­шись на берегу водоема или в воде, подвергает опасности свою жизнь. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде.*0н знает, что всегда доплывет до берега или су­меет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Поэтому умение плавать — жизненно важный для каждого человека на­вык. Для того чтобы плавать, не нужно обладать особыми способ­ностями. Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, на­чиная с дошкольного. Однако быстрее всех осваивают технику спортивных способов плавания дети младшего и среднего школь­ного возраста.

В этой книге представлены: материал, характеризующий раз­ностороннее влияние плавания на организм человека; краткая история развития данного вида спорта и техника спортивных



3

способов плавания; «идеал» элитного пловца (особенности его телосложения, силовая и функциональная подготовленность,уро­вень развития гибкости и др.); современные средства подготов­ки сильнейших пловцов (тренажерные устройства, специальные бассейны — гидротредбан, специальные приспособления для раз­вития силы в воде, комплексы специальной гимнастики пловца), с помощью которых были воспитаны рекордсмены и чемпионы мира, олимпийские чемпионы — Галина Прозуменщикова, Мари­на Кошевая, Владимир Сальников, Александр Попов, Денис Панк­ратов, Евгений Садовый и другие известные российские пловцы.

Кроме того, в ней обстоятельно описаны обязательные требо­вания безопасности при купании и плавании на естественных водоемах, правила поведения в экстремальных ситуациях на воде, а также даны образцы простейших бассейнов и необходимого инвентаря для проведения игр и развлечений на воде.

Приведенные правила гигиенически-оздоровительных и за­каливающих процедур при купании и плавании, кондиционной тренировки и самоконтроля позволят читателю проводить свой фитнес. Результаты социологического опроса школьников «ока­зали, что 70% детей научились плавать с помощью родителей или старших товарищей. Сучетом этого в книге даны простейшие игры и развлечения на воде, с помощью которых родители в летнее время смогут научить своих детей и их товарищей не бояться воды, освоиться в ней, плавать и нырять и пр.

Читатель познакомится с практическими приемами оказания помощи пострадавшему с берега и вплавь, приемами оживления пострадавшего.



  • Не оставляйте детей купаться одних без присмотра взрослого!

  • Занимаясь с детьми в воде, вы несете ответственность за их жизнь!

  • Всегда помните пословицу: «С огнем не шути, а воде не верь».

Купайтесь, играйте и плавайте на радость и здоровье!

Из истории плавания

«Он не умеет ни читать, ни плавать» — так в Древней Греции говорили о человеке, недостойном называться гражданином.

С тех пор умение читать и плавать рассматривается как сим­вол разностороннего развития человека.

Со времени своего появления на земле человек всегда был свя­зан с водой. Именно в долинах больших рек — Нила, Тигра и Ев­фрата, Хуанхе и Янцзы, Инда и Ганга — зародились человеческие культура и жизнь. Огромное значение, которое имела вода в жиз­ни первобытныхлюдей, послужило причиной обожествления этой стихии, внушавшей слабому еще в борьбе с природой человеку чувство преклонения и страха.

Культ воды существовал почти у всех народов с самых давних времен.

Боги, повелевавшие водой — Нептун у римлян и Посейдон у греков, — были среди наиболее почитаемых Богов древности.

Алхимики считали воду самым совершенным веществом и обо­значали ее символом «идеальной» геометрической фигуры — равностороннего треугольника.

Еще на заре человечества люди знали о целебных свойствах воды. Все религии предписывали необходимость «очищения тела» и совершения омовений. В народе складывали легенды о живой и мертвой воде. Существовали различные языческие праздники воды, например праздник Ивана Купалы у славян.

Слово «гигиена» греческого происхождения и означает «быть здоровым». В Древней Греции и Риме существовал культ Гигиеи — богини чистоты. «Римляне от всех болезней лечились водой, и в те­чение шести веков у них совсем не было врачей» — так утверждал писатель того времени Плиний. Купаться ежедневно по нескольку раз было обычаем.

В Риме до наших дней сохранились развалины терм — обще­ственных бань, являвшихся также спортивными, культурными и увеселительными учреждениями. Некоторые термы имели не­сколько плавательных бассейнов размером 100 х 50 м.




4

5





Закаливающее действие воды также с давних времен исполь­зовалось многими народами. Так, греческие историки, описывая жизнь скифов, отмечали, что с целью закаливания скиф купал своего ребенка в холодных водах рек до тех пор, пока ребенок не доказывал «отцу своему, что он достоин жизни, полной борьбы с суровыми стихиями».

Широко известен русский обычай купания в проруби. Иност­ранцев всегда поражала закалка русских. Так, камер-юнкер Бер-хольц, находившийся при дворе Петра I, писал: «Русские броса­ются совершенно нагие из самых жарких бань в самую холодную воду и чувствуют себя очень хорошо, потому что с детства при­выкли к этому».

Огромное значение воды в жизни людей требовало освоения этой необычной среды. Ведь, впервые попав в воду, человек то­нет. Поэтому плавание — жизненно важный навык, связанный с приспособлением к водной среде и умением передвигаться в ней.

Археологами найдены изображения людей, плывущих спосо­бами, похожими на кроль и брасс, относящиеся к IV—II тысячеле­тию до н. э. (рис. 1).



Рис.1 б


Особенно большое значение умение плавать приобрело в связи с военными действиями — во время морских сражений и переправ через реки (рис. 2). О применении древними египтянами плавания в военных целях свидетельствует надпись на гробнице военачальни­ка Яхмоса, относящаяся к 1550 г. до н. э.: «Было сражение в Египте.

Рис.2


К югу от этого города я взял в плен по дороге к городу. Я опустился к воде, и вот он был взят в плен по дороге к городу. Я плыл с ним по воде, сообщил царскому докладчику. Наградили меня, золотом сугу­бо». Широко применяли египтяне плавание и в повседневной жиз­ни. Об этом можно судить по художественно выполненным туалет­ным ложечкам, изображающим плывущую девушку, держащую в ру­ках коробочку в виде цветка лотоса. Такие ложечки, относящиеся ко II тысячелетию до н.э., экспонировались в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Специальное обучение плаванию было на берегах Нила при­вилегией знати, причем обязательной для детей фараонов. На гробнице правителя Сети, жившего в древнем Египте за 2,5 тыся­чи лет до н.э., сохранилась надпись: «Он давал мне уроки плава­ния вместе с царскими детьми».

Древние греки также ценили умение плавать. Правда, плава­ние не было включено в программу античных Олимпиад. Однако с 1330 г. до н.э. при проведении Истмийских игр и ежегодных праз­днеств в Гермионе в честь морского повелителя Посейдона со­стязались в плавании.

7

Павсанийи Геродот описывают подвиг ныряльщика Сциллиса, потопившего в 470 г. до н.э. персидский военный флот. В бурю он подплыл к вражеским кораблям и перерезал якорные канаты, вследствие чего суда разбились о прибрежные скалы. Возвраща­ясь после этого, Сциллис проплыл около 5 км, часто ныряя, чтобы не попасть на глаза врагам. За это греки поставили ему статую в Дельфах. Предание гласит, что он при этом действовал вместе со своей дочерью Хиндой, которая так свободно себя чувствовала в воде, что получила прозвище возлюбленной Бога морей.

О том, что древние греки отдавали должное умению плавать, свидетельствует и известное изречение Платона: «Можно ли лю­дям, которые являются противоположностью мудрого, плавать и читать не умеют, вверить службу?» В Афинах человека, не умею­щего плавать, считали калекой.

Ценили умение плавать и древние римляне. Легендарные пол­ководцы Гай Юлий Цезарь, Гней Помпеи, Марк Антоний, Октавиан Август не только сами были отменными пловцами, но и умело обу­чали плаванию своих легионеров. Римские войска имели на ко­раблях специально обученные отряды пловцов, которым вменя­лись в обязанность ремонт подводной части судов и морская раз­ведка. А Гай Юлий Цезарь с поистине императорским размахом устраивал в Риме грандиозные «морские сражения», в которых участвовали тысячи воинов, демонстрировавших абордажные схватки,умение плавать и нырять, вести единоборство в воде, ата­ковать корабли, переправляться в полном вооружении.

Плавание с хороводами на воде под музыку было в программе ежегодно проходивших в Древнем Риме роскошных водных фее­рий. При древнеримских горячих банях-термах строились откры­тые и закрытые купальни.

Просвещенные римляне обучали плаванию и детей. Летопи­сец Паисий утверждал:«.. .Римляне в течение шести столетий об­ходились без врачей и лекарств благодаря плаванию и купанию».

Хорошо плавали и наши предки. По свидетельству совре­менников, древние славяне были «особенно способны пере­правляться через реки потому, что больше и лучше, чем ос­тальные люди, умели держаться на воде». В старинной Ипа­тьевской летописи запечатлен замечательный патриотический подвиг русского отрока-пловца, который, несмотря на пресле­дование, переплыл из внезапно осажденного печенегами Ки­ева на другой берег Днепра, добрался до военного стана кня­зя Святослава и сообщил ему о нашествии врага. Таким обра-

зом он спас столицу от разграбления и разрушения, а населе­ние — от истребления и плена. Византийский историк Мав­рикий, который путешествовал по Древней Руси, свидетель­ствует, что славяне были даже более искусными пловцами, чем представители иных племен и народов. Его удивило умение славянских воинов прятаться под водой, дыша через трубку, изготовленную из камыша.

После падения в 476 г. Рима европейская культура на несколь­ко веков пришла в упадок. В Средние века плавание считалось греховным занятием.

Человечество дорого заплатило за длительное отлучение от воды. Эпидемии тифа, холеры, чумы беспощадно свирепствова­ли, «выкашивая» целые города. Однако здравый смысл постепен­но брал верх, и в романских и германских странах плавание стало входить в систему физического воспитания дворянства, в основ­ном будущих воинов и подростков.

Средневековые воины-феодалы отлично понимали значение плавания. В «Зеркале рыцаря», где перечислялись главные каче­ства, необходимые рыцарю, указывалось, что он «должен уметь плавать в броне на животе и на спине».

Правда, многие рыцари плавать не умели. Растерянность и страх перед водой, которые испытывали самые храбрые рыцари, отражены в средневековой балладе «Плавание Карла Великого», где рыцарь Воланд, попавший в бурю, говорит:

«Дерусь я на суше смело,

Но в злую бурю по волнам

Хлестать мечом плохое дело».

А рыцарь Ламберт вторит ему:

«...Что за честь С морскими чудами сражаться? Гораздо лучше рыбу есть, Чем рыбе на обед достаться».

В «Песне о Воланде» описана печальная участь рыцарей, по­павших в воду:

«Одних тотчас же ко дну потянули

Тяжелые доспехи, а других

Река крутила быстро по теченью».




8

9

Как известно, такая же участь постигла и немецких «псов-ры­царей», разбитых русскими воинами Александра Невского на льду Чудского озера.

Отдельные хорошие пловцы, конечно, были и в Средние века. Так, иезуит Афанасий Кирхнер сообщает об известном пловце и ныряльщике XIV века, некоем Николае из Сицилии, проводившим большую часть своей жизни в воде и прозванным за свое редкое по тем временам умение «Николай-рыба». Его гибель отражена в балладе «Кубок», переведенной Жуковским.

Итак, начиная с XI—XII вв., плавание и водные процедуры по­степенно возвращались в народный быт. В крупных по тем вре­менам европейских городах активно строились купальни, и уже в XIV в. в одном лишь германском городе Бадене насчитывалось не менее 30 роскошных бань.

После купания имущий народ трапезничал, играл в мяч, шах­маты или кости, танцевал.

Эпоха Возрождения полностью вернула интерес к плаванию. Итальянский педагог Витторио да Фольте организовал в 1424 г. школу под названием «Дом радости», где проводилось организо­ванное купание. Первые из достоверно известных соревнований по плаванию были проведены в 1515 г. также на итальянской зем­ле. А в 1538 г. была издана первая посвященная плаванию книга датчанина Н. Винмана.

Не обошли вниманием плавание и великие гуманисты-про­светители эпохи Возрождения: чех Ян Амос Коменский и англи­чанин Джон Локк. Последний считал, что джентльмен в равной мере мужественно должен преодолевать трудности не только в личной и общественной жизни, но и в бою и на море. Плаванию посвящена и книга немецкого педагога физической культуры и спорта XVIII — XIX вв. Гутс-Мутса.

В XVII в. в русских войсках было введено обучение плаванию. Военное «Научение как солдатам оружием владети» подчеркива­ет необходимость для каждого воина уметь плавать и наставляет предпринимать необходимые меры по организации обучения пла­ванию. При Петре I плавание было введено в число учебных дис­циплин в Морской Академии и Императорском сухопутном кадет­ском корпусе. Приказ Петра I гласил: «...Всем новым солдатам без изъятия должно учиться плавать, не всегда есть мосты».

Большое значение умению плавать придавал Суворов. Он сам учил солдат плавать и переправляться через реки в любую пого­ду вброд и вплавь. В «Правилах медицинским чинам» он требо-

вал предупреждать заболевания «чистотой, необходимой во всем, свежею пищей и питьем и ежедневным купанием».

Мысль о необходимости массового обучения плаванию утвер­ждалась и другими славными сынами России. В1829 г. в соответ­ствии с «Инструкцией, предписанной от Его Императорского Вы­сочества Великого князя Константина Павловича», с целью фор­мирования отрядов из лучших пловцов для выполнения специальных заданий в воде, во второй саперной бригаде рус­ской армии, на притоке Днепра — Березине, были проведены пер­вые в России соревнования. Их программа включала два упраж­нения: «ходьбу» в вертикальном положении, не касаясь ногами дна, на дистанцию 25 саженей, и плавание на спине на дистан­цию 100 саженей. Соревнования стали традиционными, в 1832 г. программа была дополнена упражнением — выстрелом из ружья в цель на берегу в положении «плавая стоя». В последующие годы это нашло широкое применение в боевой подготовке русских войск. Дальнейшему развитию плавания в европейских странах способ­ствовало понимание историками того, что значительные потери в наполеоновских войнах приходились на долю утонувших.

Опыт Отечественных войн 1812 и 1941-1945 гг. показал, что наиболее ожесточенные сражения происходили на водных рубе­жах. Умение плавать и держаться на воде в обмундировании и с оружием способствовало успешности боевых операций и спасе­нию жизни воинов.

Уже в начале XIX в. плавание изучалось в военных учебных за­ведениях многих европейских стран. Кроме того, начали появлять­ся различные общества и кружки любителей плавания. Первая школа любителей плавания была основана в 1785 г. в Париже. В России первая школа плавания открылась в 1827 г. на Неве. Жур­нал «Северная пчела» сообщал об этой школе следующее: «В Петербурге занимается фехтмейстер Гризье. Мы видели его уче­ников, мальчиков, которые плавают и ныряют как рыбы в простор­ных ваннах в самой Неве в бурную погоду. Желательно, чтобы и другие молодые люди воспользовались его наставлениями». А в 1834 г. в Петербурге, близ Летнего сада, была открыта общедос­тупная школа плавания*которой руководил прибывший из Шве­ции преподаватель гимнастики Густаф Паули. Там обучали плавать «по-лягушачьи на брюхе», «на спине», «на боку», «по-собачьи», «саженками», с оружием, а также спасению тонущих. Среди ее зав­сегдатаев были А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, А.А. Плещеев.




10

11

Многие из первых соревнований по плаванию носили ярко вы­раженный трудовой или военный характер. Примером могут слу­жить народные соревнования на реке Почайне, притоке Днепра, где собирались лучшие пловцы-ныряльщики. Все они одновре­менно прыгали в реку и должны были в течение определенного времени ловить голыми руками рыб. Тот, кому удавалось поймать самых крупных рыб, объявлялся победителем и получал в награ­ду шелковую рыбацкую сеть.

Современное спортивное плавание зародилось на рубеже XV — XVI вв. Первые в России спортивные соревнования по пла­ванию были проведены в 1894 г. Петербургским кружком его лю­бителей, близ столицы, в Павловске, на реке Славянка. Примерно в то же время были построены крытые бассейны: в 1891 г. в мос­ковских Центральных банях, еще через три года — в знаменитых Сандунах, а в 1902 г. — при Киевском Кадетском корпусе.

Наиболее известная в России школа плавания была основана в Шувалове недалеко от Петербурга в 1908 г. Школа была организо­вана на общественных началах по инициативе морского врача В.П. Пескова. В течение летнего сезона в школе занималось до 400 че­ловек. Занимавшиеся сдавали экзамен и могли получить з'вание магистра и кандидата плавания, выполнив 12 довольно трудных упражнений. Так, магистр плавания должен был выполнить нор­мативы по дисциплинам, втом числе проплыть 3000 м брассом, 1500 м на спине, 1350 м в одежде, 30 м с камнем весом не менее 2 кг, прыг­нуть в воду с 7-метровой вышки, продемонстрировать приемы спа­сения тонущих. По выходным дням там проводились праздники с участием лучших учеников и учителей, с фигурным водным пара­дом, демонстрацией различных способов плавания и ныряния, прыжками в воду с трамплина и вышки, состязаниями в скорости плавания и сноровке при спасении «тонущих», турнирами на лод­ках со сбиванием противника шестом в воду.

Магистры Шуваловской школы составили костяк российской сборной пловцов, дебютировавшей на Олимпиаде 1912 г. в Сток­гольме. В 1889 г. в Будапеште состоялись первые международ­ные соревнования по плаванию с участием пловцов Венгрии, Ав­стрии, Германии и Швеции. В 1896 г. плавание было включено в программу первых современных Олимпийских игр, которые ока­зали большое влияние на дальнейшее развитие плавания.

Популярными становились и сверхдлинные заплывы. И самый знаменитый — впервые через Ла-Манш (34,6 км) — совершил в 1875 г. 27-летний капитан британского флота Мэтью Уэбб. Рас-

стояние от Альбиона до материка смелый капитан преодолел брас­сом за 21 ч 44 мин 55 с. С тех пор его примеру последовали сотни храбрецов, которые плыли кролем и намного превзошли его в ско­рости плавания. Сегодня лучшие марафонцы преодолевают этот пролив примерно за 9,5 ч. В 1961 г. 42-летний аргентинец Анто-нио Альбертондо первым преодолел Ла-Манш без перерыва для отдыха в обе стороны за 43 ч 10 мин.

Популярность плавания в мире, включение его в программу Олимпийских игр и стремление к интеграции национальных со­юзов пловцов привели к созданию в 1908 г. Международной лю­бительской федерации плавания (ФИНА), что послужило дальней­шему развитию этого вида спорта, расширению его представи­тельства в олимпийской программе. Сейчас ФИНА объединяет более 120 национальных федераций. Возникновение ФИНА и си­стемы соревнований привели к созданию правил их проведения, что обусловило выделение различных спортивных способов пла­вания. В настоящее время в спортивном плавании применяются четыре основных способа.

Вольный стиль — дистанции 50,100,200,400 м для женщин и мужчин, 800 м для женщин и 1500 м для мужчин. Стартуя на этих дистанциях, спортсмены могут применять любую технику плавания, однако плывут самым скоростным способом — кроль на груди.

На спине — дистанции 50,100 и 200 м. Можно плыть любым способом, но пользуются самым скоростным — кролем на спине.

Баттерфляй — дистанции 50,100, 200 м. Применяется ско­ростная разновидность этого способа плавания —дельфин.

Брасс — дистанции 50,100 и 200 м.

Техника спортивных способов плавания сформировалась в ре­зультате совершенствования самобытных способов плавания — таких как «саженки», «по-собачему», «бочком», «на спинке» и т.п. Описание таких способов можно встретить в романе французс­кого писателя-гуманиста Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрю­эль», вышедшем в свет в 1532 г. Вот строки, касающиеся воспита­ния великана Гаргантюа: «... Он упражнялся в плавании в реке, плавал на груди, на спине, на боку, всем корпусом, одними нога­ми, выставляя из воды одну руку, в которой держал книгу; так он переплывал всю Сену, не замочив книгу и держа в зубах плащ на манер Юлия Цезаря; потом при помощи одной только руки со страшной силой вскакивал в лодку, выбрасывался из нее снова в воду вниз головой, исследовал дно, шарил в подводных камнях, нырял в омуты и водовороты».




12

13

Особенно подробно рассматривались возможные способы в первых руководствах по плаванию. Об их разнообразии можно су­дить, например, из оглавления книги Г. Тевенота, вышедшей в 1867 г. В ней приводятся: «Способ плавать вокруг, представляя колесо или компас; способ оборачиваться в воде совершенно прямо; способ плавать сложивши руки; способ плавать на животе без помощи рук; способ плавать, держа одну ногу рукою; способ плавать по-песье­му, или наподобие собак; способ бить воду ногами; способ играть ногою своею, плавая; способ показывать обе ноги, плавая; способ плавать, поднявши ногу; способ плавать, поднявши руки; способ плавать, поднявши вверх подбородок; способ Ползать в воде; спо­соб садиться в воде; способ показывать четыре части своего тела вне воды; способ плавать на боку; способ плавать, обративши гла­за к небу; способ плыть вперед, лежа на спине; различные спосо­бы оборачиваться во время плавания».

Автор не только дает описание этих способов, но и рекомен­дует, как каждый из них использовать в определенных случаях: при судороге, при запутывании в водорослях или для совершен­ствования в искусстве плавания.

История развития техники спортивного плавания показыва­ет, что в рамках существующих правил соревнований постоянно возникали новые, более скоростные способы плавания. В 1788 г. на первых официальных соревнованиях по плаванию в Англии пловцы применяли только способы брасс и на боку без выноса рук из воды. Брасс — самый «старый» способ плавания. Им были показаны первые рекордные достижения как на коротких, так и на длинных дистанциях.

Конкуренцию этому способу составил способ на боку после того, как англичане заимствовали у жителей Индии техническую деталь при плавании этим способом — пронос одной руки над водой. Его назвали — «оверарм» («удар через руку» или «удар одной рукой сверху»), поскольку в то время пока одна рука вы­полняла гребок, другая двигалась над водой, а ноги при этом со­вершали движение «ножницами».

В1873 г. появился новый способ, завезенный в Англию из Юж­ной Америки Д.А. Тредженом и названный его именем. В способе треджен (у нас этот способ называют «саженки») пловец лежит на груди, держа голову над водой; руки попеременно выполняют гребки и выносятся вперед над поверхностью воды. Во время

гребка одной рукой ноги выполняют движения способом брасс. В 1905-1908 гг. при плавании способом треджен стали приме­нять более эффективное скрестное движение ногами — «ножни­цы». Наибольших успехов достиг в этом способе X. Тейлор — чем­пион Олимпийских игр и чемпион мира 1906-1908 гг.

Начало XX в. совпало с появлением нового, самого скоростно­го способа плавания — кроля. Вот как описывал технику кроля Ч. Даниельс: «Это способ, который специалисты называют спосо­бом будущего, представляет собой сочетание укороченного гребка руками и удивительной работы ног, которую австралийцы увиде­ли у жителей островов южных морей. Движения ног не могут быть названы толчком. Это беспрерывные попеременные движения ног с небольшим сгибанием и разгибанием их в колене...» Первым, кто продемонстрировал этот способ на соревнованиях, был А. Викхем, родившийся на Соломоновых островах и научившийся этому способу у местных жителей. Уже в 1898 г. Викхем плавал почти современным шестиударным кролем, но так как к концу дистанции выдыхался, ему не подражали.

Дальнейшее совершенствование техники плавания во многом продолжил победитель Олимпиад 1912 и 1920 гг. на стометровке вольным стилем уроженец Гавайских островов Дук Каханамоку, многократно улучшавший мировой рекорд и впервые вплотную приблизившийся к заветному минутному рубежу (1.00,4). Нео­споримые преимущества шестиударного кроля были подтверж­дены рекордными достижениями в 1922-1940 гг. американского пловца, пятикратного олимпийского чемпиона Джонни Вейсмюл-лера — легендарного Тарзана, хорошо знакомого по главной роли в популярнейшем американском киношедевре «Приключения Тар­зана». Вейсмюллер более 50 раз улучшал мировые рекорды, пер­вым преодолел минутный рубеж на стометровке и довел технику плавания кролем до совершенства — она практически не отлича­лась от стиля современных олимпийцев.

Американцам также принадлежит приоритет в освоении тех­ники плавания кролем на спине. На играх 1912 г. Гарри Хебнер впервые применил «перевернутый кроль» с поочередными дви­жениями руками и «порхающими» ударами ногами и значительно опередил соперников, которые плыли брассом на спине.

А в 30-е годы современную технику кролем на спине продемон­стрировал другой американец — олимпийский чемпион 1936 г.




14

IS

Адольф Кифер. Этот пловец первым выполнил поворот «сальто», что обеспечило ему на Играх в Берлине явное преимущество пе­ред соперниками. Рекорд Кифера в плавании на спине на дис­танции 100 м, установленный в 1936 г., продержался в таблице высших мировых достижений 12 лет.

Плавание брассом известно с древнейших времен. Техника пла­вания брассом впервые была описана еще в 1538 г. в упомянутой книге Винмана. Возможно, человек подсмотрел брассу лягушки — ведь он так напоминает ее движения. Долгие годы способ был из­вестен как «плавание по-лягушачьи» и лишь в прошлом веке фран­цузское слово «brasse» — производное от глагола — «разводить руками» — дало новое название старому способу.

За время существования способа плавания брасс в его техни­ке произошли сенсационные изменения, которые отражают не­прерывный поиск новых вариантов техники, позволяющих уве­личить скорость плавания.

Существенные изменения техники плавания брассом объяс­нялись недостаточно четким описанием допустимых движений этим способом в правилах соревнований. На Олимпиаде 1928 г. Т. Индельфонсо показал высокий результат в плавании брассом, применив гребок руками до бедер, а в 1954 г. М. Петрусевич уста­новил рекорд мира, проплыв часть дистанции под водой. Так воз­ник «ныряющий брасс», при плавании которым в дальнейшем ста­ли применять гребок руками до бедер. Этот способ можно счи­тать более скоростным вариантом техники плавания брассом, хотя в связи с изменением правил соревнований в 1957 г. его приме­нение в спортивном плавании было запрещено. В стремлении уве­личить скорость плавания брассом некоторые спортсмены в се­редине 30-х годов стали проносить руки над водой. Так родился баттерфляй («butterfly» — по-английски — «бабочка»), назван­ный так за сходство движений рук пловца и крыльев бабочки. 22 февраля 1935 г. американец Джимми Хиггинс впервые пре­одолел на официальных соревнованиях стометровку этим стилем, установив при этом мировой рекорд (1.10,8) в плавании брас­сом. Осенью того же года черноморский матрос Семен Бойченко проплыл стометровку за 1.08,0. Дальнейшее совершенствование техники плавания этим способом связано с именами выдающих­ся советских пловцов — Семена Бойченко и Леонида Мешкова. Лишь через пять лет после того, как на Играх 1948 г. спортсмен.



16

применивший в финальном заплыве на 200 м брассом его класси­ческий вариант, финишировал последним, ФИНА официально раз­делила брасс и баттерфляй, предоставив каждому способу само­стоятельное место в олимпийской программе. Именно с выступ­лениями в брассе связаны первые олимпийские успехи советских пловцов — олимпийских чемпионок Галины Прозуменщиковой и Марины Кошевой.

В эти же годы утвердилась новая скоростная техника плава­ния баттерфляем — дельфин, когда спортсмен вместо движений ногами брассом выполняет волнообразные движения всем телом и ногами. Впервые такой способ и рекордную для баттерфляя ско­рость продемонстрировал в 1935 г. американец Д. Зиг. В 1953 г. венгерский пловец ДьердьТумпекустановил мировой рекорд, при­менив впервые технику плавания дельфином. С тех пор спорт­смены, стартующие в плавании баттерфляем, применяют его ско­ростную разновидность — дельфин.

Современное спортивное плавание — второй после легкой ат­летики вид спорта по представительству в программе Олимпийс­ких игр: пловцы разыгрывают 32 золотые олимпийские медали.

Героями Олимпийских игр в разные годы были девятикрат­ный олимпийский чемпион (1968 и 1972 гг.) и десятикратный чемпион мира (1986-1991 гг.) американец Мэтью Бионди и его соотечественники: четырехкратный олимпийский чемпион Дон Шолландер (1964-1968 гг.), Джим Монтгомери (1976 г.), пер­вым преодолевший стометровку вольным стилем быстрее 50 с. и Мэри Мигер (1984 г.), высшее достижение которой на дистан­ции 100 м баттерфляем держится 15 лет, и это может стать ре­кордом XXI столетия; пловцы из бывшей ГДР — шестикратная олимпийская чемпионка Кристин Отто (1988 г.) и четырехкрат­ные олимпийские чемпионы Роланд Маттес (1968-1972 гг.) и Корнелия Эндер (1976 г.); австралийские звезды плавания — че­тырехкратная олимпийская чемпионка Дон Фрезер (1956-1964 гг.) и олимпийская чемпионка Шейн Гоулд (1972 г.), многократно об­новлявшая высшие мировые достижения на всех дистанциях вольного стиля и в комплексном плавании; представители Рос­сии — легендарный победитель трех Олимпиад Владимир Саль­ников (1980-1988 гг.), четырехкратный олимпийский чемпион Александр Попов (1992-1996 гг.), трехкратный — EBj^jiidM-G**" довый, двукратный — Денис Панкратов*- ■•..,.,■ , > 3

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Б90 Познакомьтесь плавание/Н. Ж. Булгакова
1855.59kb.
Київ Михаїла Булгакова
128.18kb.
Крестные муки Михаила Булгакова c пророческим романом Ф. М. Достоевского «Идиот» перекликается роман-предупреждение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
1011.25kb.
Как понимают свободу герои романа М. Булгакова Мастер и Маргарита Сочинение. Как понимают свободу герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
45.89kb.
Внутренние сильные стороны
25.89kb.
Программа дисциплины «Роман М. А. Булгакова \"Мастер и Маргарита\": философское понимание»
118.18kb.
"Плавание судов"
66.45kb.
Познакомьтесь с удивительной страной Апсны с древней историей и самобытной культурой! Природа здесь настолько величественна и роскошна, что сравнение с земным раем не кажется преувеличением
32.1kb.
Любовное плавание и другие истории
295kb.
Плавание замечательный вид спорта, при котором задействованы все части тела и который доступен людям любого возраста с любыми способностями
8.42kb.
Н. Н. Булгакова Приказ №1/8-о от «10» января 2012 г
20.75kb.
Последнее обновление 21. 07
44.22kb.