takya.ru страница 1
скачать файл
УРОК ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ
ТЕМА: Л Е Д Н И К И
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Познакомить с причинами образования ледника

2. Сформировать понятия «ледник», «снеговая линия», «айсберг».

3. Сформировать представление о видах ледников, их значении.

4. Научить высчитывать высоту снеговой линии.

5. Продолжить формирование умения работать с картой.

6. Развивать логическое мышление.
ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Физическая карта мира (настенная).

2. Контурная карта полушарий (настенная), маркеры

3. Мультимедийный проектор, видеосюжеты

4. Таблица «Строение ледника»

5. Карточки для проверки домашнего задания

6. Карточки для магнитной доски

7. Опорные листы на каждого ученика

8. Учебник Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюкова,6 класс, Москва , «Дрофа»,2002 г.

9.Учебные атласы для 6 класса

ХОД УРОКА.

Этапы урока

(деятельность учителя)

Деятельность учеников

I. Организационный момент.


-Поприветствовать

-Проверить подготовку к уроку







II. Проверка домашнего задания

-Повторим тему «Озера» (Приложение №1)

1) Географический диктант.

2) Работа с контурной настенной картой 3 Дополнительные вопросы:

-Чем озеро отличается от моря?

-Чем озеро отличается от реки?

-Самое глубокое озеро планеты? Что вы еще про него знаете?

-Самое большое озеро планеты? Охарактеризуйте его?

-Значение озер?

-Какое еще есть озеро, которое называют морем? Почему Мертвое море назвали так?
-Объявление оценок учащимся.

Взаимопроверка. Оценка.


1 ученик наносит объекты, 2 ученик- проверяет и исправляет


III. Актуализация знаний, объявление темы

IV.Постановка проблемы

V. Изложение нового материала


-Сегодня мы познакомимся еще с одним видом внутренних вод.

Посмотрите на кадры (изображения горных вершин покрытых ледниками)

-Кто догадался, о чем на уроке пойдет речь?

- Итак, сформулируйте тему нашего урока. Записи делать будем не в тетрадях, а на листах, которые назовем - ОПОРАМИ. (Приложение №2)

-Запишите число и тему в шаблон.

-Что вам хочется узнать о ледниках?

Старайтесь работать на уроке хорошо, быстро и так, чтобы в конце урока вы смогли ответить на такой вопрос: возможно ли образование ледников в нашей местности (на доске)

1)Что такое ледник? Попробуйте дать определение сами.

-Где посмотреть правильно ли вы ответили

-Лед на реке, озере, айсберги - это ледник или нет?
-Значит, какое слово в нашем определении ключевое?

-Запишите определение в шаблон, подчеркните важное слово.


2) Как образуется лед?

- Ледник же образуется не из воды, а из снега. Если снег долго лежит, не тает, то он накапливается, слеживается и превращается в ледяные крупинки - фирн, который далее под воздействием собственной силы тяжести превращается в прозрачный лед - глетчер (от немецкого «ледник»)

На доске: СНЕГ----- ФИРН-----ГЛЕТЧЕР

-Какую особенность образования ледника вы заметили?


-Значит, какие условия нужны для образования ледника?

-При какой температуре снег не будет таять?


-Значит, в каких местах может образоваться ледник?

-А где на Земле такие места?


3) Сейчас мы посмотрим небольшой видео фрагмент.(Леднники в Гималаях)
-Почему все - таки в горах могут образоваться ледники?
-Чем выше мы будем подниматься вверх в горы, тем будет холоднее. До какой температуры мы должны подняться, чтобы снег не таял?

-Здесь будет находиться граница, выше которой снег не тает, как бы вы назвали эту линию?

-Правильно, это снеговая линия.

-На какой высоте будет находиться?

-Почему вы не можете ответить? Не знаете закономерностей.

4) Ученые вывели закономерность, что при поднятии на высоту на каждый километр температура понижается на 6 градусов. Запишите это правило в опору
-Посмотрите на свои листы, цифра 5. (рис. на доске)

-Здесь изображены различные географические объекты в определенном порядке. Кто заметил, какая закономерность в расположении вершин прослеживается?

-Найдите объекты на карте в атласе.

-Все они на разных широтах, удаляясь от экватора. Представим себе, что сегодня 22 июня. Температура воздуха в этот день у подножия Килиманджаро может быть +250 С , у Эльбруса +200С, г.Мак -Кинли +100 С, на побережье о.Гренландия )00 С. Определите, на какой высоте будет отметка с температурой 00С

-Исследуйте ход снеговой линии от экватора к полюсам. Сделайте вывод.
-Высота снеговой линии снижается от экватора к полюсам.

-В одних местах на нашей планете, даже в районе экватора, ледники покрывают самые высокие вершины, а в районе полюсов - целые острова и материки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5) Следующий вопрос, который нам надо рассмотреть, это виды ледников (схема на доске и в тетрадях)


Виды ледников



Горные

Покровные



Кавказ

Анды


Северный Урал

Ледники Антарктиды, о.Гренландия,

о-ва Новая Земля



-Найдите примеры ледников на карте. Как на карте обозначаются ледники? Запишите примеры.


6) Ледники обладают пластичностью и действием силы тяжести могут течь (скорость до 80 м/сек).

Рассмотрим строение ледника. (таблица)

Ледник состоит из двух основных частей:

а)область питания, где накапливается снег

б)область расхода, где происходит таяние снега. Ее часто называют языком ледника

Языки спускаются из области питания иногда значительно ниже снеговой линии. При этом они тают, образуя ручьи и реки. На поверхности остаются обломки горных пород, принесенных ледником, которые называют мореной (размеры от песчинки до крупных валунов). Горные ледники разнообразны по форме и размерам.


8.-О покровных ледниках прочитайте самостоятельно в учебнике .стр.99

Вопросы с опорой на таблицу

- Какую территорию занимают?

-Где находятся?

-Какую форму имеют?

-В какой части накапливается?

-Что такое айсберг?

(«айс»-лед, «Берг»-гора

-Чем они опасны?

-Айсберги у берегов Антарктиды достигают гигантских размеров: 45 км в ширину, 170 км в длину при толщине более 200м) На доске рисунок

-Просмотр видеосюжета о ледниках Аляски Северной Америки.


9. Значение ледников.

Ледники дают начало и питание горным рекам, они служат источником питьевой воды.





Просмотр видео


Заполнение опоры

Отвечают
Читают в учебнике стр.98

(Нет, так как не на суше)

Заполнение опоры


(замерзание воды)

( Нужно долгое время)

(Нужен снег, который не тает долгое время, т.е. низкие температуры).

Заполнение опоры

(При 00 и ниже )
(В местах, где не наступает лето, где всегда холодно)

(В горах и на полюсах)

(Высоко в горах холодно и снег не тает).

(До нуля градусов).

Заполнение опоры

Работа по картам

(самостоятельная работа детей)
Предположения учащихся

Заполнение опоры

Работа по картам

Заполнение опоры




VI. Выяснение проблемы.


-Вспомните вопрос с которого мы начали урок.

-Возможно ли формирование ледников в нашей местности?

-Как вы думаете,что должно произойти, чтобы у нас возник ледник?

(Нет, так как снег у нас не лежит долгое время, летом тает)

(Надо, чтобы произошло похолодание, т.е. не стало лета или поднялись горы)

VII. Закрепление




-У вас на листах есть утверждения. Если вы с ним согласны, то ставите +, если не согласны, то –

(Приложение №3)

-1.Ледник - это лед на реке.

+2. Ледники бывают двух видов: горные и покровные

-3. Ледник образуется из воды.

+4. Граница, выше которой снег не тает, а накапливается, называется снеговой линией.

+5.Ледник может течь.

+6. Айсберг можно использовать для получения пресной воды в засушливых странах.

+7.Фирн - старый зернистый снег, из которого образуется лед в леднике.

-8. Чем ближе к экватору находится гора, тем больше и ниже опускается ледник.

+9.Снеговая линия может находиться на уровне моря.

-10.На картах ледники не изображены.





VIII. Домашнее задание

Прочитать параграф 32, в печатных тетрадях - стр.58,№1(У подножия +200, доп. №3 в учебнике.






Приложение №1

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ОЗЕРА»
На доске:

1вар. 2 вар. 1.Озера, из которых вытекают реки

1. Байкал 10 2. Озера, возникающие, когда русло горной реки перегора-

2. озеро 9 живает обвал.

3. сточное 8 3. Самое глубокое озеро

4. старица 7 4. Замкнуты водоем, образовавшийся на поверхности суши

5.озерная котловина6 в природном углублении

6.тектоническое 5 5.Озеро - бывшая часть русла реки

7. бессточное 4 6. Озеро, из которого не вытекают реки

8. запрудное 3 7. Озера, возникшие в результате движения земной коры

9.Каспийское 2 8. Углубление, в котором находится озеро

10.ледниковое 1 9. Самое большое озеро мира

10. Озера, котловина которого углублена древним ледником

Ответы:


1 вар.

3

8

1

2

4

7

6

5

9

10

2 вар.

8

3

10

9

7

4

5

6

2

1

Критерии оценки:

«5»- о ош.

«4»- 1-2 ош.

«3»- 3-4 ош.

«2»- 5 и более ош.



Нанеси следующие географические объекты на контурную карту:

1. Каспийское

2. Байкал

3. Ладожское

4. Аральское

5.Чад

6. Гурон

7. Виктория

8.Танганьика

9. Эйр

Подчеркни красной линией бессточные озера.


Приложение №2
ЧИСЛО___________________________ТЕМА___________________________________.
Проблема: Возможно ли образование ледника в нашей местности?
1. Ледник - это__________________________________________________________

______________________________________________________________________.


2.Образование ледника

3. Условия образования ледника


4. Запомнить!



При поднятии на высоту на каждые 1000м (1 км) температура воздуха понижается на ____ градусов С.

5.

00 Килиманджаро Эльбрус Мак- Кинли ПОЛЮС



6.Виды ледников: ЛЕДНИКИ

Приложение №3

Проверь себя!
Если вы согласны с этим утверждением, то перед цифрой ставите +, если не согласны, то -

1.Ледник - это лед на реке.

2. Ледники бывают двух видов: горные и покровные

3. Ледник образуется из воды.

4. Граница, выше которой снег не тает, а накапливается, называется снеговой линией.

5.Ледник может течь.

6. Айсберг можно использовать для получения пресной воды в засушливых странах.

7.Фирн - старый зернистый снег, из которого образуется лед в леднике.

8. Чем ближе к экватору находится гора, тем больше и ниже опускается ледник.

9.Снеговая линия может находиться на уровне моря.



10.На картах ледники не изображены.
скачать файл



Смотрите также:
Цели и задачи урока
85.96kb.
Конспект урока по географии в 6 классе на тему: «Виды облаков и осадки»
148.54kb.
«Курсы по изучению английского языка» Цели и задачи
84.11kb.
Урок географии в 7 классе
108.66kb.
А. И. Солженицын Цели и задачи урока
217.54kb.
Урок математики в 6 классе по теме «Координатная плоскость»
26.63kb.
Тема урока : Народные промыслы России. История и география размещения. Цели и задачи
93.46kb.
Урока Кол часов Тема урока. Цели урока. Формы занятий Наглядные пособия Домашнее задание
159kb.
Природные ресурсы и условия, задачи и методы их экономической оценки
46.95kb.
Урока: Цели урока: Тип и вид урока: Методы обучения: Оборудование
182.17kb.
Урок по русскому языку в 7 классе. ( с использованием новой технологии) Тема урока: -не- с разными частями речи. Цели урока: Систематизировать знания о написании -не
54.83kb.
Тема четверти: «Развитие музыки»
73.52kb.