takya.ru страница 1
скачать файл
Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: «Имя прилагательное», повторительно-обобщающий урок.

Тараторкина Светлана Викторовна, учитель русского языка

МБОУ СОШ №3 г. Енисейска Красноярского края
Конкурс «Образовательный потенциал России»

Аннотация: Изучение части речи «Имя прилагательное» начинается с начальной школы. В 6 классе происходит углубление представления о прилагательном. Изучение данной части речи заканчивается повторительно-обобщающим уроком, на котором ребята оценивают уровень своих знаний и готовятся к контролирующей работе.

В предлагаемом конспекте урока особое внимание уделяется групповой форме организации учащихся, что позволяет создавать партнерство в учении, развивает умение слушать и слышать друг друга, формированию информационной, коммуникативной компетентностей.
Тема урока: Повторение по теме «Имя прилагательное»

Предмет: русский

язык

Класс: 6


Учебник: для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян,  И.И. Кулибаба.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»

Задачи:

1.Систематизировать знания учащихся по теме, закрепить навыки правописания прилагательных.

2.Продолжить формирование умений использовать имена прилагательные в речи.

3.Развивать память, мышление, умение пользоваться алгоритмами, опорными записями при выполнении различных заданий.

4.Воспитывать самостоятельность, инициативность, умение работать в группах, вести учебную дискуссию.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Оборудование:

компьютерная презентация;

интерактивная доска, карточки-задания.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Задание: Тест (приложение №1)

(Учащиеся самостоятельно выполняют тест)

-Возникли трудности при выполнении данного теста? На все вопросы смогли ответить?

(проверка теста: координаторы в группах зачитывают правильные ответы).

-Сформулируйте тему урока, опираясь на тест.

-Чем мы сегодня будем заниматься? Какие задачи мы перед собой поставим? (учащиеся сами формулируют цель и задачи урока);(слайд 2)
3. Прочитайте тексты, сравните. Чем они отличаются? (слайд 3)

1. Настали дни. В траве проглядывают стебельки. Ветер разносит аромат земли. Раскрываются почки на березах. Кроны сосен темнеют на фоне неба. Со всех сторон слышится пение птиц.

2. Настали весенние дни. В прошлогодней траве проглядывают свежие стебельки. Ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на березах. Кроны сосен темнеют на фоне неба. Со всех сторон слышится пение птиц.

-Какова роль прилагательных в тексте? Что они обозначают?

Задание: выполните синтаксический разбор второго предложения, сделайте вывод о синтаксической роли прилагательного (один учащийся выполняет синтаксический разбор предложения на интерактивной доске) (слайд 4)

-Объясните правописание прилагательного (в траве) прошлогодней. Какое это прилагательное? Способ образования?

Задание: подберите к выделенным существительным сложные прилагательные. (Задание выполняется в группах)

Возможный вариант текста: (слайд №5) (учащиеся выполняют морфемный разбор сложных прилагательных на интерактивной доске)



Настали весенние дни. В желто-коричневой прошлогодней траве проглядывают свежие ярко-зеленые стебельки. Южно-восточный ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на белоствольных березах. Кроны вечнозеленых сосен темнеют на фоне ярко-голубого неба. Со всех сторон слышится разноголосое пение птиц.


  1. Повторение правописания прилагательных.

Работа с сигнальными карточками: Учитель произносит тезисы. Если

тезис верный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если нет – красную.



  1. Нам не важно знать, от какой части речи образовано прилагательное.

  2. В прилагательных, образованных с помощью суффиксов –онн-, -енн-, пишется НН.

  3. В суффиксе –ян- всегда пишется Н.

  4. В кратких прилагательных всегда пишется Н.

  5. В суффиксе –ин- всегда пишется Н.

  6. В слове старинный пишется Н, потому что прилагательное образовано с помощью суффикса –ин-.

  7. Слова зеленый, синий, юный, румяный, багряный пишутся с Н.

Задание: Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы Н или НН (задание выполняется в парах) (Приложение №2; слайд № 6)

5. «Третий лишний». Выберите «лишнее» прилагательное из слов, записанных выше. По какому критерию вы будете это делать? (Разряды прилагательных) (работа в группах) (слайд 7) Задание: Определите разряд прилагательных.

1.Соломенная шляпа, кожаное пальто, комариный укус.

2. Стеклянный кувшин, серебряное кольцо, безветренный день.

3. Оловянный солдатик, гусиное перо, утиный клюв.



6. Повторение правописания Не с прилагательными. Какие из перечисленных приемов используют при выборе слитного или раздельного написания НЕ с прилагательными?

Напишите номера ваших ответов (работа в группах) (слайд 8)

1. Найти зависимые слова.

2. Установить, если предлог.

3. Выяснить, употребляется ли слово без НЕ.

4.Поставить вопрос к слову.

5.Определить падеж.

6.Выяснить, есть ли в предложении противопоставление.

7.Установить, можно ли заменить слово синонимом.

8.Подобрать родственные слова.

Задание: «Составьте шифр» Определите, слитно или раздельно нужно писать прилагательные с -НЕ. Если слитно, ставьте букву С; если раздельно – Р.

Книга нисколько не интересная; некрасивый поступок; неряшливый вид; неглубокая речонка; неглубокий, но рыбный пруд; недорогой, но красивый платок; далеко не красивый поступок; неинтересный рассказ; не широкая, а узкая канава; невысокий кустарник

Взаимопроверка (слайд 9)



(Р,С,С,С, С, С, Р, С, Р, С.)
7.«Не спутай кармашки»

Задание: от существительных, записанных на карточках, образуете прилагательные с помощью суффикса –К- или –СК-. Положить карточку в соответствующий кармашек. (работа в парах)



Черкес, рыбак, словак, немец, стрелец, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, киргиз, Турция, елец.

(самопроверка) (слайд 10)

8. Запишите предложения, исправив ошибки. Каким правилом будете пользоваться? (Степени сравнения прилагательных)

1.Развитие событий в этой картине становится более интереснее.

2.Волга ширее Дона.

3. С наступлением весны дни становятся длиньше.

4. Из двух зол выбирай более меньшее.

5. Нет ничего красивше природы родного уголка.

Задание: Выполнить на выбор синтаксический разбор одного предложения. Сделать вывод о синтаксической роли прилагательных.


9.«Буквенный диктант»

Прослушайте утверждения, если согласны, поставьте в буквенном диктанте букву «Д», не согласны – «Н»

1.

Прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы: какой, какая, какие.



Обозначает признак предмета.

В предложении бывает определением.

2.

Прилагательное имеет разряды: качественное, относительное, притяжательное.



Относительное прилагательное имеет степени сравнения.

Прилагательное лисий – относительное.

3.

Прилагательные: неряшливый, неугомонный пишутся слитно, т.к. без НЕ не употребляются.



Прилагательное: Неглубокая, но холодная река пишется раздельно.

Если прилагательное можно заменить синонимом без –НЕ, то можно написать раздельно

4.

Качественные прилагательные имеют степени сравнения.



Прилагательные: меньше, хуже, лучше относятся к простой сравнительной степени. Прилагательные: более громкий, более широкий, широчайший относятся к превосходной степени

5.

В предложении: Морозное дыхание метели еще свежо 2 прилагательных.



В суффиксах прилагательных: лицевой, ситцевый, моржовый пишется буква Е.

В суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и Ц под ударением пишется буква О, без ударения - буква Е.

6.

Сложные прилагательные пишутся только слитно.



Прилагательные, обозначающие оттенки цветов пишутся слитно.

Сложные прилагательные могут писаться слитно или через дефис.

7.

Ветреный – Н.



Стеклянный, оловянный, деревянный пишется НН.

В кратких прилагательных пишется столько же букв Н, сколько и в полных



8.Рефлексия. Самопроверка (слайд 12)

Самостоятельно оцените свои знания по теме (если учащиеся выполнили буквенный диктант без ошибок, у них получится цифра «5»). Подумайте, что еще вам надо повторить, подучить, над чем еще следует поработать?

9.Подведение итогов.

10.Домашнее задание: подготовиться к зачетной работе; контрольные вопросы - с.135 учебника

Приложение 1

Тест:



задание




1.

Прилагательное обозначает:

а) предмет; б) признак предмета; в) действие;






2

Прилагательное может отвечать на вопрос:

а) каков? б) что делать? в) что?






3

Прилагательное может изменяться:

а) по родам; б) лицам; в) временам;






4

В предложении прилагательное может выполнять роль:

а) подлежащего; б) определения; в) сказуемого.






5

Укажите прилагательные в сравнительной степени:

а) высокий; б) глубочайший; в)лучше.






6

Прилагательные этого разряда обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному:

а) качественные; б) относительные; в) притяжательные.






7

Прилагательное дли..ый (путь) образовано с помощью суффикса: а) Н; б) ин




8

В прилагательном плюш..вый пишется буква:

а) о; б)ё






9

Прилагательное (темно)зеленый пишется:

а) слитно б) раздельно; в)через дефис.





Приложение № 2


1.Соломе..ая шляпа, кожа..ое пальто, комари..ый укус.

2. Стекля..ый кувшин, серебря..ое кольцо, безветре..ый день.

3. Оловя..ый солдатик, гуси..ое перо, ути..ый клюв.
Приложение № 3

«Не спутай кармашки»



Задание: от существительных, записанных на карточках, образуете прилагательные с помощью суффикса –К- или –СК-. Положить карточку в соответствующий кармашек.

Черкес, рыбак, словак, немец, стрелец, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, киргиз, Турция, елец..
скачать файл



Смотрите также:
«Имя прилагательное», повторительно-обобщающий урок
77.06kb.
Имя прилагательное Основные понятия и термины: имя прилагательное, разряд прилагательного. Краткий план ответа
36.64kb.
Тема: Повторительно обобщающий урок по разделу «Древняя Греция»
54.48kb.
Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? чей?
36.45kb.
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Имя существительное» (обобщающий урок) Романенко Марина Николаевна, учитель начальных классов 217 473 344
48kb.
Урок по теме «Установление феодального строя»
67.75kb.
Повторительно-обобщающий урок, его место и значение в процессе обучения географии
93.05kb.
Тема : Обобщающий урок. Река. Обитатели реки
29.37kb.
«Имя прилагательное» 6 класс
16.24kb.
Внеклассное мероприятие по русскому языку
69.88kb.
5. Найди и выпиши из текста слово, которому можно дать такую характеристику: имя прилагательное, качественное, в полной форме, в родительном падеже, в единственном числе, в мужском роде
19.53kb.
Урок тема: чс природного характера «Грозные силы природы» (обобщающий) Задачи
67.83kb.