takya.ru страница 1
скачать файл
Двадцатый век ознаменован всплеском интереса к инструменту-гитаре. Сегодня в распоряжении гитариста находится множество технических средств, штрихов, приёмов игры. Этот богатейший материал нуждается в подробном изучении и описании. В « Школе игры на шестиструнной гитаре» Э.Пухоля, являющейся по мнению многих гитаристов великолепным методическим пособием, довольно подробно рассматриваются способы исполнения легато, анализируются встречающиеся при исполнении технические трудности, даются методические указания .В методической литературе трудно обнаружить точные определения ряда близких по значению терминов(«штрихи», «артикуляция», «приём исполнения» Наиболее устойчивым по значению представляется термин «штрих»В теории музыкального исполнительства всё более прочно утверждается мысль о том, что определяющим генетическим признаком штриха является степень связности-раздельности звуков, достигаемая с его помощью.

Говоря о штрихе, музыканты неизбежно затрагивают понятие артикуляция. При этом чаще всего они ссылаются на определение, данное И.Браудо. В его трудах артикуляция представлена как «искусство исполнять музыку, и прежде всего мелодию, с той или иной степенью расчлененности или связности её тонов, искусство использовать в исполнении все многообразие приёмов легато и стаккато»

При игре на гитаре возбуждение звука ударом используется лишь иногда: при восходящем legato (удар струны об лад пальцем левой руки), при эффекте tamburo (удар по струнам у подставки ребром большого пальца),при постукивании по деке или обечайке. В подавляющем же случаев звук на гитаре извлекается щипком.

На гитаре применяются два способа защипывания : апояндо и тирандо. Апояндо (опираясь)-приём, при котором палец правой руки после защипывания струны по инерции опирается на следующую струну. Тирандо-приём,при котором палец правой руки после защипывания струны не опирается на следующую струну, а проходит вблизи от неё.Характер звучания обоих приёмов достаточно подробно описан в учебнике Н.Кирьянова: «Апояндо даёт сильные и плотные по тембру звуки,тирандо-более лёгкие и светлые. Поэтому звукоизвлечение апояндо чаще всего используется гитаристами для акцентировано-выразительного исполнения отдельных звуков или мелодических пассажей. Приём тирандо в основном применяется для игры большинства видов двухголосия,аккордов, арпеджио, но может быть использован и при исполнении мелодий.В нотной литературе для гитары эти способы звукоизвлечения чаще всего обозначения не имеют и применяются гитаристами в зависимости от особенности изложения музыкального материала (фактуры),понимания музыкально-художественного содержания произведения и технического удобства использования того или иного вида звукоизвлечения».

Для исполнения штрихов, гитарист использует ряд выразительных средств: 1.Тот или иной тип защипывания струны.

2.Тот или иной способ действия левой руки (удар по струне,скольжение по струне либо её защипывание).

3. «Педализация».

4. Сокращение длительности звуков.

5.Динамику.

6. Аготику.

7.Специфические эффекты (sal ponticello-игра у подставки,sal tasto- игра над грифом,vibrato).

Следует помнить, что штрих важен не в самостоятельном значении, а как средство воплощения художественного замысла .Выбор штриха и мера его использования определяются стилем и характером исполняемой музыки. степенью её эмоциональной насыщенности. На основании всего сказанного предлагается следующая формулировка. Гитарный штрих-это способ раздельного или комбинированного применения выразительных средств, определяющий связность-раздельность звуков и обусловленный художественной задачей. При исполнении штриха legato на гитаре первый звук берётся щипком правой руки, последующие звуки исполняются ударом либо щипком левой руки без участия правой. По степени связности звуков этот приём ближе к абсолютно связному legato духовых и струнно-смычковых инструментов. Этот вид гитарного legato будем называть абсолютным legato. Другая манера связного исполнения звуков на гитаре заключается в том, что каждый звук берётся щипком правой руки .Ощущение связности нот и единства мелодического движения возникает психологически. Такой способ больше соответствует второму из описанных видов legato-будем называть его условным legato.Функция абсолютного легато многообразна: одновременно музыкально-смысловая, колористическая ( тембровая) и технически облегчающая исполнение. Абсолютное легато имеет три разновидности: нисходящее легато, восходящее легато и легато портаменто. Рассмотрим их подробнее.



Нисходящее легато .Пальцы (либо один палец) левой руки заранее располагаются на нужных ладах. Первый звук (более высокий) берётся щипком пальца правой руки. Второй звук(либо несколько последующих) «защипывания» пальцем левой руки нажимом вниз, т.е. берётся щипком пальца левой руки. Хотя нисходящим легато можно извлечь подряд несколько звуков ,чаще всего этим приёмом исполняют два звука. Второй звук несколько отличается по тембру от первого: палец правой руки защипывает струну ногтем, а палец левой руки –подушечкой .В тесных мелодических интервалах(примерно до большой терции)из-за небольшого расстояния между местом защипывания струны пальцем левой руки и местом прижатия струны на грифе может возникать эффект гнусавого тембра .Это касается главным образом трёх самых тонких струн. Задача исполнителя состоит в том, чтобы свести к минимуму тембровую разницу между первым и вторым звуками .Для этого палец левой руки должен защипывать струну не краешком подушечки, а примерно её серединой. На начальном этапе обучения важно, чтобы учащийся прочно усвоил, что выполнение нисходящего легато основано на одновременном действии двух пальцев: одного- срывающего струну и работающего вниз, другого- удерживающего струну на грифе и работающего вверх. Осознание этого принципа позволяет ученику сделать движения максимально свободными и точными. Чаще всего нисходящее легато связывает отдельные звуки, реже-гармонические интервалы. Если в нисходящем легато второй звук мелодического интервала берётся на открытой струне, то можно связать звуки мелодического интервала любой ширины и все они звучат великолепно.

Восходящее легато выполняется следующим образом .После взятия щипком пальца правой руки (более низкого) звука второй звук исполняется ударом пальца левой руки на соответствующем ладу.При исполнении восходящего легато на первой, второй и третьей струнах следующий ( более высокий) звук несколько уступает первому в «насыщенности» тембра, в «плотности» звучания. Это различие ощутимо и на басовых струнах, хотя и в гораздо меньшей степени. С помощью восходящего легато связываются не более трёх-четырёх звуков. В достаточно быстром темпе триоли, квартоли, несмотря на темброво-динамические потери, звучат с виртуозным блеском. В нотной гитарной литературе восходящее легато чаще всего связывает не очень широкие мелодические интервалы (как правило не шире сексты). Л егато применяется в исполнении звуков, находящихся на разных струнах: после взятия первого звука щипком правой руки на соответствующем ладу другой струны. На начальном этапе обучения необходимо следить за тем, чтобы в восходящем легато при ударе и последующем удерживании взятого звука ученик не делал лишних усилий пальцем левой руки.



Легото-портаменто Техника выполнения легато портаменто следующая: после взятия щипком правой руки первого звука палец левой руки, прижимая струну, передвигается на другой лад. В методической литературе для гитары термин « легато портаменто» не встречается, однако используются родственные ему по смыслу понятия: «глиссандо» , «глиссандо-легато». Способ скользящего соединения двух звуков, при котором первый и второй звуки берутся щипком правой руки,предлагается называть портаменто. Способ скользящего соединения двух звуков, при котором щипком правой руки исполняется только первый звук, предлагается называть легато-портаменто. С помощью легато-портаменто связывается не более двух звуков. Как правило, исполняются мелодические интервалы не шире октавы. Что касается глиссандо, то этим термином условимся называть красочный «скользящий» приём, позволяющий достичь «скользящего» эффекта. При исполнении глиссандо на гитаре наиболее предпочтительными для усиления интенсивности конечного звука являются соответствующая сила начального щипка и достаточная скорость скольжения по струне.

Стаккато-способ исполнения звуков, противоположный легато. На письме обозначается точкой, поставленной над или под нотой. В музыкальной практике этот термин понимается по разному. Одни музыканты обозначают термином стаккато отрывистое исполнение звуков, при котором указанные в тексте длительности сокращаются примерно вдвое. Если же звуки исполняются не отрывисто, но всё же отдельны друг от друга небольшими паузами, то это , по их мнению , является признаком штриха «нон легато»-на письме он обозначается точкой над нотой и лигой. Под гитарным стаккато можно понимать любое исполнение, при котором указанная длительность ноты не выдерживается до конца. Гитарное «нон легато»- способ исполнения звуков, при котором каждый звук берётся правой рукой, паузы между звуками отсутствуют.

Акцент (ударение) –выделение, подчеркивание звука или аккорда, чаще всего путем его динамического выделения (динамический акцент) ,реже- путём увеличения его длительности (аготический акцент). В нотной записи он обозначается вилочкой. Акцент не является штрихом – он выражает характер начала звука.

Sforzando-(форсировать)-как и акцент не является штрихом. Если акцент- подчёркивание звука, то sforzando-резкое, внезапное, психологически более выраженное усиление громкости.

Martele-(бить молотком,отчеканивать) выставляется над нотой и обозначается вилкой, обращённой остриём вверх ( если под нотой- остриём вниз). При исполнении martele на гитаре звук по динамической силе находится посередине между акцентом и sforzando, берётся более жестко и весомо,чем при акценте, но не так резко и внезапно, как при sforzando.

Tenuto-(удерживаемый,нагруженный) внотной записи обозначается черточкой над или под нотой – указывая на предельное выдерживание данной длительности. Палец правой руки при защипывании струны тянет её дольше, чем обычно, совершая при этом больший или меньший нажим «в струну», перпендикулярно деке.

Литература

1.Е.Титов «Приёмы игры на гитаре: от теории к практике» М. Издательский Дом «КОМПОЗИТОР» 2005г.

2.Пухоль Э. «Школа игры на шестиструнной гитаре.М.Советский композитор 1989г.

3. А.Иванов –Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре» 2-е изд. Ростов- на Дону :Феникс 2002г.



4.Н.Кирьянов «Искусство игры на шестиструнной гитаре» Части 1-4, М. Московский центр содействия развитию искусств «тоника» 1991г
скачать файл



Смотрите также:
Двадцатый век ознаменован всплеском интереса к инструменту-гитаре. Сегодня в распоряжении гитариста находится множество технических средств, штрихов, приёмов игры
66.51kb.
Совместимость технических средств электромагнитная
558.79kb.
Инструкция по охране труда при использовании технических средств обучения Общие требования безопасности
38.58kb.
Компьютерные игры сегодня являются довольно популярным видом развлечения, как среди подростков, так и среди взрослых, состоявшихся людей [4]
184.71kb.
Где множество стратегий игрока 1, множество стратегий игрока 2, множество исходов, отображение множества ситуаций в множество исходов, отношение предпочтения игрока, заданное на
22.19kb.
Опыты исследования мышления человека
4677.39kb.
«Русский крест» литературные диалоги по поэме Н. А. Мельникова «Русский крест»
87.05kb.
Познавательные игры как средство развития познавательного интереса
45.67kb.
Контекстно-свободная грамматика, где n множество нетерминальных символов, t множество терминальных символов, p множество правил вывода и s аксиома
203.08kb.
Отдел образования администрации Аромашевского муниципального района
61.35kb.
Измерение высоты школы
76.13kb.
Дополнительные материалы и оборудование на экзамене
34.38kb.