takya.ru страница 1
скачать файл



На правах рукописи




БЕЛЯНИН Валерий Павлович

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ
АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ

Специальность 19.00.01 – «Общая психология,

психология личности, история психологии»

(психологические науки)




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени
кандидата психологических наук

Ростов-на-Дону

2008

Работа выполнена в Калужском государственном педагогическом университете им. К.Э. Циолковского.





Научный руководитель -

доктор психологических наук,




доктор медицинских наук,




профессор




Рыбников Виктор Юрьевич







Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор




Макарова Елена Александровна;










кандидат психологических наук, доцент




Шкуратова Ирина Павловна







Ведущая организация -

ГОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина»

Защита состоится 29 февраля 2008 г. в 9.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.04 по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук при Южном федеральном университете по адресу: Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, комната 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.
Автореферат разослан 28 января 2008 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета

кандидат психологических наук, доцент А.И. Тащёва



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Одним из важных направлений общей психологии и психологии личности является диагностика и коррекция акцентуированных (от лат. «accentus» – ударение) черт характера, которые рассматриваются большинством авторов как выраженные («заострённые») свойства личности и особенности характера, определяющие социальное поведение и жизнедеятельность человека [Вассерман Л.И., 1997; Карвасарский Б.Д., 1986; Менделевич В.Д., 2001].

Теоретические вопросы типологии и феноменологии акцентуированных черт личности проработаны достаточно глубоко [Ганнушкин П.Б., 1964; Зейгарник Б.В.,1986; Карвасарский Б.Д., 2005; Леонгард К.1981; Личко А.Е., 1983, 2000; Мельников В.М., Ямпольский Л.Т., 1985; Собчик Л.Н., 1997]. Вместе с тем, оценке акцентуированных свойств личности по её речевым проявлениям уделено меньше внимания, чем того требуют задачи оптимизации взаимодействия с клиентами в рамках медицинской психологии, психотерапии, психологической коррекции.

Современные достижения психолингвистики как раздела психологии, занимающегося изучением психологических аспектов речевой деятельности, могут служить основой для разработки психолингвистического подхода к определению акцентуированных черт личности по речи. Проблемы психолингвистических особенностей отражения в текстах черт личности, проявление в различных типах текстов акцентуаций характера, взаимосвязь особенностей восприятия текста с психологическими особенностями личности, а также индивидуальные различия в восприятии и интерпретации текста – всё это, несмотря не недостаточную изученность, представляется важным для общей психологии. Полученные здесь данные позволят обосновать рекомендации по психолингвистическому анализу тематики, синтаксиса и стиля эмоционально-отмеченных текстов, выявлению ведущих признаков, характеризующих отражение в тексте акцентуированных черт характера. Это может явиться основой для разработки психодиагностической проективной методики, позволяющей на основе психолингвистического подхода выявлять акцентуированные черты личности.

Подобного рода исследования могут быть использованы в области психодиагностики личности и повышения эффективности психокоррекционного и психотерапевтического взаимодействия психолога (психотерапевта) и клиента, а также в решении ряда экспертных вопросов [Енгалычев В.Ф., 2000; Шипшин С.С., 2000].

Вышесказанное обусловило выбор цели настоящего исследования – обоснование психолингвистического подхода к диагностике акцентуированных черт характера через анализ текста, а также разработка рекомендаций по выявлению вербальных предикторов акцентуаций личности.

Основная гипотеза заключается в том, что текст (прежде всего, художественный) может представлять собой вербальное проявление акцентуированных черт личности (при этом мы не утверждаем, что автор обязательно является акцентуированной личностью). Частные гипотезы состояли в том в том, что, во-первых, разные типы акцентуации личности находят своё проявление в разных типах текстов, что может служить основой для диагностики акцентуированных черт характера автора. Во-вторых, литературные предпочтения читателей и интерпретация ими текста связана с заложенной в тексте эмоционально-смысловой доминантой.



Были сформулированы следующие задачи исследования:

– обоснование психолингвистического подхода к речи и к художественному тексту;

– выявление эмоционально-смысловой доминанты как ведущего психологического конструкта художественного текста;

– выявление ведущих психолингвистических признаков и особенностей отражения в них акцентуаций характера;

– разработка тезауруса лексико-семантических предикторов акцентуированных черт личности;

– исследование связи особенностей восприятия речевого сообщения с психологическими особенностями личности, включая выявление индивидуальных различий в восприятии текста;

– разработка и апробация проективной методики, позволяющей на основе психолингвистического подхода выявлять акцентуированные черты личности;

– обоснование рекомендаций по прикладным аспектам психолингвистической диагностики акцентуированных черт личности.



Объектом исследования является речевое сообщение (текст) как знаковый продукт. Проанализированы эмоционально-отмеченные тексты разных жанров – рассказы, новеллы, повести, романы, пьесы; детективы, стихотворения, мелодрамы, научная фантастика. Анализу также подверглись политические и религиозные тексты, материалы сочинений и биографические анкеты абитуриентов.

Предметом исследования являются психолингвистические предикторы акцентуированных черт личности, проявляющиеся в речевых (лексических, семантических, синтаксических, пунктуационных, стилистических) особенностях текстов.

Общий объём выборки составил 908 человек. В эту выборку вошли студенты и курсанты вузов Москвы, Калуги, Санкт-Петербурга.



Методологической основой исследования работы выступали: базовые методологические принципы отечественной общей психологии – системности, детерминизма, развития, единства сознания и деятельности [Б.Г. Ананьев, 1996; Асмолов А.Г., 2005, Ганзен В.А., 1984; Леонтьев А.Н., 1972; Мерлин В.С., 1970; Мясищев В.Н., 1960, Рубинштейн С.Л., 1989];.нтьев А.ознания и деятельности (Лтечественной общей психологии - принцип концепция смысловой структуры сознания [Артемьева Е.Ю., 1999; А.Н. Леонтьев, 2005; Петренко В.Ф., 2005; Шмелёв А.Г., 1983]; принципы постнеклассической, конструктивистской парадигмы современной психологии. Важными для нас были положения о типах личности, выдвинутые П.Б. Ганнушкиным, который изучал особенности эмоционально-волевой сферы при психопатиях, К. Леонгардом, развившим концепцию акцентуированной личности, и А.Е. Личко, приложившим понятие акцентуации к исследованию различных проявлений отклонений в поведении личности. В работе использованы также публикации, описывающие типологии личностей, находящихся в пограничных состояниях, характеризуемых отклоняющимся поведением и/или душевными расстройствами [Братусь Б.С. 1997; Василюк Ф.Е. 1984; Зейгарник Б.В., 1986; Сафуанов Ф.С., 2004]. Учитывали мы и исследования в области медицинской психологии и дифференциальной психодиагностики [Вассерман Л.И. и др., 1997; А.Г. Маклаков А.Г., 1996, 2003; Машков В.Н., 2003; Менделевич В.Д., 2001; Собчик Л.Н., 1997].

Анализируя проблему реализации творческого потенциала, прежде всего в связи с возможными нарушениями равновесного соотношения индивида и его жизни [Прохоров А.О., 1998], мы принимали во внимание публикации по этой проблеме, начиная от Ч. Ломброзо [1892] и Г.В. Сегалина [Клинический архив, 1925-1928] до современных исследователей этой проблемы [Бурно М.Е., 1996; Буянов М.И., 1993; Воскресенский Б.А., 1996; Руднев В.П., 2000]. Большое значение для диссертации имеют работы по доминанте А.А. Ухтомского. Определяющими для нашего исследования были и работы психологов [Ананьев Б.Г., 1980, 1996; Жинкин Н.И., 1982; Знаков В.В., 2000; Лурия А.Р., 1975, 1997] и психолингвистов [Горелов И.Н., Седов К.Ф., 2004; Леонтьев А.А., Сахарный Л.В., 1989; Сорокин Ю.А., 1978, 1985; Ушакова Т.Н., 1998, 2001, 2006; Фрумкина Р.М., 1981], уделявших внимание проблемам восприятия и понимания речи. Важными в плане настоящего исследования являются исследования по психологии искусства [Аллахвердов В.М., 2001; Выготский Л.С., 1956, 1987; Леонтьев Д.А., 1991; Теплов Б.М., 1985], психологии дискурса [Алмаев Н.А., Градовская Н.И., 2002], а также труды по экспериментальной психосемантике [Петренко В.Ф., Митина О.В., 1997; Шмелёв А.Г., 1983]. Рассматривая проблему восприятия текста, мы опирались на идеи отечественного библиопсихолога Н.А. Рубакина [1977, 2006], а также положения Э. Геннекена [1892], который рассматривал эстетические особенности текста в психологическом аспекте.

Результаты исследования позволили обосновать следующие положения на защиту:

1. В речи человека реализуется система языка, психолингвистические закономерности организации речи, а также проявляются личностные особенности автора. Текст обусловлен не только лингвистическими, но и психологическими закономерностями выражения смысла.

2. Одной из сфер проявления личности является создание художественного текста, организующим центром которого является его эмоционально-смысловая доминанта.

3. Структуры созданного личностью текста нередко содержат в себе предикторы черт акцентуированной личности.

4. Отражение в тексте психологических особенностей личности на основе создания лексико-семантического тезауруса является базой для составления психолингвистической классификации текстов, а также диагностики акцентуированных черт характера по тексту.

5. Представленная в работе проективная психолингвистическая (литературная) методика позволяет говорить о возможности диагностики акцентуированных черт личности по тексту.



Методы исследования. На подготовительном этапе был осуществлён информационно-психологический анализ научной литературы, описывающей личностные особенности авторов художественных произведений. Затем основные произведения, в отношении авторов которых другими исследователями сделаны обоснованные выводы, были проанализированы с помощью методов психолингвистики на предмет выраженности в них признаков соответствующих акцентуаций на уровне сюжета, функций персонажей [Пропп В.Я., 1929], лексического состава, синтаксиса и в целом психостилистических параметров. В целом было проанализировано методами формально-логического и компонентного анализа более 600 текстов разных жанров (более 200 авторов). Были также построены тезаурусы (системно организованные списки основных концептов) для каждого типа текста общим объёмом более 18 000 единиц.

Кроме того, в работе применялись психолингвистические методы, методы психологического тестирования, в частности, методический инструментарий включал авторскую проективную психолингвистическую методику, тест СМИЛ, 16-факторный личностный опросник Р.Кеттела, психодиагностический опросник Л.Ямпольского. При обработке эмпирических данных использовались следующие математико-статистические процедуры: t-критерий Стьюдента, корреляционный и регрессионный анализы.



Достоверность результатов и обоснованность полученных в исследова­нии выводов обеспечены значительным объёмом выборки, последовательной реализацией теоретических положений в эмпирическом исследовании, исполь­зованием адекватных задачам и гипотезам методов исследования, адекватным применением статистических процедур обработки данных качественно-ин­терпретативного анализа.

Научная новизна и теоретическая значимость работы. Впервые обоснован психолингвистический подход к диагностике акцентуированных черт личности, и на этой основе разработана психолингвистическая классификация художественных текстов. Введено понятие эмоционально-смысловой доминанты как психологической основы замысла автора, выраженной вербальными средствами в тексте, и определена его феноменология как ведущего содержательного психологического конструкта различных типов речевых сообщений. На основе психологического изучения художественных текстов выявлены психолингвистические предикторы разных типов акцентуаций характера. Впервые составлены тезаурусы лексико-семантических предикторов акцентуированных черт личности. Обогащены научные представления и расширены эмпирические возможности идентификации личности по тексту. Впервые оценена взаимосвязь особенностей восприятия речевого сообщения с психологическими особенностями личности, выявлены индивидуально-психологические различия в оценке и интерпретации текста юношами и девушками, различающимися профессиональной направленностью.

Практическая значимость исследования. Разработаны подходы к созданию проективной психодиагностической методики, позволяющей на основе психолингвистического подхода выявлять акцентуированные черты личности. Обоснованы рекомендации по прикладным аспектам психолингвистической диагностики акцентуированных черт личности, которые могут быть использованы в целях оптимизации взаимодействия медицинского психолога, врача-психотерапевта с клиентом, повышения эффективности проведения судебно-психологической экспертизы. Тезаурусы лексико-семантических коррелят акцентуированных черт личности нашли своё применение в компьютерной психолингвистической программе ВААЛ, которая используется в целях анализа текста.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации апробированы на международных, всероссийских, межвузовских, региональных научно-практических конференциях, симпозиумах, конгрессах (Братислава 1999; Варна 1995; Калуга 1994; Москва 1992, 1995, 1998, 2001, 2005, 2006; Ополе 1993; Пермь 1997; Печ 1994, 2000; София 1995; Тайбей 1996, 1997, 1999; Харьков 1998; Оломоуц 1999; Питтсбург 2002; Севилья 2000; Ташкент 2007, Торонто 2003 и др.) по проблемам общей, медицинской, социальной психологии, культурологии, эстетики, библиотековедения, психолингвистики и др. Основные положения работы обсуждались на заседаниях: кафедры общей психологии и психолингвистики Московского государственного лингвистического университета, сектора психолингвистики и теории коммуникации Института языкознания РАН, кафедры общей и юридической психологии Калужского государственного педагогического университета, Московской психотерапевтической академии, Московского отделения Ассоциации медицинских работников и психотерапевтов, лингвистической лаборатории Российского Федерального центра по судебной экспертизе при Министерстве Юстиции РФ и др.

Результаты исследований использованы в учебном процессе при подготовке специалистов разного профиля в МГУ им. М.В. Ломоносова, Калужском государственном педагогическом университете им. К.Э. Циолковского, Московском государственном лингвистическом университете, Кубанском государственном университете, Тульском государственном университете, Астраханском государственном университете, Университете Комплутенсас (Испания), Национальном политическом университете (Тайвань), в Университете Питтсбурга (США) и др.



Публикации. Основное содержание работы изложено в 38 научных работах, включая 2 – в журналах по перечню ВАК, общим объёмом более 140 п.л.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения; трёх глав; заключения; списка использован­ной литературы из 233 наименований (из них 28 - на иностранных языках) и 6 приложений. Содержание работы изложено на 170 страницах, и сопровождено 3 таблицами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяются цель, задачи, предмет, объект и гипотеза исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе диссертации «Теоретико-методологические основы психолингвистической диагностики акцентуированных черт личности» представлены материалы литературного обзора, посвящённые проблеме проявления акцентуаций личности в ее речевой деятельности.

В параграфе 1 «Психолингвистика как современное направление психологии, возможности её использования для выявления особенностей личности» отмечается, что у психолингвистики есть три предметные области – производство речи, восприятие речи в индивидуальном речевом акте, а также формирование речи в онтогенезе. Особо подчеркивается, что современная психолингвистика, являясь теорией речевой деятельности, изучает человеческое «измерение» языка и речи, и также роль языка в построении образов мира.

В параграфе 2 «Проблема диагностики личности по речи» описаны подходы, имеющиеся в юридической психологии, связанные с установлением личности преступника по тексту. Отмечается, что современная психолингвистика – как раздел общей психологии – может внести свой вклад в решение проблемы идентификации (диагностики) личности по устной [Манёров В.Х., 1997; Потапова Р.К., Потапов В.В., 2006] и письменной [Scherer K., 1979] речи. Описываются количественные и качественные параметры анализа текста, которые могут быть связанными с личностными особенностями [Горошко Е.И., 2003].

Отмечается, что огромная синонимия слов и грамматических структур естественного языка позволяет выразить в речи нужное содержание практически бесконечным числом возможных вариантов высказываний. При этом, речь человека есть проявление и продолжение его психологии, как индивидуальной, так и социальной. Отмечается, что целостной программы или набора методов, которые можно было бы применить при анализе письменного текста для комплексной диагностики личности, на сегодняшний день не существует.



В параграфе 3 «Акцентуации характера и психопатии: современные классификации, психологические проявления» описаны представления об акцентуированных личностях [Карвасарский Б.Д., 1986; Личко А.Е.,1983, 2000; Менделевич В.Д., 2001; Мясищев В.Н., 1960]. Особое внимание уделено концепциям К. Леонгарда [1981] и П.Б. Ганнушкина [1981]. Говорится, что акцентуированная личность отличается чрезмерной выраженностью отдельных типологических черт характера и их сочетаний, представляя собой крайний вариант нормы. Описаны психологические особенности лиц с различными типами акцентуации характера (паранойяльной, эпилептоидной, маниакальной, депрессивной, демонстративной и шизоидной).

В параграфе 4 «Проявление акцентуации в речи» проанализированы работы по медицинской психологии, патопсихологии, а также по общей психологии и психолингвистики [Коченов М.М., Батов В.И., 2002; Королёва Н.Н., 2005; Манёров В.Х., 1997], описывающие проявление личности в речи. Отмечается, что психологические особенности личности (автора) и личность в целом (тем более, акцентуированная) достаточно наглядно проявляются в устной и письменной речи. Рассмотрены психолингвистические аспекты связи особенностей личности автора и созданного им художественного текста.

Во второй главе диссертации «Психолингвистические особенности проявлений акцентуированных черт личности» приведены обнаруженные на лексическом и семантическом уровне текстовые предикторы различных типов акцентуаций личности. Продемонстрирована возможность сочетания в одном тексте предикторов ряда акцентуаций характера. Отмечается, что текст (прежде всего, художественный) может представлять собой вербальное проявление черт акцентуированной личности. При этом разные акцентуированные черты личности находят своё проявление в разных типах текстов. Под типом текста понимается набор тематических, содержательных и в целом психолингвистических признаков, характерных для ряда текстов.

В параграфе 1 «Обоснование понятия «эмоционально-смысловая доминанта текста» и психолингвистическая классификация художественных текстов» мы обращаемся к понятию доминанты, опираясь на мысль А.А. Ухтомского о том, что доминанта определяет не только поведение организма, но и характер восприятия мира [Ухтомский А.А.,1966]. От доминанты, по его словам, зависит «общий колорит, под которым рисуются нам мир и люди».

Здесь также детально описаны проявления в различных текстах черт личности с паранойяльной, эпилептоидной, маниакальной, депрессивной, демонстративной акцентуацией, а также проявления их различных сочетаний.

Обращение к таким акцентуациям, как паранойяльность, эпилептоидность, маниакальность, депрессивность, истероидность, показало, что каждой из них в массиве текстов соответствует определённый тип текста [см. Табл. 1].

Табл. 1


Основные психолингвистические типы текста и соответствующие им акцентуации

Тип текста


Акцентуация

«светлый»

паранойяльная

«тёмный»

эпилептоидная

«весёлый»

маниакальная

«печальный»

депрессивная

«красивый»

демонстративная

«сложный»

шизоидная

Последующие параграфы второй главы описывают психолингвистические особенности вышеуказанных типов текста.

«Светлые» тексты характеризуются эмоционально-возвышенным публицистически-назидательным стилем, специфическим синтаксисом и тематикой, эмоционально-смысловой доминантой с группировкой лексических смыслов вокруг тем 'борьба' и 'единство', которые отражают мироощущения личности с паранойяльными чертами акцентуации. Разновидностью «светлых» являются «активные» тексты, которые более динамичны по содержанию.

«Тёмные» тексты характеризуются наличием жёсткой оппозиции 'добра' и 'зла', реализацией эмоционально-смысловой доминанты с помощью семантических комплексов 'простой', 'тоска', 'враг', 'борьба', 'дело', описанием сенсорных ощущений (слуховых, зрительных, осязательных), наличием быстро изменяющегося психического состояния персонажей (от 'тоски' к 'злобе' и 'ярости'), описания биологических потребностей и автоматизмов, что отражает особенности эпилептоидной акцентуацией характера.

В «весёлых» текстах обилие событий, описание поведения жизнерадостной преуспевающей личности, успешно преодолевающей препятствия, характеризующейся общительностью, повышенным настроением, активностью, психомоторным возбуждением, завышенной самооценкой, склонностью к риску, самоуверенностью, что отражает особенности черт личности с маниакальной акцентуацией характера. Для них характерны следующие семантические компоненты: 'полёт', 'пение', 'друзья',, 'аппетит', 'улыбка' 'обогащение' и др.

Выявлено, что «печальные» тексты характеризуются группировкой лексических смыслов вокруг тем 'одиночество', 'грусть', 'старость', 'холод', 'тяжесть', 'вздох', 'обнищание', 'смерть', 'чувство вины', описанием эмоционально-сниженного настроения, что отражает мироощущение депрессивной личности.

В «Красивых» текстах основное внимание уделяется внешнему выражению эмоциональных переживаний, и преобладают лексические смыслы 'внешность', 'эротический', 'чувственный' компонент, 'яркие тона', описание необычных мест действий, суждения о внешнем облике и поступках, что является отражением особенности черт личности с демонстративной акцентуацией характера. Как вариант «красивых» выделяются и описываются «эпатажные» тексты.

«Сложные» тексты отличаются политематичностью, отсылкам к символам, наличием неологизмов, длинных и причудливых высказываний с неявным смыслом, преобладанием рассудочной оценки действительности, что является отражением шизоидной акцентуации характера.

Тем самым, в работе представлены содержательные и формальные предикторы акцентуаций. Показано, как каждый тип акцентуации проявляется на уровне темы (предпочтения в описании определённого фрагмента действительности), ситуаций, фабулы, сюжета, образов, стиля (возвышенного, сниженного и др.), синтаксиса (строения предложений) и семантики (лексики, сравнений и метафор значений и смыслов в целом).

Отмечено, что в массиве художественных текстов имеются «смешанные», а также тексты интровертированной и экстравертированной личности. Эти тексты отражают сложные сочетания различных типов акцентуаций характера.

В конце главы сделаны выводы о возможности идентификации психологических особенностей личности автора по созданному им тексту.


В третьей главе диссертации «Прикладные возможности реализации психолингвистического подхода к диагностике акцентуированных черт личности» представлены данные эмпирического исследования психолингвистических особенностей восприятия текста, а также обоснование прикладных аспектов разработанного подхода.

Параграф 1 «Психолингвистические особенности восприятия текстов и результаты их эмпирического исследования» содержит описание организации исследования и методов эмпирического исследования. В эту выборку из 908 человек вошли студенты и курсанты вузов Москвы, Калуги, Санкт-Петербурга, среди них были как лица с высоким уровнем выраженности акцентуаций характера, и лица, не имеющих акцентуаций.

Параграф 2 «Обоснование проективной психолингвистической методики выявления психолингвистических предикторов акцентуированных черт характера» посвящён описанию результатов эмпирического исследования. В частности, в одном из наших экспериментов с помощью регрессионного анализа была выполнена оценка взаимосвязи выраженности личностных особенностей у лиц с различным уровнем активности чтения текстов научно-фантастического жанра. Полученное уравнение регрессии приведено ниже [см. Табл. 2]. Точность прогноза при его использовании составила 0,91 при уровне достоверности данных 0,01.

Табл. 2


Регрессионная модель взаимосвязи личностных особенностей

с уровнем активности чтения научной фантастики

k

Уравнение регрессии

0,3053

0,24 F3 – 0,452 F14 + 0, 129 F16 + 0,217 F 22

Условные обозначения: F3- ипохондрия; F14- общая активность; F16- общительность;

F22 - социальная психопатия по тесту ПДО Л.Ямпольского; k- константа


Это уравнение свидетельствует о том, что интерес к чтению текстов научно-фантастического жанра позитивно связан с ипохондрией, общительностью и социальной психопатией и отрицательно – с общей активностью.

Важным в плане нашего исследования является вопрос о психологическом «сходстве» читателей и писателей. В работе приведены результаты сопоставления показателей 16ти-факторый опросник Р.Кеттелла между различными группами писателей и генеральной совокупностью, которое показало, что писатели научной фантастики отличаются как от генеральной совокупности, так и от писателей других жанров.

Используя в качестве основы гипотезу Геннекена-Рубакина о психологическом сходстве читателя и писателя, мы предположили, что читатели определённого типа предпочитают для чтения тексты соответствующего типа. Причём речь идёт не всегда именно о выборе для чтения, а скорее об адекватности интерпретации ими тех или иных текстов. Тексты, которые соответствуют их личностным особенностям (или акцентуации читателей), будут интерпретироваться максимально адекватно авторскому замыслу.

Задачей предлагаемой проективной психолингвистической (литературной) методики (ПЛМ) не является постановка диагноза, она лишь позволяет выявлять когнитивные структуры личности, которые могут служить средством идентификации акцентуированных черт личности. Данная методика была создана с учётом возможностей и ограничений современных проективных тестов и психолингвистических методик. ПЛМ представляет собой набор небольших текстов, созданных на основе реальных произведений художественной литературы, которые были типологизированы на основании отражённых в них психологических состояний.

В ПЛМ представлены следующие типы текстов: «весёлые» (маниакальность), «светлые» (паранойяльность), «красивые» (истероидность), «тёмные» (эпилептоидность), «печальные» (депрессивность) и «сложные». В стимульном материале были и смешанные типы текстов. Для методики были отобраны произведения, которые не могли быть известны обследуемым. Содержание реальных произведений было сжато с помощью экспертов до размеров высказываний-микротекстов, или аннотаций. Имя автора не приводилось.

В ходе исследования показатели ПЛМ были оценены на валидность, дифференцированность и надёжность. Было установлено, что показатели методики образуют статистически значимые связи с показателями тестов СМИЛ, 16-тифакторный опросник Кеттела, ПДО Л.Ямпольского. Валидность методики оценивалась путём сравнительного анализа показателей методики у лиц, разли-


чающихся профессиональной направленностью и полом, а также на основе сравнительного анализа (по t-критерию Стьюдента) и корреляции показателей выраженности предпочтений ПЛМ с психологическими тестами СМИЛ, 16-факторный опросник Кеттелла, Психодиагностическим опросником Л.Ямпольского.

Как показали результаты исследования, для лиц, предпочитающих «светлые» тексты характерна высокая паранойяльность по тесту СМИЛ (r=0,51), оптимизм (r = 0,46), решительность по 16 факторному опроснику Р.Кеттелла (r = 0,44) и активность по тесту ПДО (r = 0, 51). Эти данные находятся в соответствии с теми характеристиками, которые присущи авторам «светлых» текстов [Рис. 1].

Рис. 1

Корреляционная плеяда взаимосвязи основных личностных характеристик (показателей тестов СМИЛ, 16 ФЛО и ПДО Л.Ямпольского) с уровнем выраженности интереса к «светлым» типам текста





Схожие данные были получены по другим типам текстов.

Валидность ПЛМ также проверялась путём сравнения показателей этой методики у лиц с высоким уровнем выраженности акцентуаций характера (паранойяльной, эпилептоидной, депрессивной, маниакальной, демонстративной) и лицами нормативной группы, не имеющими каких-либо акцентуаций. Отбор лиц с акцентуациями характера проводился по данным психодиагностики (СМИЛ, ПДО), экспертной оценки и бесед. Установлены статистически значимые различия по t-критерию Стьюдента по показателям ПЛМ между группами лиц с акцентуациями характера и нормативной группы. Кроме того, было выполнено статистическое сравнение показателей ПЛМ у 85 лиц нормативной группы, 356 человек с акцентуациями характера и 93 пациентов психиатрического стационара с установленными психиатрическими диагнозами. Данные обследования последней группы испытуемых характеризовались выраженной вариабельностью и большим разбросом первичных показателей, что не позволило использовать их для последующего статистического анализа.

Дифференцированность показателей ПЛМ (направленность на оценку того или иного параметра, отсутствие сильной связи различных показателей) оценивалась также с помощью корреляционного анализа.

Для оценки надёжности проективной психолингвистической методики было проведено ретестовое обследование одних и тех же лиц с интервалом в 12 месяцев. Эта часть исследования включала психологическое обследование 75 человек. Результаты корреляционного анализа показали, что теснота их связи характеризуется высокими (от 0,75 до 0,83) значениями. Эти данные указывают на надёжность показателей предлагаемой нами методики.

С помощью ПЛМ проводилось изучение взаимосвязи особенностей восприятия речевого сообщения с психологическими особенностями личности, выявлены индивидуально-психологические различия в восприятии текста у лиц, различающихся профессиональной направленностью и полом. Так, у девушек статистически достоверно выше по сравнению с юношами уровень предпочтения «весёлых», «красивых», и «печальных» текстов. В целом, результаты оценки психолингвистических предпочтений текстов у лиц с различной профессиональной свидетельствуют о наличии взаимосвязи профессиональной направленности с предпочтением разных типов текстов.



В третьем параграфе третьей главы «Прикладные возможности использования психолингвистического подхода» представлены также рекомендации по использованию психолингвистического подхода к диагностике акцентуированных черт личности в сфере психотерапии и психологической коррекции, в практике судебно-психологической экспертизы, а также в новых информационных технологиях. В частности, приведены результаты использования психолингвистического подхода в целях судебно-психологической экспертизы по гражданскому делу 2-452/99 (г. Москва, о ликвидации и запрете деятельности религиозной общины «Свидетели Иеговы»).

Выявление вербальных предикторы эмоционально-смысловой доминанты стало важной частью компьютерной психолингвистической системы ВААЛ, основу которой составила компьютерная реализация контент-анализа различных типов текстов (художественных, публицистических, политических, религиозных, рекламных). Программа выстраивает частотные характеристики текста и проводит факторный анализ на уровне его семантики, позволяет создавать частотный словарь исследуемого текста и определять его эмоционально-смысловую доминанту. Распределение лексико-семантических признаков доминант даётся в абсолютных (количество слов того или иного класса) и в относительных (процент к норме по частотному словарю русского языка) величинах. В результате обработки текста выявляется его эмоционально-смысловая доминанта и прогнозируется возможное воздействие этого текста на читателей.



В заключении подводятся итоги по теоретической и эмпирической частям исследования; отмечается, что полученные данные подтверждают выдвинутые гипотезы; даются рекомендации к практическому использованию результатов, называются перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Основные выводы работы содержат следующие утверждения:

1. Эмоционально-смысловая доминанта, создавая основу модели порождения текста, определяет его психологическое содержание, речевую системность и является квинтэссенцией авторского замысла.

2. В основании разных эмоционально-смысловых доминант лежат разные типологические черты личности и акцентуации характера.

3. Психолингвистическая классификация художественных текстов может быть основана на проявлении в них акцентуированных черт личности, определённой эмоционально-смысловой доминанты как их ведущего психологического конструкта, тезаурусе лексико-семантических предикторов акцентуированных черт личности, включает в себя следующие типы текстов: «светлые», «тёмные», «весёлые», «печальные», «красивые», «сложные». Каждый из этих типов текста характеризуется своей спецификой на уровне тематики, сюжета, образов (типов персонажей, их динамики), ситуаций (обстановки, описания материальной среды), стиля, синтаксиса (строения предложения), семантики (значений и смыслов, отбора лексики, метафорах).

4. В массиве художественных текстов выделяются и «смешанные» тексты: «светло-печальные», «светло-весёлые», «светло-тёмные», «светло-красивые», «активно-тёмные», «красиво-тёмные», «печально-тёмные», «печально-весёлые», «печально-красивые», которые отражают разные сочетания различных типов акцентуаций характера.

5. Проективная психолингвистическая (литературная) методика, разработанная на основе психолингвистического подхода, позволяет диагностировать акцентуации личности. Она характеризуются валидностью, дифференцированностью и надёжностью.



7. Установлены выраженные различия в особенностях восприятии различных типов текстов у девушек и юношей, а также у лиц с разной профессиональной направленностью.

Рекомендации к практическому применению результатов исследования относятся к применению, созданной компьютерной программы анализа текста и диагностике акцентуаций личности с использованием психолингвистического подхода.

К перспективам дальнейшего исследования проблемы отнесём совершенствование компьютерных методов обработки текста, и создание различных методик, позволяющих проводить диагностику личности по речевой и текстовой деятельности.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях Белянина В.П.:

I. В журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций

  1. Белянин В.П. Общение с акцентуированной личностью // Вестник психотерапии. №18 (23), 2006. – С.4-20. – авт. вклад – 1,0 п.л.

  2. Белянин В.П. Образы сознания в «весёлом» тексте // Южно-российский вестник геологии и географии и глобальной энергии. Гуманитарные науки, Астрахань, 2006. № 8 (21). – С.152-157.– авт. вклад – 0,5 п.л.


II. Остальные работы

  1. Белянин В.П. Антология чёрного юмора.– М.: ПАИМС, 1996. – 192 с. (в соавт. с Бутенко И.А.). – авт. вклад – 8 п.л.

  2. Белянин В.П. Введение в психиатрическое литературоведение. – Verlag Otto Sagner. Band 107. – Munchen, 1996. – 281 с. – авт. вклад – 17,0 п.л.

  3. Белянин В.П. Ведение в психолингвистику. – М.: ЧеРо, 1999. – 123 с. – авт. вклад – 8,0 п.л.

  4. Белянин В.П. Ведение в психолингвистику. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЧеРо, 2001. – 126 с. – авт. вклад – 8,0 п.л.

  5. Белянин В.П. Доминанта текста и акцентуация личности / XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации.– М.: Ин-т языкознания, 1997.– С.25.– авт. вклад – 0,1 п.л.

  6. Белянин В.П. Идеологический язык: социальное и психологическое / Евразия на перекрестке языков и культур. – Москва, 1999. – С. 25-26. – авт. вклад – 0,2 п.л.

  7. Белянин В.П. Книга и личность / Книга: Исследования и материалы. № 76. – М.: Книга, 1994. – С. 65-71. – авт. вклад – 0,8 п.л.

  8. Белянин В.П. Когнитивно-психиатрический анализ художественной литературы / Когнитивные и культурологические подходы к языковой семантике.– М., 1999.– С. 10-11. – авт. вклад – 0,1 п.л.

  9. Белянин В.П. Лексические компоненты литературного текста как отражение системности языковой личности / Языковая личность и семантика. – Волгоград: Перемена, 1994.– С. 17-18. – авт. вклад – 0,2 п.л.

  10. Белянин В.П. Лингво-когнитивные структуры англоязычного любовного романа и русская ментальность / Этническое и языковое самосознание. – М.: Институт народов России, 1995. – С. 19-20. – авт. вклад – 0,2 п.л.

  11. Белянин В.П. Любовный роман как «красивый» текст / Россия и Запад: диалог культур. – М.: Изд-во МГУ, 1996.– С. 113-120. – авт. вклад – 0,5 п.л.

  12. Белянин В.П. Неэксплицитная информация в художественном тексте / Имплицитная информация в языке и речи.– М.: Институт русского языка им. А.С. Пушкина, 1995.– С. 8 – авт. вклад – 0,1 п.л.

  13. Белянин В.П. О психиатрическом подходе к художественному тексту / Принципы изучения художественного текста.– Саратов, 1993.– С. 4-6. – авт. вклад – 0,3 п.л.

  14. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: (Модели мира в литературе). – М.: Российская Академия наук. Ин-т языкознания. Фонд чтения им. Н.А. Рубакина, Тривола. (Опыт мастеров. Психология).– 2000.– 248 с.– авт. вклад – 15,5 п.л.

  15. Белянин В.П. Отражение личностных особенностей автора в письменном тексте / Труды регионального конкурса научных проектов в области гуманитарных наук. Вып. I – Калуга: Эйдос, 2000.– С. 205-217. (в соавт. с Енгалычевым В.Ф., Константиновой Е.В., Ощепковой Е.С.). – авт. вклад – 0, 15 п.л.

  16. Белянин В.П. Патопсихолингвистический анализ идеологических текстов / Новые избирательные технологии.– М., 1999.– С.5-6.– авт. вклад–0,1 п.л.

  17. Белянин В.П. Патопсихолингвистический анализ религиозных миссионерских текстов / XIII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. – М., 2000.– С. 183. – авт. вклад – 0,1 п.л.

  18. Белянин В.П. Психиатрия и литературное творчество // Психология сегодня. Ежегодник РПО. Т. 2. – Вып. 1. – М.: Изд-во РПО, 1996. – С. 163-164. – авт. вклад – 0,1 п.л.

  19. Белянин В.П. Психолингвистика.– М .: Изд-во «Флинта», Моск. психолого-социальный ин-т.– 2003.– 220 с. – авт. вклад – 12,5 п.л.

  20. Белянин В.П. Психолингвистика. 2-е изд. – М.: Изд-во «Флинта», Моск. психолого-социальный ин-т. – 2004. – 232 с. – авт. вклад – 14,2 п.л.

  21. Белянин В.П. Психолингвистика. 3-е изд.– М.: Изд-во «Флинта», Моск. психолого-социальный ин-т.– 2005.– 232 c.– авт. вклад – 14,2 п.л.

  22. Белянин В.П. Психолингвистика.– 4-е изд.– М.: Изд-во «Флинта», Моск. психолого-социальный ин-т.– 2007.– 232 c.– авт. вклад – 14,2 п.л.

  23. Белянин В.П. Психологическое литературоведение: (Текст как отражение внутренних миров автора и читателя). – М.: Генезис, 2006. – 320 с. – авт. вклад – 20,0 п.л.

  24. Белянин В.П. Субъективные предпочтения читателей: с чем они связаны? / Что мы читаем, какие мы. – СПб.: Российская национальная библиотека, 1993. – С. 92-100. – авт. вклад – 0,6 п.л.

  25. Белянин В.П. Тезаурус любовных романов / Гендер: язык, культура, коммуникация. – М., 2001.– С. 18-19. – авт. вклад – 0, 1 п.л.

  26. Белянин В.П. Тезаурус художественных текстов о смерти / Материалы третьей международной конференции по психологии и педагогике чтения.– М.: МГУ, Факультет психологии, 1993.– С.11-13. – авт. вклад – 0,2 п.л.

  27. Белянин В.П. Текст как проявление образов сознания личности автора / XV Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. – Москва-Калуга: ИЯ РАН, 2006.– С.38-39. – авт. вклад – 0,1 п.л.

  28. Белянин В.П. Тексты о смерти в русской литературе // Rusistica Espanola. № 7, 1996. – С. 26-37. – авт. вклад – 0,8 п.л.

  29. Белянин В.П. Художественный текст как проявление модели мира акцентуированной личности / Поверх барьеров. Человек, текст, общение. М.: РАО, МГУ ф-т психологии.– М.: Смысл, 2006.– С.172-174.– авт. вклад – 0,2 п.л.

  30. Белянин В.П. Эмотивность и доминанта художественного текста / Когнитивные и культурологические подходы к языковой семантике. – М., 1999. – С. 9-10. – авт. вклад – 0,1 п.л.

  31. Белянин В.П. Языковая личность и акцентуация / Общество, язык, личность.– Пенза, 1996. – С. 73-74. – авт. вклад – 0,3 п.л.

  32. Белянин В.П. (Belianine V.) A Psychiatric Approach to Literary Text / 5-th International Cognitive Linguistics Conference. 1997. Amsterdam. – P. 290. (на англ. яз.). – авт. вклад – 0,1 п.л.

  33. Белянин В.П. (Belianine V.) Representations of Semantic Categories in Literary Texts // 5-th Intern. Cognitive Linguistics Conf. 1997.– Amsterdam. – P.185. (на англ. яз.). – авт. вклад – 0,1 п.л.

  34. Белянин В.П. (Belyanin V.) Russian Character Revealed by Textual Analysis / The Times Higher Educ. Supplement. – July 2, 1999. (в соавт. с N.Holdsworth).– авт. вклад – 0,4 п.л.

  35. Белянин В.П. (Belyanin V.) The Diversity of Genres and the Diversity of Emotions / Emotion, Creativity, and Art. Ed. Dorfman L. et al. Perm. – 1997. Vol. 2. – P. 167-178. (на англ. яз.). – авт. вклад – 0,9 п.л.

  36. Белянин В.П. Psychiatry of the Author through Fiction / Language and Consciousness. – Варна, 1995.– С. 5. (на англ. яз.). – авт. вклад – 0,1 п.л.

скачать файл



Смотрите также:
Белянин валерий Павлович психолингвистические предикторы акцентуированных черт личности
278.87kb.
Планерке! бормотала Яна, одновременно докуривая сигарету, спешно прощаясь с мамой по мобильнику и пытаясь пристроить на стоянке возле редакции свой слишком большой для хрупкой девушки джип
5299.68kb.
Устройства для испытания на осевое растяжение
139.74kb.
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребёнка, интеллектуальной и личностной
21.02kb.
3 профессиональная психология личности психологическое изучение профессиональной деятельности тесно, связано с проблемами психологии личности
384.27kb.
Защита диссертации состоится " " 2008 года в 13 часов на заседании Диссертационного Совета д 208. 041
232.65kb.
Антон Павлович Чехов Смерть чиновника
37.51kb.
Показатели интеллектуального потенциала студентов как предикторы успешности обучения в вузе
344.06kb.
Демин Валерий Владимирович
57.04kb.
Неалов олександр павлович
365.17kb.
Как это было: 12 апреля 1961 года
57.18kb.
Филатов Олег Павлович, профессор, доктор физико-математических наук рабочая программа
118.97kb.