takya.ru страница 1страница 2
скачать файл
1.Предмет и значение философии

Ф. (любовь к мудрости) зародилась ок. 2500 лет назад в странах древн. мира (Индия, Китай, Египет). Классич. форма - в Др. Греции. 1-й чел-к, назыв. себя ф. - Пифагор. В кач-ве особой науки выделена Платоном. Сначала включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в сист. общих знаний о мире, задача к-рой - дать ответ на наиб. общие и глуб. вопросы о природе, обществе, человеке.

Ф-я и наука.

1) Ф-я и наука отражают мир в понятиях и категориях. Др. науки, способны к обобщению лишь в границах своих предметов. Фил-ие категории имеют оч. широк. уровень обобщения.

2) Научное знание точное, однозначное и общепринятое. В ф-ии не сущ. однозначных и общепринятых положений. Ф-я – особый вид знания, понимаемого как мудрость.

3) Научное знание объективно, философское – субъективно. Наука отвечает на вопр. «почему», ф-я – «для чего».

4) У науки есть законы, отражающие объективные связи, отн-я, имеющие постоян. х-р при опр. обстоят-вах. У ф-ии нет эмпирич. законов, эксперимент. или математич. методов познания, нет единых критериев.

5) Наука направлена на на познание внешнего относительно человека мира, а ф-я направлена на изучение внутреннего опыта развития его духовности.

Ф-я – особая форма человеческого миропонимания, к-рая не дублирует др. направления и формы интеллектуал. деят-ти, к-рая стремится к формированию рациональной предельно общественной картины мира и бытия.

Предмет ф-ии – мир в целом в своих наиболее общих закономерностях, рассматриваемый под углом зрения отн-я «ч-к - мир». Предмет ф. необх. отл. от проблем ф. Предмет.ф. сущ. объективновно, независимо от ф-ии. Всеобщ. св-ва и связи (пространство и время, колич-во и кач-во) сущ-ли, когда ф-ии. еще не было

Своеобразие философии:

1) Универсализм. Ф-я претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни.

2) Субстанционализм (от латинского субстанция -. сущность, лежащая в основе). Стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через единое устойчивое начало.

3) Характерная черта философии - сомнение как особая установка, особый стиль мышления. Именно с сомнения и началась философия.

Функции ф-ии: 1)Мировоззренческая. Ф-я даёт людям целостный взгляд на мир.

2)Гносеологическая. Ф-я регламентирует механизм познания.

3)Методологическая. Ф-я создает и формирует общий метод познания мира.

4)Мысленно-теоретическая – ф-я учит мыслить и теоретизировать. 5)Критическая – учит все подвергать сомнению. 6)Аксеологическая – оценка философского исследовательского объекта с точки зрения нравственности.7)Социальная (общественная)



8)Воспитательная 9)Прогностическая

2.Материализм, идеализм и дуализм.

Ф-я исследует мир внешний по отношению к человеку и мир внутренний (духовную жизнь человека, его сознание) в их взаимосвязи друг с другом. Иными словами, она изучает субъектно-объектные отношения. Никакая другая наука этой проблемой специально не занимается. Поэтому все философские проблемы так или иначе затрагивают самый общий вопрос – о соотношении материи и сознания. Осн. вопр. ф-ии состоит в отношении материи и сознания. Он имеет 2 стороны: что является первичным – материя или сознание, а также верно или нет, что сознание человека познает материальный мир.В зависимости от решения основного вопроса ф-ии - 2 осн. напр-ия – материализм и идеализм. Материалисты, опираясь на данные научных исследований, утверждают, что первична материя, а сознание человека вторично, оно возникло в результате длительного развития материи. Мир сущ-ет сам по себе, никем не созданный и не уничтожимый, закономерно изменяется, развивается в силу собственных причин, он составляет единую и последнюю реальность, к-рая исключает любую сверхъестеств. силу. Сознание, мышление, дух явл. свойством материи и ее идеальным отражением. Основоположник мат-зма – Бэкон. Идеалисты гов., что первично сознание: либо в виде некоего абсолютного духа или разума (объективный идеализм), либо в виде сознания человека (субъективный идеализм). Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм (от лат. солус – один, единственный, ипсе – сам) – всё действительное есть воплощение разума. Идеалисты не отрицают материю, но рассматривают ее как низший род бытия – не как творческое, а как вторичное (сотворенное) начало. Учение о бытии в философии называют онтологией . В завис. От того, как идеализм понимает духовное первоначало, он делится на объективный (первооснова – абсолютное идеальное начало – мировой дух, абсолютная идея, к-рые сущ-ют вне индивидуального сознания и независимо от него; материальный мир – продукт деят-ти объективного духа) и субъективный (первооснова – сознание отдельного индивида).Понятие «основного вопроса философии» ввел в XIX в. в европейскую мысль Фридрих Энгельс. Но в разное время разные мыслители иначе, чем Ф.Энгельс, формулировали основной вопрос философии (пробл. обретения счастья, проблему смысла человеческой жизни). Все эти точки зрения полемичны. В наше время сущ. убеждение, что глав. пробл. ф-ии – постижение ч-ка.Важное основание для рассуждений вокруг проблемы отношения материи и сознания как основного вопроса философии – новейшие открытия физиков, исследующих тайны материи. В этих исследованиях материя становится все более тонкой и постепенно неотличимой от того, что называется разумом. Материализм и идеализм – монистические направления ф-ии (моно -1). Дуализм –исходит из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал: идеального и материального.Все эти напр-я объективно имеют право на сущ-ние, ведь они отображают рез-ты познания матер. и духовного миров, материи и сознания, взаимосвязанных и в опр. степени противоположных. Но такая против-сть существенна лишь в том случае, если мы хотим выяснить их отн-я, взаимосвязь. В дейст-ти же объективно и материя, и сознание ((как свойство определенным образом организованной материи, т.е. чел-ка) неразравны. Материализм и ид-зм не могут быть враждующими направлениями, если ф-ы не забывают о взаимосвязи материи и сознания.

3.Субъективный и объективный идеализм.

Ф-я исследует мир внешний по отношению к человеку и мир внутренний (духовную жизнь человека, его сознание) в их взаимосвязи друг с другом. Поэтому все философские проблемы так или иначе затрагивают самый общий вопрос – о соотношении материи и сознания. Осн. вопр. ф-ии состоит в отношении материи и сознания. Он имеет 2 стороны: что является первичным – материя или сознание, а также верно или нет, что сознание человека познает материальный мир.

В зависимости от решения основного вопроса ф-ии - 2 осн. напр-ия – материализм и идеализм.

Идеалисты гов., что первично сознание: либо в виде некоего абсолютного духа или разума (объективный идеализм), либо в виде сознания человека (субъективный идеализм). Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм (от лат. солус – один, единственный, ипсе – сам) – всё действительное есть воплощение разума. Идеалисты не отрицают материю, но рассматривают ее как низший род бытия – не как творческое, а как вторичное (сотворенное) начало. Учение о бытии в философии называют онтологией . В завис. От того, как идеализм понимает духовное первоначало, он делится на объективный (первооснова – абсолютное идеальное начало – мировой дух, абсолютная идея, к-рые сущ-ют вне индивидуального сознания и независимо от него; материальный мир – продукт деят-ти объективного духа) и субъективный (первооснова – сознание отдельного индивида).

Субъективн. ид-зм не предполагают иной реальности вне нашего сознания и независимо от него. Основатель – Джордж Беркли. Он выступал с критикой понятий материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также теории Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел. Отождествлял свойства вещей с ощущениями этих св-в, выдавал ощущения за единственную реальность, а вещи трактовал как комбинацию ощущений и идей. «Существовать – значит воспринимать чувствами».

Субъективный идеализм - философское направление, представители к-рого отвергают правомерность тезиса о существовании объективной реальности, независимой от воли и сознания субъекта. Миром, в к-ром живет и действует субъект, С. и. считает совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий субъекта, или, как минимум, полагает, что последние являются неотъемлемой существенной частью мира. Проведенный последовательно С. и. приводит к солипсизму. Представители классической формы С. ид-ма. - Беркли, Фихте, Юм; ряд идей С. и. развивал Кант. С. и. 20 в. имеет много разновидностей, включая разные школы позитивизма (махизм, операционализм, логический эмпиризм, лингвистическую философию и т. п.), прагматизм, философию жизни (Ницше, Шпенглер, Бергсон) и выросший из нее экзистенциализм (Сартр, Хайдеггер, Ясперс и др.). У сторонников совр. С. и., и прежде всего у неопозитивистов, заметна тенденция к устранению резко выраженного субъективизма, психологизма и релятивизма, характерны попытки найти какие-то критерии выделения «общезначимых истин». На этом пути нередко стирается ранее отчетливая грань между идеализмом субъективным и объективным, к-рые объединяются, напр., в разных течениях неореализма. Совр. С. и. все чаще выступает под флагом «реализма». Теоретико-познавательной основой С. и. является абсолютизация активности субъекта в познании и практической деятельности. Диалектический материализм показывает, что такая активность не является произволом, она не только не противоречит существованию объективного мира и его законов, независимых от человеческого сознания, а, напротив, предполагает это существование. Субъективная форма познания не отрицает объективного его источника и содержания. Более того, сами формы познания отражают наиболее общие характеристики объективного мира и практики в нем. Поэтому противопоставление субъективного и объективного допустимо лишь в рамках осн. вопроса философии.

Объективный ид-зм признает духовное первоначало вне и независимо от материального (абсолютная идея, мировой разум). Отторгая мыслительные структуры от познавательного процесса, О. и. выносит их вовне, противопоставляет человеку и наделяет самостоятельным онтологическим статусом. Получается, что не субъект, осваивая всеобщее, существенное, необходимое в действительности, формирует о ней понятия, а последние, изначально концентрируя все эти признаки, формируют действительность. Подлинные отношения ставятся с ног на голову. Наличие единого концептуального ядра не препятствует идейному ветвлению О. и. на многочисленные варианты, формы, определяемые различным истолкованием универсального духовного первоначала, к-рое может быть мировым разумом (панлогизм) или мировой волей (волюнтаризм), единой субстанцией (монизм) или ассоциацией праэлементов (плюрализм), логически постигаемым (рационализм) или алогичным (иррационализм) началом и т. д. Наиболее известные представители О. и.— Платон, Фома Аквинский, Гегель, Шеллинг.

4.Вульгарный и диалектический материализм.

Осн. вопр. ф-ии состоит в отношении материи и сознания. Он имеет 2 стороны: что является первичным – материя или сознание, а также верно или нет, что сознание человека познает материальный мир.

В зависимости от решения основного вопроса ф-ии - 2 осн. напр-ия – материализм и идеализм. Материалисты, опираясь на данные научных исследований, утверждают, что первична материя, а сознание человека вторично, оно возникло в результате длительного развития материи. Мир сущ-ет сам по себе, никем не созданный и не уничтожимый, закономерно изменяется, развивается в силу собственных причин, он составляет единую и последнюю реальность, к-рая исключает любую сверхъестеств. силу. Сознание, мышление, дух явл. свойством материи и ее идеальным отражением. Основоположник мат-зма – Бэкон - родоначальник анг-й материалистической ф-ии XVII века и один из основоположников теории и практики новой научной методологии.

Мат-зм в различ. историч. эпохи приобретал разные формы и виды: наивный и зрелый, стихийный и научно обоснованный, метафизический и диалектический.

Вульгар ный материализм – филос. течение серед. 19 в., упрощавшее и огрублявшее осн. принципы материализма, в частности, сводившее сознание к физиологическим процессам, протекающим в головном мозге. Представители (немец. ф-as Ajun? Бюхнер, Молешотт) механически переносили законы, действующие в живой природе, на общ-во, подменяли классовую борьбу естественным законом борьбы за сущ-ние, пытались объяснить национальное неравенство, колониальный гнет географическими усл-ми жизни народов. Их идеи чужды диалектическому и историческому мат-зму.

Диалектич. мат-зм возник на основе развития материалистич. ф-ии и диалектич. воззрения на мир. Д.м. исходит из признания материи единственной основой мира, всеобщей взаимосвязи предметов и явл-ий, движения и развития мира в рез-те действующих в нем самом противоречий. Сознание рассматривается как cd-во высокоорганизованной формы движения материи, отражение объективной реальности.

Основоположник – Карл Маркс. Предпосылки марксизма.

1)социально-эконом. и политич.: -а)утверждение капитализма; б)выход пролетариата на политич. арену, в)потребность рабочего класса в теории.

2)естественно-научные – 3 открытия: а)закон сохр-я и преобразования энергии стал основой филос. выводов о несотворимости и неуничтожимости материи и движ-я, б)клеточная структура раст. и животных помогла сделать филос. вывод о единстве всех живых организмов. В)эволюционная теория помогла аргументировать закономерности возн-я че-ка как высшего творения прир.

3)теоретич. источники: а)немец. классич. ф-ия (особ. гегелевское учение о диалектике, антропологич. Материализм Фейербаха), б)английская политэкономия (Смит, Рикардо), в)франц. утопический социализм (Сен-Симон, Фурье).

Маркс. «К критике гегелевской ф-ии права», «Тезисы о Фейербахе», «К критике политэкономии», «Капитал».

Соединение материализма с диалектикой – диалектич. материализм. Диалектич. закономерности сформулировал Гегель, но он считал, что они явл. з-нами разв-я идей, понятий. Маркс открыл диалектику вещей и показал, что диалектика понятий явл. отображением в сознании чел-ка диалектики объектив. мира. Особ. место в ф-ии марксизма – пробл. чел-ка. Понимание чел-ка до М. сводилось к тому, что чел-к – частица природы, активное, сознательное сущ-во, к-рое имеет право на свободу и требует гуманного отн-я к себе (франц. материализм 18 в. и Фейербах). М. стал рассматривать чел-ка не только как продукт природы, но и как социальный феномен, причем акцент – на социальных хар-ках.)До М. ф-ия усматривала источник развития общества в идеях. У М.- материалистич. отн-е к развитию общ-ва. Осн. в развитии общ-ва – экономич. жизнь, прежде всего материальное произв-во. В основе обществ. развития – способ произв-ва материал. Благ. Прошлое и будущее – последоват. процесс изменения способов пр-ва. Это историч. материализм.



6.Буддизм и конфуцианство.

В VI в. до н.э. в северной Индии возникает буддизм – учение, основателем которого был сын правителя. В 29 лет, неудовлетворённый жизнью, он покидает семью и уходит в “бездомность”. После многих лет аскезы он постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности. Его назвали Будда (Пробужденный).

Центр учения - практическая доктрина “спасения”, или “освобождения”. В основе её лежат 4 благородные истины:

1.Существование человека неразрывно связано со страданием. Страдание - не какое-то конкретное состояние, а ожидание реального страдания: бесконечное беспокойство, напряженность неудовлетворенность.

2.Причина страдания - жажда: жажда чувственных наслаждений, жажда воплощения и жажда самоуничтожения.

3.Устранить страдания может только избавление от этой жажды.

4.Путь, ведущий к освобождению от страданий, восьмеричный. Он включает, в частности, правильную жизнь, правильное сосредоточение и другое.

Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности.

Вершина восьмеричного пути: правильное сосредоточение.

В основе буддийской концепции поведения лежит сознание внутренней отдаленности субъекта всему, что его окружает. Состояние совершенной несвязанности с внешним бытием, абсолютной от него отрешенности и самоуглубленности есть освобождение, или нирвана, которая означает конечную цель человеческих стремлений. Она предполагает отсутствие конфликта с окружающим, психологическое состояние ощущения пустоты

В буддизме нет надобности в Боге как творце, спасителе. Человек, достигший освобождения – это высшее существо, тождественное Богу. Так, по сути, отождествляется Бог и человек.

Итак, древнеиндийскую философию в целом отличает умозрительность, слабая связь с наукой, сосредоточенность на специфически понимаемой проблеме спасения.

У древнекитайской ф-ии были отличительные черты:

1.Специфическ. черта китайск. ф-ии - принцип рассмотрения мира (природа, человек и общество) как единого универсума, все элементы к-рого взаимосвязаны и находятся в динамичном равновесии.

2.Практичность, ориентированная не на поиск и выработку идеала, в соответствии с которым следовало бы изменить реальность, а на поддержание реальности такой, какая она есть. Все теории должны просто ориентировать народ на поддержание порядка. Поэтому очень подробно рассматриваются способы управления государством и способы самоусовершенствования человека.

3.Употребление в письменной речи иероглифов сказалось на содержательных особенностях представлений о мире и человеке, на культуре мышления.

4.Отсутствие понятийного аппарата, слабая связь с наукой, неразвитость логики.

5.Постоянное подчёркивание исключительности китайского способа мышления. Следствие- нетерпимость ко всем другим философским взглядам.

Конфуцианство. Основатель школы Конфуций 6-5 век. до н.э.). Он считается первым китайским философом

Исходной для Конфуция можно считать концепцию “неба” и “небесного веления” (приказа, т.е. судьбы). “Небо” – это и часть природы, и высшая духовная сила, определяющая природу и человека. Человек, наделенный небом определенными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом (дао) и совершенствовать их при помощи обучения. Центральное место в учении Конфуция занимает концепция человечности – закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве. Она включает в себя два основных принципа, регулирующих человеческое существование:

а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь;

б) чего не желаешь себе, того не желай другим.

Для соблюдения субординации и порядка К. выработал принцип справедливости и исправности. Человек должен поступать так, как велит его положение и порядок. Он выступал за строгое, четкое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья. Главн. метод управления народом – сила примера и убеждения.

5.Становление философии.

Мировоззрение – система взглядов на мир и место в нем челка, на отн-е чел-ка к той дейст-ти, к-рая его окружает, и к самому себе, т.е. наиболее обобщенные взгляды на смысл жизни, на цель человеч. деят-ти.

В истории чел-ва ранее других возникло мифологич. мировоззрение, в к-ром ч-к слит воедино с окружающей средой и не отделяется ни от природы, ни от рода.

Мифология –универсал. тип мировоззрения первобытных обществ. Миф – плод народной фантазии, в к-ром явл-я прир. или культуры представлены в наивно-антропоморфной форме. У разных нар сущ. очень похожие мифы. Миф – единая универсальная форма сознания.

Предпосылки мифологии: а)первобытный чел-к еще не выделял себя из окруж среды, б)первобытное мышление еще четко не отделялось от эмоциональной сферы.

Следствие предпосылок: наивное очеловечивание окр. среды.

Особенности мифа: а)У него целостная форма, невозможная для др. форм сознания, б)он для носителей мифологич. мышления явл. реальностью.

Итак,, неспособность провести различие между естеств. и сверхъестеств., слабое развитие абстрактных понятий, а также чувственно-конкретный, метафорич., эмоционал. хар-р первичного сознания превратили мифологию в своеобраз. Символич. Систему, в к-рой описывался весь мир.

Философия отличается от мифологич. форм мировоззрения тем, что критически относится к дейст-ти, обращаясь к логике, вырабатывая гносеологические и логические категории для сознательного поиска истинных взглядов.

7.Проблема первоначала: От Милетской школы к Гераклиту Эфесскому

Античная ф-ия начинается с появления натурфилософских идей, т.е. философского осмысления природы. У истоков натурф-ии – милетская школа (г. Милет). Основатель – Фалес, его последователи – Анаксимандр и Анаксимен. Осн. внимание - сущность и первоначала мира. Они рассматривали субстанциональные основы вещей (т.е. то, из чего возникают все вещи). Вещи – что-то временное, они возникают и исчезают, а основа вечна. Например: у Фалеса первоначало – вода, у Анаксимандра – «апейрон» - неопределенное начало, у Анаксимена – воздух.

Осн. фил-ские принципы милетской школы развил Гераклит (6-5 век до н.э.) Основной вопрос философии Гераклит решал материалистически. В основе всего существующего - материальное первоначало – огонь.

Г. – один из первых ф-фов, заметивших, что одно и то же является вместе с тем и разным, противоположным . Огонь переходит из одного состояния в другое, вечно движется и изменяется. Он служит основой развития всего мира. Огонь – связующее звено между противоположностями (стихиями). Как образ единства противоположностей Утверждение о всеобщей изменяемости, движении явлений – его великая диалектическая догадка. «Все течет, все изменяется», утверждал он, ничто не остается неподвижным и постоянным. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые».

Смысл этих фрагментов ясен: река видимым образом та же, между тем в реальности она всякий раз состоит из новой воды, которая прибывает и исчезает. Поэтому, входя в реку второй раз, мы омываемся уже другой водой. Но и мы сами меняемся: в момент полного погружения в реку мы уже другие, не те, что были. Поэтому Гераклит и говорит, что мы входим и не входим в ту же реку..

Гераклит первым начал размышлять над проблемами познания. Оно, по его учению, представляет собой прежде всего познание космоса в его вечном изменении. При этом Гераклит придавал большое значение как чувственному, так и рациональному познанию. Человек должен прислушиваться к природе, но в то же время в процессе познания обращаться к своему разуму.



8.Элейская школа о бытии.

Бытие – это философская категория, выражающая самую общую определенность, гарантированность мира философии.

В 6 в. до н.э. в г. Элее возн. элейская фил-ая шк. Если милетская шк. за основу мира брала какую-либо материальную стихию (воду, огонь и др.), то в элейской шк. впервые в кач-ве такой основы берется неконкретное: не вещ-во, а бытие.

Впервые этот термин в ф-фию ввел античный философ Парменид.. Во времена Парменида люди начали терять веру в традиционных богов Олимпа. Мир, Вселенная уже не казались им прочными, надежными. Людям нужна была вера в новую силу. Парменид оповестил людей об открытии им новой силы, силы Абсолютной мысли, которая обеспечила миру стабильность и надежность, а, следовательно, человек снова обрел уверенность в том, что все с необходимостью будет подчинено какому-то порядку.

Необходимость Парменид называл Божеством, Правдой, провидением, судьбой, вечным и неуничтожимым. "Всё по необходимости " означало, что заведенный в мироздании ход вещей не может внезапно, по воле случая, измениться. Парменид заявил о наличии за вещами предметно-чувственного мира гаранта его существования.

Бытие – это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль, логос, космический разум. Не человек открывает истину бытия, а, наоборот, Истина бытия непосредственно открывается человеку. Поэтому процесс логического доказательства не имеет решающего значения ни для него самого, ни для оценки истинности знаний людей.

Парменид разделял мир на истинный (бытие, вечное и неизменное) и неистинный (изменяющийся мир конкретных вещей).

Метафизика здесь состояла в том, что исследовали предельные основания бытия мира вещей и явлений, в том числе и человека, ограничиваясь при этом рассуждениями в пространстве чистой мысли.

Зенон развил взгляды Парменида. Гов., что логически невозможно представить множественность вещей и допущение движения – это приводит к противоречиям. З. разрывал чувственное и рациональное познание. Истинное только рациональное познание, а чувственное познание ограниченное, противоречивое.

З. развивал логику как диалектику. Наиболее известн. изложение элейского отрицания движения и неизменности бытия явл. апории (логические затруднения) Зенона, к-рые доказывали: если предположить существование движения, то возникают неразрешимые противоречия. (апория «Ахиллес», в к-рой быстроногий Ахиллес никогда не может догнать черепаху, т.к. как только он ступит на место, где только что была черепаха, она несколько продвинется вперед).



9.Софисты.

2-я по. 5 века до н.э. – тяготение к теме человека. (До этого элейская шк. – проблемы бытия.) Наиб. ярко эта тенденция у софистов (от слова «мудрость»). Софистами стали первыми платными учителями ф-ии. Позднее софизмом стали называть фил-ское направление, представители к-рого осн. внимание уделяли не систематическому освоению учениками знаний, а использованию приобретенных знаний в дискуссиях.

Протагор. Сформулировал исходный принцип софистов: «Чел-к – мера всех вещей». То, что приносит чел-ку удовлетворение, - хорошо, что приносит страдание, - плохо. Говорил об относительности всякого знания.

Горгий. В теории познания действуют 3 тезиса: 1)ничего не сущ-ет, 2)если что-то и сущ-ет, его невозможно познать, 3)если что-то и возможно познать, то эти знания невозможно объяснить другому.

Диалектика у Горгия имеет отрицат. хар-р, она только средство доказат-ва или опровержения, и притом лишена систематичности.

Софисты положили начало критич. отношению к традициям, обычаям, верованиям. Опасные тенденции: если чел-к сам творец своих обычаев, то каждый может их создавать, начинается своеволие.



10.Идеализм Платона.

Платон жил в 5-4 веке. до н.э, ученик Сократа, написал 36 философских сочинений в форме диалогов, 2 самых крупных труда- учение о государстве.

Свою философию Платон разделял на три части: диалектику, физику и этику. Диалектика - учение о бытии (онтология), физика - учение о природе; этика - учение о нравственности. Физика у древних греков включала в себя не только знания о природе, но и - о природе человека, т. е. психологию.

Платоновское учение «диалектика» - теория идей. Каждому понятию соответствует бытие: существуют не только отдельные столы, но и особое бытие, соответствующее понятию стола и т. д. Эти сущности Платон называл идеями (или - видами). Отправной точкой философии Платона служила гносеология, теория познания. Идеи по Платону, есть истинное бытие, ни одна из идей не возникает и не уничтожается, идея тождественна сама с собой. Идея не воспринимается чувствами, а только мыслится. Идея — сущность и причина чувственно-воспринимаемых предметов: не было бы ее, не было бы и их.

Предметы свидетельствуют о присутствии идей. Причем, отдельные предметы возникают и разрушаются (люди рождаются и умирают), класс, род же – сохраняются. Платон рассматривал это сохранение идеи как сохранение причины всех вещей. Каждая идея есть как бы первообраз (парадигма) для каждой вещи. А каждая вещь есть подобие этой идеи.

Диалектика Платона - это признание двух обособленных друг от друга миров: мира бытия и мира вечных и неизменный идей (мир идеалов).

2. Физика Платона - все философское учение о природе.

Природа – не истинное бытие, а лишь бывание, а потому она не может быть предметом знания. Для ее понимания нужна не научная форма, не диалектика, а мифы. К истинному знанию относится учение о душе. Душа существует раньше ее телесной природы, в которую она воплощается. Платон верил в душепереселение.

3. Этика Платона основана на понимании добра как высшей цели нашей деятельности. Осуществление добра на земле – не в достижении личного счастья, а в совершенном обществе. Его этика развивалась от наивного эвдемонизма (от греч. слова счастье): счастье – высшая цель человеч. жизни. .

Высшее благо пребывает вне мира, высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Душа получила начало в высшем мире, а в земной плоти она страдает. Задача чел-ка возвыситься над несовершенным чувственным миром и стремиться к уподоблению Богу.

Платон делит людей на три типа в зависимости от того, какая по своему составу душа преобладает в них. Если преобладает разумная душа, то людям свойственна мудрость, которая состоит в истинном знании, т. е. в знании идей (идеалов). Их Платон называл философами, мудрецами, и отводил им роль правителей в идеальном государстве.

При преобладании аффективной части души человек отличался мужеством, отвагой. Эти качества необходимы воину. Люди же с душой вожделеющего типа должны заниматься физическим трудом.

П. счит., что в каждом чел-ке есть все 3 части души, но преобладает какая-либо одна из трех. То же относится и к народам: у греков чаще, чем у др. народов рождаются, по П-у, люди с преобладанием разума над др. частями души, потому греки и преуспели в науке.

Для полного развития добродетели справедливости необходимо соединение людей в такое государство, в котором все было бы приспособлено к этой цели. Цель государства- обеспечение справедливости, т.е. этическая цель. Однако исторические причины возникновения государства иные — экономические. Но т. к. смысл всего существующего — осуществление добра, то и смысл государства – тот же. Если государство организуется вне нравственных целей, то оно не будет прочным.



11.Античный атомизм.

Атомизм – вершина античного познания первоначала. Атомизм в античной философии представлен, главным образом, Левкиппом и Демокритом (ок. 5 в. до н.э.), его Демокрит был всесторонне образованный человек. Его труды представляют собой нечто вроде энциклопедии познания того времени (проблемы физики, математики, астрономии, риторики, этики и др.). Величайшей заслугой Демокрита является его учение об атомах. В основе мироздания лежит атом как первооснова развития мира. Атомы – наименьшие, далее неделимые физические частицы. Они неизменны и вечны, отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Наряду с атомами существует и пустота, в которой и движутся атомы. Пустота - это небытие и, как таковая, непознаваема, только бытие познаваемо: «Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – теплое, в мнении – холодное, в мнении – цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота».

Из атомов состоит и душа; после смерти тела атомы души распадаются, поэтому душа смертна.

Атомы находятся в вечном движении. Только благодаря их движению и происходит возникновение и развитие мира. Демокрит не ограничивался земным миром. Так как число атомов, а также протяженность пустого пространства бесконечны, то существует и множество миров, которые постоянно возникают и погибают.

В отличие от всех др. выдвигавшихся до этого идей первоначала, идея атома содержит, кроме всего прочего, принцип предела делимости материи: атом считался наименьшей частицей, к-рая явл. исходным в создании и последним в разложении вещественным элементом сущего.

12.Августин и Фома Аквинский о человеческой душе.

Средневековая ф-ия принадлежала к эпохе феодализма. Утверждение христианства в кач-ве господствующей религии, поэтому ф-ия существенно зависит от религии. У религии отпала необх-ть обосновывать своё право на жизнь, пришло время указывать путь и вести мир к спасению. Этап патристики (от патрес – отец, подразумеваются отцы церкви). В своей основе средневековая ф-я теоцентрична, т.е. фактором, определяющим всё сущее, явл. не природа или Вселенная, а Бог. Мир воспринимался как двойное бытие: подлинный (божественный) и неподлинный (земной, грешный ).

Раннехристианская философия. Августин Блаженный (4-5век). Учение о предопределении. Чел-к объединяет в себе природу материальных тел , разумную душу и свободную волю. Душа нематериальна, бессмертна, свободна в своих решениях. Волевым характеристикам души отдаётся предпочтение перед рациональными, отсюда первенство веры перед разумом.Свобода воли не абсолютна. Она ограничена божественным изначальным решением: одних людей Бог избрал для спасения, а других - для осуждения на муки в аду. Божественное предопределение – источник двух противоположных царств: божьего и земного. Земное — держится на войнах и насилии, божье формируется с помощью церкви.

Учение о Боге. Бог - высшее бытие, в нем пребывают вечные и неизменные идеи, обусловившие мировой порядок. Бог сотворил мир из «ничего» по своей воле, а не в силу необходимости. Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. Античные боги были родственны природе, христианский же Бог стоит над природой.

Учение о мире как о второй реальности. С Августином на место античного дуализма (разум и материя) пришел монизм, т. е. принцип, согласно которому есть только одно абсолютное начало — Бог, все остальное — вторично, его творение. Бог — истинное бытие, он вечен, неизменен, ни от чего не зависит и является источником всего (т.е. ему приписаны атрибуты, которыми наделяли античные философы бытие).

Западноевропейская схоластика. Фома Аквинский (13 в.). Томизм (от слова Фома).

Основные его положения:

Обоснование основных принципов христианской теологии с помощью логики Аристотеля. Учение о том, что Вселенная – иерархия ступеней бытия. Низшая ступень – природа, материя, высшая – Бог, к-рый создает мир и руководит им. Конечная цель человеч. жизни – Бог. Но его нельзя постичь умом. Это высочайшая истина. Ф-я и теология не противоречат друг другу, т.к. постигают разные миры – природу и Бога.



13. Ф-я эпохи Возрождения.

Возрождение (Ренессанс) начин. в 14 в., а в 16 в. – общеевропейское явл. это время зарождения капиталист. произ-ва, великих технич. и геогр. открытий. Осн. черты ф-ии:

1)Движ-е к освобожд-ю от господства религии и церкви во всех сферах обществ. жизни.

2)Возвращение к античному культурному наследию.

3)В античности предметом изуч-я была природно-космическая жизнь, в Средние века – Бог, в эпоху Возр-я – чел-к, поэтому это антропоцентрическое мышление.

4)Появл-е гуманизма – идейного движения, в к-ром вызревала светская, нерелигиозная ф-ия, ориентированная на чел-ка как высшую ценность.

5)Возрастание интереса к прир. Развитие натурфилософии, глав. черты к-рой:

-пантеизм –философско-религ. учение, согласно к-рому Бог – безличное начало, разлитое по всей природе и тождественное с ней.

- осознание бесконечности прир, Вселенной. Джордано Бруно: Вселенная не имеет центра, она не порождается и не уничтожается, не может уменьшаться или увеличиваться.

- органический взгляд на Вселенную: мир – живое сущ-во, к-рое наделено душой.

- взаимосвязь микрокосма и макрокосма. Микрокосм чел-к, макрокосм – природа. Чел-к – часть прир., приобретает идентичные ей свойства.

- наличие элементов диалектики (у Николая Кузанского – положение о совпадении противоположностей, Джордано Бруно: одна противоположность – начало другой и наоб).

-обращение к магии, алхимии, астрологии как рез-тат недостаточности реальных знаний.

Галилео Галилей отошел от пантеизма: Бог создал природу, но потом он не вмешивался в нее, прир. живет и развивается самост.

Ф-я Возрожд-я свидет о возн-ии нового мировоззрения, осн. черты к-рого – натурализм и рационализм. Осн призн. Этой ф-ии – светская, земная направленность. Она создала основу и усл-я для перехода к ф-ии Нового времени.

14.Ф.Бэкон как основоположник ф-ии Нового времени.

Ф-ия Нового вр. - XVII-XVIII вв. Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Д.Локк, Г.Лейбниц, И.Кант и др. Основу нового метода видят в чувственном опыте, выдвигая идею сверхзначимости эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк), или в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание, не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

В любом случае, торжествует рационализм и методы аналитического порядка Такое направление в методологии - «механицизм» и «метафизичность».

В отличие от эпохи Ренессанса, в ф-ии Нового вр. ряд специфических проблем и установок:

1. Полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом — невозможен. Никакие авторитеты (античность и т. д.) не признаются, кроме авторитета самого разума.

2. Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс.

3. Развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод «чистого» разума, способный действовать во всех науках. Теория познания становится центром философии Нового времени.

Фрэнсис Бэкон - родоначальник анг-й материалистической ф-ии XVII века и один из основоположников теории и практики новой научной методологии. Главный труд Бэкона - "Новый органон». Бэкона интересовало предназначение науки (его афоризм "Знание - сила").

Бог не запрещал познание природы. Люди только должны понять, что сущ. два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей.

Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума.

Сам процесс познания, считал Бэкон, имеет два этапа: 1) чувства осведомляют о вещах и 2) разум судит об их причинах. Но и чувства, и ум постоянно привносят в познание ошибки и заблуждения. Бэкон называл их "идолами" (ложными образами) или "призраками". Он различал четыре вида "идолов", препятствий на пути познания, с которыми человечеству следует бороться: 1) "идолы" рода (препятствия, обусловленные несовершенством человеческой психологии, ума), 2) "идолы" пещеры (индивидуальные недостатки людей из-за воспитания, образования, характера деятельности), З) "идолы" рынка. или площади (препятствия, возникающие вследствие общения людей) и 4) "идолы" театра (из-за слепой веры в авторитеты, воспитания, образования, результат привычек, характера, деятельности). Первые два коренятся непосредственно в человеческой природе, они являются врожденными. Два последних вида «призраков» порождены социальными причинами.

Учение о «призраках» познания должно было сыграть «очистительную» роль. Но освободив разум от «призраков», следовало решить, какой метод познания нужно избрать для достижения истины. Существуют 3 возможные пути познания — путь паука, муравья и пчелы.

«Путь паука» — это выведение истины из чистого сознания, не обремененного опытом. Это выведение знания из аксиом и постулатов. Но такое предвосхищение природы приводит к очень шатким и надуманным гипотезам.

«Путь муравья» — это ограниченный эмпиризм, отдающий должное опыту и практике, но полностью игнорирующий теорию. Такой эмпиризм также ошибочен.

Только «путь пчелы» явл. истинным. Он соединяет в себе достоинство двух первых «путей», но свободен от их недостатков. Это путь от ощущений и восприятий к опыту, а от него к обобщениям, к постулатам и аксиомам. До сих пор открытия делались случайн. Их было бы гораздо больше, если бы у исследователей был правильный метод. Метод - это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью. Индукция.

15.Понятие субстанции и Декарта, Спинозы и Лейбница.

Субстанция – филос-ая категория для обозначения конечной основы всего разнообразия явл-ий природы и истории; нечто относительно устойчивое, существующее само по себе и не зависящее ни от чего др.

Рене Декарт – основоположник рационалистич. напр-я в ф-ии Нового Времени. Его хар. особ-сть – дуализм: допускал сущ-ние 2 независимых др. от др. субстанций – материальной и духовной. Осн. св-во материал. субстанции – протяжённость, а духовной – мышление. Материал. Субстанцию он отождествлял с природой. В природе всё подчиняется сугубо механическим законам, к-рые могут быть открытв с пом. механики.

Бенедикт Спиноза. У него не дуализм, а монизм. Субстанция – причина самой себя. Спиноза отрицал сущ-ние сверхъестественного, отождествлял Бога с природой. Природа сущ-ет вечно, не имеет конца, она есть причина и следствие, сущность и явление. Природа, субстанция, материя и Бог составляют неразрывное единство. Такое понимание субстанции содержало как диалектич. идею взаимодействия между конкрет. материальными образованиями, так одновременно и идею их материального ед-ва. Но С. отвергал атрибут движения (оно не неоъемлемое св-во материи).

Лейбниц – ф-оф-идеалист. Плюрализм – фил-ая концепция, по к-рой основу мира составляют несколько или множество независимых и не сводимых др. к др. начал. Ядро ф-ии Л. – учение о монадах. Монада – простая неделимая духовная субстанция. Монады находятся между собой в гармонии, изначально установленной между ними Богом. Благодаря монадам материя имеет способность к вечному самодвижению.

16.Субъективный идеализм Беркли и агностицизм Юма.

Субъект. ид-зм –разновидность ид-зма, представители к-рого не предполагают иной реальности вне нашего сознания и независимо от него.

Беркли – основатель субектив. ид-зма. Выступал с критикой понятий материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также теории Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел. Отождествлял свойства вещей с ощущениями этих св-в, выдавал ощущения за единственную реальность, а вещи трактовал как комбинацию ощущений и идей. «Существовать – значит воспринимать чувствами».

Дэвид Юм продолжил концепцию Беркли в направлении к агностицизму (филос-ое учение, отрицающее возможность познания сущности вещей и закономерностей развития дейст-ти). На вопрос, сущ-ет ли внешний мир, отвечал «не знаю». Основа наших знаний – ощущения, и всё, что мы знаем и можем знать, - это содержание наших ощущений. Достоверное знание может быть только логическим, а предметы исследования, к-рые касаются фактов, не могут быть доказаны логически, а выводятся из опыта. Опыт же – поток впечатлений, причины к-рых неизвестны и непостижимы. Опыт нельзя обосновать логически, поэтому опытное знание не может быть достоверным.



17. Французский материализм 18 века.

Гольбах. Его сочинение «система природы» - «библия материализма». Сводит все душевные качества к деят-ти тела, это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования. Добродетель вытекает из чувства самосохранения, счастье – в удовольствии. Материя сущ. сама по себе, являясь причиной всего. Г. дал классическое опр-е материи – это всё то в объективной реальности, что, воздействуя как-то на наши чувства, вызывает ощущения.

Много представителей. Общие особ-сти фр. мат-зма:

1)Он был механистическим, т.е. все формы движения материи сводились к механической и объяснялись на основе самой развитой тогда науки – механики. Ламетри даже применил механистич. Подход к чел-ку: Чел-к – это своеобразный сложный механизм.

2)Он носил метафизический хар-р: предметы и явл-я рассматривались вне их внутренней связи и развития. Без учета внутренних противоречий как источника самодвижения, без постижения непрерывности и скачкообразности развития в их органическом единстве. (Но уже Дени Дидро гов., что неподвижное в пространстве тело находится в движении, т.е. развивается, меняется; отстаивал идею самодвижения материи, стараясь объяснить это явл-е внутренней противоречивостью. Дидро гов. о непрерывности развития и изменений на всю природу, в частности и на чел-ка; высказывал мысль о ед-ве материи и сознания).

3)В теории познания – приверженность сенсуализму. Исходный источник познания – чувство, но отдавали должное и мышлению, подчеркивая их взаимосвязь.

4)Критика религии, к-рая не ведет чел-ка к настоящим истинам, а подчиняет его предрассудкам.

5)В вопросе о возникновении общ-ва склонялись к натурализму, т.е. причину тех или иных обществ. явл-й искали в окруж. мире, среде и в биологич. природе чел-ка. Развивали также теорию обществ. договора и естественного происхождения государства.

Итак, фр. мат-сты сыграли бол. прогрессив. Роль в преодолении пережитков феодализма и религиозного клерикализма, в утверждении принципов гуманизма.

18.Немецкая классическая ф-ия.

Возн. на рубеже 18-19 в. Предпосылки: прогресс в естествознании, достижения ф-ии Нового времени, Франц. рев-я. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель,Фейербах. Общие черты:

1)рационализм, унаследованный от ф-фов эпохи Просвещения. Для всех нем. ф-фов-идеалистов 19 в. хар-рно убеждение, что достаточно глубоко познать и переосмыслить дейст-ть, чтобы ее оправдать; философски можно оправдать и религию.

2)Критика материализма 18 в. за его механицизм.

3)Разработка диалектич. метода мышления.

4)Критика созерцательного х-ра предшест. мат-зма и разработка принципа деят-ти, активности.

5)Разработка ф-ии истории.

6)Критика традиционной рассудочной метафизики, стремление превратить ф-ию в науку.

7)Непосредственная преемственность в развитии фил-ских идей. Переход от материалистич. идей докритического Канта к субъективному и трансцендентальному идеализму критического Канта, через субъективный идеализм Фихте к субъект. ид-зму Шеллинга и объект. ид-зму Гегеля к материализму Фейербаха.

Кант. Его творч-во делять на 2 периода:

Докритический» период связан с его интересом к законам естественного мира.

Критический период. На первом плане – теория познания «Критика чистого разума». До К. считали, что познание – рез-т воздействия на пассивного чел-ка внешних сил. Кант: чел-к познает лишь в той мере, в к-рой сам подвергает испытанию природу, ставя ей вопросы. К. раскрыл взаимосвязь чувствен. и рационал. в проц. познания. Выдвинул концепцию 3 ступеней развития: чувственности, рассудка и разума. Отстаивал позиции агностицизма: человеч. ощущения – субъект. впечатления, к-рые не дают полного знания об объектив вещах, к-рые явл. непознаваемыми «вещами в себе

Кантовская философия дала мощный импульс развитию немецкой философии. Кант, как говорилось ранее, исходил из противопоставления субъекта внешнему миру, объекту. Уже Фихте (1762-1814) стремился преодолеть эту двойственность. Он считал, что субъект – это единственная основа и мира в целом и правильной философии. Сознание само порождает себя. Оно никогда не завершено, всегда остается процессом. А т.к. идеализм Фихте – субъективный, то сознание творит не только себя, но и весь мир.

Шеллинг (1775-1854) также пытался преодолеть двойственность субъект – объект. Природа – форма жизни разума, и она же порождает сознание. Такой подход, детально развитый Гегелем, привел к абсолютному, объективному идеализму.

Гегель (1770-1831). стремился приблизить ф-ию к науке. У него объективный идеализм. В основе мира лежит ограниченно существующее мышление, к-рое он назвал абсолютной идеей, абсолютным духом или абсолютным разумом. Абсолют. идея активна и деятельна, мыслит и познает себя, проходя 3 состояния: 1) идеи сами по себе; 2) идеи в природе; 3) идеи в духе. У него идеи – это суть вещей, любых, в том числе и понятий. Это суть и объекта, и субъекта. Идеи, идеальное – это не что иное, как тот уровень реальности, к-рый не явл. ни материальными вещами, ни мыслями людей. Это – родовые реалии, принципы.

Идеи (их Г. за всеобщность называет еще абсолютными) - это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию природного и духовного мира. Деятельности идей заключаются в мышлении, цель – в самопознании.

Величайшую роль сыграл Гегель в разработке проблем диалектики. Он дал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переход старого в новое, превращение каждого явления в свою противоположность. Он подчеркнул взаимосвязь между всеми процессами в мире. Правда, Г. разработал идеалистическую форму диалектики: он рассматривает диалектику категорий, их связи и переливы друг в друга, развитие «чистой мысли» — абсолютной идеи.

Г. создал непревзойденную до сих пор систему категорий диалектики.

Через диалектику категорий Гегель рассматривает механизм действия основных законов диалектики: закон количественно-качественных изменений, закон взаимопроникновения противоположностей, закон отрицание отрицания.

Г. ввел диалектику в процесс познания. Для него истина — это процесс, а не раз и навсегда данный, абсолютно правильный ответ. Теория познания у Г. совпадает с историей познания. Г. разрабат. диалектику абсолютной и относительной истины.

Глав. недостаток ф-ии Г. – противоречивость между его системой и методом:

-Если диалект. метод Г. требует рассматривать все в движении и развитии, то его ф-ия отрицает всеобщность развития – природа не развивается во времени.

- Если диалектика Г. считает, что проц. познания бесконечен, то ф-ия призвана дать законченное абсолютное знание дейст-ти.

Антропологический материализм Фейербаха.

Людвиг Фейербах. Осн. сочинения Ф.: «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего».

1)Основа ф-ии Ф. – учение о прир. Нет ничего высшего, чем природа, как нет ничего низшего, чем она.

2)Глав. дело жизни Ф. - борьба против идеализма и религии. С точки зрения Ф., идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а ф-ия и религия противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, в основе философии – знание, стремление раскрыть действительную природу вещей.

3)Человек – не творение Бога, а часть – и притом наиболее совершенная – вечной природы. Материализм Фейербах антропологический. Он существенно отличается от мат-зма XVIII в., т.к. не сводит всякую реальность к механическому движению, а рассматривает прир. не как механизм, а как организм. В центре внимания Ф. – не отвлеченное понятие материи, а чел-ек как единство души и тела.

Ф. отвергает идеалистическую трактовку, при которой чел-к рассматривается прежде всего как духовное существо. Согласно Ф., тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого «Я»; духовное начало в чел-ке не может быть отделено от телесного, дух и тело – 2 стороны организма.

Человеческая природа толкуется Ф-м преимущественно биологически, и отдельный индивид для него – не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода. Это недостаток.

4)Его материализм метафизическ. Из-за созерцательных позиций он не сумел понять гегелевской диалектики, отвергнув ее вместе с идеалистической системой.

5) В теории познания Ф. стоял на позициях сенсуализма. Его ф-ия – чувственная ф-ия, но не отрицал и рационального. Выступал против агностицизма.

Достоинство его ф-ии. Обращение к чел-ку. Воссоздание материализма.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Ф. (любовь к мудрости) зародилась ок. 2500 лет назад в странах древн мира (Индия, Китай, Египет). Классич форма в Др. Греции. 1-й чел-к, назыв себя ф. Пифагор. В кач-ве особой науки выделена Платоном
677.62kb.
Рабочая программа по предмету «История», 5 класс Наумова О. Н
124.2kb.
Экономическая мысль Древнего востока (Вавилония, Египет, Китай, Индия)
16.35kb.
Сформулированная более 20 лет назад концепция искоренения лепры оказалась не реализованной. Согласно данным воз, в 70 странах мира насчитывается 8 млн больных лепрой, ежегодно регистрируется 500-800 тыс
611.13kb.
Библиотека царя Ашшурбанапала
63.66kb.
Вопросы олимпиады. Подчеркните европейские страны: Аргентина, Бельгия, Болгария, Пакистан, Нигерия, Литва, Португалия, Ирландия, Куба, Финляндия
15.97kb.
Издания и исследования по А. С. Макаренко в Германии и в других странах мира за десятки лет
936.88kb.
Мебель из Китая это качественно и красиво
68.67kb.
Великобритания входит в число крупнейших мировых держав
204.03kb.
Девонская колониальная ругоза Hexagonaria
171.82kb.
Как Хэллоуин празднуют в разных странах?
47.71kb.
Принято за год всего муниципальных служащих 6 чел в т ч. временно на период отпуска по уходу за ребенком 1 чел уволено за год по собственному желанию 8 чел
54.73kb.