takya.ru   страница 1страница 2
скачать файл

[Вступление]13

Экспозиция:

главная партия (основная тональность),

[связующая партия (модуляция)],

побочная партия (тональность доминанты или параллельного мажора),

[заключительная партия (в тональности побочной партии)].

Разработка:

множество тональных и тематических преобразований.



Реприза:

повторение экспозиции –

теперь все партии проводятся в основной тональности, без модуляций.

Можно задействовать вариант зеркальной репризы, но это сложнее.



[Кода]


  1. Структурная модель второй части:

A

завершённый период или малая форма.



B

завершённый период или малая форма,

контрастная A по тональности и содержанию.

A

точный – или варьированный (по желанию автора-студента)

повтор первого раздела части.

Если для второй части студентами выбирается форма вариаций, требуется работа более конкретная и индивидуальная, по поводу каждой вариации.




  1. Структурная модель третьей части:

Рефрен

завершённый период или малая форма;

желательно – в основной тональности главной партии первой части.

Первый эпизод

завершённый период или малая форма в тональности субдоминанты (относительно рефрена), контрастный рефрену по разным параметрам.



Рефрен

Точное или варьированное (по желанию автора-студента) повторение.



Второй эпизод

Завершённый период или малая форма в тональности доминанты (относительно рефрена), контрастный рефрену и первому эпизоду.



Рефрен

Точное или варьированное повторение. Утверждение основной тональности.


В зависимости от количества участников проекта (студентов в группе), педагогом производится распределение заданий, например:


  1. вступление

  2. главная партия

  3. связующая партия

  4. побочная партия

  5. заключительная партия

  6. разработка (при наличии всех партий)

  7. реприза (при наличии экспозиции)

  8. эпизод A второй части (или тема вариаций)

  9. контрастный эпизод второй части (или вариации, распределяемые на большее количество студентов)

  10. рефрен рондо

  11. первый эпизод рондо

  12. второй эпизод рондо.

Студенты-пианисты могут назначаться ответственными по фортепианной фактуре в тех или иных разделах формы, так как вокалисты или оркестранты, например, не знакомые в достаточной степени с фортепианной техникой, могут сочинить одноголосную тему (что, в данном случае, вполне допустимо).

Объединение всего материала, разработанного студентами, в цельную композицию – задача педагога; это происходит на одном из последних в семестре занятий, с привлечением студентов к коллективному обсуждению методов объединения формы.

Итоговый зачёт (или экзамен) по курсу проводится в форме концерта, где исполняются соната, несколько арий и экспозиций фуг (по выбору студентов).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Побег из Монастыря”



Действующие лица:

  • Рыцарь

  • Монахиня

  • Оруженосец

  • Сарацин

  • Схоласт

  • Многочисленные жены Сарацина – гарем

  • Хор монахинь

Пролог:

Бесстрашный рыцарь любит одну прекрасную молодую девушку. Но ее отец против этого союза, дело в том что они из издавна враждебных друг другу родов, и их союз невозможен. Но своевольная и упрямая дочь хочет быть вместе со своим возлюбленным рыцарем и всячески противится воле отца. Для того чтобы навсегда разъединить возлюбленных, отец (как часто бывало) отдает дочь в монастырь.



1. Увертюра

2. Проповедь Схоласта с Хором монахинь

Дети мои, любовью к Богу озарим до гроба путь земной.

Sanctus, Sanctus, Benedictus.

Agnus Dei.

Будем небу мы угодны, обретём блаженство и покой.

Sanctus, Sanctus, Benedictus.

Agnus Dei.

Воззри на нас, Господь.

Грех дай силы побороть.

Будь, Спаситель, с нами.

Benedictus, Amen.

3. Серенада рыцаря

(Рыцарь вместе со своим оруженосцем, переговариваясь, подходят к монастырю.)

Рыцарь: Уже идем два дня по лесам и болотам, далече ли Монастырь?

Оруженосец: (разворачивая карту и пристально всматриваясь ее, периодически переворачивая ее верх ногами) Так, реку мы перешли по мосту, шли по лесу 5000 шагов,

Рыцарь: (толкает локтем запыхавшегося оруженосца показывает подбородком на ворота Монастыря) (тихо говорит): ну, вот, кажется и пришли.

Оруженосец: Два часа – время полуденного отдыха в келье, в башне.

Рыцарь: А вот и (с максимальной нежностью) она, она смотрит сюда. Давай, доставай лютню, натягивай струны, аккомпанируй мне.

Оруженосец: похоже, и петь сегодня буду я, потому что твой голос скрипит так же, как несмазанные петли ворот этого монастыря.

Рыцарь: Главное чтобы эта песня отозвалась в ее сердце.

(тем временем оруженосец затыкает уши пальцами и закатывает глаза к небу, шумно вздыхает)

1 Куплет

Когда впервые ее увидал, такой красотой и умом был поражен

Твоими очами твоей красотой, что стало со мною неужто влюблен?

Но идти уже нужно в Крестовый поход

Так ответь же ты признаньем, или лучше одари меня улыбкою своей

О, жизнь моя бесцельная, а ты моя бесценная

Я обязательно вернусь, я с победой ворочусь, ты только жди меня только жди

2 Куплет

Когда сегодня вновь встретил тебя, кровь моя вспыхнула как от огня

Желанием томным полнеет душа и сердце пронзила Амура стрела.

Но в опасности нынче Господень гроб.

И труба зовёт нас к бою, уходить уже нам надо, чтоб спасти Иерусалим!

О, жизнь моя несчастная, а ты моя прекрасная.

Я обязательно приду и тебя освобожу, ты только жди меня только жди.

Оруженосец: (глядя на невесту) Похоже у монашки проблема со слухом, не каждый может выдержать пение моего господина.

4. Марш Крестоносцев

5.Песня Монахини

Мой милый рыцарь, где же ты?

И почему нас разлучили?

В монастыре теперь живу.

Мне грустно здесь, я здесь чужая.

Одна брожу средь стен холодных.

Ничто не радует меня.

Дни здесь тянутся как годы,

А ночь ещё длиннее дня.

О Господи!

В обители Твоей Тебя молю –

В обедню ли, в заутреню, в вечерню –

Пусть придёт за мною тот, кого люблю!

Молю тебя. И верю.



6. Песня Сарацина

1 Куплет

Что за милая дева! Ты здесь взаперти?

Мимо такой красивой нельзя мне пройти.

Так молода, свежа и прелестна,

Сладка как щербет, румяна как персик.

Припев

О милая дева, ты будешь со мной!

Звездою гарема и главной женой!

В час, когда в небе взойдёт луна,

В моём гареме быть ты должна!

2 Куплет

Я высокий и стройный визирь молодой,

И дворец мой славен своей красотой.

Много красавиц в гареме моём,

И только тебя нет ещё в нём.

Припев

7. Хор Гарема

Не нужна она нам во дворце,

Она не красивая, только лишь обуза.

Пусть остается лучше тут, в монастыре,

От нее не будет толку, про нее ты забудь.

Мы лучше ее, и она тебе не пара,

Смотри худа как и некрасива,

Похожа она на сушеную сливу.



8. Перепалка Рыцаря и Сарацина

Рыцарь: Что делаешь тут ты у стен монастыря?!

Сарацин: Жду, когда спустится возлюбленная моя.

Рыцарь: Не может такого быть, эта дева, она будет со мной.

Сарацин: О! ты ошибаешься, она будет моей, в моем дворце будет жить, друг мой.

Рыцарь: Тебе не приятель я и точно уж не друг, и ты беги отсюда пока головы не лишился и рук.

Сарацин: Как смеешь угрожать мне, а этот персик, будет цвести во дворце моем.

Рыцарь: Любовью нежной к ней полна душа моя, а ты здесь совершенно ни при чём!

9. ФИНАЛ

Терцет Рыцаря, Сарацина и Схоласта

Рыцарь. Любовь моя, люблю тебя.

Сарацин. Персик мой румяный, ты персик мой румяный, иди ко мне.

Схоласт. Господу помолимся. Господу помолимся, помолимся.

Дуэт Рыцаря и Монахини

Монахиня:

Мой возлюбленный рыцарь, душа моя,

Мне было плохо вдали от тебя.

Но вот настал этот час и мы вдвоём,

И теперь воцарился покой в сердце моем.

Рыцарь:

Ты больше не печалься, любовь моя,

Теперь мы вместе и это навсегда.

Ты же знаешь это лишь судьба твоя,

Мы с тобой не расстанемся теперь никогда.

(Оруженосец: ну начались телячьи нежности)



Вместе:

О… настал тот миг, и мы вместе с тобой,

И ничто больше нас не встревожит.

Этот миг, он чудесный такой,

И теперь только счастье быть может.

Хор монахинь

Наша милая сестра

Своё счастье обрела!

Любить и жить без слёз

Завещал нам сам Христос!

(Звучит музыка дуэта. На её фоне – реплики.)

Схоласт: Ну, куда же ты, дитя мое, убегаешь от Божией благодати? Останься. Подожди. С нами будь.

Рыцарь: Ей лучше будет на свободе, увидит пусть прекрасный мир.

Оруженосец: Что-то я глубоко сомневаюсь в этом.

Сарацин: Нет, лучше быть ей во дворце моем, в честь нее уже готовят пир.

Рыцарь: Любимая, за тобой пошёл я на край света, не боясь ни сарацина, ни лесных волков.

Оруженосец : Ага….не боится он никого…. А кто убегал от волчьей стаи, аж пятки сверкали?.



Рыцарь: Так будем вместе мы навеки, пройдем немалый долгий путь, и пусть любовь нас согревает в пору зимних хмурых вьюг.

Монахиня: Господь вернул мне тебя! Я молила Его об этом! Любовь моя – Его благодать.

Все (кроме Рыцаря и Монахини, которые стоят в центре сцены, глядя друг на друга)

Идите с миром!

Пусть в грядущие года

Празднеством и пиром

Будет ваша жизнь всегда!

Общий поклон.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«РОЖДЕНИЕ ARS NOVA»
Действующие лица:

Чтец

Филипп де Витри

Первый школяр

Второй школяр

Третий школяр

Композитор-минималист

Композитор-авангардист

Джаз-man

Джаз-woman

Первый ученик-менестрель

Второй ученик-менестрель

Третий ученик-менестрель
Звучит музыка Филиппа де Витри (аудиозапись).

Чтец.

Филипп де Витри родился 31 октября 1291 года в Париже. Получил очень хорошее образование, именовался магистром. Служил при дворе, был советником короля, участвовал в политической деятельности французских монархов. Современники (даже Петрарка!) восхваляли его как выдающегося поэта, ценили широту его знаний, его деятельный, пытливый ум, его авторитет ученого музыканта. Его называли "цветом всего музыкального мира". Он преподавал в Парижском университете, посвящая школяров в тайны музыкального искусства…



В центре сцены – большой стол; за ним сидят и что-то усердно пишут три школяра (в монашеских одеждах). Филипп де Витри молча прохаживается перед ними.

Филипп де Витри

Трудитесь! Пишите органумы, школяры!

Славьте Господа нашего! Славьте сотворённые Им миры!

Первый школяр (смиренно встаёт, протягивает Филиппу де Витри рукопись)

Organum parallelum…



Второй и Третий школяры поют органум.

Филипп де Витри гневным жестом прерывает их, рвёт рукопись.

Второй школяр (смиренно встаёт, протягивает Филиппу де Витри рукопись)

Organum inparallelum…



Первый и Третий школяры поют органум.

Филипп де Витри гневным жестом прерывает их, рвёт рукопись.

Третий школяр (смиренно встаёт, протягивает Филиппу де Витри рукопись)

Organum liberum…



Первый и Второй школяры поют органум.

Филипп де Витри гневным жестом прерывает их, рвёт рукопись.

Филипп де Витри

Что творите вы, дети! Нерадивый и грешный вид!..

Богомерзкие звуки! Когда же вас разума свет осенит!

Школяры и Филипп де Витри уходят.

Чтец

Так и жил де Витри, покоем и мудростью осенён.

Но однажды Господь ниспослал ему пророческий сон…

Заходит Филипп де Витри. На сцене, сменяя друг друга, выступают Джаз-дуэт, Минималист и Авангардист. Филипп де Витри стоит, скрестив на груди руки.

Филипп де Витри (как бы про себя)

Что это за век! О, что это за век!

Славить небо разучился человек.

(Группе современных композиторов)

Нас разделяют просторы царств и веков,

Но опять, как и прежде, сказать я готов:

Трудитесь! Творите музыку, школяры!

Славьте Господа нашего! Славьте сотворённые Им миры!



От группы современных композиторов отделяются ученики-менестрели, склоняются перед Филиппом де Витри.

Первый ученик-менестрель

Выслушай нас, учитель! Сейчас мы тебе споём…



Второй ученик-менестрель

…Песни, на те похожие, что слышишь ты в мире своём.



Третий ученик-менестрель

Только скажи нам – о чём они должны быть? О чём?..



Филипп де Витри

Неужели Любовь исчезла с Земли?

Неужели теперь никто не поёт о любви?

Ученики-менестрели поют свои песни. Филипп де Витри благосклонно кивает.

Все вместе поют мотет.

Сколько нового я услышал! Пора возвращаться к своим местам,

Чтоб о новом искусстве поведать, о котором не знают там!

(Уходит)



Снова звучит музыка Филиппа де Витри – аудиозапись.

Чтец.

Около 1320 года в Париже был создан музыкально-теоретический труд Филиппа де Витри под названием «Ars nova». Эти слова - «Новое искусство» - оказались крылатыми:  трактат дал название целой эпохе - западноевропейской музыке XIV века. Простирается его значение и до наших дней. Недаром в XIV веке современных (для того времени!) музыкантов зачастую называли "модернистами"…


ПРИЛОЖЕНИЕ 3. График выполнения заданий (образец)14
Первый семестр


Ф.И.О. студента

органумы

мотет

песня менестреля

Иванов И.И.

3.1015

10.11

на слова N (автор(ы) слов)



5.12

на свои слова



Спектакль 27.12 под названием «N», роль «М»

Второй семестр

Ф.И.О. студента

экспозиция фуги

ария-аффект

соната

Иванов И.И.

10.03

на свою тему



5.04

бравурная



11.05

побочная партия (1 часть)



Петров П.П.

17.03

на тему N



27.02

lamento


30.04

рефрен рондо (3 часть)



Рекомендуемая литература

  1. Евдокимова, Ю.К. История полифонии. – М., Музыка, 1983

  2. Сапонов, М.А. Менестрели. Книга о музыке Средневековой Европы. – М., Классика-XXI, 2004

  3. Розеншильд, К.К. История зарубежной музыки: до середины XVIII века. – М., Музыка, 1969

  4. Климовицкий, А. О творческом процессе Бетховена. – М., Музыка, 1979

  5. Холопов, Ю.Н. Гармония: Теоретический курс. – СПб, изд-во «Лань», 2003

  6. Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений. – СПб, изд-во «Лань», 2001

  7. classic-online.ru (аудиопримеры из раздела «По эпохам и направлениям»)



1 В педагогической литературе существует терминологическое различение понятий «усвоение» и «запоминание» материала в учебном процессе. В данном случае, эти термины фигурируют как синонимы с общим значением «усвоение» (умение оперировать получаемой информацией).

2 Почему, например, если человек без особых усилий вспоминает имена (а зачастую и подробности биографии) Жанны Фриске или Димы Билана, те же вопросы относительно композиторов «Могучей кучки» заставляют его заглядывать в шпаргалку? (Можно привести и другие имена – в зависимости от того, чем человек интересуется.)

3 Даже профессиональные композиторы не всегда могут услышать свои сочинения исполненными; излишне говорить, насколько это важно.

4 Хотя современный музыкант, воспитанный на классической гармонии, неизбежно будет отслеживать вертикаль. Просто следует помнить, что желательно, по возможности, максимально этого избегать.

5 Любой современный человек может вспомнить образ Трубадура из мультфильма «Бременские музыканты».

6 Среди известных сторонников этой традиции был, например, Франсуа Вийон.

7 В этом случае, недочёты и погрешности, неизбежные в условиях нехватки репетиций, оказываются вполне оправданными и в определённой мере допустимыми.

8 Вячеслав Клименко, Ольга Лапаева.

9 Евгения Татаринцева.

10 Для учебного задания примем удержанное противосложение как обязательное.

11 Цит. по: Б. Левик. История зарубежной музыки. – М., 1961. С. 7

12 Таким образом, ария воплощает психологический акт «принятия решения»: от первоначального состояния – через контраст – к преобразованию (эта же модель отражает философский принцип «тезис – антитезис – синтез»).

13 Знаками [] помечены разделы, необязательные для того, чтобы сонатное allegro состоялось.

14 Все нотные примеры оформляются (чистовик) и сдаются преподавателю с указанием фамилии автора.

15 Дата сдачи.

скачать файл


<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Е. А. Приходовская творческие задания в курсе «история зарубежной музыки (от античности до XIX века)» Учебное пособие
315.7kb.
История зарубежной литературы I половины XIX века (романтизм). Обязательная литература Германи я
126.48kb.
И. В. История немецкого языка. Хрестоматия: учебное пособие
16.33kb.
1. Цели освоения дисциплины «Источниковедение отечественной истории XI –xx вв.»
298.15kb.
А. Г. Чернявский Маркетинг Учебное пособие Аннотация Учебное пособие
1447.94kb.
Методической комиссией гуманитарного факультета
705.36kb.
Естествознания учебное пособие
2081.37kb.
Учебное пособие для студентов-нефилологов. Одобрено методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим
1800.17kb.
Л. А. Андреев Физическая химия Поверхностные явления на межфазных границах "жидкость-газ" и "жидкость-твёрдое тело" Учебное пособие
1378.26kb.
Учебное пособие Для подготовки частных охранников Часть Правовая подготовка
808.53kb.
Историческая этнология учебное пособие для вузов
7857.23kb.
Н. И. Лобачевского Л. И. Ручина Ю. О. Чернобродова методические материалы для преподавания русского языка иностранным студентам, обучающимся по специальности «информационные технологии» Учебно-методическое пособие
2119.64kb.