takya.ru страница 1
скачать файл


Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Биологический факультет




УТВЕРЖДАЮ





Проректор по научной работе




________________А.Ф.Крутов




«____»_______________ 2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



«Физиология высшей нервной деятельности»

(ОД.А.07; цикл ОД.А.00 «Дисциплины по выбору аспиранта»

основной образовательной программы подготовки аспиранта

по отрасли 03.00.00 Биологические науки,

специальность 03.03.01 – Физиология)

Самара


2011

Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 03.03.01 – Физиология, в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03.03.01 «Физиология» по биологическим наукам, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ № 274 от 08.10.2007 г., и учебным планом СамГУ по основной образовательной программе аспирантской подготовки.


Составитель рабочей программы: Инюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук

Рабочая программа утверждена на заседании совета биологического факультета

протокол № 6 от 23.06.2011 г.

Декан биологического факультета


«___»____________20____г. ______________ Г.Л.Рытов

(подпись)




1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины – формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний о физиологических механизмах, лежащих в основе высшей нервной деятельности человека и животных

Задачи дисциплины:

  • сформировать у аспирантов представление о важнейших закономерностях высшей нервной деятельности;

  • о важнейших физиологических механизмах, реализующихся на различных уровнях (от субклеточного до организменного) и лежащих в основе высшей нервной деятельности в условиях нормы и при патологических состояниях;

  • об основных научных проблемах и дискуссионных вопросах в современной физиологии высшей нервной деятельности;

  • подготовить аспирантов к применению полученных знаний при осуществлении конкретного исследования в области физиологии высшей нервной деятельности.


1.2. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины

Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:



  • иметь представление: о месте физиологии высшей нервной деятельности в системе биологических наук; об основных закономерностях функционирования физиологическх систем регуляции высшей нервной деятельности; о важнейших принципах высшей нервной деятельности;

  • знать: основные принципы высшей нервной деятельности; важнейшие экспериментальные подходы к изучению высшей нервной деятельности человека и животных; ключевые характеристики основных поведенческих реакций; особенности важнейших концепций ведущих отечественных и зарубежных физиологов и научных школ в области физиологии высшей нервной деятельности;

  • уметь: собирать, анализировать и интерпретировать научную литературу по физиологии высшей нервной деятельности; свободно ориентироваться в дискуссионных проблемах современной физиологии высшей нервной деятельности; работать с современным физиологическим оборудованием, владеть техникой эксперимента по физиологии высшей нервной деятельности; излагать в устной и письменной форме результаты своего исследования и аргументированно отстаивать свою точку зрения в дискуссии.


1.3.Связь с предшествующими дисциплинами

Курс предполагает наличие у аспирантов знаний по анатомии и физиологии человека и животных, математике, биофизике, биоорганической химии в объеме программы высшего профессионального образования.


1.4.Связь с последующими дисциплинами

Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, необходимы при подготовке и написании диссертации по специальности 03.03.01 – Физиология.


2. Содержание дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах)

Форма обучения (вид отчетности)



2-3 год аспирантуры; вид отчетности – зачёт

Вид учебной работы


Объем часов / зачетных единиц

Трудоемкость изучения дисциплины


72 / 2

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

8

в том числе:




лекции

4

семинары

0

практические занятия

4

Самостоятельная работа аспиранта (всего)

64

в том числе:




Подготовка к практическим занятиям

0

Подготовка реферата

0

Подготовка эссе

0

Изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку

64

2.2. Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Название раздела
дисциплины


Объем часов / зачетных единиц

лекции

семинары

практические занятия

самостоят. работа

1


Общие проблемы физиологии высшей нервной деятельности. Характеристика современного этапа развития физиологии высшей нервной деятельности.

2







2

2

Морфо-функциональная характеристика коры больших полушарий головного мозга.










6

3

Характеристика безусловных рефлексов.










6

4

Учение И.П.Павлова об условных рефлексах







2

6

5

Тормозные процессы в коре больших полушарий










6

6

Характеристика поведенческого акта. Мотивации и эмоции.

Функциональные системы.

2







6

7

Физиология памяти.










6

8

Типы высшей нервной деятельности










6

9

Физиология сна










6

10

Методики исследования высшей нервной деятельности







2

8

11

Особенности высшей нервной деятельности человека.










6




Итого:

4

0

4

64


2.3. Лекционный курс.

Тема 1. Общие проблемы физиологии высшей нервной деятельности. Характеристика современного этапа развития физиологии высшей нервной деятельности.

Основные этапы развития физиологии высшей нервной деятельности. Физиология высшей нервной деятельности в системе биологических наук. Предмет и объект изучения физиологии высшей нервной деятельности. Методологические основы современной физиологии высшей нервной деятельности.

Основные этапы истории развития физиологии высшей нервной деятельности. Роль И.П.Павлова в возникновении и развитии физиологии высшей нервной деятельности. Ведущие отечественные и зарубежные учёные-физиологи, научные школы, работающие в области физиологии высшей нервной деятельности.
Тема 6. Характеристика поведенческого акта. Мотивации и эмоции. Функциональные системы.

Системная организация поведенческого акта. Особенности высшей нервной деятельности на отдельных этапах онтогенетического и филогенетического развития. Мотивация как системообразующий фактор целостной поведенческой реакции. Классификация мотиваций. Эмоции как компонент целостных поведенческих реакций. Теории эмоций. Системная архитектоника целенаправленного поведенческого акта (П.К. Анохин). Структура функциональной системы.


2.4. Практические занятия.

Тема 4. Учение И.П.Павлова об условных рефлексах.

Выработка оборонительных условных рефлексов у человека.


Тема 10. Методики исследования высшей нервной деятельности

Методики исследования силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Электроэнцефалография.


3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний
3.1. Контрольные работы – не предусмотрены.

3.2. Список вопросов для промежуточного тестирования – не предусмотрено.
3.3. Самостоятельная работа

Изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку.

Выявление информационных ресурсов в научных библиотеках и сети Internet по следующим направлениям:


  • библиография по проблемам физиологии высшей нервной деятельности;

  • публикации (в том числе электронные) источников по физиологии высшей нервной деятельности;

  • научная литература по актуальным проблемам физиологии высшей нервной деятельности.


Тема 1. Общие проблемы физиологии высшей нервной деятельности. Характеристика современного этапа развития физиологии высшей нервной деятельности.

Характеристика современного этапа развития физиологи высшей нервной деятельности. Современные представления о физиологических основах высшей нервной деятельности человека и животных. Ключевые концепции в современной физиологии высшей нервной деятельности. Актуальные проблемы и перспективы развития современной физиологии высшей нервной деятельности.


Тема 2. Морфо-функциональная характеристика коры больших полушарий головного мозга.

Морфофункциональная характеристика различных отделов коры больших полушарий головного мозга. Основные типы корковых нейронов. Цитоархитектонические и миелоархитектонические поля. Проекционные, ассоциативные зоны коры, особенности их строения и функции. Конвергенции афферентных возбуждений на нейронах коры. Морфологические и функциональные особенности старой и новой коры больших полушарий. Значение тормозных нейронов для регуляции функционального состояния коры. Кортикофугальные влияния коры на подкорковые образования. Влияние коры на деятельность внутренних органов (К.М. Быков). Проблема динамической локализации функций в коре больших полушарий.



Тема 3. Характеристика безусловных рефлексов.

Рефлекторная теория. Распространение принципов рефлекторной теории на психическую деятельность человека. Классификация безусловных рефлексов. Инстинкты как сложные безусловные рефлексы; их биологическое значение, механизмы инстинктивного поведения. Центры безусловных рефлексов, их основные свойства.



Тема 4. Учение И.П.Павлова об условных рефлексах.


Определение понятия «условный рефлекс». Классификация условных рефлексов. Условия образования условных рефлексов. Современные представления о механизмах образования условных рефлексов. Гипотеза конвергентного замыкания дуги условного рефлекса. Рефлекторная дуга условного рефлекса. Методы выработки условных рефлексов у животных и человека.
Тема 5. Тормозные процессы в коре больших полушарий.

Торможение в коре больших полушарий; его физиологическая роль. Безусловное (внешнее) и условное (внутреннее) торможение. Виды внешнего и внутреннего торможения. Современные представления о механизмах условного торможения. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. Динамический стереотип.


Тема 6. Характеристика поведенческого акта. Мотивации и эмоции. Функциональные системы.

Теория функциональных систем (П.К. Анохин). Системная организация поведенческого акта. Афферентный синтез. Значение доминирующей мотивации, обстановочной афферентации, информации, хранящейся в памяти, пусковой афферентации в процессах афферентного синтеза. Принятие решения. Эфферентный синтез. Результат действия и акцептор результата действия. Нейрофизиологический субстрат акцептора результата действия.


Тема 7. Физиология памяти.

Память и ее значение в высшей нервной деятельности. Виды памяти. Иконическая и кратковременная память. Долговременная память. Модели кратковременной и долговременной памяти. Современные представления о нейрофизиологических механизмах памяти. Механизм долговременной потенциации. Роль гиппокампа и других структур головного мозга в физиологических механизмах памяти. Клеточные и гуморальные основы памяти.


Тема 8. Типы высшей нервной деятельности

Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности. Классификация и характеристика типов ВНД. Методы определения типов ВНД. Характеристика типологических особенностей высшей нервной деятельности человека.


Тема 9. Физиология сна

Активный и пассивный сон (И.П. Павлов). Физиологическое значение сна. Теории центров сна, гипнотоксинов. Циклы сна. Фазы и стадии сна. Характеристика медленного и быстрого сна. Современные представления о физиологических механизмах сна. Роль активирующей системы мозга, нейромедиаторных систем и биологически активных веществ в регуляции циклов сна и бодрствования. Физиологические механизмы сновидений. Гипноз.


Тема 10. Методики исследования высшей нервной деятельности

Методики исследования высшей нервной деятельности животных и человека. Экспериментальное исследование силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов. Методы исследования памяти. Методы исследования сна. Электроэнцефалография. Электромиография. Электроокулография.


Тема 11. Особенности высшей нервной деятельности человека.

Отличительные особенности высшей нервной деятельности человека. Влияние генетических факторов и окружающей среды на высшую нервную деятельность человека. Представление о первой и второй сигнальных системах действительности (И.П. Павлов). Слово как «сигнал сигналов». Развитие абстрактного мышления у человека.


3.3.1. Поддержка самостоятельной работы:

  • Список литературы и источников для обязательного прочтения.
  • Полнотекстовые базы данных и ресурсы, доступ к которым обеспечен из кампусной сети СамГУ (сайт научной библиотеки СамГУ, URL: http://weblib.samsu.ru/level23.html):


  1. Издания Самарского государственного университета

  2. Полнотекстовая БД диссертаций РГБ

  3. Научная электронная библиотека РФФИ (Elibrary)

  4. Электронные базы данных по физиологии PubMed и Medline

  5. БД издательства ELSEVIER

  6. Oxford University Press

  7. Журналы NATURE PG

  8. Реферативный журнал ВИНИТИ «Биология»

  9. Университетская библиотека ONLINE

  10. Университетская информационная система Россия

3.3.2. Тематика рефератов – не предусмотрены.
Итоговый контроль проводится в виде зачёта.
4. Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ (Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино- и телефильмов).
Программы пакета Microsoft Offiсe;
Сайт научной библиотеки СамГУ, с доступом к электронному каталогу и полнотекстовым базам данных – URL: http://weblib.samsu.ru/level23.html

5.Активные методы обучения (деловые игры, научные проекты)

не предусмотрены.


6. Материальное обеспечение дисциплины (Современные приборы, установки (стенды), необходимость специализированных лабораторий и классов)

    • Компьютерные классы, оснащенные компьютерами класса Pentium 4 с выходом в Интернет и в локальную сеть Самарского государственного университета, а также принтеры, сканеры и ксероксы.


7. Литература
7.1. Основная

  1. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебник для вузов.— 3-е изд., испр. и доп. — СПб : Питер, 2008.— 317 с. – 67 экз.

  2. Физиология человека: Учебник для мед., биол. и пед. вузов (Под ред. Г.И. Косицкого) .— 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Альянс, 2009 .— 560 с. – 30 экз.



7.2. Дополнительная


  1. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: Учебник для мед. вузов.— М. : Медицинское информ. агентство, 2007 .— 519 с. – 1 экз.

  2. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. 2-е изд.,доп.и перераб. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999 . 352 с. – 4 экз.

  3. Меркулова Н.А., Инюшкин А.Н., Федорченко И.Д. Очерки по физиологии высшей нервной деятельности. Ч.1: Учеб.пособ. — , Самара, 1995. 48 с. – 3 экз.

  4. Меркулова Н.А., Инюшкин А.Н., Федорченко И.Д. Очерки по физиологии высшей нервной деятельности. Ч.2: Учеб.пособ. — , Самара, 1997. 52 с. – 3 экз.

  5. Начала физиологии : Учеб.пособ.для вузов / Под ред. А.Д. Ноздрачева .— СПб. : Лань, 2002 .— 1088 с. – 4 экз.

  6. Осипов Б.С., Пономарева Е.В. Высшая нервная деятельность и сенсорные системы: Учеб. пособие для вузов.— Калининград: РГУ, 2006 .— 140 с. – 1 экз.

  7. Павлов И.П. Избранные труды. М.: Медицина. 2001. 365 с. – 1 экз.

  8. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учебное пособие для вузов.— М. : Академия, 2003 .— 304 с. – 3 экз.

  9. Урываев Ю.В., Донцов Р.Г. Физиология центральной нервной системы. Начало системной интеграции.— М. : Аспект Пресс, 2007 .— 160 с. – 2 экз.

  10. Физиология человека. В 3-х т. (Под ред.Шмидта Р.,Тевса Г.) Т.1 — М. : Мир, 2004. — 323 с. – 4 экз.

  11. Физиология человека. В 3-х т. (Под ред.Шмидта Р.,Тевса Г.) Т.3 — М. : Мир, 2004. — 224 с. – 4 экз.

  12. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии: Учеб. пособ. для вузов .— М. : Аспект Пресс, 2000 .— 277с. – 6 экз.


7. 3. Учебно-методические материалы по дисциплине

  1. Физиология человека и животных: Программы-минимум кандидатских экзаменов / Одобрено экспертным советом ВАК Министерства образования РФ по биологическим наукам; Утверждено приказом Министерства образования и науки РФ № 274 от 08.10.2007 г. М.: Изд-во «Икар», 2004.


ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

за___________/___________учебный год


В рабочую программу курса «Физиология высшей нервной деятельности», цикл ОД.А.07 «Дисциплины по выбору аспиранта» основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли Биологические науки, специальность 03.03.01 – Физиология вносятся следующие дополнения и изменения:


скачать файл



Смотрите также:
Инюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук рабочая программа
141.33kb.
Встреча участников Форума в вестибюле ст
65.83kb.
Декан исторического факультета С. Н. Ходин
196.82kb.
Филатов Олег Павлович, профессор, доктор физико-математических наук рабочая программа
118.97kb.
О. И. Залюбовская, О. Н. Литвинова, И. В. Киреев, В. В. Зленко, Л. В
2864.15kb.
Федоркин Николай Семенович, доктор философских наук, профессор, Заслуженный профессор мгу им. М. В
336.25kb.
Научный консультант: Клейберг Юрий Александро­вич академик, доктор педагогических наук, доктор психоло­гических наук, профессор ТвГУ
429.3kb.
И. В. Силуянова, профессор, доктор философских наук, зав
114.94kb.
Программа дошкольного образования
6089.67kb.
Под редакцией Н. В. Фединой, канд пед наук
4146.86kb.
Гуманизм. Метаморфозы… И. В. Силуянова, профессор, доктор философских наук, зав кафедрой биомедицинской этики ргму
45.28kb.
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор
257.68kb.