takya.ru страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать файл
ГЛАВА I. ПОЛИТИКА

Тема 1. Политика и власть

1. Выпишите из текста учебника все определения понятия.

Политика —
2. Прочитайте несколько определений политики. Сравните их с определениями, приведенными в учебнике. Что их объединяет?


  1. политика — умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими»;

  1. политика — знание о правильном и мудром правлении;

  1. политика — общественное дело; деятельность органов государственной власти и управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других общественных группировок, определяемая их интересами и целями;

  1. политика — искусство управления государством и обществом.

Подчеркните одной чертой определения политики в значении «деятельность», двумя чертами — определения в значении «знание».
3. Прочитайте текст, выполните задание и ответьте на вопрос.

Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Итак, «политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.

Можно заниматься «политикой» — то есть стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них — как в качестве политика «по случаю», так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при экономическом ремесле. Политиками «по случаю» являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на «политическом» собрании, произносим «политическую» речь и т. д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками «по совместительству» являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным «делом жизни»... Точно так же занимаются политикой члены государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои наших парламентариев, которые «работают» на нее лишь во время сессий...

Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить «для» политики, либо жить «за счет» политики и «политикой».



(М. Вебер. «Политика как призвание и профессия»)

1) Используя содержание текста, заполните таблицу.





Типы политиков

Характеристика

Пример

1







2







3







2) Как вы понимаете выражение «жить политикой»?

4. Запишите определение понятия.

Политическая власть —

5. Отметьте верное суждение знаком « + ».

A. Политическая власть является разновидностью общественной власти.

Б. Политическая власть опирается на силу законов, мощь государства, авторитет политических лидеров.

B. Политическая власть осуществляется только государством.
6. Участники телевизионного ток-шоу обсуждали связь политики и морали. Прозвучали следующие суждения:

1) «Мне все равно, какими методами действует политик, главное, чтобы его дела были благом для государства»;

2) «Политики не должны прикрывать не приглядные, а порой и незаконные поступки благими целями». Подумайте, какие аргументы за и против могли быть у сторонников каждого из суждений, и запишите в таблицу по два аргумента.



Суждение

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1







2







Какое суждение наиболее близко вам? Почему?

7. Отношения государства и средств массовой информации (СМИ), граждан и СМИ являются одной из центральных тем исследований ученых. Ознакомьтесь с результатами нескольких социологических опросов и выполните задания.

Социологи опросили 1600 россиян. Им задавали вопросы о том, как часто они читают газеты, какие точки зрения на события в стране и мире рассчитывают в них увидеть. Полученные данные представлены в виде диаграмм. Ознакомьтесь с ними, выполните задания и ответьте на вопросы.


  1. Вопрос респондентам: «Читаете ли вы регулярно какие-либо ежедневные газеты, и если да, то сколько ежедневных газет вы регулярно читаете?»


Сформулируйте результаты опроса.

К какой группе можно отнести вашу семью? Почему?

2) Вопрос респондентам: «Что лучше, когда каждая газета (другие СМИ) предлагает свои оценки событий или все придерживаются одной точки зрения?»



14%

Предлагать свои оценки

Придерживаться одной точки зрения


14%


Затрудняюсь ответить


72%


Сформулируйте результаты опроса.

Предположите, почему некоторые граждане сомневаются в необходимости представлять в СМИ разные точки зрения.


8. Объясните смысл высказывания.

«Политика, по существу, это власть: способность достичь жела­емого результата какими бы то ни было средствами»



(Э. Хейвуд).

Тема 2. Государство

1. Объясните смысл понятия.

Государство —

2. Используя текст учебника, установите соответствие между теориями происхождения государства и их основными идеями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.




Основная идея происхождения государства

Теория



государство возникло как объединение людей на добровольной основе в результате соглашения между правителем и подданными

А)

патриархальная



государство возникает как результат завоевания одной части общества другой

Б)

теологическая



государство подобно семье, поэтому государственная власть есть продолжение власти отца

В)

договорная



государство образуется как результат социального неравенства для того, чтобы обеспечить политическое гос­подство одного класса над другими

Г)

теория завоевания



любая власть и любое государство имеют божественное происхождение

Д)

классовая

Запишите в таблицу буквы под соответствующими цифрами.



1

2

3

4

5















3. Организация Z распространила свою власть на некоторую территорию. Она обеспечивает безопасность и правопорядок, издает законы, устанавливает налоги. Можно ли сказать, что Z является государством? ДА НЕТ

Аргументируйте свой ответ.

4. Впишите в пропуски номера слов и словосочетаний из приведенного ниже списка.

Хотя понятия «страна» и «государство» часто используются как , между ними имеется существенная разница. Понятие «государство» обозначает власти, установленной на определенной территории, особого рода , в то время как понятие «страна» скорее относится к , общегеографическим ( ) и другим факторам. Термин «страна» также имеет менее окраску. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию «страна») и state (государство), хотя в определенном контексте они могут выступать как взаимозаменяемые.

1) Организация; 2) общность территории; 3) политическая система; 4) синоним; 5) культурный; 6) официальный.


5. Отметьте номер понятия, которое объединяет, обобщает все остальные.

1) Политический режим; 2) форма правления; 3) форма государственного устройства; 4) форма государства; 5) демократия.


6. Заполните схему.

7. Используя схему из задания 6 и текст учебника, определите форму государства в следующих примерах:

1) Во главе государства А находится единоличный правитель, получивший власть по наследству.

2) На территории государства В действует единая центральная власть, отсутствуют территории, обладающие политической автономией.

3) Государство Д состоит из нескольких частей, каждая из которых обладает определенной степенью самостоятельности.

4) В государстве Т власть принадлежит выборным органам.


8. В государстве К правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах, и несет ответственность перед парламентом. Президент выполняет представительские функции. Назовите форму правления государства К и ее конкретный тип.

9. Раскройте смысл понятия.



Гражданство

10. Прочитайте извлечения из Федерального закона РФ «О гражданстве», ответьте на вопросы и выполните задания.



Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации

  1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

  2. Гражданство Российской Федерации является единым и рав­ным независимо от оснований его приобретения.

  3. Проживание гражданина Российской Федерации за предела­ми Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

  4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

  5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

  6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.




  1. Как вы понимаете смысл термина «принципы гражданства»?

  2. Отметьте в тексте нормы, относящиеся к конституционному принципу равноправия граждан РФ.

  3. Какие основания приобретения гражданства вам известны?

  4. Предположите, почему «Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации».

  5. Аркадий получил гражданство РФ. Примерно через полгода после этого события проходили выборы депутатов Государственной Думы. Он решил воспользоваться своим конституционным правом и принять участие в выборах, но засомневался, может ли он это сделать, ведь он прожил на территории РФ менее 5 лет? С опорой на знания обществоведческого курса разрешите сомнения Аркадия.

11. Объясните смысл высказывания.

«Без приобретения чувств гражданина ребенок мужского пола, вырастя, делается существом мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиной он не становится, или, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера» (Н.Г. Чернышевский).



Тема 3. Политические режимы

1. Объясните смысл понятия.



Политический режим

2. Найдите в приведенном ниже списке вопросы, ответы на которые помогают понять, какой политический режим установился в стране. Обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Кто правит? 2) Каковы взаимоотношения власти и общества? 3) Каким образом правитель получил власть? 4) Какие средства ис­пользуются для осуществления власти? 5) Из каких частей состо­ит государство?

3. Используя текст учебника, заполните схему.

Политические режимы




4. Отметьте в приведенном ниже списке характеристики тоталитарного режима.

1) Независимый справедливый суд; 2) все незапрещенное позволено; 3) все непредписанное запрещено; 4) уважение к правам человека; 5) идеологизация жизни общества.
5. Используя текст учебника, заполните таблицу.


Общие черты

Различия

Тоталитарный режим

Авторитарный режим

Стремление контролировать личность







Отсутствие реальной многопартийности







Применение репрессий против собственных граждан






6. Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания.

Я думаю, что есть несколько фундаментальных ценностей, без сохранения и развития которых демократия не может существовать. Наиболее очевидная из них — равенство людей. Другая ценность — безусловная вера в то, что люди имеют право на выражение и защиту своих интересов, в чем бы они ни заключались, что эти интересы общество должно уважать. Я верю также (и считаю это очень важным), что сам человек лучше, чем кто-либо другой, может судить о том, в чем состоят его интересы. Скажем, я отлично знаю, в чем состоят мои интересы, а вы, бесспорно, лучше меня знаете, в чем заключаются ваши. Это для меня несомненно, хотя в определении людьми своих интересов возможны и ужасные ошибки. Как бы там ни было, я не могу отдать право судить о моих интересах кому-либо другому, это мое фундаментальное право.

Если вы верите в демократические ценности, вы хотите определенной политической системы, в которой эти ценности будут реализоваться. Впрочем, если говорить о сущности критериев демократии, то они описывают, конечно, идеальную систему, идеал, который нигде не был достигнут, а возможно, и в принципе недостижим. Но к этой идеальной системе можно двигаться, приближаться. Институты по поддержанию демократических ценностей могут существовать в действительности.



(Р. Даль)

1) Подчеркните предложения, в которых автор называет фунда­ментальные ценности демократии.

2) Какой смысл автор вкладывает в понятие «фундаментальные ценности » ?

3) Как, по мнению автора, связаны интересы людей и существование демократии?

4) Как он обосновывает эту связь?

5) Можно ли сказать, что автор пессимистично оценивает перспективы демократии? Свой ответ поясните.




  1. Установите соответствие между признаками и типами политического режима: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.

Тип


А) демократический

Б) тоталитарный


Признак

  1. верховенство права

  2. выборность высших должностных лиц

  3. полный контроль над гражданами

  4. распределительная система

  5. идеологическая свобода

Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.

1

2

3

4

5
















8. В государстве Z все должностные лица и граждане подчиняются закону. Существует несколько партий, каждая из которых активно участвует в политической жизни страны. Какой политический режим установился в стране Z?

По каким признакам вы это можете определить?
9. Бургомистр, герой сказки Е. Шварца «Дракон», призывает исполнять следующий приказ: «Во избежание эпидемии глазных болезней, и только поэтому, на небо смотреть воспрещается. Что происходит на небе, вы узнаете из коммюнике, которое по мере надобности будет выпускать личный секретарь господина Дракона». Государству с каким политическим режимом свойственна подобная «забота» о своих гражданах?
10. Проанализируйте высказывание.

«Демократический контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться»



(Ф. Хайек).

1) Как вы понимаете смысл этого высказывания?

2) Запишите два-три обществоведческих термина, с помощью которых можно объяснить смысл этого высказывания.

3) Приведите несколько примеров, подтверждающих это высказывание.

4) Согласны ли вы с этим высказыванием? Приведите два-три аргумента в защиту вашего мнения.

Тема 4. Правовое государство

1. Напишите, на основе каких признаков можно судить о право­вом характере государства.

2. Используя текст учебника, заполните таблицу.


Мыслители

Идеи

Платон

(427—347 гг.до н. э.)




Аристотель

(384—322 гг. до н. э.)




Цицерон

(106—43 гг. до н. э.)




Дж. Локк

(1632—1704)




Монтескье

(1689—1755)




Кант

(1724—1804)



3. Прочитайте приведенные ниже сведения о государствах, ответьте на вопросы и выполните задания.

1) В государстве Y народ признан источником власти, действуют институты гражданского общества. Законодательная и исполнительная власть сосредоточена в руках верховного правителя, суд независим. В государстве действует закон, согласно которому высшие должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности только за преступления против личности и против государственной власти, а за остальные виды преступлений нет.

Можно ли назвать государство Y правовым? Аргументируйте свой ответ.

2) Государство Z — республика, граждане которой имеют возможность прямого обращения к представителям государственной власти с предложениями и запросами. Депутаты парламента регулярно отчитываются о своей деятельности перед избирателями. Альтернативные выборы осуществляются на основе реальной многопартийной системы.

Можно ли на основе приведенной информации сделать вывод о том, что Z —правовое государство? Свой ответ поясните.

4. Составьте схему высших органов государственной власти Российской Федерации. Укажите, какую ветвь власти представляет каждый орган.
5. В приведенном ниже списке указаны полномочия Президента России, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Конституционного Суда, Генеральной прокуратуры. Распределите порядковые номера полномочий по соответствующим частям таблицы.

Полномочия: 1) управление федеральной собственностью; 2) руководство внешней политикой; 3) проведение внутренней политики; 4) решение экономических споров; 5) наблюдение за исполнением законов; 6) установление соответствия законов и постановлений Конституции РФ; 7) разработка и принятие законов; 8) обеспечение территориальной целостности РФ; 9) решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; 10) государственное обвинение в наиболее значимых судебных процессах; 11) представление интересов субъектов федерации; 12) разработка и исполнение государственного бюджета; 13) рассмотрение уголовного дела.





Орган государственной власти (должность)

Полномочия

Президент РФ




Правительство РФ




Совет Федерации




Государственная Дума




Верховный Суд РФ




Высший Арбитражный Суд РФ




Конституционный Суд РФ




Генеральная прокуратура РФ



6. На конференции по проблемам правового государства было высказано следующее мнение: «Разделение государственной власти на три ветви ослабляет ее, потому что отсутствие единства порождает противоречия».

Приведите два аргумента в подтверждение и два в опровержение этого мнения.

Подтверждение:

Опровержение:
7. Одним из элементов разделения властей считают систему сдержек и противовесов. Это такая система взаимоотношений органов власти, при которой каждая ветвь власти не только уравновешивает, но и ограничивает другие.

Прочитайте извлечения из Конституции РФ. Выделите положения Конституции, в которых содержатся ограничения власти Президен­та и Правительства.

1) Президент Российской Федерации

Статья 83

Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации...

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Россий ской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации,

федеральных министров...



Статья 84

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

2) Правительство Российской Федерации

Статья 111


  1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

  2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

  1. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

  2. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Статья 115 '

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.



Статья 117

  1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

  2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

  3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

8. В стране Z был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Кому из политических деятелей вы доверяете в наибольшей степени?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы.








41

Президенту


41%



17

Главе правительства

14

Депутатам парламента

11

Лидерам политических партий

9

Командованию армии


17%



8

Руководителям правоохранительных органов

Комментируя полученные данные, журналисты высказали ряд суждений. Отметьте те из них, которые действительно опираются на результаты опроса.



  1. Рейтинг президента страны низок. Вероятно, это следствие нерешенных экономических проблем.

  2. Для победы на следующих парламентских выборах лидерам партий придется приложить значительные усилия — их идеи не­популярны у потенциальных избирателей.

  3. Президенту пора задуматься о смене главы правительства, поскольку большинство граждан не испытывают к нему доверия.

  4. Страна гарантирована от военного переворота, поскольку военные не пользуются доверием граждан.

9. Объясните смысл высказывания.

«В сущности, название и образ правления не имеют никакой важности: если только правосудие оказывается всем гражданам, если они уравнены в правах, государство управляется хорошо» (Наполеон I Бонапарт).

Тема 5. Гражданское общество и государство

1. Раскройте смысл понятия.



Гражданское общество

2. Используя текст учебника, сформулируйте основные цели гражданского общества.

3. Напишите, какие различия существуют между формальными и неформальными организациями.

Выберите из приведенного ниже списка примеры формальных и неформальных организаций и запишите их номера в соответствующие строчки.

Примеры: 1) профессиональный союз металлургов; 2) дворовая футбольная команда; 3) ассоциация преподавателей университетов России; 4) клуб подготовки к рождению ребенка; 5) объединение соседей по подъезду; 6) негосударственный центр детского творчества; 7) дачный кооператив; 8) товарищество собственников жилья; 9) демократическая политическая партия; 10) негосударственный пенсионный фонд; 11) союз предпринимателей России; 12) фонд помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации; 13) организация ветеранов войны; 14) городской союз композиторов.

Формальные:

Неформальные:

4. Студенты одного из российских университетов обсуждали, что такое гражданское общество. Ознакомьтесь с высказанными мнениями и прокомментируйте их. Ответьте на вопросы и выполните задания.



  1. «Гражданское общество — это общество, где человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются и защищаются его права». Разделяете ли вы это мнение? Аргументируйте свою позицию.

  2. «Для меня гражданское общество — это прежде всего общество, в котором каждый отвечает за свои поступки сам, не пере­кладывая свою ответственность ни на кого другого.

Гражданское общество — это такое общество, в котором нет равнодушных к происходящим событиям.

Также я считаю, что наличие гражданского общества определяется существованием так называемого среднего класса. Хотелось бы добавить, что средний класс это не только материальное благосостояние, но и определенный духовный уровень».

Как вы понимаете связь между ответственностью гражданина и функционированием гражданского общества?

Почему члены гражданского общества должны быть сопричастны к происходящим событиям, даже если они не затрагивают личные интересы граждан?

Как существование среднего класса связано с гражданским обществом?


  1. «В моем понимании в гражданском обществе установлена правовая связь человека с государством, государство защищает гражданина, а тот, пользуясь своими правами, в свою очередь, выполняет определенные обязанности, которые заключаются главным образом в соблюдении законов».

Приведите пример такой связи человека с государством.

Используя все приведенные мнения, сделайте вывод о том, что такое гражданское общество.


5. В 2007 г. один из фондов изучения общественного мнения провел среди граждан России опрос на тему: «Есть ли в России гражданское общество?»

Результаты опроса представлены в виде диаграммы. Ознакомьтесь с ними, выполните задания и ответьте на вопросы.



Затрудняюсь ответить


33%

42%


25%




33

Нет

25

Есть

42

Затрудняюсь ответить

Сформулируйте результаты опроса:



  1. Граждане, отрицавшие существование гражданского общества в России, приводили следующие доводы: а) люди разобщены, каждый заботится только о себе; б) отсутствует национальная идея; в) нищета, люди плохо живут, нет заботы о людях; г) отсутствуют законность и порядок в стране; д) не соблюдаются права человека; е) велико социальное расслоение.

    1. Какие из этих доводов действительно относятся к гражданскому обществу? Укажите только буквы.

    2. Кратко поясните свой выбор.

  1. Граждане, признававшие существование в России гражданского общества, приводили следующие аргументы: а) в России есть законы, соблюдаются законность и порядок; б) есть народ — есть гражданское общество, оно есть в любой стране; в) у нас в стране демократия; г) у нас патриотизм, сплоченность общества.

  1. Какие из аргументов не имеют отношения к гражданскому обществу?

  2. Кратко поясните свой выбор.

  1. Предположите, почему значительное количество опрошенных граждан затруднились с ответом.

  2. Как бы вы ответили на этот вопрос социологов, если бы принимали участие в опросе? Почему?

6. Прочитайте извлечения из текста Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ответьте на вопросы и выполните задания.



Глава 5. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в местном самоуправлении.

Статья 27. Территориальное общественное самоуправление.

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.


  1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

  2. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. <...>

6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жите­лей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. <.„>

8. Органы территориального общественного самоуправления:


  1. представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

  2. обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

  3. могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

  4. вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

  1. Составьте план текста.

  2. Что закон называет территориальным местным самоуправлением?

  3. Где, согласно закону, осуществляется территориальное местное самоуправление?

  4. Какие способы осуществления территориального местного самоуправления предусмотрены законом?

  5. Заполните таблицу о направлениях деятельности территориаль­ного местного самоуправления, исходя из содержания документа.



Направления деятельности территориального местного самоуправления

Примеры

1. Представляет интересы населения, проживающего на данной территории




6) Сделайте вывод о том, какова роль территориальных органов местного самоуправления в развитии гражданского общества.



скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
I. политика тема Политика и власть Выпишите из текста учебника все определения понятия. Политика
1080.17kb.
«Политика и власть»
89.54kb.
Социальная политика важная составная часть политики государства, осуществляемая с учетом территориальных различий и особенностей
87.71kb.
1. Внутренняя политика в 1801-1812
977.94kb.
1. Межсоборный период между iv-м и v-м Вселенскими Соборами. Развитие монофизитского движения. Униональная (объединительная) политика византийских императоров Василиска и Зенона. Первые экуменистические диалоги
235.71kb.
Курсовая работа по дисциплине «Финансовый менеджмент»
285.06kb.
Международные отношения и внешняя политика РФ
29.91kb.
Контрольные работы по курсу «Власть и политика в Государстве Израиль»
256.89kb.
Экономическая политика
515.47kb.
Личность и политика
480.07kb.
Annotation «Роман с физикой» рассказывает о совершенно необычной истории, случившейся в обычном советском нии за несколько лет до начала перестройки. Политика и физические эксперименты переплелись в этом романе в тугой узел
1338.51kb.
Социальная политика афк
66.25kb.