takya.ru страница 1
скачать файл




Через покаяние – поиск национальной идеи.

Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат

богословия.



«Мы призываем к покаянию весь

наш народ».

(Из послания Патриарха Москов-

ского и всея Руси Алексия II к 80-

летию убиения Царской Семьи.

ЖМП. №7,1998).

Сегодня многие из наших сограждан заняты поиском национальной идеи. Она, говорят они, укажет нам путь возрождения великой державы, восстановит былое ее величие, остановит нравственное падение поколений. Она даст духовную крепость и силу нам в борьбе с теми негативными явлениями нравственного порядка, которые и явились причиной нашего духовного падения. Все прежние идеологемы – «Москва – третий Рим» инока Филофея, «Православие, самодержавие, народность» графа Уварова, не представляют сущностной перспективы без осознания причин падения, без осознания всех тех неправд, которыми больно наше общество и русский человек.

Обратимся к действительности. «От подошвы ног до темени головы нет… здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны (Ис. 1,6). С нашего молчаливого, равнодушного согласия проводится повсеместное насаждение идеологии общества потребления и примитивной «массовой культуры»: разрушение семьи, культ животных удовольствий, пропаганда блуда, абортов, контрацепции, школьных программ «полового воспитания», реклама экстрасенсорики, колдовства, клонирования. Происходит повсеместное загрязнение отходами жизнедеятельности окружающей среды, потребление продуктов содержащих канцерогены, генетически измененных продукты питания. Насаждение виртуальной реальности, разрушающих психическое и физическое здоровье компьютерных игр, управление общественным сознанием через электронные и печатные СМИ, обезличивающая кодификация и внедрение «новейших биотехнологий» для идентификации людей, идея всеобщей глобализации.

Вглядимся в статистику: детское население России сокращается (за 10 лет на 15,7%), растет число детей-наркоманов, детей-алкоголиков. В настоящее время в возрасте от 15 до24 лет зарегистрировано 20,9 миллионов всех россиян. Если принять среднюю цифру наркозависимых – 7 миллионов, то получается, что каждый третий молодой человек выпадает из жизни. В стране имеется 2,5 миллионов детей-уродов, 40% которых рождены от наркоманов (Богомолова Р. Т. Лечит Бог и природа. М., 2003, с. 15). По данным Всемирной организации здравоохранения, наркотики заняли первое место среди виновников преждевременной смерти людей и уже опередили сердечно-сосудистые заболевания и злокачественные опухоли. Из 25 миллионов детей, на сегодняшний день, мы имеем: 4.5 млн. беспризорников, 600 тыс. детей-инвалидов. Ежегодно к ним прибавляется по 100 тыс. сирот, ежегодно, в утробе матери убивается 4млн. детей. Лишь 30% детей школьного возраста можно считать здоровыми. Сегодня мы не просто вымираем, мы вымираем с катастрофической скоростью. По данным Госкомстата России, число умерших превышает число родившихся в 1,7 раза. Продолжается рост преждевременной смертности в трудоспособном возрасте, особенно среди 30-50-летних. Основная часть таких смертей связано с алкоголем. Четвертая часть трудоспособных мужчин умирает от несчастных случаев, травм, отравлений. При сохранении существующей интенсивности рождаемости (9,8 на 1000 населения) и смертности (16,3 на 1000 населения) Россию ожидает неизбежное и все ускоряющееся сокращение численности населения: в зависимости от сценариев прогноза – на 25-50% уже к середине начавшегося столетия. «Сейчас потери здоровых мужчин сходны с потерями СССР в годы Великой Отечественной войны», - считает министр регионального развития РФ. Владимир Яковлев (Интерфакс).

Чтобы выйти из этой духовной комы, необходимо правильно определить корень болезни и условия, благоприятствующие ее развитию. «Грех, тяготеющий над нами – писал в своем послании св. патриарх Тихон во время Смуты начала XX века, - вот сокровенный корень нашей болезни, вот источник наших бед и злоключений. Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей. Грех сделал то, что Господь по слову пророка, отнял у нас посох и трость …храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливого и старца (Ис. 3,1-2). Грех помрачил наш народный разум, и вот мы ощупью ходим во тьме без света и шатаемся, как пьяные (Иов 12,25). Грех разжег повсюду пламень страстей, вражду и злобу… тюрьмы наполнились узниками, земля упивается неповинной кровью… оскверняется насилием, грабежами, блудом и всякой нечистотой. Из того же чувственного ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв о едином на потребу» (Акты святейшего Тихона, патриарха Московского и всея России. Братство Всемилостивого Спаса. М., 1994, с.144-145).

Средством, исцеляющим эту духовную болезнь греха, служит Таинство покаяния. Оно подразумевает внутренне изменение и внешнее обращение. Покаяние – это возвращение к Богу (греч. – eпистрофен), в котором обуславливается перемена практического поведения, другой греческий глагол «метанойен» - означает внутренний переворот» - «метаноя». Еще в Ветхом Завете пророк Исаия обращается к израильскому народу от лица Бога с призывом к покаянию, как к средству исцеляющему: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту» (Ис. 1,16). «Тогда…если будут грехи ваши как багряное, как снег убелю; если будут красны как пурпур, - как волну убелю» (Ис.1, 18). Пророк знает, однако, что его проповедь натолкнется на ожесточение людских сердец: « Обращением и покоем вы спаслись бы,… но вы не хотели» (Ис. 6,10). Подобно тому, как Израиль ожесточился в своей нераскаянности во времена Христа и апостольской проповеди, так и сейчас, люди упорствуют в нежелании понять значение бедствий, которые проходят через их историю и предвещают День гнева. Они так же ожесточаются в своей нераскаянности (Откр. 9,20), хуля имя Божие, вместо того, вместо того, чтобы воздать Ему славу (Откр. 16, 9,11). Нераскаянный грех лишает нас благодати Божией и делает доступной добычей диавола. Безблагодатный человек – бессилен, беззащитен перед диаволом – перед той энергий зла, которая исходит от этого духа противления и служителей его. Это поражение в правах, как поражены в них преступники. Мы преступники заповедей Божиих и находимся в плену у сатаны, который соблазняет нас на грех и не допускает к покаянию. Св. патриарх Тихон писал: «Нераскаянный грех вызвал сатану из бездны… Да омоется вся Русская земля, как живительной росой, слезами покаяния и да процветет снова плодами духа» (Там же, с.145)..

Услышим ли мы голос и призыв Господень и святых Божьих людей, молитвенников наших? Сколько раз, в нашей истории народ и сама русская государственность были на грани исчезновения - и не было, казалось, силы, которая могла противостоять врагу. Покаянием «всей земли» мы обращались к Богу и вновь, молитвами Богородицы, Заступницы усердной нашей, восстанавливалась Русь. (спасение Москвы: от Тамерлана в 1395г., в 1408 г. от Едигея, от Ахмата в1480, в 1521 от Махмет-Гирея). Ярким историческим примером тому – Смута начала YXII века, «когда народные нестроения и мятежи, омраченные цареубийством, едва не ввергли страну в окончательное и полное разорение, поставив ее на грань гибели и иноземного порабощения. Лишь осознанное соборное покаяние (проведенное в 1607 г. в Успенском соборе Московского Кремля патриархами Иовом и Гермогеном), возродило ее буквально из пепла, на три столетия придав государству крепость и величие, о которых, казалось, обессиленная Русь не могла и мечтать (Митр. Иоанн (Снычев). Русская симфония. СПб, Царское дело.1995. с.95). В 1613 г. русский народ дал клятву верности своему царю и Богу словами: «Целовали все Животворящий Крест и обет дали, что за великого государя, Богом почтенного, богом избранного и Богом возлюбленного,… души свои и головы положити и служити верою и правдою, всеми душами своими и головами». Нет на свете уз крепче, чем узы осмысленного религиозного долга, нет и наказания страшней, чем преступление клятвы и отпадение от Церкви – «кто убо не хощет послушати сего соборного уложения и начнет глаголати ино, то таковой.. по священным правилам св. апостол и Вселенских седми соборов… всего отвержен будет, и от Церкви Божией отлучен, и Св. Христовых Таин приобщения, яко раскольник Церкви Божией и всего православного христианства, мятежник и разоритель Закону Божиего, отвержен» (Утвержденная грамота об избрании на московское Государство Михаила Феодоровича Романова. 2-е изд.Императорского общества истории и древностей Российских при Московском университете. М. 1906).

Клятв своих не сдержал русский народ – отсюда и беды. Многие возразят – все бесчинства творят безбожники, одурманенные врагами нашего Отечества и народа. Не будем столь наивными и лукавыми – во все времена нашей истории русские люди уничтожали церкви, жгли иконы и богослужебные книги, торговали и продавали их, грабили церковное имущество, доносили на « церковников» и расстреливали их. Это предшествующие нам поколения русских людей проливали, не боясь греха, в братоубийственной войне кровь, ломали все нравственные устои, нарушали все Божьи заповеди. «Широким потоком разлился по русской земле дух своеволия и любостяжания и, как последствие его, всякие злодеяния и братоубийственная брань… О, кто даст очам нашим источники слез, чтобы оплакать все бедствия, порожденные нашими всенародными грехами и беззакониями» - свидетельствовал о глубине греховного падения русского народа, призывая его к покаянию св. патр. Тихон (Там же, с. 132, 146).

Соблазненный обещанием свобод и земных благ народ не отверг обольщение диавола, как отверг его Христос, так стоит ли удивляться размерами бедствий, которые мы навлекли и навлекаем на себя своими грехами? Весной 1918 –го, в Туле большевики расстреляли крестный ход из пулеметов. А перед этим, в 1917-ом, после февральской смены власти, тульское духовенство «в тесном единении с мирянами» надеялось на возрождение Церкви «к новой светлой жизни на началах свободы и соборности». Март 1918-го, убит священник станицы Усть-Лабинской Михаил Лисицын. Три дня его водили по станице с петлей на шее, глумились, били. На теле оказалось более десяти ран, и голова его была изрублена в куски. За год до описанных событий, отсюда, из Лабинской, неслось в Св. Синод приветствие собрания священнослужителей новому строю (Чин всенародного покаяния русского народа. Ростов-на-Дону.2005 с.56) .

«Великая Отечественная война – это была глобальная, трансмировая битва добра и зла, православного духа России с рационалистическим, псевдохристианским духом Запада, из недр которого вышли материализм, марксизм, фашизм и сатанизм… Это было наказание нашему народу за отречение от Бога во время всесоюзной переписи населения в 1939 г. и на 17 партсъезде ВКП(б)», - пишет участник ВОВ архимандрит Петр(Кучер). – Но то, что ранее не удавалось споспешникам сатаны под грохот военных канонад, то сегодня им удается под грохот лжи, диверсий, разорений, клеветы и угроз в идеологической войне против России и тихой интервенции антирусских сил» («Русский Вестник», №9, 2005).

Таким образом, « нашедшее» на Россию бедствие является прямым последствием тяжелых грехов, и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. «Однако, до сих пор, нет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления», - восклицал иеромонах Серафим (Роуз) (Иеромонах Серафим (Роуз). Блаженный Иоанн чудотворец. М., 2003. с. 836). К сожалению, мы не извлекаем уроков из событий истории, толкуя ее лишь как стечение случайных обстоятельств, находя виновных среди отдельных ее персонажей, не осуждая себя. «Грех является для нас тяжким потому, что имеет за собой утрату русскими людьми совести, удаление их от Церкви – ее веры, учения и благодати. Он есть верх и плод тех разновидных религиозно нравственных тяжких преступлений, которые совершались русскими людьми в течение многих и многих лет», - писал архиеп. Серафим (Соболев) (Архиепископ Серафим (Соболев). Русская идеология. М., «Лествица», 2000, с. 82-83).

Предостережением для нас всех звучат слова блж. старицы Матроны Московской: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу» (Чин всенародного покаяния русского народа. С. 258).

«Перед нами, перед русским народом путь восстановления есть путь сознания греха и покаяние. России нужно нравственное обновление русского народа», - взывали к народной совести царственные страстотерпцы. (Алферьев Е.Е. Письма святых царственных мучеников из заточения. Джорданвилль,1983, с. 440). Отрезвление и осознание совершенных неправд, выбор пути восстановления всего разрушенного приходят постепенно. Россия, которая через грех бунтарства и протеста отпала от Матери-Церкви, должна через покаяние возвратиться в Церковь! И напрасны все симпозиумы и конференции по поводу нашего будущего, напрасны поиски чудесной, увлекающей национальной идеи, если нет осознания болезни и исправления ее покаянием!

«Вне всецело-покаянного обращения к Богу всякая мысль о нашем будущем оказывается прожектерством, самое благонамеренное направление мысли силой вещей превращается в риторику и мечтательство, только отвлекающие от единственно возможного направления воли истинного христианина с момента возникновения апостасии (греч. - отпадение от истины – прим. автора). Это распространяется даже на такое явление, как Православная Царство! «Монархизм», «легитимность», как таковые, есть риторика и мечтательство, поскольку они получают в условиях «апостасии», самостоятельную ценность: так отвлекается лишь сознание верующих от единственно доброго пути… Восстановление Православного Царства представимо только в плане некоего Сверх-Чуда. Покаянного перерождения русского народа, и в такой степени и в таком масштабе, который бы позволил Богу счесть апостасию несостоявшейся» (Православная Русь. № 3, 1970 г. с.2-3; № 17, с2).

Поэтому для возрождения духовных и нравственных сил, возрождение совести народной исправления кривых путей, необходимо не только покаяние отдельных личностей – необходимо всеобщее покаяние народа, возвращение его на путь соборного державного созидания.

Эту веру в творческую силу всенародного покаяния поддерживал, ныне покойный митр. С.Петербургский Иоанн (Снычев): «Глубоко ошибается тот, кто думает, будто сейчас, в пору очередной русской смуты, в дни мнимого распада и разделения, Русь изменила свое естество, свой характер, свою веру. Пройдет время – может быть, совсем малое – и подлинный выбор Росси состоится: она вновь вернется к державной соборности, к духовному и государственному единству… В ожидании этого момента, в предвидении его, наряду с духовным подвигом всенародного покаяния в грехах безбожной, безнравственной жизни, мы должны особое внимание уделить соборному опыту державного строительства – опыту противостояния смуте и возрождения страны..» (Митр. Иоанн (Снычев). Русская симфония, СПб, «Царское дело», 1995, с. 13-14). Читающий да разумеет!



Статью эту хочется закончить словами молитвы- призыва св. патриарха-исповедника Тихона к русскому народу: « Пусть каждый из вас попытается очистить свою совесть перед духовным отцом и укрепится приобщением Животворящего тала и Крови Христовой… Господи Человеколюбче! Прими очистительную жертву кающихся пред Тобой людей Твоих, отыми от нас дух малодушия и уныния и духом владычним, духом силы и крепости утверди нас.

Воссияй в сердцах наших свет Твоего Разума и посети виноград Свой и сверши и, его же насади десница Твоя» (Там же с.147).
скачать файл



Смотрите также:
Через покаяние поиск национальной идеи. Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия
92.4kb.
Протоиерей Дмитрий Сазонов
155.17kb.
Книга 5 Глава 2 Покаяние Пособие для учеников и стремящихся Школы Планетарного Логоса
41.98kb.
Бл. Августин. Святые были такие же люди, как все мы. Многие из них пришли от больших грехов, но покаянием достигли Царства Небесного. И все кто приходит туда, приходят через покаяние
70.64kb.
Поиск малого параметра в расчете решеточных сумм для задач кристаллографии
15.11kb.
Соловьев Дмитрий Михайлович Пучков Василий
13.57kb.
Княжение Димитрия Иоанновича Донского
212.13kb.
Людям присуще стремление к свободе и независимости Дмитрий Тростонецкий, Toyota
98.7kb.
Пензенский поисковый отряд «Поиск-Вездеход»
72.01kb.
Лекция №5 Основы криптоанализа
56.9kb.
Дмитрий Шидловский Ритер Дмитрий Шидловский
3764.42kb.
Продолжать работу по укреплению здоровья детей через новые формы оздоровительно-укрепляющей работы с привлечением родителей к проблеме здоровьесбережения детей в детском саду и дома
227.57kb.