takya.ru страница 1
скачать файл
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»



Согласовано:

На заседании научно-методического совета

Протокол №_____

от__________

Председатель НМС

________________



Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД ДДТ

____________Е.А. Шуптиева


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

(художественно-эстетическая направленность,

рассчитана на 2 года для обучающихся 12-15 лет)

Сёмин Максим Валерьевич

Педагог дополнительного образования

Батайск


2013 г

СОДЕРЖАНИЕ




  1. Пояснительная записка.

  2. Учебно-тематический план 1-го года обучения.

  3. Содержание программы 1-го года обучения.

  4. Учебно-тематический план 2-го года обучения.

  5. Содержание программы 2-го года обучения.

  6. Методическое обеспечение программы.

  7. Литература.



  1. Пояснительная записка

Данная программа реализуется с обучающимися игре на ударных инструментах (малый барабан, большой барабан, тарелки) и игре в ансамбле. В основу программы положена типовая программа «Музыкальные инструменты (ударные инструменты) для ДМШ (музыкальных отделений школ искусств), материалы которых нуждаются в дополнении и корректировке в аспектах формулирования цели и задач обучения, приоритетных форм работы и содержания занятий.


Форма занятий - групповая. В группах по 15 человек. Программа рассчитана на 2 года обучения, для детей 12-15 лет.

Основная цель программы – создать условия для обучения игре на ударных инструментах, овладеть техникой игры на малом барабане, а также дополнительно на большом барабане и тарелках в объеме программы музыкальной школы, дать комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, сформировать основы исполнительской культуры, как неотъемлемую часть духовной культуры подрастающего поколения. 

Для освоения этой цели определяются следующие задачи:



  1. Воспитать интерес, любовь к музыкальному искусству;

  2. Воспитать музыкальный вкус на основе лучших классических произведений духовой музыки;

  3. Развить в обучающихся потребность постоянного общения с музыкой, через исполнительское искусство;

  4. Способствовать развитию у обучающихся эмоциональной отзывчивости и любви к окружающему миру;

  5. Обучить навыкам исполнительской культуры - технике игры на ударных инструментах.

  6. Развить музыкальные данные - слух, чувство ритма, музыкальную память и т. д.

  7. Дать понятие о средствах музыкальной выразительности, элементах теории и истории музыкальной культуры, о взаимосвязи музыки и других видов искусств, в первую очередь литературы и изобразительного искусства. 


Предполагаемые  результаты по каждому году обучения

На конец 1-го года обучения должны знать и уметь:



  • Прочное владение навыками игры на инструменте;

  • Знание устройства инструмента и принципа звукообразования;

На конец 2-го года обучения должны знать и уметь:



  • Свободное владение исполнительским аппаратом.

  • Умение грамотно фразировать текст в исполняемых произведениях,

  • Прочные навыки чтения с листа.


Форма контроля за реализацией программы.

  1. педагогическое наблюдение за каждым обучающимся;

  2. активное участие в общественной жизни ДДТ, города, региона;

  3. участие в городских, региональных, конкурсах и концертах.


Критерии оценки результативности освоения программы

В результате реализации данной программы формируется исполнитель на ударных инструментах, владеющий твердыми навыками игры, обладающий высоким уровнем мотивации к исполнительству, способный к самостоятельной работе творческой самореализации, а самые одаренные из них - к профессиональному самоопределению в области музыкального образования.




2. Учебно-тематический план 1- го года обучения.




Темы




Количество часов


всего

теоретических

практических


1.

Вводное занятие. Устройство инструмента. Уход за инструментом.


1

1

0



2.

Сведения по музыкальной грамоте. Формирование исполнительского аппарата.


10

10

0



3

Формирование исполнительского аппарата. Малый барабан. Гимнастические упражнения.


31

0

31



4

Формирование исполнительского аппарата. Упражнения одиночными ударами. Упражнения в медленной двойке.


25

1

24



5

Работа над упражнениями, этюдами и художественными произведениями 


30

0

30



6

Ансамблевая подготовка. 


43

0

43



7

Итоговый отчетный концерт


4

0

4





Итого


144


12


132


3. Содержание программы 1-го года обучения.
1.Вводное занятие. Устройство инструмента. Уход за инструментом. (всего 1, теоретических 1, практических 0 )

2.Сведения по музыкальной грамоте. Формирование исполнительского аппарата.

Таблица длительностей нот. Соотношение длительностей нот и пауз. Триоли. Знаки сокращения нотного письма. Метроритм. Простые, сложные, сложносоставные и несимметричные размеры. Дуольная и триольная пульсация. Пунктирный ритм. Легато. Синкопа. Форшлаг. Дробь и её разновидности прочтения и исполнения. Чтение с листа. Чтение с листа несложных метрических и сложных ритмических заданий. Музыкальная фразировка. Понятие о динамике, агогике. (всего 10, теоретических 10, практических 0 )

3.Формирование исполнительского аппарата. Малый барабан. Гимнастические упражнения.

Положения корпуса, рук, ног играющего, а также совокупность приёмов и методов, при которых действия исполнителя будут максимально целесообразны, эффективны и экономичны.

Психо-физиологический механизм движения частей рук (плечо, предплечье, кисть, пальцы). (всего 31, теоретических 0, практических 31 )

4.Формирование исполнительского аппарата. Упражнения одиночными ударами. Упражнения в медленной двойке. (всего 25, теоретических 1, практических 24 )

5.Работа над упражнениями, этюдами и художественными произведениями.

Основные учебные задачи: развитие технического совершенства игры на малом барабане в симметричной и несимметричной постановке; познание рудиментальной техники, отработка системы специальных упражнений при овладении парадидлами; исполнение различных штрихов, отработка исполнения форшлагов, мысленный контроль действия рук при исполнении тембрового удара с положением палочек в момент исполнения; строгий слуховой контроль за качеством исполнения, развития чтения с листа.
(всего 30, теоретических 0, практических 30 )

6. Ансамблевая подготовка. 
Подготовка ансамблей однородных инструментов (дуэты, трио). Подготовка ансамблей смешанного типа. Разучивание произведения (фразировка, агогика, штрих) по частям, а затем в целом. Исполнение произведение с преодолением ансамблевых сложностей. Многократное исполнение произведения целиком с целью выработки. (всего 43, теоретических 0, практических 43 )
7. Итоговый отчетный концерт. (всего 4, теоретических 0, практических 4 )



  1. Учебно-тематический план 2- го года обучения.




Темы




Количество часов

всего

теоретических

практических


1.

Вводное занятие. Устройство инструмента. Уход за инструментом.


1

1

0



2.

Сведения по музыкальной грамоте. Формирование исполнительского аппарата.


19

19

0



3

Формирование исполнительского аппарата. Малый барабан. Гимнастические упражнения.


30

0

30



4

Формирование исполнительского аппарата. Упражнения одиночными ударами. Упражнения в медленной двойке.


50

4

46



5

Работа над упражнениями, этюдами и художественными произведениями 


60

0

60



6

Ансамблевая подготовка. 


46

0

46



7

Итоговый отчетный концерт


10

0

10





Итого



216


24


192


5. Содержание программы 2-го года обучения.
1.Вводное занятие. Устройство инструмента. Уход за инструментом. (всего 1, теоретических 1, практических 0 )

2.Сведения по музыкальной грамоте. Формирование исполнительского аппарата.


Таблица длительностей нот. Соотношение длительностей нот и пауз. Триоли. Знаки сокращения нотного письма. Метроритм. Простые, сложные, сложносоставные и несимметричные размеры. Дуольная и триольная пульсация. Пунктирный ритм. Легато. Синкопа. Форшлаг. Дробь и её разновидности прочтения и исполнения. Чтение с листа. Чтение с листа несложных метрических и сложных ритмических заданий. Музыкальная фразировка. Понятие о динамике, агогике.
(всего 19, теоретических 19, практических 0 )

3.Формирование исполнительского аппарата. Малый барабан. Гимнастические упражнения.

Положения корпуса, рук, ног играющего, а также совокупность приёмов и методов, при которых действия исполнителя будут максимально целесообразны, эффективны и экономичны.

Психо-физиологический механизм движения частей рук (плечо, предплечье, кисть, пальцы). (всего 30, теоретических 30, практических 0 )


4.Формирование исполнительского аппарата. Упражнения одиночными ударами. Упражнения в медленной двойке. (всего 50, теоретических 4, практических 46 )

5.Работа над упражнениями, этюдами и художественными произведениями.

Основные учебные задачи: развитие технического совершенства игры на малом барабане в симметричной и несимметричной постановке; познание рудиментальной техники, отработка системы специальных упражнений при овладении парадидлами; исполнение различных штрихов, отработка исполнения форшлагов, мысленный контроль действия рук при исполнении тембрового удара с положением палочек в момент исполнения; строгий слуховой контроль за качеством исполнения, развития чтения с листа.
(всего 60, теоретических 0, практических 60 )
6. Ансамблевая подготовка. 

Подготовка ансамблей однородных инструментов (дуэты, трио). Подготовка ансамблей смешанного типа. Разучивание произведения (фразировка, агогика, штрих) по частям, а затем в целом. Исполнение произведение с преодолением ансамблевых сложностей. Многократное исполнение произведения целиком с целью выработки (всего 46, теоретических 0, практических 46 )



  1. Итоговый отчетный концерт .(всего 10, теоретических 0, практических 10 )




    1. Методическое обеспечение программы

Тренировочные подставки, малые барабаны, барабанные палочки, ярко освещенное помещение, твердое напольное покрытие, наличие зеркал, школьная доска, музыкальная аудио система.



Диагностический блок

Участие в празднике дня города, 9 мая. Участие в областном фестивале.



Дидактический блок

- звуковой (аудиозаписи)

-смешанный (видеозаписи, учебные кинофильмы)

-обучающие прикладные программы в электронном виде


Примерный репертуарный план



Младшая группа.

Походный марш №1.

Походный марш №2.

Г. Шинстайн “Ритмы улиц”.

М. Николаев “Марш на выход”

C. Смит “Crazy army”

В. Аникин “Удар за ударом”.
Старшая группа.

Походный марш №1.

Походный марш №2.

М. Николаев “Ритмы улиц”.

C. Смит “Crazy army”

В. Аникин “Удар за ударом”.

Д. Агостини “Поезд”.

А. Каппио “Обойма”




Структура занятия

  1. Подготовительная часть

Включает в себя «разыгрывание» на инструменте с целью приведения исполнительского аппарата в оптимальное физическое состояние. Процесс «разыгрывания» состоит из исполнения учащимся комплекса специальных упражнений на различные виды исполнительской техники.



  1. Основная часть.

Включает в себя работу исполнителя над упражнениями, этюдами, художественными произведениями (небольшими законченными пьесами, частями крупной формы).

Работа над упражнениями и этюдами имеет цель развить у учащегося технический уровень владения музыкальным инструментом (артикуляция, подвижность пальцев, контроль за постановкой, динамическая и штриховая культура), а также дать понятие музыкальной фразировки.

Подбор этюдов осуществляется с учетом возможности применения в них различных видов исполнительской техники, а также с учетом наиболее проблемных вопросов исполнительства у каждого отдельно взятого учащегося.

Работа над художественными произведениями позволяет применить на практике навыки, полученные в ходе занятий над упражнениями, помочь формированию у учащегося исполнительского замысла, созданию художественного образа; научить свободно, ориентироваться в форме произведения.

Подбор произведений осуществляется исходя из исполнительских возможностей конкретного учащегося, а также из возможности продемонстрировать различные виды техники и характеры исполнения.

3. Заключительная часть.

Подведение итогов, рекомендации и пожелания учащимся.

Итоговый отчетный концерт.

Составление программы, отбор исполнителей. Репетиции.


Содержание тем


Вводное занятие.

Знакомство с музыкальным инструментом: показ, демонстрация игры на инструменте, история создания (изобретения) инструмента, принцип звукоизвлечения. основные части инструмента, правила ухода и сбережения, примеры оркестровых партий (соло из известных произведений), выдающиеся исполнители на данном инструменте.



Формирование исполнительского аппарата.

Процесс формирования исполнительского аппарата включает в себя вопросы положения корпуса, рук, ног играющего, а также совокупность приёмов и методов, при которых действия исполнителя будут максимально целесообразны, эффективны и экономичны. Исполнитель должен твёрдо знать психо-физиологический механизм движения частей рук (плечо, предплечье, кисть, пальцы).



Работа над упражнениями и этюдами.

Основные учебные задачи: развитие технического совершенства игры на малом барабане в симметричной и несимметричной постановке; познание рудиментальной техники, отработка системы специальных упражнений при овладении парадидлами; исполнение различных штрихов, отработка исполнения форшлагов, мысленный контроль действия рук при исполнении тембрового удара с положением палочек в момент исполнения; строгий слуховой контроль за качеством исполнения, развития чтения с листа.




Работа над произведениями.

Правильное прочтение нотного текста, определение жанра, стиля и формы произведения (время написания, эпоха, в которую жил композитор), нахождение музыкального образа, формирование исполнительского замысла. Разучивание произведения (фразировка, агогика, штрих) по частям, а затем в целом. Исполнение произведение с преодолением ансамблевых сложностей. Многократное исполнение произведения целиком с целью выработки стабильности. Контрольное (концертное) исполнение.



Ансамблевая подготовка.

Подготовка ансамблей однородных инструментов (дуэты, трио). Подготовка ансамблей смешанного типа.




Музыкально-теоретические сведения.

Таблица длительностей нот. Соотношение длительностей нот и пауз. Триоли. Знаки сокращения нотного письма. Метроритм. Простые, сложные, сложносоставные и несимметричные размеры. Дуольная и триольная пульсация. Пунктирный ритм. Легато. Синкопа. Форшлаг. Дробь и её разновидности прочтения и исполнения. Чтение с листа. Чтение с листа несложных метрических и сложных ритмических заданий. Музыкальная фразировка. Понятие о динамике, агогике.


    1. Список используемой литературы




1. Андреев Е. “Ударные инструменты современного симфонического оркестра”.- Киев,1990.

2. Биберган В. “К вопросу о классификации ударных. Вопросы оркестровки” - Москва.,1990.

3. Головко С. “К истории развития советского исполнительства на ударных инструментах”. - Москва.,1989.


4. Денисов Э. “Ударные инструменты в современном оркестре”.- М., 1982.

5. Дмитриев Г. ”Ударные инструменты: трактовка и современное состояние “. - М.,1980.

6. Зиневич В., Борин В. ”Курс игры на ударных инструментах” - П.,1980.

7. Ковалевский М. “ Аппликатурные приёмы игры на ударных инструментах в эстрадном ансамбле”. – М.,1980.


8. Макиевский С. “Техника игры на ударной установке”. – Киев.,1990.

9. Парамонов В. “Современные ударные инструменты и их применение в военном оркестре”. – М., 1984
скачать файл



Смотрите также:
Пояснительная записка к учебному плану муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей
182.94kb.
Дополнительного образования детей
68.97kb.
Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
248.11kb.
Т. Е. Волосовец Зам начальника Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи
176.3kb.
Программа «развитие дополнительного образования детей в системе образования муниципального района благоварский район на 2012-2017 годы»
156.62kb.
1 Руководит школой педагог дополнительного образования (далее руководитель), специалист по данному направлению, назначенный приказом директора дтдиМ
32.52kb.
Государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Воронежской области «Областной центр дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания»
4265.74kb.
Положение о стимулировании труда и премировании работников Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей
130.35kb.
Анализ работы структурного подразделения дополнительного образования гбоу сош №1847 за 2013-2014 учебный год
100.21kb.
Развитие муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
99.41kb.
Положение об официальном сайте Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей
93.48kb.
Художественно-эстетической направленности
475.35kb.