takya.ru страница 1
скачать файл


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Волоконовская средняя общеобразовавтельная школа №1

Волоконовского района Белгородской области»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______Рябинина С.А.

Протокол № 6

от « 26 » июня 2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

___________ Алиева О.В.



« 29 » июня 2013 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Волоконовская СОШ №1» ____________Горюнова А.Г.

Приказ № 413

от « 30 » августа 2013 г.



.


Рабочая программа

Фирсовой Ольги Анатольевны

I квалификационная категория

. по учебному предмету «Православная культура»

3 «А», 3 «Б», 3 «В» классы

Базовый уровень


.

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе авторской программы:

Шевченко Л.Л. Духовно-нравственная культура. Православная культура. Концепция и учебные программы дошкольного и школьного (1 – 11годы обучения) образования. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. И с учётом рекомендаций инструктивно-методического письма департамента образования Белгородской области «О преподавании предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году».



Цели предмета «Православная культура» отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на

  • приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий её самореализации;

  • воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;

  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

  • формирование патриотических чувств и сознаний граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.

В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ «Об образовании» программой определяются следующие общие задачи обучения и воспитания:

  • преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей;

  • воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями, осознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своём поведении;

  • передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.

В программе для 2-го года обучения продолжается разработка общих учебно-воспитательных задач курса «Православная культура»:

  • преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей;

  • воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями, осознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своём поведении;

  • передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.

Материал программы организован на основе дидактических принципов, способству­ющих раскрытию православной культуры в соответствии с возможностями современ­ных школьников. Это следующие принципы:

Принцип обучения в атмосфере предмета. Его реализация предполагает создание в процессе обучения атмосферы увлеченности предметом, так как полноценное восприя­тие информации о православной культуре предполагает создание ситуации сопережива­ния этой информации. В соответствии с этим учебный материал отобран с учетом его нравственной значимости и художественной ценности и разработан в сквозной педаго­гической драматургии содержания и формы уроков на протяжении всего учебного курса.

Принцип личностно — ценностного соответствия реализован в организации учеб­ного материала с учетом возрастных и индивидуальных ценностных ориентации совре­менных детей в целях формирования у них эмоционально-ценностных отношений к объектам православной культуры. В связи с этим при отборе материала был учтен ха­рактер его привлекательности и доступности для детей.

Принцип содержательных обобщений предполагает такую организацию материа­ла, при которой учащиеся получают возможность постепенного, длительного эмоцио­нального «вживания» в учебный материал. Это предопределило использование в про­грамме педагогически емкого учебного материала, позволяющего осуществить поэтап­ное раскрытие нового на каждом уроке в разных формах освоения выделенного базового сотериологического ядра содержания: при рассказе учителя, при рассматривании ил­люстративного ряда, слушании музыки, выполнении творческих работ на одну и ту же тему.

Изменения в авторскую учебную программу не внесены.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:


  1. Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий: 2-й год обучения. В 2-х книгах. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. – 2004.

  2. Шевченко Л.Л. Православная культура. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие, наглядное пособие, аудиокассета. 2год обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. – 2004.

Программа рассчитана на 34 часа учебного времени. Общая тема 2 года обучения «Радостный мир православной культуры».

При реализации данной программы особое место в дидактической системе учителя православной культуры должны занимать: использование проблемного обучения, педагогики сотрудничества; организация проектной деятельности, самостоятельной работы обучающихся; опора на активные методы обучения, наглядность и ИКТ.

Виды деятельности учителя и учащихся на уроке: слушание рассказа учителя, беседа, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, рисование и раскрашивание, сочинение сказок и рассказов, игры, обсуждение ситуаций нравственного выбора и т.д.

Формами контроля знаний, умений, навыков учащихся являются устный и письменный анализ продуктов деятельности. Особенностями контроля учебных достижений учащихся начальных классов по предмету «Православная культура» является проведение его в рамках обычного урока, т.е. отдельного урока по контролю знаний, умений и навыков в программе курса нет.


ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Объектом изучения курса «Православная культура» является процесс развития феномена «религиозная культура» (духовно-нравственная культура). Религиозная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также её результатов, сложившихся в обществе под мировоззренческим воздействием традиционной религии страны. В России научным сообществом христианство считается культурообразующим фактором для складывавшей на протяжении более чем тысячелетнего периода российсой культуры, поскольку оно оказывало определяющее воздействие на формирование российской национально-культурной идентичности и специфики страны в пространстве мировой цивилизации.

Христианская культура России обнимает собой большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все основные сферы жизни. Прежде всего, это сфера духовной жизни общества и культуры, которая включает в узком понимании, мировоззренческие феномены культуры: философию, идеологию, религию, в широком – все специфические человеческие формы жизнедеятельности. Это область мировоззрения личности, формирования ценностных ориентаций, установок межличностных отношений, сфера культуры православного отношения к природе, труду производству, семейно-бытовым отношениям. Большая часть национального, культурного наследия, выраженного в материальной культуре российского народа – исторические здания, материальные памятники истории и искусства, предметы повседневного быта и материального производства принадлежит христианской культуре или несёт её отпечаток. Все эти обстоятельства обусловливают необходимость включения предметной области «Православная культура» в отдельную образовательную область «Духовно-нравственная культура» в качестве самостоятельного учебного предмета в содержании начального и общего среднего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации.

Изучение общества, человека, культуры в содержании общего образования в настоящее время осуществляется в комплексе социально-гуманитарных дисциплин. Изучение «Православной культуры» в содержании общего образования не подменяет собой историческое, обществоведческое, филологическое, искусствоведческое образование. Каждое из них, будучи содержательно связано ср всеми другими, имеет свой особый предмет и свои задачи в общем образовании – обучении, воспитании и развитии школьников.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Православная культура» в начальной школе изучается со 2 по 4 класс. На изучение предмета в 3 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».

Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном и углубленном уровнях в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.

В рамках требований учащиеся должны:

- называть и показывать;

- определять и измерять, фиксировать;

- описывать, составлять;

- объяснять;

- прогнозировать (простейшие действия).

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины  и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном  российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности.

Нельзя торопить ребенка с осознанием понятий право­славной культуры. Восприятие детей должно быть посте­пенно подготовлено к общению с ее глубоким содержани­ем. Чтобы дети полноценно воспринимали православную культуру, они должны научиться понимать ее язык.

Соответственно с требованиями программы дети долж­ны получить элементарные базовые знания о православной культуре на основе художественных впечатлений, научиться разбираться в ее разных формах и видах, в различных выразительных средствах. Для этого их вос­приятие должно содержать эмоциональный и логический компоненты. Осознание православной культуры теснейшим образом связано с образно-эмоциональным восприятием, умениями видеть изображение и слышать музыку; посколь­ку нельзя осознать то, чего не увидел и не услышал. Что­бы полнее воспринять православную культуру, дети долж­ны научиться осознавать свои эстетические впечатления. Поэтому, знакомя детей с каждой новой темой, учитель, прежде всего, должен стремиться к тому, чтобы они полу­чили яркое эстетическое впечатление; а затем, объясняя содержание темы, он должен развивать нравственное чув­ство сопереживания и на этой основе учить детей понимать содержание и язык православной культуры как нерастор­жимое единство.

    Так как одним из ведущих общих принципов программы является личностно-ориентированный подход, то, прежде все­го, должна быть решена задача обеспечения личностного отно­шения детей к тому содержанию, с которым они будут знакомиться. Она предполагает развитие умений ребенка смотреть на окружающую жизнь глазами создателя православной культуры (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья), то есть способность эстетического восприятия. Но к такому уров­ню восприятия ребенка следует подвести, опираясь на ценности детского мира.

Интегративная тема программы 2-го года обучения выводит детей на новый уровень знакомства с православной культурой, определяя новый аспект её изучения: «Радостный мир православной культуры (христьианская радость)». Ее раз­работка углубляет раскрытие смысла православной культуры как феномена, в котором отражаются категории, понятия, ду­ховные состояния пасхальной радости и аскетики, понимания жизни, как чередования радостей (праздников) и скорбей. Со­держание программы позволяет раскрыть для школьников хри­стианскую радость в православных праздниках, обычаях, пра­вилах жизни, определенных Богом, покаянии и прощении, ра­дость православной веры, утвержденной жизнью христианских святых, показать отражение радостного христианского миро­восприятия в произведениях православной иконописи, церков­ных песнопениях, особенностях храмового зодчества, церковнославянском языке, иконописи.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п


Дата

проведения

Наименование

раздела и тем

Тип

урока


Виды деятельности ученика

Оборудование


Домашнее

задание

По плану

По факту

Тема 1. «Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях» (8 часов)

1

02.09-07.09

3 «А» - 02.09

3 «Б» - 07.09

3 «В» - 05.09


Красота и радость в жизни людей

Вводный урок

Слушание музыки, рассматривание иллюстраций, чтение. Толковать понятия «Красота нерукотворная». Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 1 четв. Урок 1

Прочитать стр. 7-11.

Зад. 6 в тетради



2

09.09-14.09

3 «А» - 09.09

3 «Б» - 14.09

3 «В» - 12.09


Буквица славянская. История азбуки

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Познакомиться с историей появления азбуки. Составление словаря терминов и понятий, игра

Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 1 четв. Урок 2

Прочитать стр.12-16 Зад. 1 устно

3

16.09-21.09

3 «А» - 16.09

3 «Б» - 21.09

3 «В» - 19.09


Праздники - радости сентября

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения о Рождестве Пресвятой Богородицы. Беседа, слушание музыки, сочинение рассказа

Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 1 четв. Урок 3

Прочитать стр. 17-24, зад. 1письменно, зад. 10 устно

4

23.09-28.09

3 «А» - 23.09

3 «Б» - 28.09

3 «В» - 26.09


Входной контроль.

Православный храм – дом Божий



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Обсудить: зачем и для кого строят храмы. Игра, чтение, беседа. Передача своих впечатлений об окружающем мире в устных рассказах

Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 1 четв. Урок 4

Прочитать стр. 25-32. Зад. 8.

5

30.09-05.10

3 «А» - 30.09

3 «Б» - 05.10

3 «В» - 05.10


О чём рассказывают иконы

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Выяснить когда появилась первая икона. Знакомство с репродукцией некоторых икон. Передача своих впечатлений об окружающем мире в устных рассказах

Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 1 четв. Урок 5

Прочитать стр. 33-38, зад. 4 в альбоме

6

07.10-12.10

3 «А» - 07.10

3 «Б» - 12.10

3 «В» - 12.10


Радостный мир православной иконы

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Познакомить с понятием АКАФИСТЫ, КИВОТ

Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 1 четв. Урок 6

Прочитать стр. 39-41, зад. 4 устно, зад. 6 письменно

7

14.10-19.10

3 «А» - 14.10

3 «Б» - 19.10

3 «В» - 19.10


Скорби и торжество в православной иконе

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Передача своих впечатлений об окружающем мире в устных рассказах, рисунках

Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 1 четв. Урок 7

Прочитать стр.44-52, зад. 7 письменно

8

21.10-26.10

3 «А» - 21.10

3 «Б» - 26.10

3 «В» - 26.10


Обобщающий урок по теме «Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях»

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них; формулировать вопрос, дополнять высказывания других, делать замечания. Учёт установленных правил в планировании и контроле способа решения. Сопоставление своей работы с образцом; оценка её по критериям, выработанным в классе

Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 1 четверть

Индивидуальное задание

Тема 2. «Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни христианина» (8 часов)

9

28.10-02.11

3 «А» - 28.10

3 «Б» - 02.11

3 «В» - 02.11


Праздники - радости октября

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Познакомить с историей появления праздника «Покров Пресвятой Богородицы». Познакомить с понятием ОМОФОР. Беседа,

слушание музыки, сочинение рассказа



Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 2 четв. Урок 1

Прочитать стр.55-62. Зад. 3, 8.

10

11.11-16.11

3 «А» - 11.11

3 «Б» - 16.11

3 «В» - 16.11


Радостные гимны Романа Сладкопевца

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Анализировать прочитанное произведение. Анализировать поступки героев, различать добро и зло. Беседа, слушание музыки, сочинение рассказа

Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 2 четв. Урок 2

Прочитать стр. 63-68, зад. 5 устно

11

18.11-23.11

3 «А» - 18.11

3 «Б» - 23.11

3 «В» - 23.11


Какими законами Бог сохранял красоту мира

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Познакомить с историей построения Вавилонской башни. Выяснить, что повелел Бог Моисею. Игра, чтение, беседа

Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 2 четв. Урок 3

Прочитать стр. 69-74, зад. 4

12

25.11-30.11

3 «А» - 25.11

3 «Б» - 30.11

3 «В» - 30.11


Синайское законодательство

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Анализировать произведения, сформулировать вывод о превосходстве духовных богатств над материальными. Выяснить о чём говориться в заповедях

Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 2 четв. Урок 4

Прочитать стр. 75-79. Зад. 3, 4 письменно

13

02.12-07.12

3 «А» - 02.12

3 «Б» - 07.12

3 «В» - 07.12


История Царя Давида. Псалтирь

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Кратко характеризовать героев произведения и их поступки, анализировать свои поступки. Передача своих впечатлений об окружающем мире в устных рассказах

Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 2 четв. Урок 5

Прочитать стр. 80-85, зад. 5 в альбоме

14

09.12-14.12

3 «А» - 09.12

3 «Б» - 14.12

3 «В» - 14.12


Введение во храм Пресвятой Богородицы

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Анализировать почитанные произведения. Беседа, слушание музыки, сочинение рассказа



Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 2 четв. Урок 6

Прочитать стр. 86-92, зад. 9 в альбоме

15

16.12-21.12

3 «А» - 16.12

3 «Б» - 21.12

3 «В» - 21.12


Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария?

Рубежный контроль

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Познакомиться с историей изгнания торгующих из храма Выяснить, что означает СКИНИЕЙ. Беседа,

слушание музыки, сочинение рассказа



Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 2 четв. Урок 7

Прочитать стр. 93-105, зад. 1 письменно

16

23.12-28.12

3 «А» - 23.12

3 «Б» - 28.12

3 «В» - 28.12


Что мы видим в православном храме

Урок закрепления новых знаний и способов деятельности

Сформулировать вывод о поведении человека в храме, об ответственности за свои поступки. Учёт установленных правил в планировании и контроле способа решения. Сопоставление своей работы с образцом; оценка её по критериям, выработанным в классе

Выставка

творческих работ

Прочитать стр. 93-105, зад. 2 письменно

Тема 3. «Радость православной веры» (10 часов)

17

10.01-18.01

3 «А» - 13.01

3 «Б» - 11.01

3 «В» - 11.01


Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Познакомиться: как Пророки учили людей. Обсудить одну из главных христианских заповедей - проявление любви к людям

Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 3 четв. Урок 1

Прочитать стр. 5-10, зад. 4

18

20.01-25.01

3 «А» - 20.01

3 «Б» - 18.01

3 «В» - 18.01


Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Познакомиться с историей Рождества Христова. Работа с книгой, беседа, слушание музыки


Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 3 четв. Урок 2

Прочитать стр.11-16, зад. 4 в альбоме

19

27.01-01.02

3 «А» - 27.01

3 «Б» - 25.01

3 «В» - 25.01


Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Выяснить, чему радовался старец Симеон. Слушание объяснений учителя, рассматривание иллюстраций, чтение


Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 3 четв. Урок 3

Прочитать стр. 17-23, зад. 1, 3 письменно

20

03.02-08.02

3 «А» - 03.02

3 «Б» - 01.02

3 «В» - 01.02


Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Анализировать жизнь и деятельность Иоанна Крестителя. Выяснить, к чему Иоанн призывал людей

Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 3 четв. Урок 4

Прочитать стр. 24-29, зад. 1, выучить стихотворение

21

10.02-15.02

3 «А» - 10.02

3 «Б» - 08.02

3 «В» - 08.02


Для чего Бог пришёл к людям? Христос Спаситель

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Познакомиться с Таинством, в котором христиане соединяются с Богом. Выяснить, для чего Бог пришел к людям

Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 3 четв. Урок 5

Прочитать стр. 30-35 зад. 6 письменно

22

17.02-22.02

3 «А» - 17.02

3 «Б» - 15.02

3 «В» - 15.02


Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Анализировать прочитанное. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них

Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 3 четв. Урок 6

Прочитать стр. 36-41, зад. 7 в альбоме

23

24.02-01.03

3 «А» - 24.02

3 «Б» - 22.02

3 «В» - 22.02


Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Анализировать прочитанное. Сформулировать вывод об ответственности человека за красоту мира, в котором мы живем

Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 3 четв. Урок 7

Прочитать стр. 42-48, зад. 1 наизусть, зад. 6 в альбоме

24

03.03-08.03

3 «А» - 03.03

3 «Б» - 01.03

3 «В» - 01.03


Радость послушания. Дети и родители

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Анализировать поступки Авраама, описывать его характер, поступки детей Ноя. Сформулировать вывод о послушании детей, о почитании родителей

Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 3 четв. Урок 8

Прочитать стр. 49-53, зад. 8 в альбоме

25

10.03-15.03

3 «А» - 10.03

3 «Б» - 15.03

3 «В» - 15.03


«Небесное веселье». Христианские мученики

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Анализировать поступок воинов-мучеников. Беседа, слушание музыки, сочинение рассказа


Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 3 четв. Урок 9

Прочитать стр. 54-58, зад. 7

26

17.03-22.03

3 «А» - 17.03

3 «Б» - 22.03

3 «В» - 22.03


Радости православной веры

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Анализировать прочитанное произведение. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них; формулировать вопрос, дополнять высказывания других, делать замечания. Учёт установленных правил в планировании и контроле способа решения. Сопоставление своей работы с образцом; оценка её по критериям, выработанным в классе

Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 3 четв. Урок 10

Прочитать стр. 59-64, зад. 5

Тема 4. «О чём рассказывают создатели православной культуры» (8 часов)

27

02.04-05.04

3 «А» - 07.04

3 «Б» - 05.04

3 «В» - 05.04


О чём рассказывают создатели православной культуры?

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Обсудить и сделать вывод о красоте в православной культуре. Слушание объяснений учителя, рассматривание иллюстраций, чтение


Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 4 четв. Урок 1

Прочитать стр. 67-71. Зад. 3

28

07.04-12.04

3 «А» - 14.04

3 «Б» - 12.04

3 «В» - 12.04


Благовестие спасения

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Познакомить с историей воскрешения Лазаря. Узнать о входе Господнем в Иерусалим. Составление словаря терминов и понятий, беседа


Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 4 четв. Урок 2

Прочитать стр. 72-77, нарисовать рисунок по зад. 5

29

14.04-19.04

3 «А» - 21.04

3 «Б» - 19.04

3 «В» - 19.04


Воля Божия и воля человеческая

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Выяснить, чему учил Христос учеников. Узнать, кто такие АПОСТОЛЫ. Беседа, слушание музыки


Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 4 четв. Урок 3

Прочитать стр. 78-82, зад. 5,6,7

30

21.04-26.04

3 «А» - 28.04

3 «Б» - 26.04

3 «В» - 26.04


Радость праведных

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Познакомиться с событиями Страстной недели и Христова Воскресения. Беседа, слушание музыки, сочинение рассказа


Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 4 четв. Урок 4

Прочитать стр. 83-88, зад. 4, 5

31

28.04-03.05

3 «А» - 05.05

3 «Б» - 03.05

3 «В» - 03.05


Праздник праздников. Торжество торжеств

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Анализировать произведения, сформулировать вывод о превосходстве духовных богатств над материальными. Игра, чтение, устный рассказ

Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 4 четв. Урок 5

Прочитать стр. 89-93, выучить стихотворение, нарисовать рисунок

32

05.05-10.05

3 «А» - 12.05

3 «Б» - 10.05

3 «В» - 10.05


Защита веры. Святые люди

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Анализировать прочитанное. Извлекать из учебников и дополнительных источников необходимую информацию Святых людях

Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 4 четв. Урок 6

Прочитать стр. 94-99, зад. 4

33

12.05-17.05

3 «А» - 19.05

3 «Б» - 17.05

3 «В» - 17.05


Доброта и милосердие христианина. Итоговый контроль

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Рассказать, как христианские заповеди выполняли в своей жизни христианские святые и герои

Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 4 четв. Урок 7

Прочитать стр. 100-103, зад 6.

34

19.05-24.05

3 «А» - 24.05

3 «Б» - 24.05

3 «В» - 24.05


Какой он, христианин?

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Вспомнить имена и рассказать о христианских святых и героях, прославлявших наше Отечество.

Учёт установленных правил в планировании и контроле способа решения. Сопоставление своей работы с образцом; оценка её по критериям, выработанным в классе



Наглядное пособие «Иллюстрации», музык. пособие «Звуковая палитра» 4 четв. Урок 8

Выставка

творческих работ


Индивидуальное задание

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм — православная икона — православный праздник)

(8 часов)

О христианской радости. Красота и радость в окружающем мире. Что мы видим вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная. Библейская история о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Искажение красоты в мире. Исчезновение радости. Грех. Христиане о проявлении искажения красоты в человеке и в окружающем мире.

Поэтическая история славянской азбуки. Ее создатели. Слово, письмо, их цель и религиозный смысл. Значение славянских букв, отражающих их религиозный смысл. Красота церковнославянских буквиц. Почему христиане на Руси радовались, получив славянскую азбуку?

Радость православных праздников. Рождество Пресвятой Богородицы. Где и как празднуют православные праздники? Как христиане понимали слова: благодать, благочестие, честность, лицемерие?

Православный храм, его духовное и культурное значение. Духовная красота. Духовная радость. Изображение. Украшение. Постройка. Храм — хранитель памяти. Что может отражать красота рукотворная? Как православные мастера изображали красоту мира Небесного? О душе человека. Как создавались произведения православного искусства? Каждый ли мастер может создать красивое произведение? Молитвенная подготовка православного мастера. Дионисий. Ферапонтов монастырь. Соловецкий монастырь. Дмитриевский собор во Владимире. О чем рассказывают их стены? Радость в каменных узорах.

Радостный мир православной иконы. В чем радость православной иконы? О чем рассказывают иконы? Икона и картина. Лик. Лицо. Образ. История первой иконы. Спас Нерукотворный. Чудотворные иконы. Икона и благодать. Поэтическое описание иконы. Что в иконе самое главное? Как научиться понимать, о чем рассказывают иконы? Сюжет, символика, дидактический смысл, духовное содержание. Какими качествами должен обладать иконописец? Икона: «О Тебе радуется». Содержание и духовный смысл. О Царствии Небесном. Христиане размышляют о мире Горнем: Божия сила; Премудрость Божия. Какими силами укреплялся православный мастер?

Скорби и торжество в православной иконе. Воздвиженье Креста Господня. История обретения святыни. Символ Креста. Его смысл. Крестная Жертва. Христианское понимание Искупления: от чего Бог искупил человека?

Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного христианина (8 часов)

Какие праздники празднуют православные христиане? Покров Пресвятой Богородицы. Чудеса. Радостные гимны преподобного Романа Сладкопевца. Радость доброделания. Добродетели. Библейская история рассказывает об образе Божием в человеке. Почему человек утратил радость? Как восстановить радость в душе человека?

Отражение христианской радости в произведениях православной культуры: духовной музыке, поэзии, иконописи. Акафист Божией Матери. О чем в нем поется? Ведущий рефрен акафиста «Радуйтесь». Чему радовались христиане?

Библейские истории о том, какими законами Бог сохранял красоту мира? Вавилон. Неопалимая купина. Синайское законодательство. Христиане размышляют о том, почему человек не может самостоятельно сохранить красоту в себе и в окружающем мире? И кто ему может помочь в этом? Почему христиане забывали о Божиих законах? Кто напоминал им о правилах жизни, данных Богом?

Как православные христиане почитали святых? Тропари — песни, прославляющие Бога и святых. Царь и пророк Давид. Кто такой пророк? Когда к человеку возвращается радость? Как ее обрести? Псалтирь. Псалмы царя Давида. О чем пел царь Давид? Каким был пророк?

Радость праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Что в нем радостного? Чему радовались христиане в этот праздник?

Что могла увидеть в храме Пресвятая Отроковица Мария? Скиния. Иерусалимский храм. Что мы видим в православном храме? Внешний вид и внутреннее устройство православного храма. Иконостас. Алтарь. Где размещается церковный хор?

Радость в традициях христианской жизни. В чем большая радость для христианина: получать подарки или дарить? Божий дар (как об этом рассказывается в произведениях русской литературы).



Радость православной веры (10 часов)

Праздник Рождество Христово. Ветхозаветные пророчества о Христе. Каким был пророк? Пророки: Исайя, Даниил, Аггей, Захария, Малахия, Иона. Пророки и мученики. К кому обращались за помощью три отрока: Анания, Азария и Мисаил? Кто спас от смерти пророка Даниила? Чему радовались пророки? К чему стремились в своей жизни?

Христиане — создатели православной культуры. Почему на Рождество украшают елку? Пророчество Исайи. Красота и радость в иконах Рождества Христова. Иконопись. Сюжет, иконописный канон. два мира в иконе: земной и Небесный.

Радость встречи. Праздник Сретения в православном храме. Церковное богослужение. Божественная Литургия. Как христиане размышляли о встрече человека с Богом: когда он может приблизиться к Богу? Покаяние. Радость.

Радостное пророчество. Иоанн Креститель. Почему было предсказано, что «многие о рождении его возрадуются»? Какие качества Иоанна Крестителя являлись примером для христиан?

Христиане размышляют, для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. Как восстановить первозданную красоту человека? Мытарь и фарисей. добродетель смирения. Грех гордыни. Древо добродетелей.

Жития святых рассказывают о радости прославления Творца тварью: животные как меньшие братья человека. Пророк Даниил. Преподобный Герасим и лев Иордан. Преподобный Серафим Саровский. Преподобный Сергий Радонежский. Раскрытие духовной красоты святого в духовных песнопениях. «Дивен Бог во святых Своих» (Псалом 67 стих 36). Отражение христианской радости в духовной музыке.

Христиане размышляют о том, как сохранить красивый Божий мир. «Небеса поведают славу Божию». Нагорная проповедь. Радость выполнения заповедей: «блаженство — счастье». Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Радостная весть. Божественная благодать.

Радость послушания. Дети и родители. Ной и его сыновья: Сим, Хам, Иафет. Радость и несчастье. Любовь как исполнение закона Божиего.

«Небесное веселье». Христианские мученики. Во имя чего терпели, чему радовались 40 мучеников севастийских? Мученические венцы. Кого христиане называли умным?

Радости православной веры. Великий Пост. Крестопоклонная неделя. Почему христиане называли это время «веселое время поста»? В чем они видели радость? Можно ли радоваться, отказывая себе в чем-либо? Преподобномученик Андрей Критский. Великий покаянный канон. Что такое покаяние?

О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)? (8 часов)

Какими качествами души обладали православные мастера?

Радость благовестия спасения. Предвестие Великого праздника. Праздник «Вход Господень в Иерусалим». Воля Божия и воля человека. Праздничные песнопения. Светские и церковные композиторы.

Искупление. Радость праведных. Царствие Небесное. Притча о зерне горчичном. Чему радовались праведные? Радости жизни современного человека.

«Праздник праздников и торжество торжеств» — Воскресение Христово.

Радость дара. Чудеса в жизни людей. Вера. Доверие. Благодарение.

Защита веры — защита христианской радости о Господе. Святые люди. Благочестивые и неблагочестивые люди. Честь. Неблагодарность. Верность.

Радостная весть в мире. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов. Чему радовался апостол Андрей Первозванный? Доброта и милосердие христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он — христианин? Праведники. Равноапостольные.



Какими средствами выражается христианская радость в православной культуре?
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Устный опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных работ, тестирования при контроле с целью проверки знаний и умений школьников по изученной теме.

Текущий контроль по православной культуре проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение стихотворения, высказывание своего мнения, характеристика поступков героев, сравнение их со своими поступками.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме.

Входной, рубежный и итоговый контроль проводится в виде контрольных работ тестового характера.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основная литература

  1. Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий: 2-й год обучения. В 2-х книгах. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. – 2004.

  2. Шевченко Л.Л. Православная культура. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие, наглядное пособие, аудиокассета. 2 год обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. – 2004.


Дополнительная литература

  1. Бородина А.В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для учащихся 1 класса./ А.В. Бородина. - М.:ОПК, 2007.

  2. Воскобойников В.М. Энциклопедический православный словарь/ В.М. Воскобойников.- М.: Издательство ЭКСМО, 2005.

  3. Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогики: По трудам схимандрита Иоанна Маслова/ Н.В. Маслов.- М.: Самшит-издат, 2006.

  4. Мацукевич А.А. Преподобный Серафим Саровский: Иллюстрированное жизнеописание великого российского Старца, преподобного Серафима, Саровского Чудотворца/ А.А. Мацукевич.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.

  5. Православная энциклопедия: Русская православная церковь / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 - М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2000.

  6. Пасхальный благовест: Хрестоматия. Пасхальные обряды и обычаи. Книга для чтения в семье, школе, детском саду / Е.Ю. Фаркова. - М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2004.

  7. Опрышко Н. Православные святые: Почитание и прославление/ Н. Опрышко.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

  8. Смолич И.К. История русской церкви. Кн. 8, ч. 1: 1700-1917/ И.К. Смолич.- М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996.

  9. Смолич И.К. История русской церкви. Кн. 8, ч. 2: 1700-1917/ И.К. Смолич.- М.: Издательство Спасо-Преображениского Валаамского монастыря, 1997.

  10. Формирование духовного мира подрастающего поколения: Учебно-методические материалы; Материалы областного конкурса "Творческая мастерская учителя" / Управление образования и науки Белгородской области; Центр духовного просвещения. - Белгород: ИПЦ "ПОЛИТЕРРА", 2004.

  11. Шипов Я. Православие: словарь школьника/ Я. Шипов.- М.: РОСМЭН, 2004.

  12. Шурупова Т.А., Янушкявичене О.Л. Методическое пособие к книге «Основы нравственности»/Т.А.Шурупова, О.Л.Янушкявичене. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2003.

  13. Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Методическое пособие для учителя/ О.Л. Янушкявичене. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2006.

  14. Позволишь ли, мой Город Белый, напомнить славу прошлых лет...: Сборник научно-исследовательских работ учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, студентов ссузов и вузов Белгородской области / Управление образования и науки Белгородской области, БелРИПКППС. - Белгород: Издательство ООО "Логия", 2005.

  15. Духовное краеведение Белгородчины: Методические рекомендации к урокам по курсу / Управление образования и науки Белгородской области; БелРИПКППС; Центр духовного просвещения; Авт.-сост.: С.С. Чернова. - Белгород: ООО "Логия", 2005.

  16. Духовное краеведение Белгородчины: Краткий словарь / Управление образования и науки Белгородской области; БелРИПКППС; Центр духовного просвещения; Авт.-сост.: С.С. Чернова. - Белгород: ООО "Логия", 2005.

Официальные информационные ресурсы: mon.gov.ru - сайт Министерства образования РФ, www.patriarchia.ru - официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви, blagovest.bel.ru - официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии, www.beluno.ru – официальный сайт департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, www.ipkps.bsu.edu.ru - сайт Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, www.bpdsmn.orthodoxy.ru – сайт Белгородской Православной Духовной семинарии с миссионерской направленностью, kuraev.ru – официальный сайт диакона, профессора Московской духовной академии Андрея Кураева, www.pravoslavie.ru - информационно-образовательный православный портал.

Православные библиотеки: kraevs.ru, eleon.orthodox.ru (библиотека православного христианина, книги; аудиотека; видеотека), ni-ka.com.ua, www.manna-lib.com (библиотека духовной поэзии), dimulik2009.narod2.ru (Апологетика; Догматика; Риторика; Священное Писание; Сравнительное богословие; Жития Святых), svn.wen.ru, www.slavoslovie.ru (библиотека христианских текстов), e-c-r.pravoverie.ru (собрание записей радиопередачи по православию), www.obibl.com, skrigal.orthodox.ru (библиотека православного христианина).

Православные мультимедиа-ресурсы: pravmedia.com, www.rushill07.narod.ru/ Электронная библиотека, Православная медиа-библиотекаwww.altarnik.okis.ru, biblion.narod.ru, www.predanie.ru/ Видео архив; Музыкальный архив; Форум; mp3 архив; Обзоры сайтов, собрание цифровых изображений Православных книг www.isographoteka.ru


скачать файл



Смотрите также:
Фирсовой Ольги Анатольевны I квалификационная категория по учебному предмету «Православная культура» 3 «А», 3 «Б», 3 «В» классы Базовый уровень. 2013-2014 учебный год
380.55kb.
Сапрыкиной Светланы Ивановны (высшая квалификационная категория) по учебному предмету «Биология» 7 класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год
492.62kb.
Емченко Ирины Николаевны I квалификационная категория по учебному предмету «Алгебра» 9 класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год пояснительная записка Статус документа рабочая программа
578.85kb.
Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Русский язык» 6 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
433.47kb.
Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Русская словесность» 6 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
136.1kb.
Малаховой Валентины Николаевны высшая квалификационная категория по учебному курсу «Математика» 2 «А» класс умк «Школа России» 2013 2014 учебный год I
524.44kb.
Цветковой Екатерины Николаевны по учебному предмету «Технология» 2 класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год
417.84kb.
Рабочая программа педагога Желновой Ольги Анатольевны высшая квалификационная категория по учебному курсу «Обществознание», 6, 8-9 классы
360.84kb.
Жмени Натальи Владимировны учителя первой квалификационной категории по учебному курсу «музыка» 1 «В» класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год
400.03kb.
Махортова Дениса Николаевича по учебному предмету «Английский язык» 2 класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год пояснительная записка Данная программа
912.78kb.
Бондаренко Светланы Николаевны высшая квалификационная категория по учебному предмету «Русский язык» 4 класс Система Л. В. Занкова 2011-2012 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
324.89kb.
Сушковой Анны Анатольевны по учебному курсу «Православная культура» 2 класс (1год обучения) 2011-2012 год пояснительная записка рабочая программа
164.75kb.