takya.ru страница 1
скачать файл



На правах рукописи


Потапенко Виолетта Степановна


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСЛУГИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 12.00.01. - теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва – 2009
Работа выполнена в отделах социального законодательства и теории законодательства Федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации».
Научный руководитель: член-корреспондент РАН, доктор юридических

наук, профессор, заслуженный юрист РФ



Хабриева Талия Ярулловна
Официальные оппоненты: член-корреспондент РАН, доктор юридических

наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ



Мальцев Геннадий Васильевич

кандидат юридических наук



Колотова Наталья Валерьевна
Ведущая организация: Московская Государственная

Юридическая Академия

Защита состоится «13» мая 2009 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д. 503.001.02 при Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации по адресу: 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, д. 34.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Автореферат разослан «__» ________ 2009года
Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат юридических наук, доцент А.Н. Чертков



I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. История человечества свидетельствует о том, что образование, как гарантированный процесс передачи знаний, уникального опыта и информации, постепенно из удела немногих избранных превращается в гарантированную государством возможность для всех, получая при этом юридическую форму в виде права на образование.

В настоящее время в Российской Федерации полным ходом развернулось реформирование социальной сферы, в том числе в области образования. Законодательство не должно отставать от динамично меняющихся общественных отношений, и изменениям социальной сферы, реформам системы образования должна соответствовать такая система регулирования образовательных отношений, в основе которой лежит принцип достойной жизни и свободного развития гражданина.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство признает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. С угрозами глобализации может развиться только эффективное государство, обеспечивающее высокие и стабильные темпы экономического роста, гарантирующее социальную защиту, расширяющее возможности своих граждан путем всеобщего доступа к системам образования и другим социальным услугам1.

Особенностью конституционной модели социального государства в России является восприятие и закрепление социальных прав человека на том же уровне, на котором это предусмотрено основными законами иных социальных государств и международными стандартами: ч. 3 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., ст. 28 Конвенции о правах ребенка 1989 г., ст. 13, 14 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., ст. 1 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования. Это обстоятельство отчасти обусловлено приоритетом общепризнанных принципов и норм международного права (согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации), а также историческим опытом российского государства, социалистический период которого отличался высоким уровнем социальной защищенности граждан.

Конституция Российской Федерации не только закрепляет социальные права граждан, но и тем самым выступает как основная гарантия доступности для личности системы общественных благ как минимально необходимых для развития ценностей цивилизации. Сам принцип социального государства вполне может рассматриваться как способ и форма конституционно-правового воплощения идеи социальной справедливости. Социальные права в условиях современной цивилизации выступают как основные, неотъемлемые возможности каждого человека, гарантирующие защиту и поддержку со стороны общества и государства в случаях объективной невозможности самостоятельно обеспечить достаточные условия существования для себя и своей семьи, содействие в получении доступа к основным ценностям цивилизованного общества (образованию)2.

Именно эти цели преследует система правомочий, составляющих конституционное право каждого на образование: на бесплатное получение дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования. При пользовании данными правовыми возможностями происходит «сглаживание» неизбежного неравенства по признаку возраста, состояния здоровья, имущественного положения, образа жизни. В ст. 43 Конституции Российской Федерации закреплены две важные государственные гарантии: общедоступность и бесплатность начального, общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, на конкурсной основе – бесплатность среднего, высшего и послевузовского образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях.

Закрепление конституционных гарантий в сфере образования предопределяет важность вопроса об инструментах реализации данных гарантий. В условиях нового понимания назначения и функций современного государства, изменений принципов управления в ходе административной реформы, такими инструментами выступают публичные услуги, оказываемые государством (его структурами) гражданам и юридическим лицам. Появление новых понятий (публичная услуга, социальная услуга), многогранность их содержания вызвали широкий интерес различных отраслей юридической науки.

В основе публичной услуги всегда лежит публичный, общезначимый интерес; круг субъектов, пользующихся такими услугами, неограничен; осуществляться публичные услуги могут как государственными органами, так и негосударственными организациями. Разновидностью публичных услуг выступают социальные услуги. Социальные услуги выделяют по той сфере, в которой данные услуги оказываются3, что требует рассмотрения образовательной деятельности в аспекте публичных и социальных услуг.

Вместе с тем качественным образование будет лишь тогда, когда всем гражданам независимо от материального, социального и иного статуса и места жительства в равной мере будут доступны образовательные услуги. Как показывают результаты социологического опроса населения по поводу мнения граждан о доступности и качестве образования, проведенного в сентябре 2008 года, менее 50% из всех опрошенных довольны качеством получаемых образовательных услуг, что свидетельствует о невысоком качестве их предоставления. На вопрос, имеют ли граждане возможность получить образовательные услуги платно, 51% опрошенных ответили, что из-за недостатка средств сделать этого не могут, что свидетельствует о том, что не для всех, к сожалению, доступно получение образования4. Таким образом, данные социологических опросов свидетельствуют, что большинство граждан считают государственные гарантии в области права на образование неисполненными. Хотя во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры 1998 года образование рассматривается не только как благо, но и как важнейшая опора прав человека, демократии, устойчивого развития и мира и поэтому должно стать доступным для всех на протяжении всей жизни.

Неоднозначность применения в образовательном законодательстве понятия «образовательная услуга», а также отсутствие ее легального определения порождают дискуссионность и в научных подходах к пониманию ее содержания, затрудняют реализацию целей, намеченных в важнейших программных документах: Национальной доктрине образования в Российской Федерации; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.; Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы и самой Федеральной целевой программе развития образования на 2006 – 2010 годы; Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации; Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»5 впервые закрепил термин «услуга» применительно к деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В силу ст. 45 государственные и муниципальные образовательные учреждения были наделены правом оказания платных услуг. С введением такого права законодательство в области образования стало оперировать понятием «образовательная услуга» (ст. 26 Закона, постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг). Широко используемый в специальной литературе6 с конца 1990-х годов термин «образовательные услуги» до сих пор не имеет однозначного доктринального толкования. И сегодня зачастую применение термина «образовательные услуги» характеризует возмездность соответствующих правоотношений, содержание которых якобы определяется нормами гражданского права. Однако выявленная в настоящее время специфика содержания отношений в образовательной сфере7, изменение приоритетов государственной политики в этой области, их поворот в сторону обеспечения соблюдения прав в сфере образования, а также качества образования дают основания для переосмысления терминологического наполнения образовательного законодательства, более детальное определение понятийного инструментария образовательных отношений, основных признаков и характеристик образовательной услуги. Все это определяет необходимость исследования данной темы.

Степень научной разработанности темы. Методологическую основу составили работы известных теоретиков российского права С.С. Алексеева, В.В. Лазарева, Е.А. Лукашевой, Г.В. Мальцева, М.И. Матузова, А.В. Мицкевича, В.С. Нерсесянц, А.С. Пиголкина, С.В. Полениной, В.М. Сырых, Б.Н. Топорнина, Р.О. Халфиной, В.Е. Чиркина, Г.Т. Чернобеля и др.

Общетеоретическим аспектам образовательных услуг посвящены труды С.В. Барабанова, А.В. Белозерова, Н.И. Булаева, Е.В. Буслова, Л.М. Волчанской, З.П. Дащинской, Г.А. Дороховой, В.Н. Зенкова, В.В. Кваниной, С.В. Курова, И.А. Рожкова, В.В. Спасской, В.И. Шкатулла, М.Ю. Федоровой и др. Изложенные в работах этих авторов научные воззрения послужили концептуальной и методологической основой для диссертационного исследования.

Теоретическая разработка и постановка практических проблем, связанных с введением в юридический оборот понятий «публичные услуги», «социальные услуги», «государственные услуги», стала предметом изучения таких ученых, как А.В. Бакова, Е.В. Гриценко, Н.А. Игнатюк, А.Н. Костюков, Л.В. Мицкевич, А.В. Нестеров, А.Ф. Ноздрачев, Н.В. Путило, Э.В. Талапина, Ю.А. Тихомиров, Л.К. Терещенко, Т.Я. Хабриева, Н.А. Шевелева и др.

Исследовательскую основу данной диссертации составляют работы, посвященные вопросам правовой регламентации договора возмездного оказания образовательных услуг. Среди таковых можно отметить исследования Н.А. Баринова, М.И. Брагинского, Т.В. Жуковой, Ю.Х. Калмыкова, М.В. Кротова, Е.Д. Шешенина, А.Е. Шерстобитова. Их труды стали основой для формирования учения об услугах в российском гражданском праве, которое развивается А.Ю. Кабалкиной, М.Н. Малеиной, Д.И. Степановым, Е.Г. Шабловой, О.М. Щуковской и др.

Разработка понятия «услуга», выявление основных свойств и признаков этой категории первоначально осуществлялись в рамках экономической науки. В этой связи нельзя не отметить вклад в изучение исследуемого понятия ряда видных экономистов: Д. Белла, Х. Ворачек, К.З. Зулпакарова, Н.Н. Иванова, Г.Д. Касьянова, Ф. Котлера, В.Д. Марковой, Н.В. Мироновой, М.А. Николаевой, Т.Н. Софиной, С. Фишера, Л.И. Якобсона и др.

Методологические подходы к решению отдельных вопросов законодательной регламентации прав в образовании, использовавшиеся автором, предложены в работах зарубежных исследователей Яна де Гроофа, Ч.Л. Гленна, Г. Ван ден Берга, Ф.Р. Йаха, К. Гренрооса, Д. Бьюкера, Дж. Хауэллса и др.



Цели и задачи диссертационной работы. Целью исследования является выявление основных свойств и особенностей правового регулирования образовательных услуг, а также рассмотрение проблемы соотношения публичных и частноправовых методов в регулировании образовательных услуг и определение на этой основе понятия «образовательные услуги». Цель диссертационного исследования определила постановку и необходимость решения следующих теоретических задач:

– установить особенности содержания образовательных правоотношений;

– определить содержание понятия образовательной услуги как услуги социальной;

– определить систему признаков, позволяющих отличить образовательные услуги от иных услуг, регулируемых договором возмездного оказания услуг;

– обосновать критерии и дать классификацию образовательных услуг;

– определить пределы использования административно-правовых методов регулирования в отношениях в связи с предоставлением образовательных услуг;

– изучить и установить пределы использования гражданско-правового метода в сфере оказания образовательных услуг.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является правовая природа образовательных услуг, их содержание и особенности. Исследуются: соотношение интересов методов частного и публичного права в регулировании образовательных отношений; особенности правовых режимов отношений, возникающих в этой среде, механизм реализации социальных прав граждан в области образования.

Предметом исследования являются нормы законодательства Российской Федерации об образовании, связанные с ними нормы и институты иных отраслей российского законодательства, общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением образовательных услуг, а также юридическая доктрина.



Методологическая и эмпирическая основы исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляет система современных методов познания. Это философский метод, в основу которого положен диалектический подход с признанием объективности и всесторонности развития, позволяющий раскрыть сущность и основные характеристики принципов правоприменительной практики. Кроме философского метода используются также общие методы, такие, как системное структурирование на базе синтеза и абстрагирования, метод сравнения, исторический метод и др.

Нормативную правовую основу диссертационного исследования составили Конституция РФ, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, акты международного права, законодательство стран СНГ. Также использовались материалы судебной и иной правоприменительной практики.



Научная новизна. Настоящее исследование – одно из первых, в котором проводится комплексный анализ образовательных услуг в соотношении публичных и частноправовых методов правового регулирования. В условиях проводимой реформы образования образовательные правоотношения и нормы изучаются с учетом новых задач государственной политики в области образования.

Выявленные особенности образовательных услуг позволяют дополнить и развить имеющиеся теоретические разработки по вопросам функций социального правового государства, обязанностей государства по отношению к личности, механизма реализации социальных прав граждан.

В исследовании раскрыты понятие, сущность, виды образовательных услуг, что позволило выявить их правовую природу, обосновать теоретическую основу правового регулирования предоставления образовательных услуг на основе сочетания публично-правовых и гражданско-правовых интересов.

В диссертационном исследовании в сравнительном контексте изучены особенности правового регулирования образовательной услуги в отдельных странах СНГ (Беларусь, Украина, Казахстан).



На защиту выносятся следующие положения:

1. Автором обосновывается понимание образовательной деятельности как совокупности различных правовых отношений, вступая в которые, гражданин преследует цель удовлетворения собственных потребностей посредством особой группы нематериальных благ – знаний, умений, навыков и т.п. Объект образовательных правоотношений относится к категории тех, которые принято обозначать как непосредственные действия обязанного лица (государства, образовательного учреждения).

В связи с этим обосновывается вывод о том, что образовательная деятельность представляет собой систему определенных действий по обучению, приобретению навыков и воспитанию, основу которой составляют услуги. Основными свойствами, характеризующими и услуги в целом и образовательные услуги, по мнению автора, являются: нематериальный характер, неотделимость от источника, неразрывность производства и потребления, изменчивость, несохраняемость, непрерывность и адресность.

2. Образовательные услуги определяются как разновидность социальных услуг, направленных на удовлетворение потребностей в общих и профессиональных знаниях и умениях. Эти услуги представляют собой действия по обучению, воспитанию и социализации, осуществляемые особыми субъектами в установленных российским законодательством рамках. Выявлены и исследованы признаки, которые характеризуют в целом и образовательные услуги, и социальные услуги: оказываются гражданам в рамках государственной социальной политики; в основном носят безвозмездный характер и финансируются за счет бюджетных средств или средств внебюджетных фондов; имеют нормативную регламентацию; подлежат государственному контролю за качеством их оказания; обеспечивают доступность для каждого гражданина одного из важнейших общественных благ.

3. Дается определение образовательных услуг с учетом особых целей (целью образовательных услуг является передача, получение знаний, умений, формирование профессиональных навыков и освоение их обучающимся) и субъектного состава (субъектами образовательных услуг являются образовательные учреждения в лице преподавательского состава и обучающиеся, желающие получить образование того или иного уровня).

Содержание правоотношений при оказании образовательных услуг определяется спецификой образовательной деятельности, элементами которой являются: обучение, воспитание и социализация. Обучение представляет собой передачу и приобретение новых знаний, умений; воспитание дает приобретение нравственных ценностей и стандартов социально полезного и должного поведения; социализация представляет передачу и приобретение жизненно необходимых навыков, непосредственно связанных с дальнейшим вовлечением лица в сложившуюся в данном социуме систему общественных отношений.

4. Автором предложены основания и произведена классификация образовательных услуг (государственные и негосударственные; основные и дополнительные; бесплатные и платные образовательные услуги; общеразвивающие, профессиональные, направленные на повышение квалификации; коллективные и индивидуальные; обязательные и необязательные). При этом доказывается, что образовательные услуги в большинстве своем являются публичными и социальными услугами, но в зависимости от субъекта, их оказывающего, они могут быть как государственными, так и негосударственными. Образовательные услуги, не отвечающие признакам социальных услуг, предлагается относить к возмездным, регулирование которых осуществляется нормами и принципами гражданского законодательства.

5. Установлены специфические признаки образовательных услуг, характеризующие их как особый социально-правовой институт: 1) образовательные услуги как услуги социальные реализуют взаимозависимость государственной политики в области образования; 2) государство гарантирует получение каждым бесплатных образовательных услуг в законодательно установленном объеме; 3) содержательное наполнение услуг в области образования обеспечивается образовательными стандартами; 4) контроль качества образовательной деятельности осуществляется с помощью таких режимов, как лицензирование и аккредитация; 5) образовательные услуги характеризуются обязательностью (в определенных конституционными положениями рамках) и общедоступностью их получения.

Автор охарактеризовал важнейшее свойство образовательных услуг – обязательность их получения в рамках конституционных норм и действующего законодательства, которое не является типичным для услуг, не относящихся к группе социальных.

6. Подтверждая тезис о комплексной природе образовательной деятельности, на основе анализа публично-правовых и частноправовых методов автор раскрывает и обосновывает положение о том, что образовательные услуги следует рассматривать как комплексный межотраслевой институт, в регулировании которого используются нормы гражданского, административного, трудового, семейного, финансового и иных отраслей права.

7. Рассматривая природу образовательных услуг как услуг, основанных на соотношении частного и публичного интереса, автор исходит из преобладания в социальных услугах публичного интереса. В качественном оказании образовательных услуг заинтересованы не только граждане, но и общество, поскольку полученные в результате оказания образовательных услуг нематериальные блага позитивным образом влияют на прогрессивное развитие, повышают конкурентоспособность страны на международном уровне.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Содержащиеся в диссертации выводы и предложения могут быть учтены в процессе совершенствования законодательства в области правового регулирования образовательных отношений. Ряд положений может быть использован в учебном процессе при проведении занятий по теории государства и права, социальному и образовательному законодательству.

Апробация результатов исследования. Положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях отделов социального законодательства и теории законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, опубликованы в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ, в сборниках ежегодных аспирантских конференций.

Основные выводы диссертационного исследования использовались автором при подготовке экспертных заключений Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации по концепциям законов и проектов законов, связанных с совершенствованием законодательства, в частности Закона РФ «Об образовании», Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»8.

Основные положения и теоретические выводы нашли отражение в выступлениях автора на проводимых в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации ежегодных аспирантских конференциях (2004 – 2007 гг.), Международной школе – практикуме молодых юристов (2006 – 2008 гг.).

Структура диссертации определяется ее содержанием и состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка нормативно-правовых актов, научной литературы, статей периодических изданий и диссертационных работ.

II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность и степень научной разработанности темы исследования, определяются его объект и предмет, формулируются цели и задачи работы, освещаются методологическая, нормативная, теоретическая и эмпирическая основы диссертации, раскрыты научная новизна и основные положения, выносимые на защиту, подчеркивается научная и практическая значимость исследования, а также сведения об апробации его результатов.

Первая глава – «Правовая природа образовательных услуг» состоит из трех параграфов и посвящена раскрытию наиболее важных содержательных характеристик образовательных услуг: понятию, сущности образовательных услуг, их соотношению с понятием «образовательная деятельность» (§ 1), определению образовательной услуги как социальной услуги (§ 2), классификации образовательных услуг (§ 3).

Первый параграф «Образовательная деятельность и образовательные услуги: соотношение понятий в историко-сравнительном аспекте». Введенные Законом РФ «Об образовании» образовательные услуги как вид платной образовательной деятельности постепенно приобретают все более широкое смысловое значение. В настоящее время ведется широкая дискуссия о содержании понятия «образовательной услуги», обусловленной отсутствием легального определения.

Сегодня исследователи все чаще исходят не из буквального содержания данного понятия, закрепленного законодательством, а придают ему более объемное звучание, рассматривая образовательные услуги не просто как вид образовательной деятельности платного характера, а как ее основное содержательное наполнение этой деятельности.

Анализируя понятие «образовательные услуги», автор исходит из понимания «услуг» как действий определенного лица, совершаемых для удовлетворения потребностей иного лица и направленных на достижение блага последнего.

По мнению автора, сущность образовательных услуг, понимаемых в широком смысле, состоит в том, что это отношения, возникающие между образовательными учреждениями (организациями), с одной стороны, и гражданами – с другой, для удовлетворения последними потребностей в общеобразовательных и профессиональных знаниях, навыках, умениях9. Для понимания образовательных услуг важно учитывать, что они являются неотъемлемым элементом образовательной деятельности, имеющим особые цели и субъективный состав. Цель образовательных услуг – передача знаний, умений, формирование профессиональных навыков и освоение их обучающимися. Субъектами образовательных услуг являются образовательные учреждения в лице преподавательского состава и обучающиеся, желающие получить образование того или иного уровня.

Образовательным услугам присущи те основные свойства, которые характеризуют услуги в целом: нематериальный характер, неотделимость от источника, неразрывность производства и потребления, изменчивость качества, несохраняемость непрерывность, адресность.

Образовательная услуга, как и другие услуги, имеет три составляющих:

– цель (в широком смысле – получение образования, в узком – получение конкретных знаний, навыков, умений);

– действия (передача знаний посредством информационного общения и потребление информации);

– результат (приобретение знаний, навыков и т.д.).

Исходя из этого, автор приходит к выводу, что образовательные услуги – это вся образовательная деятельность, часть из которой – социальные образовательные услуги (они бесплатны, они обязательны для получения), а другая часть – это возмездные образовательные услуги, которые базируются на нормах и принципах ГК.



Второй параграф «Образовательная деятельность – элемент системы публичных услуг». По мнению автора, появление понятий «публичная услуга» и «социальная услуга» было обусловлено переходом от сугубо рыночного подхода, превалировавшего до недавнего времени в переходном российском обществе во всех общественно значимых сферах жизни, к социализированному, обращенному к человеку и гражданину. Необходимость повышения благосостояния отдельных граждан и семей, благополучия российского общества в целом поставило во главу угла вопрос о качестве и комфортности социальных и иных публичных институтов. На первый план выдвинулась общественно значимая сфера образования.

Автор определяет образовательную услугу как вид социальной услуги, направленной на удовлетворение потребностей в общих и профессиональных знаниях, умениях, включающей в себя действия по обучению, воспитанию и социализации, осуществляемые особыми субъектами в установленных законодательством рамках.

Исходя из данного определения, автор выносит следующие основные характеристики образовательной услуги:

1) это социальная услуга (опосредует гарантированные законодательством социальные права);

2) нацелена на удовлетворение потребностей человека в знаниях, как общих, так и профессиональных (прослеживается общественно значимая цель оказания услуг);

3) состоит из действий особого содержания (данные действия характерны именно для образовательных услуг, а не любых других);

4) осуществляется субъектами особого рода (не любыми субъектами, а теми, которые отвечают целому ряду установленных законодательством требований);

5) законодательство устанавливает нормативные рамки действий, осуществляемых в процессе оказания услуг.



В третьем параграфе «Классификация образовательных услуг» автор рассматривает критерии выделения видов образовательных услуг: по принадлежности субъекта, оказывающего образовательные услуги; по обязательности услуг; по субъектам образовательных правоотношений; по функциональной направленности; по времени предоставления образовательных услуг и др.

Но наиболее удачным критерием выделения видов образовательных услуг, по мнению автора, является предложенный В.Н. Зенковым подход, основанный на соотношении публичных и частных интересов в образовательной сфере, в рамках которого выделяются:

– общедоступные и бесплатные услуги;

– обязательные общедоступные и бесплатные услуги;

– бесплатные образовательные услуги на конкурсной основе;

– платные образовательные услуги.



Вторая глава – «Соотношение публичных и частных интересов в предоставлении образовательных услуг» посвящена формированию теоретической основы правового регулирования предоставления образовательных услуг на основе сочетания публично-правовых и гражданско-правовых интересов.

В первом параграфе «Административно-правовые методы регулирования образовательных услуг» рассматриваются процесс оказания образовательных услуг, порядок предоставления образовательных услуг, регулирование процедурных отношений в связи с осуществлением социальных выплат при получении образовательных услуг, публично-правовые способы регулирования отношений по обеспечению качества образовательных услуг, а также ответственность за предоставление образовательных услуг.

Автор, проанализировав функции федеральных органов исполнительной власти, пришел к выводу, что на сегодняшний день реальных государственных услуг в сфере образования федеральными органами исполнительной власти не оказывается, а непосредственное оказание государственных услуг в сфере образования находится в ведении образовательных учреждений.

В своей работе автор подробно рассматривает порядок предоставления разных видов образовательных услуг (дошкольного образования, среднего (полного) общего образования; среднего профессионального образования и высшего образования). Делается вывод, что порядок предоставления достаточно регламентирован и состоит из множества процедур: подача абитуриентом заявления в учебное заведение; прохождение вступительных испытаний (с учетом особенностей режима ЕГЭ); зачисление абитуриента в учебное заведение; заключение договора между обучающимся (его родителями или законными представителями) и учебным учреждением; прохождение аттестационных испытаний на протяжении всего срока обучения в виде экзаменов и зачетов и получение документа об образовании.

Диссертант признает процедуры лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации и введение государственного стандарта общего образования публично-правовыми способами обеспечения качества предоставления образовательных услуг.

Правовые режимы аккредитации и лицензирования всегда влекут за собой обоюдные обязательства и ряд правовых последствий. Так, при аккредитации, с одной стороны, государство в лице аккредитующих органов, признает профессионализм, уровень деятельности образовательного учреждения (организации) и разрешает иметь определенные привилегии. С другой стороны, у образовательного учреждения после получения свидетельства о государственной аккредитации возникают определенные права и привилегии.

И в последней части данного параграфа автор рассматривает разные виды правонарушений в сфере образования и выделяет четыре вида ответственности за их нарушение: дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую.



Второй параграф «Гражданско-правовые элементы в системе регулирования образовательных услуг» состоит из четырех частей. В первой части автор правоотношения по оказанию образовательных услуг признает гражданско-правовыми и выделяет их принципы: равенство участников гражданских отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав в сфере образования, судебная защита гражданских прав. Делается вывод, что данные принципы определяют самостоятельность образовательных отношений.

Во второй части диссертант рассматривает образовательные отношения в рамках договора возмездного оказания услуг.

Одной из проблем договора на оказание образовательным учреждением образовательных услуг является качество осуществления образовательной деятельности. Однако на законодательном уровне не только не закреплены критерии качества образовательной услуги, но и не установлен механизм его определения. Одним из способов обеспечения качества предоставления образовательных услуг являются государственные стандарты образования, в которых определяется обязательный минимум содержания основных образовательных программ образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).

В итоге делается вывод, что договор на оказание образовательных услуг является самостоятельным договором, обладающий существенной спецификой, которая не позволяет в полной мере распространять на него нормы ГК РФ. В связи с этим автор предлагает дополнить Закон РФ «Об образовании», существенно расширив в нем гражданско-правовой аспект регулирования отношений сторон по договору об оказании платных образовательных услуг.

В третьей части автор относит договор на оказание возмездных образовательных услуг к категории публичного договора. Использование в качестве примерных отношений в сфере предоставления высшего образования позволяет выделить признаки публичного характера соотносимых договоров: во-первых, вуз осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии (разрешения); во-вторых, вуз обязан заключить договор на оказание платных образовательных услуг со студентом (или его родителями) при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу; в-третьих, вуз не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в качестве которого выступает ведомственный правовой акт «Порядок приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год», предусматривающий категорию лиц, имеющих преимущественное право на поступление в вуз. В-четвертых, если бы исследуемый договор не относился к категории публичных договоров, то в силу принципа свободы договорных обязательств, «у вуза отсутствовала бы обязанность по заключению договора с лицами, успешно выдержавшими вступительные экзамены»10.

И в заключении автор отмечает, что отношения, возникающие между образовательным учреждением и обучающимся, подпадают, в частности, в сферу отношений, регулируемых Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»11, согласно которому обучающийся может требовать возмещения морального вреда.



В третьей главе «Правовое регулирование предоставления образовательных услуг в СНГ», анализируя законодательство Украины, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Таджикистан, автор отмечает, что в данных странах, так же как в российском законодательстве, отсутствует легальное определение «образовательная услуга».

Автор выделяет следующие виды образовательных услуг: общедоступные и бесплатные образовательные услуги; обязательные общедоступные и бесплатные образовательные услуги; бесплатные образовательные услуги на конкурсной основе; платные образовательные услуги.

В итоге делается вывод о том, что в настоящее время в государствах Содружества сложились сходные системы образования. Это выражается и в общих подходах и решении вопросов оказания образовательных услуг. Тем самым, отмечает диссертант, граждане этих стран получают прочные гарантии реализации своих прав.

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются основные выводы обобщающего характера. Автором на основе определения понятия образовательная услуга характеризуются основные признаки образовательной услуги:

1) это социальная услуга (опосредует гарантированные законодательством социальные права);

2) нацелена на удовлетворение потребностей человека в знаниях, как общих, так и профессиональных (прослеживается общественно значимая цель оказания услуг);

3) состоит из действий особого содержания (данные действия характерны именно для образовательных услуг, а не любых других);

4) осуществляется субъектами особого рода (т.е. не любыми субъектами, а теми, которые отвечают целому ряду установленных законодательством требований);



5) законодательство устанавливает нормативные рамки действий, осуществляемых в процессе оказания услуг.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

  1. Потапенко В.С. Право на образование: сочетание интересов. Публичные и частные интересы в российском законодательстве: Сборник по материалам научно - практической конференции // Отв.ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Юристъ, 2005. С. 98–101. 0,2 п.л.

  2. Потапенко В.С. Интересы в праве: мнение молодых ученых // Журнал российского права. 2005. № 9. С. 149–163. (совместно с Егоровой Н.Е., Помазанским А.Е). 1,8 п.л.

  3. Потапенко В.С. Коллизии законодательного регулирования образовательной сферы // Проблемы юридических противоречий в законодательстве (Материалы научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей (Москва, 17 мая 2006г.) / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Юристъ, 2007. С. 158–168. 0,6 п.л.

  4. Потапенко В.С. О понятии образовательной услуги // Закон: стабильность и динамика (Материалы заседания Международной школы-практикума молодых ученых-юристов, Москва, 1–3 июня 2006г.) / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, 2007. С. 268–270. 0,1 п.л.

  5. Потапенко В.С. Проблемы противоречий в законодательстве и пути их решения // Журнал российского права. 2006. № 11. С. 136–152 (совместно с Егоровой Н.Е., Иванюк О.А.). 1,8 п.л.

  6. Потапенко В.С. Правовое обеспечение государственных реформ: проблемы и пути их решения // Журнал российского права. 2007. № 10. С. 130–147. (совместно с Егоровой Н.Е., Иванюк О.А.). 1,8 п.л.

  7. Потапенко В.С. (в соавторстве с А.Н. Пилипенко). Правовое регулирование публичных услуг за рубежом / Публичные услуги и право: науч.–практ. пособие/Под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Норма, 2007. С. 383–415. 2,1 п.л.

  8. Потапенко В.С. Международные стандарты и конституционное регулирование права на образование // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2008. Третий выпуск (№ 14). С. 108–110. 0,3 п.л.

  9. Потапенко В.С. Гражданско-правовые элементы в системе регулирования услуг в сфере образования // Журнал российского права. 2008. № 11. С. 135–146. 0,8 п.л.

  10. Потапенко В.С. Образовательная деятельность и образовательные услуги: соотношение понятий // Журнал российского права. 2009. № 3. С. 139–150. 0,8 п.л.

1 См.: Права человека и процессы глобализации современного мира / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2005. С. 94-95.

2 См.: Путило Н.В. Основы правового регулирования социальных прав: Автореф. канд. юрид. наук. М., 1999.

3 См.: Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. № 10. С. 17–18.

4 Пресс-выпуск ВЦИОМ. № 621. 31.01.2007.

5 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

6Публичные услуги и право: Науч. – практич. пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2007; Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование правоотношений в сфере высшего профессионального образования. М., 2005; Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002; Санникова Л.В. Услуги в гражданском праве России. М., 2006; Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник для вузов М., 2001; Куров С.В. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект. М., 1999; Федорова М.Ю. Образовательное право. М., 2004.

7 См., напр.: Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. М., 2000; Спасская В.В. Образовательные правоотношения: вопросы теории. М., 2005 и др.

8 СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.

9 См.: Административная реформа в России: Науч.-практич. пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2006. С. 280.

10 См.: Кванина В.В. Договор на оказание вузом образовательных услуг // Закон. 2007. № 4. С. 34–35.

11 СЗ РФ. 1996. №3. Ст.140.

скачать файл



Смотрите также:
Общая характеристика работы Актуальность темы диссертационного исследования
382.11kb.
I. общая характеристика работы актуальность темы диссертационного исследования
268.01kb.
I. общая характеристика работы актуальность темы исследования
280.24kb.
Общая характеристика работы актуальность темы
250.56kb.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат искусствоведения А. Г. Труханова Общая характеристика работы
305.47kb.
Пояснительная записка Область исследования, объект исследования Актуальность темы
237.11kb.
Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов Тема: Показания к переводу больного на ивл. Дисциплина: детская хирургия
80.52kb.
Природно-климатические условия района исследования 8 Общая физико-географическая характеристика района исследования 8
235.86kb.
Актуальность темы исследования
194.72kb.
Темы курсовых работ по курсу «Теория государства и права»
37.98kb.
«общая характеристика неметаллов. Водород»
87.29kb.
Актуальность темы исследования
149.2kb.