takya.ru страница 1
скачать файл
Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей №1

«Утверждаю»

Приказ №____ от «____»_________200__года

Директор лицея________М.А. Суслов

Рабочая программа по физике для 7 класса

2 часа в неделю (68 часов)

Составитель: Белорусова Г..И.

учитель физики

Тутаев, 2008 год.

Пояснительная записка.

Данная программа составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания физического образования для основной школы, в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений 2004г. Программа составлена на основе авторской программы Е.М.Гутник и А.В. Перышкина. В программе предлагается тематическое и поурочное планирование курса физики 7 класса.

Количество лабораторных работ -17. Не выделены отдельно работы: «Измерение длины», «Измерение температуры», т.к. обучающиеся выполняя лабораторную работу №1, не только определяют цену деления приборов, но и должны записать показания с учетом погрешности. Выполнение л/р № 15 запланировано как домашнее задание, потому что частично данная работа выполнялась в курсе пропедевтики физики.

Изучение физики в 7 классе направлено на достижение следующих целей:



  • Освоение знаний о механических, тепловых явлениях; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на основе этого эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний;

  • Воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития общества;

  • Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

Обязательные результаты изучения курса «Физика 7» приведены в таблице поурочного планирования.

Эти требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.



Основное содержание программы

ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин. Погрешности измерений 1. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.



МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Механическое движение. Относительность движения. Путь. Скорость. Ускорение. Движение по окружности. Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Свободное падение. Вес тела. Невесомость. Центр тяжести тела. Закон всемирного тяготения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Условия равновесия тел.

Простые механизмы. Коэффициент полезного действия

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Механические колебания и волны. Звук.

Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействия тел, передачи давления жидкостями и газами, плавания тел, механических колебаний и волн. Объяснение этих явлений на основе законов динамики Ньютона, законов сохранения импульса и энергии, закона всемирного тяготения, законов Паскаля и Архимеда.

Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости, массы, плотности вещества, силы, давления, работы, мощности, периода колебаний маятника.

Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном и равноускоренном движении, силы упругости от удлинения пружины, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза, силы трения от силы нормального давления, условий равновесия рычага.

Практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости; использования простых механизмов в повседневной жизни.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: весов, динамометра, барометра, гидравлической машины, простых механизмов.

Тематическое планирование.

1.Введение (5 часов)

2. Движение и взаимодействие тел (24 часов)

3. Работа и мощность (14 часов)

4. Строение вещества (4 часа)

5. Давление твердых тел, жидкостей и газов (20 часов)

Резерв 1 час.



№ урока

Тема урока

Требования к уровню подготовки

Домашнее задание. Срок проведения

1/1

Что изучает физика. Наблюдения и опыты- источники научных знаний. Методы физики. Экспериментальный метод изучения природы.

Приводить примеры.

§1,2,3

2/2

Измерение ф.величин. Точность измерений.


Формулировать определение ф.в., измерять ф.в., приводить примеры.

§ 4, упр.1

3/3

Л\р №1 «Определение цены деления и показаний приборов. Измерение длины и температуры»»

Собирать установку для эксперимента. Измерять ф.в.




4/4

Л\р№2 «Измерение объема жидкости и твердого тела с помощью мензурки»

Собирать установку для эксперимента. Измерять ф.в.




5/5

Физика и техника. Тест №1.




§ 5

6/1

Механическое движение. Относительность движения.

Формулировать определения ф.в.

§ 13

7/2

Классификация движений. Скорость.

Формулировать определения ф.в. Вычислять значения ф.в.

§ 13, 14упр. 7

8/3

Расчет пути, времени. Средняя скорость.

Решение задач



Приводить примеры.

Вычислять значения ф.в.



§ 16

9/4

Л/р №3: «Измерение скорости равномерного движения.»


Вычислять значения ф.в.




10/5

Графическое представление движения.

Описывать механическое движение по графику.

§ 16

11/6

Решение задач

Определять значение величины по графику.

Упр 5

12/7

Тест №2 по теме «Механическое движение»

Явление инерции.



Приводить примеры.

§ 17

13/8

Взаимодействие тел. Масса.

Формулировать определения ф.в.

§ 18, упр. 6 (1, 2)

14/9

Измерение массы тела на весах. Л\р №4 «измерение массы на весах»

Собирать установку для эксперимента. Измерять ф.в.

§ 19, 20

15/10

Плотность вещества

Формулировать определения ф.в.

§ 21, упр 7 (1,2,3)

16/11

Расчет массы, объема тела

Приводить примеры.

Вычислять значения ф.в



§ 22, упр 8 (1,2)

17/12

Л/р №5 «Измерение плотности тела, исследование связи массы с его объемом»

Собирать установку для эксперимента. Измерять ф.в.




18/13

Р/з на расчет массы, плотности, объема.

Л/р №6 «Измерение плотности жидкости»

Вычислять значения ф.в.

Перевод единиц измерении в систему С.И.



Упр 8 (3,4)

19/14

Повторение темы: Движение и взаимодействие тел.

Вычислять значения ф.в.

Перевод единиц измерении в систему С.И.






20/15

К\Р №1 по теме: «Движение. Масса. Плотность»







21/16

Силы. Изображение силы на чертеже.

Формулировать определения ф.в.

§ 23

22/17

Сила тяжести. Л/р №7 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.»


Формулировать определения ф.в. Знать формулу.

§ 24, 27

23/18

Сила упругости. Закон Гука.

Формулировать определения ф.в. Знать формулу

§ 25

24/19

Вес тела.

Р\з на расчет силы тяжести, упругости и веса тела.



Формулировать определения ф.в. Знать формулу.

Вычислять значения ф.в.

Перевод единиц измерении в систему С.И.


§ 26

Упр. 9 (1,2,4)



25/20

Динамометр. Л\р №8«Измерение сил динамометром.»

Собирать установку для эксперимента. Измерять ф.в.

§ 28, упр 10

26/21

Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Л/р№9: «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой».

Равнодействующая сил.



Уметь находить равнодействующую сил.

§ 29, упр 11 (1)

27/22

Сила трения. Трение в природе.

Формулировать определения ф.в. Приводить примеры проявления силы.

§ 30,31,32

28/ 23

Р\з По теме «Силы»

Уметь применять формулы и изображать силы.




29/24

К\р №2 по теме «Силы»



















30/1

Механическая работа. Мощность.

Л/р 10 «Измерение мощности»

Формулировать определения ф.в. Знать формулу

§ 53, 54

31/2

Простые механизмы. Рычаг. Момент сил.

Объяснять принцип действия, приводить примеры.

§ 55, 57

32/3

Л\Р № 11 « Выяснение условия равновесия рычага»

Собирать установку для эксперимента. Измерять ф.в.

§ 56

33/4

Рычаги в природе, быту и технике. Р\з на условие равновесия рычага.

Объяснять принцип действия, приводить примеры.

§ 58, упр 30 (1,2,3)

34/5

Применение условия равновесия рычага к блоку.

Объяснять принцип действия

§ 59

35\6

« Золотое правило» механики

Знать правило и применять для р\з

§ 60

36\7

Р\з на»Золотое правило» механики. Тест №3 «Рычаг. Блок»

Знать правило и применять для р\з

Упр. 31 (!,2)

37\8

КПД механизма. Л\р № 12 «Определение КПД наклонной плоскости»

Собирать установку для эксперимента. Измерять ф.в.

§ 61

38\9

Р\з на расчет КПД механизма.

Знать правило и применять для р\з




39\10

Энергия. Виды энергии.

Л/р.№13: «Измерение кинетической энергии тела».


Знать определения. Уметь приводить примеры.

§ 62, 63

40/11

Л/р №14: «Измерение изменения потенциальной энергии тела»








41\12

Превращение энергии. Р\з

Уметь приводить примеры перехода энергии.

§ 64, упр 33

42\13

Обобщение темы. Р\з на расчет работы, мощности, КПД.

Уметь применять формулы и приводить примеры




43\14

К\Р № 3 по теме : «Работа. Мощность. Простые механизмы. Энергия»







44\1

Строение вещества. Молекулы.


Знать строение вещества.

Собирать установку для эксперимента. Измерять ф.в.



§ 7,8

Л\р № 15 «Измерение размеров малых тел»

45\2

Движение молекул. Диффузия.

Объяснять явления. Приводить примеры

§ 9

46\3

Взаимодействие частиц вещества.

Объяснять явления. Приводить примеры

§ 10

47\4

Три состояния вещества. Различие строения. Тест №4 по теме «Строение вещества».

Объяснять свойства веществ опираясь на различия в строении.

§ 11,12













48\1

Давление. Способы изменения давления.

Формулировать определения ф.в. Знать формулу

§ 33, 34

49\2

Р\З на расчет давления

Приводить примеры.

Вычислять значения ф.в.



Упр 12

50\3

Давление газа. Закон Паскаля

Объяснять передачу давления

§ 35,36

51\4

Давление в жидкости. Расчет давления в жидкости

Объяснять передачу давления. Знать формулу

§ 37,38

52\5

Р\з на расчет давления в жидкости

Знать правило и применять для р\з

Упр 15

53\6

Тест №5 по теме «Давление жидкостей, твердых тел и газов».

Сообщающиеся сосуды.



Приводить примеры.

Объяснять закон сообщающихся сосудов.



§ 39

54\7

Атмосферное давление

Объяснять причину возникновения а.д.

§ 40, 41

55\8

Измерение атмосферного давления. Поршневой жидкостный насос

Объяснить опыт Торричелли.

§ 42,46упр 19(3,4)

56\9

Барометр-анероид. Давление на разной высоте.

Знать устройство и уметь пользоваться.

§ 43,44

57\10

Манометры.

Знать устройство и уметь пользоваться.

§ 45,

58\11

Гидравлические машины.

Уметь объяснять принцип действия.

§ 47

59\12

К\р № 4 по теме «Давление»







60\13

Выталкивающая сила. Л\р № 16 «Измерение выталкивающей силы»

Собирать установку для эксперимента. Измерять ф.в.

§ 48

61\14

Закон Архимеда

Знать формулу.

§ 49, 50

62\15

Р\з на закон Архимеда

Знать правило и применять для р\з

Упр 24 (1,2,3)

63\16

Плавание тел. Л\р №17 «Выяснение условия плавания тел»

Собирать установку для эксперимента. Измерять ф.в.




64\17

Р\з на плавание тел

Знать правило и применять для р\з

Упр 26 (1,2)

65\18

Плавание. Воздухоплавание.




§ 51, 52

66\19

Обобщение темы «Закон Архимеда. Плавание тел»







67\20

К\р № 5 «Закон Архимеда. Плавание тел»

Знать основные формулы и законы и уметь приметь для р\з







Резерв времени – 1час










1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
скачать файл



Смотрите также:
Данная программа составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания физического образования для основной школы, в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений 2004г
167.68kb.
Проект спецификация экзаменационной работы для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2007 года по новой форме по биологии
210.74kb.
Босова Л. Л., учебник «Информатика 5», М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 (основной); Макарова Н. В., учебник «Информатика 5-6», Питер 2006 год
230.15kb.
-
322.05kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Технические и аудиовизуальные средства обучения" разработан в соответствии с требованиями фгос впо
409.53kb.
Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 1-2 классов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
105.18kb.
Рабочая программа 1 курс дисциплины «информатика и икт» для специальностей: 0307 физическая культура
262.84kb.
Науки о биологическом разнообразии (микробиология, вирусология, ботаника, зоология)
232.12kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 1 класса
311.97kb.
В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа
423.87kb.
Программа по предмету «Музыка» для I-IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б
77.72kb.
Рабочая программа по курсу «Химия» Базовый курс
313.51kb.