takya.ru   страница 1страница 2страница 3 ... страница 6страница 7
скачать файл

\. Ь. i ** . - - /

\ • -■:■ Л J

.' ' 7 7


Спортивное плавание и связанные с ним виды спорта

Спортивное плавание — один из самых массовых и популяр­ных видов спорта, по количеству разыгрываемых олимпийских ме­далей уступающий лишь легкой атлетике. Медали разыгрываются среди мужчин и женщин по следующей программе: 50,100, 200, 400,800,1500 м вольным стилем (можно проплывать дистанции любым из способов, но квалифицированные спортсмены приме­няют самый быстрый способ — кроль на груди); 50,100 и 200 м брассом; 50,100 и 200 м баттерфляем (как отмечено выше, спорт­смены применяют разновидность баттерфляя— дельфин); 50,100 и 200 м на спине (можно плыть любым способом на спине, но спортсмены применяют наиболее быстрый — кроль на'спине); 200 и 400 м комплексное плавание (спортсмен последовательно проплывает 50 и 100 м баттерфляем, на спине, брассом, вольным стилем); эстафета 4x100 м комбинированная (четыре спортсме­на плывут, сменяя друг друга, на спине, брассом, баттерфляем и вольным стилем); 4x100 м вольным стилем и 4x200 м вольным стилем. Календарь спортивных соревнований и направления раз­вития спортивного плавания определяются Международной (ФИНА) и европейской (ЛЕНА) федерациями плавания. Прово­дятся чемпионаты и Кубки мира и Европы по длинной (в бассей­нах 50 м) и короткой (в бассейнах 25 м) воде. ФИНА и ЛЕНА объе­диняют национальные федерации плавания всех стран мира, в том числе Федерацию плавания России, которая решает задачи раз­вития массового и спортивного плавания в стране, разрабатыва­ет календарь ежегодных спортивных соревнований, осуществля­ет контроль за работой городских и региональных федераций пла­вания, подготовкой и участием в ответственных соревнованиях сильнейших пловцов, агитацией и пропагандой плавания и др.

Для активизации работы по плаванию и учета спортивных до­стижений в стране принята Единая всероссийская спортивная

классификация, в которой широко представлено плавание. В за­висимости от достигнутых спортивных результатов пловцы полу­чают III, II и I разряды, звания кандидата в мастера спорта, мас­тера спорта и мастера спорта международного класса. Так, чтобы стать спортсменом III разряда, надо проплыть (в 50-метровом бассейне) 100 м за 1 мин 22 с, а чтобы стать мастером спорта — за 55 с. Для юношей и девушек классификация предусматривает III, II и I юношеские разряды.

Система ежегодных соревнований по плаванию включает так­же детские соревнования на приз «Веселый дельфин», соревно­вания по плаванию среди девушек и юношей, мужчин и женщин, завершающиеся чемпионатами страны. Соревнования по плава­нию широко проводятся во всех комплексных спартакиадах кол­лективов физической культуры городов, краев, областей, респуб­лик. Каждый год проходят международные матчи и встречи, ко­торые завершаются чемпионатами Европы и первенствами мира по плаванию.

К странам, имеющим многолетние традиции в развитии этого вида спорта и, конечно же, в подготовке многочисленных чем­пионов и рекордсменов мира и Олимпийских игр, относятся США, Австралия, Германия, Голландия, Швеция, Венгрия, Россия и др. Как правило, в этих странах хорошо организовано массовое обу­чение плаванию детей и подростков, что является резервом для отбора желающих в спортивное плавание. Подготовка сильней­ших пловцов проводится в системе возрастных групп. Ежегодно в каждой стране, культивирующей плавание, проходят соревно­вания в возрастных группах: младшей (11-12 лет), средней (13-14 лет) и старшей (15-16 лет). Результаты соревнований публикуются в спортивной печати -мы узнаем чемпионов и при­зеров возрастных групп и по их результатам оцениваем уровень развития спортивного плавания в конкретной стране. Все чем­пионы и рекордсмены мира и Олимпийских игр выросли в «ин­кубаторе» возрастных групп, вот почему плавание называют спортом юных.

Огромная популярность плавания как вида спорта для детей и подростков объясняется отсутствием риска травматизма на заня­тиях, симметричным развитием всех мышечных групп (в отличие от тенниса, фехтования и др.), гигиеническим оздоровительным воздействием воды, о чем уже говорилось выше. Кроме того, пла­вание — аэробный вид физических упражнений, вызывающий


18

19

увеличение в крови детей и подростков гормона роста — сома-тотропина — в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы, массы сердца и легких.

Почему же в плавании мировые рекорды скорости и выносли­вости принадлежат юным? Это объясняется тем, что особенности телосложения и физической подготовленности детей школьного возраста являются предпосылками для успешного обучения пла­ванию и достижения высоких результатов.

Как уже говорилось, для плавания имеет большое значение хорошая плавучесть тела. Дети, как правило, обладают лучшей плавучестью, чем взрослые, за счет меньшего удельного веса. Тело ребенка имеет хорошую обтекаемость. Биохимический состав костей детей содержит меньше солей кальция и фосфора, но бо­гат органическими соединениями, тканевыми элементами и хря­щами. Все это делает костный скелет ребенка более эластичным и, конечно, легким.

Поперечное сечение гела ребенка меньше, чем у взрослого, что уменьшает сопротивление воды и позволяет затрачивать мень­ше сил на продвижение вперед. Хорошая подвижность в суста­вах помогает освоению эффективной техники спортивных спо­собов плавания, чему способствует также хорошая плавучесть, со­здающая высокое положение тела в воде. Чтобы развить высокую скорость в плавании,требуется затратить значительно меньше фи­зической силы, чем в других наземных видах спорта. Ведь вели­чина тяговых усилий при гребке в плавании разными способами находится в пределах 12-25 кг. Энергозатраты на статические на­пряжения мышц, связанные с поддержанием рабочей позы плов­ца в условиях водной среды, незначительны, поэтому дети и под­ростки вполне могут развивать такие тяговые усилия и показы­вать высокие спортивные результаты.

Успехи в плавании тесно связаны с уровнем развития вынос­ливости, который определяется деятельностью сердечно-сосуди­стой и дыхательной систем. В школьном возрасте функциональ­ные возможности этих систем очень высоки. В период между 10 и 15 годами отмечается большая быстрота вырабатываемости и быстрое восстановление функций организма после мышечной работы.

Кровь транспортирует кислород и питательные вещества в организме, выполняя основные функции газообмена и питания тканей. По сосудам детей протекает почти вдвое больше крови.

чем у взрослых. У 12-летнего подростка скелетные мышцы полу­чают вдвое больше крови на единицу веса, чем у 18-летнего юно­ши. В результате сердце получает обильное питание, чем объяс­няются выносливость и большая интенсивность его работы. Сер­дце детей по отношению к величине тела больше, чем у взрослых.

Самые большие величины относительного объема сердца за­регистрированы у девочек в 11 лет, а у мальчиков — в 14 лет, а относительного веса сердца — у девочек в 13-14 лет и у мальчи­ков — 16-17 лет. Ударный объем сердца у детей меньше, чем у взрослых, поэтому частота сердечных сокращений у них выше.

Величина кровяного давления в раннем возрасте почти в 2 раза меньше, чем у взрослых, что объясняется более широким просветом сосудов, эластичностью их стенок и меньшей длиной.

Физическую работоспособность организма и уровень его фун­кциональной готовности лучше всего характеризует такой пока­затель, как объем легких. С возрастом под влиянием занятий пла­ванием объем легких увеличивается. Наибольшей величины лег­кие достигают у девушек в 15-16 лет, у юношей B17-18 лет, то есть полное развитие дыхательной системы у девушек наступает на 2 года раньше, чем у юношей. Таким образом, в детском и юно­шеском возрасте готовность сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим нагрузкам на выносливость находится на довольно высоком уровне, о чем свидетельствуют высокие спортивные результаты, которые демонстрируют юные пловцы.

Девочки-школьницы опережают своих ровесников-мальчиков по таким морально-волевым качествам, как организованность, собранность, чувство ответственности за выполняемое дело, что отражается на отношении к занятиям плаванием.

Все эти качества являются слагаемыми женских рекордов.

Несмотря на более высокие темпы развития, девочки проиг­рывают мальчикам в силе — в среднем на 30%. Так, у девочек всех возрастов меньше сила брюшного пресса, результаты в прыж­ках в длину и высоту, скорость бега. Отжимания в упоре и подтя­гивания из простого виса девочки выполняют хуже мальчиков.

В плавании, как ни в одном другом виде спорта, девушки и женщины показывают результаты близкие к тем, что мужчины по­казывали всего несколько лет назад.

Недостаток физической силы успешно компенсируется дру­гими качествами, что позволяет добиваться выдающихся резуль­татов. Так, мировые рекорды в плавании, установленные девуш-


20

21

ками (особенно на средних и длинных дистанциях), соответству­ют нормативу мастера спорта для мужчин. Это объясняется тем, что, значительно уступая в силе, девушки имеют лучшую плаву­честь тела— вследствие меньшего роста и веса по сравнению с юношами: женский костяк меньше и тоньше, а мышцы также ме­нее развиты и более легкие. Близкое расположение центров тя­жести и плавучести является причиной более устойчивого рав­новесия тела у девушек в воде. У девушек более обтекаемая фор­ма и поверхность тела: нет резкой границы между шириной плеч и бедер, более гладкий рельеф мышц, значительно более гладкая и эластичная кожа. Девушки превосходят юношей в гибкости, ко­ординации, точности и пластичности движений.

Плавание — необычайно доступный вид спорта. Были бы же­лание и интерес к занятиям, а успехи обязательно придут.

Когда же надо начинать занятия плаванием? Конечно, чем раньше ребенок научится держаться на поверхности воды, тем лучше — с этого времени можно не опасаться за его жизнь. Одна­ко оптимальный возраст для обучения технике спортивного пла­вания 8-10 лет; в эти годы легко усваиваются новые движения. Достаточно одного показа и объяснения, чтобы упражнение было быстро освоено. В этом возрасте дети психологически готовы к сознательному освоению учебного материала. Они отличаются смелостью, активностью, интересом к выполняемым движениям.

Таким образом, возраст 8-10 лет является наиболее «выгод­ным» для обучения плаванию: дети этого возраста затрачивают меньше времени на освоение техники спортивного плавания, что очень важно для начала работы в возрастных группах. В отличие от массового обучения, где по программам минимум-миниморум детей учат держаться на поверхности воды, в возрастных группах обучают технике всех спортивных способов плавания. В млад­ших и средних группах юные пловцы тренируются и выступают на соревнованиях в нескольких способах плавания и на различ­ных дистанциях. Ретроспективный анализ спортивных биографий показал, что звезды мирового плавания в свое время были чем­пионами и призерами возрастных групп в нескольких способах плавания и дистанциях, то есть имели комплексную техническую и разностороннюю дистанционную подготовку в юные годы. На основе этого опыта все юношеские разряды Единой спортивной классификации по плаванию выполняются только в комплексном плавании 4x25 м или 4x50 м. В резльтате комплексной подготов-

ки пловец избирает способ плавания и дистанцию для дальней­шей спортивной специализации и принимает участие в междуна­родных соревнованиях юниоров.

Спортивное значение плавания определяется не только коли­чеством разыгрываемых олимпийских медалей, но также тем об­стоятельством, что плавание лежит в основе многих олимпийс­ких видов спорта (рис. 2). Это прежде всего виды спорта, выде­лившиеся из спортивного плавания в процессе его развития (прыжки в воду, водное поло, синхронное плавание, подводный спорт, марафонское плавание) и базирующиеся на навыках пла­вания и ныряния. Плавание является неотъемлемой частью под­готовки спортсмена в этих видах спорта, а умение плавать — одно из требований техники безопасности при занятиях водными ви­дами спорта. Не случайно ряды занимающихся водными видами спорта пополняются в основном пловцами, получившими хоро­шую подготовку в возрастных группах ДЮСШ и прекратившими тренировку в плавании по разным причинам.



Прыжки в воду. Это самостоятельный вид спорта, имеющий большое спортивное и прикладное значение. В 1904 г. они включены в программу Олимпийских игр, а в 1968 г. вошли в Между­народную федерацию плавания. Выполняются с трамплина (1 и 3 м) или вышки (5 и 10 м). В последнее время получили развитие син­хронные прыжки. На Олимпийских играх разыгрываются 8 комп­лектов медалей: сольные и синхронные прыжки с 3 и 10 м у муж­чин и женщин.

Водное поло. Одна из интересных и увлекательных спортив­ных игр, требующая от спортсмена хорошей плавательной подго­товки и умения владеть мячом. Включено в программу Олимпий­ских игр в 1908 г., а в 1968 г. было признано Международной федерацией плавания. Сначала олимпийские награды разыгры­вались только ср*еди мужских команд, а в настоящее время — и среди женских.

Синхронное плавание. Также, как и прыжки в воду, требует от спортсмена умения хорошо нырять и плавать. Этот вид спорта вошел в Международную федерацию плавания в 1956 г., а в 1984 г. был впервые включен в программу Олимпийских игр. В синхрон­ном плавании медали разыгрываются в сольных, парных и груп­повых выступлениях. В настоящее время начинают проводить соревнования по относительно новому виду физических упраж-


гг

23

нений в воде — аквааэробика, которая в будущем, как и синхрон­ное плавание, может выделиться в самостоятельный вид спорта.

Подводный спорт. Является самостоятельным водным видом спорта, требующим от спортсмена умения нырять и плавать. В1959 г. была создана Международная федерация подводного спорта, чле­ном которой является и наша страна. С1968 г. проводятся сорев­нования по следующим видам подводного спорта: скоростные виды, подводное ориентирование, подводная стрельба.

Скоростные виды подводного спорта:



  • подводное плавание на 100,400,800 м;

  • плавание в ластах на 100, 200, 400,800,1500 и 1850 м;

  • эстафеты 4x100 и 4x200 м;

  • ныряние в ластах на 50 м.

Подводное ориентирование включает плавание с аквалангом по приборам и подводный поиск, где итоговый результат оцени­вается по скорости и точности выхода к финишу. Спортивная под­водная стрельба включает в себя стрельбу по мишеням, в том числе и подводную охоту на рыб.

Марафонское плавание. Скоростные заплывы на открытой воде (река, озеро, море, океан) приобретают все более шй'рокое распространение в мире. Для этого вида спорта характерно боль­шое количество участников и зрителей. Длина марафонских дис­танций составляет 5 и 25 км. Большинство участников применяет на дистанции способ кроль на груди. Крупнейшие соревнования по марафонскому плаванию проводятся как большие водные праз­дники и имеют большое агитационное значение.

Спортивное плавание как отдельный вид соревнований вхо­дит в состав ряда спортивных многоборий: это прежде всего олим­пийские виды спорта: современное пятиборье (с плаванием в бассейне) и триатлон (с плаванием на открытой воде); военно-прикладное и спасательное многоборье — 200 м вольным стилем и другие.

Умение плавать для таких олимпийских видов спорта, как па­русный и гребной спорт, а также для водно-моторного спорта, виндсерфинга, водных лыж и других водных видов спорта явля­ется необходимым условием, обеспечивающим безопасность за­нятий.

Спортивная работа по плаванию направлена на достижение возможно более высокого результата, определяемого соответ­ствующим уровнем физических качеств и способностей спорт-

сменов, и является самым эффективным средством для совер­шенствования умений и навыков спортсмена. Для спорта выс­ших достижений наиболее оптимальным возрастом начала тре­нировок является 8-9 лет, что отражено в программах ДЮСШ и СДЮСШ0Р по плаванию.

Однако занятия спортивным плаванием возможны и в более позднем возрасте на базе клубов и секций образовательных уч­реждений, Вооруженных Сил. При этом временные затраты на за­нятия плаванием, в отличие от спорта высших достижений, зна­чительно меньше и в большей степени ограничиваются учебной или профессиональной деятельностью.

Работа по данному направлению ведется такими организаци­ями, как спорткомитеты, федерации плавания, ДЮСШ, СДЮСШ0Р, спортивные клубы и секции образовательных учреждений, ФОК, Вооруженных Сил.


г4

Техника спортивного плавания

Большинство людей научились плавать при помощи простей­ших, самобытных способов, известных под названиями: «на спин­ке», «по-лягушачьи», «бочком», «саженки» и др. Движения при плавании этими способами и выполнение дыхания очень несо­вершенны.

Спортивные способы плавания более экономичны и выгодны, так как их техника построена с учетом физических основ плава­ния и анатомических закономерностей строения тела человека. Применяя технику спортивных способов плавания, человек мо­жет плавать быстро и долго, затрачивая меньше сил. Исключение представляет дельфин, который требует большой затраты мышеч­ных усилий, неэкономичен и имеет лишь спортивное значение.

Лучшие пловцы мира при плавании кролем на дистанции 100 м достигли средней скорости около 2,5 м/с, что почти вдвое превы­шает скорость пешехода. Что же касается плавания на большие расстояния, то опыт пловцов-марафонцев показывает: хорошо подготовленный человек успешно приспосабливается к продол­жительному пребыванию в относительно теплой воде и может плавать более суток без отдыха, преодолевая за это время от 50 до 60 км. Так, мастер спорта Б. Бевяткин проплыл в водах Черно­го моря 50 км за 24 ч 30 мин, а заслуженный мастер спорта Е. Второва — 150 км за 28,5 ч по течению Волги.

Тренированных спортсменов не смущают ни низкая темпера­тура воды, ни сильные течения. В настоящее время около 200 пловцов переплыли пролив Ла-Манш, разделяющий Англию и Францию. Они преодолели дистанцию в 20 миль, находясь во вре­мя заплыва в холодной воде (с температурой от 13 до 15°С) и борясь с морскими приливами и отливами.

Спортивные способы плавания обладают характерными осо­бенностями, определяющими их применение. Тело пловца лежит на поверхности воды почти горизонтально, что уменьшает встреч­ное сопротивление воды и дает возможность пловцу развить отно-

сительно большую скорость. Чтобы обеспечить равновесие тела в горизонтальном положении, лицо пловца почти все время на­ходится в воде. При плавании кролем или брассом это достига­ется применением такой техники дыхания, при которой пловец делает вдох через рот, опускает лицо и выдыхает в воду.

Хорошо поставленное дыхание — ключ к освоению техники спортивного плавания. Дыхание пловца согласуется с движения­ми руками так, чтобы вдох совершался в наиболее удобный мо­мент. Быстрый вдох и медленный выдох выполняются через рот. Правильное ритмичное дыхание с выдохом в воду при плавании на груди и на боку — необходимое условие для хорошей техники плавания, поэтому начинающим пловцам надо уделять особое внимание подготовительному упражнению «выдох в воду», до­биваясь, чтобы такое дыхание стало естественным и свободным. Освоив дыхание с выдохом в воду, человек быстро овладевает техникой плавания и, что особенно важно, избегает ошибок в движениях, связанных с плохой постановкой дыхания. Вдыхать и выдыхать нужно свободно, без напряжения мышц груди, спины и живота, так как это облегчает выполнение дыхания и делает дви­жения пловца более свободными.

Пловцы продвигаются вперед при помощи гребков. Движе­ния руками (ногами), встречая сопротивление воды, создают силу тяги, обеспечивающую продвижение вперед. Эти так называемые рабочие движения совершаются в направлении спереди назад бо­лее мощно и быстро. Наоборот, все подготовительные движения руками и ногами под водой осуществляются в направлении впе­ред, являются тормозящими и должны выполняться с меньшей силой.

Техника плавания мастеров спорта отличается легкостью и мяг­костью движений, причем подготовительные движения руками и ногами выполняются без излишнего напряжения мышц. Это обес­печивает мышцам ритмичное чередование напряжения и отдыха, позволяющее плавать быстро и долго.

Спортивные способы плавания возникли в результате борьбы спортсменов на водных дорожках при определенных требовани­ях прохождения дистанций — согласно правилам соревнований. Так, при плавании вольным стилем пловцам разрешается приме­нять любые способы плавания, и теперь все спортсмены плывут самым быстрым — кролем. При проплывании дистанций на спи­не спортсмен обязан весь путь преодолеть в положении на спи-


26

27

не. При плавании брассом спортсмен должен в положении на гру­ди совершать симметричные движения под водой руками и нога­ми. А при плавании баттерфляем и дельфином — выполнять сим­метричные движения обеими руками и ногами и обязательно про-носить руки после гребка вперед над водой. Правила соревнований по плаванию более точно и подробно определяют требования в преодолении дистанции тем или иным способом, а также правила выполнения поворотов.

Кроль на груди

Кроль на груди — самый быстрый и популярный способ пла­вания. Все рекордные достижения пловцов на дистанциях от 50 м до 25 км установлены этим способом. Пловцы, овладевшие тех­никой плавания способом кроль на груди, успешно осваивают кроль на спине и дельфин. Вот почему изучение кроля на груди (спине) положено в основу методики обучения спортивному пла­ванию.

На соревнованиях, где разрешается плыть вольным стилем, спорт­смены выбирают кроль на груди. В вольном стиле разыгрываются дистанции от 50 до 1500 м, а также эстафеты 4x100 и 4x200 м. Учас­тники дальних проплывов на 5 и 25 км на открытых водоемах и участники спортивных многоборий, включающих плавание (три­атлон, современное пятиборье, многоборье спасателей и др.), применяют способ кроль на груди.

Кроль на груди имеет прикладное значение. Видоизмененный вариант кроля с высоко поднятой головой (для лучшей ориенти­ровки на воде при подплывании к терпящим бедствие) использу­ют хорошо подготовленные спасатели. Особенно эффективен кроль при плавании и нырянии, когда пловец надевает на ноги ласты. Например, основной способ передвижения подводника-аквалангиста — ныряние — выполняется за счет движений нога­ми кролем в ластах.

При плавании кролем тело лежит на поверхности воды почти в горизонтальном положении (рис. 3). Движения руками обеспе­чивают основную тягу, а движения ногами помогают поддержи­вать более высокое положение тела в воде. Вдох делается при повороте головы в сторону.

28

Положение тела. Кролист лежит на поверхности воды почти горизонтально, в хорошо обтекаемом положении, под углом от О до 8°; лицо опускается в воду. С увеличением скорости он при­нимает более высокое положение и угол атаки уменьшается. Пле­чи пловца поворачиваются вправо-влево относительно продоль­ной оси тела, упрощая выход рук из воды и движение их по воз­духу, давая возможность при выполнении гребка рукой активно включать мышцы туловища. Поворот плеч (до 50-60°) происхо­дит при вдохе так, что из воды показывается подмышка.

Положение головы зависит от скорости плавания. Оно долж­но быть таким, чтобы обеспечивать динамическое равновесие тела, выполнение вдоха и не нарушать при этом правильное вы­полнение гребковых движений.



Движения руками. Обеспечивают продвижение пловца и под­держание его плеч несколько выше поверхности воды. Движе­ние руки состоит из входа в воду и подготовки к гребку, гребка, выхода из воды и движения над водой.

Рука входит в воду сначала кистью, а затем предплечьем и пле­чом, чтобы иметь возможность скорее начать гребок. Погружа­ясь в воду, рука идет кистью вперед и в глубину так, что между плечом и предплечьем образуется угол в 140-150°; ладонь обра­щена вниз и несколько внутрь.

Гребок выполняется согнутой рукой с высоким положением лок­тя, позволяя пловцу удерживать кисть и предплечье (основные гре­бущие поверхности) почти перпендикулярно направлению его дви­жения. При этом ладонь обычно проходит под средней линией тела и даже немного заходитза нее. Наибольшее сгибание руки в локте приходится на середину гребка: в этом положении угол между пле­чом и предплечьем составляет почти 90°.

Гребок должен выполняться с непрерывным усилием. Чтобы добиться этого, рука, делающая гребок, должна двигаться с уско­рением к его концу. Уменьшение давления воды на гребущие по­верхности руки (в связи с замедлением движения при гребке) превращает ее в тормоз. Наоборот, выполнение гребка с посто­янным усилием или (что еще лучше) с его увеличением повышает скорость пловца.

Выполнение основной части гребка сочетается с небольшим поворотом тела на бок — в сторону, одноименную гребущей руке. Это дает возможность пловцу усилить гребок за счет мощных мышц туловища. Заканчивается основная часть гребка примерно при

30

пересечении ладонью линии таза. В конце гребка (у бедра) из воды последовательно выходят плечо, предплечье и кисть.

При выполнении движения над водой пловец в конце гребка сгибает руку и, поднимая локоть из воды, начинает движение пле­ча вперед. Достигнув крайнего верхнего положения локтя, рука входит в воду кистью примерно на уровне одноименного плеча.

Движения ногами. Способствуют равновесию тела пловца в горизонтальном положении и продвижению его вперед. Ноги, ритмично сгибаясь и разгибаясь в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, перемещаются попеременно вверх и вниз. Рабочая часть движения ноги — движение стопы и голени сверху вниз. Ноги сгибаются в голеностопных суставах примерно на 60-70°, в коленных — на 30-35° и тазобедренных — на 15-20°. Амплитуда такова, что расстояние между стопами в крайнем ниж­нем и верхнем положениях достигаете см.

У пловцов, работа ногами которых достигает большого эффек­та, наблюдается подхлестывающее движение ноги в начале удара голенью сверху вниз. При этом бедро, двигаясь вниз, немного обгоняет голень, а голень — стопу. Следующее за этим движение стопы из крайнего верхнего положения сливается с незначитель­ным, но очень существенным сгибанием и разгибанием ноги в та­зобедренном суставе. В итоге голень приобретает дополнитель­ное отталкивающее движение назад.

Ноги кролистов работают несколько неравномерно. Это про­является в виде двух увеличенных размахов, из которых наиболь­ший приходится на вдох. Второй, несколько меньший размах, сле­дует после первого и помогает повороту пловца на грудь. Кроме того, кролисты несколько ослабляют движения ногами во второй, наиболее эффективной, половине гребка рукой. Движения нога­ми у кролистов вариативны и зависят оттого, «легкие» или «тя­желые» ноги у пяовца, а также от степени подвижности ног в су­ставах.

Приведем основные варианты движений ногами у пловцов-кролистов:



  • с заметным акцентом ударов голенью и стопой вниз (как говорят тренеры, так плавают имеющие «тяжелые» ноги);

  • с меньшим акцентом ударов голенью и стопою вниз (так плавают имеющие «легкие» ноги);

  • с подхлестом вверх (так плавают с очень «легкими» ногами и с большей подвижностью в коленных и голеностопных суставах).

31




Дыхание. Обычно кролисты применяют одностороннее дыха­ние, при котором в течение одного цикла движений на два гребка руками приходятся один вдох и выдох.

Вдох с поворотом головы в сторону происходит в конце греб­ка рукой. Заканчивая выдох, пловец быстро, у самой поверхности воды, глубоко вдыхает через рот. После вдоха он поворачивает голову лицом вниз и выдыхает через рот в воду. Выдох продол­жается все оставшееся время движения — до следующего вдоха. Вдох должен быть глубоким, а выдох полным. Выдох завершается интенсивно, чтобы избежать попадания в рот воды при последу­ющем вдохе. Поворот головы на вдохе происходит одновремен­но с поворотом плеч.



Согласование движений руками и ногами с дыханием. У пловцов-кролистов подчиняется гребкам руками и является ва­риативным. Есть пловцы, которые делают 6,4 и 2 удара ногами, один вдох и выдох, приходящиеся на два гребка руками. У боль­шинства же кролистов можно отметить следующее: вход в воду одной руки совпадает с положением другой примерно на середи­не гребка; вдох производится в конце гребка рукой; во время вы­полнения наиболее эффективных частей гребков руками актив­ность движений ногами снижается.

Кроль на спине

В программе соревнований представлены три дистанции: 50, 100 и 200 м у мужчин и женщин. Этим способом проплываются первый этап комбинированной эстафеты 4x100 м и второй этап комплексного плавания — дистанции 200 и 400 м.

В период начального обучения плаванию детей и взрослых кроль на спине, как правило, изучают одновременно с кролем на груди. Причем большинство не умеющих плавать скорее осваи­вают кроль на спине. Это происходит потому, что при плавании на спине не надо делать выдох в воду — это наиболее сложный для начинающих элемент техники плавания.

При плавании кролем на спине пловец лежит на поверхности воды почти горизонтально, его затылок погружен в воду (рис. 4). Вперед он продвигается при помощи поочередных гребков пра­вой и левой рукой и попеременных движений ногами сверху вниз

Рис.4


32

2 Познакомьтесь — плавание

и снизу вверх. Закончив гребок, рука выходит из воды и проно­сится вперед по воздуху. На выполнение одного цикла движе­ний приходится два гребка руками, шесть движений ногами, вдох и выдох.

Положение тела. Пловец лежит у поверхности воды почти в горизонтальном, вытянутом положении. Плечи одновременно с движениями руками немного поворачиваются относительно про­дольной оси тела. Это упрощает выполнение круговых движений плечами и руками.

Движения руками. Руки поочередно выполняют следующие друг за другом гребки, которые продвигают пловца вперед. Дви­жение руки состоит из наплыва и опорной части гребка, основ­ной части гребка, выхода из воды, проноса по воздуху и погруже­ния в воду.

В исходном положении рука вытянута под водой вперед за голову параллельно поверхности воды. Во время наплыва и опор­ной части гребка выпрямленная рука постепенно сгибается в лок­тевом суставе, и ладонь принимает исходное положение для на­чала основной, наиболее эффективной части гребка. -

Основная часть гребка выполняется с последовательным сги­банием и разгибанием руки в локте. Это дает возможность плов­цу удержать кисть и предплечье почти в перпендикулярном по­ложении к направлению движения кролиста.

Наибольший угол сгибания руки приходится на середину греб­ка. Угол сгибания руки в локте в конце опорной части гребка состав­ляет примерно 160-170°, в середине основной части гребка — око­ло 90°, в конце основной части гребка, при разгибании руки, —140-150°. Разделение гребка при описании движения на опорную и основную части условно. Гребок рукой выполняется единым, захле­стывающим движением, продвигающим пловца вперед.

При выходе руки из воды последовательно показываются в воздухе плечо, предплечье и кисть. Выходу из. воды значительно помогает поворот плеч, при котором плечо гребущей руки под­нимается из воды.

После выхода из воды прямая или немного согнутая в локте рука быстро двигается по воздуху, несколько сбоку от линии пле­ча, вверх и по направлению движения пловца. Во время движе­ния рукой по воздуху мышцы по возможности расслаблены. При движении кисть поворачивается ладонью наружу — так, чтобы войти в воду мизинцем вниз. Такой поворот кисти упрощает вы­полнение кругового движения рукой над водой и начало гребка.

В этой фазе движения прямая рука опускается в воду за голо­вой примерно на линии одноименного плеча и принимает исход­ное положение для наплыва.

скачать файл


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Б90 Познакомьтесь плавание/Н. Ж. Булгакова
1855.59kb.
Київ Михаїла Булгакова
128.18kb.
Крестные муки Михаила Булгакова c пророческим романом Ф. М. Достоевского «Идиот» перекликается роман-предупреждение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
1011.25kb.
Как понимают свободу герои романа М. Булгакова Мастер и Маргарита Сочинение. Как понимают свободу герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
45.89kb.
Внутренние сильные стороны
25.89kb.
Программа дисциплины «Роман М. А. Булгакова \"Мастер и Маргарита\": философское понимание»
118.18kb.
"Плавание судов"
66.45kb.
Познакомьтесь с удивительной страной Апсны с древней историей и самобытной культурой! Природа здесь настолько величественна и роскошна, что сравнение с земным раем не кажется преувеличением
32.1kb.
Любовное плавание и другие истории
295kb.
Плавание замечательный вид спорта, при котором задействованы все части тела и который доступен людям любого возраста с любыми способностями
8.42kb.
Н. Н. Булгакова Приказ №1/8-о от «10» января 2012 г
20.75kb.
Последнее обновление 21. 07
44.22kb.