takya.ru страница 1
скачать файл





I. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС

Жизненный цикл ХР- процесса . Принципы и практики экстремального программирования. Игра в планирование и пользовательские истории. Метафора программной системы. Планирование версий и итераций. Разработка тестов и автоматизация тестирования. Парное программирование и стандарты разработки программного кода. Рефакторинг.


II. Пояснительная записка

Программа разработана на кафедре «Основы информатики и прикладного программного обеспечения»

Автор программы: ктн, доцент Андрейченко Владимир Александрович

Аннотация:

Целью дисциплины является изучение основ технологии экстремального програмирования (еXtreme Programming, ХР). Экстремальное программирование, как методология, или процесс разработки программ (автор Кент Бек), получило публичную известность с 1999 года. Экстремальное программирование предназначено для использования в условиях постоянно изменяющихся требований заказчика, характерных для автоматизации решения большого круга задач, в том числе экономических. Экономический эффект экстремальной разработки (ХР-процесса) состоит в снижении высокой стоимости изменений за счет радикально гибкого подхода к итерационной разработке программного обеспечения версиями. Гибкость экстремальной разработки понимают с одной стороны в смысле уменьшения состава обязательных работ классических технологических процессов, а с другой стороны – концентрации усилий на тех работах, которые нацелены на быстрое получение работоспособного программного продукта. В современной литературе по инженерии программного обеспечения термины “экстремальная разработка”, “ХР-процесс”, “экстремальное программирование” используют как синонимы.

Дисциплина изучается в пятом модуле студентами третьего курса факультета «Бизнес-информатика» и. охватывает вопросы менеджмента и практической реализации XP-проектов программного обеспечения.

Теоретические знания, получаемые студентами в рамках данного курса, включают принципы и методы практического использования и социально-экономические факторы обоснованности применения экстремального программирования.

Достижение цели обучения возможно лишь при условии, что теоретическая часть курса поддерживается практической работой в соответствующей инструментальной среде. Кроме специализированных инструментальных сред программирования данный курс может опираться на открытую языковую среду разработки Visual Studio .Net и язык программирования C#.

Материал курса изучается на лекциях, практических занятиях, в процессе выполнения домашнего задания и в ходе самостоятельной работы студентов.

На лекциях студенты приобретают теоретические знания по основам технологии экстремальной разработки программ.

На практических занятиях студенты осваивают возможности инструментальной среды экстремального программирования, приобретают навыки и умения управления ХР-процессом и применения методов экстремального программирования.

Домашнее задание рассчитано на контроль усвоения знаний по управлению ХР-процессом в части планирования версий, а также навыков и умений кодирования и тестирования модулей (классов) в части разработки комплексных (приемочных) и автономных (unit) тестов.

По результатам обучения предусмотрен зачет.

Программа курса включает введение и три темы.
III. Требования к студенту и учебная задача дисциплины

Предполагается, что студенты знакомы с алгоритмическим языком (C) и обладают опытом программирования в классах (C++, С#).

В результате изучения дисциплины студент должен:

ЗНАТЬ:


  • жизненный цикл и технологические процессы экстремальной разработки программ,

  • основные принципы и методы (практики) экстремальной разработки программ;

  • инструментальные средства экстремального программирования,

  • деятельность команды заказчика и команды программистов.

  • особенности управление ХР- процессом, реализации и внедрения ХР -проектов;

УМЕТЬ:

  • планировать разработку версий программного обеспечения,

  • использовать парное программирование и коллективное владение кодом,

  • разрабатывать программные тесты для модулей ХР-проекта, разрабатывать и проводить тестирование модулей.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

об области применимости и основных направлениях развития ХP технологий разработки программного обеспечения.

ОБЛАДАТЬ НАВЫКАМИ:


    создания и реализации ХР-проектов .


IV. Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа




Лекции

Сем. и практ. занятия

1.

Технологические процессы и принципы экстремального программирования

14

6

2

6

2.

Планирование версий и управление разработкой

16

4

2

10

3.

Разработка программного кода и тестирование

24

4

10

10




ИТОГО

54

14

14

26


V. Формы контроля и структура итоговой оценки
Итоговая оценка (зачет) по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • Аудиторная контрольная работа по теме 1 (45мин.)

  • Аудиторная контрольная работа по теме 2 и 3 (45мин.)

  • Домашнее задание

  • Тест на зачете (30мин.)

Структура итоговой оценки по учебной дисциплине:

Оценка за дисциплину определяется как средневзвешенная оценка по десятибалльной шкале Оит по формам работы:


Формы работы

Вклад в итоговую оценку (%)

Аудиторная контрольная работа по теме1 (О1)

15

Аудиторная контрольная работа по теме 2 и 3 (О2)

15

Домашнее задание (Одз)

50

Тест на зачете (От)

20


Оит = 0.15*O1 + 0.15*O2 + 0.5*Oдз+0,2От

При выставлении итоговой оценки Оит за дисциплину средневзвешенная оценка округляется до большего целого, если дробная часть оценки не ниже 0.5, в противном случае оценка округляется до меньшего целого. При выставлении итоговой оценки (ОИТ5) по 5-балльной шкале используется решающее правило:



  • Если Оит  8, то ОИТ5 = 5 (“отлично”);

  • Если 6  Оит < 8, то ОИТ5 = 4 (“хорошо”);

  • если 4  Оит < 6, то ОИТ5 = 3 (“удовлетворительно”);

  • если Оит < 4, то ОИТ5 = 2 (“неудовлетворительно”).


VI. Базовые учебники
1. Кен Ауер, Рой Миллер. Экстремальное программирование: постановка процесса. С первых шагов и до победного конца..- Спб.: Питер, 2004.-368с., ISBN 5-318-00132-7.

2.. Астелз , Дэвид ; Миллер. Гренвил; Новак. Мирослав. Практическое руководство по экстремальному программированию.: Пер. с англ.-М.: Издательский дом “Вильямс”, 2002.-320с.. ISBN 5-8459-0329-7

3.. Орлов С. Технологии разработки программного обеспечения: Учебник,-СПб.: Питер, 2002.-464с. ISBN 5-94723 145-Х

4.. Рихтер Дж. Программирование на платформе Microsoft NET Framework/Пер. с англ.-2-2 изд.-М.: "Русская редакция”, 2003.-512 с., ISBN 5-7502-0202-9

5. Троелсен Э. С# и платформа NET. Библиотека программиста.-СПб.: Питер? 2004/-706c., ISBN 5-318-00750-3.

VII. Содержание программы

.

Тема 1.Технологические процессы и принципы экстремального программирования



Введение в дисциплину: жизненный цикл и технологии разработки программного обеспечения, стандартные (классические) технологические процессы и модели разработки программного обеспечения, типичные проблемы разработки программного обеспечения, особенности и область применимости технологии экстремальной разработки, экстремальное программирование и учебная программа дисциплины. Процесс экстремальной разработки: технологические процессы и модель экстремальной разработки программного обеспечения, деятельность команды заказчика и команды программистов Методические основы экстремальной разработки: принципы и методы (практики) экстремальной разработки. Инструментальные средства разработки: программные средства и языки.

Литература: [1], главы 0-10
Тема 2. Планирование версий и управление разработкой
Стратегическое и тактическое планирование: концептуализация программы и игра в планирование, предоставление оценок, планирование версии (релиза) и план итераций разработки, планирование и распределение задач, виды планов. Управление разработкой: соотношение ХР и других технологий управления, управление качеством, рисками и персоналом., контроль за проектом, измерение ХР-проекта. Средства планирования и управления: организационные и инструментальные средства, методики оценки трудозатрат.

Литература:

[1], главы 11-12; глава 31; [ 2 ], часть 3.; [3] глава 2,14, приложение А.


Тема 3.Разработка программного кода и тестирование
Разработка программного кода: простое проектирование -CRC-сессия и дизайн, гибкое моделирование, парное программирование, коллективное владение кодом и сборка программы, стандарты кодирования, рефакторинг. Тестирование ХР-проекта и выпуск готового продукта: опережающая разработка тестов, модульные (unit) и приемочные тесты, автономное и комплексное тестирование, выпуск релиза. Создание серии итераций: анализ архитектурной метафоры, составление графика итераций и распределение задач. Прототипирование разработки: моделирование функций и: простое проектирование модулей программного кода. Разработки тестов: методы разработки, разработка модульных и приемочных тестов, содержание программы и методики испытаний. Программная реализация модулей и автономное тестирование.: кодирование модулей и использование unit-тестов, сборка программы. Комплексное тестирование и выпуск версии: прогон приемочных тестов, анализ результатов и принятие решения о дальнейшей разработке.

Литература:

[1], гл. 13, 14. 21; 22 ; [2], гл. 13 .


VIII. Указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов

Количество часов, отводимое для самостоятельной работы (26 из 54) сопоставимо с количеством часов аудиторных занятий.. Время самостоятельной работы отводится для выполнения домашнего задания (не менее 50%), усвоения лекционного материала (не менее 25%) и дополнительного изучения материала по рекомендованной литературе, который выносится лектором на самостоятельную работу. Содержание практических занятий, контрольных заданий и тестов текущего контроля знаний в рамках тематики настоящей учебной программы может определяться предпочтениями преподавателей по следующим направлениям:



  • Освоение инструментальных средств экстремального программирования;.

  • Освоение методик измерения ХР-процессов и проектов;

  • Освоение практик планирования и управления ХР-процессов;

  • Простое проектирование и моделирование функций программных модулей;

  • Парное программирование и коллективное владение кодом;.

  • Опережающая разработка тестов;

  • .Разработка программного кода и рефакторинг;

  • Автоматизация тестирования и сборки программ в ХР-процессе.

    Тема домашней работы: “Оценка экономических показателей ХР-процесса и разработка плана итерации”

Примечание : для каждой работы предусматривается свой набор исходных данных.
Примерные вопросы для контрольных работ и тестов

  1. Перечислите основные принципы экстремальной разработки программного обеспечения.

  2. Назовите основные технологические процессы экстремальной разработки программного обеспечения.

  3. Опишите связи технологических процессов в модели экстремальной разработки.

  4. Укажите семейство базовых моделей итерационной разработки, содержащее модель экстремальной разработки.

  5. Перечислите основные рабочие процессы деятельности команды заказчиков ХР-проекта.

  6. -Укажите состав и перечислите основные рабочие процессы деятельности команды разработчиков ХP проекта

  7. Сформулируйте понятие экстремального программирования.

  8. Сформулируйте экономическое обоснование и дайте характеристику области применимости технологии экстремальной разработки программного обеспечения.

  9. Укажите основные преимущества и недостатки экстремального программирования.

  10. Перечислите виды и дайте характеристику предназначения тестов в практике экстремального программирования.

  11. В чем суть стратегического и тактического планирования?

  12. Оценки каких факторов используют для планирования версий и итераций?

  13. Каким образом формулируют требования к программе?.

  14. Что такое пользовательская история и метафора разработки, кто и как их формирует и используют ?

  15. Каким образом проводят и как используют оценку трудозатрат ?

  16. В чем суть управления разработкой и кто им занимается?

  17. Что такое риск и качество разработки и как ими управляют?.

  18. В чем заключается простое проектирование в ХР-процессе?

  19. Что такое парное программирование?

  20. Зачем нужно коллективное владение кодом?

  21. Что такое опережающая разработка тестов?

  22. Какие методы используют при разработке тестов?

  23. Кто и как разрабатывает и использует приемочные тесты ?

  24. Кто и как разрабатывает и использует модульные тесты ?

  25. Каким образом проводят сборку программы в ХР-процессе?

  26. Что такое рефакторинг и чем обусловлено его проведение?

Автор программы: _______________В. Андрейченко
10.01. 2005 г.





скачать файл



Смотрите также:
Программа дисциплины «Теоретико-вероятностные модели в социологии»
122.57kb.
I. Обязательный минимум содержания дисциплины по гос
102.87kb.
Образовательный стандарт основного общего образования по физике обязательный минимум содержания основных образовательных программ
80.19kb.
Пояснительная записка. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Календарно-тематический план
341.21kb.
Цель работы было проверить уровень усвоения материала, изученных учениками в 5 8-ом классах, входящего в обязательный минимум содержания основного общего образования
319.06kb.
2 Обучение ведется на основе примерных (типовых) программ, по которым составляются рабочие программы, обеспечивающие обязательный минимум содержания образования
38.69kb.
Обязательный минимум
209.29kb.
1. Цели и задачи дисциплины, её место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
202.04kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «геоурбанистика»
809.76kb.
1921 апреля 2007 г. Красноярск Часть 2
152.14kb.
Дисциплина «Словообразование современного русского языка» входит в обязательный компонент блока базовых дисциплин рабочего учебного плана специальности 050205 «Филология: русская филология»
294.14kb.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины федерального компонента «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины»
58.87kb.