takya.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл


На правах рукописи

Акопян Аршак Роландович
Исторический опыт и уроки формирования

двусторонних отношений Российской Федерации

со странами СНГ (1992-1999 гг.)
Специальность 07.00.02 – Отечественная история
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Москва – 2010

Работа выполнена на кафедре истории факультета социологии, экономики и права Московского педагогического государственного университета

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Шушарина Ольга Петровна
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Чайка Михаил Анатольевич

кандидат исторических наук



Гугелев Денис Александрович
Ведущая организация: Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова

Защита состоится __ сентября 2010 года в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.01 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119571, Москва, пр. Вернадского, д.88, ауд. 817.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119992, ГСП-2, Москва, Малая Пироговская ул., д.1.
Автореферат разослан «____» августа 2010 года
Ученый секретарь

диссертационного совета Киселева Л.С.



I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Распад СССР и образование на его месте новых независимых государств явились фактором дестабилизации системы глобальных, региональных, межнациональных, экономических и культурных связей. Произошел разлом единого политического и этнокультурного пространства, в результате которого обострился комплекс противоречий на территории бывшего СССР. На современном этапе все более очевидной для политических элит новых независимых государства становится необходимость формирования и углубления двусторонних отношений между странами СНГ.

Стабилизация ситуации на постсоветском пространстве имеет особое значение с точки зрения национальных интересов Российской Федерации. После 1991 г. Россия превратилась из сверхдержавы в региональное государство. Страна ослабла экономически, произошло сокращение валового внутреннего продукта, оказались разрушенными укреплявшиеся десятилетиями экономические, межнациональные, культурные связи. За пределами России остались десятки миллионов этнических русских. Нерешенной до сих пор остается проблема беженцев. Решение комплекса противоречий, накопившихся на постсоветском пространстве после распада СССР, невозможно без углубления двусторонних отношений между странами СНГ, тем более, что идея интеграции по-прежнему имеет немало сторонников во всех странах, образовавшихся на постсоветском пространстве.



Степень изученности проблемы. После распада Советского Союза процесс научного осмысления двустороннего сотрудничества России со странами ближнего зарубежья не поспевал за стремительным развитием ситуации на постсоветском пространстве. Несмотря на актуальность данной проблемы, историческое исследование темы еще только начинается.

В российской историографии выделяется несколько направлений, исследующих становление и развитие двусторонних связей России со странами СНГ. Первое направление оформилось в начале 1990-х гг., когда большая часть исследований освободилась от идеологического давления, свойственного советскому времени, и начала пополняться новыми источниками. В эти годы вышло в свет значительное количество трудов и публикаций об успехах и противоречиях развития политического, экономического и культурного сотрудничества с бывшими республиками СССР.1

Важное направление составляет комплекс работ, посвященных разработке стратегии внешней политики России на постсоветском пространстве.2 В данном блоке публикаций заслуживают внимания работы российских ученых по проблемам формирования правовых, экономических и социокультурных отношений России и стран ближнего зарубежья в 1990-е гг.3 Немалый интерес исследователей вызывают особенности проведении диалога на высшем уровне, в том числе, во время встреч глав государств СНГ.4

Важное историографическое направление составил обширный круг трудов и публикаций 1990-х гг., в которых исследовался непростой процесс формирования новой общественно-политической системы, созданной после распада СССР.5 В массиве этих работ наибольший интерес для изучаемой темы представляют исследования, посвященные формированию национальных элит, особенностям социально-экономического и политического реформирования стран СНГ.6 В 1990-е гг. были созданы весомые системные исследования по экономической, культурной политике,7 в том числе работы проф. В.И. Жукова о развитии России в контексте мировой цивилизации и диалектике зависимости социальной модернизации, образования, науки, и их влиянии на современные социокультурные и информационные процессы, в том числе на постсоветском пространстве.8

В середине 1990-х гг. началось переосмысление последствий распада единого политического пространства СССР. В это время возникла необходимость научного анализа новых тенденций в процессе взаимодействия России с новыми государствами ближнего зарубежья.9 Интерес исследователей к данной проблематике подтверждается появлением комплекса серьезных работ, освещающих стратегию власти на постсоветском пространстве.10 Следует признать, что определенным пробелом в историографии 1990-х гг. являлось отсутствие специальных исследований личной позиции Президента Б.Н. Ельцина и его окружения в вопросе о развитии СНГ.

Особый интерес представляют исследования российской политики по защите прав соотечественников за рубежом.11 Исследователи уделяли большое внимание состоянию русскоязычного образования и информационной сферы, состоянию русской культуры, функционированию русского языка в странах СНГ.12

Поскольку проведенный обзор литературы по теме исследования выявил ряд пробелов в историографии, автор, с учетом этого, ставит своей целью анализ исторического опыта формирования и развития двусторонних связей Российской Федерации со странами СНГ в 1992-1999 гг.

На пути к цели определены следующие задачи:

- выявить концептуальные основы политики Российской Федерации в отношении стран СНГ;

- показать приоритетные направления развития двусторонних экономических связей Российской Федерации со странами СНГ;

- с различных точек зрения рассмотреть поиски путей углубления сотрудничества стран СНГ в сфере культуры.

Источниковая база диссертации разнообразна, ее составляют как опубликованные, так и архивные документы и материалы. Основное значение в работе придавалось законам и законодательным актам Российской Федерации, отражающим тенденции и противоречия развития ее связей со странами ближнего зарубежья. В качестве источников, использовалась законодательно-правовая база политического, экономического и культурного сотрудничества: федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, документы Государственной Думы и постановления Правительства Российской Федерации.13

Помощь в работе над диссертацией оказали официальные публикации в подведомственных МИДу изданиях («Международная жизнь», «Дипломатический вестник», Бюл­летень консультативного совета субъектов Федерации по международным связям). Весомым источником в рамках исследования проблемы оказались материалы Комитета по международным связям Го­сударственной Думы, Российского института стратегических исследований, а также документы и материалы аналитического и прогностического характера ряда общественных организаций. В числе архивных источников - фонды Государственного архива Российской Федерации, материалы текущего архива Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Существенной частью источниковой базы диссертации явилась периодика.



Хронологические рамки исследования охватывают сложный период формирования и развития двусторонних связей Российской Федерации со странами СНГ в 1992-1999 гг. Выбор данного этапа определяется стремлением автора проследить борьбу интеграционных и дезинтеграционных начал на постсоветском пространстве в условиях преодоления кризиса переходного времени 1990-х гг., затронувшего в той либо иной степени все страны СНГ.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественной историографии на основе анализа обширного массива архивных и опубликованных документов поставлена и решена проблема формирования и развития двусторонних связей Российской Федерации со странами СНГ в 1992-1999 гг.

Автор делает вывод о том, что при высокой заинтересованности в двустороннем сотрудничестве с Россией, лидеры стран нового зарубежья после распада СССР в силу политической инерции еще долгое время воспринимали РФ как потенциальную угрозу своему суверенитету и территориальной целостности. В значительной степени подобные настроения подогревались националистической интеллигенцией и западными партнерами стран СНГ. Однако по мере становления независимых институтов государственной власти в бывших республиках их руководство выражало все большую готовность к возобновлению активных политических, экономических и культурных связей с Россией.

Стремительные темпы дезинтеграции на постсоветском пространстве во многом зависели от действия субъективных факторов, в числе которых автор выделяет антироссийские позиции новых этноэлит, пришедших к власти в конце 1980-х - начале 1990-х гг., и стратегический курс стран Запада, опасавшихся неоимперских амбиций России. В работе подчеркивается, что решение о ликвидации СССР в декабре 1991 г. приняли руководители трех славянских республик — России, Украины и Белоруссии, несмотря на то, что почти 4/5 принявших участие в референдуме (март 1991 г.) высказались за сохранение союзного государства.

Проведенное исследование позволило выявить устойчивую тенденцию к сокращению торгового оборота России со странами ближнего зарубежья в 1990-е гг., что объяснялось не только экономической дезинтеграцией постсоветского пространства и существенными различиями в уровне развития бывших республик, но и расхождением их мнений относительно перспектив экономического сотрудничества с Россией. Определенное противодействие интеграционным тенденциям оказывала возросшая активность капитала стран Запада, который прочно внедрился на рынки государств Содружества.

Развитие культурных связей России со странами СНГ рассматривается автором как важный фактор стабилизации политических отношений, целенаправленного вовлечения творческой интеллигенции стран ближнего зарубежья в орбиту культурной жизни России. Несмотря на временную политическую дезинтеграцию, общность культурного наследия бывших республик СССР обязывала постепенно развивать и совершенствовать сферу культурного сотрудничества, восстанавливать ранее утраченные связи. В результате культура стала важным фактором в политическом диалоге России с ближайшими соседями.

Рост влияния России на постсоветском пространстве автор связывает не только с силой исторической традиции, но и со стремлением стран СНГ преодолеть свою отчужденность от международных политических, экономических и культурных центров в условиях углубления глобализационных процессов и перехода к информационному обществу. По мере становления новых политических элит в ближнем зарубежье происходит их поступательная переориентация на сотрудничество с Россией, которая к концу 1990-х гг. играла роль интеграционного центра постсоветского пространства.



Методологическую основу исследования составляет совокупность идей, относящихся к диалектико-материалистическому пониманию теории и истории. Все политические процессы и события раскрываются автором в исторической последовательности на общеисторическом фоне. В ходе исследования применялся метод системного анализа, позволивший восстановить историческую ретроспективу событий, а также методы периодизации, сравнительно-исторического анализа и смежных исторических дисциплин.

Научное и практическое значение исследования состоит, прежде всего, в накоплении исторического знания по актуальной проблеме исторической науки, а также в том, что результаты исследования позволяют составить комплексное представление об основных тенденциях взаимодействия Российской Федерации со странами ближнего зарубежья в сложный период 1990-х гг. Материалы диссертации могут быть использованы в процессе создания учебников и учебных пособий, преподавании курсов: отечественная история России, социаль­но-политическая история России, при разработке и чтении спецкурсов по истории международного сотрудничества новейшего времени.

Апробация работы. Важнейшие аспекты диссертации изложены в статьях и тезисах выступлений автора. Диссертант принимал участие в межвузовских и республиканских научных конференциях, на которых выступал с докладами по проблемам формирования и развития двусторонних связей Российской Федерации со странами ближнего зарубежья в 1992-1999 гг.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, обозначаются цель и задачи, определяется степень научной разработки проблемы, характеризуются хронологические рамки, рассматривается научная новизна и практическая значимость диссертации.

В первом разделе – «Концептуальные основы политики Российской Федерации в отношении стран СНГ» - показано, что согласно так называемой «доктрине Ельцина» линия на интеграцию со странами СНГ являлась приоритетным направлением внешнеполитической стратегии России.14 Важным интегрирующим фактором являлась высокая степень экономической и культурной взаимозависимости, которая в измененной форме сохранилась после распада бывшего СССР.

Распад Советского Союза поставил российское руководство перед необходи­мостью сформулировать цели и задачи РФ в отношении бывших советских респуб­лик, которые совсем еще недавно вместе с РСФСР составляли единое целое. На пер­вом этапе содержание внешней политики России с конца 1991 г. до начала 1994 г. определялось задачами разрыва с советским прошлым и разделом советского имущества, скорейшего признания Западом легитимности независимой России. С этой точки зрения создание СНГ обеспечивало мирные формы развода бывших союзных республик и легитимность постсоветских элит в странах Содружества. На втором этапе политики России в отношении стран ближнего зарубежья в 1994-1996 гг. происходит осознание всего спектра проблем на пространстве бывшего СССР, ко­торые российское руководство не могло игнорировать и которые непосредственно затрагивали российские интересы. Попытки узкого круга в руково­дстве Б.Н. Ельцина решать эти проблемы путем организации пространства СНГ в соответствии со своими представлениями вызывали опасения, и стран СНГ, и Запада в возрож­дении неоимперских амбиций России.

Период 1991-1994 гг. характеризуется разрывом производственных, социальных и культурных связей, поиском бывших советских республик своего места на посткоммунистическом пространстве. Разбегание государств, входящих в СНГ, было обусловлено рядом факторов — как объективных, так и субъективных. Приватизация предприятий союзного значения, расположенных на территории независимых государств, нарушение кооперационных связей (вкупе с другими обстоятельствами и процессами) привели к глубокому кризису экономик республик. Беловежские подписанты (Ельцин, Кравчук, Шушкевич) неоднократно подчеркивали, что СНГ — не государство, не федерация, а международная организация. Российские либералы-реформаторы, в частности министр иностранных дел А.В. Козырев, советовали Б.Н. Ельцину встать на прозападный путь развития, «вступить в клуб» западных государств. В 1996 г. президент Казахстана Н. Назарбаев, выступая на 5-летнем юбилее СНГ, говорил с сожалением, что Россия потеряла шанс стать центром, ядром СНГ, потому что она руководствовалась постулатом: «Россия должна освободиться от «балласта», т. е. большинства советских республик». В 1993 г. была ликвидирована «рублевая зона» усилиями в основном России.

Исследование показало, что в исследуемый период российское руководство рассматривало СНГ как некий институт, призванный способство­вать культурной, экономической и политической интеграции государств, возникших на терри­тории бывшего СССР, за исключением трех прибалтийских республик - Латвии, Эстонии и Литвы. В данной связи, Россия претендовала на особый характер отношений со странами ближнего зарубежья.15 В то же время, бывшие советские рес­публики получили признание со стороны ООН и являлись независимыми от Рос­сии государствами, имеющими такие же права, как и все остальные страны.

Второй период (1994-1999 гг.) отличался усилением интеграционных связей между РФ и странами, входящими в СНГ. Их вектор можно определить следующим образом: от Таможенного Союза России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана (1996 г.) к Евразийскому экономическому сообществу (2000 г.). Декларативно провозглашалась цель воссоздания единого экономического пространства, где свободно перемещаются товары, капитал и рабочая сила.

В этот период были приняты сотни различных документов. Наиболее важные из них — межправительственные соглашения о формировании зоны свободной торговли, о таможенном и платежном союзах, поддержке производственной кооперации предприятий и отраслей стран СНГ, создания транснациональных хозяйственных и финансовых культур. Исключительную роль сыграл и Указ Ельцина от 14 сентября 1995 г. «Об утверждении стратегического курса РФ с государствами — участниками СНГ», в котором впервые после распада СССР восстановление многогранных связей и форм интеграции, взаимовыгодное экономическое сотрудничество были признаны высшими приоритетами внутренней и внешней политики России в ближнем зарубежье. Вместе с тем, российское руководство за весь ельцинский период президентства так и не смогло сформировать позицию по выработке эффективной модели многостороннего международного сотрудничества. Все очевиднее становилось стремление новых независимых государств дистанцироваться от РФ. Начало положила Украина, за ней последовал Азербайджан, затем Грузия и др. Многочисленные попытки развернуть интеграцию в рамках Содружества не дали практических результатов. Очередные соглашения, договоры и протоколы легко и быстро подписывались, после чего их никто не выполнял. Завязло на стадии согласования большинство проектов взаимовыгодного экономического сотрудничества, особенно связанные с совместным использованием природных ресурсов, а реализуемые испытывают немалые трудности.16

Указанный период характеризуется, несмотря на противоречивые и попятные движения, наращиванием законодательной базы как двусторонних, так и многосторонних отношений. По инициативе Назарбаева Россия, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан стали выделять разноскоростную и разноуровневую интеграцию в рамках аморфного СНГ. Движителями нового интеграционного ядра (Экономического, Таможенного Союза, ЕврАЭС) выступили Россия и Казахстан.

Помимо экономических, перед СНГ обозначались проблемы стратегические (выборы союзников, решение совместных оборонно-стратегических проектов), а также политические (поиск механизмов решения спорных проблем и конфликтов политическими средствами и методами). Несмотря на то, что некоторые участники СНГ (например, Казахстан), казалось бы, считают Россию своим стратегическим союзником, ряд из них имеют ориентацию на НАТО (Азербайджан, Грузия, Украина). Говоря о политическом аспекте, Россия втянулась в решение конфликтов на территории СНГ (Карабах, Абхазия, Приднестровье, Таджикистан).

В условиях глобализации, взаимозависимости и взаимопроникновения экономик, усиления угроз со стороны исламских экстремистов, укрепления безопасности южных границ СНГ во второй половине 90-х годов ХХ в. участники-государства Содружества столкнулись с рядом малоизвестных проблем. Это, прежде всего, транснациональная организованная преступность, охватывающая торговлю наркотиками, оружием, «отмыванием» доходов, полученных преступным путем, незаконным сбытом ядерных материалов и т. д., всплеск международного терроризма и религиозного экстремизма. Решить указанные проблемы был призван Договор о коллективной безопасности (ДКБ), заключенный еще в 1992 г. В настоящее время в него входят 6 стран СНГ, т. е. половина его участников. В 1999 г. из его состава вышли по ряду причин Азербайджан, Грузия и Узбекистан. В ходе функционирования ДКБ (наряду с восточноевропейским, кавказским) на первое место по значимости вышло центральноазиатское направление. В 1997 г. постсоветская Азия столкнулась в лице талибов с серьезной угрозой ее территориальной целостности. Проникновение исламских боевиков на территорию Узбекистана и Киргизстана в 1999 г. выявили небоеспособность и других участников альянса. Стремление ряда центральноазиатских режимов (Туркменистана, Казахстана) «заигрывать» с талибами не сняли остроту угрозы исламского терроризма, что подтвердили последующие события в регионе. Выявились налицо «внешнеполитические метания» официальной Астаны: с одной стороны, она декларировала приверженность созданию на базе ДКБ коалиционных миротворческих сил на южных рубежах Содружества, с другой — фактическое признание «Талибана» в качестве главной политической силы и переговоры с военным режимом генерала Мушарака.

Во второй половине 1990-х гг. содержание политики Рос­сии в отношении стран ближнего зарубежья задавалось двумя факторами: во-первых, полным крахом надежд на интеграцию в рамках СНГ, во-вторых, обострением экономического и полити­ческого соперничества России и Запада в этом регионе. Во взглядах российской политической элиты происходит поворот от интеграционной эйфории к прагма­тизму, к акценту на двусторонние отношения в рамках СНГ.


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
I. общая характеристика работы актуальность темы исследования
280.24kb.
Общая характеристика работы Актуальность темы диссертационного исследования
382.11kb.
I. общая характеристика работы актуальность темы диссертационного исследования
268.01kb.
Общая характеристика работы актуальность темы
250.56kb.
Пояснительная записка Область исследования, объект исследования Актуальность темы
237.11kb.
Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов Тема: Показания к переводу больного на ивл. Дисциплина: детская хирургия
80.52kb.
Природно-климатические условия района исследования 8 Общая физико-географическая характеристика района исследования 8
235.86kb.
Актуальность темы исследования
194.72kb.
Темы курсовых работ по курсу «Теория государства и права»
37.98kb.
«общая характеристика неметаллов. Водород»
87.29kb.
Актуальность темы исследования
149.2kb.
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей ролью миграционных процессов в социально-экономическом развитии России в изменившихся социально-политических условиях на рубеже XX-XXI веков
157.04kb.