takya.ru страница 1
скачать файл
Пояснительная записка

к рабочей программе по истории 6 класса
Данная программа составлена на основе Примерной программой основного общего образования по истории и УМК учебник Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. История Средних веков. – М.: Просвещение, 2010. , атлас история Средних веков с комплектом контурных карт, А.А. Данилов и Л.Г. Косулина. История России. С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс. – М.: Просвещение, 2010., рабочая тетрадь А.А. Данилов и Л.Г. Косулина. История России. С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс. – М.: Просвещение, 2010., атлас по отечественной истории с древнейших времён до конца XVIII века.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и указывает последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Примерная программа содействует реализации единой концепции исторического образования.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной ис­тории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сло­жившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах соци­альных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и много­конфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толе­рантного отношения к представителям других народов и стран.

Изучение истории в 6 классе направлено на создание основ для достижения целей исторического образования в основной школе.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе в 6 классе 70 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, из них на изучение истории России отводится 36 часов, на изучение Всеобщей истории – 32 часа. Как и установлено Примерной программой, Рабочая программа предусматривает использование резервного времени для реализации авторских, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов образования и педагогических технологий, прежде всего, организации образовательного процесса на основе групповой формы познавательной деятельности обучающихся, интерактивных приёмов обучения, проектно-исследовательской деятельности обучающихся, изучение регионального компонента путём включения в каждую тему соответствующих дидактических единиц. Методика изучения предмета направлена на реализацию компетентностно-деятельного, практическо-ориентированного подхода: предполагается изучение курса на основе организации самостоятельной, проектно-исследовательской деятельности обучаемых. Практические занятия составляют … . Содержание и формы контроля предполагают не только проверку уровня подготовки по предмету, но и формирования умения обучаемых выполнять задания, применяемые на ЕГЭ, то есть являются логическим продолжением формирования ключевых компетенций обучаемых.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «История» на этапе основного общего образования являются:



  • закрепление умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы

  • формирование умения определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения

  • умения передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную или прочитанную информацию с заданной степенью свёрнутости, составлять план, тезисы конспекта

  • овладение монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы

  • использование различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы

  • формирование способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности



2. Используемые технологии, методы, формы работы, обоснование их использования.

Для развития Зунов учащихся педагогом используется модульно-редуктивной технология , техника использование текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко,выборочно, полно), составление плана, кроссвордовю Техника овладения монологической и диалогической речью ( сообщения) умения вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы, умение использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.)



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

История средних веков. 32 часов.

Раздел I. Раннее средневековье 9 часов.    

  1. Тема . Западная и Центральная Европа в V- XI вв.   5 часов.

 Понятие «Средние века». Хронологические и географические  рамки Средневековья. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Раннефеодальное государство. Династия, Меровинги, Каролинги. Капетинги.

Расселение франков, занятия, общественное устройство, организация управления государством, «Салическая Правда». Карл Мартелл и его бенефициальная реформа.



Империя Карла Великого. Политическая раздробленность. Феодализм. Складывание нового устройства общества.   Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.Феодальное землевладение. Майорат, бенефиций и феод. Установление феодальных отношений. Феодализм. Феодальная иерархия. Сеньоры и вассалы.

Образование государств в Западной Европе Экономическое развитие Западной Европы. Феодальная лестница, сеньоры и вассалы. Политическая раздробленность. Сословный строй в Западной Европе. Норманнские завоевания.



Духовный мир европейского средневекового человека. Истоки средневековой культуры. Культурное наследие Средневековья. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Рукописная книга. Церковь и культура Жития святых, хроники, эпические поэмы. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Система образования Каролингское Возрождение». «Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.  Историческая роль раннесредневековой культуры. Античное наследие.

Самостоятельная работа по теме: Становление средневековой Европы.

Знать,понимать,уметь:

Хронологические знания и умения;

Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;

- описывать историю становления и развития государств, рассказывать о становлении ранней государственности, политической раздробленности

- представлять формы политической власти в РФГ Западной и Центральной Европы;

-социальную структуру, знать характерные черты  различных групп населения, описывать образ их жизни и быт;

- характеризовать религиозные верования, место и влияние христианства на жизнь людей;

- характеризовать политических и государственных деятелей,

Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями  и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.


  1. Тема . Византийская империя и Ближний Восток в VI – XI вв.  4 часа

Особенности развития Восточной римской империи по сравнению с Западной. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Культурное наследие Византии. Античное наследие Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Притвор, неф, алтарь, апсиды. Крестово-купольная постройка.  Собор Св. Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Канон. Паруса. Византийская иконопись, мозаика.

Прародина и расселение славян. Три ветви славян. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания. Возникновение Халифата. Сунниты и шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, архитектуры, литературы и искусства. Мечеть. Альгамбра. Самостоятельная работа по теме Византийская империя и Ближний Восток в VI – XI вв.  



Знать, понимать, уметь.

- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;

- описывать историю становления и развития государств, рассказывать о становлении ранней государственности, политической раздробленности

- представлять формы политической власти в Византии  и Арабском халифате;

-социальную структуру, знать характерные черты  различных групп населения, описывать образ их жизни и быт;

- характеризовать религиозные верования, место и влияние христианства и ислама на жизнь людей;

- характеризовать политических и государственных деятелей,

Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями  и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.

Раздел II. Расцвет средневековья. 7 часов.


  1. Тема . Средневековое европейское общество. 4 часа

Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Война и «божий мир», рыцарская культура и кодекс рыцарской чести. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Крестьянская община, ее функции и значение.

Средневековый город. Упадок городской жизни в раннее средневековье.  Причины возникновения и расцвета средневековых городов.  Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли, гильдии. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков.



Письменная проверочная работа по теме: Средневековое европейское общество.

Знать, понимать, уметь.

- проследить эволюцию хозяйственной деятельности человека в средневековом  обществе, представлять сущность и своеобразие поземельных отношений в средневековых обществах; показывать роль городов в политической, религиозной, хозяйственной и культурной жизни средневекового общества;

-представлять формы политической власти в средневековых государствах;

-социальную структуру, характерные черты  различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт;

- характеризовать религиозные верования, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма, православия на жизнь людей;

Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.


  1. Тема . Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы.2 часа.

Власть духовная и светская. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви и их источники. Ереси, причины их широкого распространения. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении церкви. Фома Аквинский.

Причины и начало крестовых походов, их участники. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Первый Крестовый поход. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец Крестовых походов, их последствия и значение. Папство в зените могущества. Ереси, причины их широкого распространения. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении церкви. Фома Аквинский.



Хронологические знания и умения:

Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты крестовых походов;

- описывать историю становления и развития католицизма в Европе, возникновения ересей;

- характеризовать религиозные верования, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма на жизнь людей;

- характеризовать политических и государственных деятелей,



Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.

Контрольная работа по теме : «Расцвет средневековья XI-XIII вв.) 1 час .
Раздел III. Позднее Средневековье. 16 часов

  1. Тема Образование централизованных государств в Западной Европе.7 часов.

Образование централизованных государств. Сословно-представительные монархии. Начало объединения Франции. Генеральные штаты во Франции. Сословная монархия. Конфликт с папством и «авиньонское пленение».

Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Судебная и военная реформы ГенрихаII. Великая хартия вольностей. Парламент.   Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв.

Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.  Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв. Столетняя война. Реконкиста. Образование королевств на Пиренейском полуострове.

Германия и Италия в XII-XV веке. 

Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв. Польша в XIV – XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Политика Фридриха I  и Фридриха II в Италии и Германии. Колонизация земель западных славян. Ослабление императорской власти во второй половине XIII – XIV вв. Гвельфы и гибеллины; чомпи; тирания Медичи;



Знать, понимать, уметь.

Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;

описывать историю становления и развития централизованных государств в Европе;

- представлять формы политической власти в средневековых государствах, динамику развития абсолютизма;

-социальную структуру, знать характерные черты  различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт;

- описывать историю становления и развития культуры эпохи Возрождения в Европе;

- характеризовать основные достижения культуры народов эпохи Раннего Средневековья; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов;

- характеризовать религиозные верования, место католической церкви в средневековом обществе; влияние католицизма на жизнь людей;



Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями  и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.

Славянские государства и Византия в XIV-XV веках.

Расцвет Чехии в XIV в. Крестьянские восстания. Нарастание социальных, этнических, религиозных противоречий. Ереси. Гуситское движение Ян Гус. Табориты и умеренные. Падение Византии. Османская империя.  Завоевания сельджуков и османов.. Османские завоевания на Балканах



  1. Тема Культура Западной Европы в XI-XV века. 3 часа

 Изменения в культуре  Западной Европы вXIV – XV вв. Развитие личностного начала. Технические изобретения. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения (Ренессанса) в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения Италии. Влияние поздневизантийской культуры. Архитектура: готика, «пылающая (пламенеющая) готика».

Хронологические знания и умения;

Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;

- описывать историю становления и развития культуры эпохи Возрождения в Европе;

- характеризовать основные достижения культуры народов эпохи Раннего Средневековья; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов;

- характеризовать религиозные верования, место католической церкви в средневековом обществе; влияние католицизма на жизнь людей;

Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями  и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.


  1. Тема Народы Азии, Америки и Африки в средние века.3 часа

Средневековое общество в Индии, Китае, Японии. Китай: распад и восстановление единой державы. Великий шелковый путь. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Культура: фарфор; книгопечатание, бумага, компас, порох и др. Индийские княжества. Индийская община. Варны и касты. Религии Индии. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Цифры; архитектура, философия. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Народы Африки в средние века.

Знать, уметь, понимать.

- излагать основные факты и события, называть их места, обстоятельства, участников, результаты;

- описывать историю становления и развития государств Азии; жизнь и быт народов Африки и Америки;

- представлять формы политической власти в средневековых государствах неевропейского мира;

-социальную структуру, характерные черты различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт;

- характеризовать религиозные верования, место религии в средневековом обществе; ее влияние на жизнь людей;

- характеризовать политических и государственных деятелей,

Работа с исторической картой, учебником, иллюстрациями  и другими источниками;

Анализ, сравнение, оценки.


  1. Тема Контрольная работа по теме «Осень Средневековья» 1 час.

Итоговое повторение 1 час .

Хронологические рамки  и этапы Средневековья; Религии Средневековья; Цивилизации Средневековья; Античное наследие и вклад различных народов в развитие Средневековой Европы; Государство, власть и народ Средневековья; Не европейское Средневековье; Достижения  культуры.



История России с древности до XV в. (36часов)
Глава 1.Древняя Русь в VIII-первой половине XII века.

Народы и государства на территории нашей страны в древности. (2час)

  1. Россия - часть всемирной истории, ис­тория края - часть исто­рии России. Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э.. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Региональный компонент Великое переселение народов и изменения в этнической карте Южного Зауралья. Городища , поселения , могильники средневековья. -

  2. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма. Региональный компонент Занятия населения. Кочевое общество Зауралья.

Знать, понимать, уметь.

  • Называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком.

  • показывать на исторической кар­те процесс Великого переселения народов; рассказывать об участии славян в данном процессе.

Тема. Древняя Русь в VIII – первой половине XII века.

  1. Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен.

  2. Образование Древнерусского государства. Первые Рюриковичи.

  3. Владимир I. Крещение Руси. Международные связи Древней Руси. Русь и Византия. Военный модуль: Знаки и эмблемы.

  4. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности.

  5. Ярослав Мудрый. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Древнерусские города.

  6. Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Международные связи Древней Руси.

Знать, понимать, уметь.

  • показывать на исторической кар­те расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян.

  • показывать на исторической кар­те процесс объединения восточ­ных славян; путь «из варяг в гре­ки»; называть предпосылки обра­зования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения го­сударства восточных славян.

  • сравнивать процесс образования государств в Европе и у восточ­ных славян; систематизировать исторический материал в виде схемы; анализировать фрагмент исторического документа.

  • проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе.

Тема Культура Руси в Древней Руси.(2 часа)

  1. Языческая культура восточных славян. Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Особенности развития древнерусской культуры. Религиозно-культурное влияние Византии.

  2. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. «Повесть временных лет» о начале Руси. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Знать, понимать, уметь,

  • памятники древнерусской культуры

  • выявлять особенности русской культуры данного времени; рас­крывать влияние христианства на древнерусскую культуру

  • описывать быт, образ жизни раз­ных слоев населения Древней Руси.


Контрольная работа по теме: «Русь Древняя».-1час.

Глава 2.Русь удельная XII - XIII вв.

  1. Политическая раздробленность Руси. Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов.

  2. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика.

  3. Золотая Орда .Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Региональный компонент: Возникновение монголо-татарского государства.

  4. Борьба против внешней агрессии в XIII в.

  5. Золотая Орда и Русь. Региональный компонент завоевание территорий нашего края ,установление вассалитета.

  6. Экспансия с Запада. Александр Невский. Великое княжество Литовское.

  7. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

  8. Монгольское завоевание и русская культура. Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Родной край (с древнейших времен до конца XVII в.)

  9. Самостоятельная работа по теме : «Русь удельная XII - XIII вв.»

Знать, понимать, уметь.

  • показывать на исторической кар­те крупнейшие русские земли периода политической раздробленности.

  • Причины политической раздробленности Руси

  • Выявлять причины междоусобных войн князей.

  • показывать на исторической кар­те территорию расселения и на­правления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар.

  • выявлять особенности и цели монгольского государства; рас­крыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских.

  • называть формы зависимости русских княжеств от Золотой Ор­ды; рассказывать о борьбе рус­ского народа против установле­ния ордынского владычества

  • давать объяснение понятий; по­казывать на исторической карте завоевания крестоносцев в При­балтике

  • раскрывать значение отпора для Руси немецкой и шведской агрес­сии; определять историческое значение Невской битвы и Ледо­вого побоищ.


Глава 3. Московская Русь в XIV-XVI веке.


  1. Начало объединения русских земель. Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита.

  2. Москва центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский.

  3. Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV века.

  4. Свержение золотоордынского ига. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы.

  5. Иван III. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество. Военный модуль : предыстория двуглавого орла.

  6. Церковь и государство в конце XV-началеXVI века. Роль церкви в общественной жизни.

  7. Иван IV Грозный. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Установление крепостного права.

  8. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество. Ливонская война. Региональный компонент .Хан Кучум и Сибирское ханство. Южное Зауралье в составе Сибирского Ханства. Поход Ермака и начало присоединения Западной Сибири к России. Вхождение Южного Зауралья в состав России.

  9. Опричнина.

  10. Формирование культуры Российского государства. Летописание. Книгопечатание. Иван Федоров.

  11. Архитектура и живопись в XIV- XV века Московский Кремль. Андрей Рублев. Военный модуль знамена древней Руси до 1854 г.

  12. Быт XIV- XV . Быт и нравы допетровской Руси. Родной край (с древнейших времен до конца XVII в.). Региональный компонент .Развитие феодальных отношений ,социальная структура общества ,система управления ,положение населения.

  13. Контрольная работа по курсу : «История России с Древнейших времен до конца XVI века.»

Знать, понимать, уметь.

  • начало процесса возро­ждения Северо-Восточной Руси.

  • выявлять группы населения, заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси.

  • показывать на исторической кар­те процесс объединения страны вокруг Москвы.

  • показывать на исторической кар­те процесс завершения объедине­ния Северо-Восточной Руси во­круг Москвы.

  • историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; характеризовать князя Ивана III как первого «Великого князя Всея Руси»; систематизи­ровать исторический материал в виде схемы, таблицы.

  • Выявлять связь между политиче­скими процессами и изменени­ями в экономических отношениях.

  • систему правления государством при Иване Ш и Иване IV

  • причины успе­хов и неудач внешней политики.

  • значение присоеди­нения территорий к Московскому государству Казанского и Астра­ханского ханств

  • показывать на исторической кар­те направления походов Ивана IV; рассказывать о причинах, хо­де и итогах Ливонской войны.

  • систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы.

Итоговое повторение 1 час.

Требования к уровню подготовки учащихся в 6-м классе

Знать/Понимать:

Основные даты, ключевые события и понятия эпохи нового времени  мира и России;

Временные границы эпохи нового времени  истории человечества, особенности обществ эпохи нового времени.

Уметь:

Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.

Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.

Оперировать историческими понятиями и датами.

Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.

Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;

  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Характеристика КИМов,

используемых при оценивании уровня подготовки учащихся:

Формы контроля знаний и умений обучающихся по истории:

В данной рабочей программе предусмотрены традиционные формы контроля знаний учащихся и их умений:

– исторический диктант;

– тестовое задание ( на бумаге и ПК)

– самостоятельная работа (воспроизводящая; реконструктивно – вариативная; эвристическая; творческая, синквейн, формула ПОПС.)

- зачет (устный, письменный).

– письменная проверочная работа;

– лабораторная работа;

- карточки - задания

- кроссворды



Применяется для оценки и коррекции учебного материала по главам:

  1. Тестовые задания. Здесь обучающимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Чаще используется при выявлении и коррекции знаний у учащихся по разделам и главам программы.. Обучающиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за это же время. Следует, однако, отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний и умений обучающихся, оставляя в стороне деятельность по созданию исторических объектов, воспроизведению конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и экологическим явлениям и т.п. По результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения обучающихся решать комбинированные задачи, способности построения логически связанного ответа в устной форме. Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.Тестовый контроль не проверяет умение обучающихся строить ответ, грамотно и логично выражать свои мысли на языке науки, рассуждать и обосновывать свои суждения. Тестовый опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным учеником.

2.Устный зачёт по теме. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений обучающихся. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность исторического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачёт от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у каждого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачёт требует большого количества времени.

Качество устной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов, которые предлагаются, во-первых, каждый вопрос должен быть целенаправленным и логически завершённым, а во вторых, должен быть предельно сжатым, лаконичным и точным. Рекомендуется учащимся пояснять устные ответы схематическими рисунками, диаграммами, таблицами. Этот приём заставляет обучающихся точнее выражать мысли, конкретизировать знания и приводить их в определённую систему. Это позволяет избежать ошибок, связанных с неумением школьников отобрать необходимые для ответа сведения, установить соподчинение составных частей ответа, расположить материал в таблице или схеме.



3.Исторический диктант –представляет собой перечень вопросов, на которые обучающиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы четко и требуют однозначных, не требующих долгого размышления, ответов..

С помощью исторических диктантов можно проверить ограниченную область знаний обучающихся:

– буквенные обозначения исторических понятий, явлений, ход событий;

– определения исторических явлений, формулировки исторических законов, формулировки научных фактов.

Исторический диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели обучающиеся при изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения исторического диктанта является одновременно как сто достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений обучающихся снимает часть нагрузки с остальных форм, a также может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.

4. Кроссворд - применяется в двух формах: в качестве разгадывания и самостоятельного составленияЮ активизирует мыслительные процессы, однако этот метод проверки - является дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

Применяется для оценки и коррекции учебного материала по темам:

5. Кратковременная самостоятельная работа. Здесь обучающимся задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенные обучающимися конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение обучающихся распознавать исторические явления, задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. При этой форме контроля обучающиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит из одного задания.

6. Письменная проверочная работа – наиболее распространенная форма в школьной практике. Традиционно проверочные работы по истории проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания. Содержание проверочных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные. Понятие “проверочная работа” следует расширить и включить в нее различные типы заданий, если она используется учителем как форма контроля знаний и умений обучающихся в конце изучения темы. Творческие задания, составляющие проверочные работы, могут быть разными по сложности: это позволит учителю проверить, насколько полно обучающиеся усвоили изучаемые знания, а если кто-то не справился с заданием целиком, то обладает ли он необходимым минимумом знания по этой теме или на каком уровне он усвоил материал темы.

Задачи могут включать в себя вопросы повышенной сложности, необязательные для выполнения, но за их решение ученики получают дополнительную хорошую отметку, а учитель – возможность выявить знания и умения учеников, не входящие в обязательные требования программы.



7. Лабораторная работа. Лабораторные работы могут быть непродолжительными, но при целенаправленном, методически продуманном их проведении они позволяют обучающимся провести наблюдения, анализ в ходе сравнения, сделать вывод или обобщение.По способу организации лабораторные работы проводятся фронтально и группами.Групповые занятия по выполнению лабораторной работы предполагают деления класса на бригады из 4-6 человек. Каждая группа имеет общее задание, которое записано на доске или изложено в инструктивной карточке. При групповой форме обучающиеся могут меняться заданиями, выполнять общее задание для всей группы. Фронтальные лабораторные занятия предполагают выполнение одинаковых заданий для обучающихся всего класса. С целью экономии времени при проведении лабораторной работы используются по возможности инструктивные карточки. Они включают цель работы, оборудование, перечень материалов для изучения, а также указания о порядке и способах проведения работы, рекомендации для записи результатов наблюдений.

8. Карточки-задания как средство конкретизации и развития понятий, для доказательств и обобщений.Содержание карточек включает:

  • вопросы, требующие конкретных знаний, фактического материала;

  • задания, предлагающие применение ранее полученных знаний для усвоения нового материала;

  • задания, требующие доказательного ответа на основе систематизации и обобщения изученного.

Содержание и построение вопросов и заданий предполагает развитие умений и навыков логического мышления, умений последовательно изучать, выбирать наиболее правильное решение вопроса, осуществлять связь ранее полученных знаний с поставленной проблемой, делать выводы и обобщения. Карточки-задания, включающие отрывки из текста и вопросы по их содержанию, предполагают развитие умений соотносить полученные знания с вновь приобретёнными, использовать их в новой ситуации для обобщений и доказательств

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях введения государственного образовательного стандарта по истории. Конкретное количество средств и объектов материально- технического обеспечения планируется исходя из среднего расчета наполняемости класса.



п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Основная школа

Примечания




Рабочее место учителя (АРМ)

частично




1

2

Переносное авт рабочее место учителя (АРМ)

нет




3

Технические средства обучения (магнитофон/ музыкальный центр и др.

нет




5

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

да




6

Портреты выдающихся деятелей истории

да




7

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

да




8

Видео-материалы по темам

да




9

Исторические карты для 6 классов:

да





Литература

  1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История 6 – 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений». М.: «Просвещение», 2008.

  2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История России с древнейших времён до конца XVI века» учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2008.

  3. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2009.

  4. Назаренко М.Н.. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г.

скачать файл



Смотрите также:
Данная программа составлена на основе Примерной программой основного общего образования по истории и умк учебник Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. История Средних веков. М.: Просвещение, 2010
277.07kb.
2013г. 2013г. Рабочая программа Предмет: история Класс: 6 Учитель: Мазеина Наталия Александровна
351.95kb.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и основного общего образования»
145.79kb.
Программа занятий французского клуба «Эйфелева башня» Le club français "La Tour Eiffel"
98.41kb.
Директор /Гончаренко М. Н
199.53kb.
4 класса по умк: Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез; М.: Дрофа, 2009г 70часов
320.93kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе стандарта основного общего образования по истории, федерального компонента базисного учебного плана по предмету
338.95kb.
Рабочая программа педагога Желновой Ольги Анатольевны высшая квалификационная категория по учебному курсу «Обществознание», 6, 8-9 классы
360.84kb.
Настоящая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и икт утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09. 03. 04
583.48kb.
Цели и задачи, реализуемые рабочей программой, совпадают с целями и задачами Примерной основной общеобразовательной программой начального общего образования
875.64kb.
Рабочая программа по информатике и икт для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), примерной программы основного общего образования по информатике
175.57kb.
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс на 2012-2013 уч год
385.58kb.