takya.ru страница 1страница 2
скачать файл


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ:

Директор Департамента

государственной политики

в образовании

_______________ И. И. Калина

«____» ______________ 2005 г.

Примерная программа дисциплины

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго

поколения по специальности 030601 «Журналистика»

III. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX в.

Рекомендовано:

Учебно-методическим советом по журналистике

УМО по классическому университетскому образованию

Председатель Учебно-методического совета по журналистике

профессор Я. Н. Засурский

Москва

2005
Авторы:



Прохорова Елена Евгеньевна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова;

Линков Владимир Яковлевич, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.



Рецензенты:

Пирожкова Татьяна Федоровна, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова;

Красовский Вячеслав Евгеньевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Примерная программа курса «История русской литературы XIX в.» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030601 «Журналистика».


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

История русской литературы XIX в. является важной частью фундаментального университетского образования, теоретической, исторической и творческой подготовки журналиста.



Цель курса – формирование представлений о процессе развития русской литературы XIX в., о ее наиболее выдающихся явлениях, что существенно важно для становления мировоззренческих основ мышления современных журналистов, понимания ими законов и традиций работы со словом при создании публицистических текстов.

Задачи курса:

– уяснение основных закономерностей литературно-общественных явлений, соотношения традиций и новаторства, становления и смены художественных направлений и «школ», развития жанров, раскрытие своеобразия идейно-художественных взглядов ведущих писателей и их отражения в литературных произведениях;

– определение ведущих тем и мотивов, наиболее значительных характеров, особенностей сюжета и композиции, специфики образной системы, языка и стиля как отдельных произведений писателя, так и его творчества в целом;

– изучение истории восприятия крупнейших литературных явлений различными слоями читательской аудитории и соответственно развития литературной критики и полемики, связи с журналистикой;

– выявление системы взаимосвязей русской и зарубежной литератур, влияния отечественной словесности на литературу последующих эпох.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ


ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Изучение курса «История русской литературы XIX в.» предполагает усвоение студентами основных произведений писателей-классиков, их идейного содержания и закономерностей развития отечественной литературы, повышения их общей культуры и культуры речи, развития гуманизма и патриотического сознания.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. История русской литературы

первой четверти XIX в. (1801 – 1825 гг.)

1.1. Общая характеристика литературного процесса



1.1.1. 1801 – 1812 / 1815 гг.

Н. М. Карамзин, языковая реформа и литературно-общественная борьба начала XIX в. Книга А. С. Шишкова «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» (1803 г.) и полемика вокруг нее. «Архаисты» и «новаторы».

Кружки и общества как характерная для эпохи форма организации литературной жизни, самоопределения писателей. «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» (1801 – 1825 гг.). И. П. Пнин, И. М. Борн, В. В. Попугаев и влияние на них А. Н. Радищева. Деятельность А. Х. Востокова. «Дружеское литературное общество» (1801 г.) и эволюция карамзинизма. Кризис классицизма и неоклассицизм. Кружок А. Н. Оленина (Н. И. Гнедич, К. Н. Батюшков и др.). Анакреонтика Г. Р. Державина. Черты классицизма и сентиментализма в драматургии В. А. Озерова («Димитрий Донской»).

Тенденции развития прозы в эпоху господства поэзии. Традиции Н. М. Карамзина и популярность жанров путешествия и повести. Становление сатирического нравоописательного романа («Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества» А. Е. Измайлова; «Российский Жильблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова» В. Т. Нарежного).

Зарождение романтизма в раннем творчестве В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова. Влияние на них западно-европейской литературы. Своеобразие проблематики и поэтики, основные жанры.

Война 1812 г. и развитие русского национального самосознания и русской литературы. Тема войны в творчестве В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, Д. В. Давыдова, И. А. Крылова. Ростопчинские «афишки». Осмысление войны в литературе последующих лет (декабристы, А. С. Пушкин).


1.1.2. 1816 – 1825 гг.

Восстановление мирной жизни и обострение литературно-общественной борьбы. «Страшная война на Парнасе». «Беседа любителей русского слова» (1811 – 1816 гг.) и «Арзамас» (1815 – 1817 гг.). Начало творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, В. К. Кюхельбекера, А. А. Дельвига и борьба «архаистов» и «новаторов», классицистов и романтиков.

Литературные общества и декабристское движение («Вольное общество любителей российской словесности», «Зеленая лампа»). Представления декабристов (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, Ф. Н. Глинка, В. К. Кюхельбекер) о роли писателя в обществе.

Начало расцвета романтизма в 1815 – 1825 гг. «Элегический» и «гражданский» романтизм: общее и различное в проблематике и поэтике. Психологизм, опора на «философию двоемирия» – основные черты «элегического» романтизма. В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков во главе «школы гармонической точности». Служение обществу, самобытность и народность – ключевые требования «гражданского» романтизма. Сочетание предромантических тенденций и просветительских традиций в эстетической программе писателей-декабристов. Ведущие жанры «элегического» и «гражданского» романтизма. Судьбы писателей-романтиков после 1825 г.

Сосуществование и взаимопроникновение элементов «элегического» и «гражданского» романтизма в раннем творчестве А. С. Пушкина. Основные мотивы его лирики. «Южные поэмы».

Новаторство И. А. Крылова-баснописца, А. С. Грибоедова – автора комедии «Горе от ума» – и становление реализма. Роль А. С. Пушкина в развитии реалистического искусства. «Евгений Онегин» и «Борис Годунов» – первые крупные реалистические произведения. А. С. Пушкин и литературно-общественное движение после 1825 г.

Поэты «пушкинской плеяды». Творчество А. А. Дельвига, Е. Л. Боратынского, П. А. Вяземского, Н. М. Языкова, Д. В. Веневитинова и традиции романтизма.
1.2. Творчество крупнейших писателей первой четверти XIX в.
1.2.1. И. А. Крылов (1769? – 1844 гг.)

Творческий путь И. А. Крылова, его опыт писателя-сатирика второй половины XVIII – начала XIX вв. Традиция жанра басни (Эзоп, Панчатантра, Лафонтен, А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) и место в ней И. А. Крылова. Своеобразие авторской позиции. Тематика басен. Отражение событий и явлений общественно-литературной жизни России. Отклики на войну 1812 г. Особенности жанра, композиции, слога. Реализм и народность басен. Значение их для развития русского литературного языка. В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский о баснях И. А. Крылова.


1.2.2. В. А. Жуковский (1783 – 1852 гг.)

Этапы творческого пути: 1) годы учебы (1797 – 1801 гг.); 2) «белевское уединение» (1802 – 1807 гг.); 3) расцвет творчества (1808 – 1825 гг.); 4) кризис первых последекабристских лет и новый творческий подъем (1826 – 1841 гг.); 5) заграничный период (1841 – 1852 гг.). В. Г. Белинский о В. А. Жуковском как первом русском поэте-романтике.

Элегичность и этико-психологическая сущность романтизма В. А. Жуковского. Особенности поэтического мышления и образного строя его поэзии. Жанр элегии («Сельское кладбище», «Ветер», «Море»). Баллады В. А. Жуковского («Людмила», «Светлана»). Стремление к национальному колориту. Поэтика мистического, таинственного и чудесного. Тема судьбы и нравственного выбора человека (баллады, «Теон и Эсхин»). Своеобразие патриотической лирики времен войны 1812 г. («Певец во стане русских воинов»). Проблемы «философии искусства», идеи романтического «двоемирия» в лирике В. А. Жуковского («Невыразимое», «Лалла Рук»). Музыкальность поэзии В. А. Жуковского.

В. А. Жуковский – «гений перевода» и его теория романтического перевода.

Значение В. А. Жуковского как «учителя» А. С. Пушкина. Место и роль творчества В. А. Жуковского во второй четверти XIX в.
1.2.3. К. Н. Батюшков (1787 – 1855 гг.)

Периодизация творчества: 1) ранний период (1804 – 1809 гг.); 2) начало «перелома» (1810 – 1813 гг.); 3) время религиозно-философских исканий (1813 – начало 1820-х гг.). В. Г. Белинский о К. Н. Батюшкове и совершенстве формы его поэзии.

Эпикурейско-гедонистические мотивы в ранней лирике К. Н. Батюшкова. Жанры элегии и дружеского послания («Как счастье медленно приходит…», «Мои пенаты»). К. Н. Батюшков и традиции западно-европейской литературы. Неоклассицистические, сентименталистские и романтические тенденции в его поэзии. Сатира на эпигонов классицизма и сентиментализма («Видение на берегах Леты»). Тема войны 1812 г. и крушение просветительско-оптимистических настроений («К Дашкову»). Усиление религиозно-философских мотивов («Воспоминание», «Надежда», из цикла «Подражания древним»). К. Н. Батюшков – прозаик и теоретик литературы («Нечто о поэте и поэзии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык»). К. Н. Батюшков как предшественник А. С. Пушкина.
1.2.4. К. Ф. Рылеев (1795 – 1826 гг.)

Творческое и жизненное кредо поэта-декабриста (<Посвящение> к поэме «Войнаровский», «Гражданин»). Жанр сатиры у К. Ф. Рылеева («К временщику»). Цикл «Думы»: выбор исторических персонажей и событий, их трактовка; композиция. Поэма «Войнаровский», неоконченная поэма «Наливайко» и традиция романтической поэмы. Оценка рылеевских дум и поэмы «Войнаровский» А. С. Пушкиным. Агитационно-сатирические песни (совместно с А. А. Бестужевым): тематика, своеобразие жанра и слова. К. Ф. Рылеев-критик («Несколько слов о поэзии»). Место и роль творчества К. Ф. Рылеева в развитии литературно-общественного процесса в России.


1.2.5. А. С. Грибоедов (1795? – 1829 гг.)

Этапы творческого пути: 1) ранний период (1814 – 1822 гг.); 2) время создания «Горя от ума» (1822 – 1824 гг.) 3) поздний период (1825 – 1829 гг.).

Ранние литературные выступления А. С. Грибоедова и споры о романтизме во второй половине 1810-х гг. «Горе от ума» и традиция русской комедии XVIII – начала XIX вв. Черты классицизма, романтизма и реализма. Новаторство А. С. Грибоедова. Своеобразие сюжета и композиции. Система персонажей. Чацкий как «герой времени». «Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Язык и стих. А. С. Пушкин и И. А. Гончаров о «Горе от ума».

Незавершенные драматические замыслы («1812 год»).

Значение «Горя от ума» в истории русской литературы и театра.
1.2.6. А. С. Пушкин (1799 – 1837 гг.)

Периодизация творчества: 1) лицейский период (1813 – 1817 гг.); 2) первый петербургский период (1817 – 1820 гг.); 3) южная ссылка (1820 – 1824 гг.); 4) ссылка в Михайловское (1824 – 1826 гг.); 5) постдекабристский период (вторая половина 1820-х гг.); 6) Болдинская осень (1830 г.); 7) 1830-е гг. Уникальность А. С. Пушкина в истории русской культуры. В. Г.  Белинский о А. С. Пушкине как основоположнике реализма в России.



Лирика. Лицейский период. Влияние идей французского и русского Просвещения на мировоззрение молодого А. С. Пушкина. Рецепция литературных традиций XVIII в. Г. Р. Державин и Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков как литературные «учителя». А. С. Пушкин и литературная борьба 1810-х гг. Основные мотивы поэзии («К другу-стихотворцу», «Воспоминания в Царском селе», «Лицинию»).

Первый петербургский период. Участие в «Арзамасе», «Зеленой лампе». А. С. Пушкин и деятели тайных обществ. Гражданская поэзия: тематика и жанрово-стилистические особенности («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»). Сатирические жанры («Сказки », эпиграмма «На Аракчеева»).

Южная ссылка. Соединение элегических и гражданских мотивов в романтической поэзии. А. С. Пушкин и Байрон. Мотивы «бегства» и «узничества» («Погасло дневное светило…», «Узник»). Эволюция темы Наполеона на различных этапах творчества («Воспоминания в Царском селе», «Наполеон», «К морю», «Герой»). Отражение моментов духовного кризиса в лирике 1823 г. («Свободы сеятель пустынный…», «Демон»). Баллада «Песнь о Вещем Олеге»: тема судьбы.

Ссылка в Михайловское. Изменения в мироощущении поэта, стремление к широкому реалистическому взгляду на окружающий мир. Новые мотивы и эволюция традиционных тем и образов в лирике («Чаадаеву», «Зимний вечер», «Вакхическая песня», «Сцена из “Фауста”», «19 октября», «Дружба»). Тема поэта и различные ее аспекты («Послание к цензору», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Андрей Шенье», «Я помню чудное мгновенье…», «Пророк»).



Вторая половина 1820-х – 1830-е гг. Литературно-общественная позиция А. С. Пушкина в постдекабристскую эпоху. А. С. Пушкин и русские самодержцы Александр I, Николай I. Тема декабристов и образ Петра I в лирике этого времени («Во глубине сибирских руд…», «Стансы», «Друзьям»). А. С. Пушкин о назначении искусства, о психологии творческой личности, о взаимоотношениях поэта и власти, поэта и «толпы» («Три ключа», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «На перевод “Илиады”», «Осень», «Я памятник воздвиг…»). А. С. Пушкин и литературно-журнальная борьба. Сатирическая и полемическая направленность стихотворений против «новой знати» и обслуживающей ее журналистики («Моя родословная»). Политические и патриотические мотивы лирики начала 1830-х гг. («Клеветникам России», «Он между нами жил…», «Полководец»). Размышления о любви и дружбе («Я вас любил…», «Мадонна», «Была пора…»). Усиление философских мотивов. Проблема нравственного выбора, вопрос о смысле жизни («Дар напрасный, дар случайный…», «Анчар», «Элегия», «Пора, мой друг, пора…», «Из Пиндемонти»). Размышления о вечных ценностях и непрерывном обновлении как законе жизни («На холмах Грузии…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вновь я посетил…», «Бесы», «Отцы-пустынники и жены непорочны…»).

Поэмы. «Руслан и Людмила» – начало славы поэта. История создания. Традиции ирои-комической поэмы и «эксперимент» молодого А. С. Пушкина. «Южные поэмы»: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Байронический тип поэмы и новаторство А. С. Пушкина в изображении романтического героя и романтической ситуации. Стремление создать идеальный женский характер (Черкешенка, Мария). Вариации на тему столкновения человека «цивилизации» и человека «природы». Развенчание романтического индивидуализма. Споры «классиков» и «романтиков» о «южных поэмах». Статья П. А. Вяземского «Вместо предисловия к “Бахчисарайскому фонтану”» как манифест романтизма. Поэмы второй половины 1820 – 1830-х гг. «Полтава» и «Медный всадник» в контексте социально-исторических и философских размышлений поэта этих лет. Образ Петра I и традиция его изображения. Проблема исторического прогресса. Особенности жанра, сюжета и композиции поэм.

Драматургия. Кредо А. С. Пушкина-драматурга («Наброски предисловия к “Борису Годунову”», «О народной драме и драме “Марфа-Посадница”»). Историческая трагедия «Борис Годунов» и традиция этого жанра в России и Европе. Исторические источники. «Борис Годунов» как «трагедия власти» и «трагедия народа». Тема самозванства в творчестве А. С. Пушкина. Новаторство А. С. Пушкина в построении пьесы и изображении характеров. Место любовной интриги. Образ летописца. Язык и стих трагедии. Значение «Бориса Годунова» в истории русской литературы. «Маленькие трагедии»: четыре «драматические сцены» с углубленным исследованием человеческих характеров как носителей какой-либо «страсти».

«Евгений Онегин» – центральное произведение А. С. Пушкина. Первый русский реалистический роман в стихах. История создания, соотношение с «южными поэмами» и другими произведениями А. С. Пушкина. Своеобразие жанра. Сюжет и композиция. «Евгений Онегин» как «роман судьбы» и «роман о поэте». Система персонажей. Онегин – «герой времени» и тип «лишнего человека» в русской литературе. Образ автора-повествователя. Размышления об искусстве. «Низкая природа» и «поэзия действительности». Особенности стиля. Версификаторское мастерство А. С. Пушкина, «онегинская строфа». Значение «Отрывков из путешествия Онегина» и «десятой главы». «Евгений Онегин» в оценке В. Г. Белинского и Ф. М. Достоевского.

Сказки. Соотношение фольклорного и авторского начал. Тематика. Проблема народности.

Проза. Размышления А. С. Пушкина о прозе и необходимости ее преобразования («О прозе»). Неоконченный исторический роман «Арап Петра Великого». Сюжет и система персонажей. Изображение России как «огромной мастерской». Вопрос об исторической достоверности и границах вымысла в описании реальных лиц и событий. «Повести Белкина» – первый опубликованный прозаический цикл. Реализм повестей в перспективе поэтики «натуральной школы». Социальная проблематика, психологически правдивое изображение «маленького человека», сочетание гуманистического пафоса и иронии («Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»). «Пиковая дама» как «петербургская повесть». Новый «герой времени». Особенности фантастики у А. С. Пушкина («Гробовщик», «Пиковая дама»). Романы «Дубровский» (неоконченный) и «Капитанская дочка». Размышления о дворянстве и народе в экстремальной ситуации крестьянского восстания. А. С. Пушкин и Вальтер Скотт. Принципы изображения характеров, герой и повествователь. Социальная и нравственная проблематика. Образ «честного дворянина». Своеобразие изображение Пугачева и его сподвижников в романе «Капитанская дочка» и «Истории Пугачевского бунта». «Капитанская дочка» как «роман-предостережение». Своеобразие композиции и стиля «Капитанской дочки».

А. С. Пушкин-критик. Литературно-эстетическое самосознание писателя в разные периоды творчества. Полемическая критика в набросках «Опровержения на критики». «Современник» А. С. Пушкина.

Значение творчества А. С. Пушкина как величайшего писателя России – родоначальника новой русской литературы. А. С. Пушкин и мифы о А. С. Пушкине в русском национальном сознании.


1.2.7. Поэты пушкинской поры

Пушкинская эпоха как «золотой век» русской поэзии. Условность определения ее хронологических границ – 1820 – 1830-е гг. «Пушкинская плеяда»: Е. А. Боратынский, Д. В. Давыдов, П. А. Вяземский, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Д. В. Веневитинов. Близость тематики, жанровых предпочтений, стиля. Своеобразие таланта каждого из поэтов.



Е. А. Боратынский (1800 – 1844 гг.) как «поэт мысли». Творческий путь: от традиции гедонистической поэзии к глубокой новаторской разработке философской проблематики. Психологизм его элегий. Отражение противоречий в жизни человека и человечества («Последняя смерть», стансы «Дало две доли провиденье…», «Разуверение»). Осмысление проблем искусства («Последний поэт», «Мой дар убог…», «Муза», «Болящий дух врачует песнопенье…», «Все мысль да мысль!…»). Формирование языка философской лирики. Значение жанра поэмы в его творчестве («Пиры», «Бал»). Поэзия Боратынского как связующее звено между философской поэзией XVIII в. и последующими этапами ее развития.

Д. В. Давыдов (1784 – 1839 гг). Поэт-партизан, участник войны 1812 г. Дружеские послания, гусарские песни и традиция батальной поэзии в России («Гусарский пир», «Песня старого гусара», «Ответ»). Особенности тематики и стиля «гусарской поэзии». Ранние сатирико-политические басни («Голова и ноги») и сатира зрелых лет («Современная песня»). «Тон правды» в лирике и исторической прозе.

П. А. Вяземский (1792 – 1878 гг.). Гражданская лирика «декабриста без декабря» («Негодование», «Русский бог»). Проблема взаимоотношений художника и общества («Три века поэта»). Элегические мотивы («Первый снег»). «Тройка» Вяземского и жанр «русской песни». Художественное значение его «поэзии старости» («Я пережил и многое, и многих…», «Поминки»). Вяземский как хранитель традиций «арзамасского братства». Сложные взаимоотношения с поколениями 1840-х и 1860-х гг. Роль литературной критики Вяземского. «Записные книжки» и их литературно-историческое значение.

А. А. Дельвиг (1798 – 1831 гг.) и традиции «легкой поэзии». Жанр идиллии: мечта о гармонии «золотого века» («Некогда Титир и Зоя…»). Опыты в жанре «русской песни» и романса («Соловей»). Сонет «Вдохновение» в контексте раздумий о творчестве в русской поэзии этого времени. Дельвиг как издатель произведений писателей пушкинского круга («Северные цветы», «Литературная газета»).

Н. М. Языков (1803 – 1846 гг.). Раннее творчество (1820-е гг.): образ поэта-студента, патриота, вольнодумца. «Политические элегии» и «студенческие песни» (элегии «Свободы гордой вдохновенье!…», «Не вы ль убранство наших дней…», песня «Из страны, страны далекой»). Тема мужества «в бурях жизни» («Нелюдимо наше море…»). Языков и Пушкин («О ты, чья дружба мне дороже…»). Своеобразие стиля, ритма, интонации («Водопад»). Перелом в творческой биографии Языкова. Усиление религиозных, славянофильских мотивов в 1830 –1840-е гг. («К ненашим»).

Д. В. Веневитинов (1805 – 1827 гг). Поэт-философ. Участие в «Обществе любомудрия» и увлечение шеллингианством. Элегическая медитативная лирика («К тебе, о чистый дух…», «Моя молитва», «Жизнь», «К моему перстню»). Размышления о назначении поэзии и уделе «любимца муз и вдохновенья» («Поэт, «Три участи»). Веневитинов-критик.

Раздел 2. История русской литературы

второй четверти XIX в. (1826 – 1855 гг.)

2.1. Общая характеристика литературного процесса
Николаевская эпоха и литературно-общественное движение. Завершение «пушкинского периода» русской литературы и вступление ее в «гоголевский период». Периодизация литературного процесса второй четверти XIX в.
2.1.1. 1826 – 1842 гг.

Роль А. С. Пушкина и его наследия в литературном процессе 1830-х гг. Определяющее значение творчества М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя. Судьба романтизма: новый подъем и кризис направления. Начало вытеснения поэзии прозой.

Общая характеристика поэзии. Традиции романтизма 1820-х гг. и эволюция поэтического мышления и языка поэзии. Тяготение к философской насыщенности поэзии.

Опыт декабристской поэзии и творчество А. И. Одоевского. Идеи патриотизма, межнациональной солидарности и преемственности поколений в борьбе за свободу.

Традиции гражданского романтизма в поэзии А. И. Полежаева. Вольнолюбивые мотивы в поэме «Сашка» и конфликт с царем. Соединение элегически-пессимистического и бунтарского начал в лирике поэта.

Эклектичность поэтического мироощущения и стиля в творчестве В. Г. Бенедиктова. Эпигонство и экспериментаторство. Феномен популярности и причины ее падения.

Литературно-эстетические традиции кружка любомудров и творчество А. С. Хомякова. Национально-романтические тенденции в его поэзии. Образ России.

Женщины-поэты Е. П. Растопчина, К. К. Павлова.

Творчество А. В. Кольцова как крупнейшего представителя нового течения в лирике 1830-х гг. Поэзия крестьянской жизни: радость труда и горечь нужды. Жанровые предпочтения, особенности стиля и стихосложения. Связь с фольклором. Влияние Кольцова на развитие русской лирики.

Общая характеристика прозы. Развитие традиций романтической прозы 1820-х гг. Новаторство Пушкина-прозаика и его влияние на русскую литературу. Новые тенденции в прозе 1830-х гг. Расширение тематики. Изменения в системе жанров. Популярность исторической, нравоописательной, философско-фантастической повести. Становление романа.

Литературный путь А. А. Бестужева-Марлинского. Проблема личности в его романтических повестях 1830-х гг. Влияние Марлинского на прозаиков 1830 – 1840-х гг.

Демократические тенденции в нравоописательных повестях писателей-разночинцев М. П. Погодина («Нищий», «Черная немочь»), Н. А. Полевого («Живописец»), Н. Ф. Павлова («Три повести», «Именины»).

Творчество В. Ф. Одоевского и традиции «любомудрия». Интерес к миру сверхчувственного («Сильфида», «Саламандра»), проблемам творчества («Последний квартет Бетховена», «Себастиян Бах»). Критика дворянского общества («Княжна Мими», «Сильфида»). Цикл «Русские ночи» как своеобразная энциклопедия идей и образов русских романтиков. Одоевский и дальнейшее развитие литературы и литературно-художественной критики в России.

Проза А. А. Перовского (Антония Погорельского – «Двойник») и А. Ф. Вельтмана («Странник»).

Популярность жанра исторического романа. Традиции В. Скотта и беллетристика М. Н. Загоскина («Юрий Милославский», «Рославлев») и И. И. Лажечникова («Ледяной дом»).

Читательский успех «литературного триумвирата» – Ф. В. Булгарина, Н. И. Греча и О. И. Сенковского. Место «нравственно-сатирических» («Иван Выжигин») и исторических («Дмитрий Самозванец») романов Булгарина в литературно-общественном процессе.



2.1.2. 1842 – 1855 гг.

Новые тенденции в литературе 1840-х – первой половины 1850-х гг. Обострение интереса к анализу «действительности в фактах». Господство прозы над поэзией. Преобладание социальной проблематики. Закономерность появления «натуральной школы» как нового этапа в развитии реалистического направления в русской литературе. Связь раннего творчества И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. А. Гончарова, Н. А. Островского, Л. Н. Толстого с идейно-художественными принципами «натуральной школы».

Общая характеристика поэзии. Поэты кружка Н. В. Станкевича. Н. П. Огарев, А. А. Григорьев. Идеи утопического социализма в лирике А. Н. Плещеева и других поэтов-петрашевцев. Творческие искания Ф. И. Тютчева, А. А. Фета.

Общая характеристика прозы. История зарождения «натуральной школы» и завоевания ею ведущего положения. В. Г. Белинский – организатор, теоретик и пропагандист «натуральной школы». Происхождение термина и его смысл.

Альманахи «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник»: организационное оформление группы писателей «натуральной школы». Обостренное внимание к общественным противоречиям в их будничных проявлениях. Особенности типизации. Отличительные черты русского физиологического очерка. Социальная повесть и социально-психологический роман. Демократизация стиля.

Гоголевские традиции в изображении социальных низов: горькая правда и гуманистический пафос. Драма деревенской и городской бедноты в ранних произведениях А. И. Герцена, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. И. Даля. «Антон Горемыка», «Деревня» Д. В. Григоровича и крестьянская тема в русской литературе. Антикрепостническая направленность повестей. Эволюция «натуральной школы» и судьбы ее участников.

Новые герои и новые темы в прозе 1840-х гг. «Полинька Сакс» А. В. Дружинина.

Панорама жизни русского общества в «Тарантасе» В. А. Сологуба. Своеобразие жанра, сюжета и композиции.


2.2. Творчество крупнейших писателей второй четверти XIX в.
2.2.1. М. Ю. Лермонтов (1814 – 1841 гг.)

Этапы творческого пути: 1) ранний (1828 – 1832 гг.); 2) переходный (1832 – 1835 гг.); 3) зрелый (1837 – 1841 гг.). В. Г. Белинский о М. Ю. Лермонтове.



Лирика М. Ю. Лермонтова как голос поколения 1830-х гг. Автобиографические и условно-романтические черты лирического героя.

Своеобразие лирики раннего и переходного периода. Свободолюбие, настроения мятежного бунтарства и отчаяния. Философские, религиозные и богоборческие мотивы. Субъективизм, антиномичность мировосприятия. Монологичность и исповедальность, роль контрастов и антитез.

Лирика зрелого периода. Эволюция лирического героя. Переосмысление темы «поэт и толпа». Углубление анализа внутренних противоречий личности и общества. Размышления о вечных ценностях, о патриотизме и национальной вражде. Медитативность, отказ от исключительной монологичности. Жанры философской думы и «лирической новеллы». Проявление реалистических тенденций.

Жанр поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова. Байроническая традиция и ее преодоление. «Песня про … купца Калашникова» как «историческая поэма в народном стиле». Своеобразие конфликта и трактовки характеров. Художественные особенности. «Мцыри» как «лирическая повесть». Романтический герой и проблема судьбы. Форма поэмы-исповеди и значение авторского вступления. Поэма «Демон»: история создания и публикации. Герой Лермонтова и демонические персонажи в мировой литературе.



Драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад».

Эволюция прозы Лермонтова: от исторического романа («Вадим») к светской повести («Княгиня Лиговская») и «Герою нашего времени» – вершине лермонтовской прозы. М. Ю. Лермонтов – один из основоположников русского социально-психологического и философского романа. Своеобразие жанра и композиции. Проблема личности. Печорин как «герой времени». Полемика вокруг романа: оценки В. Г. Белинского и С. П. Шевырева.

Место и значение творчества М. Ю. Лермонтова в истории литературы.
2.2.2. Н. В. Гоголь (1809 – 1852 гг.)

Периодизация творчества: 1) ранний, петербургский период (1829 – 1835 гг.); 2) расцвет творчества (1835 – 1842 гг.); 3) последнее десятилетие (1843 – 1852 гг.). Духовная эволюция Гоголя и изменение его взглядов на литературу. А. С. Пушкин и В. Г. Белинский о своеобразии таланта Н. В. Гоголя.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»: поэтизация народной жизни. Национальный и исторический колорит в повестях. Элементы бытописи и фантастики (комической и романтически-трагической).

«Миргород»: романтические и реалистические тенденции в повестях. Традиции «Вечеров…» в «Вие». «Тарас Бульба» и героический эпос. Особенности конфликта и авторская позиция. «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»: переосмысление традиционных сюжетов о любви и дружбе.

«Арабески» в творческой эволюции Гоголя. Петербургские повести: внутреннее единство и идейно-тематическое разнообразие. Образ Петербурга. Социальная и нравственная проблематика в повестях. Тема художника и вопрос о сущности и назначении искусства в «Невском проспекте» и «Портрете». Тип «маленького человека»: комическое и трагическое в героях «Шинели» и «Записок сумасшедшего». Ирония и гротеск в изображении пошлости и абсурдности русской жизни («Коляска», «Нос»). Отрывок «Рим»: значение итальянских мотивов.

Гоголь – комедиограф и традиции «высокой» комедии. Общие черты в тематике и поэтике гоголевских комедий («Женитьба», «Игроки», «Ревизор»). Особенности комического в «Ревизоре». Система образов и роль Хлестакова. Смысл развязки. Восприятие комедии критикой и авторская интерпретация. «Теория» комедии в «Театральном разъезде» Гоголя.

История создания поэмы «Мертвые души». Своеобразие жанра, сюжета и композиции. Эпическое и лирическое начала. Реалистическая сатирическая панорама жизни крепостнической России. Чичиков как «новый герой времени». Поэма духовной деградации и возрождения души. Принципы типизации. Образ автора. Темы и значение авторских отступлений. Усиление религиозных настроений Гоголя в 40-е гг. и переосмысление им задач писателя. Отражение этих тенденций во втором томе поэмы. Сочетание сатиры и стремления создать образы «положительно прекрасных» людей. Полемика вокруг поэмы. В. Г. Белинский, С. П. Шевырев и К. С. Аксаков о «Мертвых душах».

«Выбранные места из переписки с друзьями»: замысел и его реализация. Особенности жанра. Синтез исповедальных и проповеднических начал. Размышления о задачах литературы, о значении Слова. Программа индивидуального и общего жизнестроения. Споры современников о книге и «Авторская исповедь» Гоголя. Продолжение полемики вокруг «Выбранных мест…» во второй половине XIX – XX вв.

Гоголь и «гоголевский» период в истории русской словесности. Мировое значение и современное звучание гоголевского творчества.

2.2.3. А. И. Герцен (1812 – 1870 гг.)

Творческий путь: 1) ранний период (1834 – 1842 гг.); 2) период 1840-х гг. (1842 – 1847 гг.); 3) в эмиграции (1847 – 1870 гг.). Эволюция социально-политических, философских, эстетических взглядов Герцена и его место в развитии русской общественной мысли, освободительного движения и литературы.

Роман «Кто виноват?» и «натуральная школа». Тема «непризнанного человеческого достоинства» в феодально-крепостническом обществе. Бельтов и тип «лишнего человека» в русской литературе. Изображение разночинской интеллигенции. Своеобразие авторской иронии.

«Доктор Крупов»: черты памфлета в повести.

Антикрепостнический пафос повести «Сорока-воровка». Трагизм положения крепостной интеллигенции. Отражение идейных споров западников и славянофилов.

«Былое и думы»: творческая история. Свобода формы и синтез жанров. Хронологические рамки повествования. Проблема взаимодействия человека и истории, личности и среды. Широкое отражение духовной жизни общества в России и Европе середины XIX в. Реалистическая достоверность изображения и философская глубина осмысления явлений и событий. Восприятие книги современниками на Родине и за рубежом.

Роль творчества Герцена в дальнейшем развитии литературно-общественного процесса в России.
Раздел 3. История русской литературы

второй половины XIX в.

3.1. Литературно-общественное движение 1856 – 1866 гг.
Эпоха господства в литературе социальных проблем. Расцвет «социального реализма» И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, А. Н. Островского. Общественно-политическая обстановка в России после Крымской войны (1853 – 1856 гг.). Подготовка и проведение реформ 1861 – 1864 гг.

Резкая поляризация общества. Раскол в редакции «Современника». Революционная ситуация (1859 – 1861 гг.). Растущая в русском обществе популярность идей революции и социализма. Их пропаганда Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, Н. А. Некрасовым, Д. И. Писаревым. Полемика с ними И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, А. Ф. Писемского. Антинигилистический роман. Демократическая литература. Творчество Н. В. Успенского, Н. Г. Помяловского, Ф. М. Решетникова и др.

Поэзия «чистого искусства» (А. А. Фет, Ф. И. Тютчев).
3.1.1. Ф. М. Достоевский (1821 – 1881 гг.)

Путь писателя и периодизация его творчества. Начало литературной деятельности. «Бедные люди». Влияние Н. В. Гоголя и полемика с ним. Участие в кружке Петрашевского. Арест, смертный приговор, каторга.

«Записки из подполья» (1864 г.) – философский «конспект» пяти последних романов писателя: «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов», «Подростка», «Братьев Карамазовых». Полемика в повести с идеями романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Критика рационализма, позитивизма и романтизма.

«Братья Карамазовы» (1880 г.). Место романа в творчестве Достоевского. Его религиозные и философские идеи и их значение для мировой культуры ХХ в. Понятие философско-религиозного реализма.


3.1.2. И. А. Гончаров (1812 – 1891 гг.)

И. А. Гончаров – типичный писатель третьей четверти XIX в. – эпохи расцвета «социального реализма». Поздний дебют Гончарова-романиста. «Обыкновенная история» (1847 г.).

«Обломов» как вершина творчества писателя. Двойственность оценки старой и новой формы бытия в романе. Н. А. Добролюбов об «Обломове». Интерпретация романа в критике и искусстве 1970 – 80-х гг. (фильм Н. Михалкова).

«Обрыв» (1869 г.). Своеобразие романа и особенность идейной позиции автора.

Единство трех романов Гончарова.
3.1.3. И. С. Тургенев (1818 – 1883 гг.)

Начало литературной деятельности: лирика, поэмы. «Записки охотника». История создания, значение книги в творчестве писателя и в русской литературе. Романы Тургенева. Их художественное и идейное значение.

Культурно-героический роман. Тургенев как «хроникер» русского общественно-политического движения. «Рудин». Отражение в романе духовной атмосферы 1840-х гг. «Отцы и дети». Основные идеи и образы. Понятие «нигилизма» и его трансформация в ХХ в. Идейная борьба вокруг романа в русских журналах 1860-х гг. Роман «Дым». Кризис исторического мировоззрения автора. Художественные недостатки романа. Позиция автора. Полемика с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. Роман «Новь» и его идейный смысл. Последние произведения Тургенева. Стихотворения в прозе.
3.1.4. А. Н. Островский (1823 – 1886 гг.)

Основные этапы развития драматургии Островского. Влияние славянофильских идей на творчество писателя («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок»). Островский в редакции «Москвитянина» 1850-х гг.

«Гроза». Пафос и художественный смысл драмы. Понятие «темного царства». Полемика вокруг пьесы. Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев о «Грозе».

А. Н. Островский – «писатель нравов и быта». Творчество драматурга после 1861 г. Расширение тематического и жанрового спектра.

Исторические драмы. Изображение в пьесах Островского представителей новой буржуазии («Волки и овцы», «Бешеные деньги»). Пьесы о людях искусства («Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»). «Снегурочка» как произведение нового жанра в творчестве драматурга. Новаторство Островского. Его традиции в современном театре.
3.1.5. Н. А. Некрасов (1821 – 1877 гг.)

Начало творческого пути. Первый сборник стихотворений «Мечты и звуки». Общий характер поэзии Некрасова 1840 – 50-х гг. Городские мотивы. Крестьянская тематика в творчестве поэта. Некрасов – поэт революционной демократии. Поэмы «Коробейники, «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо». Взгляды Некрасова на роль художника и на значение искусства («Поэт и гражданин», «Белинский»).

Лирика 70-х гг. Сборник «Последние песни». Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов о Некрасове.
3.1.6. Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889 гг.)

Роман «Что делать?». История создания. Своеобразие жанра. Идейный смысл и пафос. Понятие «новые люди». Теория «разумного эгоизма». В. И. Ленин о Чернышевском и его романе. Роль романа «Что делать?» в формировании «менталитета» русского общества.


3.1.7. Ф. И. Тютчев (1803 – 1873 гг.)

Путь поэта. Первый сборник стихов 1854 г. Роль Н. А. Некрасова и И. С. Тургенева в популяризации поэзии Тютчева. Поэзия мысли. Философская и политическая лирика. Л. Н. Толстой, А. А. Фет, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Вл. С. Соловьев о Тютчеве. Влияние поэзии Тютчева на русскую литературу.



3.1.8. А. А. Фет (1820 – 1891 гг.)

Судьба автора. Начало поэтической деятельности Сборник «Лирический Пантеон». Фет – поэт «чистого искусства». Лирика Фета и идейная борьба 1860-х гг. Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев и Ф. М. Достоевский в полемике о творчестве поэта.

Фет о назначении поэта и поэзии. Художественное своеобразие лирики Фета: «музыкальность» стихов, лирическая дерзость, эстетизм, черты импрессионизма и др. Судьба творческого наследия поэта.
3.2. Литературно-общественное движение 1870 – 1900 гг.
 Развитие капитализма в пореформенной России. Появление народничества. Идеология террора. Убийство Александра II 1 марта 1881 г. Реакция, контрреформы Александра III. Главенство реалистического философско-религиозного романа Ф. М. Достоевского в 1870-е гг. Народническая литература. Начало формирования массового общества, когда историю определяет «движение самих масс» (В. И. Ленин). Создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».

Отход романа на второй план в 1880 – 90-е гг. Эпоха малых жанров в реализме (В. М. Гаршин, Н. Г. Короленко, А. П. Чехов).

Творчество Л. Н. Толстого после перелома. Появление декадентской литературы, ранние произведения Д. Мережковского и Н. Минского.
3.2.1. Л. Н. Толстой (1828 – 1910 гг.)

Л. Н. Толстой как писательская индивидуальность. Творческий путь. Поиск смысла жизни – главный двигатель писателя. «Детство» – дебют Л. Н. Толстого. «Севастопольские рассказы». Новаторство изображения «отчуждения» в буржуазном обществе. «Три смерти». Значение темы смерти в творчестве Л. Н. Толстого.

Кризис конца 1850-х гг., отказ от литературной деятельности. Возвращение к литературе в начале 1860-х гг.

«Война и мир». Уникальность произведения в мировой литературе нового времени. Своеобразие жанра. Философия свободы и необходимости. Философия истории в «Войне и мире», ее достоинства и противоречия. Религиозная основа произведения.

«Анна Каренина» – «семейный» роман. Отношение к семье современного общества в романе. Два типа любви. Причины трагедии главной героини. Актуальность романа в наши дни. Кризис Л. Н. Толстого конца 1870-х гг.

Философско-религиозные, художественные и публицистические произведения 1880-х гг. («Исповедь», «Смерть Ивана Ильича»).

Творчество писателя 1890 – 1900-х гг. Мировое значение писателя.
3.2.2. М. Е. Салтыков-Щедрин (1826 – 1889 гг.)

Периодизация творчества писателя. Начало литературной деятельности. Салтыков-Щедрин и Петрашевский. «Губернские очерки». Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов о «Губернских очерках». Проблема народа и власти в творчестве писателя 1860-х гг.

Творчество Салтыкова-Щедрина 1970-х гг. «Благонамеренные речи». Писатель о путях развития России и буржуазного Запада («За рубежом»).

«Господа Головлевы». Своеобразие жанра. Основные проблемы и идеи. Особенности сатиры писателя.


3.2.3. Н. С. Лесков (1831 – 1895 гг.)

Творческий путь писателя. Лесков-журналист. Отношение к Лескову демократической печати. Рассказы из крестьянской жизни. Антинигилистические рассказы Лескова. Сатирические произведения («Смех и горе», «Заячий ремиз»). Образы праведников и правдолюбцев («Очарованный странник», «Соборяне»). Лесковский сказ.



3.2.4. В. Г. Короленко (1853 – 1921 гг.)

Связь писателя с революционным движением. Гуманистический характер его творчества. Протест против убийств и казней («Мултанское дело», Письма к А. В. Луначарскому). Образы протестантов и революционеров («Яшка», «Чудная»). Народные характеры («Река играет»).

Аллегорические произведения («Сказание о Флоре», «Парадокс», «Мгновения», «Огоньки»). Сочетание реализма и романтизма в творчестве Короленко.
3.2.5. В. М. Гаршин (1855 – 1888 гг.)

Начало творческой деятельности. Статьи о живописи. Военные рассказы («Четыре дня», «Трус»). Трагедия личности в буржуазном обществе («Происшествие», «Надежда Николаевна»). Проблемы искусства в творчестве Гаршина («Художники»). Символические рассказы («Attalea princeps», «Красный цветок»). Своеобразие реализма писателя.


3.2.6. А. П. Чехов (1860 – 1904 гг.)

Чехов как самый крупный писатель поколения 1880 – 90-х гг. Начало творческого пути в мелких изданиях. Юмористические рассказы Чехова первой половины 1890-х гг. Переход к «серьезным» рассказам и крупным повестям («Степь»). Сотрудничество в «толстых» журналах. Проблема смысла жизни («Скучная история»). «Дуэль» как программное произведение 1890-х гг. Рассказы 1890-х гг. о пробуждении человеческой души («Учитель словесности», «Дама с собачкой»). Тема отчуждения человека у Чехова («По делам службы», «Страх», «Ионыч»). Проблемы веры в творчестве Чехова («Рассказ неизвестного человека», «Моя жизнь», «Черный монах»). Произведения конца 1890 – начала 1900 гг. («Архиерей», «Невеста»).

Чехов-драматург. Мировое значение его драматургии.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ


Своеобразие романов И. С. Тургенева

И. А. Гончаров – писатель-романист.

Идеи и образы романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».

Новаторский черты лирики А. А. Фета.

«Анна Каренина» – семейный роман.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Iii история отечественной литературы XIX в
360.7kb.
Полонский вадим Владимирович мифопоэтические аспекты жанровой эволюции в русской литературе конца XIX – начала XX века
682.39kb.
1. Цели освоения дисциплины «Источниковедение отечественной истории XI –xx вв.»
298.15kb.
История зарубежной литературы I половины XIX века (романтизм). Обязательная литература Германи я
126.48kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине История отечественной журналистики для специальности Филология
79.67kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля)
143kb.
"Аструм-тур" 107113 Москва, Сокольническая пл., д. 4-а оф. 308
107.79kb.
Е. А. Приходовская творческие задания в курсе «история зарубежной музыки (от античности до XIX века)» Учебное пособие
315.7kb.
«история отечественной журналистики»
28.68kb.
Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Средних веков», «История России. Древняя Русь» в 6 классе Учитель: Кенчешаова Н. Ч
133.3kb.
Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.: Культура и спорт, юнити, 1997. 496 с
765.2kb.
2 Цели освоения дисциплины
399.96kb.