takya.ru страница 1
скачать файл
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Кафедра философии и культурологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.




Этика и эстетика

Программа учебной дисциплины по выбору

для специальности 050103.65 География (заочная форма обучения)

Составители Соболева А.П.,

кандидат педагогических наук, доцент

Корабельникова Г.Г. . кандидат философских наук, доцент.

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета

факультета (протокол от « » 2012г. № )

Ульяновск, 2012



  1. Пояснительная записка

Документы, на основании которых разработана программа. Рабочая программа дисциплины «Этика и эстетика» составлена в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального, утвержденного приказом Министерства образования и науки от от 31.01.2005 г. № 689(пед/сп).

Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрено, что по дисциплине «Этика и эстетика» ГСЭ.В.3 изучаются следующие темы и вопросы:

Место этики как философской теории морали в системе гуманитарного знания в духовной культуре общества. Основные категории и понятия этики.

Предпосылки возникновения этики. Основные исторические этапы развития этики. Структура современного этического знания. Этика как практическая философия: нормы и ценности нравственной жизни. Человек и труд. Этика труда. Нравственная позиция гражданина. Прикладная этика: нормы и правила межличностного общения. Этикет как явление культуры. Основные нормы и правила современного этикета. Соотношение этнонационального и общечеловеческого в современной этической науке. Этика выживания. Экологический императив как важнейший духовно-нравственный ориентир и регулятор в системе отношений «природа - общество». Профессиональная этика.

Предмет эстетики. Эстетическое как универсальная категория. Основные этапы развития эстетической мысли. Эстетика и этика. Система эстетических категорий и понятий. Морфология искусства: родовая, видовая. Жанр как морфологическое понятие. Художественные направления, школы, стили. Искусствоведение как теоретическая форма осмысления искусства. Форма и содержание в искусстве. Специфика художественного творчества. Проблемы эстетического восприятия. Структура эстетического сознания: эстетическое чувство, эстетическая потребность, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая оценка. Эстетическая культура личности и процесс ее формирования.



Актуальность курса обусловлена характером этики эстетики, как частных философских наук. Эстетические знания – это прежде всего специфический способ освоения действительности, который связан с познанием эстетических отношений, овладением элементами теории искусства и художественного творчества, этические знания связаны с познанием происхождения и развития нравственных ценностей, принципов, норм поведения, содержания этических категорий. Особого внимания заслуживает формирование теоретических аспектов эстетического знания и практических аспектов профессиональной этики

Краткая характеристика дисциплины. Курс «Этика и Эстетика» охватывает краткий очерк истории этической эстетической мысли и современное понимание основ, главных идей, проблем и категорий классической и новейшей неклассической эстетики и направлен на формирование этической и эстетической компетентности студентов.

Место и роль дисциплины в системе подготовки студентов. Одной из сфер объединяющих человечество во всех исторических измерениях, является сфера эстетического. Способность эстетического освоения мира принадлежит к числу уникально человеческих возможностей. Этика позволяет человеку обосновывать специфические механизмы функционирования морали в общественной жизни. Целостность духовной жизни человека оказывает влияние на его практическую активность, различные типы действия. Поэтому этическую и эстетическую подготовку необходимо рассматривать как компонент профессиональной подготовки будущего специалиста.

Цели, задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины

Задачей курса является не только приобретение теоретических знаний, но и умение реализовать свой потенциал (знания, умений, опыт, личностные качества) на практике для успешной деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ответственность за её результаты.



Основные задачи дисциплины:

1. Сформировать у студентов представление об эстетическом многообразии мира и нравственных отношениях.

2. Выработать у студентов систему фундаментальных основ этического и эстетического знания, которые должны стать достоянием личности и войти в структуру её опыта.

3. Овладение студентами основными элементами теории искусства и художественного творчества и этическими категориями..

4. Научить оценивать этические и эстетические явления действительности формировать приоритетные этические и эстетические задачи и находить оптимальные способы их решения.

Общими требованиями ФГОС к уровню подготовки предусмотрено, что современный выпускник

Должен знать:


  • знать основные разделы и направления этики и эстетики, методы и приемы эстетического анализа проблем;

  • знать основные этические и эстетические категории и проблемы человеческого бытия;

  • знать основные закономерности духовного развития человека и человечества;

  • обладать научно-гуманистическим мировоззрением, знанием основных закономерностей развития природы и общества;

  • готовностью к самопознанию, самореализации и самоутверждению, эстетическому освоению мира как фактору гармонизации человека и мира;

Должен уметь:

  • уметь самостоятельно анализировать мировоззренческие проблемы, этическую, эстетическую, искусствоведческую литературу;

  • выделять и объяснять нравственные противоречия в каждую историческую эпоху;

  • анализировать нравственные ситуации;

  • создавать эстетические ценности в процессе культуротворческой и профессиональной деятельности;

  • отбирать способы достижения поставленных этических и эстетических целей, предвидеть результаты и возможные отклонения.

  • применять критерии эстетической деятельности и различать ее основные виды;

Должен владеть:

- навыками формирования эстетической компетентности;

- развитым эстетическим вкусом;

- навыками эстетического переживания, рефлексии и саморефлексии;

- навыками различения мотивов поведения и поступков;

- разбираться в психолого-педагогических аспектах нравственного развития личности.

Выполнение этих требований невозможно без усвоения студентами основного содержания курса культурологии как науки о наиболее общих законах развития человеческого общества. Поэтому в содержание учебной программы включены не только выделенные в ФГОС по курсу «Этика и эстетика» основные темы и проблемы, но и более широкая проблематика, без которого современные требования к образованию специалиста невыполнимы.

Учебная программа по курсу «Этика и эстетика» предназначена для студентов педагогических вузов и обладает определённой гибкостью и вариабельностью в зависимости от профилей подготовки.

Курс состоит из лекционных, практических (семинаров), индивидуальных занятий, самостоятельной работы студентов и завершается зачетом в 5 семестре.


Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов курса, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне. Для того, чтобы научить студентов применять свои знания, мы используем на занятиях технологии мультимедиа (текст, графика аудио и видео материалы), которые раскрывают ту или иную часть темы.

Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинаров, либо по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.

Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему перед педагогом, разработка собственных проектов в среде Microsoft Power Point, раскрывающие ту или иную часть учебной программы.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.



Общая трудоемкость дисциплины и по видам учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 30 часов. Вид итогового контроля – зачет.


Вид учебной работы

Всего в часах

Общая трудоемкость

36

Аудиторные занятия

6

Лекции

4

Практические занятия (семинары)

2

Лабораторные работы

-

Самостоятельная работа

30

Курсовые работы/рефераты




Вид итогового контроля – зачет

5 сем.- зачет


Контроль усвоения содержания курса и за самостоятельной работой студентов проводится в различных формах и видах в процессе семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, научно-практических семинаров, заседаний круглого стола, деловой игры, дискуссий, собеседований, подготовки рефератов и т.д. Формами контроля могут быть как проверка посещения лекций, семинаров и других занятий, так и различные виды опросов, коллоквиумов, тестирования, приема зачетов по отдельным модулям и дидактическим единицам курса. Итоговой формой контроля является зачет .

2. Примерный тематический план дисциплины



Основные разделы и темы дисциплины по видам занятий



Наименование раздела и темы

Всего


(час.)

Виды занятий в часах

Лекц.

Семин.

Сам.раб.

1

Тема 1. Предмет этики и эстетики

3



1

2

2

Тема 2. История этической и эстетической мысли

5

1



4

3

Тема 3. Категории этики и эстетики в системе научных знаний

5

1



4

4

Тема 4. Философия искусства. Искусство как специфическое общественное явление. Художественный образ.

4





4

5

Тема 5. .Содержание и форма в искусстве

4





4

6

Тема 6. Прикладная эстетика

4

1



4




Тема 7. Структура морали.

6

1

1

4

7

Тема 8 . Эстетическая компетентность: личностное и профессиональное развитие человека. Нравственное становление личности.

4





4




Итого

36

4

2

30



Содержание разделов и тем дисциплины.
Тема 1. Предмет этики и эстетики.

Обоснование эстетики как научной дисциплины. Общие критерии научности: наличие собственного предмета исследования, наличие соответствующих характеру предмета исследовательских методов, связь с другими науками (естественными – физика, химия, физиология, кибернетика; гуманитарными – философия, культурология, науки об искусстве). Развитие и обогащение эстетического опыта в процессе эволюции общественно-исторической практики и изменение предмета эстетики как науки.

Эстетика как философская дисциплина. Общие принципы обоснования: по классу масштабности предмета изучения; по методологическим посылкам исследования проблематики (через призму основного вопроса философии); по гносеологической направленности (наука о специфической форме чувственного познания). Эстетика в системе современного научного знания.

Эстетика и философия искусства. Эстетика как теория среднего уровня: как сфера конкретизации методов общефилософской, социальнофилософской теории, с одной стороны, и общеметодологическая база для частных теорий искусства, с другой стороны. Методы исследования в эстетике. Метод восхождения от абстрактного к конкретному и его роль в эстетике. Принцип историзма.

Происхождение нравственности. Многообразие философских взглядов на проблему происхождения морали. Этика как раздел философии. Этика в контексте культуры. Эволюция и этика. Функции этики (ценностно-ориентирующая, познавательная, регулятивная, воспитательная, коммуникативная).
Тема 2. История этической и эстетической мысли.

Античная этика и эстетика. Отсутствие в античности дифференцированной науки эстетики. А.Ф. Лосев о культурной картине мира античности. Основные эстетические категории: прекрасное, мера, гармония, калокагатия, мимесис, катарсис. Эстетика пифагорейцев. Пифагорейский мотив: пропорция и мера. Гармония космоса. Этос музыки. Орфический мотив. Очищение посредством музыки. Эстетика софистов и Сократа. Апатетическая теория Горгия. Воспроизводящие искусства. Идеализация в искусстве. Прекрасное и приспособление к цели Эстетика Платона как результат синтеза научного знания. Проблема прекрасного (диалоги «Ион», «Федр», «Пир» и др.). Диалектика прекрасного и доброго (благого). Борьба Платона против гедонизма и утилитарности в понимании прекрасного. Прекрасное как порядок, симметрия и гармония. Ступени восхождения к идее прекрасного: прекрасные тела, нравы, прекрасное само по себе («Пир»). Красота земная и небесная. Платон о миметической природе искусства. Социальные функции искусства. Морально-педагогический идеал Платона. Эстетика Аристотеля. – первый опыт создания научной дисциплины – «Поэтика», «Риторика» (кн.3), «Поэтика». Искусство - главная категория эстетики Человеческие занятия троякого рода – изучение, действие, созидание – как конкретные феномены искусства. Мимесис как принцип построения теории искусства. Мимесис и натурализм. Подражание типичному, необходимому, отбор фактов в соответствии с идеалом и всеобщим. Идеи акмеологического содержания в античной эстетике. Идеи эстетического воспитания в античной эстетике.

Мораль в античной культуре. Герои Гомера как субъекты нравственного поведения. Этический интеллектуализм Сократа. Основные добродетели у Платона и Аристотеля.

Эстетика средних веков. Символы и метафоры как основные средства создания метафизики средних веков. Теологическая направленность эстетической концепции Аврелия Августина. Бог – величайший творец мира, вечное триединство истины добра и красоты. Отказ от идеи созерцания красоты чувственного мира, постижение божественной красоты как путь самопознания и спасения человека («Исповедь»). Эстетика Фомы Аквинского – научный синтез христианского богословия и идей Аристотелизма. Выявление сущности эстетических понятий, стремление оправдать красоту видимого мира. Поиск специфики прекрасного в его отношении к добру. Целостность пропорции, гармонии и упорядоченное единство – объективные признаки прекрасного. Суть искусства – в подражании, назначение – в познании. Своеобразие эстетического сознания Древней Руси. Идеи эстетического воспитания в средневековье.

Христианство как этическая религия. Основание добра и зла и проблема греха в средневековой философии.

Эстетика Возрождения. Гуманистическое учение о человеке как основа ренессансной эстетики. Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека». Актуализация идеалов античности. Лоренцо Вала «Об истинном и ложном благе». Аксиологический подход в исследовании прекрасного и блага. Идеал человека в работах А. Фиренцуолы «О красотах женщин», Б. Кастильоне «О придворном». М. Монтень «Об искусстве жить достойно». Развитие эстетической мысли в русле искусствознания (Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер). Разработка категории «грация» (Варки «О красоте и грации»). Совмещение противоположностей земного и мифологического, чувственного и духовного в творчестве художников (Сравнение произведений Боттичелли «Спящая Венера», Тициана «Венера Урбмнская», Рембрандта «Даная» - по работе М. Алпатова «Спящая Венера» Джорджоне). Идеи эстетического воспитания в работах Паоло Верджерио « О Благородных нравах и свободных науках», Л. Аретино « О научных и литературных занятиях».

Роль реформации в становлении буржуазного этоса. Скептицизм Нового времени.

Эстетическое сознание 17- 18 в. Субъективная сторона эстетического ыражения как центральная проблема новоевропейской эстетики. Традиция сенсуалистического эмпиризма: Ф. Бэкон, Шефтсбери; Хогарт «Анализ красоты»; французские просветители – Дидро, Вольтер, Руссо (проблема эстетического вкуса). А. Баумгартен. Эстетика как теория чувственного познания и теория прекрасного. Эстетика И. Канта «Критика способности суждения» и принцип целесообразности. Прекрасное и возвышенное как модификации эстетического. Кантовская характеристика суждений вкуса. Мораль как априорный закон познающего разума. Категорический императив.

Эстетика Гегеля. «Лекции по эстетике». Представления о морали как резльтате отчуждения индивида от общественного целого.

Античная этика. Отсутствие в античности дифференцированной науки эстетики. А.Ф. Лосев о культурной картине мира античности. Мораль в античной культуре. Герои Гомера как субъекты нравственного поведения. Этический интеллектуализм Сократа. Основные добродетели у Платона и Аристотеля.

Христианство как этическая религия. Основание добра и зла и проблема греха в средневековой философии.

Этические взгляды французских материалистов 18 в. (Гольбах, Гельвеций).

Роль реформации в становлении буржуазного этоса. Скептицизм Нового времени.

Мораль как априорный закон познающего разума. Категорический императив.

Этические система представителей немецкой идеалистической философии (Кант, Гегель).
Тема 3. Категории этики и эстетики в системе научных знаний.

Основные эстетические категории. Эстетическое как всеобщая и универсальная категория эстетики. Основные модификации эстетического. Прекрасное в ряду основных эстетических категорий. Прекрасное и другие положительные ценности (полезное, доброе, приятное). Своеобразие проявления прекрасного в природе, человеческой деятельности и её результатах, в человеке, в искусстве. Сущность возвышенного. Своеобразие эмоционального переживания возвышенного. Сущность трагического. Жизненные основы и сферы проявления трагического. Нравственно-воспитательное воздействие трагического. Сущность и социальная роль комического. Комическое несоответствие как эстетический способ выявления противоречий действительности. Чувство юмора и остроумие. Основные виды «критики смехом»: сатира, юмор, сарказм, ирония. Эвристическая функция юмора.

Общие категории этики: благо, добро и зло, справедливость и равенство, честь и достоинство, долг и совесть, смысл жизни и счастье
Тема 4. Философия искусства. Искусство как специфическое общественное явление. Художественный образ.

Проблема дефиниции искусства. Функции искусства. Искусство как форма духовной человеческой деятельности. Интерпретация в искусстве. Проблема эстетической ценности и эстетической оценки в философии искусства.

Морфология искусства. Видовая морфология. Родовая морфология. Концепция жанра.

Специфический объект и предмет искусства. Понятие художественного образа. Превращение предмета искусства в форму образности. Образ как структурообразующий компонент художественного произведения. Воспроизведение и оценка действительности, типизация и индивидуализация в художественном образе. Условность искусства и её художественные функции. Проблема художественной правды. Моделирующий и коммуникативный аспекты художественного образа. Структура художественного образа, многозначность и историческая изменяемость художественных образов.

Характеристика художественного направления, течения, школы, стиля. Историческое развитие этих понятий. Взаимодействие жанра и художественного метода, жанра и стиля.

Искусство и искусствознание как теоретическая форма его осмысления


Тема 5. Содержание и форма в искусстве.

Художественное содержание и его отношение с предметом искусства. Структура художественного содержания (миропроявление, миропонимание, миростроение, миропереживание, мироощущение – по А.Ф. Еремееву), единство его уровней. Диалектика объективного и субъективного, рационального и эмоционального в художественном содержании. Авторское отношение, его динамическая структура и специфические формы художественного выражения. Художественная форма, её структура и функции в произведении. Зависимость художественной формы от содержания произведения. Коммуникативность художественной формы и роль материала в искусстве. Изобразительно-выразительные средства как специфический язык искусства.


Тема 6. Прикладная эстетика.

Включение эстетического фактора в профессиональную подготовку. Эстетическое в труде. Внедрение эстетического начла в производственную жизнь общества. Дизайн как индустриальный способ эстетизации действительности. Эстетика научной и педагогической деятельности. Углубление и расширение эстетических потребностей человека. Повышение роли искусства и всех эстетических средств воздействия на человека. Эстетика жизненного мира человека.


Тема 7. Структура морали.

Моральное сознание как идеальная сторона морали. Обыденный и теоретический уровень морального сознания. Понятие моральной нормы. Запретительные и императивные функции моральных норм.

Нравственные убеждения и их мировоззренческое содержание. Ценности и антиценности. Идолы и идеалы.

Эмоционально-волевой уровень морального сознания. Нравственные эмоции и чувства. Страх-стыд-совесть-долг.

Нравственное поведение и нравственное отношение. Соотношение мотивов, результатов и обстоятельств нравственной деятельности. Парадокс «благих намерений».

Господствующая в обществе иерархия нравственных ценностей как основной ориентир поведения личности и индивидуальная мораль. Коллизии массовидных ситуаций морального выбора.


Тема 8. Эстетическая компетентность: личностное и профессиональное развитие человека. Нравственное становление личности.

Понятие эстетической компетентности и ее характеристика. Готовности к актуализации эстетической компетентности (мотивационный аспект). Эстетические знания как когнитивная основа компетентности. Формирование умений проектировать и воплощать эстетические идеи в различных видах человеческой деятельности, преобразование действительности на основе опыта использования знаний, оценка результатов, организация, планирование и осуществление эстетической деятельности. Определение действий индивида, направленных на освоение эстетических ценностей. Выработка эстетических ориентиров. Готовности личности к приобщению к эстетическим ценностям. Формирования способности к эстетическому сопереживанию, реализации кретивного потенциала, инициативность. Осознание ответственности за результаты свое деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования. Эстетическая самооценка своей подготовки, результатов деятельности и отношений, стремление к духовному самообразованию, саморазвитию личности.. Установка на духовное саморазвитие, готовность к самопознанию своего внутреннего мира, социального и профессионального опыта.

Этическая концепция личности. Соотношение объективных и субъективных факторов нравственного воспитания. Выбор нравственных идеалов и ценностных ориентаций, определение цели и смысла жизни.

.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Методические рекомендации преподавателю

По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т. е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний. Предусматриваются также активные формы обучения, такие как, решение задач с анализом конкретных ситуаций, деловые игры.

Для подготовки студентов к семинарскому занятию преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения.

Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач и упражнений, решение тестов, выполнение контрольных работ и другие.

Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений.

Методические рекомендации студенту

В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина «Этика и эстетика» изучается студентами заочниками в 5 семестре.

Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.

Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой.

Семинарское занятие – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на семинарском занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание категорий, положений и инструментов сервисной деятельности. Участие в семинаре позволяет студенту соединить полученные теоретические знания с решением конкретных практических задач и моделей в области сервисной деятельности.

Семинарские занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия.

Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов (СРС) – это один из основных видов его деятельности наряду с лекциями, практическими и другими видами учебных занятий и предполагает:

- изучение материалов лекций;

- подготовку к лекциям, практическим, семинарским занятиям;

- подготовку к текущему, рубежному или/и промежуточному контролю;

- работу с традиционными источниками информации: книгами, учебниками, учебно-методическими пособиями;

- работу с электронными источниками информации, средствами массовой информации;

-подготовку докладов, обзоров, рефератов по выбранной теме.


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов (СРС) – это один из основных видов его деятельности наряду с лекциями, практическими и другими видами учебных занятий и предполагает:

- изучение материалов лекций;

- подготовку к лекциям, практическим, семинарским занятиям;

- подготовку к текущему, рубежному или/и промежуточному контролю;

- работу с традиционными источниками информации: книгами, учебниками, учебно-методическими пособиями;

- работу с электронными источниками информации, средствами массовой информации;

-подготовку докладов, обзоров, рефератов по выбранной теме.


В курсе семинарских занятий предусмотрены следующие

темы на самостоятельное изучение:

  1. Мораль и человеческая природа.

  2. Смысл этического.

  3. Этика в контексте культуры.

  4. Любовь и дружба. Эгоизм и альтруизм.

  5. Удовольствие и счастье.

  6. Свобода как этическая ценность.

  7. Конформизм и нонконформизм.

  8. Авторитаризм и вседозволенность.

  9. Этическая концепция «пользы»

  10. Теория общественного договора.

  11. «Философия жизни» о морали.

  12. Прагматизм о морали.

  13. Неорелистическая трактовка нравственности.

  14. Этика экзистенциализма.

  15. Этика будущего.

  16. Глобальная этика: гражданский уровень этики.

  17. Феномен прекрасного.

  18. Прекрасное в век техногенной цивилизации.

  19. Эстетизация безобразного

  20. Искусство как эстетический феномен в античности.

  21. Воспитательная роль искусства.

  22. Эстетика мрачной фантазии в романтизме.

  23. Фантазия и игра.

  24. Эстетика постмодернизма.

  25. Высокая мода как эстетический феномен.

  26. Эстетика рекламы.

  27. Эстетика массовой культуры.

  28. Повседневность как арт-феномен.

Контрольную работу или реферат можно готовить по приведенной тематике.

Работа по подготовке реферата и контрольной работы включает в себя структурирование информации, собранной по теме, написание текста, составление списка литературы, оформление работы и выступление на семинарском занятии с последующим обсуждением доклада. В структуре контрольной работы и реферата выделяют следующие части: введение, основная часть из 2-3 разделов, список литературы и заключение. Общими требованиями к рефератам и контрольным работам являются такие как проблемность, логичность и доказательность изложения, правильное оперирование понятиями и категориями, степень самостоятельности работы.



Перечень примерных вопросов и заданий для подготовки к промежуточному контролю определяется как темами курса, так и приведенными ниже вопросами к зачету.
Перечень вопросов к зачету по курсу «Этика и эстетика »

  1. Предмет эстетики.

  2. Античная эстетика. Сократ

  3. Античная эстетика: Платон.

  4. Античная эстетика: Аристотель.

  5. Идеи эстетического воспитания в античности.

  6. Основные эстетические категории античной эстетики (мера, гармония, катарсис, мимесис, прекрасное).

  7. Проблема прекрасного в работах Аврелия Августина и Фомы Аквинского.

  8. Самобытность эстетического сознания Древней Руси.

  9. Проблема человека в работе Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека»

  10. Основные эстетические идеи в работе Лоренцо Валла «Об истинном и ложном благе»

  11. Идеи эстетического воспитания в эпоху Возрождения.

  12. Проблема прекрасного в работе Хогарта «Анализ красоты».

  13. Проблема эстетического вкуса в работах французских просветителей.

  14. Основные эстетические категории. Прекрасное.

  15. Основные эстетические категории. Трагическое.

  16. Основные эстетические категории. Комическое.

  17. Основные эстетические категории. Безобразное.

  18. Понятие художественного образа и его структура.

  19. Структура художественного восприятия.

  20. Социальные функции искусства.

  21. Структура эстетического сознания.

  22. Эстетическая деятельность.

  23. Эстетическая компетентность – личностное и профессиональное развитие человека.

  24. Проблемы прикладной этики. Разумный эгоизм.

  25. Про леммы прикладной этики. Благотворительность.

  26. Мораль и нравственность как предмет этики. Золотое правило нравственности и заповедь любви.

  27. Этика И.Канта. Моральное поведение. Категорический императив.

  28. Этика: термин и понятие. Учителя человечества и философы-моралисты о значении морали в жизни человека и человечества.

  29. Общие моральные понятия и категории.

  30. Основные проблемы в истории этических учений.

  31. Моральные ценности человека в основных категориях этики.


Критерии оценивания видов деятельности студента.

Оценивание деятельности обучающихся осуществляется в соответствии с Положением об организации учебного процесса, принятом в университете.



Критерии оценок знаний

Оценка "Зачтено" выставляется при достаточно полном, системном знании вопроса и обязательном умении применять свои знания на практике и при обнаружении отдельных неточностей в ответе студента. Желательно к зачету подготовить реферат по отдельным темам курса.

Оценка "Не зачтено" выставляется при обнаружении отрывочных, фрагментарных знаний либо при их полном отсутствии.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Основная литература:

  1. Бычков В.В. Эстетика [Текст] Учебник для гуманит. направлений и спец. вузов.-М.: Гардарики, 2006. - 556 с. (Библиотека УлГПУ).

  2. Гуревич П.С. Эстетика [Текст] : учебник для вузов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 303 с. (Библиотека УлГПУ, Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/122652)

  3. Гуревич П.С. Этика [Текст] : учебник для вузов: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 416 с. (Библиотека УлГПУ, Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/122653

  4. Кондрашов В.А. Этика   [Текст] : [учеб. пособие для вузов] / В.А. Кондрашов ; Эстетика : [учеб. пособие для вузов] / Е.А. Чичина. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 508,[1] с. (Библиотека УлГПУ)

  5. Этика [Текст] : учеб. для филос. фак. вузов ; под общ. ред. А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко. - М. : Гардарики, 2007. - 493 с.(Библиотека УлГПУ)

  6. Яковлев Е.Г. Эстетика [Текст] : [учеб. для студентов вузов] - М. : Гардарики, 2004. - 463 с. – (Библиотека УлГПУ)


Дополнительная литература

  1. Адорно Т. Эстетическая теория [Текст]; [пер. с нем. А.В. Дранова]. - М. : Республика, 2001. - 526,[1] с. (Библиотека УлГПУ).

  2. Бажанова В.А.      Эстетика. Вкус. Мода [Текст] : [учеб. пособие по курсу "История мировой культуры"]; Казан. гос. техн. ун-т им. А.Н. Туполева. - Казань : КГТУ, 2003. - 72,[1] с.( Библиотека УлГПУ)

  3. Выготский Л.С. Анализ эстетической реакции [Текст] : собрание трудов; - М. : Лабиринт, 2001. - 477,[2] с. (Библиотека УлГПУ).

  4. Гегель Г.В.Лекции по эстетике: [Текст] : [в 2 т.]. Т. 1 : [пер. с нем. Б.Г. Столпнера] [вступ. ст., с. 5-78, Ю.В. Перова]. - СПб. Наука,2001.-621с.( Библиотека УлГПУ)

  5. Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. - М.: Прогресс, 2000. - 646,[1] с. (Библиотека УлГПУ)

  6. Гусейнов А.А., Апресян Р. Г. Этика. Учебник. М., 2007. (Библиотека УлГПУ)

  7. Зеленкова И Л.  Этика [Текст] : учеб. пособ. для [вузов] / И. Л. Зеленкова. - 3-е изд. - Минск : ТетраСистемс, 2008. - 350,[1] с. (Библиотека УлГПУ).

  8. Золкин А.Л. Эстетика [Текст] : учеб. для вузов / А.Л. Золкин. - М. : Юнити-Дана, 2008. - 447 с. (Библиотека УлГПУ).

  9. Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х т. М., 1973.

  10. Канке В.А. Современная этика.-М.:Омега –Л., 2007Кант И. Критика способности суждения [Текст] : [пер. с нем.] / И. Кант ; [вступит. ст. А. Гулыги, с. 9-35]. - М. : Искусство, 1994. - 365,[2] с. - (История эстетики в памятниках и документах). - Библиогр. в примеч. : с. 362-366. –(Библиотека УлГПУ)

  11. Кривцун О.А. Эстетика [Текст] : учеб. для вузов - 2-е изд., доп. - М. : Аспект-пресс, 2003. 447с. (Библиотека УлГПУ)

  12. Лосев А.Ф. История античной эстетики [Текст] : Высокая классика / А. Ф. Лосев. - М. : АСТ, 2000. (Библиотека УлГПУ)

  13. Монтень М. Об искусстве жить достойно. Философские очерки [Текст] М.: Детская литература, 1973.-206с (Библиотека УлГПУ)

  14.  О любви и красотах женщин [Текст]: трактаты о любви эпохи Возрождения : [перевод] / [сост. и авт. вступ. ст. В. П. Шестаков]. - М. : Республика, 1992..
    (Библиотека УлГПУ)

  15. Спиноза Этика. М., 1957. (Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/50185

  16. Тарасов Ю.Н. Этика. Эстетика [Текст] : учеб. пособие; РАО; Мос. психолог.-соц. ин-т. - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО "Модэк", 2006. - 270,[1] с.( Библиотека УлГПУ)

  17. Фуко Э.   Иллюстрированная история нравов М. : ТЕРРА : Республика, 1996. - 440,[1] с.:ил.: История нравов. Буржуазный век. ( Библиотека УлГПУ).

  18. Эстетика Ренессанса. Антология в 2-х т. М., 1981. (Библиотека УлГПУ)

  19. Этика: Текст] : хрестоматия / авт.-сост. Зеленкова И.Л. - Минск : ООО "Новое знание", 2003. - 238,[1] с (Библиотека УлГПУ).





скачать файл



Смотрите также:
Этика и эстетика Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050103. 65 География
255.29kb.
К программе учебной дисциплины: «Дискретная математика»
33.71kb.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована на курсах повышения квалификации и переподготовки воспитателей дошкольных учреждений
38.27kb.
Вспомогательные исторические дисциплины программа учебной дисциплины федерального компонента по специальности 050401. 65 История
439kb.
Наименование учебной дисциплины Рабочая программа для студентов специальности
283kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 Физическая культура
174.08kb.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по специальности спо 230701 «Прикладная информатика (по отраслям)»
26.99kb.
История древнего мира программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65
829.66kb.
Программы учебной дисциплины «Религиозная этика»
45.27kb.
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология
302.44kb.
Планы семинарских занятий по биоэтике для фармацевтического факультета 1 курса (2 семестр) Тема №1. Медицина и этика. Исторические и логические основания биоэтики (4часа) Часть 1
91.8kb.
1 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
31.76kb.