takya.ru страница 1
скачать файл
Программа «Мой мир» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности обучающихся 2-4 классов

Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный наставник.[1]

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Условия современного общества стимулируют человека учиться мобильности и приобретать способность ориентироваться в новых условиях жизни. Изменяются и задачи школы, которая призвана вооружить обучающихся средствами самоопределения в самостоятельной жизни.

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «Мой мир» направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Дети проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие в олимпиадах, занятия в группе продлённого дня - после всего этого младшим школьникам требуется разрядка. Для этого необходима интересная внеурочная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности. Воспитание обучающихся невозможно без организации эффективного общения с ними. Учитель, работающий с младшими школьниками должен понимать, что детям необходимо доброжелательное сотрудничество с педагогом. Это помогает обучающимся преодолеть страх, беспокойство, тревожность, положительно адаптироваться к школьной жизни.

Программа «Мой мир» разработана с учётом особенностей обучающихся первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Программа является компонентом внеурочной деятельности, рассчитана 34 часа во 2-4 классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов -102 часа. Срок реализации три года.

Цель программы: способствовать развитию и воспитанию высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции своей страны, ведущей здоровый образ жизни.

Задачи программы:

— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

— воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

— воспитывать нравственные качества личности ребёнка;

— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, с учителями художественно-эстетического цикла.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит:

1. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования.

2. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

3. Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

4. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.

5. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.[2]

Основные направления программы духовно-нравственного развития и воспитания «Мой мир»:


  1. «Мы - граждане России»

  2. «Учимся жить среди людей»

  3. «Моя семья»

  4. «Живи, Земля!»

  5. «Береги здоровье смолоду!»

Рассмотрим каждый раздел данной программы. Первый раздел «Мы - граждане России». Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Гражданско-правовое воспитание должно начинаться с детского сада и начальной школы, где ребята знакомятся с элементарными понятиями о демократии, правах человека и ребёнка, нормах нравственности. Основным направлением является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.

По данному направлению предлагаются к рассмотрению следующие примерные тематические мероприятия:



  1. «День радости» (праздник, посвящённый Дню знаний)

  2. «Улица моего детства», (конкурс рисунков на асфальте)

  3. « люблю тебя, Россия!» (классный час-фоторепортаж)

  4. «Моя семья в истории страны»

  5. «Наша страна – Россия» (конкурс чтецов)

Уроки мужества:

  1. «О героях былых времён» ( 8 февраля)

  2. День борьбы с фашизмом (13 сентября);

  3. День защитника Отечества (23 февраля);

  4. День Победы (9 мая);

  5. День народного единства (4 ноября).

Первоначальное знакомство с Конституцией РФ.

  1. Классный час «Главный Закон страны».

  2. Символы государственной власти

  3. Классный час «Мои права и обязанности в школе».

Участие в общешкольных мероприятиях (1-4 класс)

1. Праздник «Дети - ветеранам Великой Отечественной войны» (ко Дню Победы)

2. Встречи учащихся школы с ветеранами войны и труда. (Митинг)

3. Конкурс рисунков, посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы «Они стояли за Родину».

4. Акция «Подарок ветерану».

5. Акция «Память» - возложение цветов к памятнику М.Г.Ефремова.

Планируемые результаты:

— ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

— элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

— первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

— начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Следующее направление данной программы «Учимся жить среди людей».

Главной задачей этого направления является воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Важно научить ребёнка жить в классном коллективе и строить отношения дружбы и взаимопомощи со своими одноклассниками. Научить понимать себя, правильно оценивать себя и развивать лучшие качества характера.

С этой целью предлагаются тематические занятия:


  1. «В человеке красота - вежливость и доброта».

  2. «Давайте поклоняться доброте»

  3. «Поговорим о дружбе»

  4. Если радость на всех одна.

  5. Мой класс – мои друзья.

  6. Самолюб никому не люб.

  7. Поиграем и подумаем.

  8. О дружбе мальчиков и девочек.

  9. Путешествие в мир мудрых мыслей.

  10. Доброе слово, что ясный день.

  11. Ежели вы вежливы,

  12. Когда идешь по улице.

  13. Узнай себя.

  14. Нам счастья не сулит обида чья-то.

  15. Школьный этикет. Как стать лучше?

  16. Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

  17. О трудолюбии

  18. Культура внешнего вида. Поговорим о том, как мы выглядим

  19. Внешкольный этикет

  20. Я и мои роли

  21. Свободный разговор. Верность слову.

  22. Моя самооценка

  23. Подари учителю дело и слово доброе.

  24. Умеем общаться.

  25. Каждый интересен.

  26. Подарок коллективу (коллективная деятельность).

Здесь нужно добавить, что маленькие дети живут эмоциями, и взрослые должны опираться на эту особенность, развивать детских духовный мир. С этой целью можно рекомендовать посетить церковь иконы Божьей Матери «Одигитрия», Троицкий собор, Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Планируемые результаты:

— начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в коллективе, представителями различных социальных групп;

— нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

— уважительное отношение к традиционным религиям;

— неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

— первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

— первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

— элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

— способность эмоционально реагировать на негативные проявления в

своих поступков и поступков других людей;

— уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

— знание традиций своего образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Направление – «Моя семья».

Задачи этого направления: формирование ценностного отношения к семье, дому, семейным традициям, родителям, близким людям. Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших;

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.[3]

На данном этапе очень хорошо проводить ежегодные различные семейные праздники, игры, конкурсы, в которых задействованы члены семей обучающихся.


  1. «Бабушки и внуки»

  2. «Новый год»

  3. «Рыцарский турнир».

  4. «День любимой мамочки»

  5. «День именинника»

  6. Выпускной вечер «Вот и стали мы немножечко взрослей!»

Тематические занятия-встречи:

«Профессии наших мам и бабушек», «Наши родители – профессионалы»

Рассказ о профессии:

«Мы немножко поиграем, все профессии узнаем»,

«О профессиях разных, нужных и важных…»

Заполнение «паспорта семьи»: «Моя родословная».

Творческая мастерская «Рукодельницы» (мастер-класс от бабушек).

Планируемые результаты:

— знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.

— уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

— ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

— ценностное и творческое отношение к учебному труду;

— элементарные представления о различных профессиях;

— первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

Направление – «Живи, Земля!»

Задачи данного направления: формировать у детей экологическое сознание, учить обращать внимание на взаимодействие человека с окружающей средой, воспитывать ценностное отношение к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.

Дети осознают себя частью природы. Они неравнодушны к красоте природы, животного и растительного мира. На данном этапе помимо экскурсий в лес, можно рекомендовать следующие тематические занятия:


  1. Экологическая викторина «Родная природа»

  2. Экологическая игра «Волшебное море»

  3. «Дары осени» (выставка поделок из природного материала)

  4. Акция «Подкорми птичек!»

  5. «Планета Земля - наш общий дом»(классный час)

  6. «В гости к Весне»

  7. Проекты «Красная книга Курской области», «Чёрное море», «Домашние любимцы».

Планируемые результаты:

— ценностное отношение к природе;

— первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

— элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

— первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

— личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Направление – «Береги здоровье смолоду!»

Задачи направления: формировать у детей ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.

На данном этапе будут важны следующие тематические мероприятия:


  1. День здоровья

  2. «Папа, мама, я – спортивная семья»

  3. «Здоровье - это здорово!» (классный час - игра)

  4. Тематический цикл бесед «Береги свою жизнь и здоровье» (режим дня, личная гигиена и т.д.)

  5. Тематический цикл бесед по ПДД

  1. Подвижные игры, соревнования, спортивные праздники.

Планируемые результаты:

— ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

— элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

— первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

— первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

— знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны,

дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Портрет выпускника начальной школы МБОУ " СОШ № 5" г.Вязьмы

Выпускник начальной школы — это человек:



  1. любознательный, активно познающий мир;

  2. любящий родной край и свою страну;

  3. владеющий основами умения учиться;

  4. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  7. выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.[3]

В заключение хочется добавить, что никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером, чтобы ребёнок захотел делать как ты, стать похожим на тебя, стать лучше. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя.  В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя. Воспитывать детей надо радостью, передавая им наш оптимизм и жизнелюбие, свежесть восприятия жизни как праздника. Важно дать определённые знания, умения и навыки, но гораздо важнее научить маленького человека нравственным ценностям: доброте, честности, порядочности, любви к своей стране. Это и есть важнейшее условие успешного развития России.

Тематическое планирование





Тема

Содержание и задачи

Дата

1

Мой первый урок.

Урок-знакомство.




2

Россия – родина моя.

Привить любовь к своей Родине. Дать общие понятия о символах России; воспитать патриотические чувства.




3

Мой город Вязьма – город воинской славы (символы города).

Рассказать в доступной форме о городе Вязьме, символах, привить любовь к своему родному городу.




4

«Государство – это мы».

День государственности.




5

Школа вежливости.

Ознакомить с этическими нормами поведения, о вежливом общении, привычку употреблять вежливые слова.




6

Человек среди людей.

Ознакомить учащихся с понятием «культура мира» и раскрытие его составляющего.




7

Моя малая Родина. Мой дом – моя крепость.

Привить любовь к своему дому, двору и все, что его окружает.




8

День национального единства (4 ноября)

«Россия многонациональное государство»



Привить и воспитать в детях единения и дружбу народов разных национальностей.




9

Дружба – чудесное слово

Дать представление о дружбе. Показать важность истинных друзей в жизни человека.




10

Образование и здоровье

Вовлечь ребенка в процесс социализации, чтобы обеспечить естественное повышение работоспособности и эффективной работы мозга не в ущерб здоровью.




11

Мы – пассажиры

Ознакомить с правилами безопасного поведения в транспорте, воспитывать сознательность и соблюдение ПДД.




12

Все профессии нужны, все профессии важны

Познакомить детей с профессиями родителей.




13

«Здравствуйте»

Раскрыть тайну слова «здравствуйте», формировать осознанное употребление данного слова в общении с людьми.




14

День конституции Российской федерации (12 декабря)

Раскрыть слово «закон» и «жить по закону»




15

Природа моей Смоленщины

Привить любовь к природе, России.




16

Урок России.

Мои права.



Познакомить о правах ребенка.




17

Международный день инвалидов «Доброе сердце».

Рассказ об инвалидах – спортсменах Смоленщины.




18

Этикет для самых маленьких.

Гражданин России должен быть человеком хороших манер.




19

Рождество.

Христианство (7 января)



Познакомить с христианским праздником в честь рождения Иисуса Христа. Экскурсия в Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.




20

День заповедников России.

Дать понятие о заповедниках, о бережном отношении к дикой природе на уровне общества.




21

День воинской славы.

Воспитать  сопереживание к человеческой беде и памяти героев и жителей Ленинграда. Снятие блокады Ленинграда.




22

Исконно – русский праздник «Масленица». Масленичная неделя (27 февраля).

Познакомить когда начали праздновать «Масленицу». Последний день масленицы «проводы земли»




23

День антифашиста.

Беречь Родину от врагов.




24

День защитника отечества. Армия – непобедима.

Познакомить с профессиональным праздником военных и всех мужчин – защитников Родины и семьи.




25

Я люблю свою школу.

Привить любовь к своей школе, как о втором родном доме.




26

Международный женский день.

Познакомить детей когда начали праздновать 8 марта и почему.




27

День музея.

Посещение краеведческого музея с целью привития любви к родной стране и традициям Смоленщины.




28

Порадовать близких – это просто.

Привить любовь к семье и близким своими лучшими делами, поведением.




29

День Земли. «Чудо земли - хлеб»

Воспитать бережное отношение к земле, столу. Узнать как хлеб попадает на наш стол.




30

Наша Земля в космосе.

Привить любовь к планете Земля.




31

День детской книги.

Привить любовь к книгам, как непреходящую роль детской книги в формировании духовного и интеллектуального облика будущего поколения России




33

День Победы

9 мая – это праздник победы нашего народа над фашисткой Германией в ВОВ. Воспитать патриотов Родины.




33

День семьи (15 мая)

Воспитать через семейные традиции любовь и уважение друг другу.




34

День защиты детей.

Беседа о защите прав жизни и здоровья детей.



Использованная литература:

1. А.И.Баркан, " Его Величество Ребёнок", М.:1996г,с.4

2.А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков " Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России".Проект // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009.

3.Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – М.: Просвещение, 2012.–32 с. – (Работаем по новым стандартам).

4.Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации.



В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2011.– (Работаем по новым стандартам).
скачать файл



Смотрите также:
Детство это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный наставник
178.38kb.
Путь Гитлера к власти 1 Происхождение. Детство, юношеские годы
689.99kb.
А. Е. Смирнов в слове раскрываются исторические представления о прошлом своего народа и возможностях его языка. Слово это выражение нравственного здоровья, состояние интеллекта, мысли, сознания, поведения, поступ
92.62kb.
16 октября Солнце будет находиться в созвездии Девы. Рядом с Солнцем располагается яркая звезда Спика (α Девы)
37.39kb.
Конкурса эссе «Символика России 2012» в номинации «Лучшее эссе о гербе республики, края, области, округа»
46.13kb.
Я стараюсь, чтобы мои песни пели драматические артисты, потому что эти песни требуют больше всего исполнения, а не украшательства. Это песни для того, чтобы их слушать, а не чтобы ими забавляться
153.67kb.
Система внеклассной и внешкольной работы Детское экологическое объединение «гдр» «Государство добра и радости»
133.43kb.
Ведущий: Сегодня в нашем классе удивительные гости, о которых говорят, что
105.1kb.
Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе
61.37kb.
Обращение к правозащитным организациям
45.29kb.
Нужно добиться того, чтобы все линии на чертеже соприкасались концами
10.87kb.
На постановление администрации Волгограда от 19 июня 2002 г
9.69kb.