takya.ru страница 1
скачать файл
АНАЛИЗ РАБОТЫ

Бутенко Елены Эдуардовны,

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ№ 5 г. Ершова

Саратовской области»

 



2010 год

В связи с научными основаниями современной концепции образования начальная школа уже стоит на позициях многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. В 2009- 2010 учебном году начала работу с 1 классом по УМК «Гармония». Но и работая по традиционной программе «Школы России» до 2009-2010 уч. года, использовала основные идеи личностно- ориентированного обучения. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса. С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, для меня стала актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный его рост и развитие.

Перед собой я поставила цель: ребёнок должен стать активным субъектом процесса собственного учения. Отсюда вытекает более важная социальная задача: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

Вот почему стала проводить с1997 года уроки с применением рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков, когда каждый ученик может посчитать свой уровень подготовленности по теме и активности на уроке, то есть рейтинг.

Английское слово «rating» на русский язык переводится довольно приблизительно, обозначает «оценивание». Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценки достижений человека в классификационном списке. (Москва, Советская энциклопедия, 1987 г.)

Целостная рейтинговая система непрерывно фиксирует ход естественного образовательного процесса и имеет такие виды контроля:



  • Текущий – поурочный контроль;

  • Промежуточный – в конце четверти, изучения темы, раздела;

  • Итоговая аттестация – в конце года.

В моём варианте специально организована процедура, частично выполняющая функции мониторинга успешности процесса в начальной школе.

Её преимущества: свободна от влияния личных симпатий или антипатий учителя и ученика, а потому нормализует отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снимает тревожность, снижает невротизацию детей; повышает учебную мотивацию; позволяет отслеживать динамику школьной успешности, а также даёт возможность развивать у учащихся навыки самооценки, самоконтроля в дальнейшей деятельности.

Основа контроля – тщательно переработанный учебный материал. Контролируется лишь тот материал, который изучали в классе или дома. Если материал едва упоминался в классе и не давался для самостоятельного закрепления, он не может проверяться.

Предлагаю пример того, как можно на отдельно взятом уроке провести текущий (поурочный контроль) и реализовать задачу достижения осознанности каждым ребёнком своего уровня знаний и активизировать стремление повысить его. Например, урок математики по теме:

"Таблица единиц длины" - 4 класс


Виды работ, оценённые в баллах:




Предлагаемые виды работ

Количество баллов

Устный счёт

5 баллов

Математический диктант (нестандартные задачи)

5 баллов

Тестирование

5 баллов

Ответы с места

по 1 баллу

Задания на уроке выполняются и контролируются с применением самопроверки, взаимопроверки, тестов с обратной связью, которые используются мною в различных педагогических технологиях. Данные приёмы позволяют разгрузить преподавателя от рутинной работы по проверке тетрадей, предоставляют возможность обучающимся быстро узнать свои результаты. Ученикам нравится оценивать себя, в данной ситуации претензии на необъективность контроля предъявлять не к кому. К тому же реализуется принцип 100-процентной обратной связи в классах с любой наполняемостью.

Итоговый подсчёт рейтингового балла за урок проводится
на полном доверии к ученикам. Они сами ведут подсчёты баллов и выводят свой уровень знаний по таблице:


Сумма баллов

Уровень

Оценка

16 б. и выше

высокий

«5»

13 б. – 15 б.

средний

«4»

8 б. - 12 б.

низкий

«3»

0 б. - 7 б.

Неусвоение программы



Применение элементов рейтинговой системы с использованием различных форм контроля возможно на всех типах уроков как математики, так и уроках литературного чтения, окружающего мира. Разнообразие форм контроля помогает учителю и ученику отслеживать объективно, а не на глазок качество образовательного процесса.

Оценка и отметка фиксируют достижения ученика на каждом уроке. Для этого создаю различные виды листов контроля, таблицы подсчёта уровня рейтинга по количеству баллов (образцы см. урок «Нефть»). Отслеживание продвижений ученика по линиям развития личности, осуществляется как в виде общего экрана достижений в Технологических картах Промежуточного контроля – в конце четверти, изучения темы, раздела.

При правильном определении целей и способов проверки достижений, Технологические карты дают всю необходимую информацию: как идёт процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достигли учитель и класс в целом поставленных целей, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения. Каждый ученик в моём классе имеет право многократно работать над своими ошибками, получая индивидуальную помощь до тех пор, пока не научится. Цель этих работ – выявить и своевременно устранить имеющиеся проблемы в знаниях. Отрабатываются те задания, которые вызывали затруднение. Отметку зачастую выставляю после доработки допущенных ошибок. Главный критерий оценки – качество работы ребёнка над собой.

Таким образом, рейтинговая система не самоцель в учебном процессе - она увязана с контролем, оценкой и коррекцией учебной деятельности школьников.
Для достижения планируемых результатов мною используются различные педагогические технологии, на уроках организую индивидуальную, парную и групповую виды работы, применяю исследовательские проекты. Идет работа с различными источниками информации, используются творческие работы.

Учащимися выполнено множество проектов на разные темы. А совместная работа с детьми над проектом «Люби живое» (см. приложения) стала лауреатом Межрегионального конкурса методических разработок «Педагогический Олимп». (Планирование работы над проектом; Проекты выполненные в группах).

Из вышесказанного видно, что постепенно мои воспитанники становятся активными субъектами в процессе обучения благодаря введению элементов рейтинговой системы. Таким образом, решается задача достижения осознанности каждым ребёнком своего уровня знаний и стремления повысить его. За период обучения с 2006-2007 г.(2 кл.) по 2008-2009 г. (4 кл.) прослеживается позитивная динамика учебных достижений обучающихся.

За период обучения во 2, 3 и 4 классах мои ребята принимали участие в предметных олимпиадах и конкурсах. Они становились призерами олимпиад школьного и муниципального уровня.




Таблица 5

Результаты выступления учащихся

в предметных олимпиадах на муниципальном уровне

( учитель Бутенко Е.Э.)

Год

класс

Предмет

ФИО уч-ка

Результативность

3 класс 2007-8уч. г

Окружающий мир

Кондратюк Юрий

I место

Математика

Бабохина Валерия

II место

4 класс 2008-9уч.г.

Литературное чтение

Черникова Екатерина

I место

Окружающий мир

Кондратюк Юрий

II место

Выполняемые мною функции классного руководителя нацелены на создание условий по формированию личности обучающегося, его гражданских позиций в отношении к окружающему миру, к людям, к себе, как к товарищу других людей.

Мониторинг уровня воспитанности учащихся (2005 г. -2009 г.)




Данные, представленные в таблице

Заверяю:

Директор МОУ «СОШ № 5 г. Ершова» __________________/А.В.Клякин/

К последнему году обучения я постаралась создать педагогические условия, которые помогли школьникам адаптироваться при переходе в основную школу, где содержание учебных курсов предполагает системную организацию мышления подростков. Ребята показали готовность к требованиям учителей старшего звена: контролю и оценке, учебной инициативе и самостоятельности, способам учебного сотрудничества, способности к содержательному анализу, рефлексии и планированию в разных учебных ситуациях. Это возможно проследить по итогам полугодия по результатам адаптации обучающихся пятого класса.




Результаты адаптации учащихся.

4 класс (2008-2009 уч.г Итоги года.)

5 класс (2009-2010 уч.г; I полугодие)

Предмет

Качество %

Успеваемость %

Предмет

Качество %

Успеваемость %

Русский яз.

52 %

100 %

Русский яз.

57 %

100 %

Литература

75 %

100 %

Литература

85 %

100 %

Математика

47 %

100 %

Математика

71 %

100 %




Наглядн.Геометрия

76 %

100 %

Информатика

86 %

100 %

Окр.мир

75 %

100 %

Биология

86 %

100 %




Экология

86 %

100 %

История

76 %

100 %

С 2005 года принимаю участие в практических семинарах, провожу мастер-классы для учителей начальной школы, на которых делюсь опытом своей работы по рейтинговой системе оценки знаний, умений и навыков. На таких форумах обязательно нахожу и для себя открытия, пробую усовершенствовать и расширить применение рейтинга. Коллеги, перенимая мой опыт, успешно вводят в свою работу уроки с применением элементов рейтинговой системы.




Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

учителем начальных классов Бутенко Е.Э.



Место проведения

Дата.

Название форума.

Тема выступления

Форма участия

Подтверждение



1

Москва.

Ноябрь 2007г


II всероссийский конкурс педагогического мастерства

«Мой лучший урок»


Сообщение о системе работы.

Урок с применением элементов рейтинговой системы


Грамота


2

Саратов.

22 апреля.

2008г.

Областной фестиваль «Полёт идей и вдохновенья».


«Созвездие талантов»


Диплом


3

Саратов.

29 апреля.

2008г.

Областной образовательный форум «Дошкольное и начальное образование: взгляд в будущее».



Мастер - класс по теме «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках с использованием элементов рейтинговой системы».

Сертификат участия



4

Ершов

22 августа 2008год



Районное заседание: Педагогическая гостиная учителей

начальных классов



Обобщение опыта работы;

Доклад на тему:

«Профессиональная культура педагога»

Сертификат участия



5


Ершов

24 марта 2008год



Районное заседание учителей начальных классов «Высокое качество образования – основная цель современной школы»

«Рейтинговая система оценки знаний учащихся начальных классов».

Сертификат участия



6


Ершов

18 декабря. 2008 год



Творческая лаборатория учителей начальных классов

Ершовского района.

«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников»

Мастер-класс, презентация проекта «Люби живое»


Сертификат участия



7


Ершов

22 января.

2009 год


Практический семинар учителей начальных классов

Ершовского района.

«Как научить детей решать задачу?»


Мастер-класс, Публикация тезисов доклада:

«Как научить детей решать задачу?»


Сертификат участия



8

Ершов

Август


2009 год

Августовское совещание учителей начальных классов.

«Основные направления реализации национальной

образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

в Ершовском районе.»



Доклад на тему:

«Общее образование для всех и для каждого»

Сертификат участия



9

Ершов

Октябрь


2009 год

Практический семинар учителей начальных классов

Ершовского района.

«Повышение эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на основе личностно-ориентированного обучения».

Доклад на тему:

«Личностно-ориентированное обучение в начальной школе».

Сертификат участия


10

Саратов.

2 декаря 2009г.



Областной

методический семинар «Компетентностный подход в начальном математическом образовании»



Выступление с докладом:

Реализация компетентностного подхода на уроке математики

через применение элементов рейтинговой системы.

Сертификат участия






Публикация методических материалов

учителем начальных классов Бутенко Е.Э.




Учредитель


Название издания (форума).



Тема.


Дата.

1.


Пед.общество России; Саратовское областное отделение

Педагогический опыт.

«Лучшие уроки лучших учителей»

Часть 1; стр. 107


Урок с применением рейтинг.сист.

«Полезные ископаемые.

Нефть»

2006г.

2

Отдел образования г.Ершова



http://ershovoo.narod.ru/p26aal.html




«Личностно-ориентированное обучение, как важное условие повышения эффективности процесса обучения детей младшего школьного возраста»

2009г.



3


Образовательный сайт Педсовет.org
http://pedsovet

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,13740/Itemid,118/



Урок(с применением рейтинг.сист).

«Полезные ископаемые.

Нефть»

2009г.



4

Педсовет.org

http://pedsovet

Живое пространство образования

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,16126/Itemid,118/



Урок математики (с применением рейтинг.сист).

4 кл.


«Таблица единиц длины»

2010г.


5


Педсовет.org
http://pedsovet

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,15706/Itemid,118/

Компетентностный подход на уроках в начальной школе

2010г.

6


Педсовет.org
http://pedsovet

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,18242/Itemid,118/

Планирование работы над проектом

2010г.

7


Педсовет.org
http://pedsovet

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,18193/Itemid,118/

Русский язык 4 кл. Местоимения

2010г.




Бутенко Е.Э. Участие в профессиональных конкурсах.



Место проведения

Дата.

Название форума.

Тема выступления


Результативность


1

Ершов

2005г



Конкурс

«Учитель года -2005»



Система работы.

Открытые уроки.

Мастер класс.

I место

2

Саратов


2005г

Конкурс


«Учитель года -2005»

Система работы.

Открытые уроки.

Мастер класс.

Лауреат конкурса



3

Москва.

Ноябрь


2007г

II всероссийский конкурс педагогического мастерства

«Мой лучший урок»



Урок с применением элементов рейтинговой системы


Победитель

конкурса


4

Саратов.

22 апреля.

2008г.

Областной фестиваль «Полёт идей и вдохновенья».


Номинация

«Созвездие талантов»

Диплом


II степени

5

Ершов

2009г



Конкурс

«Учитель - учителю»»


Урок с использованием ИКТ



I место

6

Саратов.


июнь.

2009г.

Межрегиональный конкурс методических разработок «Педагогический Олимп.

Начальное образование»


Номинация

«В поисках истины»

Проект «Люби живое»


Лауреат конкурса



7

Саратов.

июнь.


2010г.

Приоритетный национальный проект «Образование».

Обобщение

системы работы



Победитель Областного конкурса лучших учителей



Бутенко Е.Э. Работа в педагогическом сообществе


Сроки

Обязанности


1.

С 2008г.

Председатель Районного Методического Объединения учителей начальных классов Ершовского района.



2.

С 1995г. по 2002г.

С 2006г. по 2008г.



Председатель Школьного Методического Объединения учителей начальных классов



3.

2007 – 2010г.

Член Экспертной Группы

учителей начальных классов при

Районной аттестационной комиссии



4.

2009 – 2010г.

Председатель ЭГ

учителей начальных классов при

Районной аттестационной комиссии.



5.

2008 – 2009 уч. г.

Организатор и председатель жюри

в районном конкурсе

«УЧИТЕЛЬ -УЧИТЕЛЮ»:



6.

2009 – 2010г.

Тьютор (УМК «Гармония»)



7.


2008 – 2010г.



Проф.эксперт

(современное управление системой образования)


Наличие государственных или отраслевых наград

2005 год - Благодарственное письмо Саратовской областной Думы;

2007 год – Грамота Федерального агентства по образованию

2008 год - Почетная грамота Администрации Ершовского муниципального



района;

2010 годПобедитель Областного конкурса лучших учителей в



Приоритетном национальном проекте «Образование».
скачать файл



Смотрите также:
И активности на уроке, то есть рейтинг
199.83kb.
В. Ф. Горбич, В. В. Жаров предмет и задачи безопасности жизнедеятельности
440.62kb.
Какой урок может стать для
84.25kb.
«реализация поставленных целей в ходе совместной деятельности учителя и учащихся на уроке»
60.21kb.
Тема: «Растения нашего края»
42.63kb.
Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроке математики
91.65kb.
Инновационный менеджмент
632.67kb.
Прояснение абсолютной и относительной истины
75.67kb.
Классный час по теме «семья и семейные ценности»
35.14kb.
Которая была предложена на уроке изо, «Кем хочу быть, чем хочу заниматься», а на уроке русского языка дети размышляли над тем, чем данная специальность их привлекает
39.96kb.
Рейтинг образовательной
35.35kb.
М. В. Дабахов Управление экологии ОАО «газ», г. Нижний Новгород, Россия Роль биологических методов в оценке экологического состояния почвенного покрова в перспективе достаточно велика
120.15kb.