takya.ru страница 1
скачать файл
Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет-конкурс

Педагогическое творчество

(2013/14 учебный год)


муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №8 «Салют»

города Смоленска


Номинация конкурса: «Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование»
Проект

Формирование природоведческого словаря у детей подготовительной к школе группы через изучение художественной литературы

ВОСПИТАТЕЛЬ:

ДУДКОВА Г.Д.

2013 г


Вид проекта среднесрочный, групповой, коммуникативный

Актуальность проекта

Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Такое воспитание базируется на сформированных у детей природоведческих понятиях. Задача воспитателя способствовать правильному и своевременному формированию таких понятий. Природоведческие понятия можно формировать у детей во разных видах деятельности.

Литература представляет богатый материал, на основе которого можно формировать природоведческие понятия.

При этом важно не только сообщать детям конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства.

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учиться определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, в рисунках и т.д. Встречи с природой возбуждают фантазию ребёнка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

Таким образом, знакомя детей с природой, формируя у них природоведческие понятия, мы способствуем становлению у них нравственного и эстетического отношения к действительности.

Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей трудовой деятельности на благо Родины. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее.

Таим образом, формирование природоведческих понятий у детей является неотъемлемой частью экологического воспитания будущего поколения



Цель проекта: расширить природоведческий словарь детей

Задачи:

  • Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях;

  • Расширять и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах, диких животных, особенностях приспособления животных к окружающей среде;

  • Воспитывать уважение к труду сельских жителей;

  • Закреплять умения обобщать представления о временах года;

  • Формировать представления о том, что в природе все взаимосвязано;

  • Закреплять умения правильно вести себя в природе;

  • Формировать умения замечать приметы осени;

  • Формировать у детей понятия листопад, ясно, пасмурно, линька, спячка;

  • Закреплять название месяцев, времен года;

  • Способствовать пробуждению эстетических чувств при наблюдении за природой родного края.

Срок реализации: 1 месяц

Участники:

  1. дети подготовительной группы;

  2. воспитатели;

  3. родители.

Условия реализации:

  • взаимодействие с узкими специалистами (педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, логопед);

  • взаимодействие с социальными партнерами (родителями);

  • подбор литературы, иллюстраций;

  • изготовление наглядно-дидактических пособий.

Ожидаемые результаты

В результате проведенной работы у детей расширятся представления об окружающем мире, уточнятся и конкретизируются природоведческие понятия, пробудятся эстетические чувства при наблюдении за природой, будет формироваться внимательное и бережное отношение к окружающему миру.



План реализации проекта

1 этап – подготовительный

Задачи:

  • Составление списка необходимой детской литературы по теме.

  • Подбор физкультминуток, скороговорок, подвижных игр, упражнений пальчиковой гимнастики.

  • Информирование родителей о реализации проекта.

  • Организация помощи родителей в приобретении литературы по списку (с красочными иллюстрациями).

  • Проведение предварительной беседы с детьми с целью выявления у них уровня сформированности природоведческих понятий.

2 этап – основной

Задачи:

  • вовлечь в проект детей, родителей, узких специалистов;

  • организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) творческую, и практическую деятельность;

  • работать над частями проекта, корректировать их.

Мероприятия:

1 неделя «Осенние изменения в природе»

  1. Осенние изменения в живой и неживой природе (на прогулке).

Задачи: закрепить с детьми понятия «живая и неживая природа», их взаимосвязь; дать знания, для чего человек изучает природу; развивать правильное поведение в природе, навыки обследовательских действий; воспитывать интерес к окружающему миру, желание узнать что-то новое, учить детей замечать осенние приметы, помочь детям увидеть красоту осенней природы.

  1. Заучивание наизусть стихотворения «Осень» Н. Берендгофа .

Задачи: Вызвать эмоциональный отклик на картины осенней природы, желание выразить свои впечатления в образном слове, закрепить знания детей о признаках осени при рассматривании иллюстраций, учить выразительно читать стихотворение наизусть.

  1. Чтение рассказов М.М.Пришвина «Осенние листики», «Листопад», «Туман», «Осинкам холодно», «Начало осени», «Поздняя осень», «Первый мороз».

Задачи: Воспитывать любовь к родной природе, учить понимать образные выражения.

  1. Сравнительное рассматривание картин «Золотая осень» (И. Левитан, В. Поленов, И. Остроухов).

Задачи: вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы; развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художниками настроение, желание общаться по поводу увиденного; воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин.

  1. Изучение малых фольклорных форм (приметы, пословицы, поговорки об осени).

Задачи: познакомить детей с пословицами, поговорками об осени, учить детей прогнозировать погоду, основываясь на осенние приметы.

  1. Заучивание стихотворения Н. Минского «Листопад».

Задачи; уточнять понятие листопада (словообразовательная работа), учить понимать образные выражения, формировать умение выразительного чтения стихотворения.

  1. Рассматривание и сбор осенних листьев, плодов.

Задачи: раскрыть значение листопада для деревьев, закреплять знания и представления детей о листьях плодах разных деревьев, названиях деревьев.

  1. Заучивание отрывка стихотворения А. К. Толстого «Осень».

Задачи: вызвать эмоциональное отношение к осенним изменениям в природе.

  1. Аппликация из осенних листьев.

Задачи: учить составлять композицию из осенних листьев.

  1. Рассказывание на заданную тему «Осень».

Задачи: учить детей составлять рассказ на осеннюю тематику, описывать окружающую природу, осенние признаки, используя образные прилагательные, синонимы; развивать связную речь; воспитывать наблюдательность.

2 неделя «Птицы».

  1. Наблюдение за птицами на прогулке.

Задачи: учить различать и называть птиц, рассмотреть особенности строения, отличия от других животных, понаблюдать, чем питаются, формировать представления о зимующих и перелетных птицах.

  1. Чтение рассказов М.Пришвина «Осеннее утро», «Птичий сон», «Гуси лебеди», «Власть красоты», «Птицы и листья».

Задачи: закреплять знания детей об изменениях в жизни птиц осенью, учить чувствовать печаль осенней природы; развивать у детей чувство восторга, любования окружающей природой; воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.

  1. Чтение и пересказ сказки Н.Сладкова «Осень на пороге».

Задачи: закреплять знания детей о подготовке животных к зиме, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между осенними явлениями.

  1. Рисование птиц.

Задачи: уточнить особенности строения птиц, воспитывать интерес к жизни птиц.

  1. Чтение и беседа по произведениям В Бианки «Лесные домишки», «Мастера без топора», «Чей нос лучше».

Задачи: расширять представления детей о птицах, их многообразии, особенностях жизни, приспособлению к окружающему миру.

  1. Лепка «Птица в гнезде».

Задачи: воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.

  1. Разучивание дидактической игры «Летает - не летает».

Задачи: закреплять знания и представления детей о летающих и нелетающих птицах.

  1. Подвижные игры: «Воробьи, вороны», «Совушка», «Перелет птиц».

Задачи: уточнить знания детей об особенностях жизни разных птиц.

  1. Чтение рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

Задачи: расширять представления детей о жизни водоплавающих птиц, воспитывать бережное отношение к птицам.

  1. Пальчиковая гимнастика на тему «Птицы» («Птенчики в гнезде», «Курочка», «Петушок», «Филин», «Птички», «Гусь», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Домашние птицы», «Кормушка»).

Задачи: расширять представления детей о птицах, уточнять понятия перелетные, зимующие, домашние птицы.

3 неделя «Животные»

  1. Чтение произведений Е.И.Чарушина: «Что за зверь?», «Страшный рассказ».

Задачи: побуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о животных. Дать детям научно – достоверные знания о жизни животных в природе.

  1. Чтение и беседа по рассказам М.Пришвина «Белка», «Барсук», «Беляк».

Задачи: расширять представления детей о жизни белок, барсуков, зайцев, особенностях их поведения в природе, воспитывать интерес к этим животным.

  1. Рассматривание картин «Лиса с лисятами», «Волчица с волчатами».

Задачи: расширять представления детей о жизни лисы и волка, особенностях их строения, формировать понятие хищники, закреплять знания названий детенышей животных.

  1. .Рассказывание и пересказ якутской сказки «Как белка и заяц друг друга не узнали».

Задачи: закреплять знания о том, как белка и заяц готовятся к зиме.

  1. Разгадывание загадок и составление описательных загадок о животных.

Задачи: закреплять знания особенностей строения, повадок животных, развивать внимательное отношение к животным.

  1. Чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Задачи: провести словообразовательную работу, объяснить образование слова листопадничек, расширять представления о диких животных, вызвать эмоциональное отношение к возникающим в их жизни трудностям и умениям их преодолевать.

  1. Подвижные игры «Волк во рву», «Бездомный заяц», «У медведя во бору», «Хитрая лиса»

Задачи: закреплять знания детей об особенностях жизни диких животных.

  1. Н. Сладков «Белкин мухомор».

Задачи: расширять знания детей о съедобных и ядовитых грибах; учить отличать съедобные грибы от ядовитых; развивать осторожное отношение к грибам; закреплять знания о том, как животные готовятся к зиме, развивать мышление.

  1. Просмотр мультфильма «Как ежик шубку менял» (автор сценария А.Суконцев)

Задачи: расширять и систематизировать знания детей о диких животных осенью; учить устанавливать связи между приспособлением животных, особенностями среды и места обитания.

  1. Конструирование из природного материала «Дикие животные.

Задачи: учить применять полученные знания при отборе материала и в процессе создании образа животного из природного материала.

4 неделя «Труд людей осенью»

  1. Беседа «Труд людей осенью».

Задачи: расширять и систематизировать знания детей о труде людей; вспомнить, какие виды труда связаны с содержанием домашних животных, работой на полях, лугах, в садах; развивать интерес к окружающей жизни, умение устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать трудолюбие, уважение к людям разных профессий, желание помогать им.

  1. Чтение и беседа произведений о хлебе (В. Степанов «Дорога на мельницу», В. Крупин «Отцовское поле», «Нынешний хлеб», Я. Тайц «Все здесь», «Легкий хлеб» - белорусская сказка, «Хлебороб» - украинская сказка, рассказ И. Токмаковой «Кем быть?»).

Задачи: формировать представления о том, как выращивают хлеб, как он появляется на прилавках магазинов, расширять представления детей о профессиях людей, уважение к людям разных профессий.

  1. Дидактическая игра «Какие машины помогают выращивать хлеб».

Задача: помочь детям запомнить названия и назначение сельхозмашин.

  1. Заучивание наизусть стихотворения С. Погореловского «Слава хлебу на столе».

Задачи: формировать представление о хлебе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

  1. Рисование «Урожай».

Задачи: формировать понятия урожай, рассмотреть с детьми репродукции картин, обратить внимание на то, как художники изображают поле: одним цветовым пятном, видны только некоторые колосья. Обсудить, с помощью каких геометрических фигур можно изобразить машины.

  1. Заучивание наизусть стихотворения Я. Дягутите «Каравай».

Задачи: расширять представления детей о многообразии хлебо-булочных изделий, воспитывать трудолюбие.

  1. Лепка «Каравай».

Задачи: развивать творческое воображение, бережное отношение к хлебу, уважение к людям разных профессий.

  1. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Задачи: познакомить детей с басней, ее жанровыми особенностями, подвести к пониманию идеи, смысла пословиц о труде; развивать умение детей осмысливать аллегорию басни, оценивать характер персонажей; воспитывать чуткость к образному строю языка

  1. Пересказ произведения К. Ушинского «Четыре желания».

Задачи: учить детей передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений, формировать умение составлять законченный рассказ на тему из личного опыта; развивать умение импровизировать; воспитывать любовь ко всем временам года

3 этап - заключительный

Задачи:

  • выявить уровень сформированности природоведческих понятий посредством групповой и индивидуальных бесед;

  • понаблюдать, как дети относятся к окружающей их природе, находят ли отражение в самостоятельной деятельности детей полученные ими знания и разученные игры;

  • провести музыкальное развлечение «Осенний бал»;

  • провести итоговую экскурсию в парк (поздняя осень)

ЦЕЛЬ: обобщить и систематизировать знания детей об осени, углубить и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных осенью;
развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдениями и явлениями; воспитывать экологическое мировоззрение , подвести итоги

Используемая литература

  1. Громова О.Е «Стихи и рассказы о животном мире для детей дошкольного возраста». Изд. "Творческий Центр СФЕРА", 2005 год.

  2. Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание – 1993. – № 7. – С. 39- 43.

  3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 480 с.

  4. Зацепина В. Планета Земля – наш общий Дом (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 7. – С. 29-36.

  5. Пришвин М.М. Календарь природы./ М.М. Пришвин. – Минск: Ураджай, 1977. – 240с.

  6. Пришвин М.М. Лесная капель./ М.М. Пришвин; сост. Л.А. Рязанова, Я.З. Гришина. – М.: Эксмо, 2008. – 576 с.

  7. Полная хрестоматия для дошкольников. Автор- составитель С.Д.Томилова. Екатеринбург, У-Фактория. 2006.




скачать файл



Смотрите также:
Главная задача экологического воспитания в детском саду научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру
112.89kb.
Консультация «уголок природы в детском саду»
130.07kb.
Познакомить детей с праздником народного календаря «Синичкин день». Учить детей любить природу и восхищаться ею, заботиться о птицах. Воспитать у них чувство ответственно­сти, бережное отношение к природе
94.66kb.
Примерная инструкция по организации охраны и здоровья детей в детском саду на детских площадках в летний период
23.18kb.
Программа воспитания и обучения в детском саду
28.94kb.
Учебный план на 2013-2014гг «Программа воспитания и обучения в детском саду»
49.28kb.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них
84.5kb.
Учить выделять существенные признаки объектов живой природы; познакомить с разнообразным миром растений; развивать практические умения при проведении длительных опытов; воспитывать интерес к изучению родной природы
79.39kb.
Серия: Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду"
280.1kb.
Тема: «Приметы осени в природе»
170.1kb.
«Закон на страже природы»
59.23kb.
Сюжетно- ролевая игра «Больница» (Средняя группа) Задача игры
24.02kb.