takya.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа №17 им. Александра Цфасмана»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ФОРТЕПИАНО», «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»,

«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»,

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область

ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

УП.01.СОЛЬФЕДЖИО

Срок обучения 9 лет

Нижний Новгород

2013
сольфеджио 2 страница.jpgСтруктура программы учебного предмета



1. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цели и задачи учебного предмета;

  • Обоснование структуры программы учебного предмета;

  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

2. Содержание учебного предмета

  • Учебно-тематический план;

  • Распределение учебного материала по годам обучения;

  • Формы работы на уроках сольфеджио;

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

4. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Критерии оценки;

  • Контрольные требования на разных этапах обучения;

5. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы;

  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

6. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  • Учебная литература,

  • Учебно-методическая литература;

  • Методическая литература.


Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты».

Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы предпрофессионального обучения. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.

Полученные на уроках сольфеджио знания, формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.
2. Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 9 лет.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Сольфеджио»:

Таблица 1

Нормативный срок обучения – 9 лет



Классы

1-9

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

724

Количество часов на аудиторные занятия

428

Количество часов на внеаудиторные занятия

296


4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
5. Цели и задачи предмета «Сольфеджио»

Цель предмета «Сольфеджио» не противоречит общим целям образовательной программы и заключается в следующем:



  • развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных знаний, умений и навыков в области теории музыки,

  • выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающихся музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;

  • формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;

  • формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.


6. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:


  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Реализация программы учебного предмета «Сольфеджио» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Сольфеджио», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами хоровых и оркестровых произведений, электронными изданиями. Основной учебной литературой по учебному предмету «Сольфеджио» обеспечивается каждый обучающийся.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Сольфеджио», оснащены фортепиано, звуковоспроизводящим и мультимедийным оборудованием, учебной мебелью (магнитно-маркерной доской, столами, стульями, стеллажами), оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории имеют звуковую изоляцию.



Оснащение занятий

В младших классах активно используется наглядный материал – карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов. Для учащихся старших классов применяются плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям. В кабинете оформлен стенд с основными теоретическими понятиями.

Возможно использование звукозаписывающей аппаратуры для воспроизведения тембровых диктантов, прослушивания музыкального фрагмента для слухового анализа и т. д.

Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, сборников для сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается педагогом самостоятельно.



2. Содержание учебного предмета

Учебный предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа музыкальных форм, импровизации и сочинения являются необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными предметами (сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство, хоровой класс, оркестровый класс и другие).



Учебно-тематический план

Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.

При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы.

Срок обучения 9 лет

1 класс

Таблица 2

п.п.

Наименование

раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная

нагрузка

Самостоятельная

работа

Аудиторные

занятия

1

Нотная грамота

урок

4

2

2

2

Гамма До мажор.

Устойчивые и неустойчивые ступени



урок

2

1

1

3

Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки.

урок

2

1

1

4

Опевание устойчивых ступеней. Тоническое трезвучие.

урок

2

1

1

5

Длительности, размер, такт

урок

2

1

1

6

Размер 2/4

урок

4

2

2

7

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

8

Изучение элементов гаммы Соль мажор

урок

4

2

2

9

Размер 3/4

урок

4

2

2

10

Устные диктанты

урок

4

2

2

11

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

12

Изучение элементов гаммы Ре мажор

урок

4

2

2

13

Изучение элементов гаммы Фа мажор

урок

4

2

2

14

Гамма ля минор (для продвинутых групп)

урок

2

1

1

15

Знакомство с интервалами

урок

2

1

1

16

Затакт четверть, две восьмые в размере 2/4

урок

4

2

2

17

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

18

Запись одноголосных диктантов в размере 3/4

урок

4

2

2

19

Размер 4/4 (для продвинутых групп)

урок

2

1

1

20

Повторение

урок

6

3

3

21

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2

1

1




ИТОГО




64

32

32

2 класс

Таблица 3

п.п.

Наименование

раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная

нагрузка

Самостоятельная

работа

Аудиторные

занятия

1

Повторение

материала

1 класса


урок

7,5

3

4,5

2

Затакт четверть в

размере 3/4



урок

2,5

1

1,5

3

Тональность Си-

бемоль мажор



урок

5

2

3

4

Размер 4/4

урок

5

2

3

5

Текущий контроль

Контрольный

урок


2,5


1

1,5

6

Тональность ля

минор


урок

5

2

3

7

Три вида минора

урок

5

2

3

8

Ритм четверть с

точкой и восьмая



урок

5

2

3

9

Текущий контроль

Контрольный

урок


2,5


1

1,5

10

Параллельные

тональности



урок

2,5


1

1,5

11

Ритм четыре

шестнадцатые в

пройденных

размерах


урок

5

2

3

12

Тональность ре

минор


урок

5

2

3

13

Тональность ми

минор


урок

2,5


1

1,5

14

Тональность си

минор


урок

2,5


1

1,5

15

Интервалы ч.1, м.2,

б.2, м.3, б.3



урок

7,5

3

4,5

16

Текущий контроль

Контрольный

урок


2,5


1

1,5

17

Тональность соль

минор


урок

2,5


1

1,5

18

Интервалы ч.4, ч.5,

ч.8


урок

5

2

3

19

Закрепление

пройденного



урок

5

2

3

20

Промежуточный

контроль


Контрольный

урок


2,5


1

1,5

21

Резервные уроки

урок

2,5

1

1,5




ИТОГО:




82,5

33

49,5



3 класс

Таблица 4

п.п.

Наименование

раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная

нагрузка

Самостоятельная

работа

Аудиторные

занятия

1

Повторение материала 2 класса

Урок

10

4

6

2

Тональность Ля мажор

Урок

5

2

3

3

Ритм восьмая и две шестнадцатых

Урок

5

2

3

4

Текущий контроль

Контрольный

урок


2,5

1

1,5

5

Тональность фа-диез минор

Урок

5

2

3

6

Ритм две шестнадцатых и восьмая

Урок

5

2

3

7

Переменный лад

Урок

5

2

3

8

Текущий контроль

Контрольный

урок


2,5

1

1,5

9

Тональности Ми-бемоль мажор и до минор

Урок

7,5

3

4,5

10

Интервалы м.6 и б.6

Урок

5

2

3

11

Обращения интервалов

Урок

5

2

3

12

Главные трезвучия лада

Урок

5

2

3

13

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

14

Размер 3/8

Урок

2,5

1

1,5

15

Обращения трезвучий

Урок

5

2

3

16

Повторение

Урок

5

2

3

16

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

17

Резервный урок

Урок

2,5

1

1,5




ИТОГО:




82,5

33

49,5

4 класс

Таблица 5

п.п.

Наименование

раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная

нагрузка

Самостоятельная

работа

Аудиторные

занятия

1

Повторение материала 3 класса

Урок

7,5

3

4,5

2

Тональность Ми мажор

Урок

2,5

1

1,5

3

Пунктирный ритм

Урок

5

2

3

4

Главные трезвучия лада

Урок

5

2

3

5

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

6

Тональность до-диез минор

Урок

5

2

3

7

Синкопа

Урок

5

2

3

8

Тритоны на IV и на VII (повышенной) ст. в мажоре и гарм. миноре

Урок

5

2

3

9

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

10

Триоль

Урок

5

2

3

11

Тональность Ля-бемоль мажор

Урок

5

2

3

12

Размер 6/8

Урок

5

2

3

13

Интервал м.7

Урок

2,5

1

1,5

14

Доминантовый септаккорд в мажоре и гармоническом миноре

Урок

5

2

3

15

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

16

Тональность фа минор

Урок

5

2

3

17

Повторение тритонов

Урок

5

2

3

18

Повторение доминантового септаккорда

Урок

2,5

1

1,5

19

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

20

Резервный урок

Урок

2,5

1

1,5




ИТОГО:




82,5

33

49,5

5 класс

Таблица 6

п.п.

Наименование

раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная

нагрузка

Самостоятельная

работа

Аудиторные

занятия

1

Повторение материала 4 класса

Урок

7,5

3

4,5

2

Доминантовое трезвучие с обращениями и разрешениями

Урок

5

2

3

3

Ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатые

Урок

5

2

3

4

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

5

Субдоминантовое трезвучие с обращениями и разрешениями

Урок

7,5

3

4,5

6

Повторение тритонов на IV и VII ступенях в мажоре и гармоническом миноре

Урок

2,5

1

1,5

7

Уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре

Урок

5

2

3

8

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

9

Тональности Си мажор, соль-диез минор

Урок

7,5

3

4,5

10

Различные виды синкоп

Урок

7,5

3

4,5

11

Построение мажорных и минорных трезвучий, секстаккордов, квартсекстаккордов от звука

Урок

7,5

3

4,5

12

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

13

Тональности Ре-бемоль мажор, си-бемоль минор

Урок

5

2

3

14

Буквенные обозначения тональностей

Урок

2,5

1

1,5

15

Период, предложения, фраза

Урок

2,5

1

1,5

16

Повторение

Урок

5

2

3

17

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

18

Резервный урок

Урок

2,5

1

1,5




ИТОГО:




82,5

33

49,5

6 класс

Таблица 7


п.п.

Наименование

раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная

нагрузка

Самостоятельная

работа

Аудиторные

занятия

1

Повторение материала 5 класса

Урок

7,5

3

4,5

2

Обращения Доминантового септаккорда, разрешения

Урок

7,5

3

4,5

3

Ритмические фигуры с шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8

Урок

5

2

3

4

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

5

Гармонический мажор

Урок

2,5

1

1,5

6

Субдоминанта в гармоническом мажоре

Урок

2,5

1

1,5

7

Тритоны в гармоническом мажоре и натуральном миноре

Урок

7,5

3

4,5

8

Ритм триоль (шестнадцатые)

Урок

2,5

1

1,5

9

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

10

Тональности Фа-диез мажор, ре-диез минор

Урок

5

2

3

11

Уменьшенное трезвучие в гармоническом мажоре

Урок

2,5

1

1,5

12

Уменьшенное трезвучие в натуральном миноре

Урок

2,5

1

1,5

13

Ритмические группы с залигованными нотами

Урок

5

2

3

15

Хроматизм, альтерация. IV повышенная ступень в мажоре и в миноре

Урок

5

2

3

15

Отклонение, модуляция в параллельную тональность, в тональность доминанты

Урок

2,5

1

1,5

16

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

17

Тональности Соль-бемоль мажор, ми-бемоль минор

Урок

5

2

3

18

Энгармонизм тональностей с 6 знаками

Урок

2,5

1

1,5

19

Квинтовый круг тональностей

Урок

2,5

1

1,5

20

Повторение

Урок

5

2

3

21

Текущий контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

22

Резервный урок

Урок

2,5

1

1,5




ИТОГО:




82,5

33

49,5

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Образовательная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты»
191.83kb.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства
1258.53kb.
Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано»
270.77kb.
«детская школа искусств» дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «гитара» программа по учебному предмету основы музыкального исполнительства (гитара)
236.88kb.
Воронова Татьяна Петровна преподаватель высшей категории отделения фортепиано мбоу дод детской школы искусств №2 г. Димитровграда с 1 сентября 2013г начала реализовываться дополнительная предпрофессиональная программа
68.05kb.
1 фгт учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на: выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте
232.17kb.
Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства Хоровое пение
244.63kb.
Бушманова Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования г. Печора 2011 г пояснительная записка Дополнительная образовательная программа
124.74kb.
Образовательная программа в области изобразительного искусства
1175.77kb.
Образовательная программа по тенору, тромбону, тубе (5 лет) мбо до «дши им. С. Губайдулиной»
102.39kb.
Жоскен де пре (Josquin des Prez)
338.61kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Детская школа искусств»
125.26kb.