takya.ru страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать файл


Учебно-методический
комплекс дисциплины


таможенное ДЕЛО

Для студентов экономического факультета

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2009

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой государственного
и административного права

С о с т а в и т е л ь канд. юрид. наук, доц. М.А. Федоровская



Учебно-методический комплекс дисциплины «Таможенное дело» / сост. М.А. Федоровская. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. 32 с.
Подготовлен на юридическом факультете.

© Федоровская М.А., 2009



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ дисциплины

С принятием нового Таможенного кодекса Российской Федерации


(ТК РФ) можно констатировать, что становление отрасли таможенного законодательства завершилось и началась новая стадия — совершенствования его норм. И здесь весьма важным является переход от «таможни для правительства» к новому современному типу – «таможни для участников внешнеэкономической деятельности».

В современных условиях важнейшие цели деятельности данных органов исполнительной власти состоят в максимальном содействии международным экономическим отношениям, ускорении товарооборота. При этом полная либерализация внешней торговли в силу ряда объективных факторов в настоящее время невозможна, казна государства не готова к отмене экономических барьеров на торговых путях. Поэтому функция пополнения федерального бюджета для таможенных органов, бесспорно, является разумной, так как несущие опоры каждого государства – это налоги, сборы и таможенные платежи (логично и то, что в большинстве стран федеральные ведомства доходов объединены).

Однако таможня XXI в. должна быть, на наш взгляд, основана не на противостоянии субъектам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), не на необоснованном возведении барьеров для осуществления таможенных процедур, не на патологическом стремлении привлечь участников международных таможенных отношений к ответственности, а на взаимодействии с ними, на тесном сотрудничестве и отсутствии дискриминации при сохранении фискальных и правоохранительных функций. Созданию оптимальной модели таможенной службы, способствующей расширению внешнеторговых связей, будет способствовать новый кодекс. Уже сейчас можно с определенностью сказать, что таможня превращается из барьера в мост, соединяющий экономику всех государств планеты. Работа по новому кодексу позволит и позволяет российской таможенной службе внести свою лепту в реализацию задачи, поставленной в Послании Президента РФ, касающейся увеличения валового внутреннего продукта страны. При этом нельзя забывать, что «успех страны в огромной степени зависит от успеха российского предпринимателя».

Изучение правовых основ «Таможенного дела», уяснение сущности таможенных правоотношений как необходимого элемента ВЭД приобрело в последние годы несомненную актуальность.

Существование на планете различных государств и народов предопределяет необходимость взаимодействия между ними. Такие связи зачастую носят характер торговых, а это значит, что абсолютное большинство стран вовлекается в процесс ВЭД. Макроэкономические преобразования неразрывно связаны с осуществлением государством его внутренней и внешней политики. Термин «политика» в переводе с греческого означает «искусство управления государством, участие в делах государства».

Таможенная политика – это система экономических, правовых, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, проводимых государством и направленных на всестороннее регулирование таможенных отношений и реализацию внутри- и внешнеэкономических интересов России.

Таможенная политика является составной частью внешнеэкономической политики каждого государства: она регулирует товарообмен между странами, оказывая экономическое и политическое влияние как на рынки стран-партнеров, так и на их политику, в том числе экономическую, торговую. Таможенная политика государства способствует расширению экономических связей, увеличению объема внешнеторговых операций, развитию международного туризма и иных форм, то есть всего того, что так или иначе опосредуется в деятельности таможенных органов государства.

Существуют два основных вида таможенной политики: протекционизм и свободная торговля.

Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок иностранных товаров. Протекционистская таможенная политика создает условия, способствующие развитию национальной экономики путем ограждения ее от иностранной конкуренции. Таким образом, государство ставит барьеры на пути свободного проникновения импорта на внутренний рынок, тем самым защищая интересы отечественного производителя.

Политика свободной торговли (фритредерство) направлена на все­мерное поощрение импорта иностранных товаров на внутренний рынок страны. Она достигается путем установления минимального уровня таможенных пошлин либо вообще их отсутствия. Фритредерство – политика временная (это непозволительная роскошь), зачастую просто вынужденная. Ее используют страны в тех случаях, когда необходимо наполнить внутренний рынок дешевым импортным товаром. Так, в нашей стране либерализация ВЭД начала 90-х гг. XX в. не могла бы реально состояться без устранения тарифных и нетарифных барьеров на открытых границах. В условиях тотального дефицита крайне необходимо было наполнить внутренний рынок страны дешевым импортным товаром. Такие цели были достигнуты в течение полутора-двух лет именно благодаря политике свободной торговли. После того как предпринимательские структуры наладили внешнеэкономические связи с иностранными партнерами, Россия перешла к протекционистской таможенной политике.

Различают жесткий протекционизм (для него характерны высокие пошлины, почти полный запрет ввоза, стимулирование вывоза; его недостаток состоит в том, что другие страны вводят аналогичные меры); умеренный, или промышленный, протекционизм (на внутренний рынок допускаются иностранные товары, значительно падает уровень таможенных пошлин, упрощается порядок прохождения грузов через границу, возникает необходимость в заключении двусторонних договоров по предоставлению льгот); мягкий протекционизм (основная его черта состоит в том, что страна ставит участников в особые условия, позво­ляя ввозить по низкой пошлине товары, которые заранее неконкурентоспособны, как правило из-за невысокого качества).

В современной ситуации таможенная политика призвана обеспечить тонкую настройку всего механизма регулирования импорта и экспорта на всех уровнях управления, нацелить его на интересы отечественного производства, не нарушая правил, признанных мировым торговым сообществом.

Задачи таможенной политики России во многом обусловлены перспективами ее вхождения во Всемирную торговую организацию. Стремление наших партнеров к радикальному открытию отечественного рынка может не самым лучшим образом отразиться на интересах российских производителей. Сохранение экономического суверенитета страны в рамках переговоров по данному вопросу – стратегическое направление деятельности Российского государства.



Таможенная политика предопределяет основные направления таможенного регулирования и таможенного дела.

В Конституции РФ содержится понятие «таможенное регулирование». Согласно ч. 1 ст. 1 ТК РФ, оно заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу России. Иными словами, государство с помощью норм права определяет те положения, которые подлежат выполнению физическими и юридическими лицами при перемещении грузов через границу. Совокупность этих норм составляет содержание таможенного законодательства.

Международная торговля предполагает перемещение грузов через границу из одной страны в другую. Для регулирования этого товарооборота существуют органы государственного управления ВЭД, в системе которых особую роль играет служба, занимающаяся таможенным делом. Итак, таможенное дело неразрывно связано с областью внешней торговли и обслуживает ее участников. Как же можно определить это понятие?

В современных условиях таможенное дело представляет собой динамично развивающуюся область знаний, в основе которой – сложный, органически единый институт, являющийся частью системы исполнительной власти. Осуществление ВЭД невозможно вне применения основ таможенного дела, так как пересечение границы и перемещение через нее различных грузов всегда означает взаимодействие с таможенной системой. На мировом уровне таможенное дело выступает в качестве одного из важнейших звеньев внешней торговли.

Согласно ч. 2 ст. 1 ТК РФ, таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Данное определение позволяет уяснить, что при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу должны соблюдаться меры таможенно-тарифного регулирования, а также установленные запреты и ограничения. Что это означает?

Любые операции по ввозу и вывозу какого-либо имущества не проходят для государства бесследно. Они могут как нанести вред отечественной экономике, так и стимулировать внутреннее производство. Для того чтобы удержать эти процессы в определенных рамках, все страны мира прибегают к использованию барьеров на торговых путях. Чаще всего такие препятствия применяются при ввозе товаров на территорию государства, поскольку экспорт (сбыт) наиболее выгоден как производителю, так и экономике в целом. Таможенно-тариф­ное регулирование выступает в качестве одного из таких барьеров и основано, в первую очередь, на взимании таможенных платежей. Иными словами, субъект ВЭД при перемещении грузов через границу обязан уплатить таможенные платежи, тем самым участвуя в формировании доходной части федерального бюджета.

Запреты и ограничения являются также определенным препятствием на торговых путях. Но это препятствие – вынужденное, так как основано на ряде интересов государства и его граждан. Например, при ввозе товара в страну предприниматель получает на него сертификат, который означает, что данный товар безопасен и может быть использован без нанесения вреда или ущерба. Кроме того, в традициях таможенного законодательства различных стран мира – установление перечня товаров, запрещенных к перемещению через границу (оружие, наркотики и т.д.). Следует отметить, что в определенных случаях лицо освобождается от соблюдения конкретных требований. Так, гражданин, ввозящий в страну товар для личного пользования стоимостью до установленного ограничения, не должен уплачивать таможенные платежи.

Таким образом, меры таможенно-тарифного регулирования, а также запреты и ограничения – есть те барьеры, препятствия, через которые необходимо пройти для осуществления действий по ввозу и вывозу товаров и транспортных средств. Какими же методами и средствами обеспечивается их соблюдение?

Метод всегда показывает, как происходит регулирование, какие способы и приемы используются в правовых отношениях. Средство же – это то, что связывает объект и субъект деятельности, цель и результат. С помощью средств удовлетворяется интерес субъектов права.



Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Навыки в области применения таможенного дела необходимы экономистам всех сфер деятельности, поскольку таможенное право вооружает необходимыми знаниями в области регулирования внешней торговли, а это именно те требования, выполнение которых является одним из условий членства России во Всемирной торговой организации, что в свою очередь является задачей политического курса правительства.

Знания в области таможенного дела вооружают необходимыми умениями и навыками анализа информации о развитии внешней торговли, предпринимательского права.

Овладение знаниями в области таможенного дела обеспечивается сочетанием различных форм и методов обучения, таких как учебные лекции, семинарские занятия, написание контрольных работ. Более углубленному изучению проблем в области таможенного регулирования служат: написание рефератов, участие в научно-практических конференциях и семинарах.

В результате изучения курса студенты должны знать:


  • теоретические и правовые основы таможенного дела и деятельности федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации, которые служат базой для понимания особенностей правового регулирования в таможенной сфере;

  • основные стадии таможенного процесса;

  • основные принципы и порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

  • основные правила перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами;

  • организационно-правовые основы управления в таможенной сфере;

  • правовое положение таможенных органов, их роль и место в системе федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации;

  • принципы организации и деятельности таможенных органов, их компетенцию и систему, правовые основы взаимодействия с другими государственными органами в таможенной сфере.

Основными задачами курса являются:

1. Привитие студентам глубоких теоретических знаний об основных принципах, категориях и положениях таможенного права, о достигнутом уровне его развития.

2. Привитие навыков толкования и применения общепризнанных норм международного права в области таможенного дела в рамках российского таможенного законодательства.

3. Осуществление студентами самостоятельного анализа внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в области таможенного дела на основе сопоставления экономической политики (как внутренней, так и внешней) Российской Федерации до и после принятия новой редакции ТК РФ.

4. Формирование навыков и умения: самостоятельно составлять и анализировать правовые акты; делать обобщения судебной практики; по материалам архивных и опубликованных материалов административных и уголовных дел давать оценку эффективности предупреждения преступности правоохранительными органами.

5. Формирование умения писать проекты постановлений, внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты в области таможенного регулирования.

Учебно-методические комплекс включает в себя: программу дисциплины, учебные задания к семинарским занятиям, литературу по темам и вопросы для проверки знаний студентов.

При изучении дисциплины «Таможенное дело» основным правовым актом по всем темам является Таможенный кодекс Российской Федерации.


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч. 3) Цели и задачи дисциплины
202.02kb.
1. Цели и задачи дисциплины, её место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
202.04kb.
Рабочая программадисциплин ы уголовная политика ооп 030900 направления Юриспруденция
440.1kb.
Цели и задачи дисциплины
121.82kb.
Цели и задачи дисциплины
590.34kb.
1. Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины дать студентам основы теоретических и технологических знаний в области металлургии благородных металлов, необходимые для формирования металлурга широкого профиля
133.86kb.
I. Цели и задачи дисциплины
370.11kb.
1. цели и задачи освоения дисциплины
291.71kb.
Программа дисциплины дпп. Ф. 05 Композиция цели задачи дисциплины: Курс «Композиция»
221.44kb.
1. Цели и задачи дисциплины: Цель профессиональное освоение использования современных корпоративных информационных систем
105.31kb.
«Курсы по изучению английского языка» Цели и задачи
84.11kb.
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
114.7kb.