takya.ru страница 1страница 2
скачать файл



Специальный доклад

« О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью

и (или) развитию»
В последнее десятилетие вопросы обеспечения благополучного и защищенного детства стали одними из основных национальных приоритетов Российской Федерации.

Указами Президента Российской Федерации утверждены Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и др.

Совершенствуется нормативная правовая база, как федеральная, так и региональная.

В Краснодарском крае, как и в России, принимаемые на государственном уровне меры, в целом, позволили наметить позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей, и др.

Вместе с тем, еще имеются требующие разрешения проблемы, связанные с правом детей на особую заботу и помощь. Продолжает оставаться высоким количество преступлений, жертвами которых стали дети. В условиях стремительного развития информационно-телекоммуникационных технологий, широкого выбора печатной продукции, все большую масштабность приобретает проблема обеспечения медиабезопасности детей.

Проблемы влияния средств массовой информации и коммуникаций на детскую аудиторию побудили Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае (далее – Уполномоченный) обратиться к изучению вопросов обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних.

В ходе подготовки настоящего специального доклада «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» был проведен анализ федеральных и региональных законодательных актов, правоприменительной практики по данной проблеме, изучены статистические данные, материалы, предоставленные прокуратурой Краснодарского края, Главным управлением МВД РФ по Краснодарскому краю, Следственным комитетом Следственного управления РФ по Краснодарскому краю, Управлением судебного департамента Краснодарского края.

В 2011 году в России (по данным Центра Безопасного Интернета) 10 миллионов детей в возрасте до 14 лет пользовались Интернетом, что составило 18 % интернет-аудитории нашей страны.

Активно развивающийся рынок сотовой связи, уровень проникновения которого составил 110 %, делает все более доступным этот вид связи для несовершеннолетних, как в России, так и в Краснодарском крае. Используя его дети имеют возможность свободного выхода в Интернет, где помимо полезной и нужной информации, велика вероятность встречи с негативной, которая пагубно может сказаться на их социо-культурном, духовно-нравственном развитии, а порой привести к реальной опасности для жизни и здоровья. При этом дети в силу своей физической и психической незрелости не могут правильно оценить степень опасности ситуации, в которой порой оказываются. По данным Международного центра помощи пропавшим и эксплуатируемым детям каждый седьмой ребенок в мире становится объектом сексуального домогательства в Интернет-сети, к 4 % несовершеннолетних обращаются с просьбами прислать их фотографии в обнаженном виде.

В декабре 2012 года в Москве правоохранительными органами задержан 29-летний мужчина, работающий фельдшером в Центре экстренной медицинской помощи, который подозревается в развращении сотен несовершеннолетних. Как сообщает пресс-служба ГУ МВД России по Москве, мужчина использовал определенную преступную схему: в социальных сетях представлялся женским именем, знакомился с девочками от 8-ми до 13 лет. Обещая им фотосессию в модном журнале, предлагал девочкам частично обнажиться перед веб-камерой, записывая процесс. А затем он шантажировал детей этими фотографиями и видео, угрожал опубликовать их в Интернете, заставляя потерпевших полностью раздеваться перед веб-камерой и совершать развратные действия. В компьютере задержанного фельдшера следователи обнаружили информацию о 450 пострадавших несовершеннолетних.

По данным МВД России за последние годы количество сайтов с детской порнографией увеличилось почти на треть, такого рода информацию в интернете предоставляют 300 млн. сайтов.

Не редкость, когда на созданные несовершеннолетними пользователями в социальных сетях странички, поступают как прямые непристойные предложения, так и сообщения от педофилов, стремящихся завести с ними дружеские отношения под видом сверстников.

По данным Бюро специальных технических мероприятий ГУ МВД России по Краснодарскому краю каждый пятый ребенок в крае в возрасте от 10 до 17 лет, пользующийся Интернетом, получает предложения сексуального характера от взрослых пользователей. Каждому четвертому тинейджеру, вступившему через чаты в переписку со взрослыми пользователями, были показаны картинки и фотографии порнографического характера. Порой взрослые входят в доверие к детям и совершают в отношении них преступные деяния, в связи с чем, правоохранительными органами и проводятся мероприятия предупредительного характера. Только, в текущем 2012 году в крае были выявлены 17 Интернет ресурсов, на которых пользователи распространяли и обменивались фото и видео изображениями с участием несовершеннолетних. Данные ресурсы были закрыты. Также были выявлены 7 пользователей социальной сети «Контакт», размещавших на своих страницах порноконтент с участием несовершеннолетних. Установлены 72 пользователя сети Интернет, распространяющих фото и видео изображения с участием несовершеннолетних, по которым отправлены 26 инициативных сообщений в субъекты РФ, а также принимаются меры по привлечению виновных лиц к уголовной ответственности.

Так, Следственным управлением Управления МВД России по г. Краснодару возбуждено уголовное дело и ведется следствие в отношении взрослого, который в апреле 2012 года распространял через сеть Интернет с помощью своего персонального компьютера материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста. И это не единичное преступление.

Помимо растления и нанесения ущерба детской психике, преступления посредством Интернета и социальных сетей таят и прямую опасность жизни и здоровью несовершеннолетних.

Следственным управлением Следственного комитета РФ по Краснодарскому краю в июле текущего года в г. Краснодаре возбуждено уголовное дело в отношении мужчины, который в социальных сетях познакомился с 13-летним мальчиком и договорился с ним о встрече в одной из гостиниц города Краснодара. В гостиничном номере, мужчина совершил акт мужеложства в отношении мальчика. В результате преступных действий подростку был причинен психический и физический вред здоровью, повлекшие необходимость оказания ему медицинской помощи. По данному факту возбуждено уголовное дело, ведется следствие. И это не единственный случай, когда несовершеннолетние становятся объектом преступления злоумышленников, использующих возможности социальных сетей. Так, 15-летняя жительница Абинского района в Интернете познакомилась с 23-летним жителем Астрахани, приехавшим в край в поисках работы. Они договорились о встрече. Юноша принес с собой спиртное, и когда несовершеннолетняя опьянела, воспользовавшись ее беспомощным состоянием, изнасиловал. После совершенного преступления он скрылся.

Не менее опасным преступным проявлением в отношении несовершеннолетних являются противоправные посягательства с использованием мобильной связи. Типичным примером может служить случай, произошедший в этом году в г. Новороссийске. По данным Следственного управления Следственного комитета РФ по Краснодарскому краю 12-летней девочке неизвестный присылал mms-сообщения с изображением половых органов, а также вел с нею беседы на сексуальные темы. После обращения законного представителя потерпевшей в правоохранительные органы было установлено, что 31-летний житель г. Краснодара, ранее осужденный за совершение аналогичного преступления, зарегистрировавшись в одной из социальных сетей под псевдонимом «Самец», указав ложно свой возраст как 19 лет, рассылал электронные письма пользователям с женскими именами с предложениями виртуально вступить с ним в половую связь. Таким образом, он познакомился и с потерпевшей, зная при этом ее возраст, совершал в отношении нее развратные действия.

Зачастую Интернет несет в себе информацию, которая может стать причиной суицидального поведения несовершеннолетних, пропагандирующую аборты, самоповреждения, употребление наркотических и других психоактивных веществ, дети могут подвергнуться информационной атаке со стороны взрослых преступных групп и организаций экстремистской и террористической направленности, деструктивных религиозных сект.

В октябре 2012 года в ходе проведения мониторинга сети Интернет с целью выявления ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью детей и их развитию, Тихорецкой межрайонной прокуратурой выявлен ряд сайтов, содержащих нецензурную брань, информацию порнографического характера, контент, побуждающий детей к самоубийству, способный вызвать желание употребить наркотические средства, заниматься проституцией и пр.

По данному факту Тихорецким межрайонным прокурором направлено в суд 65 исков к ООО «Инет» и ООО «Небесная сеть» об ограничении доступа к указанным сайтам. Требования прокурора удовлетворены в полном объеме, доступ к сайтам, содержащим данную информацию, ограничен путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP – адресов указанных сайтов.

Отдельные пользователи размещают в сети контент, направленный на разжигание межнациональной розни. Так, 20-летний житель Анапы в феврале-марте 2012 года в сети Интернет на сайте «Контакт» допускал шовинистские и националистские высказывания. По данному факту возбуждено уголовное дело, ведется следствие.

В связи со сложившейся ситуацией важным шагом в совершенствовании государственной политики в сфере духовно-нравственной и информационной безопасности несовершеннолетних стало принятие 29 декабря 2010 года Федерального закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон), расширенного и конкретизированного внесенными изменениями от 28 июля 2012 года и вступившими в силу 1 сентября 2012 года.

Закон четко определяет информационную продукцию, не допустимую для детской аудитории.

По мнению Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павла Астахова, принявшего активное участие в разработке данного законопроекта, Закон является не декларативным, а реальным высокоэффективным организационно-правовым механизмом в сфере противодействия массовым, публичным формам насилия над детьми и их растления.

С 1 ноября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. №1101 о единой автоматизированной информационной системе регламентирована процедура включения Интернет-сайтов в реестр сайтов, содержащих информацию, распространение которой запрещено.

Роскомнадзор определен ответственным органом за формирование реестра. На сайте zapret-info.gov.ru («запрет-инфо») организован круглосуточный прием электронных обращений граждан о наличии на страницах сайтов запрещенной информации.Только за первый месяц работы над реестром (с 1 ноября до 1 декабря 2012 г.) Роскомнадзор получил более 19 тысяч заявлений, при этом в реестр внесено 640 записей, из них 279 – на основании заключений Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, 215 – Роспотребнадзора, 146 – Роскомнадзора.

Средства массовой информации для несовершеннолетних жителей Кубани являются источником получения полезных знаний, навыков, умений, расширения кругозора, повышения образовательного уровня, позволяют им быть в курсе происходящих в стране и мире событий в сфере политики, экономики, культуры и т.д. По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в Краснодарском крае функционируют 18 федеральных телеканалов, из них 2 детских и 43 региональных, также имеются 36701 федеральное периодическое издание, 536 из которых детские и 1022 региональные периодические издания, 11 из которых детские.

Вместе с тем, при реализации детских периодических изданий, а также иной печатной, аудио и видеопродукции имеют место нарушения Закона в части требований, предъявляемых к обороту информационной продукции.

Специалистами аппарата Уполномоченного и уполномоченными по правам ребенка в муниципальных образованиях края выборочно изучена ситуация по выполнению отдельными торговыми объектами требований Закона. В результате изучения выявлено, что в ряде магазинов и киосков печатная и аудиовизуальная продукция, содержащая негативную информацию для детей, находилась в свободном доступе для всех возрастных категорий граждан, отсутствовали и знаки информационной продукции о возрастных ограничениях. Проверки показали, что руководители отдельных торговых объектов не приняли всех необходимых мер по выполнению законодательства по информационной безопасности несовершеннолетних.

Материалы изучения были обобщены и направлены в прокуратуру Краснодарского края для принятия мер прокурорского реагирования.

Прокуратурой Краснодарского края проведено 26 внеплановых выездных проверок хозяйствующих субъектов на территории г. Краснодара, г. Новороссийска, г. Сочи, Белореченского и Лабинского районов на предмет соблюдения ими законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Закона в магазине «ТРЕК» ООО «Новая волна» в г. Сочи в местах доступных для детей распространялись журналы «MAXIM», «XXL» с фотографиями обнаженных девушек на обложках, на упаковках и на обложках отсутствовали знаки возрастных ограничений, в отделе «Фильмы» распространялись DVD диски без знака информационной продукции, на упаковках которых была изображена информация, распространение которой для детей ограничено. Аналогичные нарушения выявлены в ООО «ОДС», ООО «ОЛИМП-ПРЕСС» (г. Сочи), магазине «Игротека» (г. Краснодар), киосках СФ ОАО «Роспечать» г. Сочи и Белореченского района, у отдельных индивидуальных предпринимателей.

По результатам проведенных проверок 6 должностных лиц привлечено к административной ответственности, из которых 5 лиц по ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ и 1 лицо по ст. 6.17 КоАП РФ. Территориальными прокурорами в адрес организаций, допустивших нарушения, внесено 5 представлений, а также объявлено 1 предостережение о недопустимости нарушения действующего законодательства.

Вместе с тем анализ правоприменительной практики управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю (Роспотребнадзора) показывает, что в положениях Закона и других законодательных актах не определены: содержание пакета сопроводительной документации к информационной продукции; необходимость нанесения знака о возрастном ограничении на информационную продукцию импортного производства в случае, если на нее уже нанесен знак в соответствии с требованиями государства производителя; возможность торгового оборота информационной продукции без знака о возрастном ограничении, произведенной до вступления в силу Закона; порядок маркировки информационной продукции.

Кроме того, в соответствии с ст. 17 ч. 4 Закона, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (Роскомнадзор) осуществляет в установленном порядке аккредитацию экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции, включая выдачу аттестатов аккредитации, приостановление или прекращение действия выданных аттестатов аккредитации, ведение реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций и контроль за деятельностью аккредитованных им экспертов и экспертных организаций.

В связи с тем, что данный реестр до настоящего времени не сформирован, у должностных лиц, осуществляющих контроль и надзор за исполнением требований вышеуказанного Закона, отсутствует возможность направления материала для проведения экспертизы и принятия мер, в случае наличия в информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, о соответствии или о несоответствии информационной продукции определенной категории информационной продукции, о соответствии или о несоответствии информационной продукции знаку информационной продукции.

Отсутствие указанных выше механизмов реализации не позволяет Закону в полной мере обеспечить защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

В целях изучения общественного мнения по вопросу обеспечения безопасности и защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию, специалистами аппарата Уполномоченного совместно с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Краснодарский государственный университет культуры и искусств» методом анкетного опроса проведено социологическое исследование среди родителей и учащихся средних и старших классов школ Краснодарского края.

В ходе социологического исследования изучены: основные источники и приоритеты получения информации среди несовершеннолетних; информационные проблемы и риски для детей, наличие негативной информации в средствах массовой информации, федеральное и региональное законодательство по информационной защите детей и отношение к нему участников опроса. В социологических исследованиях приняло участие 500 респондентов (учащихся и родителей) городских и сельских школ в 11 муниципальных образованиях края (город Краснодар, город-герой Новороссийск, город Геленджик, Лабинский, Белореченский, Отрадненский, Северский, Гулькевичский, Каневской, Курганинский, Щербиновский районы).

Результаты социологического изучения, представлены в таблице № 1.



Таблица № 1

Структура источников информации несовершеннолетних




Наименование источника информации

Частота использования

(% от числа опрошенных)



Практически ежедневно

От случая к случаю

Практически не пользуются

Общение в школе

100

0

0

Общение в семье

85

15

0

Интернет

60

35

5

Телевидение

60

30

10

Общение с друзьями вне школы

40

60

0

Видео

40

60

0

Журналы

20

75

5

Газеты

10

70

20

Книги

0

95

5

Радио

0

65

35
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Доклад «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»
206.05kb.
Российская федерация федеральный закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
302.41kb.
Закона от 29. 12. 2010 №436-фз «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
191.84kb.
Положение о регламенте пользования личными средствами коммуникации
86.27kb.
Принят Государственной Думой 21 декабря 2010 года Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года Глава Общие положения статья
219.51kb.
Методические рекомендации по проведению классных часов по медиа-безопасности для обучающихся 1-11 классов в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области
242.45kb.
Правила страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
281.63kb.
Стандарт предоставления государственной услуги «Назначение гражданам единовременной компенсации за вред здоровью, нанесенный вследствие чернобыльской катастрофы»
143.55kb.
Урок-игра по информатике для 11 класса Цель: повторение и контроль знаний по теме «Защита информации». Задачи
142.75kb.
Кроме того, о псевдорелигиозном характере того или иного сообщества позволяет говорить отрицание им всей совокупности культуры, сложившейся в современном казахстанском обществе
33.81kb.
Статья Предмет регулирования настоящего Закона
98.54kb.
Доклад по теме: «Модальности. Новый взгляд на стили обучения»
128.9kb.