takya.ru страница 1
скачать файл
Содержание инновационной деятельности в МБДОУ № 218
В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности дошкольника. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ребенка.

Необходимость разработки нового календарно-тематического планирования для учителей-логопедов связана с введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также "Примерного плана образовательной работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения", составленного в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования кафедрой дошкольного образования ГОУ ДПО «Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования».

Создание такого документа - это инновационный процесс, и как любая инновационная деятельность предполагает соблюдение определенных этапов переходного периода, который предполагает множество вопросов, обсуждений, сомнений, поиск наиболее эффективных путей внедрения инноваций. Мы считаем, что именно в таком периоде сейчас работаем: самостоятельно вносим некоторые изменения в образовательный процесс, разрабатываем вариативную часть программы, по-новому организуем сотрудничество с родителями.

Творческая группа учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений Ленинского района уже несколько лет работает над составлением и внедрением «Проекта рабочей учебной программы по преодолению общего недоразвития речи воспитанников дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи». В 2011-2012 учебном году нашей творческой группой учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений внесены коррективы в «Проект рабочей учебной программы по преодолению общего недоразвития речи воспитанников дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» с учетом особенностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и профессиональных запросов педагогов, работающих в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения федеральных государственных требований .

При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного образовательного учреждения.

Частью «Проекта рабочей учебной программы по преодолению общего недоразвития речи воспитанников дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи является комплексно-тематическое планирование, составленное с учетом примерного плана образовательной работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения на основе рекомендаций кафедры дошкольного образования ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Основой календарно-тематического планирования является метод тематического восприятия окружающего мира дошкольниками. Выбирается тема недели, которая первоначально рассматривается в ходе непосредственно организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, все остальные формы работы продолжают предложенную тему, и так или иначе связаны с ней.

«Проект рабочей учебной программы» позволяет решать главную задачу - обеспечение условий для успешного развития речи каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, попавшего в группу для детей с нарушениями речи.

Федеральные Государственные Требования к структуре основной для педагогов дошкольного образовательного учреждения являются заданными извне требованиями к качеству образования, поставленными образовательному учреждению государством и поэтому обязательны, в связи с этим календарно-тематическое планирование, сложившееся у учителей-логопедов в течение ряда лет работы, было подвержено большим изменениям.

В ходе работы нашей творческой группы над составлением календарно-тематического планирования в соответствии с вышеобозначенными требованиями нами отмечены следующие позитивные тенденции:

- единая тема недели, которая первоначально рассматривается в ходе непосредственно - организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и по которой работают все специалисты ДОУ;

- выбор разнообразных форм работы именно по предложенной теме;

- взаимодействие всех узких специалистов по данной теме;

- обогащение и расширение словаря воспитанников;

- успешность ребенка в течение всего пребывания в дошкольном образовательном учреждении;

- необходимость и достаточность степеней свободы для выбора воспитанниками способов общения, поведения;

- возможность выбора воспитанниками видов деятельности, средств, материалов, содержания и направленности образования (в соответствии с интересами и способностями);

- реализацию в дошкольных образовательных учреждениях развивающих образовательных технологий.

В тоже время, нами отмечены следующие негативные тенденции, требующие доработки и корректировки:

- перегруженность содержания примерных тем излишней информацией, часто не соответствующей теме предъявленной изначально;

- «потеря» лексических тем, необходимых с точки зрения учителя-логопеда.

НОВИЗНА.

- впервые все специалисты, работающие в ДОУ, работают по дидактически выстроенному содержательному плану работы на неделю;

- появилась возможность взаимодействия специалистов со всеми педагогами ДОУ на основе этого плана;

- наметилась возможность общего взаимодействия всех педагогов с родителями в рамках заданной темы.

Творческая группа, составившая календарно-тематическое планирование лексических тем, надеется, что данный документ поможет на определенном этапе учителям-логопедам правильно выстроить работу с воспитанниками и воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в период введения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Данное календарно-тематическому планированию непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка и самостоятельной развернутой фразовой речи является рекомендательным и будет отрабатываться участниками нашей творческой группы в своей профессиональной деятельности на базах дошкольных образовательных учреждений в следующем учебном году. Естественно, в процессе работы у учителей-логопедов возникнут интересные предложения, подтвержденные практической деятельностью. Все рекомендации будут обязательно учтены и включены в изменения, которые возникнут в дальнейшей работе.
Приложение 1

Календарно-тематическое планирование предполагает осуществление 34-х примерных тем. Реализация одной темы осуществляется в недельный срок. Программное содержание темы разрабатывается с учётом возрастных возможностей детей. Освоение одной и той же темы каждый год позволяет одновременно закреплять и усложнять образовательное содержание.

Календарно – тематическое планирование

в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР




Сроки

Тема общая

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1 неделя сентября

«До свидания, лето»

«Здравствуй, детский сад» «День знаний»



Здравствуй, детский сад. Знакомство с помещением детского сада. Профессии работников детского сада.

День знаний. Скоро в школу. Школьные принадлежности. Профессии учителя, работников детского сада.

2 неделя сентября

«Мой дом», «Мой город», «Моя страна»

Мой город.

Моя страна. Мой край – Урал. День города.

3 неделя сентября

«Урожай»

Овощи. Фрукты

Сад (фрукты, ягоды), огород. Хлеб.

4 неделя сентября

«Краски осени»

Осень (признаки). Деревья (лиственные, хвойные).

Осень. Лес (деревья, кустарники, грибы, ягоды).

1 неделя октября

«Животный мир»

Домашние животные и птицы и их детеныши.

Животные севера и юга и их детеныши. Зоопарк.

2 неделя октября

«Я – человек»

Строение тела человека.

Человек – представитель живого на Земле. Функционирование организма человека

3 неделя октября

«Народная культура и традиции»

Игрушки. Народные промыслы (Городец, дымка, хохлома).

Народные промыслы Урала (Златоуст, Касли, камнерезы). История родного края.

4 неделя октября

«Наш быт»

Дом (части дома, квартира). Мебель.

Дом (виды домов). Электроприборы.

1 неделя ноября

«Дружба», «День народного единства»

Моя Родина - Россия. Москва.

Государственные символы России. Города Челябинской области, России.

2 неделя ноября

«Транспорт»

Классификация транспорта: наземный, воздушный, водный. Профессии на транспорте.

Транспорт специального назначения.

3 неделя ноября

«Здоровей-ка»

Продукты питания.


Правильное питание, витамины.

4 неделя ноября

«Кто как готовится к зиме»

Кто как готовится к зиме

Кто как готовится к зиме

1 неделя декабря

«Здравствуй, Зимушка-Зима!»

Зима (признаки). Зимующие птицы.

Зима (признаки). Зимующие птицы.

2 неделя декабря

«Город мастеров»

Профессии. Инструменты.

Современные профессии (визажист, стилист, гувернантка, охранник, телеведущий, фермер и т.д.). Инструменты.

3 неделя декабря

«Новогодний калейдоскоп»

Зимние забавы, развлечения. Зимняя одежда и обувь.

Зимние виды спорта.

4 неделя декабря

«Новогодний калейдоскоп»

Новогодние традиции. Новогодние игрушки.

«Ждём гостей» (украшение дома, стола)



Традиции празднования Нового года на Руси и других странах.


3 неделя января

«В гостях у сказки»

В гостях у сказки (Русские народные сказки. Герои сказок.)

В гостях у сказки. (Уральские сказы)


4 неделя января

«Этикет»

Столовая посуда. Нарядная одежда, обувь.

Классификация посуды и материал.

Нормы этикета. Нормы поведения.



1 неделя февраля

«Моя семья»

Моя семья

Моя семья

2 неделя февраля

«Азбука безопасности»

Азбука безопасности (Правила дорожного движения.)

Азбука безопасности (Правила безопасного поведения: на дороге, на воде, в лесу.)

3 неделя февраля

«Маленькие исследователи»

Материалы.


Земля – наш общий дом.


4 неделя февраля

Наши защитники

Наши защитники

Наши защитники

1 неделя марта

«Миром правит доброта»

Мы читаем…. Я помогаю. (Помощь пожилым людям, младшим, животным)


Мы читаем… Я – помогаю. (Отношение к младшим, пожилым людям, инвалидам).

2 неделя марта

«Женский день»

Женский день.


Женский день.


3 неделя марта

«Быть здоровыми хотим»

Спорт. Полезные привычки.

Спорт. Виды спорта. Здоровый образ жизни. Полезные и вредные привычки.

4 неделя марта

«Весна шагает по планете»

Весна (признаки).

Весна (признаки).

1 неделя апреля

«День смеха», «Цирк», «Театр»

Цирк.



Театр.



2 неделя апреля

«Встречаем птиц»

Перелётные птицы.

Перелётные птицы Южного Урала, кочующие птицы.

3 неделя апреля

«Космос», «Приведем планету в порядок»

Космос. День космонавтики.

Космос. День космонавтики.


4 неделя апреля

«Волшебница вода»

Пресноводные и аквариумные рыбы. Виды водоемов.

Обитатели морей и океанов.

1 неделя мая

«Праздник весны и труда»

Сезонные сельскохозяйственные работы (сад, огород)

Сезонные сельскохозяйственные работы.

2 неделя мая

«Мир природы»

Насекомые, цветы.

Земноводные.

3 неделя мая

«День Победы»

День Победы.

День Победы.

4 неделя мая

«До свидания, детский сад, здравствуй школа», «Вот мы какими стали большими»

Лето

Школа. Школьные принадлежности.

Педагог-психолог ДОУ принял участие в работе РМО по «Психологическому сопровождению образовательного процесса при внедрении ФГТ». Группой педагогов-психологов района были разработаны методические рекомендации, которые направлены на оказание помощи педагогу-психологу в обеспечение психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГТ. Данные методические рекомендации содержат характеристику содержания деятельности педагога-психолога общеобразовательного учреждения, включающую описание направлений деятельности, видов и форм работ, реализуемых специалистом.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в условиях внедрения ФГТ должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и коррекционно-развивающую совместную деятельность с детьми, но и на тесное сотрудничество с семьей воспитанников и педагогическим коллективом. Исходя из этого, структура предложенных методических рекомендаций основана на приоритетных направлениях психологического сопровождения, с изложением методов и форм работы наиболее эффективных при внедрении ФГТ.

Основными направлениями работы являются:

психологическое просвещение - формирование у воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и управленцев потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, психологическая газета. Приоритетными формами работы в повышении психологической культуры педагогов и родителей являются проведение «Родительского университета», фестиваля семьи «Погода в доме», конференции отцов.

психологическая профилактика предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении детей, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития (в т.ч. креативности). Целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей:

по предупреждению возможных социально-психологических и психологических проблем;

по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата;

по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).



Систематическая работа по предупреждению возможных проблем развития личности осуществляется психологом в форме психологических тренингов, семинаров-практикумов.

психологическая диагностика – углублённое психолого-педагогическое исследование воспитанников в процессе получения дополнительного образования, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей в усвоении дополнительной образовательной программы, развивающего эффекта дополнительной образовательной программы, а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится как индивидуально, так и с группами субъектов образовательного процесса.

психологическая коррекция и развитие – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, педагогов-организаторов и других специалистов как через реализацию дополнительной образовательной программы, так и через адресную работу педагога-психолога. Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.

психологическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

Организационно-методическая деятельность - деятельность, включающая в себя подготовку методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции с учетом потенциальных возможностей детей; обработку результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого-педагогических рекомендаций; участие в разработке методов и технологий, связанных с приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения; подготовку материалов к выступлениям на педсоветах, производственных совещаниях, семинарах-практикумах, родительских собраниях, методических семинарах, научно-практических конференциях; координацию профессионального взаимодействия с педагогами, а также со специалистами социальной и медицинской сфер.

На данном этапе внедрения ФГТ возникла необходимость модифицировать цель и задачи психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

Цель: Обеспечение психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГТ

Задачи:


- Повысить компетенцию педагога-психолога в условиях внедрения ФГТ в ДОУ.

- Обобщить психологический опыт и внедрить в практику работы ДОУ.

- Содействовать развитию инновационного потенциала педагога-психолога ДОУ и оказать помощь в освоении нового содержания психологической деятельности.

Значимость разработанных методических рекомендаций заключается в том, что они основаны:

- на федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования;

- на освоение всех образовательных областей с обязательным психологическим сопровождением;



- на специфических достижениях (интегративных качествах) в развитии ребенка и его образовательных потребностях в условиях ДОУ.

Методические рекомендации направлены оказать помощь педагогу-психологу в обеспечение психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГТ.
скачать файл



Смотрите также:
Инновационной деятельности в мбдоу №218
145.06kb.
Сведения и показатели результативности инновационной деятельности моу сош №140 за 2007 год
364.79kb.
Отчёт по инновационной деятельности моу сош №1 за 2009-2010 учебный год
154.12kb.
"Развитие инновационной деятельности на территории Красноярского края" на 2014-2016 годы государственной программы "Развитие инвестиционной, инновационной деятельности
174.42kb.
О регулировании инновационной деятельности в системе образования Санкт-Петербурга
437.69kb.
План инновационной деятельности
35.67kb.
Об инновационной деятельности
46.85kb.
Заведующая мбдоу «Чебурашка» Нажмутдинова А. А
50.22kb.
Общим собранием мбдоу д/с №10 Заведующий мбдоу д/с №10
440.36kb.
Совершенствование организации педагогической деятельности начинающих специалистов в рамках инновационной образовательной среды
70.12kb.
Высокое качество и эффективность работы
40.69kb.
Принято утверждено
70.6kb.