takya.ru страница 1
скачать файл

ПРОГРАММА


«Вещи и вещества»

(учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов,

с ориентацией на гуманитарный профиль, 16 часов)

Автор программы, учитель химии школы № 120

Бровина Галина Эрнестовна

Пояснительная записка
Данный межпредметный элективный курс входит в естественнонаучную и гуманитарную образовательные области. Предметами изучения являются предмет химия, история и культура Санкт-Петербурга и культурология.

Новизна изучаемого курса заключается в рассмотрении предмета (вещи) как с химической точки зрения («Вещества и их свойства»), так и с культурологической.

Программа курса с одной стороны позволяет с помощью простых средств и приемов, сделать изучение такого сложного предмета – химии, доступнее и интереснее, с другой стороны – расширяет образовательное пространство, предусматривая посещение музея, кафедры, стеклодувной мастерской Технологического института, а также объектов городской среды. К тому же многообразие литературных источников по данной теме, делает ее привлекательной для развития навыков работы с научной и научно-популярной литературой.

В качестве веществ в данной программе выбраны стекло, как пример неорганического вещества и пластмасса, как пример органического вещества. В качестве вещи (предмета) выбрана чашка, как одно из самых первых изобретений посуды. Учитель может выбрать вещи и вещества по своему усмотрению.



Продолжительность курса – 16 часов.

Курс ориентирован на слабо- и среднеуспевающих учащихся, а также на учащихся с гуманитарными наклонностями.



Цель: дать возможность учащимся изучать предмет химии в контексте истории развития науки химии и истории и культуры Санкт-Петербурга, а так же содействовать формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению науки и города, при этом возрастает и степень осознания значимости наследия города как центра науки и культуры.
Задачи:

  • познакомить со способами, методами, приемами исследовательской работы в химической лаборатории Технологического института;

  • прививать навыки исследовательской деятельности, способствующие самообразованию;

  • развивать навыки работы с научной и научно-популярной литературой;

  • формировать познавательный интерес к предмету химии через вещь (предмет);

  • формировать познавательный интерес к истории города через предмет и вещество.

Критерии успешности (портфолио)

  1. Сообщение на тему.

  2. Маршрут образовательного путешествия по городу.

  3. Материалы для экспозиции.

  4. Материал к проведению занятия для младших школьников.

Формы итоговой отчетности

  1. Создание экспозиции.

  2. Проведение занятия для младших школьников.

Предполагаемый результат освоения программы (знать/понимать, уметь).


Учащиеся могут:

  • рассматривать вещества и предметы;

  • анализировать и описывать вещества и предметы;

  • самостоятельно работать с предметами и веществами как с источниками информации;

  • выполнять лабораторные опыты, связанные с изучаемыми веществами;

  • ориентироваться по карте и в реальном городе;

  • участвовать в сборе и оформлении экспозиции;

  • участвовать в подготовке и проведении занятия на экспозиции.

Содержание программы
Тема 1. Введение

Интерактивная лекция (0,5 час.) «Тела и вещества».

Интерактивная лекция (0,5 час.) «Неорганические и органические вещества»

Практическая работа (0,5 час.) «Описать вещество по плану».

Практическая работа (0,5 час.) «Распределить вещества по классам».

Тема 2. Стекло

Лекция (1 час.) « История стекла, состав, свойства и применение стекла».

Практическая работа (1 час.). Сообщения по темам:


  • история стекла;

  • история русского стекла;

  • М. В. Ломоносов «Письмо о пользе стекла»;

  • Стекло в литературе: загадки, стихи, сказки, песни;

  • Гусь-Хрустальный.

Экскурсия в музей истории Технологического института с посещением стеклодувной мастерской (1 час.).

Практическая работа (1 час.) «Отчет о посещении стеклодувной мастерской по форме».

Практическая работа (1 час.) Образовательное путешествие по городу «Стекло в городе».

Тема 3. Пластмасса

Лекция (1 час.) «История, состав, свойства и применение пластмасс».

Практическая работа (1 час.) «Составление таблицы: наименование, состав, свойства и применение пластмасс».

Экскурсия в музей Истории Технологического института с посещением кафедры высокомолекулярных соединений (1 час.).

Практическая работа (1 час.) «Отчет об экскурсии по форме».

Тема 4. Чашка в культуре

Лекция (1 час.) «История чашки. Форма чашек. Материалы для изготовления чашек».

Практическая работа (1 час.) – подобрать материал о чашке в изобразительном искусстве, литературе, этикете.

Практическая работа (1 час.) «Создание экспозиции».



Практическая работа (1 час.) – проведение занятия на экспозиции для младших школьников.
Учебно-тематический план


№ п/п

Содержание занятий

Количество часов

Теория

Практика


Формы контроля

1

Введение

2

1

1




1.1

Тела и вещества




0,5

0,5

Устное описание веществ по плану

1.2

Неорганические и органические вещества




0,5

0,5

Оформление работы по форме

2

Стекло

5

2

3




2.1

История, состав, свойства и применение стекла



1

1

Подготовка сообщений о стекле

2.2

Музей, стеклодувная мастерская и кафедра ЛТИ



1

1

Отчет об экскурсии по форме

2.3

Образовательное путешествие «Стекло в городе»






1




3

Пластмасса

4

2

2




3.1

История, состав, свойства и применение пластмасс



1

1

Подготовка сообщений о пластмассах

3.4

Музей и кафедра в ЛТИ



1

1

Отчет об экскурсии по форме

4

«Чашка в культуре»

5

1

4




4.1



История чашки, вещества для изготовления, форма.

Чашка в изобразитель-ном искусстве, в загадках, сказках, стихах, песнях.




1

1


Подбор репродукций, загадок, сказок, стихов, песен.

4.2

Создание экспозиции «Чашка в культуре»






2

Анализ экспозиции

4.3

Занятие на экспозиции для младших школьни-ков






1

Проведение занятие




Итого:







16 часов



Литература для учителя


  1. Артеменко А. И. Органическая химия и человек. М.: «Просвещение», 2000.

  2. Габриелян О. С. Химия 8 класс. М.: ООО «Дрофа», 2001.

  3. Габриелян О. С. Химия 9 класс. М.: ООО «Дрофа», 2001.

  4. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Химия 1980 г.

  5. Орлова Н. Дом и то, что в доме. Детская энциклопедия. «Росмен». М.: «Росмен», 2000.

  6. Цветков Л. А. Органическая химия 10 класс. М.: «Просвещение», 1988.

  7. Энциклопедический словарь юного химика. М.: Педагогика, 1990.


Литература для учащихся

  1. Габриелян О. С. Химия 8 класс. М.: ООО «Дрофа», 2001.

  2. Габриелян О. С. Химия 9 класс. М.: ООО «Дрофа», 2001.

  3. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Химия 1980 г.

  4. Орлова Н. Дом и то, что в доме. Детская энциклопедия. «Росмен». М.: «Росмен», 2000.

  5. Энциклопедический словарь юного химика. М.: Педагогика, 1990.

скачать файл



Смотрите также:
Бровина Галина Эрнестовна пояснительная записка Данный межпредметный элективный курс
69.76kb.
Пояснительная записка. Предпрофильный элективный курс: «Ржевская битва. История и современность» предназначен для обучающихся 9 классов
221.56kb.
Пояснительная записка Программа адресована учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Элективный курс позволяет подготовить учащихся к выбору профиля обучения, а в дальнейшем к определению своего места в жизни, к выявлению интереса по выбору
57.91kb.
Пояснительная записка Элективный курс "Химия в быту"
41.42kb.
Опарина Галина Владимировна Педстаж 10 лет с. Зониха 2013 пояснительная записка рабочая программа
966.32kb.
Иванова Галина Алексеевна 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
209.19kb.
Элективный курс «Мир расчетных задач»
78.19kb.
Элективный курс «Химия в быту»
38.55kb.
Данный элективный курс составлен на основе информационного письма Минобразования России от 13. 11. 2003 г. №14-51-277/13 об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования
138.97kb.
-
461.95kb.
Элективный курс по истории «По следам прошлого» состоит из девяти занятий уроков. Данный курс направлен на развитие интереса учащихся к истории на пробуждение желания изучать историю своего края, его прошлого, культуры
113.5kb.
Ст. Тамань 2011 г. Пояснительная записка предлагаемый курс предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ
64.32kb.