takya.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ


ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ»

Ф


акультет искусств

К


афедра хорового дирижирования
С
Одобрено НМС «ПГИИК»

Протокол №

« » сентября 2012 г.

Председатель_____________________


ИСТЕМА КАЧЕСТВА



Макина Анна Владимировна

история хорового творчества
Учебно-методический комплекс

для студентов очного отделения, обучающихся

по специальности: 0

71301 «Народное художественное творчество»

специализации: «Академический хор»


Рекомендовано кафедрой:

Протокол № 1

« 21 » сентября 2012 г.

Зав. кафедрой_________________




Пермь 2012

Автор - составитель:

Макина Анна Владимировна,

кандидат искусствоведения,

старший преподаватель кафедры хорового дирижирования

У


чебно-методический комплекс «История хорового творчества»

составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по специальности, Примерной программой по дисциплине по специальности 071301 «Народное художественное творчество» специализации «Академический хор».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.

Согласовано с библиотекой ПГИИК:


Зав. библиотекой ПГИИК И. М. Журавлева
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины……………………………………...4

1.1. Цели, задачи и предмет дисциплины………………………………………………..4


1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины……………....................5


1.3. Объем дисциплины……………………………………………………......................5

1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………..............5

1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………..........6

1.4. Содержание дисциплины…………………………………………………………….7

1.5. Темы семинарских и практических занятий………………………........................11

1.6. Список литературы……………………………...……………………..……………16

Часть 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок

проведения промежуточной и итоговой аттестации……………………….................17

2.1. Задания для самостоятельной работы студентов………………………………….17

2.2. Вопросы для подготовки к экзамену………………………………………………23

2.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………….25

2.3.1. Методические указания для преподавателей………………………………25

2.3.2. Методические указания для студентов………………………………..........27

2.3.3. Методическое обеспечение дисциплины……………………………...........28

2.3.4. Материально-техническое и информационное обеспечение

дисциплины……………………………………………………………………….45



Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины

    1. Цели, задачи и предмет дисциплины

Курс «История хорового творчества» входит в цикл специальных дисциплин. Он является важным звеном в воспитании мировоззрения будущего дирижера-хормейстера, его художественного вкуса. Цель курса «История хорового творчества» - получение представления об идейно-образной направленности, музыкально-стилевых особенностях широкого круга явлений хорового искусства, овладение навыками анализа хорового произведения.

Основные задачи курса:

- расширение музыкально-культурного кругозора студентов на основе изучения

лучших, художественно-совершенных образцов хоровой литературы;

- овладение знаниями об основных жанрах, стилях, направлениях хоровой музыки;

- воспитание у студентов навыков исполнительского анализа хорового произведения, способности к обобщению, умения работать с музыковедческой литературой.

Предмет курса «История хорового творчества» - музыкально-стилевые особенности широкого круга явлений хорового искусства.




1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса «История хорового творчества» и других дисциплин студент должен получить представление об идейно-образной направленности, музыкально-стилевых особенностях широкого круга явлений хорового искусства, обладать навыками анализа хорового произведения.




1.3. Объем дисциплины

1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы



№ семестра



Количество часов по очной форме обучения


Аудиторные занятия:




8

32

Лекции



8

24

практические/семинарские




8

8

Самостоятельная работа




8

32

Всего часов




8

64

Виды итогового контроля (экзамен, зачёт) №№ семестра







8 сем. – экзамен



1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Названия тем



Всего часов

по учебному плану



Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, в т. ч.

Самостоятельная работа

Лекции

Практич., семинар. занятия

Вокально-хоровые жанры эпохи Возрождения

4

2




2

Циклические инструментально-хоровые жанры XVII- XIX вв.

8

2

2

4

Циклические инструментально-хоровые жанры XX века.

8

2

2

4

Оперно-хоровое творчество зарубежных композиторов XVII-XX вв.

8

2

2

4

Хоры малых форм в творчестве зарубежных композиторов XIX-XX вв.

4

2




2

Развитие русского певческого искусства до XVIII века. Хоровая музыка эпохи Просвещения

4

2




2

Русская оперно-хоровая классика ХIХ-начала XX века.

4

2




2

Особенности развития кантатно-ораториального жанра в России ХIХ-XX вв.

4




2

2

Всенощная и Литургия в творчестве русских композиторов.

4

2




2

Хоры малых форм в творчестве русских композиторов ХIХ-ХХ вв.

4

2




2

Традиции и новаторство в советской хоровой музыке. 20-е годы. Черты стиля композиторов Новой фольклорной волны.

4

2




2

Оперно-хоровое творчество отечественных композиторов XX века.

4

2




2

Возрождение русских духовных жанров в творчестве современных русских композиторов.

4

2




2

Итого:

64

24

8

32


1.4. Содержание дисциплины
Тема 1. Вокально-хоровые жанры эпохи Возрождения.

Национальные школы эпохи Возрождения. Ментальные и художественные отличия Римской и Венецианской школ. Полифония строгого письма в церковной музыке. Композиторы Нидерландской школы. Развитие светских жанров в хоровой музыке эпохи Возрождения. Творчество О. Лассо, Д. Палестрины как высшее достижение эпохи Возрождения. Особенности мелодического развития, диссонантность гармонии, значение хроматизма, роль «музыкальных символов» в мадригалах К. Монтеверди.


Тема 2. Циклические инструментально-хоровые жанры XVII-XIX вв.

Полифония свободного стиля в музыке композиторов барокко и сопутствующие ей исполнительские задачи. Хоровое творчество И. С. Баха. Протестантский хорал и его роль в церковной музыке композитора. Церковные кантаты. Творчество Г. Ф. Генделя. Жанр оратории в творчестве Г. Ф. Генделя. Жанры кантаты и оратории в творчестве зарубежных композиторов XVII-XIX вв. Жанр мессы в западноевропейской музыке XVII-XIX вв. Значение мессы как произведения, вышедшего за рамки культовой музыки. Многообразие приемов полифонического письма. Система музыкальных символов (музыкально-риторических фигур) в музыке мессы. Реквием в творчестве зарубежных композиторов XVII-XIX вв.


Тема 3. Циклические инструментально-хоровые жанры XX века.

Жанры кантаты и оратории в творчестве зарубежных композиторов XX века. Жанр мессы в западноевропейской музыке XX века. Реквием в творчестве зарубежных композиторов XX века. Продолжение и развитие национальных традиций в циклической инструментально-хоровой музыке композиторов XX века. Песенный фольклор в вокально-хоровом творчестве Б. Барток. Творчество К. Орфа, Ф. Пуленка, Б. Бриттена.


Тема 4. Оперно-хоровое творчество зарубежных композиторов XVII-XX вв.

Формирование первых оперных школ в Италии в начале XVII века. Творчество Ж. Б. Люлли и Г. Перселла как выдающихся представителей оперных школ Франции и Англии. Значение хоровых сцен в операх зарубежных композиторов XVII-XIX вв. Хоры в операх Дж. Верди. Монументальные хоры Р. Вагнера с характерной для симфонического стиля композитора плотной фактурой. Значение хоровых сцен в оперном творчестве западноевропейских композиторов XX века. Оперно-хоровое творчество выдающихся композиторов XX века.


Тема 5. Хоры малых форм в творчестве зарубежных композиторов XIX-XX вв.

Романтическая миниатюра a’cappella. Возрождение традиции хорового пения a’cappella. Формирование любительских хоровых обществ в Австрии и Германии. Основные тенденции развития жанра хоровой миниатюры XIX века. Хоровое творчество Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана. Песенная основа мелодического языка, ясность и выразительность гармонии, тесная взаимосвязь литературного текста с музыкальной формой произведений a’cappella. Хоры малых форм в творчестве зарубежных композиторов XX века. Хоровое творчество Ф. Пуленка, Б. Барток, К. Орфа.


Тема 6. Развитие русского певческого искусства до XVIII века. Хоровая музыка эпохи Просвещения.

Церковные основы русского певческого искусства. Формирование русского хорового стиля. Становление профессионального хорового исполнительства. Формирование и развитие русского хорового концерта. Духовный хоровой концерт в творчестве М. Березовского, Д. Бортнянского, Н. Дилецкого, В. Титова. Первые оперы В. Пашкевича, Е. Фомина. Их значение для развития русской оперной школы.




Тема 7. Русская оперно-хоровая классика первой половины XIX-начала XX века.

Оперно-хоровое творчество М. Глинки, А. Даргомыжского. Значение хоровых сцен в операх русских композиторов первой половины XIX века. Значение хоровых сцен в операх М. Мусоргского. Народно-национальный склад письма опер Н. Римского-Корсакова. Оперно-хоровое творчество А. Бородина, П. Чайковского.


Тема 8. Особенности развития кантатно-ораториального жанра в России XIX-XX вв.

Приветственная и балладная разновидности жанра кантаты в творчестве русских композиторов XIX-начала XX вв. Композиционное многообразие русских кантат П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Танеева, С. Рахманинова. Историческая тема в кантатно-ораториальном творчестве отечественных композиторов первой половины XX века. Эволюция кантатно-ораториального жанра в русской музыке XX века. Творчество С. Прокофьева, М. Коваля, Ю. Шапорина, В. Салманова, Д. Шостаковича, Г. Свиридова.


Тема 9. Всенощная и Литургия в творчестве русских композиторов.

Значение русской духовной музыки в творчестве русских композиторов XIX-XX вв. Духовная музыка композиторов Московской школы: П. Чеснокова, Н. Голованова, А. Никольского, В. Калинникова. Новизна приемов хорового письма, его близость народно-песенному многоголосию, сложность и разнообразие фактурных приемов. Всенощная и Литургия в творчестве С. Рахманинова. Духовные произведения А. Кастальского. Жанр духовной музыки в хоровом творчестве П. Чайковского.


Тема 10. Хоры малых форм в творчестве русских композиторов XIX-XX вв.

Значение русской поэзии для развития жанра хоровой миниатюры. Хоровое творчество А. Алябьева, А. Даргомыжского, П. Чайковского. Хоровое творчество В. Калиникова, А. Гречанинова, П. Чеснокова. Хоры a’cappella современных отечественных композиторов – Д. Шостаковича, В. Шебалина, Г. Свиридова, Р. Щедрина.


Тема 11. Традиции и новаторство в советской хоровой музыке. 20-е годы. Черты стиля композиторов Новой фольклорной волны.

Влияние советской идеологии на развитие хоровой музыки. Хоровая песня как основа всех жанров. Роль хорового творчества Г. Свиридова в формировании нового направления. Новые жанры в хоровом творчестве В. Гаврилина. Фольклор в хоровых произведениях В. Салманова, Н. Сидельникова и Ю. Буцко.


Тема 12. Оперно-хоровое творчество отечественных композиторов XX века.

Традиции и новаторство оперно-хорового творчества русских композиторов XX века. Значение хоровых сцен в операх Д. Шостаковича, С. Прокофьева, С. Слонимского.


Тема 13. Возрождение русских духовных жанров в творчестве современных русских композиторов.

Традиции русской духовной музыки в творчестве современных композиторов. Новое прочтение духовности в современной хоровой музыке. Творчество Г. Свиридова, С. Слонимского, Р. Щедрина.



1.5. Темы семинарских и практических занятий
Тема 1. Циклические инструментально-хоровые жанры XVII-XX вв.

Вопросы к теме:



  1. Вокально-симфоническое наследие И. С. Баха.

  2. Становление жанра Реквием в XVIII-XIX вв. (В. Моцарт, И. Брамс, Д. Верди).

Произведения для анализа:

И. С. Бах – «Месса h-moll» (хоры № 1, 4, 15, 16, 24); «Кантата № 21»; «Страсти по Матфею» (хоры № 1, 3, 16); «Магнификат».

В. Моцарт – «Реквием».

И. Брамс – «Немецкий реквием».

Д. Верди – «Реквием».

Литература:

Аберт, Г. В. А. Моцарт / Г. Аберт. – М., 1985. – Ч. II, кн. 2.

Арнонкур, Н. Реквием – единственное автобиографическое произведение / Н. Арнонкур // Советская музыка. – 1991. – № 2.

Бушен, А. Джузеппе Верди и его «Реквием» / А. Бушен. – М., 1941.

Гейрингер, К. Иоганнес Брамс / К. Гейрингер. – М., 1965.

Гроссман, В. Д. Верди. «Реквием» / В. Гроссман. – М., 1941.

Грошикова, Н. Bar-формы в хорах кантат И. С. Баха / Н. Грошикова // Теоретические проблемы музыкальной формы: Сборник ГМПИ им. Гнесиных. – М., 1982. – Вып. 61.

Друскин, М. Пассионы и мессы И. С. Баха / М. Друскин. – Л., 1976.

Друскин, М. И. С. Бах / М. Друскин. – М., 1982.

Друскин, М. И. Брамс / М. Друскин. – Л., 1988.

Кершнер, М. Народно-песенные истоки мелодики И. С. Баха / М. Кершнер. – М., 1959.

Ливанова, Т. Музыкальная драматургия И. С. Баха и ее исторические связи / Т. Ливанова. – М., 1980.

Робинс-Лэндон, Х. Новое о Реквиеме / Х. Робинс-Лэндон // Советская музыка. – 1991. – № 12.

Соловцова, Л. Джузеппе Верди / Л. Соловцова. – М., 1981.

Форкель, И. О жизни, искусстве и произведениях И. С. Баха / И. Форкель. – М., 1974.

Царева, Е. Иоганнес Брамс / Е. Царева. – М., 1986.

Швейцер, А. И. С. Бах / А. Швейцер. – М., 1964.

Этингер, М. Гармония И. С. Баха / М. Этингер. – М., 1963.


Тема 2. Циклические инструментально-хоровые жанры XX века

Вопросы к теме:



  1. Лирика, драматизм, эпическое начало и сатира в оратории А. Оннегера «Жанна Д’Арк на костре».

  2. «Военный реквием» Б. Бриттена. Актуальность и общественная значимость темы, грандиозность ее воплощения.

  3. Особенности композиторского стиля Ф. Пуленка на примере кантаты «Лик человеческий».

Произведения для анализа:

А. Оннегер – оратория «Жанна Д’Арк на костре».

Ф. Пуленк – кантата «Лик человеческий».

Б. Бриттен – «Военный реквием».



Литература:

Друмева, К. Драматическая оратория А. Оннегера «Жанна Д’Арк на костре» / К. Друмева // Из истории зарубежной музыки. – М., 1973.

Дюмениль, Р. Современные французские композиторы группы «Шести» / Р. Дюмениль. – Л., 1964.

Ковнацкая, Л. Бенджамин Бриттен / Л. Ковнацкая. – М., 1974.

Ковнацкая, Л. Английская музыка XX века. Истоки и этапы развития / Л. Ковнацкая. – М., 1986.

Мохова, Н. Реквием послевоенных лет / Н. Мохова // К проблеме возрождения старинных хоровых жанров. – Л., 1980.

Онеггер, А. О музыкальном искусстве / А. Оннегер. – Л., 1979.

Орлов, Г. «Военный реквием» Бриттена / Г. Орлов // Вопросы теории и эстетики музыки. – Л., 1967. – Вып. 5

Сохор, А. Ораториально-кантатная и хоровая музыка / А. Сохор // Музыка XX века: Очерки. – М., 1984. – Ч. 2, кн. 3.

Таурагис, А. Бенджамин Бриттен: Очерк жизни и творчества / А. Таурагис. – М.; Л., 1965.

Филенко, Г. Французская музыка первой половины XX века / Г. Филенко. – Л., 1983.

Холст, И. Бенджамин Бриттен / И. Холст. – М., 1968.


Тема 3. Оперно-хоровое творчество зарубежных композиторов XVII-XIX вв.

Вопросы к теме:



  1. Формирование первых оперных школ в Италии в начале XVII века.

  2. Значение хоровых сцен в операх зарубежных композиторов XVII-XIX вв.

  3. Хоры в операх Д. Верди.

  4. Монументальные хоры Р. Вагнера с характерной для симфонического стиля композитора плотной фактурой.

  5. Значение хоровых сцен в оперном творчестве западных композиторов XX века.

Произведения для анализа:

Р. Вагнер. Хор матросов из оп. «Летучий Голландец»; хор «Слава искусству» из оп. «Тангейзер»; хоры из оп. «Лоэнгрин».



Литература:

Кенигсберг, А. Оперы Р. Вагнера: «Летучий Голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин» / А. Кенигсберг. – М., Л., 1967.

Левик, Б. Рихард Вагнер / Б. Левик. – М., 1978.

Холопова, В. Формы музыкальных произведений / В. Холопова. – СПб., 1999.



Тема 4. Особенности развития кантатного жанра в России XIX-начала XX вв.

Вопросы к теме:



  1. Приветственная кантата как своеобразный хронограф культурной жизни
    России.

  2. Охарактеризуйте лирико-драматический тип кантаты на примере кантаты
    С. Рахманинова «Весна».

  3. Раскройте композиционное многообразие русских кантат на примере произведений П. Чайковского, С. Танеева, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова

Произведения для анализа:

П. Чайковский – «Москва»

С. Танеев – «Иоанн Дамаскин»

Н. Римский-Корсаков – «Свитезянка», «Песнь о вещем Олеге»

С. Рахманинов – «Весна»

Литература:

Арсеева, О. Созвучие (О «Колоколах» С. Рахманинова) / О. Арсеева // Муз. жизнь. – 1986. – № 17.

Бернанд, Г. С. И. Танеев / Г. Бернанд. – М., 1983.

Бобыкина, И. «Три русские песни» С. Рахманинова / И. Бобыкина // Муз. жизнь. – 1979. – № 5.

Брянцева, В. С. В. Рахманинов / В. Брянцева. – М., 1976.

Виханская, А. О некоторых особенностях развития кантаты в России / А. Виханская // Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве: Сборник статей. – Л., 1982.

Гольденвейзер, А. Танеевские кантаты / А. Гольденвейзер // О музыкальном искусстве: Сборник статей. – М., 1975.

Кандинский, А. Симфонизм Рахманинова и его поэма «Колокола» / А. Кандинский // Сов. Музыка. – 1973. – № 6.

Корабельникова, Л. Творчество С. И. Танеева / Л. Корабельникова. – М., 1986.

Мусина, С. Русская приветственная кантата последней трети 19-начала 20 вв. / С. Мусина // Проблемы истории русской и советской музыки: Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных. – М., 1977. – Вып. XXXIV.

Скафтымова, Л. Вокально-симфоническое творчество С. В. Рахманинова и

русская кантата начала ХХ века / Л. Скафтымова. – СПб., 1998.

Туманина, Н. Великий мастер / Н. Туманина. – М., 1968.

1.6. Список литературы

Основная литература:



  1. Хоровая литература: учеб. пособие: в 2-х ч. – Ч. 1: Отечественная хоровая литература. – СПб., 2008. – 352 с.

  2. Хоровая литература: учеб. пособие: в 2-х ч. – Ч. 2: Зарубежная хоровая литература. – СПб., 2007. – 244 с.

Дополнительная:



  1. Зиновьева, Т. С. История хорового творчества зарубежных композиторов: учеб. пособие для вузов культуры и искусств / Т. С. Зиновьева. – Самара: [б. и.], 2001. – 121 с.

  2. Ильин, В. П. Очерки истории русской хоровой культуры первой половины XX в.: учеб. пособие. Ч. 2. / В. П. Ильин. – СПб.: Композитор, 2003. – 120 с.

  3. История зарубежной музыки ХХ век: учеб пособие / сост. и общ. ред. Н. А. Гавриловой. – М.: Музыка, 2007. – 576 с.

  4. История отечественной музыки второй половины ХХ века: учеб. пособие для вузов / Гос. ин-т искусствознания, Государственная консерватория им. М. И. Глинки (Нижний Новгород); ред. Т. Н. Левая. – СПб.: Композитор, 2010. – 554 с.

  5. История современной отечественной музыки: учебник / ред. М. Тараканов. – М.: Музыка, 1999. – Вып. 2: 1941-1958. – 477 с.; История современной отечественной музыки: учеб. пособие для муз. вузов / ред.-сост. Е. Б. Долинская. – М.: Музыка. Вып. 3: 1960-1990 гг. – 2001. – 656 с.

  6. История хоровой музыки. Задания для самоподготовки студентов к практическим занятиям, темы и вопросы к семинарам: учебно-метод. пособие для студентов очного отд-ния, обучающихся по специальности 070105 "Дирижирование" (по видам исполн. коллективов: дирижирование акад. хором)" / Перм. гос. ин-т искусства и культуры ; сост. А. В. Макина, рец. Л. А. Кузьмина. – Пермь: [б. и.], 2012. – 212 с.

  7. Кошмина, И. В. Русская духовная музыка: учеб. пособие для вузов: в 2 кн. Кн. 1-2. / И. В. Кошмина. – М.: ВЛАДОС, 2001. Кн. 2: Программы. Методические рекомендации. – 157 с.

  8. Макеева, Ж. Р. Очерки по истории и теории хорового искусства: учеб. пособие / Ж. Р. Макеева; ред. Л. Л. Равикович; рец.: Э. Б. Фертельместер, С. В. Зализняк; Краснояр. гос. акад. музыки и театра. – Красноярск: КГАМиТ, 2006. – 131 с.

  9. Назарова, В. Т. Зарубежная и отечественная музыка ХХ века: учеб. пособие / В. Т. Назарова / СПб. гос. ун-т культуры и иск-ва. – СПб., 2008. – 280 с.

  10. Никольская-Береговская, К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века: учеб. пособие для вузов / К. Ф. Никольская-Береговская. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 302 с.



Часть 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации

2.1. Задания для самостоятельной работы студентов
Тема 1. Вокально-хоровые жанры эпохи Возрождения.

Прослушать и сделать анализ следующих произведений:

К. Жанекен – «Битва при Мариньяни», «Пение птиц».

Ж. Депре – «Incarnatus».

О. Лассо – «Эхо», «Мой муженек», «Ангелочек».

Д. Палестрина – «В синем небе», «Месса Папы Марчелло».

К. Монтеверди – мадригалы «Кто душу изливает», «О, я хотел бы умереть от любви»; хоры из оперы «Орфей».


Тема 2. Циклические инструментально-хоровые жанры XVII-XIX вв.

Прослушать и сделать анализ следующих произведений:

И. С. Бах – «Месса h-moll» (хоры № 1, 4, 15, 16, 24); «Страсти по Матфею» (хоры № 1, 3, 16); «Магнификат».

Г. Ф. Гендель – оратория «Мессия» (хоры № 12, 22, 42).

И. Гайдн – оратория «Времена года» (№ 2, 28, 31).

В. Моцарт – «Месса c-moll», «Реквием» (№ 1, 2, 6).

Л. Бетховен – «Торжественная месса».

И. Брамс – «Немецкий реквием» (№ 2).

Д. Верди – «Реквием» (№2).


Тема 3. Циклические инструментально-хоровые жанры XX века.

Прослушать и сделать анализ следующих произведений:

К. Орф – сценическая кантата «Кармина Бурана».

Ф. Пуленк – «Gloria».

Б. Бриттен – «Военный реквием».

А. Оннегер – оратория «Жанна Д’Арк на костре».
Тема 4. Оперно-хоровое творчество зарубежных композиторов XVII-XX вв.

Прослушать и сделать анализ следующих произведений:

Г. Перселл – песня матросов и финальный хор из оперы «Дидона и Эней».

К. Глюк – вступительный хор из оперы «Орфей и Эвридика».

В. Моцарт – хор «Спит безмятежно море» из оперы «Идоменей».

Д. Россини – хор швейцарцев из оперы «Вильгельм Телль».

К. Вебер – хор охотников из оперы «Вольный стрелок».

Р. Вагнер – хор прях, хор матросов из оперы «Летучий голландец»; хор «Слава

искусству» из оперы «Тангейзер»; свадебный хор из оперы «Лоэнгрин».

Д. Верди – хор иудеев из оперы «Набукко»; финал II действия из оперы

«Аида»; интродукция, Кипрский хор из оперы «Отелло».

Ш. Гуно – хор солдат из оперы «Фауст».

Ж. Бизе – хор табачниц, хор контрабандистов из оперы «Кармен».

Б. Сметана – хоры «Как же нам не веселиться», «Кто пиво с нами пьет» из оперы «Проданная невеста».

Тема 5. Хоры малых форм в творчестве зарубежных композиторов XIX-XX вв.

Прослушать и сделать анализ следующих произведений:

Ф. Шуберт – «Любовь», «Ночь», «Тишина».

Ф. Мендельсон – «Лес», «Охотничья песня».

Р. Шуман – «Привет весне», «Ночная тишина», «Доброй ночи», «На Боденском озере».

И. Брамс – «В ночной тиши, «Бессонница».

Ф. Пуленк – «Грусть».


Тема 6. Развитие русского певческого искусства до XVIII века. Хоровая музыка эпохи Просвещения.

Прослушать и сделать анализ следующих произведений:

В. Пашкевич – женские хоры их оперы «Санкт-Петербургский гостиный двор»; женские хоры из оперы «Начальное управление Олега».

Е. Фомин – хор «Высоко сокол» из оперы «Ямщики на подставе». М. Березовский – хоровой концерт d-moll.

Д. Бортнянский – хоровые концерты № 3, 24, 32.


Тема 7. Русская оперно-хоровая классика ХIХ-начала XX века.

Прослушать и сделать анализ следующих произведений:

М. Глинка – интродукция, свадебный хор, эпилог из оперы «Иван Сусанин»; интродукция, «Лель таинственный», «Персидский хор», «Погибнет, погибнет», «Ах ты, свет Людмила», «Не проснется птичка» из оперы «Руслан и Людмила».

А. Даргомыжский – хоровая сюита из I действия оперы «Русалка».

А. Бородин – интродукция, хоры I действия (сцена Ярославны с девушками, хор бояр), Половецкие пляски, хор поселян из оперы «Князь Игорь». М. Мусоргский – пролог, сцена у Василия Блаженного, сцена под Кромами из оперы «Борис Годунов»; хоры I, III, и IV действий из оперы «Хованщина».

Н. Римский-Корсаков – сцена Веча, хор «Грозен царь» из оперы «Псковитянка»; хор птиц, проводы Масленицы, свадебный обряд, хор гусляров, Сцена в заповедном лесу, заключительный хор из оперы «Снегурочка»; хоры I и II действий из оперы «Царская невеста».

П. Чайковский – хоры «Я завью, завью венок», «Нету, нету тут мосточка», сцена казни из оперы «Мазепы»; хоры 1-й, 3-й и 4-й картин оперы «Евгений Онегин»; хор гуляющих, хор певчих и хоры интермедии (3-я картина), хоровые песни (7-я картина) из оперы «Пиковая дама».



скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения
553.3kb.
Дисциплина: Антропология Статус дисциплины
224.1kb.
Дисциплина относится к образовательной составляющей и входит в цикл специальных дисциплин учебного плана подготовки аспирантов
222.62kb.
Учебно-методический комплекс по Геоморфологии (дисциплина) для специальности: «050116 -география»
529.27kb.
Программа утверждена на заседании кафедры ботаники и мпб «26»10. 2006 г
116.77kb.
Т. В. Маркелова
302.42kb.
Дисциплина «Словообразование современного русского языка» входит в обязательный компонент блока базовых дисциплин рабочего учебного плана специальности 050205 «Филология: русская филология»
294.14kb.
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Дисциплина «Русский язык»
363kb.
История и методология изучения культуры ч
680.12kb.
Рабочей программы учебной дисциплины
132.38kb.
Рабочая программа дисциплины «Конституционное право зарубежных стран»
368.83kb.
Курс реализуется в рамках направления 552800 «Информатика и вычислительная техника», относится к циклу специальных дисциплин
317.76kb.