takya.ru страница 1
скачать файл
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа № 17 им. Александра Цфасмана»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО



УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Флейта


Срок обучения 6 лет

Нижний Новгород

2013г.

духовые флейта 2 страница.jpgСтруктура программы учебного предмета


  1. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цель и задачи учебного предмета;

  • Обоснование структуры программы учебного предмета;

  • Методы обучения;

  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.



  1. Содержание учебного предмета

  • Годовые требования по классам.



  1. Требования к уровню подготовки обучающихся



  1. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация, цели, виды, форма, содержание;

  • Контрольные требования на различных этапах обучения;

  • Критерии оценки.



  1. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;

  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.



  1. Список рекомендуемой нотной и методической литературы

  • Список рекомендуемой нотной литературы;

  • Список рекомендуемой методической литературы.



  1. Пояснительная записка



  1. Характеристика учебного предмета , его место и роль в образовательном процессе.

Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» - «Специальность флейта» составлена с учетом федеральных государственных требований.

В системе современного музыкального образования детские музыкальные школы являются распространенной формой массового приобщения детей к музыке. Перед всеми педагогами школы и особенно преподавателями специальности стоит задача формирования широкого мировоззрения, эстетических взглядов, исполнительных навыков игры на флейте. Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества. Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою дальнейшую работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельности, умение давать объективную оценку своему труду, формирование навыков взаимодействия с преподавателем.

Срок реализации учебного предмета «Специальность флейта» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте


  • С 10 лет до 12 лет , составляет 6 лет.


  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность флейта».

Таблица 1.

Срок обучения

6 лет

Максимальная учебная нагрузка

1138,5

Количество часов на аудиторные занятии

445,5

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

693

Объем максимальной учебной нагрузки не должен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю.

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная рекомендованная продолжительность урока – 40 минут.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

  1. Цель и задачи учебного предмета «Специальность флейта»

Цель:

Развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать , осваивать и исполнять на флейте произведения различных жанров и форм в соответствии с программными требованиями, а так же выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства на флейте и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

Задачи:


  • Развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

  • Развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;

  • Освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкальной сферы, музыкальности и артистизма;

  • Освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства на флейте;

  • Овладение основными исполнительскими навыками игры на флейте, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;

  • Развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;

  • Обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа нетрудного текста;

  • Приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

  • Формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения.



  1. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (флейта)».

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:



  • Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • Распределение учебного материала по годам обучения;

  • Описание дидактических единиц учебного предмета;

  • Требования к уровню подготовки обучающихся;

  • Формы и методы контроля, система оценок;

  • Методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели о реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • Словесный (рассказ, беседа, объяснение);

  • Наглядный (наблюдение, демонстрация);

  • Практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (флейта)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м и звукоизоляцию. В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.



    1. Содержание учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (флейта)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2



Срок обучения – 6 лет

Разделение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий (в нед.)

32

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2.5

2.5

2.5

Общее количество часов на аудиторные занятия

445.5

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

3

3

3

4

4

4

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам

64

66

66

99

99

99

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

693

Максимальное количество часов занятий в неделю

5

5

5

6.5

6.5

6.5

Общее максимальное количество часов по годам

165

165

165

214.5

214.5

214.5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

1138.5




Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, необходимый для освоения учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:



  • Самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

  • Подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

  • Подготовка к концертным конкурсным выступлениям;

  • Посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);

  • Участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Годовые требования по классам:

Срок обучения -6лет



Первый класс

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Консультации 6 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть один зачет в первом полугодии , технический зачет и переводной экзамен(зачет) во втором полугодии.

Гаммы Фа и Соль мажор, ми и ля минор в одну октаву.

Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

10-15 этюдов ( по нотам)

10 пьес


Примерный репертуарный список.

Упражнения и этюды.



  • Платонов Н. «Школа игры на флейте» М., 2003г.

  • Станкевич И. Этюды М., 1997 г.

  • Должиков Ю. Этюды М., 1994 г.

Пьесы:

  • Платонов Н. «Школа игры на флейте» М., 2003г.

  • Должиков Ю. «Хрестоматия для флейты» М., 2000г.

  • Легкие пьесы зарубежных композиторов, переложения для флейты и фортепиано «Северный олень» С,-П, 1993г.

  • Гайдн И. «Песня»

  • Шуберт Ф. «Вальс»

  • Моцарт В. «Игра детей»

  • Сборник пьес, этюдов и ансамблей начальные классы ДМШ Пенза 2004 г.

  • Оленчик И. «Осеннее настроение»

  • Агафонников В. «Спать пора»

  • Белый В. «Флейта и оркестр»

  • Островский А. «Спокойной ночи малыши»

  • Тиличеева Е. «В гости», «Труба»

  • Цытович В. «Пушистая песенка»

  • Ревуцкий Р. « Я коза злющая»

  • Карасева В. «Зимой»

  • Хрестоматия для флейты 1-3 классы ДМШ М., 1993 г.

  • Музыкальная Мозаика М.,1994г.

  • Гедике А. «Песня»

  • Барток В. «Пьесы»

  • Кюи Ц. «Песенка»

Русские народные песни:

  • «Как на тоненький ледок»

  • «Как под горкой, под горой»

  • «Зайка»

  • «Во саду ли , в огороде»

Примеры программы переводного экзамена

1 вариант.



  • Бетховен Л. «Аллегретто»

  • Глинка М. «Жаворонок»

2 вариант.

  • Чайковский П. «Старинная французская песенка»

  • Цыбин В. «Мелодия»

Второй класс

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Консультации 8 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть один зачет в первом полугодии, технический зачет и переводной экзамен (зачет) во втором полугодии. Мажорные и минорные гаммы трезвучия, арпеджио в тональностях до двух знаков в сдержанном темпе. ( гаммы исполняются штрихами деташе и легато).

10-15 этюдов ( по нотам)

8-10 пьес.



Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды



  • Должиков Ю. Этюды М., 1994 г

  • Платонов Н. «Школа игры на флейте»

  • Келлер Э. «Десять этюдов» М., 1991 г.

  • Станкевич И. «Этюды» М., 1997 г.

Пьесы:

  • Платонов Н. «Школа игры на флейте»

  • Чайковский П. «Сладкая греза»

  • Шуман Р. «Веселый крестьянин», «Смелый наездник» из «Альбома для юношества»

  • Бах И.С. «Менуэт», «Сарабанда», «Бурре»

  • Моцарт В. «Менуэт»

  • Мусоргский М. !Слеза»

  • Хрестоматия для флейты 1-3 классы ДМШ Пьесы Часть I Москва 2001 г.

  • Моцарт В. «Песня пастушка»

  • Ария из оперы «Волшебная флейта»

  • Гендель Г. «Менуэт»

  • Глюк Г. «Танец»

  • Гайдн И. «Менуэт», «Немецкий танец»

  • Брамс И. «Петрушка»

  • Перселл Г. «Ария»

  • Барток Б. «Вечер в деревне»

  • Легкие пьесы зарубежных композиторов, переложения для флейты и фортепиано «Северный олень» 1993г.

  • Барток Б. «Адажио»

  • Мах СТ. «Танец»

  • Бах И.С. «Ария»

Сборник «Музыкальная мозаика» М., 1994 г.

  • Рамо Ж.Ф. «Ригодон»

  • Козловский О «Вальс»

  • Мендельсон Ф. «Песня»

  • Кабалевский Д. «Вроде вальса»

  • Гендель Г. «Мелодия»

  • Островский А. «Школьная полька»

  • Пьесы для начинающих С.-П. Из-во «Композитор»

  • Перголези Дж.Б. «Ах, зачем я не лужайка»

  • Бетховен Л. «Экоссез»

  • Бах И.С. «Менуэт», «Гавот»

  • Рамо Ж. «Тамбурин»

  • Вебер К. «Виваче»

Сборник пьес, этюдов. Пенза 2004г.

  • Чешская народная песня «Пастушка»

  • Пушечников И. «Сказка», «Колыбельная песня»

Украинские народные песни :

  • «Огарек»

  • «Ой, задумав комарик»

  • Левина З. «Светлый луч»

  • Метлов Н. «Часы»

  • Иванников В. «Паучок»

  • Комаровский А. «Песенка»

  • Альбом флейтиста. Тетрадь I.Составитель А. Корнеев.Москва «Кифара». 2006 г.

  • Кабалевский Д. «Серенада»

  • Александров А. «Чешская мелодия»

  • Хренников Т. «Песенка Лепелетье»

  • Афанасьев Л. «Гляжу в озеро синее»

  • Слонимский С. «Вальс»

  • Чайковский П. «Песенка кота»

  • Казенин В. «Танец старинных кукол»

Примеры программы переводного экзамена

1 вариант.



  • Перголези Дж. Б. «Ах, зачем я не лужайка»

  • Бетховен Л. «Экосез»

2 вариант.

  • Гендель Г. «Мелодия»

  • Островский А. «Школьная полька»

Третий класс

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Консультации 8 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть один зачет в первом полугодии, технический зачет и переводной экзамен (зачет) во втором полугодии. Мажорные и минорные гаммы, трезвучия, арпеджио в тональностях до трех знаков в умеренном темпе. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

10-15 этюдов ( по нотам)

8-10 пьес.



Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды



  • Келлер Э. «Пятнадцать этюдов для флейты. Тетрадь I.» Москва 1999г

  • Платонов «Этюды для флейты», «Музыка» Москва 199г.

  • Хрeстоматия педагогического репертуара для флейты . Часть I Составитель Должиков Ю.

  • Педагогический репертуар. Этюды для флейты. М., 2001

Пьесы

  • Хрестоматия педагогического репертуара для флейты Часть II. Составитель Должиков Ю.

  • Верстовский А. «Вальс»

  • Калинников В. «Грустная песенка»

  • Агафонников «Колыбельная»

  • Бетховен Л. «Немецкий танец»

  • Чайковский П. «Баркарола»

  • Ямпольский Т. «Шествие»

  • Платонов Н. «Школа игры на флейте»

  • Гендель Г. «Жига»

  • Моцарт В. «Менуэт»

  • Парцхаладзе М. «Веселая прогулка»

  • Чайковский П. «Вальс» из «Детского альбома»

  • Легкие пьесы зарубежных композиторов, переложения для флейты и фортепиано. С.-П. «Северный олень»

  • Барток Б. «Адажио»

  • Глюк К,В. «Веселый танец», «Веселый хоровод»

  • Корелли А. «Гавот»

  • Тюрк Д. «Детская кадриль»

  • Данкла Ш. «Романс»

  • Бонончини Дж. «Рондо»

  • Орик Ж. «Колыбельная»

  • Педагогический репертуар детских музыкальных школ. Выпуск 1.

  • Хренников Т. «Прелюдия Ми мажор», «Прелюдия ми минор», Прелюдия Ре мажор»

  • Берлин А. «Колыбельная»

  • «Волшебная флейта» пьесы русских и зарубежных композиторов

  • Даргомыжский А. «Казачок»

  • Моцарт В. «Аллегретто»

  • Резетдинов Л. «Аленький цветочек», «Марш гномов»

  • Гаврилин В. «Весенняя песня»

  • Горковенко С. «Балет кукол»

  • Боккерини Л. «Менуэт»

Примеры программы переводного экзамена

1 вариант.



  • Данкла Ш. «Романс»

  • Глюк К. «Веселый хоровод»

2 вариант.

  • Хранников Т. «Прелюдия Ми мажор»

  • Боккерини Л. «Менуэт»

Четвертый класс

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

За учебный год учащийся должен сыграть один зачет в первом полугодии, технический зачет и переводной экзамен (зачет) во втором полугодии. Мажорные и минорные гаммы в тональностях до четырех знаков, обращения трезвучий.

10-15 этюдов (по нотам)

10 пьес

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды



  • Пушечников И. «Легкие этюды»

  • Платонов Н. «Школа игры на флейте»

  • Платонов Н. «Тридцать этюдов для флейты»

  • Избранные этюды. Составитель Должиков Ю.

  • Хрестоматия для флейты . Составитель Должиков Ю.

Пьесы.

  • «Романтический альбом» пьесы для флейты и фортепиано. Переложение Цыпкина А.

  • Григ Э. «Утро», «Пеня Сольвейг», «Пляска»

  • «Волшебная флейта» Пьесы Русских и зарубежных композиторов

  • Альбенис И. «Танго»

  • Глинка М. «Вальс»

  • Поддубный С. «Четыре фрагмента из лирического дивертисмента»

  • Хрестоматия для флейты IIчасть. Составитель Должников Ю.

  • Бетховен Л. «Менуэт»

  • Мурзин В. «Зимняя песня»

  • Обер Л. «Престо»

  • Гайдн М. «Менуэт»

  • «Лунный свет». Альбом популярных пьес для флейты и фортепиано. М, 1996г.

  • Глюк В. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»

  • Моцарт В. «Турецкое рондо»

  • Шуберт Ф. «Музыкальный момент»

Легкие пьесы зарубежных композиторов

  • Регер М. «Резвость»

  • Сигмейстер Э. «Золотой день»

  • Пуленк Ф. «Тирольский вальс»

  • Тартини Дж. «Сарабанда»

  • Сенойе Ж. «Котильон»

  • «Подснежник» . Альбом популярных пьес. Переложения для флейты и фортепиано.

  • Верстовский А. «Мазурка»

  • Жилин А. «Вальс»

  • Глинка М. «Мазурка»

  • Рубинштейн А. «Мелодия»

  • Чайковский П. «Подснежники»

  • Альбом флейтиста. Тетрадь II. Составитель Корнеев А.

  • Корнеев А. «Импровизация»

  • Прокофьев С. «Танец девушек», «Танец рыцарей»

  • Тернер Дж. «Вальс», «Ария»

  • Нодо Ж. «Сельский праздник»

Примеры программы переводного экзамена

1 вариант.



  • Обер Л. «Престо»

  • Чайковский П. «Подснежник»

2 вариант.

  • Григ Э. «Пьеска»

  • Рубинштейн А. «Мелодия»

Пятый класс

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

За учебный год учащийся должен сыграть один зачет в первом полугодии, технический зачет и переводной экзамен (зачет) во втором полугодии. Мажорные и минорные гаммы до пяти знаков , в том числе трезвучия с обращениями, доминантспептаккорды и вводные септаккорды ум VIIст. в спокойном темпе. (гаммы исполняются штрихами деташе и легато)

10-15 этюдов ( по нотам)

5 пьес и 1 произведение крупной формы.

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды



  • Кёллер Э. «Пятнадцать легких этюдов»

  • Платонов Н. «Тридцать этюдов»

  • Хрестоматия педагогического репертуара для флейты. Составитель Должиков.

  • Этюды № 1-10

  • Пушечников И. Этюды II тетрадь

  • Платонов Н. «Школа игры на флейте»

Пьесы

«Лунный свет» Альбом популярных пьес для флейты и фортепиано.



  • Шопен В. «Ноктюрн»

  • Брамс И. «Венгерский танец»

  • Бизе Ж. «Антракт к III действию»

  • Дворжак А. «Юмореска»

Альбом Флейтиста. Тетрадь II. Составитель Корнеев А.

  • Синисало Г. «Три миниатюры»

  • Куперен Ф. «Сарабанда», «Песенка дьявола»

  • Кочар М. «Два венгерских танца»

  • Раков Н. «Богатель»

  • Маршалл Н. «Старый мол»

  • Раухвергер М. «Рассказ»

  • Перголези Дж. «Адажио»

  • Кулиев Т. «Маленькое скерцо»

Чайковский П. «Альбом пьес» Переложение для флейты и фортепиано.

  • Чайковский П. «Подснежник», «Осенняя песнь», «Канцонетта» из концерта для скрипки с оркестром , Соч.35. , «Мелодия», «Песня без слов», «В манере Шопена», Соч. 72 №15.

«Подснежник». Альбом популярных пьес. Переложение для флейты и фортепиано.

  • Аренский А. «Экспромт»

  • Лядов А. «Прелюдия»

  • Скрябин А. «Листок из альбома» соч. 45 № 1

  • Рахманинов С. «Вокализ», «Итальянская полька»

  • Гречанинов А. «На зеленом лугу»

Детский альбом для флейты и фортепиано. Старшие классы ДМШ

  • Блавэ М. «Сицилиана», «Сарабанда»

  • Марчелло Б. «Аллегро»

  • Кванц И. «Ларго»

  • Эрвелуа Л. «Марш»

  • Хренников Т. «Колыбельная», «Вальс», «Романс», «Полька»

  • Граном Л. «Сицилиана», «Аллегро»

Произведения крупной формы.

  • Кванц И. «Прелюдия и Гавот»

  • Лойе Ж. «Соната» D dur

  • Винчи Л. «Соната» D dur

  • Данкла «Вариации на тему Пачини», «Вариации на тему Россини», «Вариации на тему Беллини»

  • Телеман Г. «Соната»

  • Бах И. «Сонаты» (по выбору)

  • Скарлатти Д. «Соната Соль мажор», «Соната ми минор»

  • Бетховен Л. «Вариации»

  • Линике И. «Маленькая соната»

  • Марчелло Б. «Соната» ор 2№2

  • Бах И. «Сюита» си минор

  • Гендель Г. «Сонаты» (по выбору)

Примеры программы переводного экзамена

1 вариант.



  • Лядов А. «Прелюдия»

  • Винчи Л. «Соната» Ре мажор I, II ч.

2 вариант.

  • Чайковский П. «Песня без слов»

  • Телеман Г. «Соната»

Шестой класс.

Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю

Консультации 8 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть один зачет в первом полугодии, технический зачет и переводной экзамен (зачет) во втором полугодии. Мажорные и минорные гаммы до шести знаков, трезвучия с обращениями, доминантсептаккорды и вводные септаккорды ум VII ст. в умеренном темпе. Хроматические гаммы. (Гаммы исполняются штрихами деташе и легато)

10-15 этюдов ( по нотам)

5 пьес и 1 произведение крупной формы



Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды



  • Должиков Ю. Избранные этюды

  • Келлер Э. Этюды для флейты. Вторая тетрадь

  • Платонов Н. Тридцать этюдов

Пьесы.

Репертуар флейтиста, издательство «Музыка Украины»



  • Зуев О. «Ноктюрн»

  • Булгаков Л. «Танец»

  • Маевский Ю. «Скерцо»

  • Боцца Е. «Агрестид»

Педагогический репертуар ДМШ Пьесы для флейты и фортепиано.

  • Казакевич А. «Тарантелла»

  • Бак М. Две пьесы: «Ариозо», « Скерцино»

  • Геллер Е. «Две прелюдии»

  • Шуть В. «Две лирические миниатюры»

Произведения крупной формы

  • Данкла Ш. «Вариации на тему Донецетти», «Вариации на тему Вейгеля», «Вариации на тему Маркаданте»

  • Шопен Ф. «Вариации на тему Россини»

  • Кванц И. «Концерт Соль мажор» ( ред. Барге В.)

Примеры программы выпускного экзамена

1 вариант



  • Булгаков Л. «Танец»

  • Шопен Ф. «Вариации на тему Россини»

2 вариант

  • Зуев О. «Ноктюрн»

  • Кванц И. «Концерт Соль мажор»



  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Данная программа отражает разнообразие репертуара , академическую направленность учебного предмета «Специальность (флейта)», а так же возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Реализация программы обеспечивает:



  • Наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству

  • Сформированный комплекс исполнительских знаний , умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности флейты для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм

  • Знание репертуара для флейты , включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты ,пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями

  • Знание художественно-исполнительских возможностей флейты

  • Знание профессиональной терминологии

  • Наличие умений по чтению с листа несложных музыкальных произведений

  • Навыки слухового контроля, умение управлять процессом исполнения музыкального произведения

  • Навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями

  • Наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями

  • Наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста



  1. Формы и методы контроля, система оценок



  1. Аттестация : цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля успеваемости являются:

  • Текущий контроля успеваемости учащихся

  • Промежуточная аттестация

  • Итоговая аттестация

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:



  • Отношения ученика к занятиям, его старания и прилежность;

  • Качество выполнения предложенных заданий

  • Инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы

  • Темпы продвижения

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки. Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии , зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.

Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как дифференцированной ( с оценкой), так и не дифференцированной.

При оценивании обязательным является методическое обслуживание, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.

Переводной экзамен (зачет) проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Специальность (флейта)». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания.

По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения « Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».

Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и качество владения полным комплексом музыкальных , технических и художественных задач в рамках представленной сольной программы.



  1. Критерии оценки

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Таблица 3



5

Исполнение технически законченное, художественно убедительное, слышно личное отношение ученика к произведению. Уровень программы достаточно сложный, соответствует курсу. Ощущается свободное владение материалом, что позволяет максимально раскрыться творческому потенциалу ученика. Чистый звук при исполнении.

5-

Исполнение уверенное, содержательное, общий уровень достаточно высок. Не хватает полной законченности в интерпретируемом произведении: есть технические помарки, мало художественных открытий. Чистое интонирование.

4+

Исполнение уверенное, содержательное, но технически лимитированное. Ученик не может до конца реализовать свои представления. Могут быть отдельные находки, в то же время общее впечатление при благоприятном отношении скорее ученическое. Не хватает масштаба.

4

Исполнение аккуратное, старательное. Но выявляется ограниченность в художественном и техническом развитии ученика; при правильном понимании задач ученику не получается добиться яркости, содержательности и глубины в интерпритации произведения.

4-

Исполнение аккуратное, но малосодержательное, технически лимитированное. Сложности произведения (художественные, звуковые, технические) ученик преодолевает полностью.

3+

Исполнение текста с начала до конца, есть некоторая музыкальность и попытки отреагировать звуком, динамикой на содержание произведения. Заметно, что ученик проявляет некоторое старание. Однако исполнение малоосмысленное, техническое несовершенство.

3

Исполнение текста с начала до конца, но без понимания содержания произведения, плохое звукоизвлечение, ритм. Темпы не соответствуют характеру музыки ( обычно замедленные), ученик играет с ошибками, остановками, но доводит все-таки исполнение до конца.

2

Исполнение беспомощное: остановки, ошибки, неумение довести исполнение до конца.

зачет (без оценки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а так же степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:



  • Оценка годовой работы ученика

  • Оценка на академическом концерта, зачете или экзамене

  • Другие выступления ученика в течение учебного года

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

  1. Методическое обеспечение образовательного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.

Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика:

Физические данные, уровень развития музыкальных способностей.

Необходимым условием для успешного обучения на флейте является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д.

Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой – важнейшими средствами музыкальной выразительности – должна быть предметом постоянного внимания педагога.

При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.

В учебной работе так же следует использовать переложения произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности флейты.

В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.



Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся:

  • Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими

  • Периодичность занятий: каждый день

  • Количество часов самостоятельных занятий в неделю: от двух до четырех.



  1. Список рекомендуемой нотной и методической литературы

Список нотной литературы

  1. Хрестоматия для флейты 1-2 класс. Педагогический репертуар для ДМШ, Должиков Ю. М.., 1984 г.

  2. Школа игры на флейте, Платонов Н. М.., 1983 г.

  3. Пьесы для начинающих. Семенова Н.И. , Новикова А,Г. С-П.., 1995г.

  4. Хрестоматия для флейты 3-4 классы, Должиков Ю. М…, 1982 г.

  5. Хрестоматия для флейты 5 класс, Должиков Ю. М…, 2004 г.

  6. Альбом флейтиста I, II тетради, Корнеев Москва «Кифара» 2006 г.

  7. Альбом популярных пьес «Лунный свет» для флейты и фортепиано М…, 1996г.

  8. Альбом популярных пьес «Подснежник» переложение для флейты и фортепиано М.., 1997 г.

  9. Глинка М. «Чувство», «Простодушие», «Жаворонок», «Полька»

  10. Чайковский П. «Мазурка»

  11. Спендиаров А. «Колыбельная»

  12. Пьесы русских композиторов. Педагогический репертуар. ДМШ. Музыкальное училище. Переложение для флейты и фортепиано М.., 1991 г.

  13. «Романтический альбом» пьесы для флейты и фортепиано. Переложение Цыпкина А. С-П.., 2004г.

  14. Чайковский П. Альбом пьес. Переложение для флейты и фортепиано. М.., 2004 г.

  15. Э. Патлаенко. Сюита для флейты и фортепиано. «советский композитор» 1989г.

  16. Избранные этюды для флейты. Должиков Ю. М.., 1994г.

  17. Платонов Н. «Тридцать этюдов для флейты». М.., 1997г.

Список методической литературы.

  1. Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской подготовки . Исполнительство на духовых инструментах. История и методика. Киев 1986г. с.24-39; 1983. Вып.4 с6-19.

  2. Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4 М 1976, с 11-31.

  3. Афанасьев Б. Музыкальная форма как процесс . Т 1,2. 2-е изд. Л.1971

  4. Барановский П. , Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного методического строя. Киев 1956г.

  5. Березин В. Некоторые проблемы исполнительства в классическом духовом квинтете (флейта, гобой, кларнет, валторна, фагот). Вопросы музыкальной педагогики. Вып.10, М.., 1991.

  6. Волков Н.В.Проблемы и методы эффективного обучения музыканта-духовика/Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте среднего и высшего музыкального образования. Материалы научно-практической конференции . М., 1987

  7. Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыканта-духовика/ Наука. Искусство, образование на пороге третьего тысячелетия. Тезисы доклада на II международном конгрессе. Волгоград, 6-8 апреля 2000.С.140-142.

  8. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука/ Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38

  9. Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр. Л., 1987. С.96.

  10. Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя/ Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7, М., 1986. С. 65-81

  11. Грищенко Л.А. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург, 1994

  12. Диков Б. О дыхании пи игре на духовых инструментах. М., 1956

  13. Зис А.Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и методика). Киев, 1986

  14. Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Сборник трудов. Вып. 45. М., 1979

  15. Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сборник трудов . М., 1986

  16. Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. М., 1998

  17. Материалы Всесоюзного семинара исполнителей на духовых инструментах. М., 1988

  18. Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические рекомендации). Минск, 1982

  19. Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах (методические рекомендации). Минск. 1982

  20. Теория и практика игры на духовых инструментах. Сборник статей. Киев, 1989

  21. Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., 1986

  22. Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1975
скачать файл



Смотрите также:
«Детская музыкальная школа №17 им. Александра Цфасмана»
260.92kb.
«Детская музыкальная школа №1 г. Мичуринска»
68.48kb.
Джон Апдайк Музыкальная школа
82.95kb.
Программа предназначена для учащихся спб гоу дод «СанктПетербургская детская художественная школа «Александрино»
64.47kb.
Во всех средних школах есть компьютерные классы, педагоги имеют возможность использовать не только компьютерные технологии, но и Интернет
123.36kb.
Инвестиционное предложение (объект недвижимости)
61.64kb.
«музыкальная школа»
585.52kb.
Му детская централизованная библиотечная система положение
25.03kb.
Самостоятельная музыкальная деятельность ребенка дома «Прекрасное пробуждает доброе…»
22.33kb.
«Детская школа искусств им. А. Караманова» (г. Гурьевск) Центр поддержки и развития современного искусства им. А. Караманова
51.63kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Детская школа искусств»
125.26kb.
Романса Александра Алябьева
11.63kb.