takya.ru страница 1
скачать файл
Элективный курс «Мир расчетных задач»

Составитель:

учительница химии МОУ «Яльчикская СОШ» Яльчикского района

Левая В.Н.
Пояснительная записка

Элективный курс по химии «Мир расчётных задач» предназначен для учащихся 10 классов. Программа рассчитана на 32 часа. Курс предполагает выход за рамки традиционных учебных программ и расширенный углубленный вариант решения задач базового курса.



Цели курса:

создание теоретической основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения, развитие и укрепление интереса учащихся к химии; создание условий для


желания углублённо изучать предмет; развитие логического мышления

Задачи курса:

1. Обучающие: осмысление химической сущности явлений, умение применять освоенные знания.

2. Воспитывающие: формирование мировоззрения, показ связи химии с другими предметами

3. Развивающие: формирование логического, творческого мышления

Умение решать расчетные задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины усвоения ими учебного материала. Решение задач — это практическое применение теоретического материала, приложение научных знаний на практике. Оно требует от учащихся умения логически рассуждать, планировать, делать краткие записи, производить расчеты и обосновывать их теоретическими знаниями, дифференцировать определенные проблемы на отдельные вопросы. При этом не только закрепляются и развиваются знания и навыки учащихся, полученные ранее, но и формируются новые. Решение задач как средство контроля и самоконтроля развивает навыки самостоятельной работы; помогает определить степень усвоения знаний и умений, позволяет выявлять пробелы в знаниях и умениях учащихся и разрабатывать способы их устранения.

Решение задач — прекрасный способ осуществления межпредметных связей, а также связи химии с жизнью. При решении задач развиваются кругозор, память, речь, мышление учащихся; происходит сознательное усвоение и лучшее понимание химических теорий, законов и явлений. Решение задач развивает интерес учащихся к химии, активизирует их деятельность, способствует выбору естественнонаучного профиля обучения. В ходе прохождения курса предполагается выполнение 2 контрольных и 2 практических работ.


Учебно – тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Растворы. Теория электролитической диссоциации

2

2

Номенклатура, классификация, свойства и способы получения неорганических веществ

1

3

Окислительно – восстановительные реакции

5

4

Водород

2

5

Кислород. Сера.

3

6

Галогены и их соединения

2

7

Азот, фосфор и их соединения

2

8

Углерод, кремний и их соединения

2

9

Общие свойства металлов

3

10

Щелочные и щелочноземельные металлы

2

11

Амфотерные элементы

2

12

Смешанные задачи

2

13

Практические расчетные задачи

2

14

Контрольные работы

2



Содержание программы курса

Урок 1. Растворы. Определение массовой доли растворенного вещества в растворе. Решение задач с использованием правил креста и смешивания.

Урок 2. Теория электролитической диссоциации.

Форма проведения: решение задач на определение масс и объемов продуктов реакции по известным массам растворов, содержащих определенные массовые доли растворенного вещества



Урок 3. Номенклатура неорганических соединений.

Образовательный продукт: формулы неорганических соединений



Уроки 4 - 5. Окислители и восстановители. Окислительно – восстановительные реакции

Образовательный продукт: схемы окислительно – восстановительных реакций, решенные по их уравнениям задачи



Урок 6. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Образовательный продукт: задачи, решенные с использованием электрохимического ряда напряжений металлов.



Уроки 7 - 8. Электролиз растворов солей, кислот, оснований.

Образовательный продукт: схемы и уравнения электролиза, задачи, решенные с использованием уравнений электролиза.



Урок 9. Водород. Водород в промышленности.

Образовательный продукт: задачи, решенные по уравнениям с участием водорода.



Урок 10. Гидриды. Пероксид водорода.

Образовательный продукт: схемы окислительно – восстановительных реакций с участием пероксида водорода; задачи, решенные по этим схемам.



Урок 11. Кислород. Оксиды

Образовательный продукт: задачи, решенные по уравнениям с участием кислорода



Урок 12. Сера. Оксиды серы.

Образовательный продукт: решенные задачи с участием серы и её оксидов



Урок 13. Серная кислота, особенности её взаимодействия с металлами. Олеум.

Образовательный продукт: уравнения реакций взаимодействия серной кислоты с металлами в зависимости от концентрации кислоты и природы металла, задачи, решенные по уравнениям с участием серной кислоты. Расчеты массовой доли вещества с участием олеума.



Урок 14. Галогены. Водородные соединения галогенов.

Образовательный продукт: задачи, решенные по уравнениям с участием галогенов



Урок 15. Кислородсодержащие соединения галогенов, их соли.

Образовательный продукт: формулы кислородсодержащих кислот, их солей, названия кислот и солей; задачи, решенные по уравнениям с их участием



Урок 16.Азот и его соединения. Азотная кислота.

Образовательный продукт: схема взаимодействия азотной кислоты с металлами; уравнения реакций взаимодействия азотной кислоты с металлами в зависимости от природы металла и концентрации кислоты. Решение задач по данным уравнениям.



Урок 17. Фосфор и его соединения.

Образовательный продукт: формулы фосфорной кислоты, природных соединений фосфора, задачи. Решенные по уравнениям реакций с участием соединений фосфора.



Урок 18. Углерод. Оксиды углерода. Соли угольной кислоты. Образовательный продукт: формулы карбонатов и их названия. Задачи, решенные по уравнениям реакций с участием соединений углерода.

Урок 19. Кремний и его соединения.

Образовательный продукт: задачи, решенные по уравнениям с участием соединений кремния



Урок 20. Контрольная работа

Образовательный продукт: оформленные контрольные работы



Урок 21. Металлы, способы их получения.

Образовательный продукт: уравнения реакций, характеризующие способы получения металлов, расчеты по уравнениям.



Урок 22. Химические свойства металлов.

Образовательный продукт: расчеты по уравнениям реакций с участием металлов



Урок 23. Сплавы.

Образовательный продукт: формулы важнейших сплавов, используемых в промышленности. Расчеты по уравнениям реакций с участием сплавов и смесей металлов.



Урок 24. Щелочные металлы.

Образовательный продукт: расчеты по уравнениям реакций с участием щелочных металлов



Урок 25. Щелочноземельные металлы

Образовательный продукт: расчеты по уравнениям реакций с участием щелочноземельных металлов



Уроки 26 – 27. Алюминий и цинк - представители амфотерных элементов.

Образовательный продукт: уравнения реакций взаимодействия амфотерных элементов с щелочами при сплавлении и в водных растворах. Расчеты по данным уравнениям.



Урок 28 Решение задач на определение неизвестного химического элемента в неорганических соединениях.

Образовательный продукт: расчеты по уравнениям реакций на определение неизвестного элемента



Уроки 29. Определение формул неорганических соединений по элементному составу.

Образовательный продукт: определение массовых долей элементов и определение формул по массовым долям элементов.



Уроки 30 – 31. Решение практических расчетных задач.

Форма проведения: практическая работа 1: «Определение массовой доли вещества в растворе методом титрования»

Практическая работа 2: «Определение массовой доли выхода продукта реакции в % от теоретически возможного»

Образовательный продукт: оформленные практические работы



Урок 32. Контрольная работа.

Образовательный продукт: оформленные контрольные работы


Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать: общие химические свойства элементов и их важнейших соединений,

Учащиеся должны уметь: составлять уравнения реакций, производить расчеты по химическим формулам и уравнениям, приобрести умения выбирать способы решения задачи, применять метод математического моделирования при решении химичес­ких задач

Литература

1. Врублевский А.И. 1000 задач по химии – М. Юнипресс, 2006

2. Магдесиева Н.Н., Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии –

М. Просвещение, 1986

3. Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии – М. Мирос, 1995

4. Устяк В.В., Федотова Л.Г. Химия в схемах и тестах. Ч., 2001

5. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы. Учебное пособие. - М. Высшая школа, 2004.

6. Цитович И.К., Протасов П.Н. Методика решения расчётных задач по химии. – М. Просвещение, 1983.



7. Электронное издание «Виртуальная лаборатория. Решение задач».

МарГТУ, Лаборатория систем мультимедиа, 2004.
скачать файл



Смотрите также:
Элективный курс «Мир расчетных задач»
78.19kb.
Элективный курс «Химия в быту»
38.55kb.
Бровина Галина Эрнестовна пояснительная записка Данный межпредметный элективный курс
69.76kb.
Учебная программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения» Элективный курс для учащихся 9 классов
116.46kb.
Как помочь птицам зимой?
62.93kb.
Элективный курс 15 Иностранный язык 1/10/11
75.35kb.
Календарно-тематическое планирование. Учитель: Сорокин Павел Викторович. Предмет: история ­­­элективный курс
284.85kb.
О состоянии платежно-расчетных отношений между хозяйствующими субъектами
164.66kb.
Элективный курс «Создание электронных ресурсов по международному гуманитарному праву» разработан для учащихся 9 классов
77.53kb.
Пояснительная записка. Предпрофильный элективный курс: «Ржевская битва. История и современность» предназначен для обучающихся 9 классов
221.56kb.
Механика в задачах
93.11kb.
Пояснительная записка Программа адресована учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Элективный курс позволяет подготовить учащихся к выбору профиля обучения, а в дальнейшем к определению своего места в жизни, к выявлению интереса по выбору
57.91kb.